Проблемы аудита в России

Есть ли перспективы у аудиторского бизнеса в России?

Бухгалтерский учет. Налоги. Аудит 29 июня 2015 г. 12:31 E-mail Архив

Егор Чурин, генеральный директор ООО «Инвест-аудит»,
уполномоченный представитель СРО НП «РКА» в Пермском крае

Многие годы российский аудит претерпевал различные изменения – законодательные, отраслевые, профессиональные. Некоторые изменения были революционные, другие не очень. Сейчас аудит идет по пути эволюционного развития. Можно сказать, что аудит в РФ развивался по «кривой линии». В данной статье будут рассмотрены 6 ключевых проблем современного аудита, а также обозначены перспективы развития аудиторского рынка.

Этапы развития аудита в России

В советской и царской России такого понятия как аудит не было. История аудита начинается в 1989 году, когда согласно Постановлению Совета Министров, была организованна первая аудиторская фирма и проведен первый советский аудит. Следующий документ появился в 1994 году — Указ Президента, который утверждал «Временные правила аудиторской деятельности в РФ». Позднее эти правила трансформировались в первый в истории России «Федеральный Закон от 07.08.2011 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности», который закрепил принципы аудита, в т.ч. вопрос лицензирования. Это было эволюционное движение.

Революционное движение по восходящей произошло в 2008 году, когда был принят новый Федеральный закон от 30.12.2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», отменивший лицензирование аудиторской деятельности. Данный закон внес изменения революционного характера – поставил российский аудит на рельсы саморегулирования.

Последней вехой изменений в законодательстве об аудиторской деятельности стали изменения, касающиеся укрупнения СРО (увеличение порогов численности их членов).

Таким образом, мы можем наблюдать ступенчатую линию развития аудита.

Численность аудиторов

На сегодняшний день мы должны констатировать нисходящую линию развития аудита по чистовым показателям (аудиторские фирмы, аудиторы).

На графике можно увидеть, что количество, как аудиторских фирм, так и аудиторов снижается. Если максимальный пик выдачи аттестатов составлял около 37 500 штук, то сейчас численность аудиторов не более 22 000.

Количество аудиторских фирм также снижается. В результате мы придем к тому, что в России останется одна саморегулируемая организация аудиторов. Скорее всего, это не случайность, а хорошо спланированное государством движение, чтобы оставить одно СРО и контролировать его на рынке.

Думаю, причины всем очевидны. Государство – главный собственник, инвестор и регулятор на рынке. Аудитор работает в интересах собственников и инвесторов. Именно государство будет определять все правила игры на российском рынке аудита.

6 ключевых проблем аудита

Контроль качества аудиторской деятельности

Сам по себе контроль качества аудиторской деятельности не является проблемой – это необходимое условие успешного функционирования аудита в России.

Однако некоторые эксперты отмечают существование проблемы двойного контроля качества. Речь идет о проверках со стороны СРО и Росфиннадзора по линии ОЗХС.

Двойной контроль для рынка – тяжелая ноша. Он должен быть сбалансирован и взвешен. Необходимо разделить сферы контроля между СРО и Росфиннадзором. СРО должны проверять организацию внутрифирменного контроля в компании, а Росфиннадзор – реализацию этих внутрифирменных требований.

Кадры

По мнению большинства экспертов, кадры – ключевая проблема аудиторского рынка. Количество аттестованных аудиторов неизменно снижается. В профессию не идут новые кадры, т.к. единицам удается пройти сложную процедуру аттестации.

Стагнация в отрасли

Ситуацию в отрасли необходимо рассматривать в рамках общих экономических тенденций. Аудит опосредован от своих клиентов, состояния экономики, развития инвестиций в стране. В целом, на данный момент в экономике существует определенная стагнация. Она есть и в аудиторской отрасли – некоторые игроки уходят с рынка, у других наблюдается падение выручки, сокращение клиентской базы.

Высокое государственное регулирование рынка

Очевидно, что саморегулирование в полной мере не регулирует отрасль. Регулированием занимается тот, кто больше всего в этом заинтересован, т.е. инвестор. В России самый большой инвестор – государство, которое и регулирует рынок в соответствии со своими целями и задачами.

Высокая концентрация рынка

Большинство компаний (крупных и средних) сосредоточено в центральных регионах, в Москве. Если говорить о концентрации рынка, то подавляющую долю занимают компании «Большой четверки», что является проблемой для рынка (хотя многие этого не видят). На мой взгляд, эта проблема не дает толчок для развития аудиторского рынка.

Демпинг

Проблемы демпинга остаются очевидными, но они носят локальный характер. В основном искусственное занижение цен происходит в сфере государственных закупок. Главное, что те, кто практикуют демпинг, остаются во вчерашнем дне. За такие деньги невозможно оказать качественные услуги, какими бы маркетинговыми условиями это не оправдывалось.

Последний пример – конкурс на проведение обязательного ежегодного аудита ОАО Банк ВТБ за 2015 — 2019 годы. При максимальной цене в 31 млн. руб., победителем признано ООО «Эрнст энд Янг» по цене чуть больше 1 млн. руб. Конечно, такой демпинг, тем более от компании «Большой четверки», неприемлем — он не понятен рынку и противоречит аудиторскому стандарту.

Перспективы аудита

Тенденция развития рынка очевидна – укрупнение аудита. Об этом говорят последние статистические данные и законодательные инициативы государственного регулятора. Небольшие компании будут вынуждены либо присоединяться, либо уходить с рынка.

Локомотивом развития, безусловно, будет международный опыт – МСФО и МСА. Внедрение международных стандартов закрепляет интеграцию российского аудита в мировой аудит. Это новые методологические подходы в работе, которые качественно улучшат рынок и поднимут престиж услуг.

С учетом текущей экономической ситуации, спрос на аудиторские услуги будет снижаться. При этом у бизнеса будет расти потребность в услугах консультантов, что связано с перераспределением активов, необходимостью оптимизации и защиты от административного государственного давления (налоговое и юридическое сопровождение, реструктуризация и финансовое консультирование, IT-сопровождение).

Будущее аудита за информационными технологиями. Речь пойдет об аудите компьютерных систем и бухгалтерских баз данных. В перспективе это будет электронный аудит.

В нынешнем виде аудит может не отвечать потребностям рынка и потребителей. Перспектива развития связана не с классическим аудитом бухгалтерской отчетности, а с прогнозами развития предприятия. Аудит должен «заглядывать в будущее» каждого конкретного клиента, которое должно быть зафиксировано в аудиторском заключении для повышения своего качества.

пора учиться!

  • 15 января 2019 / Интернет «Международные стандарты в аудите», Квалификация «Специалист по международным стандартам в аудите» (IAPBE)
  • 22 января 2019 / Интернет Налогообложение Российской Федерации
  • 25 января 2019 / Интернет Дробление бизнеса: правовые проблемы, защита от претензий налоговых органов
  • 29 января 2019 / Интернет Сертифицированный главный бухгалтер по МСФО (IAB). Январский набор
  • 29 января 2019 / Интернет Как читать управленческую отчетность. Бесплатный вебинар.
  • 06 февраля 2019 / Интернет Валютное регулирование и валютный контроль в РФ с учетом последних изменений законодательства
  • 11 февраля 2019 / Интернет Недобросовестные поставщики: как сохранить налоговые вычеты и не допустить нарушения законов
  • 13 февраля 2019 / Интернет «Система управления бизнес-проектами», Квалификация «Project management» (IAPBE)
  • 13 марта 2019 / Интернет Программа CIMA “Управление эффективностью операций”. Уровень Р1 (подготовка к майской сессии 2018 г.)
  • 14 января 2019 / Санкт-Петербург Профессиональный внутренний аудитор: современная организация, управление и методическое обеспечение (по программе профессионального стандарта «Специалист по внутреннему контролю» 5 уровень)
  • 15 января 2019 / Москва Курс обучения “IPFM:МСФО.Базис”
  • 15 января 2019 / Санкт-Петербург Последние изменения в международных стандартах финансовой отчетности (МСФО)

Ещё семинары и курсы

Вопрос Этапы современного развития аудита в России.

ТОП 10:

Развитие и становление аудита в России прошло несколько этапов.

Первый этап (1987—1993 гг.) проходил в условиях отсутствия нормативной правовой базы аудиторской деятельности. Данный период отличался, с одной стороны, директивным характером создания аудиторских организаций, с другой — стихийным характером зарождения аудиторской деятельности (подготовка кадров, неупорядоченная выдача первых сертификатов и лицензий). Постановлением Совета Министров СССР от 08.09.87 № 1033-245 «О создании советской аудиторской организации» на базе Главного управления валютного контроля Минфина СССР было образовано акционерное общество «Инаудит». Однако сохранить «Инаудит» как единую структуру не удалось. В дальнейшем эти министерства продали свою долю капитала коллективу акционерного общества «Инаудит», которое в 1992 г. распалось на несколько самостоятельных организаций.

Второй этап (декабрь 1993 г. — август 2001 г.) — период становления российского аудита, в процессе которого большую роль сыграли Временные правила аудиторской деятельности, утвержденные Указом Президента РФ от 22.12.93 № 2263 «Об аудиторской деятельности в Российской Федерации», и ряд других документов.

Данный нормативный правовой акт закреплял понятие аудиторской деятельности, устанавливал права и обязанности аудиторов (аудиторских фирм) и экономических субъектов, определял основы государственного регулирования данного вида деятельности, в т.ч. лицензирования и аттестации аудиторов.

Государственное регулирование аудиторской деятельности осуществлялось созданной в данный период Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ. За период 1996-2000 гг. Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ были разработаны и одобрены 37 правил (стандартов) аудиторской деятельности и одна методика аудиторской деятельности, составляющие методическую основу российского аудита.

Была начата и проводилась работа по аттестации аудиторов и лицензированию аудиторской деятельности, созданы аудиторские общественные объединения и аудиторские фирмы, начата работа по проведению обязательных аудиторских проверок и оказанию сопутствующих аудиту услуг.

Третий этап (август 2001 г. — декабрь 2008 г.) начался после вступления в силу Федерального закона от 07.08.01 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности». Принятие данного Закона подтвердило окончательное становление аудита в России, позволило разработать ряд нормативных правовых актов по регулированию аудиторской деятельности в России, сделать шаг по пути интеграции российского аудита в международную аудиторскую систему. Аудит занял свое место среди других видов финансового контроля. Россия приобрела непременный атрибут рыночной экономики — аудит как неотъемлемый элемент социально-экономических преобразований. От качества аудиторских услуг во многом зависят успешная деятельность народнохозяйственного комплекса, эффективность осуществления экономических реформ в Российской Федерации.

Развитие аудиторской деятельности после кризиса 1998 г. проходило в достаточно стабильных макроэкономических условиях. Для участников аудиторского рынка в Российской Федерации это означало расширение возможностей экстенсивного роста, развитие российских компаний с сохранением лидирующих позиций компаний «Большой четверки». В период с 2000г на рынке появились саморегулируемые организации аудиторов (СРО аудиторов), которые, в отличие от действовавших к тому периоду времени профессиональных организаций, должны были контролировать деятельность своих членов.

Аудиторские компании стали активно развивать филиальные сети и создавать региональные представительства. До 2008 г. аудиторские компании действовали в условиях благоприятной среды и растущего рынка.

В конце 2008 г. был принят новый Федеральный закон от 30.12.08 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности». Указанный акт реформировал систему регулирования аудита, скорректировал статус субъектов аудиторской деятельности, по-новому определил виды аудиторских услуг, внес поправки в основания проведения обязательных аудиторских проверок и порядок их проведения, установил иной порядок принятия некоторых нормативных правовых актов, внес изменения в систему финансово-правового регулирования аудита.

Четвертый этап в истории развития аудита в России ознаменован вступлением в силу Федерального закона от 07.08.2001 №119-ФЗ «Об аудиторской деятельности». Этот Федеральный закон определяет правовые основы регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации.

В нем дается четкое понятие аудиторской деятельности, аудиторской организации, аудиторское заключение, упоминается и заведомо ложное аудиторское заключение и последствия, которые оно за собой влечет, описывается, кто может называться аудитором их права и обязанности. Также рассмотрены права и обязанности аудируемых лиц, предусмотрен обязательный аудит и страхование при его проведении, в законе также прописаны стандарты аудиторской деятельности, предусмотрен контроль качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, в этом законе предусмотрели проведение аттестации на право проведения аудиторской деятельности, лицензирование аудиторской деятельности. Рассмотрели деятельность аккредитованных профессиональных аудиторских объединений, предусмотрели ответственность за нарушение законодательства РФ об аудите.

За последние годы в России получил широкое распространение аудит как независимый, вневедомственный финансовый контроль, осуществляемый в целях установления достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также оказания иных аудиторских услуг по постановке и ведению бухгалтерского учета, составлению деклараций о доходах, консультированию в вопросах финансового, налогового, банковского и иного хозяйственного законодательства. В таком качестве аудит служит интересам не только собственников, но и государства. По мере развития аудита, роста профессионализма аудиторов и накопления ими опыта работы идет наращивание консалтинговых услуг и не только по налоговым и юридическим вопросам, но и касающимся выработки более эффективных систем управления и хозяйствования. Таким образом, аудит приобретает все большее значение для решения насущных проблем привлечения инвестиций, укрепления финансов и подъема экономики страны. Однако дальнейшее развитие аудита требует укрепления его нормативной базы, сохранения основополагающих принципов аудиторской деятельности, без которых аудит утрачивает свою независимость и самостоятельность, становится разновидностью ведомственного контроля. От того, насколько грамотно и быстро будут решаться проблемы, связанные с аудиторской деятельностью, будет напрямую зависеть «здоровье» российской экономики в целом.

6.Система регулирования аудиторской деятельности в России.

Аудиторская деятельность в России организуется с учетом опыта, сложившегося в мировой практике. Особенности регулирования аудита в России – регламентация централизованными органами — относят нашу страну к первой концепции регулирования аудиторской деятельности, характерной для стран континентальной Европы.

Сейчас в аудите преобладает государственное регулирование. В нем можно выделить два аспекта: долговременный и оперативный. Первый из них связан в основном с созданием и вводом в действие законодательных и иных нормативных актов, второй — с воздействием на отдельные аудиторские организации: аудиторские фирмы и аудиторов — индивидуальных предпринимателей. Определяющим из них является первый, поскольку действие второго в значительной степени именно на нем и базируется. А первый канал реализуется преимущественно через систему нормативного регулирования аудиторской деятельности.

Правовое регулирование представляет собой деятельность государства по внесению организованности, упорядоченности в различные сферы хозяйства.

К основным нормативным актам, регулирующим вопросы аудиторской деятельности в Российской Федерации, относятся:

• — Гражданский кодекс Российской Федерации;

• — Федеральный закон от 07.08.2001 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности»

• — Федеральный закон от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;

• — Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 № 696 «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности» (в последней редакции).

• — Постановление Правительства РФ от 06.02.2002 № 80 «О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации»;

• — Положение о лицензировании аудиторской деятельности, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 29.03.2002 № 190;

В России система нормативного регулирования аудиторской деятельности находится в стадии становления. Происходит процесс определения прав и обязанностей органов, регулирующих аудиторскую деятельность, определение роли и функций государственных и общественных аудиторских организаций.

Первый (самый верхний) уровень включает Федеральный закон «Об аудиторской деятельности». Закон относится к основным законодательным актам. Он определяет место аудита в финансово-хозяйственной деятельности в качестве ее необходимого равноправного элемента. Определяет цель и задачи аудита в финансово-экономической системе.

К документам второго уровня, регулирующим аудиторскую деятельность в РФ, относятся:

1) Федеральные правила (стандарты). Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности в соответствии со ст. 9 ФЗ «Об аудиторской деятельности» – это единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению и оценке качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также к порядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации.

2) подзаконные нормативные акты, устанавливающие общие положения по регулированию аудиторской деятельности для аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов (нормативные документы в области лицензирования аудиторской деятельности и аттестации аудиторов). К таким нормативным актам относится Положение о лицензировании аудиторской деятельности, утвержденное постановлением Правительства РФ от 29.03.2002 № 190.

К регулирующим актам третьего уровня относятся:

1) внутренние стандарты аккредитованных профессиональных аудиторских объединений. В соответствии со ст. 9 ФЗ «Об аудиторской деятельности» профессиональные аудиторские объединения, если это предусмотрено их уставами, могут устанавливать для своих членов внутренние правила аудиторской деятельности, которые не могут противоречить федеральным правилам .

2) нормативные акты министерств и ведомств, устанавливающие правила организации аудиторской деятельности и проведения аудита применительно к конкретным отраслям, организациям и по отдельным вопросам налогообложения, финансов, бухгалтерского учета, хозяйственного права.

Четвертый уровень включает внутренние стандарты аудиторской деятельности, которые разрабатывают аудиторские организации и индивидуальные аудиторы на базе федеральных правил (стандартов) и практики аудита.

7 вопрос.Понятие аудита и правовые нормы регулирования аудиторской деятельности.

Аудит –это независимая проверка бух.фин. отчетности проверяемого предприятия в целях выражения мнения о ее достоверности. Из этого определения следует что в аудите ключевым является принцип независимости. При его нарушении невозможно проведение обязательного аудита.

Определение объема аудита – бух.фин. отчетность ограничивает проверку с формальной точки зрения и не включает налоговый учет. Мнение об отчетности выражается путем выдачи аудиторского заключения.

Ауди́т или ауди́торская прове́рка — процедура независимой оценки деятельности организации, системы, процесса, проекта или продукта. Чаще всего термин употребляется применительно к проверке бухгалтерской отчётности организаций с целью выражения мнения о её достоверности.

Существует мнение, что понятие аудита значительно шире таких понятий, как ревизия и контроль, поскольку аудит обеспечивает не только проверку достоверности финансовых показателей, но и, что не менее важно, разработку предложений по оптимизации хозяйственной деятельности с целью рационализации расходов и увеличения прибыли. Аудиторская деятельность, помимо проверок, предполагает оказание различных сопутствующих услуг: ведение и восстановление учета, консультации по вопросам ведения учета, налогообложения и т.д.

По целям и содержанию аудиторские проверки делят на аудит финансовых отчетов, аудит на соответствие установленным требованиям, аудит эффективности хозяйственной деятельности.

Аудит финансовых отчетов имеет целью определение правильности их составления в соответствии с установленными правилами ведения бухгалтерского учета и формами обязательной отчетности, а также соответствие данной документации фактическим обстоятельствам. Как правило, он ограничивается публикуемой отчетностью предприятий.

Аудит на соответствие установленным требованиям основывается на более глубоком изучении финансовых документов клиента. Сюда входят проверка соответствия деятельности фирмы ее уставу, правильности начисления оплаты труда, обоснованность списания затрат на себестои-мость продукции (работ, услуг), достоверность определения прибыли и т.д. Результаты аудита на соответствие требованиям докладываются ор-гану, заказавшему проверку.

Аудит эффективности хозяйственной деятельности состоит в систематическом и всестороннем финансовом анализе всей экономики пред-приятия или определенного вида его деятельности (инвестирование, маркетинг и т.д.). На основании данных проводимого анализа вырабаты-ваются рекомендации по эффективному ведению всей хозяйственной деятельности клиента.

Аудитором является физическое лицо, имеющее квалификационный аттестат аудитора. При этом необходимо наличие безупречной деловой репутации, подтвержденной рекомендациями не менее трех аудиторов, и отсутствие судимости. Он вправе осуществлять аудиторскую деятельность в качестве работника аудиторской организации или в качестве лица, привлекаемого аудиторской организацией к работе на основании гражданско-правового договора, либо в качестве предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица (индивидуального аудитора). Индивидуальный аудитор вправе проводить аудит, кроме обязательного аудита и оказывать сопутствующие аудиту услуги.

Аудиторская организация – коммерческая организация, осуществляющая аудиторские проверки и оказывающая сопутствующие аудиту услуги.

Аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам запрещается заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме проведения аудита и оказания сопутствующих ему услуг.

Аудиторская организация может быть создана в любой организационно-правовой форме, за исключением открытого акционерного общества.

Не менее 50 % кадрового состава аудиторской организации должны составлять граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, а в случае, если руководителем аудиторской организации выступает иностранный гражданин, – не менее 75 %. Лицо, являющееся единоличным исполнительным органом коммерческой организации, должно быть аудитором.

В штате аудиторской организации должно состоять не менее пяти аудиторов. По замыслу законодателей данная норма вместе с требованием о том, что обязательный аудит может быть проведен только аудиторской организацией, должна служить повышению качества аудита. Предполагается, что большее количество квалифицированных специалистов в аудиторской фирме будет способствовать общему повышению качества ее работы.

Аудиторы и аудиторские организации должны быть членами в одном из саморегулируемых объединений и быть включенными в Единый реестр аудиторов и аудиторских фирм. Только после выполнения всех этих условий можно осуществлять аудиторскую деятельность и оказывать сопутствующие услуги, связанные с выражением мнения, в противном случае деятельность считается незаконной, со всеми вытекающими из этого последствиями. Это же правило распространяется на все коммерческие организации, использующие в своем названии слово «аудиторская» и все производные от слова «аудит».

Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны хранить тайну об операциях аудируемых лиц и лиц, которым оказывались сопутствующие аудиту услуги.

Аудиторские организации и их руководители, индивидуальные аудиторы, аудируемые лица и лица, подлежащие обязательному аудиту, несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь — 109.238.223.67 (0.011 с.)