Профессиональная тайна

3 Изменение условий служебной деятельности

В процессе прохождения государственной или муниципальной службы может возникнуть необходимость изменить условия слу­жебной деятельности. Имеются в виду перемещения, переводы и изменения иных условий служебного контракта.

Согласно правилам трудового законодательства (которое регла­ментирует в том числе прохождение муниципальной службы) не является переводом и не требует согласия работника перемещение его у того же работодателя на другое рабочее место, в другое струк­турное подразделение, расположенное в той же местности, пору­чение ему работы на другом механизме или агрегате, если это не влечет за собой изменения определенных сторонами условий тру­дового договора.

В соответствии с Законом о гражданской службе не является переводом на иную должность гражданской службы и не требует согласия гражданского служащего перемещение его на иную должность гражданской службы без изменения должностных обя­занностей, установленных служебным контрактом и должност­ным регламентом.

Перевод гражданского служащего на иную должность гражданской службы в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, в том же государственном органе, либо перевод гражданского служащего на иную должность гражданской службы в другом государственном органе, либо перевод гражданского служащего в другую местность вместе с государственным органом допускается с письменного согласия гражданского служащего

С точки зрения места можно различить переводы:

  1. внутри государственного органа;

  2. в другой государственный орган в той же местности;

  3. вместе с государственным органом в другую местность;

  4. в другой государственный орган, находящийся в другой мест­ности.

При этом не является однозначным понятие «другая мест­ность». В науке трудового права еще в 50-е гг. XX в. сложилось преобладающее мнение, что под другой местностью следует пони­мать местность за границей населенного пункта. Эта точка зрения сохраняется до сих пор. В частности, в п. 16 постановления Пле­нума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» указывается, что «под другой местностью следует по­нимать местность за пределами административно-территориаль­ных границ соответствующего населенного пункта».

Следовательно, перевод организации, например, в другой рай­он города не будет признан переводом в другую местность, хотя он может находиться на значительном расстоянии от первоначально­го ее расположения, а вот перенос коммерческого магазина на 30 метров с железнодорожной станции на шоссе, находящееся в другом административном подчинении, — будет. Между тем, как известно, неравномерное развитие современного транспорта во многих случаях позволяет добраться до более удаленных мест бы­стрее, чем до менее удаленных. Поэтому представляется, что по­нятие «другая местность» должно определяться с учетом админи­стративно-территориального деления и радиуса действия средств коммунального транспорта.

Перевод в другой государственный орган, как правило, осуще­ствляется временно. Если же он имеет постоянный характер, то меняется субъектный состав контракта. Следовательно, в этой си­туации необходимо вести речь не о переводе как таковом, а о пре­кращении служебного контракта в порядке перевода в другой го­сударственный орган.

От перевода в другой государственный орган следует отличать предусмотренное Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации прикомандирование сотрудников к пред­ставительным органам государственной власти и органам государ­ственного управления. Например, согласно ст. 22 Закона о службе в таможенных органах сотрудники таможенных органов для ис­полнения должностных обязанностей могут быть с их согласия прикомандированы руководителем ФТС России к органам госу­дарственной власти Российской Федерации и организациям неза­висимо от форм собственности.

В зависимости от срока переводы могут подразделяться на:

  1. по­стоянные;

  2. временные.

Закон о гражданской службе выделяет вре­менный перевод по инициативе представителя нанимателя в случае служебной необходимости, который осуществляется без согласия работника.

Понятие «служебная необходимость» идентично традиционно­му для трудового законодательства понятию «производственная необходимость».

Служебная необходимость охватывает так назы­ваемые форс-мажорные обстоятельства, которые имеют чрезвы­чайный характер:

  1. гражданский служащий может быть переведен, в том числе без его согласия, на другую должность сро­ком до одного месяца, если это необходимо для предотвращения катастрофы, производственной аварии или устранения последст­вий катастрофы, производственной аварии или стихийного бедст­вия либо для предотвращения несчастных случаев;

  2. служебной необходимостью объясняется временный перевод, про­изводимый во избежание временной приостановки профессио­нальной служебной деятельности по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера, а также уничтожения или порчи имущества;

  3. переводы в связи со служебной необходимостью возможны для замещения временно отсутствующего гражданского служащего.

При переводе на нижеоплачиваемую должность оплата труда гражданского служащего должна осуществляться по ранее заме­щаемой должности. Если же должность, на которую переводится гражданский служащий, предполагает более высокий размер оп­латы труда, то оплата труда такого гражданского служащего долж­на производиться по временно замещаемой должности.

Продолжительность временного перевода на иную должность гражданской службы не может превышать одного месяца. В отно­шении перевода для замещения временно отсутствующего граж­данского служащего закон допускает такой перевод на срок не свыше одного месяца в течение календарного года.

Иные временные изменения условий служебной деятельности могут осуществляться по соглашению сторон служебного кон­тракта.

Наконец, переводы следует подразделять на осуществляемые по инициативе представителя нанимателя (работодателя, руководи­теля), по инициативе работника и по не зависящим от сторон кон­тракта обстоятельствам. Так, рассмотренный выше временный перевод осуществляется по инициативе представителя нанимателя и является обязательным для гражданского служащего.

К переводам, которые осуществляются по не зависящим от сторон обстоятельствам, можно отнести перевод служащего по со­стоянию здоровья. На основании соответствующего медицинско­го заключения представитель нанимателя обязан перевести граж­данского служащего на другую должность. Такое заключение вы­дается медико-социальной экспертной комиссией (МСЭК). Если гражданский служащий не согласен с переводом и нет невозмож­ности предоставить ему другую должность, не противопоказанную по состоянию здоровья, служебный контракт с ним прекращается по соответствующему основанию. При этом в случае невозмож­ности перевода гражданского служащего на не противопоказан­ную ему по состоянию здоровья должность в связи с отсутствием таковой служебный контракт с ним расторгается в соответствии и со ссылкой на подп. «а» ч. 1 ст. 37 Закона о гражданской службе. Если же гражданский служащий отказывается от подобного пере­вода, то служебный контракт должен быть расторгнут по ч. 8 ст. 33 Закона. В соответствии со ст. 178 ТК РФ при расторжении трудо­вого договора по этим основаниям выплачивается выходное посо­бие в размере двухнедельного среднего заработка.

Согласно Положению о службе в органах внутренних дел Рос­сийской Федерации перемещение (перевод) сотрудника органов внутренних дел по состоянию здоровья производится на основа­нии заключения военно-врачебной комиссии на равнозначную или нижестоящую должность. В случае перемещения на ниже­стоящую должность по состоянию здоровья с уменьшением раз­мера должностного оклада сотрудникам органов внутренних дел, имеющим выслугу 15 лет и более (в календарном исчислении), со­храняется размер должностного оклада по последнему месту служ­бы. При отсутствии возможности перемещения по службе на должность, в соответствии с которой сотрудник может исполнять служебные обязанности с учетом состояния здоровья, контракт с ним расторгается.

Важное практическое значение имеет классификация перево­дов по степени их обязательности для государственного служаще­го. Обязательный характер имеет рассмотренный выше временный перевод в случае служебной необходимости. Обязательным как для гражданского служащего, так и для представителя нанимателя будет изменение служебного контракта по достижении граждан­ским служащим возраста 60 лет. Согласно ч. 5 ст. 25 Закона о гражданской службе «с гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы на основании служебного кон­тракта, заключенного на неопределенный срок, и достигшим воз­раста 60 лет, указанный служебный контракт перезаключается на срочный служебный контракт на срок от одного года до пяти лет».

Помимо обязательных переводов, можно выделить квазиобязательные. Например, если гражданский служащий не согласен с переводом по состоянию здоровья, то служебный контракт с ним расторгается. Если же гражданский служащий откажется присту­пить к исполнению служебных обязанностей в случае обязатель­ного перевода (например, временный перевод в случае служебной необходимости), то он может быть уволен за прогул.

Наконец, не является переводом изменение условий служебного контракта без изменения должностных обязанностей в связи с изме­нением существенных условий профессиональной служебной деятель­ности.

Законодатель не указал, какие конкретно изменения сущест­венных условий профессиональной служебной деятельности мо­гут являться основанием для изменения условий служебного кон­тракта. Соответствующая норма ст. 73 ТК РФ, устанавливающая аналогичное правило, относит к ним изменения организационных или технологических условий труда. Представляется, что и в отно­шении гражданского служащего изменение организационных ус­ловий служебной деятельности может повлечь изменение сущест­венных условий служебного контракта. Например, в связи с уп­разднением или образованием новых подразделений в структуре государственного органа может изменяться такое существенное условие служебного контракта, как место службы.

Представитель нанимателя обязан уведомить в письменной форме гражданского служащего об изменении существенных ус­ловий служебного контракта не позднее чем за два месяца до их введения.

В том случае, когда гражданский служащий отказывается в письменной форме от продолжения служебной деятельности на изменившихся условиях, представитель нанимателя может рас­торгнуть с ним служебный контракт.

Несколько иные нормы содержит Положение о службе в орга­нах внутренних дел Российской Федерации. Перемещение (пере­вод) сотрудника органов внутренних дел по службе производится:

  1. на вышестоящую должность — в порядке продвижения по службе с согласия сотрудника органов внутренних дел;

  2. на равнозначную должность — с согласия сотрудника орга­нов внутренних дел — при необходимости замещения другой должности либо для более целесообразного использования со­трудника органов внутренних дел с учетом его деловых, личных качеств и подготовки по новой специальности, а также по семей­ным обстоятельствам, состоянию здоровья или возрасту;

  3. на нижестоящую должность: при сокращении штатов — в случае невозможности перемеще­ния на равнозначную должность с согласия сотрудника органов внутренних дел; по состоянию здоровья — в соответствии с заключением воен­но-врачебной комиссии; по личной просьбе; по служебному несоответствию в аттестационном порядке; в порядке дисциплинарного взыскания; при поступлении на учебу с освобождением от занимаемой штатной должности, а также при назначении на должность после окончания учебы; в порядке прикомандирования к представительным органам государственной власти и органам государственного управления.

Перемещение по службе сотрудника во всех случаях оформля­ется приказом начальника соответствующего органа внутренних дел с указанием основания перемещения. Приказ объявляется со­труднику под расписку.

Отметим, что ст. 38 данного Положения допускает в качестве од­ного из видов дисциплинарных взысканий возможность перевода на нижестоящую должность.

Во многом аналогичные положения содержит и проект закона «О правоохранительной службе Российской Федерации», который под переводом понимает влекущее изменение существенных усло­вий контракта назначение служащего на вышестоящую, равно­значную или нижестоящую должность правоохранительной служ­бы, поступление на обучение по очной форме в образовательное Учреждение высшего и среднего профессионального образования правоохранительного органа, в адъюнктуру или докторантуру ли­бо назначение на должность правоохранительной службы после окончания такого обучения, назначение на должность правоохра­нительной службы в другой правоохранительный орган, а также в другую местность.

Не является переводом и не требует согласия служащего пере­мещение его на другую должность правоохранительной службы в том же подразделении правоохранительного органа, в котором предусмотрена правоохранительная служба, и в той же местности для исполнения равнозначных функций, не влекущее изменения существенных условий контракта.

Иная система переводов установлена в отношении военнослу­жащих. Перевод военнослужащих к новому месту службы осуществ­ляется в соответствии с Положением о порядке прохождения во­енной службы.

Военнослужащий может быть переведен к новому месту воен­ной службы из одной воинской части в другую (в том числе нахо­дящуюся в другой местности) в пределах Вооруженных Сил РФ (других войск, воинских формирований или органов, воинских подразделений Государственной противопожарной службы) в сле­дующих случаях:

  1. по служебной необходимости;

  2. в порядке продвижения по службе;

  3. по состоянию здоровья в соответствии с заключением воен­но-врачебной комиссии;

  4. по семейным обстоятельствам по личной просьбе;

  5. по личной просьбе;

  6. в связи с организационно-штатными мероприятиями;

  7. в связи с плановой заменой;

  8. в связи с зачислением в военно-учебное заведение, адъюнк­туру, военную докторантуру;

  9. в связи с отчислением из военно-учебного заведения, адъ­юнктуры, военной докторантуры;

  10. если с учетом характера совершенного преступления воен­нослужащий, которому назначено наказание в виде ограничения по военной службе, не может быть оставлен в должности, связан­ной с руководством подчиненными.

Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть переведен к новому месту военной службы по служеб­ной необходимости с назначением на равную воинскую должность.

Перевод производится без его согласия, за исключением следую­щих случаев:

  1. при невозможности прохождения военной службы в местно­сти, куда он переводится, в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии;

  2. при невозможности проживания членов семьи военнослужа­щего (жена, муж, дети в возрасте до 18 лет, дети-учащиеся в воз­расте до 23 лет, дети-инвалиды, а также иные лица, состоящие на иждивении военнослужащего и проживающие совместно с ним) в местности, куда он переводится, в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии;

  3. при необходимости постоянного ухода за проживающими отдельно отцом, матерью, родным братом, родной сестрой, дедуш­кой, бабушкой или усыновителем, не находящимися на полном государственном обеспечении и нуждающимися в соответствии с заключением органа государственной службы медико-социальной экспертизы по их месту жительства в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре).

Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть переведен к новому месту военной службы в порядке продвижения по службе с назначением с его согласия на высшую воинскую должность.

Перевод военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, к новому месту военной службы по семейным обстоя­тельствам производится в следующих случаях:

  1. при невозможности проживания членов семьи военнослужа­щего (жена, муж, дети в возрасте до 18 лет, дети-учащиеся в воз­расте до 23 лет, дети-инвалиды, а также иные лица, состоящие на иждивении военнослужащего и проживающие совместно с ним) в данной местности в соответствии с заключением военно-врачеб­ной комиссии;

  2. при необходимости постоянного ухода за проживающими отдельно отцом, матерью, родным братом, родной сестрой, дедуш­кой, бабушкой или усыновителем, не находящимися на полном государственном обеспечении и нуждающимися в соответствии с заключением органа государственной службы медико-социальной экспертизы по их месту жительства в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре).

Военнослужащие мужского пола, проходящие военную службу по контракту, а также военнослужащие женского пола, имеющие воинские звания офицеров и прапорщиков (мичманов), отчислен­ные из военно-учебных заведений, адъюнктуры, военной докторанту­ры, желающие продолжить военную службу и заключить новый контракт, направляются к новому месту военной службы, где за­ключают новый контракт о прохождении военной службы.

Плановой замене подлежат военнослужащие, проходящие воен­ную службу по контракту в районах Крайнего Севера и прирав­ненных к ним местностях, местностях с неблагоприятными кли­матическими или экологическими условиями, а также в воинских частях, находящихся за пределами Российской Федерации.

Срок военной службы в указанных местностях и перечни этих местностей определяются Правительством РФ. Например, поста­новлением Правительства РФ от 23 августа 2000 г. № 621 «О мак­симальном сроке непрерывного прохождения военнослужащими военной службы по контракту на территории Чеченской Респуб­лики» установлено, что максимальный срок непрерывного про­хождения военнослужащими военной службы по контракту на территории Чеченской Республики составляет два года.

Порядок организации и проведения плановой замены военно­служащих устанавливается руководителями федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба.

Указанным военнослужащим право выбора места дальнейшего прохождения военной службы не предоставляется. По решению соответствующего должностного лица военнослужащий может быть назначен на равную или высшую воинскую должность.

Военнослужащий, проходящий военную службу в местности, где установлен срок военной службы, может отказаться от плано­вой замены и продолжить службу в указанной местности. В этом случае дополнительный срок прохождения военной службы дол­жен устанавливаться по согласованию с военнослужащим и со­ставлять не менее одного года.

Без согласия военнослужащих их повторное направление в мест­ности, где установлен срок военной службы, ранее чем через три го­да не допускается.

Если при переводе военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, к новому месту военной службы меняется место жительства его семьи, а жена (муж) этого военнослужащего также проходит военную службу по контракту, то одновременно с принятием решения о переводе военнослужащего к новому месту военной службы решается вопрос о переводе в данную местность его жены (мужа). При невозможности одновременного назначе­ния супругов-военнослужащих на воинские должности в пределах одного населенного пункта (гарнизона) и в случае отказа от уволь­нения с военной службы одного из них перевод к новому месту во­енной службы не производится.

Служебная тайна

Распечатать

В законодательстве однозначно не определено понятие служебной тайны. Вместе с тем анализ нормативных актов позволяет выявить содержание и основные признаки отнесения информации к служебной тайне.

Попросту говоря, служебная тайна — это информация, доступ к которой ограничен органами государственной власти и федеральными законами (сведения об усыновлении, вкладах граждан в различного рода банки, характере заболеваний пациентов и т. д.). Служебная тайна не подлежит разглашению, кроме случаев, когда те или иные сведения запрашиваются правоохранительными органами.

Согласно Указу Президента РФ от 06.03.97 № 188 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера» разница между служебной и коммерческой тайной состоит в том, что коммерческая тайна — это сведения, связанные с коммерческой деятельностью, а служебная тайна — служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти. Для того чтобы разобраться в существе служебной тайны, обратимся к утвержденному Правительством РФ от 03.11.94 (постановление № 1233) Положению о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти.

Положение направлено на урегулирование вопросов, связанных с обращением информации в федеральных органах исполнительной власти, а также в подведомственных им предприятиях, в учреждениях и организациях. Определен гриф конфиденциальности информации — «для служебного пользования». В соответствии с Положением к служебной информации ограниченного распространения относится несекретная информация, касающаяся деятельности организаций, ограничение на распространение которой диктуется служебной необходимостью.

Положение предписывает руководителям федеральных органов исполнительной власти в пределах своей компетенции определять категорию должностных лиц, уполномоченных относить служебную информацию к разряду ограниченного распространения, обеспечивать ее защиту и т. д.

Таким образом, можно утверждать, что потенциальными носителями служебной тайны являются, как минимум, все служащие, которые работают в государственных органах, органах законодательной, исполнительной и судебной власти, а также в подведомственных им предприятиях, учреждениях и организациях.

В государственных и негосударственных структурах установлен определенный порядок реализации целей и задач, своя система планирования, отчетности, контроля, своя технология документооборота и т. д. Информацию такого рода можно отнести к служебной тайне. Перечень данной информации устанавливает руководитель организации.

Некоторые примеры служебной тайны.

Налоговая тайна. В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации налоговую тайну составляют любые сведения о налогоплательщике, полученные налоговым органом, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом. Данные о налогоплательщике, если он является физическим лицом, также одновременно являются его личной тайной — персональными данными.

К разглашению налоговой тайны относится, в частности, использование или передача другому лицу производственной или коммерческой тайны налогоплательщика, ставшей известной должностному лицу налогового органа, привлеченному специалисту или эксперту при исполнении ими своих обязанностей. В данном случае налоговую тайну можно отнести к коммерческой тайне.

Поступившая в налоговые органы информация, составляющая налоговую тайну, имеет специальный режим хранения и доступа и соответственно организационно-документационные технологии ее защиты. Доступ к информации, составляющей налоговую тайну, имеют должностные лица по перечням, определяемым Федеральной налоговой службой России, что законодательно закреплено постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе».

Тайна записи актов гражданского состояния (ЗАГС). В соответствии с Федеральным законом «Об актах гражданского состояния» от 15.11.97 № 143-ФЗ (с изм. от 25.10.01) сведения, ставшие известными работнику органа записи актов гражданского состояния, являются персональными данными, относятся к категории конфиденциальной информации, имеют ограниченный доступ и разглашению не подлежат. Акты гражданского состояния (далее — акты) — это действия граждан или события, влияющие на возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей.

В соответствии с Законом, ст. 3, государственной регистрации подлежат: рождение, усыновление, установление факта отцовства, перемена имени, заключение (расторжение) брака, смерть. Государственная регистрация актов граждан России, проживающих за ее пределами, производится консульскими учреждениями Российской Федерации. Также признаются действительными акты, зарегистрированные до революции в церковных книгах, и акты, зарегистрированные во время войны оккупационными властями.

Работники ЗАГСа не имеют права без согласия усыновителей сообщать какую-либо информацию об усыновлении и выдавать документы, из содержания которых понятно, что усыновители не являются родителями данного ребенка. Не вправе разглашать информацию о перемене имени (фамилии). В заявлении о перемене имени (фамилии) гражданин должен указать причины, побудившие его просить об этом. Причины могут быть строго конфиденциальными — нежелание носить фамилию бывшего супруга, неблагозвучное имя (фамилия).

Руководитель ЗАГСа обязан представить информацию по актам только по запросу суда, органов прокуратуры, органов дознания или следствия, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

Как мы видим, тайну записи актов гражданского состояния также можно отнести и к служебной тайне, и к личной тайне — персональным данным.

Понятие «служебная тайна» должно распространяться на всю конфиденциальную информацию, циркулирующую в органах государственной власти и управления. Это положение, по нашему мнению, должно распространяться и на негосударственные структуры. Однако для этого необходим закон «О служебной тайне».

В этом смысле несекретная информация, составляющая служебную тайну, — это конфиденциальная информация предприятия, организации. Соответственно, служебная тайна может быть и у коммерческих структур и иметь соответствующий гриф «для служебного пользования». Для этого необходимо составить перечень такой информации, который бы входил как раздел Сводного перечня конфиденциальной информации предприятия, организации. Примерный сводный перечень приведен в конце статьи.

Гриф конфиденциальности служебной тайны «для служебного пользования» широко используется во многих странах. Так, в Германии факты, сведения, нуждающиеся в сохранении секретности, независимо от формы их оформления (решением государственных учреждений или по их распоряжению) могут иметь гриф секретности «VS nur fur den dienstgebrauch» («для служебного пользования»).

В США под режим служебной тайны подпадают и сведения, составляющие коммерческую тайну, а также информация о различных ноу-хау, получаемая должностным лицом в ходе осуществления своих должностных полномочий, исследований или расследований, из доклада или отчета и т. п.

К служебной информации ограниченного распространения относится несекретная информация, касающаяся деятельности организаций, ограничения на распространение которой диктуются служебной необходимостью 1.

Положением определен перечень информации, которая не может иметь статус ограниченного распространения:

  • акты законодательства, устанавливающие правовой статус государственных органов, организаций, общественных объединений, а также права, свободы и обязанности граждан, порядок их реализации;

  • сведения о чрезвычайных ситуациях, опасных природных явлениях и процессах, экологическая, гидрометеорологическая, гидрогеологическая, демографическая, санитарно-эпидемиологическая и другая информация, необходимая для обеспечения безопасного существования населенных пунктов, граждан и населения в целом, а также производственных объектов;

  • описание структуры органа исполнительной власти, его функций, направлений и форм деятельности, а также его адрес;

  • порядок рассмотрения и разрешения заявлений, а также обращений граждан и юридических лиц;

  • решения по заявлениям и обращениям граждан и юридических лиц, рассмотренным в установленном порядке;

  • сведения об исполнении бюджета и использовании других государственных ресурсов, о состоянии экономики и потребностей населения;

  • документы, накапливаемые в открытых фондах библиотек и архивов, информационных системах организаций, необходимые для реализации прав, свобод и обязанностей граждан.

Некоторые специалисты выражают озабоченность по поводу того, что среди информации, на которую не могут распространяться ограничения по доступу, не указана информация о фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами. Подобное «упущение» позволяет должностным лицам существенно ограничивать доступ к материалам служебных расследований негативной деятельности государственного аппарата и прочим недоработкам. Между тем максимально возможная открытость в данном вопросе является одним из основополагающих моментов оздоровления деятельности органов государственной власти.

В соответствии с Положением руководители федеральных органов исполнительной власти в пределах своей компетенции определяют категорию должностных лиц, уполномоченных относить служебную информацию к разряду ограниченного распространения, обеспечивают организацию ее защиты и т. д.

Перечень информации, составляющей служебную тайну, может, в частности, включать:

  • информацию о руководителях организации, других работниках (судимость, опыт работы, профессиональные знания, навыки и умения, деловые связи);

  • информацию о структуре управления производством, методику обучения персонала;

  • информацию об участии в капиталах других организаций, о вложении средств в ценные бумаги, на депозитные счета банков;

  • информацию об источниках финансирования; сведения о заключенных сделках, применяемых ценах; кредитоспособность данной организации; сведения о системе организации охраны на предприятии; состояние материально-технической базы данной организации и др.

Сведения, относящиеся к служебной информации, не являются обычно предметом самостоятельных сделок, однако их разглашение может причинить имущественный ущерб организации и вред ее деловой репутации.

Как видно из примеров, служебная тайна относится к негосударственной тайне (ввиду того, что служебная тайна не является государственной тайной), однако ее правовой режим устанавливается государственными и негосударственными структурами — владельцами и обладателями информации.

Таким образом, к служебной тайне, за исключением информации, составляющей государственную тайну, относится информация о деятельности государственных органов и их служащих, представляющая не коммерческий, а государственный интерес, а также иная конфиденциальная информация, составляющая частную, коммерческую тайну субъекта, полученная государственным органом в пределах своей компетенции для выполнения возложенных на него функций.

Следовательно, информация может быть отнесена к служебной тайне, если она отвечает следующим требованиям:

  1. Отнесена федеральным законом (пока такого закона нет) к служебной информации о деятельности государственных органов, доступ к которой ограничен по закону или в силу служебной необходимости.

  2. Является конфиденциальной информацией другого лица (коммерческая тайна, банковская тайна, тайна частной жизни).

  3. Не является государственной тайной и не попадает под перечень информации, составляющей государственную тайну.

  4. Получена представителем государственного органа или органа местного самоуправления только в силу исполнения обязанностей по службе в случаях и в порядке, установленных федеральным законодательством, и имеет действительную или потенциальную ценность в силу неизвестности ее третьим лицам.

Сопоставление и анализ норм права, закрепленных в ст. 139 ГК РФ, в Указе Президента РФ от 06.03.97 № 188, постановлениях Правительства РФ 1994 г. № 1233, 1998 г. № 936 и 1999 г. № 1016, позволяют сделать обобщающее определение служебной тайны.

Служебная тайна — это охраняемая законом конфиденциальная информация о деятельности государственных органов, доступ к которой ограничен в силу служебной необходимости, а также ставшая известной в государственных органах и органах местного самоуправления только на законном основании.

Возможны другие варианты: служебная тайна — несекретные сведения, ограничение в распространении которых диктуется служебной необходимостью в органах государственной власти, в подведомственных им предприятиях.

С позиций документоведения служебная тайна — это документированная информация, составляющая негосударственную тайну (т. е. то, что не относится к государственной тайне) ограниченного распространения, доступ к которой ограничен владельцем или обладателем документированной информации, не связанной с предпринимательской (коммерческой) деятельностью.

Как видим, институт служебной тайны практически совпадает со многими видами тайны, например с профессиональной тайной, о которой пойдет речь в следующем номере.

Библиографическое описание: Мокина Т. В. Профессиональная тайна как объект правового регулирования / Т. В. Мокина // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 52-55.

В современном российском законодательстве не дано четкого определения профессиональной тайны. Так, в ст. 9 ФЗ РФ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» от 31 мая 2001 года № 63-ФЗ отмечается, что адвокат не вправе разглашать сведения, сообщенные ему доверителем в связи с оказанием юридической помощи. В соответствии со ст. 946 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ), страховщик не вправе разглашать полученные им в результате своей профессиональной деятельности сведения о страхователе . Аналогичные нормы содержатся в Законе РФ «О страховании» от 27 ноября 1992 года № 4015-1 . В ст. 155 УК РФ предусмотрена ответственность за разглашение тайны усыновления, совершенное лицом, обязанным хранить факт усыновления как профессиональную тайну. В ст. 857 ГК РФ и ФЗ РФ «О банках и банковской деятельности» от 3 февраля 1996 года № 17-ФЗ (ст. 26), речь идет об ответственности за разглашение сведений о счетах, вкладах и операциях по ним, а также о клиентах и корреспондентах .

В содержание категории «профессиональная тайна» входят, прежде всего, сведения, доверенные конкретному лицу или ставшие известными ему в связи с осуществлением своих профессиональных обязанностей. Указанное лицо обязывается сохранять полученные сведения в тайне — в случае их разглашения предусматривается ответственность в соответствии с действующим законодательством. В научной литературе высказываются различные точки зрения по вопросу определения профессиональной тайны. Так, И.В. Смолькова отмечает, что если подходить к институту профессиональной тайны с самых общих позиций, то определяющим в нем является принадлежность к той или иной профессии, осуществление тех или иных профессиональных функций . Профессиональная тайна, по её мнению, имеет некоторые особенности, которые можно разделить на два вида: первый — профессиональная тайна в чистом виде, обусловленная характером деятельности; второй — профессиональная тайна, составную часть которой образуют доверенные личные тайны граждан (адвокатская, врачебная, банковская, нотариальная, усыновления, журналистского расследования, представительства).

По мнению В.Н. Лопатина, профессиональная тайна характеризуется следующими признаками: во-первых, признаком отнесения информации к данному виду тайны выступает профессия, в силу которой лицу доверяется или становится известной конфиденциальная информация; во-вторых, конфиденциальная информация доверяется лицу, исполняющему профессиональные обязанности, добровольно по выбору владельца этой информации и, как правило, затрагивает частную жизнь последнего; в-третьих, лицо, которому в силу его профессии была доверена информация, обязано по закону обеспечить ее сохранность как профессиональную тайну под страхом наступления ответственности в соответствии с действующим законодательством . Таким образом, профессиональная тайна — это охраняемые законом конфиденциальные сведения, доверенные или ставшие известными лицу исключительно в силу исполнения им своих профессиональных обязанностей, не связанных с государственной или муниципальной службой, незаконное получение или распространение которых может повлечь за собой вред правам и законным интересам другого лица, доверившего эти сведения и предоставляет ему право на защиту в соответствии с законодательством РФ.

Меркулова С.Н., характеризуя профессиональную тайну как объект уголовно-правовой охраны указывает, что профессиональная тайна является видом конфиденциальной информации и выступает самостоятельным объектом права. Именно поэтому, необходимо по мнению автора, для осуществления ее правовой охраны необходимо принять ФЗ РФ «О профессиональной тайне». Меркулова С.Н. выделяет следующие основные признаки профессиональной тайны: во-первых, сведения, составляющие профессиональную тайну, были доверены или стали известны представителю определенной профессии в связи с исполнением им своих профессиональных обязанностей; во-вторых, лицо, которому были доверены конфиденциальные сведения в силу осуществляемых им профессиональных обязанностей, принимает меры по охране их секретности; в-третьих, запрет на распространение конфиденциальной информации установлен федеральным законом или иным нормативным правовым актом; в-четвёртых, неправомерное разглашение конфиденциальных сведений может повлечь неблагоприятные последствия для обладателя информации и его правопреемников; в-пятых, такая информация не подпадает под перечень сведений, составляющих общедоступную информацию или государственную тайну.

Указывая на то, что в настоящее время институт правовой охраны профессиональной тайны является наименее разработанным из-за отсутствия в действующем законодательстве четкого определения профессиональной тайны . Представленная в нормах ФЗ РФ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» закрепляет указанное понятие следующим образом: «Информация, полученная гражданами (физическими лицами) при исполнении ими профессиональных обязанностей или организациями при осуществлении ими определенных видов деятельности (профессиональная тайна), подлежит защите в случаях, если на эти лица федеральными законами возложены обязанности по соблюдению конфиденциальности такой информации», по её мнению, не отражает в достаточной степени всех признаков исследуемой правовой категории. И предлагает иную — авторскую — концепцию: «профессиональная тайна» — это охраняемый законом блок конфиденциальной информации, известной или доверенной узкому кругу субъектов в силу исполнения ими своих профессиональных обязанностей, неправомерное разглашение которой причиняет вред правам и интересам собственника информации». По её мнению, профессиональная тайна — это банковская тайна; врачебная тайна; адвокатская тайна ; нотариальная тайна ; журналистская тайна; редакционная тайна; тайна совещательной комнаты; тайна исповеди , тайна страхования; секреты мастерства; налоговая тайна; сведения о мерах безопасности судей, должностных лиц, правоохранительных и контролирующих органов; служебная информация о рынке ценных бумаг; геологическая информация о недрах.

Иную — отличную от предложенной Смольяковой И.В., классификацию тайн, предлагает Ю.С. Пилипенко (вице-президент Федеральной адвокатской палаты, кандидат юридических наук) : по преемственности, что предполагает либо первоначальный, либо производный их характер. В первом случае обладатель тайны охраняет собственную информацию, во втором — информацию, полученную из чужих рук. Профессиональные тайны относятся к классу производных тайн. От других тайн этого класса профессиональные отличаются, прежде всего, тем, что, во-первых, в качестве субъекта здесь выступает профессионал и именно по этой причине ему доверяется информация. Во-вторых, поскольку деятельность профессионала (адвоката, нотариуса, аудитора, врача и т.д.), которому обычно доверяются частные тайны, характеризуется публичностью, отношения по поводу профессиональной тайны, как правило, носят частно-публичный характер. Уже в силу этого обстоятельства они предполагают наличие особого правового регулирования, объектом которого служат не только частные интересы (приоритетные в таком правоотношении), но и интересы публичные, которые также должны быть защищены. Отношения потребителя услуги и профессионала существенно различаются в зависимости от вида деятельности специалиста, ее общественной роли, от того, как именно он использует конфиденциальную информацию, насколько значима конфиденциальность вего обычной деятельности, какими могут быть негативные последствия нарушения тайн. Доверительный характер специальности профессионала предполагает собственную систему профессиональной этики, которая в большей или меньшей степени отличается от общепринятой системы нравственных требований, может предполагать коллизию общей и специальной системы моральных норм.

Автор также указывает на то, что до недавнего времени ни в юридической литературе, ни в законодательстве не существовало определение понятия «профессиональная тайна»: чаще всего исследователи ограничивались самыми общими замечаниями о том, что «данная разновидность тайн основана на специфике деятельности представителей многих профессий» .

Похожая статья: Некоторые проблемы правового регулирования муниципально-правового статуса межселенных территорий

Аргументированное определение профессиональной тайны было предложено А.А. Рожновым: «профессиональная тайна» представляет собой подлежащую сохранению в тайне в соответствии с требованиями законодательства информацию (не являющуюся государственной тайной), доверенную или ставшую известной лицу в силу исполнения им своих профессиональных обязанностей, не связанных с государственной или муниципальной службой, неправомерное распространение которой может причинить вред правам и интересам собственника информации или его правопреемников» .

По мнению Анищенко И.И. , «профессиональная тайна — это сведения, полученные представителями некоторых профессий в силу исполнения ими своих профессиональных обязанностей и защищенные от разглашения законом». В качестве критериев принадлежности тайны к числу профессиональных здесь выступают принадлежность производного субъекта к некой неопределенной совокупности профессий и наличие норм, специально защищающих конкретный вид тайны. Между тем многие, в том числе упомянутые в российском законодательстве профессиональные тайны, не имеют правовой защиты, но это не является основанием для того, чтобы не считать их таковыми. Кроме того, профессиональные тайны должны определяться не только по признаку их относимости к той или иной профессиональной деятельности, но и по другим важным для данной совокупности тайн признакам.

По мнению Пилипенко Ю.С., общность всех профессиональных тайн (в понимании законодателя) прежде всего определяется тем обстоятельством, что составляющую их информацию невозможно получить и использовать иным образом, кроме как в связи с профессиональной деятельностью и с согласия первоначального субъекта тайны. Важная отличительная черта этих тайн — сложный характер их правовой защиты: информация защищается не только от вмешательства посторонних лиц, но и от ее неправомерного использования самим профессионалом.

Необходимость специфического режима конфиденциальности и специальной правовой защиты отдельных видов профессиональной тайны может быть, например, связана с тем, что некоторые профессиональные тайны обусловлены потребностью активного использования (но не разглашения!) доверенной информации в процессе профессионального общения специалиста с третьими лицами. В этих случаях информация не просто хранится и защищается от вмешательства лиц, не являющихся субъектами тайны. Она имеет специальную, обеспеченную особыми нормативными механизмами (в идеале) правовую защиту от неправомерного использования конфиденциальной информации самим производным субъектом. Дополнительным основанием правовой защиты такой тайны является основополагающее для данной специальности требование конфиденциальности, для выполнения которого профессионал должен контролировать каждое свое действие. Ведь вероятность умышленного или неосторожного разглашения, т.е. сообщения тайны постороннему лицу, существенно повышается, если учитывать, что закрытой информацией приходится оперировать в процессе профессиональной деятельности, носящей публичный, открытый характер, как, например, в случае с деятельностью адвоката.

Данное свойство характерно не только для определенной совокупности профессиональных тайн, но и в целом для всех тайн, в том числе связанных с использованием их предмета в публичной деятельности, в частности для государственной тайны. Разглашение таких тайн может произойти не только путем обычной огласки (передачи информации третьим лицам), но и в результате совершения действий, дающих основание для догадок о наличии и содержании конфиденциальной информации, фигурирующей в процессе принятия соответствующих решений. Отсутствие у специалиста полного и достоверного знания о потенциальной опасности использования той или иной информации придает особый характер соответствующей категории профессиональных тайн. В отличие от первоначального владельца тайны поверенный специалист не вправе произвольно разделять известную ему информацию на открытую и закрытую. Он должен хранить молчание относительно всей доступной ему информации, если обратное не вызвано профессиональной необходимостью, заведомо допустимыми исключениями из данного правила и ясно выраженным согласием доверителя.