Профстандарт на бухгалтера

Трудовые функции

Несмотря на обозначенные категории специалистов, профстандарт, утвержденный Правительством РФ первоначально, содержал только две группы трудовых функций:

  • группа А. Ведение бухгалтерского учета (уровень квалификации 5);
  • группа В. Составление и предоставление финансовой отчетности экономического субъекта (уровень квалификации 6).

С 6 апреля в профстандарт бухгалтера 2019 добавится еще:

  • группа С. Составление и предоставление финансовой отчетности экономического субъекта, имеющего обособленные подразделения (уровень квалификации 7);
  • группа D. Составление и предоставление консолидированной отчетности (уровень квалификации 8);
  • группа Е. Оказание экономическим субъектам услуг по ведению бухучета, включая составление бухгалтерской отчетности (уровень квалификации 8).

Подробнее об описаниях уровней квалификации см. Приказ Минтруда России от 12.04.2013 № 148н.

В описательной части возможных наименований должностей указаны:

  • бухгалтер;
  • бухгалтер I категории;
  • бухгалтер II категории;
  • главный бухгалтер;
  • начальник (руководитель, директор) отдела (управления, службы, департамента) бухгалтерского учета;
  • начальник (руководитель, директор) управления (службы, департамента) консолидированной финансовой отчетности;
  • директор по операционному управлению;
  • директор по бухгалтерскому аутсорсингу;
  • коммерческий директор;
  • директор по развитию бизнеса.

Предложенное в новом стандарте многообразие наименований профессий бухгалтерского и финансового сектора вполне отражает действительность. А если в организации введены иные наименования должностей, то они могут остаться без изменений.

Группа В, или главные бухгалтеры, начальники отделов бухучета

В действующем до 06.04.2019 профстандарте было заявлено, что главный бухгалтер не обязан иметь высшее образование, достаточно среднего профессионального. Высшее образование, конечно же, приветствуется, но требования пересматривают обязательное прохождение соответствующей программы повышения квалификации или профессиональной переподготовки (конкретика не уточняется). Требования к стажу работы:

  • при отсутствии высшего образования — не менее пяти из последних семи календарных лет должны быть связаны с ведением бухгалтерского учета, составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности либо с аудиторской деятельностью;
  • при наличии высшего образования — не менее трех из последних пяти календарных лет.

Также профстандарт главного бухгалтера, утвержденный Правительством РФ в 2014 году, содержал положение, при котором в отдельных экономических субъектах к главбуху или иному должностному лицу, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета, могут устанавливаться дополнительные требования (например в Челябинске).

Иные положения прописаны в Приказе Минтруда от 21.02.2019 № 103н. Новый профстандарт главного бухгалтера 2019 требует, чтобы у лица, претендующего на должность главбуха или руководителя отдела бухучета, имелся диплом об одном из следующих уровней образования:

  • высшее профильное — бакалавриат;
  • высшее непрофильное — бакалавриат и дополнительное профессиональное образование по программе профессиональной переподготовки;
  • среднее профессиональное — программы подготовки специалистов среднего звена;
  • среднее профессиональное непрофильное — программы подготовки специалистов среднего звена и дополнительное профессиональное образование — программы профессиональной переподготовки.

Для получения должности понадобится опыт не менее пяти лет при наличии высшего образования, а при наличии среднего — не менее 7 лет. Дополнительно вводят особые требования к лицам, которые захотят трудиться в ОАО, ЦБ РФ, внебюджетных фондах, страховых организациях, инвестиционных и негосударственных пенсионных фондах.

Должностных обязанностей у главных бухгалтеров и руководителей отделов бухучета прибавилось не только количественно, но и качественно, но и формулировки к требованиям стали емкими и конкретными.

Какие профстандарты обязательны в общеобразовательном учреждении в 2018 году?

Все работники образовательной организации должны соответствовать требованиям квалификационных справочников или профессиональных стандартов (ч. 1 ст. 46, ч. 1, 2 ст. 52 Закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ).

Обязательность применения именно профессионального стандарта в образовательных организациях не установлена, то есть вы можете выбирать, что использовать (письмо Минтруда России от 4.04.2016 г. № 14-0/10/13-2253).

Если квалификационный справочник и профессиональный стандарт по аналогичным должностям содержат различные требования к квалификации, то работодатель самостоятельно определяет какой нормативный правовой акт он будет использовать.

Обоснование

Как применять профессиональные стандарты

Что такое профессиональный стандарт и для чего он нужен

Профессиональный стандарт – характеристика квалификации, которая необходима работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности или выполнения трудовой функции (ч. 2 ст. 195.1 ТК РФ).

Под применением профстандартов понимают использование их положений в организации деятельности образовательной организации, в том числе:

· при приеме на работу для определения квалификации работника;

· при аттестации для определения соответствия занимаемой должности;

· при направлении работников на дополнительное профессиональное образование для определения вида обучения;

· при разработке должностных инструкций для определения трудовых действий и требований к знаниям, умениям;

· при разработке штатного расписания для определения наименования должностей.*

Профстандарты нужны:

Во-первых, чтобы определить квалификацию работника и обязанности по соответствующей должности. При этом профессиональный стандарт – более подробный документ, чем квалификационный справочник.

Совет: для руководителей организаций, их заместителей, руководителей структурных подразделений, педагогов школ и детских садов предусмотрены льготы и ограничения (ст. 331, 351.1 ТК РФ, ст. 47, 51, 52Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ).

Поэтому, если организация внедрила профстандарты, при определении наименования их должностей используйте наименования из профстандартов. Это определено статьей 57 Трудового кодекса РФ.*

Во-вторых, при разработке образовательных программ:

· профессионального образования (ч. 7 ст. 11 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ);

· профессионального обучения (ч. 8 ст. 73 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ);

· дополнительного профессионального образования (ч. 9 ст. 76 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ).

Совет: если направляете работника на переподготовку или повышение квалификации, проверьте, чтобы программы учитывали действующие профстандарты.

Обязательно ли применять профстандарты

Обязательно ли применять профстандарты

Все работники образовательной организации должны соответствовать требованиям квалификационных справочников или профессиональных стандартов (ч. 1 ст. 46, ч. 1, 2 ст. 52 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ).

Обязательность применения именно профессионального стандарта в образовательных организациях не установлена, то есть вы можете выбирать, что использовать.

Этот вывод подтверждает письмо Минтруда России от 4 апреля 2016 г. № 14-0/10/13-2253.

Если квалификационный справочник и профессиональный стандарт по аналогичным должностям содержат различные требования к квалификации, то работодатель самостоятельно определяет какой нормативный правовой акт он будет использовать.

Внимание: обязательность применения требований профессиональных стандартов не зависит от формы собственности организации или статуса работодателя (вопрос № 7 Информации по вопросам применения профессиональных стандартов, направленной письмом Минтруда России от 4 апреля 2016 г. № 14-0/10/13-2253).*

Несмотря на то что сейчас работодателю предоставляется выбор между квалификационным справочником и профессиональным стандартом, в перспективе квалификационные справочники будут отменены (вопрос № 4информации Минтруда России по вопросам применения профстандартов, направленной письмом Минтруда России от 4 апреля 2016 г. № 14-0/10/В-2253).

Для реализации идеи внедрения профстандарта в государственных и муниципальных учреждениях Правительство РФ установило сроки для их внедрения.

Ситуация: обязан ли работодатель уволить работника, если он не соответствует профстандарту

Нет, не обязан.*

Само по себе несоответствие работника требованиям профстандарта не является основанием для увольнения работника.

Допуск работника к выполнению трудовой функции является полномочием работодателя.

Данное мнение подтверждается ответом на вопрос № 10 информации по вопросам применения профессиональных стандартов, направленной письмом Минтруда России от 4 апреля 2016 г. № 14-0/10/13-2253.

С какого момента применяют профессиональные стандарты

С какого момента применяют профессиональные стандарты

Для всех профстандартов срок применения установлен Трудовым кодексом РФ – 1 июля 2016 года (ст. 195.3 ТК РФ). К ним относятся, например, профстандарты непедагогических работников.

Однако Минтруд России может установить иной срок начала применения. Например, официально профессиональный стандарт педагога действует с 1 января 2017 года.

При этом в настоящее время принято решение перенести дату, с которой применяют профстандарт педагога, на 1 января 2019 года.

Документ о переносе проходит необходимые процедуры перед вступлением в силу.

Аналогичная ситуация с профессиональным стандартом педагога дополнительного образования детей и взрослых. Его переносят на 1 января 2018 года.

В сфере общего образования утверждены четыре профстандарта педагогических работников и определены даты их официального применения.

Применяйте профстандарты с учетом сроков их применения.

Эта позиция подтверждается письмом Минобрнауки России от 3 марта 2015 г. № 08-241.*

Внимание: иные сроки начала применения профстандартов установлены для образовательных организаций пилотных регионов в которых проводят апробацию. Применение профстандартов в таких регионах осуществляют в соответствии с графиком апробации, утвержденным приказом Минобрнауки России от 27 мая 2015 г. № 536.

Как внедрить профстандарты в государственном или муниципальном учреждении

Как внедрить профстандарты в государственном или муниципальном учреждении

Для государственных и муниципальных школ и детских садов установлено поэтапное введение профессиональных стандартов (п. 1 постановления Правительства РФ от 27 июня 2016 г. № 584).

Этапы определяет само учреждение с учетом мнения представительного органа работников.

Реализацию мероприятий по введению профессиональных стандартов необходимо завершить не позднее 1 января 2020 года (п. 2 постановления Правительства РФ от 27 июня 2016 г. № 584).

Для внедрения профессиональных стандартов:

1. Издайте приказ о создании рабочей группы;

2. Разработайте план по организации применения профессиональных стандартов. План согласуйте с профсоюзом (при наличии) (п. 1 постановления Правительства РФ от 27 июня 2016 г. № 584).

Совет: при внедрении профессиональных стандартов учитывайте время, которое необходимо для приведения квалификации работников к требованиям профессионального стандарта. Например, если работникам необходима переподготовка, не вводите профессиональный стандарт пока все работники ее не пройдут.

Включите в план:

· список профессиональных стандартов, которые будут применяться;

· сведения о потребности в профессиональном образовании, обучении и дополнительном профессиональном образовании работников.
Чтобы получить эти сведения, проанализируйте квалификационные требования профессиональных стандартов и кадровый состав;

· сведения о мероприятиях по образованию и обучению;

· этапы применения профстандартов;

· перечень документов, в которые надо внести изменения с учетом положений профстандартов.
В перечень включите документы по вопросам аттестации, сертификации и других форм оценки квалификации работников.

Какая ответственность предусмотрена за неприменение профстандартов

Какая ответственность предусмотрена за неприменение профстандартов

Если должность работника содержится и в квалификационном справочнике, и в профстандарте, то образовательная организация вправе продолжить применять квалификационный справочник (ч. 1 ст. 46, ч. 1, 2 ст. 52 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, вопрос № 5 Информации по вопросам применения профессиональных стандартов, направленной письмом Минтруда России от 4 апреля 2016 г. № 14-0/10/13-2253).

В этом случае к ответственности организацию за неприменение профстандартов не привлекут.

Отсутствие плана по организации применения профессиональных стандартов в государственной или муниципальной образовательной организации может быть признано нарушением трудового законодательства. Это связано с тем, что наличие такого плана предусмотрено постановлением Правительства РФ. За нарушение трудового законодательства статьей 5.27 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.*

Почему переносят профессиональные стандарты в общем образовании и что хотят в них поменять

С 1 января 2017 года начали применяться три профессиональных стандарта в сфере общего образования:

· педагога (учителя, воспитателя), утвержденного приказом Минтруда России от 18 октября 2013 г. № 544н (далее – Профстандарт педагога);

· педагога-психолога, утвержденного приказом Минтруда России от 24 июля 2015 г. № 514н (далее – Профстандарт педагога-психолога);

· педагога дополнительного образования детей и взрослых, утвержденного приказом Минтруда России от 8 сентября 2015 г. № 613н (далее – Профстандарт педагога дополнительного образования).

10 января Минтруд России приказом от 10 января 2017 г. № 10н утвердил еще один профессиональный стандарт – «Специалист в области воспитания» (далее – Профстандарт специалиста в области воспитания).

Однако без лишних вопросов начали применяться только два из четырех профстандартов.*

Какие профстандарты применяются

На сегодняшний день нет вопросов о применении только двух профстандартов:

· Профстандарт педагога-психолога – применяется с 1 января 2017 года (п. 2 приказа Минтруда России от 24 июля 2015 г. № 514н);

· Профстандарт специалиста в области воспитания – применяется с 6 февраля 2017 года.

Другая ситуация сложилась в отношении Профстандарта педагога и Профстандарта педагога дополнительного образования.

Официальные изменения о переносе даты начала применения в них не вносили и оба профстандарта должны применяться с 1 января 2017 года. Однако Минтруд России разместил на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов два проекта:

· первый предполагает приостановить действие Профстандарта педагога (учителя, воспитателя) с 30 марта 2017 по 1 сентября 2019 года;

· второй – приостановить действие Профстандарта педагога дополнительного образования детей и взрослых с 30 марта 2017 по 1 января 2018 года.

Эти проекты могут принять в ближайшее время.*

Данная ситуация повторяет ту, которая сложилась в 2015 году. Тогда также Профстандарт педагога начал применяться с 1 января 2015 года. Однако Минтруд России приказом от 25 декабря 2014 г. № 1115н перенес срок на 2017 год. Причем этот приказ вступил в силу только 3 марта 2015 года.

Что хотят поменять в Профстандарте педагога

Инициатор переноса начала применения Профстандарта педагога – Общероссийский Профсоюз образования. Это указано на его сайте.

Есть три основных причины, по которым необходимо перенести дату начала применения этого профстандарта.

1. Необходимо установить для педагогов уровни владения профессиональными компетенциями.

2. Необходимо обеспечить сопряжение требований профстандарта со ФГОСами высшего образования. На сегодняшний день они не в полной мере соотносятся друг с другом.

3. Профстандарт описывает портрет идеального педагога. Но апробация документа показала, что его нельзя использовать в качестве эффективного практического инструмента для определения траектории профессионального развития конкретного работника.

Чтобы учесть все это, необходимо переработать Профстандарт педагога.

Московский государственный психолого-педагогический университет (МГППУ) представил свои предложения в проекте Модель дифференциации уровней владения профессиональными компетенциями для педагогических работников.

В частности, МГППУ предложил дифференцировать владение профессиональными компетенциями педагога на три уровня под названиями:

· учитель;

· старший учитель;

· ведущий учитель.

На следующем этапе планируют представить проект их «конкретных трудовых действий».

Кроме того, обсуждается разработка «предметных приложений» к профстандарту (в отношении учителя физики, учителя истории и обществознания и т. д.). Нынешняя редакция профстандарта содержит лишь два предметных модуля – «Математика» и «Русский язык».

Также на сайте стандартпедагога.рф опубликован проект уровневого профессионального стандарта педагога и пояснительная записка к модели национальной системы учительского роста (НСУР). Эти документы проходят общественное обсуждение.

Что хотят поменять в Профстандарте педагога дополнительного образования

Дату начала применения Профстандарта педагога дополнительного образования переносят, чтобы избежать формального подхода к его внедрению. Это отмечено на сайте Минобрнауки России.

Отсрочка позволит провести более тщательную подготовительную работу, которая связана в том числе с совершенствованием процедуры аттестации, подготовки и переподготовки кадров.

Учитывая причины, можно сделать вывод о том, что серьезных изменений данный профстандарт не претерпит.

Что сделать, чтобы не нарушить порядок применения профстандартов

Профстандарт педагога и Профстандарт педагога дополнительного образования в таком виде, в котором они представлены сейчас, применять нецелесообразно. В них могут внести изменения.

Поэтому руководителю организации имеет смысл предусмотреть дату начала применения профстандартов в конкретной организации на более поздний срок. Чем ближе к 1 января 2020 года, тем безопаснее.*

Почему именно к этому сроку?

Трудовой кодекс РФ предусматривает обязанность использовать профессиональные стандарты только (ст. 195.3 ТК РФ):

· в части требований к квалификации;

· в случаях, которые прямо предусмотрены законом.

При этом государственные и муниципальные организации могут внедрять профстандарты поэтапно на основании плана. Мероприятия по реализации этих планов должны быть завершены не позднее 1 января 2020 года. Это установило постановление Правительства РФ от 27 июня 2016 г. № 584.*

Образовательные организации самостоятельно утверждают план. Таким образом, установить дату начала применения профессиональных стандартов государственная или муниципальная образовательная организация может самостоятельно, но не позднее 1 января 2020 года.

Несмотря на более позднее внедрение профстандартов, работодатель может продолжить подготовку своих работников к требованиям этих профессиональных стандартов. Это можно делать в рамках дополнительного профессионального образования.

Бухгалтер

Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (ЕКС), 2019
Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих
Разделы «Общеотраслевые квалификационные характеристики должностей работников, занятых на предприятиях, в учреждениях и организациях» и «Квалификационные характеристики должностей работников, занятых в научно-исследовательских учреждениях, конструкторских, технологических, проектных и изыскательских организациях», утвержденные Постановлением Минтруда РФ от 21.08.1998 N 37
(редакция от 15.05.2013)

Брокер торговый

Должностные обязанности. Выполняет работу по ведению бухгалтерского учета имущества, обязательств и хозяйственных операций (учет основных средств, товарно-материальных ценностей, затрат на производство, реализации продукции, результатов хозяйственно-финансовой деятельности, расчеты с поставщиками и заказчиками, а также за предоставленные услуги и т.п.). Участвует в разработке и осуществлении мероприятий, направленных на соблюдение финансовой дисциплины и рациональное использование ресурсов. Осуществляет прием и контроль первичной документации по соответствующим участкам бухгалтерского учета и подготавливает их к счетной обработке. Отражает на счетах бухгалтерского учета операции, связанные с движением основных средств, товарно-материальных ценностей и денежных средств. Составляет отчетные калькуляции себестоимости продукции (работ, услуг), выявляет источники образования потерь и непроизводительных затрат, подготавливает предложения по их предупреждению. Производит начисление и перечисление налогов и сборов в федеральный, региональный и местный бюджеты, страховых взносов в государственные внебюджетные социальные фонды, платежей в банковские учреждения, средств на финансирование капитальных вложений, заработной платы рабочих и служащих, других выплат и платежей, а также отчисление средств на материальное стимулирование работников предприятия. Обеспечивает руководителей, кредиторов, инвесторов, аудиторов и других пользователей бухгалтерской отчетности сопоставимой и достоверной бухгалтерской информацией по соответствующим направлениям (участкам) учета. Разрабатывает рабочий план счетов, формы первичных документов, применяемые для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности, участвует в определении содержания основных приемов и методов ведения учета и технологии обработки бухгалтерской информации. Участвует в проведении экономического анализа хозяйственно-финансовой деятельности предприятия по данным бухгалтерского учета и отчетности в целях выявления внутрихозяйственных резервов, осуществления режима экономии и мероприятий по совершенствованию документооборота, в разработке и внедрении прогрессивных форм и методов бухгалтерского учета на основе применения современных средств вычислительной техники, в проведении инвентаризаций денежных средств и товарно-материальных ценностей. Подготавливает данные по соответствующим участкам бухгалтерского учета для составления отчетности, следит за сохранностью бухгалтерских документов, оформляет их в соответствии с установленным порядком для передачи в архив. Выполняет работы по формированию, ведению и хранению базы данных бухгалтерской информации, вносит изменения в справочную и нормативную информацию, используемую при обработке данных. Участвует в формулировании экономической постановки задач либо отдельных их этапов, решаемых с помощью вычислительной техники, определяет возможность использования готовых проектов, алгоритмов, пакетов прикладных программ, позволяющих создавать экономически обоснованные системы обработки экономической информации.

Должен знать: законодательные акты, постановления, распоряжения, приказы, руководящие, методические и нормативные материалы по организации бухгалтерского учета имущества, обязательств и хозяйственных операций и составлению отчетности; формы и методы бухгалтерского учета на предприятии; план и корреспонденцию счетов; организацию документооборота по участкам бухгалтерского учета; порядок документального оформления и отражения на счетах бухгалтерского учета операций, связанных с движением основных средств, товарно-материальных ценностей и денежных средств; методы экономического анализа хозяйственно-финансовой деятельности предприятия; правила эксплуатации вычислительной техники; экономику, организацию труда и управления; рыночные методы хозяйствования; законодательство о труде; правила и нормы охраны труда.

Требования к квалификации.

Бухгалтер I категории: высшее профессиональное (экономическое) образование и стаж работы в должности бухгалтера II категории не менее 3 лет.

Бухгалтер II категории: высшее профессиональное (экономическое) образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное (экономическое) образование и стаж работы в должности бухгалтера не менее 3 лет.

Бухгалтер: среднее профессиональное (экономическое) образование без предъявления требований к стажу работы или специальная подготовка по установленной программе и стаж работы по учету и контролю не менее 3 лет.

Набор требований к бухгалтерам всех категорий, занятых в бюджете

Бюджетными учреждениями признаются предприятия, финансирование которых производится за счет средств государственного, муниципального, регионального бюджетов.

Требования к представителям этой сферы по закону ничем не отличаются от обязанностей работников других направлений. То же самое касается и применения профессиональных стандартов.

Профстандарты не выступают в качестве обязательных документов для компаний государственного сектора, хотя изначально их деятельность подлежит всеобщему регламенту. Минтруда дало подтверждение того факта, что обязательность использования этих справочников не зависит от формы собственности, которая присвоена организации, а также от статуса работодателя, в соответствии с письмом Минтруда №14-0/10/B-2253 от 4 апреля 2016 года (ответ на вопрос под номером 7).

Вышеприведенные нормы не говорят о том, что использование стандартов для профессионалов в бюджетной сфере осуществляется добровольно. В настоящее время документ, регулирующий деятельность «бюджетников», находится на стадии разработки. Есть предположение, что за работодателями, относящимися к госсектору, будет закреплено обязательство по предоставлению отчетности о количестве внедренных проф. стандартов, числе работников, не соответствующих их нормам.

На практике касательно применения проф. стандарта имеется 2 правила, при которых использование документа строго обязательно, если:

  • законодательство требует его использования;
  • должность специалиста не регламентирована профстандартом и подразумевает получение определенных послаблений со стороны государства.

Закон обяжет нанимателей привести должностные инструкции в порядок и обеспечить их полноценное соответствие профессиональным стандартам. Порядок применения рассматриваемой документации является единым для всех фирм, включая бюджетные структуры. Так как представители данной сферы имеют непосредственное отношение к государственным учреждениям, пункт 1 ст. 123.22 Гражданского кодекса РФ предполагает, что применение проф. стандартов должно осуществляться в том же порядке, что и государственными компаниями.

Профстандарт бухгалтера и главного бухгалтера в бюджетной сфере

С 2013 г. в РФ стартовал процесс внедрения системы, регулирующей требования к профессиональным стандартам. Изначально эти справочники носили рекомендательный характер, но с июля 2016 г. стали обязательными (как те, которые уже действовали, так и те, что принимались после). Бухгалтерский профстандарт не является исключением и предполагает следующие целевые задачи применения:

  • повышение качественных характеристик бухучета в организациях, относящихся к бюджетной области (возможность для бухгалтера создания планов и мер достижения высокой квалификации);
  • возможность занятия вышестоящих постов и должностей, т. е. продвижения вверх по карьерной лестнице;
  • формирование ориентиров для всех звеньев структуры организации – как в процессе приема на работу, так и в случае с поступлением в учебное заведение;
  • унификация всех обязательств (ранее в различных организациях на этих сотрудников возлагались многочисленные задачи, которые не совпадали между собой, поэтому возникали трудности в процессе оценивания истинных знаний и навыков, сейчас, благодаря проф. стандартам, предприятиям это не грозит);
  • диверсификация функций и распределение непосредственных должностных обязательств между сотрудниками, работающими в смежных областях.

Учитывая тот факт, что речь идет о бюджетном учреждении, нужно обратить внимание еще на несколько особенностей:

  • необходимость осуществления учетных мероприятий, чтобы они на 100% соответствовали бюджетной классификации;
  • контроль соблюдения сметы расходов, которая утверждена в рамках того или иного предприятия;
  • слежение за разностью между расходами на кассе и по факту;
  • учет особенностей, характерных для бухучета в сфере, в которой функционирует госучреждение (образование, наука, медицина и т. д.).

Профессиональный стандарт бухгалтера сформировался на базе прежних нормативных актов, поэтому не противоречит принятым нормам.

Тем не менее, с 2016 года, принимая на работу новых специалистов, наниматели должны руководствоваться именно Приказом Минтруда 1061н от 22.12.2014 года.

Квалификационные требования

В соответствии с профессиональным стандартом и ЕКС на бухгалтера возлагаются две основные функции – ведение учетных мероприятий и формирование финансовой отчетности. Для главного бухгалтера предусмотрена еще одна задача – регулирование и координирование деятельности бухгалтерского отдела.

К бухгалтеру бюджетного учреждения

Перечень обязанностей рядового бухгалтерского специалиста бюджетного учреждения заключается в следующем:

  • прием на рассмотрение, анализ и утверждение первичных документов, имеющих непосредственное отношение к работе предприятия;
  • воплощение и представление всех объектов бухучета в финансовом эквиваленте;
  • подготовительные работы по отчетности;
  • оформление консолидированного отчета;
  • контроль учетных мероприятий в рамках предприятий;
  • подготовка документации для представителей налоговых и других контролирующих служб;
  • ведение финансовой аналитики (аналитический и синтетический учет в рамках отчетного периода по утвержденному плану счетов в бюджетной сфере).

Проф. стандарт гласит, что для самостоятельной работы сотруднику необходимо обзавестись средним специальным образованием и рабочим опытом от 3 лет.

К главному бухгалтеру бюджетного учреждения

На главного бухгалтера предприятия возлагается максимальное количество функций, поэтому и требований к нему предъявляется гораздо больше. Вот основной перечень его обязанностей:

  • постановка и осуществление бухучета в соответствии со структурой и спецификой деятельности организации, организация работы бухгалтерии;
  • обеспечение высококачественной учетной политики;
  • формирование плана счетов, форм документации первичного характера;
  • обеспечение организации бухучета в фирме на базе использования прогрессивных технологий;
  • контроль за порядком соблюдения техники обработки данных и регулирования документооборота;
  • ведение работы, связанной с обеспечением дисциплины финансового и кассового характера;
  • принятие участие в мерах экономического анализа и инвентаризации;
  • предоставление данных для ведения любых расчетных операций;
  • оказание методической помощи сотрудникам и подчиненным, занятым в методических подразделениях.

Если говорить о наборе квалификационных требований, главбуху нужно владеть не только высшим образованием, но и опытом работы по специальности от 5 лет.

Категории бухгалтеров в бюджетной сфере

На сегодняшний день, если говорить о тарификации должностей и профессий в соответствии с единой тарифной сеткой РФ, четкого регламента для бухгалтеров в бюджетной сфере не имеется.

Установление категорий осуществляется преимущественно на основании локальных актов.

Тем не менее, существует обобщенная сводка для специалистов с присвоением им определенных категорий и сопутствующих требований:

  1. Главный бухгалтер. Наличие высшего образования и опыта работы от 5-7 лет, включая руководящие должности.
  2. Бухгалтер 1 категории. Высшее проф. образование по экономике, стаж от 3 лет во второй категории.
  3. 2 категория. Нужно тоже иметь высшее образование и стаж от 3 лет.
  4. Бухгалтер-ревизор (1 категория). Высшее образование, пройденные курсы повышения квалификации, стаж 3 года и более в рамках 2 категории.
  5. Бухгалтер-ревизор (2 категория). Необходим ВУЗовский диплом по указанному направлению и стаж работы от трех лет без присвоения категории.

Что касается рядовых сотрудников – бухгалтера и бухгалтера-ревизора без какой-либо присвоенной категории, необходимо наличие среднего образования и опыта от 1 года.

Документы для скачивания (бесплатно)

  • Профстандарт Бухгалтер

Для кого обязателен профстандарт «Бухгалтер»

Применение работодателем профстандарта «Бухгалтер» обязательно, если к квалификации работника Трудовым кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными актами РФ установлены определенные требования (ст. 195.3 ТК РФ).

Так, к примеру, Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ установлены требования к главному бухгалтеру в (п. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ):

  • ОАО (в настоящее время ПАО) (за исключением кредитных организаций);
  • страховых организациях и НПФ;
  • акционерных инвестиционных фондах;
  • управляющих компаниях паевых инвестиционных фондов;
  • иных экономических субъектах, ценные бумаги которых допущены к обращению на организованных торгах (за исключением кредитных организаций);
  • органах управления государственных внебюджетных фондов;
  • органах управления государственных территориальных внебюджетных фондов.

Поэтому применение профстандарта в части указанных в Законе требований к главным бухгалтерам таких организаций обязательно.

Иные работодатели могут применять или не применять данный профстандарт на свое усмотрение.

Трудовые функции главного бухгалтера

В соответствии с профстандартом «Бухгалтер», к трудовым функциям главного бухгалтера относятся следующие:

1. Составление бухгалтерской (финансовой) отчетности

2. Составление консолидированной финансовой отчетности

3. Внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности

4. Ведение налогового учета и составление налоговой отчетности, налоговое планирование

5. Проведение финансового анализа, бюджетирование и управление денежными потоками

Данным функциям в профстандарте соответствует 6-ой уровень квалификации.

Каждая из приведенных трудовых функций главного бухгалтера в профстандарте конкретизируется по следующим показателям:

  • трудовые действия;
  • необходимые умения;
  • необходимые знания.

Приведем пример раскрытия информации о трудовой функции «Ведение налогового учета и составление налоговой отчетности, налоговое планирование» в профстандарте:

Показатель Требования
Трудовые действия Организация ведения налогового учета и составления налоговой отчетности
Организация исчисления и уплаты взносов в государственные внебюджетные фонды, составления соответствующей отчетности
….
Необходимые умения Разрабатывать внутренние организационно-распорядительные документы, регламентирующие ведение налогового учета и составление налоговой отчетности и отчетности в государственные внебюджетные фонды
Распределять объемы работ между работниками
Необходимые знания Законодательство РФ о налогах и сборах, бухгалтерском учете, в области социального и медицинского страхования, пенсионного обеспечения, а также гражданское, таможенное, трудовое, валютное, бюджетное законодательство, законодательство, регулирующее административное и уголовное право в части ответственности за нарушения в сфере уплаты налогов и сборов; отраслевое законодательство в сфере деятельности экономического субъекта; практика применения указанного законодательства
Судебная практика по налогообложению

Подробнее содержание профстандарта «Бухгалтер» можно посмотреть