Промежуточный баланс

Порядок и сроки после сдачи промежуточного ликвидационного баланса

Если у ликвидируемого ООО отсутствуют долги и кредиторы, а с момента помещения первой публикации в Вестнике государственной регистрации прошло более 2 календарных месяцев и в ЕГРЮЛ внесены сведения об утверждении промежуточного ликвидационного баланса, то можно сразу же утверждать и подавать в регистрирующий налоговый орган ликвидационный баланс.

В соответствии с пунктом 1 статьи 63 ГК РФ и пунктом 2 статьи 22 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ о завершении процесса ликвидации ООО можно подавать документы в регистрирующий налоговый орган не ранее чем через 2 месяца с момента помещения в органах печати сообщения о ликвидации.

До 01.09.2014 между утверждением промежуточного ликвидационного баланса и завершением процедуры ликвидации должен был пройти месяц (пункт 4 статьи 63 ГК РФ в редакции Федерального закона от 21.12.2013 № 367-ФЗ).

С 01.09.2014 такой срок выдерживать больше не требуется (пункт 5 статьи 63 ГК РФ; пункт 19 статьи 1, пункт 1 статьи 3 Федерального закона от 05.05.2014 № 99-ФЗ).

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

Рекомендация: Как зарегистрировать ликвидацию ООО.

«Что нужно сделать для того, чтобы налоговая инспекция внесла в ЕГРЮЛ запись о ликвидации ООО

Завершающий этап процедуры ликвидации — подача установленного законодательством комплекта документов в налоговую инспекцию. Председатель ликвидационной комиссии (ликвидатор) может направить эти документы в инспекцию только после составления ликвидационного баланса. Как правило, документы подаются не ранее трех месяцев с момента принятия решения о ликвидации ООО.

Перечень документов, представляемых в налоговую инспекцию (п. 1 ст. 21 Закона о государственной регистрации, п. 27, 42, 46.1 Административного регламента)*:

1) заявление о государственной регистрации ООО в связи с его ликвидацией по форме № Р16001, утвержденной приказом № ММВ-7−6/25@. Документ подписывается председателем ликвидационной комиссии (ликвидатором). Подписывая заявление, председатель (ликвидатор) тем самым подтверждает, что при ликвидации соблюден установленный законом порядок и завершены расчеты с кредиторами;

Нужно ли заверять у нотариуса подпись заявителя на заявлении о государственной регистрации ООО в связи с его ликвидацией

Да, нужно, за исключением ситуации, когда документы для регистрации ликвидации направляют в инспекцию в форме электронных документов.

С 5 мая 2014 года вступили в силу изменения, внесенные в пункт 1.2 статьи 9 Закона о государственной регистрации Законом № 107-ФЗ.

Теперь закон прямо предусматривает, что подпись на заявлении о регистрации ООО в связи с ликвидацией не нужно заверять у нотариуса, если заявитель направляет необходимые документы через информационно-телекоммуникационные сети (в т. ч. Интернет) в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью (абз. 5 п. 1.2 ст. 9 Закона о государственной регистрации).

Во всех других случаях подпись заявителя необходимо засвидетельствовать в нотариальном порядке (п. 1.2 ст. 9 Закона о государственной регистрации, п. 38 Административного регламента, абз. 3 п. 1.18 Требований к оформлению документов).

2) ликвидационный баланс;

3) документ об уплате государственной пошлины в размере 800 руб.;

Обоснование

По закону размер госпошлины за государственную регистрацию ликвидации юридического лица составляет 20 процентов размера госпошлины, установленной подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса РФ (подп. 3 п. 1 ст. 333.33 НК РФ). Другими словами, размер госпошлины за регистрацию ликвидации равен 20 процентам от 4 тыс. руб., то есть 800 руб*.

В качестве документа об уплате госпошлины выступает либо платежное поручение с отметкой банка о его исполнении (при уплате пошлины в безналичной форме — абз. 2 п. 3 ст. 333.18 НК РФ), либо выдаваемая банком квитанция (при оплате наличными — абз. 3 п. 3 ст. 333.18 НК РФ). Платежный документ можно составить на сайте ФНС России с помощью сервиса „Уплата госпошлины“ или „Заполнение платежного документа на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации“.

Обязательно ли при регистрации ликвидации ООО представлять в налоговую инспекцию документ об уплате государственной пошлины

Нет, не обязательно, но лучше все же это сделать.

Факт уплаты пошлины можно подтвердить с помощью информации, содержащейся в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах (абз. 4 п. 3 ст. 333.18 НК РФ).

Если в этой системе есть сведения о том, что пошлину за регистрацию ликвидации оплатили, подтверждающий документ в инспекцию подавать не требуется (абз. 5 п. 3 ст. 333.18 НК РФ). В такой ситуации указанный документ предоставляет Казначейство России (абз. 3 п. 46.1 Административного регламента).

Однако не исключено, что информационная система не будет содержать необходимых сведений (например, в связи с тем, что банк, в котором уплачена пошлина, не зарегистрировался в системе либо не направил в нее сведения об оплате). В итоге возникнет риск отказа в регистрации ликвидации. Чтобы в максимальной степени обезопасить себя от этого риска, имеет смысл самостоятельно представить в инспекцию документ об уплате пошлины.

4) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда РФ определенных законодательством сведений о застрахованных лицах.

Обязательно ли при регистрации ликвидации ООО подавать в налоговую инспекцию документ, подтверждающий представление в Пенсионный фонд РФ сведений о застрахованных лицах

Нет, не обязательно, но лучше все же это сделать.

Ликвидируемое ООО должно представить в территориальный орган Пенсионного фонда РФ сведения о застрахованных лицах в течение месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса, но не позднее дня подачи в налоговую инспекцию документов для регистрации ликвидации (абз. 5 п. 2 ст. 9, п. 3 ст. 11Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ „Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования“; далее — Закон об индивидуальном учете).

Непосредственно при подаче документов в инспекцию какую-либо справку (иной документ) из Пенсионного фонда РФ можно не представлять. Дело в том, что инспекция, не получившая от заявителя справку из Пенсионного фонда РФ, должна самостоятельно получить необходимую информацию в территориальном органе Пенсионного фонда РФ (подп. „г“ п. 1 ст. 21 Закона о государственной регистрации, п. 42 Административного регламента).

Однако все же имеет смысл самостоятельно подать в инспекцию документ, подтверждающий представление в Пенсионный фонд РФ сведений о застрахованных лицах. Это обезопасит заявителя от того, что инспекция откажет в регистрации. В противном случае (т. е. если понадеяться на выполнение инспекцией обязанности по получению сведений из Пенсионного фонда РФ) возникнет риск отказа со стороны регистрирующего органа. К примеру, инспекция может не получить необходимые сведения по следующим причинам:

    • сотрудники инспекции не направят межведомственный запрос в территориальный орган Пенсионного фонда РФ;

    • сотрудники территориального органа Пенсионного фонда РФ нарушат правила представления сведений.

Кроме того, может сложиться ситуация, когда инспекция получит сведения из Пенсионного фонда РФ, но посчитает их недостаточными для регистрации ликвидации.

Разумеется, в каждом из этих случаев можно попытаться оспорить действия инспекции. Но лучше заранее обезопасить себя ненужных споров.

На основании представленных документов налоговая инспекция регистрирует ликвидацию ООО — вносит в ЕГРЮЛ запись о ликвидации. С этого момента общество считается прекратившим существование (п. 8 ст. 63 ГК РФ).

Регистрация осуществляется в срок не более пяти рабочих дней со дня подачи документов (п. 1 ст. 8,п. 5 ст. 22 Закона о государственной регистрации, п. 16 Административного регламента). Инспекция не позднее одного рабочего дня с момента регистрации выдает заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи в ЕГРЮЛ, — лист записи ЕГРЮЛ с информацией о том, что ООО ликвидировано (п. 3 ст. 11 Закона о государственной регистрации, абз. 2 п. 15, абз. 6 п. 16Административного регламента)*.

Сведения о ликвидации ООО публикуются налоговой инспекцией в журнале „Вестник государственной регистрации“ (п. 6 ст. 22 Закона о государственной регистрации).».

Этапы процедуры ликвидации

Для получения ответа на вопрос «Ликвидационный баланс должен быть нулевым или нет?» разберем несколько моментов, связанных с процедурой ликвидации предприятия.

В ст. 61–64 ГК РФ выделены этапы, которые должна пройти компания при ликвидации:

  1. Вынесение органом управления или единоличным собственником решения о закрытии предприятия.
  2. Информирование налоговой инспекции о вынесенном решении для изменения данных в ЕГРЮЛ.
  3. Утверждение специальной комиссии по ликвидации.
  4. Публичное сообщение о прекращении деятельности, например, через СМИ, на интернет-ресурсах.
  5. Проведение инвентаризации имущества и обязательств, принятие мер по истребованию дебиторской задолженности и извещение кредиторов о ликвидации юридического лица.
  6. Составление промежуточного ликвидационного бухгалтерского баланса.
  7. Окончательный расчет с кредиторами.
  8. Составление окончательного (итогового) ликвидационного баланса
  9. Распределение имущества юридического лица, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, его учредителям (участникам).
  10. Государственная регистрация результатов закрытия компании.

Итак, в процессе ликвидации может быть составлено несколько ликвидационных балансов: промежуточные и окончательный. При этом они не должны быть одинаковыми.

Подробнее о процедуре ликвидации читайте в статье «Порядок закрытия ООО — пошаговая инструкция».

Промежуточный ликвидационный баланс

Составляется промежуточный ликвидационный баланс ликвидационной комиссией только после окончания срока предъявления требований кредиторами (п. 1 ст. 63 ГК РФ).

Промежуточный ликвидационный баланс должен содержать информацию:

  • об имуществе ликвидируемой организации (на основании результатов инвентаризации);
  • перечне требований, предъявленных кредиторами, и результатах их рассмотрения;
  • перечне требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией.

Данные об имуществе должны быть подтверждены материалами инвентаризации (п. 27 ПБУ о бухучете и бухотчетности, утвержденное приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н). Как правило, перечень предъявленных кредиторами требований и результаты их рассмотрения ликвидационной комиссией приводятся в приложении к балансу, полученный документ пронумеровывается, прошивается и скрепляется печатью на обороте. Таким образом, исходя из требований к промежуточному ликвидационному балансу, можно утверждать, что нулевым он быть никак не может.

Промежуточный ликвидационный баланс утверждают учредители (участники) юридического лица или орган, принявший решение о ликвидации. В некоторых случаях промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом. Такой порядок предусмотрен п. 2. ст. 63 ГК РФ. Обратите, внимание, что не стоит утверждать промежуточный ликвидационный баланс, если имеет место хотя бы одно из следующих обстоятельств:

  • суд принял к производству исковое заявление кредитора к ликвидируемому обществу, и решение по этому делу (иной судебный акт, завершающий производство по делу) еще не вступило в законную силу;
  • в отношении ликвидируемого общества проводят выездную налоговую проверку, и итоговый документ по ней еще не вступил в силу.

Закон прямо не запрещает утвердить промежуточный ликвидационный баланс в каждом из таких случаев. Однако при наличии хотя бы одного из них подать уведомление в налоговый орган о составлении промежуточного ликвидационного баланса нельзя (подп. «б», «в» п. 4 ст. 20 закона «О государственной регистрации…» от 08.08.2001 № 129-ФЗ).

Несмотря на то, что в законе № 129-ФЗ нет прямого указания на обязанность сдавать промежуточный ликвидационный баланс в регистрирующий орган, сдать его необходимо, так как без промежуточного баланса окажется невозможной проверка достоверности ликвидационного баланса. А достоверность ликвидационного баланса является необходимым условием регистрации ликвидации организации.

Ликвидационный баланс должен быть нулевым или нет

После того, как все расчеты с кредиторами завершены, составляется уже ликвидационный баланс, который также должен быть утвержден учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица (п. 6 ст. 63 ГК РФ). И здесь опять встает вопрос: «Ликвидационный баланс должен быть нулевым или нет»? Ответ на этот вопрос неоднозначный. Дело в том, что на настоящий момент не выработано единого методологического подхода, закрепленного в НПА, к порядку составления показателей окончательного ликвидационного баланса. Кроме того, ст. 63 ГК РФ не устанавливает первоочередности составления ликвидационного баланса перед распределением имущества между собственниками. В ней говорится только о том, что оба эти действия должны произойти после погашения кредиторки. Также затрудняет ответ на вопрос «Ликвидационный баланс должен быть нулевым или нет?» то обстоятельство, что законодательно не урегулирован вопрос о правомочности ликвидационной комиссии самостоятельно принимать решение о распределении имущества, оставшегося после расчета с кредиторами, между участниками (учредителями).

В принципе правомочны обе позиции: и что он должен быть нулевым, и что может иметь показатели (кроме кредиторки).

Таким образом, если допустить, что ликвидационная комиссия правомочна распределять имущество, оставшееся после расчета с кредиторами, между акционерами и ликвидационный баланс может быть составлен после распределения имущества, то ответ на вопрос «Ликвидационный баланс должен быть нулевым или нет?» положителен.

Если же считать, что решение о распределении имущества, оставшегося после расчета с кредиторами, принимают акционеры, и ликвидационный баланс должен содержать информацию о таком имуществе, то ответ на вопрос «Ликвидационный баланс должен быть нулевым или нет?» отрицателен.

В связи с неопределенностью законодательства по этому вопросу представляется, что обе изложенные позиции могут быть правомочны, хотя каждая из них имеет свои минусы.

О том, как может делиться имущество между участниками, читайте в материале «Как происходит распределение имущества при ликвидации ООО?».

Последствия составления нулевого и ненулевого балансов

Недостатком первой позиции может являться наличие среди активов ликвидируемой организации дебиторской задолженности, взыскание которой может растянуться на довольно длительное время, и соответственно составление ликвидационного баланса будет перенесено на неопределенный срок (пока не будет погашена вся дебиторская задолженность). Вторым недостатком данной позиции является неопределенность в порядке разрешения возможного спора между участниками относительно того, кому из них должно быть передано оставшееся имущество. Согласно п. 8 ст. 63 ГК в случае возникновения спора относительно того, кому из участников нужно передать вещь, ликвидационная комиссия должна продать эту вещь с торгов, но представляется, что с этим вопросом могут возникнуть определенные сложности, ведь эта вещь по решению ликвидационной комиссии уже передана одному из участников. Очевидно, что в этом случае нулевой ликвидационный баланс может быть утвержден только после разрешения спора между участниками.

Недостатком второй позиции может явиться наличие среди активов ликвидируемой организации имущества, облагаемого транспортным налогом и (или) налогом на имущество. В этом случае ликвидируемая организация продолжает оставаться плательщиком указанных налогов, и у нее до распределения или продажи данного имущества продолжает формироваться кредиторская задолженность по этим налогам. А, следовательно, в этом случае ликвидационный баланс не может быть утвержден, поскольку будет иметь место кредиторская задолженность по налогам.

Последняя бухгалтерская отчетность

И еще несколько слов о бухгалтерской отчетности ликвидируемого юридического лица. Особенности бухгалтерской отчетности при ликвидации приведены в ст. 17 закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ. Отчетный год у ликвидируемой компании неполный. Начинается он, как обычно, с 1 января, а вот оканчивается датой, предшествующей дате внесения в ЕГРЮЛ записи о ее ликвидации. На дату, предшествующую дате внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации юридического лица, составляется последняя бухгалтерская отчетность. Составляться она должна на основе утвержденного ликвидационного баланса и данных о фактах хозяйственной жизни, имевших место в период с даты утверждения ликвидационного баланса до даты внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации общества. Таким образом, последняя бухгалтерская отчетность – преемник не предыдущей бухгалтерской отчетности, а ликвидационного баланса.

В подп. 9 п. 3 ст. 21 закона № 402-ФЗ сказано, что состав последней бухгалтерской отчетности, порядок ее составления и денежного измерения объектов в ней должны устанавливать федеральные стандарты. Но на сегодня такие стандарты не утверждены и порядок представления такой отчетности в какие-либо государственные органы не установлен.

После составления окончательного ликвидационного баланса

После того как окончательный ликвидационный баланс составлен, его должны утвердить лица, принявшие решение о ликвидации. Для этого им необходимо оформить протокол (решение) об утверждении или проставить соответствующие отметки прямо на балансе.

Вместе с окончательным балансом ликвидационная комиссия передает в распоряжение учредителей (участников) всё оставшееся после расчетов с кредиторами имущество. Эти активы должны быть распределены между учредителями (участниками) в соответствии с их долями в уставном капитале.

Как только все расчеты произведены, в налоговую инспекцию необходимо подать окончательный пакет документов для ликвидации:

  • заявление по форме Р16001 (нотариально заверенное);
  • окончательный ликвидационный баланс;
  • протокол (решение) об утверждении окончательного ликвидационного баланса;
  • квитанцию об оплате госпошлины в размере 800 рублей.
  • справки из фондов, подтверждающие отсутствие задолженности (их сдавать не обязательно, так как налоговая должна самостоятельно запрашивать эти данные в ПФР и ФСС).

Коды бухгалтерской отчётности в 2018 году

Кому приходилось заполнять стандартные формы отчетов, тот уже сталкивался с четырехзначными шифрами, которые стоят отдельно от названия строк в таблицах. Это — коды бухгалтерской отчетности. Нужны они, в первую очередь, налоговикам, чтобы автоматически обрабатывать огромные массивы данных, которые поступают к ним с документами. Специальные программы позволяют считывать их и анализировать информацию в считанные секунды.
Цифровые коды определены Приказом Минфина РФ №66-н от 02.07.2010г.
В этой статье мы подробнее расскажем об основных кодах, используемых в стандартных формах бухгалтерских отчетов.
Коды строк отчетности
Они шифруют всю информацию по организации. Проставляются непосредственно в самих таблицах отчетов. В приложении №4 к Приказу №66-н каждый код привязан к отдельной форме отчета.
При общей системе бухгалтерской отчетности компании заполняют 6 форм, и соответственно, применяют 6 видов кодификации:
— бухгалтерский баланс. Код строк имеет вид 1ХХХ;
— отчет о финансовых результатах: 2ХХХ;
— отчет об изменениях капитала: 3ХХХ;
— отчет о движении денежных средств: 4ХХХ;
— приложение к бухгалтерскому балансу 5ХХХ;
— отчет о целевом использовании средств 6ХХХ.
Внутри каждого отчета имеются разделы, они зашифрованы во второй строке кода.
Пример: раздел 2 бухбаланса называется «оборотные активы», и строки в нем начинаются на 12ХХ. Или раздел расчета валовой прибыли в форме№2: 21ХХ.
В третьей цифре кода зашифрованы подразделы.
Пример: подраздел «запасы» раздела «оборотные средства» бухбаланса — 121Х.
Четвертая, последняя цифра кода детализирует информацию в подразделе:
Пример: строка «сырье и материалы» подраздела «Запасы» имеет код 1211.
Как видно, структура имеет понятную логику построения, и проста для использования.
Компании, использующие упрощенную бухотчетность в своей деятельности, применяют ту же кодировку.
Коды периодов бухгалтерской отчетности в 2018 году
Подавляющее большинство юрлиц сдают бухгалтерскую отчетность раз в год. Для них код отчетного периода на титульном листе всегда «34». Но есть организации, которые обязаны отчитываться ежеквартально. Например, страховые компании. Для квартальных отчетов предусмотрены коды:

  • за первый квартал – «21»;
  • за первое полугодие – «31»;
  • за девять месяцев – «33»

При ликвидации или реорганизации предприятия предусмотрены шифры:

  • «94» – для промежуточных отчетов;
  • «90» – для заключительного отчета.

Коды периодов налоговой отчетности в 2018 году
Свои двузначные коды имеются и в налоговых декларациях. Каждому периоду соответствуют свои коды, которые имеют двухзначный регистр.
Налог на прибыль считается нарастающим итогом, и коды будут следующие:

  • 1 квартал – «21»;
  • 1 полугодие – «31»;
  • 9 месяцев – «33»;
  • год – «34».НДС считается поквартально, и шифры другие:
  • 1 квартал – «21»;
  • 2 квартал – «22»;
  • 3 квартал – «23»;
  • 4 квартал – «24».

При сдаче деклараций в процессе реорганизации или ликвидации предприятия используется код 50. Первая цифра 5 в шифре всегда означает для налоговиков, что это последняя отчетность компании.

Коды периодов при УСН
Отчетный период – год, значит в обычной декларации всегда указывается код «34».
В особых случаях применяются коды:

  • «50» – ликвидация или реорганизация;
  • «95» – последний период перед переходом на другой режим;
  • «96» – последний период при прекращении предпринимательской деятельности.

Коды периодов при ЕНВД
Отчеты сдаются раз в квартал, значит коды будут такие:

  • 1 квартал – «21»;
  • 2 квартал – «22»;
  • 3 квартал – «23»;
  • 4 квартал – «24».

Другие коды
Кроме перечисленных, в декларациях проставляются коды:

  • места представления декларации;
  • форм реорганизации (ликвидации);
  • способа представления декларации (в бумажном, электронном виде и т.д.);

Перечень кодов, которые нужно проставлять в декларациях, можно посмотреть в соответствующих Приказах Министерства финансов:

  • №ММВ-7-3/558@ от 29.10.2014 – по НДС;
  • №ММВ-7-3/572@ от 19.10.2016 – по налогу на прибыль;
  • №ММВ-7-21/271@ от 31.03.2017 – по налогу на имущество;
  • №ММВ-7-3/99@ от 26.02.2016 – по УСН;
  • №ММВ-7-3/353@ от 04.07.2014 – по ЕНВД;
  • №ММВ-7-11/671@ от 24.12.2014 – по 3-НДФЛ.

Вовсе необязательно копаться в кодах, чтобы правильно заполнять отчеты. Станьте пользователями сервиса «Моё дело» — и система все сделает за вас.
В базе сервиса содержатся все самые актуальные сведения, поэтому вы можете быть уверены – документы будут оформлены в соответствии с последними требованиями законодательства для вашей системы налогообложения.
Зарегистрировавшись в сервисе, вы сможете:

  1. Вести бухгалтерию самостоятельно. Вы будете заносить операции, а система сама разнесет их по счетам, рассчитает налоги и сформирует отчеты.
  2. Отправлять декларации и другие отчеты адресатам прямо из личного кабинета. Электронную подпись для своих пользователей мы делаем бесплатно.
  3. Проводить платежи с бюджетом и контрагентами. Система интегрирована с банками, что позволяет перечислять деньги в один клик.
  4. Вести кадровый учет. Система автоматически готовит пакет документов для приема нового сотрудника, а также документы на отпуск или увольнение.
  5. Формировать первичные документы и отправлять их контрагентам. Реквизиты обеих сторон в накладные, акты и счета подставляются автоматически.
  6. Отправлять запросы в налоговую инспекцию и ПФР. Ответы будут приходить в личный кабинет.
  7. Получать выписки из ЕГРИП и ЕГРЮЛ, проверять благонадежность контрагентов.
  8. Задавать вопросы экспертам «Моё дело» и получать ответы в течение суток.
  9. Получать обучающие материалы и рассылки об изменениях в законодательстве.
    Зарегистрируйтесь – и получите три дня бесплатного доступа.