Пришедшие в негодность

ВОПРОС: Как в бухгалтерском и налоговом учете отразить списание пришедшей в негодность готовой продукции, произведенной предприятием?

24.09.2018

В бухгалтерском учете в соответствии с П(С)БУ-9 запасы, в том числе готовая продукция, признаются активом тогда, когда существует достоверность получения предприятием экономических выгод от их использования и их стоимость может быть достоверно определена. Запасы, утратившие свою материальную ценность, активом не признаются и подлежат списанию.

Оприходование готовой продукции на склад отражается в бухгалтерском учете следующим образом: кредит счета 23 «Производство» в корреспонденции с дебетом счета 26 «Готовая продукция». А при реализации готовой продукции определение себестоимости готовой продукции отражается так: Дт 901, Кт 26.

Установление фактов непригодности ценностей, как правило, происходит при инвентаризации, проведение и оформление результатов которой осуществляется согласно Положению об инвентаризации активов и обязательств, утвержденному приказом Минфина от 02.09.2014 г. № 879.

Результаты инвентаризации на основании утвержденного протокола инвентаризационной комиссии отражаются в бухгалтерском учете и финансовой отчетности того отчетного периода, в котором завершена инвентаризация.

Согласно п. 5.7 Методических рекомендаций, утвержденных приказом от 10.01.2007 г. № 2, стоимость готовой продукции, срок пригодности которой к употреблению или использованию истек, признается расходами отчетного периода с отражением их фактической себестоимости по дебету субсчета 947 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

Относительно налога на прибыль отметим, что согласно разделу III НКУ объект обложения налогом на прибыль рассчитывается на основании данных бухгалтерского учета путем корректировки финансового результата до налогообложения, определенного в финансовой отчетности, на разницы, которые увеличивают или уменьшают финансовый результат до налогообложения, в соответствии с положениями данного кодекса. Механизм корректировки (увеличения или уменьшения) финансового результата до налогообложения (прибыли или убытка), отраженного в финансовой отчетности, на разницы, определен в ст. 138, 139, 140, 141 раздела III НКУ.

НКУ не предусмотрена корректировка финансового результата на сумму списанной готовой продукции.

Если готовая продукция не используется для изготовления каких-либо других видов продукции, не участвует в дальнейшем производстве, а списывается (утилизируется), то согласно п. 198.5 ст. 198 НКУ налогоплательщик обязан начислить налоговые обязательства по НДС исходя из базы налогообложения, определенной в соответствии с п. 189.1 ст. 189 НКУ.

При этом п. 189.1 ст. 189 НКУ предусмотрено, что база обложения НДС при осуществлении операций, перечисленных в п. 198.5 ст. 198 НКУ (в частности, при использовании товаров в нехозяйственной деятельности), в отношении товаров и услуг, определяется исходя из стоимости их приобретения.

Отметим, что готовая продукция является частью материально-производственных запасов предприятия и представляет собой конечный результат производственного процесса. То есть готовая продукция — это изделия и полуфабрикаты, обработка которых полностью завершена, соответствующие действующим стандартам или техническим условиям, которые прошли испытания, приемку и сданы на склад готовой продукции. Готовая продукция отражается в бухгалтерском учете согласно производственной себестоимости, рассчитанной исходя из фактических затрат, связанных с ее производством. К таким затратам, в частности, относятся прямые материальные затраты, прямые расходы на оплату труда, включая заработную плату работников, занятых непосредственным изготовлением изделий, отчисления социальных взносов, амортизацию и т.п.

ГФС в ИНК от 22.06.2018 г. № 2773/ІПК/08-01-12-01-10 напоминает, что

Образец приказа о списании материальных ценностей

23 марта 2018 4350 0 Поделиться Приказ о списании материальных ценностей — образец вы можете скачать ниже — необходим для правомерного включения понесенных трат, связанных со списанием матценностей, в расходы в целях оптимизации налоговой базы. Рассмотрим, какие именно сведения отражаются в данном документе и как он применяется.

Зачем нужен приказ о списании материальных ценностей?

Что должен содержать приказ о списании материальных ценностей?

Зачем нужен приказ о списании материальных ценностей?

Списание тех или иных активов в расходы осуществляется на основании оправдательных документов. В случае если активы представлены товарно-материальными ценностями (ТМЦ), в качестве оправдательного документа потребуется приказ руководителя о списании ТМЦ (п. 125 приказа Минфина РФ от 28.12.2001 № 119н).

Списание ТМЦ чаще всего становится следствием (п. 124 приказа № 119н):

Читайте нас в Яндекс.Дзен Яндекс.Дзен

  1. Истечения срока их годности или эксплуатации.

В этом случае приказ о списании ТМЦ используется как оправдательный документ в целях включения списываемых активов в прочие расходы, связанные с реализацией.

  1. Морального устаревания, повреждения или выхода из строя.

Такой сценарий предполагает включение стоимости товарно-материальных ценностей на основании приказа во внереализационные расходы либо в материальные расходы в пределах естественной убыли (поскольку повреждение объекта может быть результатом его неосторожной транспортировки или несоблюдения условий хранения).

  1. Хищения ТМЦ.

Здесь также последует включение стоимости списанных товаров или материалов во внереализационные расходы.

Что должен содержать приказ о списании материальных ценностей?

Документ издается непосредственно руководителем организации. Но к моменту издания у него на руках должно быть решение комиссии, состоящей из ответственных специалистов, с обоснованием списания товарно-материальных ценностей. Данная комиссия осматривает подлежащие списанию матценности, устанавливает причины их негодности или неисправности, выявляет виновных лиц, решает иные вопросы, связанные со списанием.

В приказе о списании ТМЦ фиксируются:

  1. Общие реквизиты:
  • наименование документа;
  • дата, номер, место составления;
  • наименование хозяйствующего субъекта.
  1. Формулировка с обоснованием издания документа со ссылкой на решение комиссии, например: «В связи с истечением срока эксплуатации товарно-материальных ценностей и в соответствии с решением комиссии».
  2. Формулировки:
  • определяющие перечни списываемых ТМЦ;
  • предписывающие ответственным работникам (как правило, главному бухгалтеру) списать указанные товары и материалы.

Документ может быть дополнен приложениями, например копией решения комиссии о списании ТМЦ.

Директор подписывает приказ и передает его на ознакомление указанным в нем ответственным работникам.

Ознакомиться с образцом приказа о списании материальных ценностей вы можете на нашем сайте — по ссылке ниже:

***

В связи с истечением срока годности, повреждением, хищением и иными причинами ТМЦ на предприятии могут быть списаны в расходы. В качестве оправдательного документа применяется приказ руководителя о списании товарно-материальных ценностей.

Поделиться Читайте нас в Яндекс.Дзен Яндекс.Дзен Юридическая консультация После прочтения остались вопросы?
Звоните по номеру 8 800 350-83-53 и наши юристы проконсультируют Вас! Звонок бесплатный.