Правовое регулирование деятельности негосударственных пенсионных фондов

Правовое регулирование негосударственного пенсионного фонда Тип работы курсовая работа Группа предметов Социология Предмет Социальная работа Страниц 35 Год сдачи 2015 400 Р 1790 Р или Оглавление ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕНСИОННОГО ФОНДА 5 1.1 Понятие, правовое регулирование и социальное значение негосударственных пенсионных фондов 5 1.2 Правовой статус негосударственных пенсионных фондов 9 2. АНАЛИЗ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕНСИОННОГО ФОНДА 17 2.1 Основные требования к деятельности негосударственного пенсионного фонда 17 2.2 Органы управления негосударственного пенсионного фонда, особенности правового статуса 27 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 38 Введение

Деятельность негосударственного пенсионного фонда, представляюще-го собой особую организационно-правовую форму некоммерческой органи-зации социального обеспечения, является объектом пристального внимания со стороны государства и его контролирующих органов в силу социально важной направленности выполняемых им функций. Правовая природа негосударственных пенсионных фондов позволяет однозначно говорить об их принципиальном отличии от иных финансовых институтов, осуществляющих деятельность на фондовом рынке Российской Федерации, таких как паевые инвестиционные фонды, инвестиционные банки, системы доверительного управления ценными бумагами. Основное отличие деятельности НПФ от остальных финансовых институтов заключается в том, что НПФ берет на себя долгосрочные обязательства (в среднем более 15 лет). Обязательства, которые фонды принимают на себя, имеют ярко выраженную природу обязательств социально-страхового характера. При этом фонд, как и любая организация, стремится обеспечить в рам-ках существующего правового поля баланс интересов вкладчиков, участ-ников, застрахованных лиц, с возможностью нормального функциониро-вания фонда как юридического лица. Совершенно ясно, что деятельность по негосударственному пенсион-ному обеспечению, обязательному и профессиональному страхованию не может быть обеспечена надлежащим образом в отсутствие выверенной нор-мативной правовой основы и однообразной правоприменительной практи-ки, что в свою очередь невозможно без теоретического осмысления, обобще-ния и обоснования деятельности НПФ. Указанными обстоятельствами обусловлена актуальность и выбор темы для настоящего исследования. Рассматриваемая в настоящем исследовании тема является предметом пристального внимания ученых в силу своей социальной значимости и часто меняющегося законодательства, регламентирующего данную сферу взаимо-отношений. Объектом исследования выступают общественные отношения, скла-дывающиеся в связи с исполнением негосударственными пенсионными фон-дами обязанностей, возложенных на них законом и их уставными докумен-тами. Предметом исследования являются нормы российского законода-тельства, регулирующие порядок и особенности функционирования негосу-дарственных пенсионных фондов, а также материалы правоприменительной и судебной практики. Целью исследования является комплексное правовое рассмотрение теоретических и практических проблем негосударственного пенсионного страхования и разработка на этой основе предложений по совершенствова-нию правового регулирования рассматриваемых правоотношений. Поставленная цель обеспечивается в ходе решения следующих основ-ных задач: — дать понятие и определить социальное значение негосударственных пенсионных фондов, выявить сущность и признаки НПФ; — охарактеризовать правовой статус негосударственных пенсионных фондов, установить особенности различных видов НПФ; — рассмотреть структуру и определить круг задач негосударственного пенсионного фонда; — выявить перечень основных требований к деятельности НПФ; — охарактеризовать правовой статус органов управления НПФ. Структура работы построена в соответствии с кругом вопросов, рас-крывающих тему и обеспечивающих последовательное освещение анализи-руемых материалов и источников. Работа состоит из введения, двух глав, объединяющих пять параграфов, в которых последовательно решаются по-ставленные задачи, заключения и списка использованных источников.

Заключение

Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы относительно заявленной проблематики. Сущность негосударственного пенсионного фонда можно определить следующим образом: это особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительными видами деятельности которой являются: деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению участников негосударственного пенсионного фонда в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения; деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом об обязательном пенсионном страховании и договорами об обязательном пенсионном страховании; деятельность в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию в соответствии с федеральным законом и договорами о создании профессиональных пенсионных систем. Таким образом, исходя из представленного определения, можно выделить признаки негосударственного пенсионного фонда: 1) это юридическое лицо, то есть он обладает всеми признаками юридических лиц с точки зрения норм гражданского законодательства Российской Федерации; 2) негосударственный пенсионный фонд — это разновидность некоммерческой организации; 3) негосударственный пенсионный фонд создается в организационно-правовой форме «фонд»; 4) виды деятельности негосударственного пенсионного фонда являются социально значимыми и определены в рамках исчерпывающего перечня, закрепленного в Законе о негосударственных пенсионных фондах. Специфическими видами деятельности, для осуществления которых собственно и создается негосударственный пенсионный фонд являются: 1) деятельность фонда по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда; 2) деятельность фонда в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию; 3) деятельность фонда в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию. Негосударственные пенсионные фонды заключают договоры негосударственного пенсионного обеспечения и тем самым как бы осуществляют деятельность по пенсионному обеспечению. Хотя на самом деле имеет место возникновение специфических страховых обязательств из договора страхования, в основе которых лежит страховая деятельность. В связи с этим представляется целесообразным внести изменения в п. 1 ст. 2 Закона о НПФ: назвать данную деятельность не «негосударственное пенсионное обеспечение», а «негосударственное пенсионное страхование». Существенная проблема в регулировании деятельности по инвестированию средств НПФ состоит в том, что управляющая компания принципиально отличается от банка, имеющего в нормативно заданном объеме собственные средства и резервы, необходимые для страхования возможных рисков и покрытия убытков, возникающих при изменении конъюнктуры финансового рынка. Действующие на рынке компании, управляющие средствами НПФ, обычно не имеют собственного капитала, сравнимого по размеру с теми средствами, которые они получают в доверительное управление. На случай их массового банкротства сохранность средств НПФ сегодня законодательно не гарантируется. Принятие мер по обеспечению сохранности средств пенсионных накоплений и пенсионных резервов является конституционной обязанностью Российской Федерации как социального государства. Вместе с тем конкретные предложения в этой области должны иметь глубокое финансово-экономическое обоснование. Необходимо продолжить поиск оптимальной модели профессионального страхования рисков, сочетающей в себе рыночные принципы и законодательно установленные унифицированные гарантии прав участников пенсионной системы. Из действующих же можно назвать следующие гарантии исполнения НПФ своих обязательств, которые можно разделить на две группы: 1) формирование определенных резервов, за счет погашения которых возможно снижение рисков получения итоговых потерь. Под данную категорию подпадают наличие страхового резерва, объединенные гарантийные фонды, страхование; 2) осуществление контроля, как со стороны Банка России (ранее — уполномоченного федерального органа), так и со стороны специализированных организаций: актуария, аудитора, специализированного депозитария. Закон о НПФ не устанавливает требований к форме пенсионного договора, вместе с тем, как представляется, в силу особой социальной значимости подобных договоров пенсионный договор должен быть заключен в простой письменной форме по общим правилам действующего гражданского законодательства.

Список литературы

Нормативно-правовые акты и другие официальные материалы Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ) // СЗ РФ, 03.03.2014, № 9, ст. 851 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ(ред. от 22.10.2014)(с изм. и доп., вступ. в силу с 02.03.2015) // СЗ РФ, 05.12.1994, N 32, ст. 3301. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 31.12.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 22.01.2015) // СЗ РФ, 29.01.1996, N 5, ст. 410.

1790 Р 400 Р Купить работу