Проект образования отходов

Что такое?

Немного нескладная для русского языка аббревиатура ПНООЛР расшифровывается как проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Для сокращения его названия также используется название «проект НООЛР» и «проект образования отходов».

Данный проект является одним из самых важных в составе экологической документации на предприятии, поэтому к нему обычно обращено пристальное внимание со стороны инспекторов Росприроднадзора при проверке.

Как следует из полного названия, в ПНООЛР содержится информация о нормативах образования отходов на предприятии и лимитах их размещения на мусорных полигонах. Расшифруем два основных понятия из этого определения.

  • Нормативы образования отходов призваны определить количество отходов определенного вида и класса, которое предполагается к образованию на предприятии за год.
  • Лимиты на размещение отходов показывают количество отходов определенного вида, которые организация имеет право расположить на соответствующем объекте размещения за год.

Для вычисления этих нормативов и лимитов как раз и разрабатывается проект НООЛР и, по сути, это и является основной целью его разработки.

В качестве помощи в корректной разработке ПНООЛР 05.08.2014 года был выпущен Приказ Минприроды РФ № 349 под названием «Об утверждении Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение». С полным текстом Приказа № 349 можно ознакомиться .

Методические указания выражают общие требования к его содержанию и виду: показывают структуру самого проекта, методы расчета нормативов отходов, а также требования к техотчету о неизменности производственного процесса.

Сам проект ПНООЛР хоть и разрабатывается сроком на 5 лет, но требует ежегодного подтверждения актуальности и корректности представленных в нем данных путем сдачи технического отчета о неизменности производственного процесса (или, как его еще называют, технического отчета по отходам).

Кроме этого, проект невозможно разработать без наличия на предприятии паспортов отходов с I по IV класса опасности и протоколов биотестирования на отходы V класса. Если данные документы отсутствуют, то их также необходимо разрабатывать.

на основании нормативов образования отходов производства

Расчет нормативов образования отходов производства.

Обоснование к расчету нормативов образования отходов производства

(в соответствии с п.37 Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 6 мая 2009 года №601)

1. Отходы производства, подобные отходам жизнедеятельности населения (9120400, не опасные):

согласно приложения 2 «Правил определения нормативов образования коммунальных отходов», утвержденных Постановлением Министерства жилищно-коммунального хозяйства и Минприроды от 27.06.2003г. №18/27 норматив образования данного вида отходов принимаем 0,1 т в год на сотрудника.

2. Отходы (смёт) от уборки территорий промышленных предприятий и организаций (9120800, 4 класс опасности):

Нс= С х N / S,

где:

Нс – норматив образования отходов, т/м2;

С – количество отходов за период инвентаризации (4 недели), т;

N – количество рабочих недель в год, шт.;

S – убираемая площадь, м2.

Нс = 9,498 т / 4 нед. х 52 нед. / 61740 м2 = 0,002 т в год с 1 м2.

3. Отработанные масляные фильтры (5492800, 3 класс опасности):

вес одного отработанного масляного фильтра – 0,0012 т

периодичность замены фильтров – 10 тысяч км пробега

норматив образования данного вида отходов равен

0,0012 т на 10 тысяч км пробега.

4. Обтирочный материал, загрязненный маслами (содержание масел – менее 15%) (5820601, 3 класс опасности):

для обслуживания и ремонта транспорта:

согласно приложения 2 к приказу Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 11 мая 2011 года №200-ОД норматив данного вида отходов принимаем 0,002 т на 10 тысяч км пробега.

для обслуживания и ремонта оборудования:

Нс = q x m x (1 + a x 10-2) х 10-6,

где:

Нс – норматив образования отходов, т/уч.;

q – удельная норма расхода обтирочных материалов при обслуживании оборудования, г/смена;

m – количество рабочих смен в год, шт.;

a – среднее содержание масел в обтирочном материале, %.

Нс = 100 г/смена х 365 смен х (1 + 10% х 10-2) х 10-6 = 0,04 т в год на 1 цех.

5. Опилки древесные промасленные (содержание масел – менее 15%) (1721101, 3 класс опасности):


Нс= С х N / S,

где:

Нс – норматив образования отходов, т/м2;

С – количество отходов за период инвентаризации (4 недели), т;

N – количество рабочих недель в год, шт.;

S – убираемая площадь, м2.

Нс = 0,462 т / 4 нед. х 52 нед. / 1200 м2 = 0,005 т в год с 1 м2.

6. Подметь от уборки цехов и территории предприятий по обработке и переработке древесины (1722901, 4 класс опасности):

Нс= С х N / S,

где:

Нс – норматив образования отходов, т/м2;

С – количество отходов за период инвентаризации (4 недели), т;

N – количество рабочих недель в год, шт.;

S – убираемая площадь, м2.

Нс = 0,923 т / 4 нед. х 52 нед. / 2400 м2 = 0,005 т в год с 1 м2.

7. Остатки смол затвердевшие (5590900, 3 класс опасности):

за период проведения инвентаризации было израсходовано 0,93 т сырья и образовалось 0,102 т отходов.

Норматив образования равен:

0,102 т / 0,93 т = 0,11 т на 1 т сырья.

8. Протирочный материал, загрязненный клеем (5820504, 3 класс опасности):

за период проведения инвентаризации было выпущено 3180 у. е. продукции и образовалось 0,016 т отходов.

Норматив образования равен:

0,016 т / 3180 у.е. * 1000 у.е. = 0,005 т на 1000 у.е. выпускаемой продукции.

9. Ветошь, загрязненная лакокрасочными материалами (5820503, 3 класс опасности):

за период проведения инвентаризации было выпущено 3180 у. е. продукции и образовалось 0,071 т отходов.

Норматив образования равен:

0,071 т / 3180 у.е. * 1000 у.е. = 0,022 т на 1000 у.е. выпускаемой продукции.

10. Отходы резины, загрязненные ЛКМ (5750183, 3 класс опасности):

за период проведения инвентаризации было выпущено 3180 у. е. продукции и образовалось 0,01 т отходов.

Норматив образования равен:

0,01 т / 3180 у.е. * 1000 у.е. = 0,003 т на 1000 у.е. выпускаемой продукции.

11. Абразивные круги отработанные, лом отработанных абразивных кругов (3144406, не опасные):

за период проведения инвентаризации было выпущено 3180 у. е. продукции и образовалось 0,006 т отходов.

Норматив образования равен:

0,006 т / 3180 у.е. * 1000 у.е. = 0,002 т на 1000 у.е. выпускаемой продукции.

12. Отработанная шлифовальная шкурка (3144411, не опасные):

за период проведения инвентаризации было выпущено 3180 у. е. продукции и образовалось 0,128 т отходов.

Норматив образования равен:

0,128 т / 3180 у.е. * 1000 у.е. = 0,04 т на 1000 у.е. выпускаемой продукции.

13. Упаковочный материал с вредными загрязнениями (преимущественно органическими) (1871400, 3 класс опасности):

за период проведения инвентаризации было выпущено 3180 у. е. продукции и образовалось 0,026 т отходов.

Норматив образования равен:

0,026 т / 3180 у.е. * 1000 у.е. = 0,008 т на 1000 у.е. выпускаемой продукции.

14. Ткани и мешки фильтровальные с вредными загрязнениями, преимущественно органическими (5820100, 3 класс опасности):

за период проведения инвентаризации было выпущено 3180 у. е. продукции и образовалось 0,003 т отходов.

Норматив образования равен:

0,003 т / 3180 у.е. * 1000 у.е. = 0,001 т на 1000 у.е. выпускаемой продукции.

15. Бумажные и картонные фильтры с вредными загрязнениями (преимущественно органическими) (1871000, 3 класс опасности):

за период проведения инвентаризации было выпущено 3180 у. е. продукции и образовалось 0,003 т отходов.

Норматив образования равен:

0,003 т / 3180 у.е. * 1000 у.е. = 0,001 т на 1000 у.е. выпускаемой продукции.

16. Зола и шлак топочных установок (3130200, 3 класс опасности):

Gшл = 0,01 х В х Ар х (1 – Аун),

где:

Gшл – общее количество золы, т;

В – количество топлива, т;

Ар – зольность, %;

Аун – доля золы в уносе.

Gшл = 0,01 х 655 т х 0,64% х (1 – 0,5) + 0,01 х 15 х 8,8 х (1 – 0,26) + 0,01 х 219 т х 0,64% х (1 – 0,19) = 4,21 т

Тогда на 1 тонну топлива образуется:

4,21 т / 889 т = 0,0047 т золы на 1 тонну топлива.

17. Отходы (смет) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли промышленными товарами (9121000, не опасные):

Нс= С х N / S,

где:

Нс – норматив образования отходов, т/м2;

С – количество отходов за период инвентаризации (4 недели), т;

N – количество рабочих недель в год, шт.;

S – убираемая площадь, м2.

Нс = 0,092 т / 4 нед. х 52 нед. / 240 м2 = 0,005 т в год с 1 м2.

Расчет годового количества образования отходов производства

на основании нормативов образования отходов производства

1. Отходы производства, подобные отходам жизнедеятельности населения (9120400, не опасные):

норматив – 0,1 т в год на сотрудника.

0,1 т х 489 чел. = 48,9 т

2. Отходы (смет) от уборки территорий промышленных предприятий и организаций (9120800, 4 класс опасности):

норматив – 0,002 т в год на 1 м2.

61740 м2 х 0,002 т = 123,48 т

3. Отработанные масляные фильтры (5492800, 3 класс опасности):

норматив – 0,0012 т на 10 тыс. км пробега.

0,0012 т х 1100 тыс. км (общий пробег) / 10 тыс. км = 0,132 т

4. Обтирочный материал, загрязненный маслами (содержание масел – менее 15 %) (5820601, 3 класс опасности):

для обслуживания и ремонта транспорта:

норматив – 0,002 т на 10 тыс. км пробега.

0,002 т х 1100 тыс. км (общий пробег) / 10 тыс. км = 0,22 т

для обслуживания и ремонта оборудования:

норматив – 0,04 т в год на 1 цех.

0,04 т х 3 цеха = 0,12 т

всего:

0,22 т + 0,12 т = 0,34 т

5. Опилки древесные промасленные (содержание масел – менее 15%) (1721101, 3 класс опасности):

норматив – 0,005 т в год на 1 м2.

0,005 т х 1200 м2 = 6,0 т

6. Подметь от уборки цехов и территории предприятий по обработке и переработке древесины (1722901, 4 класс опасности):

норматив – 0,005 т в год на 1 м2.

0,005 т х 2400 м2 = 12,0 т

7. Остатки смол затвердевшие (5590900, 3 класс опасности):

норматив – 0,11 т на 1 т сырья.

0,11 т х 12 т = 1,32 т

8. Протирочный материал, загрязненный клеем (5820504, 3 класс опасности):

норматив – 0,005 т на 1000 у.е. выпускаемой продукции.

0,005 т / 1000 у.е. х 41744 у.е. = 0,21 т

9. Ветошь, загрязненная лакокрасочными материалами (5820503, 3 класс опасности):

норматив – 0,022 т на 1000 у.е. выпускаемой продукции.

0,022 т / 1000 у.е. х 41744 у.е. = 0,92 т

10. Отходы резины, загрязненные ЛКМ (5750183, 3 класс опасности):

норматив – 0,003 т на 1000 у.е. выпускаемой продукции.

0,003 т / 1000 у.е. х 41744 у.е. = 0,125 т

11. Абразивные круги отработанные, лом отработанных абразивных кругов (3144406, не опасные):

норматив – 0,002 т на 1000 у.е. выпускаемой продукции.

0,002 т / 1000 у.е. х 41744 у.е. = 0,083 т

12. Отработанная шлифовальная шкурка (3144411, не опасные):

норматив – 0,04 т на 1000 у.е. выпускаемой продукции.

0,04 т / 1000 у.е. х 41744 у.е. = 1,67 т

13. Упаковочный материал с вредными загрязнениями (преимущественно органическими) (1871400, 3 класс опасности):

норматив – 0,008 т на 1000 у.е. выпускаемой продукции.

0,008 т / 1000 у.е. х 41744 у.е. = 0,334 т

14. Ткани и мешки фильтровальные с вредными загрязнениями, преимущественно органическими (5820100, 3 класс опасности):

норматив – 0,001 т на 1000 у.е. выпускаемой продукции.

0,001 т / 1000 у.е. х 41744 у.е. = 0,042 т

15. Бумажные и картонные фильтры с вредными загрязнениями (преимущественно органическими) (1871000, 3 класс опасности):

норматив – 0,001 т на 1000 у.е. выпускаемой продукции.

Экологическое нормирование в сфере обращения с отходами

Данный вид экологического сопровождения деятельности предприятия, так же как и предыдущие, заключается в разработке и согласовании проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР) и полу­чении разрешения на размещение отходов. Суть его состоит в:

— установлении норматива образования отходов для действующего предприятия на основе анализа технологии производства и источников образования отходов;

— формировании лимитов размещения отходов;

— выборе и обосновании методов обращения с отходами, обеспечивающих достижение установленных нормативов образования и лимитов размещения.

Цель нормирования — государственное регулирование процессов обраще­ния с отходами, стимулирование предприятия к снижению их объемов и экологической опасности, соблюдению условий и способов их размещения, ре­сурсосбережению, утилизации отходов, созданию малоотходных технологий, использованию отходов в качестве вторичных материальных ресурсов (BMP). Для достижения данной цели решаются следующие основные задачи:

1) анализ производственных процессов как источников образования отходов;

2) разработка паспортов опасных отходов в соответствии с федеральным классификационным каталогом отходов (ФККО);

3) определение перечня, состава и физико-химических характеристик отходов;

4) расчет и обоснование нормативов образования и количества отходов;

5) составление материально-сырьевого баланса;

6) построение схемы операционного движения отходов;

7) сбор и анализ характеристик мест временного хранения (накопления) отходов, обоснование количества временного хранения (накопления) от­ходов на территории предприятия и периодичности их вывоза;

8) анализ характеристик установок и технологий по переработке и обезвреживанию отходов, имеющихся на предприятии, и выработка предложений по их использованию;

9) подготовка обоснования выбора (использования) объектов размещения отходов;

10) организация наблюдения за состоянием ОПС на объектах размещения отходов, принадлежащих предприятию;

11) разработка предложений по противоаварийным мероприятиям;

12) разработка мероприятий, направленных на снижение влияния отходов, образующихся на предприятии, на состояние ОС;

13) формирование предложений по установлению лимитов размещения отходов.

Нормативы образования отходов разрабатываются для объектов, относящихся к основным производственным фондам, разделенным на виды в зависи­мости от их целевого назначения и выполняемых функций:

— орудия труда;

— производственные здания и сооружения;

— непроизводственные здания и сооружения;

— линейная часть трубопроводного транспорта (внутри- и межпромысловые трубопроводы), выкидные электрические линии, дороги и др.;

— жилищный фонд;

— другие сооружения.

Нормативы образования отходов классифицируются по степени укрупне­ния номенклатуры продукции, при производстве которой образуются отходы, на индивидуальные и групповые; в зависимости от сферы применения нормативов — на отраслевые и на уровне предприятия; по периоду действия норма­тивов — на годовые и перспективные.

Кроме того, нормативы образования отходов классифицируются по степе­ни агрегации объектов нормирования и номенклатуры отходов:

— индивидуальные нормы на объект или единицу изделия (количество шлама при бурении одной скважины, производство одной операции, изготовление детали и т.д.);

— групповые нормы по однотипным объектам (буровым установкам, трубопроводам, агрегатам, автопарку и др.);

— дифференцированные нормы отходов по видам ремонта (капитальный, текущий ремонты, техническое обслуживание);

— суммарные нормы как сумма образования отходов на проведение всех ви­дов работ и технического обслуживания из расчета на один календарный год;

— специфицированные (детализированные) нормы отходов по типосорторазмерам конкретных материалов (по сортаменту, маркам, видам и т.д.);

— сводные нормы расхода однородных видов материалов (металлолом, выбуренные породы, трубы стальные, лесоматериалы) с целью их вторичного использования.

Нормативы образования отходов устанавливаются в соответствии с номенклатурой отходов производства и потребления, определенной в ФККО .

Исходя из технологических особенностей производства, нормативы образования отходов определяются в единицах массы (объема) либо в процентах от количества используемого сырья, материалов или производимой продукции.

Нормативы образования отходов, оцениваемые в процентах, определяются по всем видам отходов, которые имеют те же физико-химические свойства, что и первичное сырье. Нормативы образования отходов с измененными по сравнению с первичным сырьем характеристиками предпочтительно представлять в следующих единицах измерения: кг/т, кг/м3, м 3/тыс. м3 и т.д.

Если для производства однородной продукции используется несколько видов сырья, то нормативы образования отходов определяются относительно единицы готовой продукции. Если из одного вида сырья производится ряд наименований продукции, нормативы образования отходов определяются по отношению к используемому сырью.

При разработке ПНООЛР учитываются:

— экологическая обстановка на данной территории;

— предельно допустимые вредные воздействия отходов, предполагаемых к размещению, на ОС;

— наличие имеющихся технологий переработки отхода данного вида, которые включены в банк данных о технологиях использования и обезвреживания отходов, являющийся составной частью государственного кадастра отходов.

ПНООЛР для объекта хранения отходов разрабатывается с учетом:

— площади и вместимости объекта хранения отходов;

— сохранности у размещаемого отхода полноценных свойств вторичного сырья;

— экономической целесообразности формирования транспортной партии для вывоза размещаемых отходов;

— количества предполагаемых к захоронению отходов (с разбивкой по годам) в соответствии с проектными данными объекта захоронения отходов;

— вместимости объекта захоронения отходов;

— расчетного срока эксплуатации объекта захоронения отходов;

— иных характеристик объекта захоронения отходов.

ПНООЛР по упрощенной форме разрабатывается в случае образования у индивидуальных предпринимателей и юридических лиц отходов V, IV, III классов опасности для ОПС, а также отходов I класса опасности, представленных только люминесцентными лампами, если:

— суммарное количество отходов не превышает 30 т в год;

— масса отходов III класса опасности для окружающей природной среды не превышает 1 % общей массы образующихся отходов;

— отдельно предусмотрен порядок сбора и экологически безопасного разме­щения люминесцентных ламп.

Данные по образованию и движению (утилизации) отходов фиксируются в специальной статистической форме 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении от­ходов производства и потребления», представляемой в местные органы статотчетности.

Расчет нормативов образования отходов производится на основе показате­лей использования основных и непроизводственных фондов, данных об их износе и сроках службы в соответствии с действующей в данной отрасли системой планового ремонта с учетом изменений в условиях производства. На уровне предприятия нормативы используются при:

— расчете текущего выхода отходов и объемов вторичного сырья с целью последующего использования;

— составлении материальных балансов движения отходов и балансов материальных ресурсов в составе их ресурсной части при разработке плана мате­риально-технического снабжения;

— подготовке государственной статистической отчетности об отходах;

— оценке уровня использования отходов, безотходности технологии и анали­зе использования первичного сырья;

— разработке проектов научно обоснованных норм и лимитов размещения отходов;

— разработке мероприятий по экологически безопасному использованию и удалению отходов.

Методы определения нормативов образования отходов производства зави­сят от отраслевых особенностей производства. На величину норматива образования отхода существенное влияние оказывают уровень развития техноло­гии, организации производства, наличие системы использования и переработки отходов, действующей на предприятии. Кроме того, на величине норматива образования отхода сказывается качество используемого сырья: содержание целевого компонента в перерабатываемом сырье, степень и метод его извлече­ния, характер примесей и др.

Для обеспечения научно обоснованного нормирования образования отхо­дов, направленного на уменьшение их образования и повышение индекса (уров­ня) использования, необходимо:

— наладить согласно действующим нормативным документам учет образующихся отходов, контроль технологических процессов, повысить точность измерения массы сырья и материалов при расчетах нормативов по опыт­ным партиям и т.д.;

— в полной мере отражать в нормативах прогрессивные направления разви­тия производства, намечаемые организационно-технические и экономичес­кие мероприятия, способствующие экономии материальных ресурсов;

— периодически осуществлять контроль и пересмотр индивидуальных нормативов, своевременно производить перерасчет укрупненных нормативов при изменении индивидуальных нормативов.

Методы расчета нормативов образования отходов. Основу нормирова­ния образования отходов составляют индивидуальные нормативы.

Методы определения нормативов образования отходов потребления являются типовыми для всех отраслей промышленности. На выбор метода расче­та нормативов оказывают влияние особенности способа потребления про­дукции (производственное и личное потребление), а также потребительские свойства вторичного сырья, которые отражаются в номенклатуре отходов потребления.

Для разработки нормативов образования отходов применяются следующие методы :

— расчётно-аналитическии;

— экспериментальный;

— статистический;

— расчета по удельным нормативам;

— экспертных оценок;

— маркшейдерских замеров и др.

Выбор метода определяется наличием исходной информации.

Расчетно-аналитическии метод применяется при наличии конструкторско-технологической документации (технологических карт, рецептур, регламен­тов, рабочих чертежей), на производство продукции, при котором образуются отходы, при определении индивидуальных нормативов образования отходов производства. Сущность метода заключается в формировании нормативов на основе расчета отдельных нормообразующих элементов. На основе документации в соответствии с установленным составом норм расхода сырья и мате­риалов норматив образования отходов (Н0) рассчитывается как разность между нормой расхода сырья, материалов на единицу продукции и чистым полезным) их расходом с учетом неизбежных безвозвратных потерь сырья:

, (2.1)

где N — норма расхода сырья, материалов на единицу продукции; Р — чистый полезный) расход сырья и материалов, теоретически необходимых для осуществления производственного процесса (работы); Нn — неизбежные безвозв­ратные потери сырья и материалов в процессе производства.

Нормативы безвозвратных потерь сырья и материалов устанавливаются соответствующими руководящими документами, в частности РДС 82-202-96.

В качестве норматива неизбежных потерь обычно применяется коэффици­ент (Кn=H/N). Норматив образования отходов производства с учетом Кn определяется по формуле

(2.2)

Норматив образования отходов производства в процентах, или коэффици­ент выхода вторичного сырья ( ), определяется по формуле

, (2.3)

где Кисп — коэффициент использования сырья, материалов при производстве продукции (Кисп = P/N).

По приведенным выше формулам определяются индивидуальные нормати­вы образования отходов.

Групповые (средневзвешенные) нормативы на единицу всей продукции, производимой на предприятии, определяются по формуле

, (2.4)

где qt — объем выпуска продукции, N — индекс вида продукции, производимой на предприятии (i = 1,2, …, m).

Экспериментальный метод используется при трудноконтролируемых технологических процессах, допускающих по рецептуре определенный диапазон изменений составных элементов сырья, а также при большой трудоемкости аналитических расчетов.

На основе статистической обработки опытных замеров веса (объема) полезного продукта в единице веса (объема) отхода определяется показатель, характеризующий среднее содержание полезного продукта в отходах в процентах (Сnn) Исходя из его значения и отчетных данных о количестве извлеченного из отходе полезного продукта (Мnn) определяется объем образования отходов (V0):

(2.5)

Далее рассчитывается норматив образования отхода на единицу произведенной продукции ( ):

(2.6)

где Qnp — количество продукции, при производстве которой образуется отход.

Статистический метод используется для расчета нормативов образования отходов как производства, так и потребления.

В случае расчетов образования отходов производства метод используется для производств, где регламенты технологических процессов не являются еще устойчивыми и нормативы образования отходов не могут быть связаны с единицей производимой продукции. Нормативы рассчитываются на основе стати­стической обработки отчетной информации за определенный (базовый) пери­од с последующей корректировкой данных в соответствии с планируемыми организационно-техническими мероприятиями, предусматривающими сниже­ние материалоемкости продукции.

Расчет статистическим методом проводится по формулам 2.6 или 2.7:

, (2.7)

где — норматив образования отходов производства относительно единицы перерабатываемого сырья и материалов; V0 — объем образования отхода производства за рассматриваемый период (в объем образования отходов включается только текущий выход отходов); QC — объем перерабатываемого сырья и материалов при производстве продукции.

Статистические данные обрабатываются за ряд лет, затем проводится корректировка удельных показателей на планируемый период в соответствии с тенденциями развития технологии и организации производства.

Норматив образования отходов потребления (Н0n) определяется с учетом коэффициента износа изделия, который отражает изменение массы единицы изделия до и после его эксплуатации:

, (2.8)

где Киз — коэффициент износа изделия (потери массы в эксплуатации):

, (2.9)

где Мпер, Миз — соответственно первоначальная и остаточная масса эксплуатируемого изделия.

Средневзвешенный норматив образования отхода потребления (Н1оn) рассчитывается как отношение массы среднего изношенного изделия (Миз) к пер­воначальной массе среднего изделия (Мпер) по формуле

, (2.10)

где i — индекс вида изделия, входящего в группу однотипных изделий (i=1, 2, …, m). Мизi определяется экспериментальным путем на основе взвешивания изношенных за год изделий.

Нормативы образования отходов производственного потребления (Ноnn) статистическим методом определяются по формуле

, (2.11)

где Von — масса отходов потребления; Nn — количество изделий (материалов), при эксплуатации которых образуются отходы; Км — коэффициент перевода единицы измерения количества изделий в единицы массы.

Коэффициент Км используется, если амортизированная продукция (изде­лие) исчисляется не в единицах массы, а в единицах площади, объема и т.д. Если Nn представляет собой количество изделий в штуках, то в формуле для определения первоначальной массы изделий (Nn,…,Км) вместо Км используется масса единицы изделия, a NH определяется по формуле

Nn=nQ, (2.12)

где n — норма потребления изделия на одного работающего (единицу оборудования) и т.д.; Q — численность работающих (количество оборудования) и т.д.

В расчетах нормативов образования отходов потребления должен быть уч­тен нормативный срок службы продукции в сфере потребления и срок времен­ного отвлечения материалов на различные нужды.

Метод расчета удельных нормативов образования отходов по справочным таблицам является наиболее простым и менее точным при разработке ПНООЛР, предназначен для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами, может быть применен на основе использования справочных таблиц по отраслям промышленности.

Расчет нормативов образования отходов в результате производства основ­ных видов продукции, а также деятельности вспомогательных производств выполняется с учетом особенностей технологического процесса, номенклатуры и количества использованного сырья, а также номенклатуры и количе­ства конечной продукции. Получаемые результаты позволяют для каждого конкретного предприятия, видов деятельности и существующего оборудова­ния на основе удельных показателей расхода, взятых из справочников, созда­вать базу данных, включающую необходимую для управления отходами ин­формацию.

На многих нефтегазодобывающих предприятиях имеются собственные базы данных для расчета нормативов образования различных видов отходов, которые позволяют производить необходимые расчеты при таких видах деятельно­сти (технологических процессах), как:

— нефтегазодобыча;

— буровые работы;

— деятельность, связанная с обслуживанием и обустройством баз производственного обслуживания;

— работы по ремонту и монтажу оборудования;

— капитальный ремонт станций управления;

— строительно-монтажные работы (строительство трубопроводов, обслуживание оборудования);

— ремонтно-строительные работы (объекты жилого и социально-культурного назначения);

— геофизические работы;

— работы по повышению нефтеотдачи и защита оборудования от коррозии;

— внутрипромысловый сбор и использование нефтяного газа (сбор, транспортировка попутного нефтяного газа, переработка нефти для получения биту­ма, обслуживание цехов, аналитический контроль);

— перевозка и отсыпка грунтов, устройство оснований нефтяных скважин, отсыпка кустовых площадок (перевозка грунта с последующей отсыпкой на кусты месторождений и устройство кустовых оснований нефтяных сква­жин, перевозка, намыв песка в штабеля для отсыпки кустовых площадок);

— ремонт и эксплуатация зданий и сооружений;

— монтаж, демонтаж, транспортировка буровых установок.

Метод маркшейдерских замеров. В период обустройства нефтяных месторождений для отсыпок оснований буровых площадок, строительства дорог и других линейных сооружений используется большое количество насыпных грунтов. Чаще всего это галька, щебень или песок, добываемые из специально отведенных карьеров. Для их эксплуатации приходится проводить вскрышные работы, при которых отходами будут являться вышележащие почвы, а также некондиционный строительный материал. Поэтому при определении норма­тивов образования отходов следует учитывать особенности добычи полез­ных ископаемых. В связи с невозможностью точных подсчетов запасов полез­ных ископаемых, вскрышных и вмещающих пород расчеты нормативов образования отходов осуществляются статистическим методом или мето­дом маркшейдерских замеров, применяемых в геологической практике.

Для определения нормативов образования отходов статистическим методом используются данные текущего учета объема выдаваемой вскрышной породы и объема добычи основных полезных ископаемых за смену, сутки, месяц.

Объем вскрыши, перевозимой в отвалы, склады, определяется взвешивани­ем транспортных емкостей (думпкары, самосвалы) либо умножением количе­ства емкостей на средний вес одной емкости.

Норматив образования отходов добычи определяется делением сменного, суточного или месячного объема вскрыши на соответствующий объем добычи основного природного сырья.

Метод маркшейдерских замеров применяется, когда прямой учет количе­ства выдаваемой вскрыши не производится или он недостаточно точен. Он используется в основном для разработки отраслевых норм образования отходов для целей перспективного планирования. В этих случаях нормативы обра­зования отходов рассчитываются делением объемов вскрыши, определяемых методом геологических или эксплуатационных блоков, разрезов, на объемы запасов полезных ископаемых основного назначения. При этом в объем обра­зования отходов включается только текущий выход отходов.

Метод блоков, разрезов заключается в том, что контуры тела вскрышных и вмещающих пород (блок, разрез) приравниваются к равновеликой фигуре -цилиндру, призме, усеченной пирамиде, конусу и т.д. Объем образования отводов определяется на основе данных геологической разведки о горизонтальном и вертикальном сечениях тела вскрышных пород (площади блока, разреза средней мощности пород блока, разреза) по соответствующей формуле объема цилиндра, призмы, пирамиды и т.д.

Объем пород вскрыши (Vвс), включаемой в отходы по каждому блоку, разрезу, рассчитывается как произведение площади на высоту слоя, в пределах которого образуется отход. Расчет осуществляется по формуле

, (2.13)

где Sбл — площадь горизонтального сечения блока; mбл — средняя мощность пород (длина блока по вертикальному сечению или высота слоя вскрыши).

Для каждого конкретного случая Sбл в формуле (2.13) определяется в соответствии с внешним контуром блока (цилиндр, конус, призма и т.д.). Общие запасы вскрышных пород определяются суммированием запасов по блокам.

Метод может быть эффективно применен также при разработке нормативов образования загрязненных грунтов (гравийно-галечных отсыпок) на буровых площадках, которые рассматриваются в качестве отходов. Кроме того, потребность в таких расчетах возникает при авариях на трубопроводах, где расчеты проводятся с целью оценки ущербов и определения объемов работ при реаби­литации территорий.

Среднеотраслевые нормативы образования отходов разрабатываются дву­мя способами. Первый заключается в формировании среднеотраслевых нормативов путем агрегирования индивидуальных. Второй способ предполагает расчет средних удельных показателей на основе отчетной информации за оп­ределенный (базовый) период с выделением важнейших экспертно устанавли­ваемых нормообразующих факторов и определением их влияния на значение — нормативов на планируемый период.

Дата добавления: 2016-06-18; просмотров: 4729;

Нормирование образования отходов

ПЕРЕРАБОТКА ОТХОДОВ ПРОИЗВОДСТВА

В соответствии с федеральным законом «Об отходах производ­ства и потребления» под нормативом образования отходов понима­ется установленное количество отходов конкретного вида при про­изводстве единицы продукции. Это количество отходов, как прави­ло, регламентируется каким-либо нормативно-техническим доку­ментом — ГОСТом, ОСТом, ТУ и др. В практической деятельности наибольшее распространение этого показателя нашло в техниче­ских условиях или в технологических регламентах. При изменении качества сырья нормативы образования отходов могут измениться, а при изменении технологии может измениться и вид образующих­ся отходов.

Основные требования к нормированию образования отходов, регламентируемые федеральным Законом «Об отходах производст­ва и потребления», сводятся к следующему.

Нормативы образования отходов устанавливаются юридиче­ским лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляю­щим деятельность в области обращения с отходами, в целях обес­печения охраны окружающей природной среды и здоровья челове­ка, уменьшения количества образования отходов.

При нарушении нормативов образования отходов деятельность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в области обращения с отходами может быть ограничена, приостановлена или прекращена в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Порядок установления нормативов образования отходов на фе­деральном уровне в настоящее время ничем не регламентируется. Вместе с тем в сложившейся практике осуществления экологиче­ского контроля и установления лимитов размещения отходов экс­пертизе этого показателя уделяется большое внимание. В особой мере это относится к образованию на предприятиях опасных отхо­дов потребления, использованной тары и упаковки, а также к на­коплению ТБО.

Проведение этой работы осуществляется прежде всего с пози­ций выявления случаев несанкционированного выброса таких от­ходов в окружающую природную среду или их удаления в составе ТБО. В качестве условных нормативов для осуществления этой ра­боты используются удельные показатели образования отходов про­изводства и рекомендуемые нормативы сбора отходов потребления, предназначенных для последующего удаления на захоронение или для использования в качестве вторичного сырья. Такие данные от­ражены, в частности, в Сборнике удельных показателей образова­ния отходов производства и потребления, утвержденном Госком — экологией России в 1999 г. и рекомендованном для использования в качестве справочного руководства при осуществлении государст­венного экологического контроля, нормировании образования отхо­дов и установлении лимитов их размещения.

Как расшифровать ПНООЛР

В соответствии с нормативами ФЗ-89, предприниматели, вне зависимости от формы организации предприятия, обязаны разрабатывать ПНООЛР, а его расшифровка: проект нормативов образования отходов и лимитов их размещения. Методические рекомендации при разработке ПНООЛР указаны в приказе 349 Минприроды РФ от 5 августа 2014 г.

Статья 11 ФЗ-89 описывает какие организации должны иметь документ. Это любые организации и предприятия в результате деятельности которых образуются опасные отходы.

Логично, что любая организация образует отходы. Но документ требуется для компаний, деятельность которых связана с образованием именно опасных и вредных отходов, влияющих негативно на окружающую среду и людей.

ПНООЛР должны иметь и граждане, которые занимаются предпринимательством без получения статуса юридического лица.

С 1 января 2019 года в статью 18 ФЗ-89 вносятся изменения, устанавливающие новый порядок нормирования деятельности при обращении с отходами.

C 1 января 2019 года ПНООЛР по статье 18 ФЗ-89 необходимо будет разрабатывать при I и II категории. Такие категории присваиваются объектам, оказывающим негативное воздействие на природу. При установлении категорий, основываются на критериях. Выделяют категории I, II, III, IV, утверждённые постановлением Правительства Российской Федерации.

Процесс разработки: этапы, какие документы нужны

Приступать к созданию ПНООЛР целесообразно как минимум за полгода до появления проверяющих органов. Можно самостоятельно разработать необходимые нормативы, но лучше обратиться в специальные организации. Практика показывает, что этот вариант экономный и менее трудозатратный.

Обратившись в компанию, этапы разработки будут следующими:

  1. Предоставление компании исходных данных, таких как: технологических карт, результаты замеров выбросов прошлого года;
  2. Эколог должен лично посетить предприятие и оформить список отходов по кодам ФККО. Инвентаризация источников загрязнения или образования отходов — специалист отмечает процессы, в результате которых образуются отходы и территорию на которых их хранят или утилизируют;
  3. Подготовка проекта: расчет объема образуемых отходов. На этом же этапе определяют класс опасности образующихся отходов. Параллелльно на предприятии должны быть проведены работы:
  • по учету количества отходов;
  • оборудование мест хранения отходов;
  • оформление паспорта отходов с описанием класса опасности;
  • получить лицензию на сбор, транспортировку и размещение отходов I — IV класса опасности.
  • Согласование проекта в Росприроднадзоре. ПНООЛР должен быть составлен в 2х экземплярах: один для Росприроднадзора, второй — для самой организации, для которой проект рзрабатывается.
  • Пакет ПНООЛР включает в свой состав следующие материалы:

    1. Общие данные о предприятии
    2. Информацию, о его деятельности
    3. Данные об образующихся производственных отходах
    4. Расчет норм образования отходов
    5. Карта движения отходов
    6. Информация о мерах, принимаемых по отношению к отходам
    7. Иные параметры опасных отходов.

    Документы, необходимые для разработки Проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР):

    1. Учредительные документы, в т.ч.:
    • Полное наименование юр. лица (сокращенное наименование, фирменное наименование, организационно-правовая форма)
    • Юридический адрес
    • Фактический адрес местонахождения
    • Адреса всех филиалов предприятия
    • Почтовый адрес
    • выписка ЕГРЮЛ
    • Номера телефонов, факса, адрес электронной почты юр. лица
    • ИНН, дата постановки на учет, серия и номер свидетельства (копия свидетельства о постановке на налоговый учет)
    • Коды ОКПО, ОКОПФ, ОКВЭД, ОГРН, ОКАТО
    • ФИО директора предприятия
    • Копия свидетельства о государственной регистрации юр.лица
  • Платежное поручение с живой печатью банка об оплате гос.пошлины за выдачу лимитов.
  • Перечень всех видов образующихся отходов производства и потребления.
  • Копии паспортов на отходы I-IV классов опасности, акты отбора проб и протоколы биотестирования на отходы V класса опасности
  • Сведения об основных направления деятельности предприятия (краткая информация о производственно-хозяйственной деятельности предприятия)
  • Договор аренды или свидетельство собственности на право землепользования, здания, помещения и сооружения с графическим материалом по расположению занимаемой территории.
  • План-схема предприятия с размерами территории и обозначением мест временного накопления отходов (контейнеров, бочек, площадок)
  • Численность работников предприятия
  • Основные производственные показатели работы
  • Перечень структурных подразделений предприятия
  • Наличие объектов хранения и захоронения отходов, находящихся в собственности, владении, пользовании
  • Наличие прилегающей территории (её площадь)
  • Сведения об арендаторах
  • Наличие лицензии на сбор, транспортировку, использование, обезвреживание и размещение отходов производства и потребления у предприятия.
  • Перспектива развития предприятия в ближайшие 5 лет, которая влечет увеличение количества отходов.
  • Наличие медпункта, мест общественного питания
  • Описание технологических процессов по каждому структурному подразделению (цеху, участку), производственные операции, производимая продукция, используемое сырье и материалы.
  • Режим работы предприятия
  • Наличие очистных сооружений сточных вод, установок для водоподготовки,пылеулавливающих и газоочистных установок (в случае наличия — паспорта на данные установки).
  • Справка о расходе сырья, материалов и топливно-энергетических ресурсов (фактически, предыдущий или настоящий год, план на будущий год)
  • Справка о транспортных средствах, находящихся на балансе предприятия с указанием марки, количества, планируемого пробега, мест их стоянки (хранения), технического обслуживания и ремонта.
  • Сведения о применяемом технологическом оборудовании.
  • Количество и марка люминесцентных ламп.
  • Статистические данные об образовании, размещении, использовании, обезвреживании отходов за последние 3 года (при наличии подтверждающие документы: акты выполненных работ, акты приема-передачи и т.д.)
  • Сведения о спецодежде: периодичность списания; стирка (периодичность, кто осуществляет, наличие договора). После списания, куда передается спецодежда.
  • Площадь складских помещений, в том числе площадь, подлежащая уборке, м2.
  • Количество ливневых канализационных колодцев, подлежащих зачистке. Способ зачистки. Периодичность зачистки, раз/год.
  • Договора трехсторонние (образователь отходов-перевозчик-полигон) или прямые (образователь отходов – полигон) на размещение и обезвреживание отходов; договора на использование отходов; лицензии полигонов
  • Договора на водопотребление и водоотведение, на тепло — и электроснабжение.
  • Договора на обслуживание АТС, на обслуживание оргтехники.
  • Доверенности от предприятия на представление интересов компании в контролирующих организациях
  • Квалификационный аттестат об экологическом образовании ответственного за экологию на предприятии (приказ о назначении ответственного лица за охрану окружающей среды)
  • Предыдущий проект ПНООЛР (если есть)
  • Для создания ПНООЛР предприниматель должен приготовить данный набор документов, но следует отметить, что у предприятий, которые занимаются разными видами деятельности, набор документов может отличаться, но, в общем, он выглядит так.

    Срок создания, согласования, утверждения и действия плана

    Длительность создания этого документа составляет несколько дней. Составление этого плана, дело довольно серьезное и требует от исполнителей наличия серьезных знаний в области экологического законодательства и соответствующих нормативных документов, именно поэтому, многие предприниматели, которым вменено в обязанность, иметь такой план, обращаются в специализированные компании, занимающиеся созданием таких документов. Как правило, время от постановки задачи, до получения комплекта готовой документации занимает порядка 10 – 15 дней. Но, при этом необходимо учитывать то, что в Росприроднадзоре согласование может занять до 30 дней. Стоимость — от 15 000 руб.

    Длительность действия ПНООЛР для предпринимателей, занимающихся размещением опасных производственных отходов, равна сроку действия их лицензии. Если такая деятельность осуществляется на определенных территориях, например окрестности озера Байка, то ее длительность может составлять один год и в обязательном порядке подлежит пересмотру.

    В других случаях длительность действия ПНООЛР равняется 5 годам.

    Согласование ПНООЛР

    За отходами, которые появляются в компании контроль, осуществляют несколько государственных организаций — Росприроднадзор, Роспотребнадзор, прокуратура и другие.

    Существующее законодательство определило, что план должен быть согласован в надзорных и заинтересованных организациях. Длительность согласования составляет 30 — 45 суток. Но на самом деле, этот процесс может занять более длительное время.

    Процесс согласования можно ускорить за счет грамотного составления документации на этапе подготовки и подачи документов.

    Получение лимитов на размещение отходов

    По итогам согласовывания ПНООЛР в Росприроднадзоре могут быть внесены поправки и замечания, их устраняют в оговоренный срок, все документы должны быть исправлены и по новой отправлены на вторичное согласование. В случае принятия положительного решения ПНООЛР будет утвержден и компания получит определенные лимиты на расположение отходов.

    Так, компания получит подтверждение со стороны государства, согласие на заданные объемы получения отходов производства на следующий год.

    В эти пределы не входят разнообразные горные породы и полезные ископаемые, которые добывают при выработке карьеров и восстановлении земель.

    День, когда произошло утверждение норм и пределов — это и есть дата одобрения поданных документов и принятия решения Росприроднадзором об утверждении ПНООЛР. Информация о принятии решения в отношении того или иного предприятия (предпринимателя), должна быть размещена на официальном ресурсе Росприроднадзора.

    Пример ПНООЛР

    В план должны входить следующие пункты:

    • Сведения о гражданине занятым предпринимательской деятельностью без получения статуса юридического лица или предприятии.
    • Данные о хозяйственной и другой деятельности, в результате работы, которого образуются промышленные и иные отходы.
    • Информация о промышленных отходах, их состав, объемы и пр. необходимые расчеты и основание годовых норм образования производственных отходов.
    • План-схема перемещения отходов, данные об использовании или об утилизации получаемых отходов. параметры содержание получаемых отходов на срок до трех лет и аргументация максимального объема скопления отходов.
    • Параметры содержания отходов сроком более трех лет и утилизации (захоронения) полученных в процессе производства отходов. отслеживание состояния окружающей природы на площадях где размещены производственные объекты и их влияния на среду обитания вокруг.
    • Планы по минимизации объемов получения и расположения вырабатываемых отходов, организация соблюдения текущих нормативов и соответствующих правил в части обращения с производственными отходами.

    Кроме этого надо подготовить данные о противоаварийных мероприятиях. план по ограничению размещения производственных отходов.

    Объем и содержание пунктов может быть изменено в соответствии с особенностями работы предприятия или предпринимателя. Кроме того, согласующий орган имеет право истребовать отдельные дополнительные документы и справки.

    Методические указания по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение

    • •Глава I. Общие положения
    • •Глава III. Государственная экологическая экспертиза
    • •III. Основные требования к содержанию проектной документации
    • •12. В проектную документацию включаются:
    • •Вопрос 3: Общий порядок разработки и согласования проектов в области нормирования и природоохранного назначения (на примере пдв и пноолр).
    • •Методические указания по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение
    • •4 Вопрос: Виды экологической экспертизы. Государственная экологическая экспертиза. Функции, цель, задачи, процедура и порядок проведения государственной экологической экспертизы.
    • •Глава I. Общие положения
    • •Глава III. Государственная экологическая экспертиза
    • •Вопрос 5: Общий порядок разработки и согласования проектов в области нормирования и природоохранного назначения (на примере ндс и сзз).
    • •Вопрос 6 (34): Инженерно-геологические изыскания. Требования к содержанию отчета, этапы проведения, экспертиза.
    • •Вопрос 14
    • •I. Требования к структуре проектной документации на разработку месторождений твердых полезных ископаемых
    • •IV. Порядок и сроки рассмотрения и согласования проектной документации
    • •Вопрос 16
    • •Статья 12. Объекты государственной экологической экспертизы регионального уровня
    • •Статья 21. Объекты общественной экологической экспертизы
    • •Вопрос 32: Российское законодательство об экологической экспертизе и проектировании объектов.
    • •29.Расчет ущерба и компенсации вреда, нанесенного объектам животного мира. Порядок расчетов, согласование.
    • •30. Гидрометеорологические изыскания. Требования к содержанию отчета, этапы проведения, экспертиза.
    • •Вопрос 31. Разработка проекта санитарного разрыва. Требования к содержанию проекта; этапы проектирования, согласование проекта.
    • •Вопрос 33.Разработка проекта оценки воздействия на окружающую среду. Требования к содержанию проекта; этапы проектирования, согласование проекта.
    • •Вопрос 37: Применение Градостроительного кодекса рф при разработке проектной документации.
    • •Глава 6. Архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкци объектов капитального строительства
    • •Вопрос 47: Разработка паспорта опасного отхода. Расчет класса опасности.
    • •Вопрос 22: Гигиеническое нормирование загрязнения почв. Экспертиза проектов землеустройства и использования земельных ресурсов, состав раздела проекта «Охрана земель и почв».
    • •Вопрос 7: Разработка проектной и рабочей документации для объектов капитального строительства, для линейных объектов.
    • •Раздел 1 «Пояснительная записка» должен содержать в текстовой части:
    • •Раздел 2 «Проект полосы отвода» должен содержать:
    • •Раздел 3 «Технологические и конструктивные решения линейного объекта. Искусственные сооружения» должен содержать:
    • •Раздел 4 «Здания, строения и сооружения, входящие в инфраструктуру линейного объекта» должен содержать:
    • •Раздел 5 «Проект организации строительства» должен содержать:
    • •Раздел 6 «Проект организации работ по сносу (демонтажу) линейного объекта», включаемый в состав проектной документации при необходимости сноса (демонтажа) линейного объекта.
    • •Раздел 7 «Мероприятия по охране окружающей среды» должен содержать:
    • •Раздел 8 «Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности» должен содержать:
    • •Вопрос 8: Виды экологической экспертизы. Общественная экологическая экспертиза. Функции, цель, задачи, процедура и порядок проведения общественной экологической экспертизы.
    • •Глава I. Общие положения
    • •7 Инженерно-гидрометеорологические изыскания
    • •8 Инженерно-экологические изыскания
    • •Вопрос 39: Особо охраняемые природные территории, памятники архитектуры, объекты культурного наследия и их учет при разработке проектов строительства.
    • •Вопрос 41 оценка экологического ущерба в проектах хозяйственной деятельности
    • •17. Водоохранные зоны (воз) водных объектов. Зоны санитарной охраны (зсо) источников водоснабжения. Экологические требования к их проектированию.
    • •Вопрос 29: Расчет ущерба и компенсации вреда, нанесенного объектам животного мира. Порядок расчетов, согласование.
    • •Вопрос 44: Органы государственной экспертизы, порядок ее проведения, сводное заключение гэ.
    • •Вопрос 21: дубль 2: Охрана животного мира в проектах строительства. Охрана растительного мира в проектах строительства.
    • •Вопрос 32: Российское законодательство об экологической экспертизе и проектировании объектов.
    • •Вопрос 37: Применение Градостроительного кодекса рф при разработке проектной документации.
    • •Глава 6. Архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкци объектов капитального строительства
    • •Вопрос 39: Особо охраняемые природные территории, памятники архитектуры, объекты культурного наследия и их учет при разработке проектов строительства.
    • •Вопрос 41: Оценка экологического ущерба в проектах хозяйственной деятельности.
    • •Вопрос 46 Проект рекультивации. Состав, этапы, согласование.
    • •5. Рекультивации подлежат земли, нарушенные при:
    • •Проект рекультивации нарушенных земель подлежит согласованию с Росреестром. (Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии)
    • •Вопрос 44: Органы государственной экспертизы, порядок ее проведения, сводное заключение гэ.
    • •4. Общая часть проекта освоения лесов состоит из следующих разделов: общие сведения;
    • •5. В разделе «Общие сведения» содержатся:
    • •6. В разделе «Сведения о лесном участке» приводится следующая информация: перечень предоставленных в аренду, в постоянное (бессрочное пользование)
    • •7. Раздел «Создание лесной инфраструктуры» содержит следующие сведения: характеристика существующих и проектируемых объектов лесной
    • •9. Раздел «Мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов» содержит: характеристику территории лесного участка по классам пожарной опасности
    • •10. Раздел «Мероприятия по охране объектов животного мира, водных объектов» содержит следующие данные: