Право хозяйственного ведения

Содержание

Статья 10. Закрепление имущества на праве хозяйственного ведения

Статья 10. Закрепление имущества на праве хозяйственного ведения

1. Имущество закрепляется за муниципальным предприятием во владение, пользование и распоряжение в порядке и на условиях, определяемых Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и настоящим Положением.

2. Имущество муниципального предприятия формируется за счет:

— имущества, закрепленного за предприятием на праве хозяйственного ведения или оперативного управления собственником этого имущества;

— доходов муниципального предприятия от его деятельности;

— иных, не противоречащих законодательству, источников.

3. В хозяйственном ведении муниципального предприятия может находиться любое имущество, находящееся в собственности муниципального образования.

4. Плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении, а также имущество, приобретенное муниципальным предприятием по договорам или иным основаниям, поступают в хозяйственное ведение предприятия в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами и иными правовыми актами.

5. Муниципальное имущество, принадлежащее муниципальному предприятию на праве хозяйственного ведения, отражается в балансе предприятия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

6. Право хозяйственного ведения муниципальным имуществом, в отношении которого принято решение о закреплении за муниципальным предприятием, возникает у этого предприятия с момента передачи имущества, если иное не установлено законом, иными нормативными актами или решением собственника.

7. Право хозяйственного ведения прекращается по основаниям и в порядке, предусмотренными Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами и иными правовыми актами.

8. Закрепление муниципального имущества за муниципальным предприятием на праве хозяйственного ведения осуществляется как при его создании, так и в период его деятельности на основании постановления главы администрации муниципального образования Юрьев-Польский район.

9. Право хозяйственного ведения на недвижимое муниципальное имущество возникает у муниципального предприятия с момента государственной регистрации права в установленном законом порядке.

10. Обязанность по государственной регистрации права хозяйственного ведения лежит на предприятии.

11. Право хозяйственного ведения на движимое муниципальное имущество, закрепляемое за муниципальным предприятием, возникает с момента передачи имущества по передаточному акту, разделительному балансу или иному документу.

12. Право хозяйственного ведения на движимое, вновь приобретенное муниципальное имущество муниципального предприятия в процессе его хозяйственной деятельности, возникает с момента его фактического поступления во владение предприятия, которое подтверждается бухгалтерским балансом за отчетный период.

13. С момента фактической передачи муниципального имущества муниципальному предприятию переходят обязанности по учету, инвентаризации и сохранности имущества, закрепленного за ним.

14. Муниципальное предприятие обязано оформить правоустанавливающие документы на земельные участки, на которых расположено переданное ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество и объекты инженерной инфраструктуры.

<< Статья 9.
Порядок создания, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий
Статья 11. >>
Владение, пользование и распоряжение муниципальным имуществом, находящимся в хозяйственном ведении муниципального унитарного…
Содержание
Решение Совета народных депутатов муниципального образования Юрьев-Польский район Владимирской области от 26 августа 2009…

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Открыть документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Вход

ПРАВО ХОЗЯЙСТВЕННОГО ВЕДЕНИЯ

 ПРАВО ХОЗЯЙСТВЕННОГО ВЕДЕНИЯ способ осуществления хозяйственной деятельности государственными и муниципальными унитарными предприятиями с вверенным им имуществом. при котором предприятие владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в соответствии с условиями, предметом и целям\’и деятельности. установленными собственником при передаче имущества предприятию. В лице собственника выступает государство или муниципалитет, который сохраняет за собой правомочия собственности и после передачи имущества предприятию. Субъектами П.х.в. не могут быть казенные предприятия, за которыми имущество закрепляется на праве оперативного управления. Объект П.х.в. — любое имущество, переданное собственником и зачисленное на баланс предприятия. Это имущество неделимо и не может быть распределено как вклады между работниками при приватизации. Уставный 4юнд создаваемого предприятия на П.х.в. должен быть оплачен собственником полностью до государственной регистрации. В соответствии со ст. 295 ГК РФ ограниченные вещные права на переданное предприятию имущество (П.х.в.) возникают по воле учредителя-собственника, который принимает решение о создании предприятия, его реогра-низации и ликвидации, назначает руководителя предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества. Дополнительное основание для установления режима П.х.в. — соглашение собственника с субъектами П.х.в. В таком соглашении существенны следующие условия: о размере части прибыли, которые получает собственник за использование его имущества; о формах и порядке контроля за сохранностью и использованием объекта П.х.в. В настоящее время ГК РФ не содержит требований об обязательности заключения таких договоров, но практика развивается в этом направлении. П.х.в. возникает у предприятия с момента передачи ему имущества, если иное не предусмотрено законом. П.х.в. предполагает два режима распоряжения имуществом в зависимости от его назначения. Недвижимое имущество не может быть отчуждено предприятием без согласия собственника. Движимостью предприятие распоряжается под контролем учредителя, в частности, может внести ее в уставный фонд при создании Дочернего предприятия. При создании унитарным предприятием своего дочернего предприятия с передачей части имущества в его хозяйственное ведение собственник решает вопрос о соответствии размеров частей разделенного имущества минимально допустимым размерам, определенным законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях. Вновь созданное предприятие также становится унитарным. Прибыль в виде плодов и доходов от хозяйственной деятельности предприятия поступает в собственность учредителя и находится у предприятия на П.х.в., поскольку создана на основе имущества, собственником которого предприятие не является. Таким образом, унитарное предприятие ни при каких условиях не становится собственником находящегося у него имущества. И только при приватизации предприятия П.х.в. прекращается вместе с правом государственной и муниципальной собственности,. Несмотря на то что законодатель отнес П.х.в. (вместе с правом оперативного управления) к вещным правам наряду с правом собственности (ст. 206 ГК РФ), т.е. включил в их состав те же правомочия владения, пользования и распоряжения. такая юридическая конструкция является противоречивой по следующим причинам. Право собственности может быть тождественно только само себе. Поэтому признавать, что в том случае, когда собственник по своей воле передал другому лицу имущество, все три правомочия, входящие в состав собственности, возникли у этого лица. и называть эту совокупность правомочий иначе, чем право собственности, — значит грешить против правил формальной логики. Вещные права делятся на две категории: а) право собственности; б) право на чужую вещь. Поскольку на условиях П.х.в. предприятие использует имущество только в известном направлении и для определенных учредителем целей, то. по определению, это право является правом на чужую вещь. П.х.в. является сравнительно новой правовой конструкцией. Ее возникновение обусловлено переходом от государственно-монополистической к капиталистической модели управления обществом. Реструктуризация системы управления постсоциалистическим обществом В РФ выразилась в стремлении государства дистанцироваться от непосредственно предпринимательской деятельности, сохранив за собой свойственные капиталистическому государству властные формы управления. Необходима была переходная форма хозяйствования от государственной монополии к частной форме предпринимательства. Известная в советское время форма оперативного управления имуществом для решения поставленной задачи была непригодна по той причине, что, во-первых, предусматривала передачу государственного имущества только государственному предприятию, во-вторых, не предоставляла предприятию возможности распоряжаться закрепленным за ним имуществом и. в-третьих, доходы от деятельности предприятия распределялись государством как собственником имущества по своему усмотрению. Понятно, что в условиях, когда характер деятельности такого предприятия, состав имущества и величина отчислений от его доходов выведены из сферы компетенции предприятия. это не создает стимулов для повышения эффективности производства. П.х.в. является юридическим инструментом для ограничения ответственности собственника в лице государственного или муниципального образования за результаты предпринимательской деятельности объемом имущества, выделенного в хозяйственное ведение учрежденному предприятию, подобно тому, как гражданин может зарегистрировать юридическое лицо на свое имя с тем, чтобы ограничить имущественную ответственность за результаты предпринимательской деятельности только внесенным в уставный фонд капиталом. Однако законодательством предусмотрена субсидиарная ответственность учредителя при недостаточности имущества предприятия для удовлетворения требований кредиторов, если будет доказано, что несостоятельность предприятия вызвана действиями учредителя (п. 3 ст. 56 ГК РФ)., . Таким образом, П.х.в. в ее нынешнем варианте является правовой формой, при помощи которой в рамках государственной собственности на имущество предприятий предпринята попытка повышения эффективности их деятельности путем экономического стимулирования, основанного на договорном характере распределения полученной прибыли между предприятием и государством. Необходимо отметить, что такое существенное ограничение прав предприятий по распоряжению государственным или муниципальным имуществом, находящимся у них на П.х.в., не сняло всех недостатков этой переходной формы предпринимательской деятельности. В частности.установленная в п. 5 ст.113 ГК РФ ответственность унитарного предприятия по своим обязательствам всем наличным имуществом создает каналы для злоупотребления экономической свободой путем взятия на себя предприятием заведомо невыполнимых обязательств с последующей передачей государственного имущества в частный сектор в счет погашения долгов. Иностранное законодательство не знает аналога П.х.в. Например, страны общего права пошли по пути договорного регулирования отношений по управлению имуществом собственника (договор траста), при котором в качестве доверительного управляющего приглашается профессионал в соответствующей сфере предпринимательской деятельности. Лист,; Иванов А.А. Вещное право// Правоведение. 1992, № 1; Хохл о в С.А. Право собственности и другие вещные права//Вестник ВАС РФ, 1995. № 8. : Павлов В.П.

Энциклопедия юриста. 2005.

Смотреть что такое «ПРАВО ХОЗЯЙСТВЕННОГО ВЕДЕНИЯ» в других словарях:

  • Право хозяйственного ведения — в гражданском праве РФ особая разновидность вещных прав. Субъектами права хозяйственного ведения могут быть только государственные или муниципальные унитарные предприятия. В этом случае собственник имущества (Российская федерация, субъект РФ,… … Словарь бизнес-терминов

  • Право хозяйственного ведения — одно из ограниченных вещных прав, субъектами которого могут быть только юридические лица в форме государственного или муниципального унитарного предприятия (ст. 294 ГК РФ). Предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного… … Бухгалтерская энциклопедия

  • ПРАВО ХОЗЯЙСТВЕННОГО ВЕДЕНИЯ — в гражданском законодательстве РФ особая разновидность вещных прав. В соответствии со ст. 294 ГК РФ субъектами П.х.в. могут быть только юридические лица в форме государственного или муниципального унитарного предприятия. Предприятие, которому… … Юридическая энциклопедия

  • ПРАВО ХОЗЯЙСТВЕННОГО ВЕДЕНИЯ — в ст. 294 ГК одно из ограниченных вещных прав, субъектами которого могут быть только юридические лица в форме государственного или муниципального унитарного предприятия. Предприятие, которому имущество принадлежит на П.х.в., владеет, пользуется и … Юридический словарь

  • ПРАВО ХОЗЯЙСТВЕННОГО ВЕДЕНИЯ — в Российской Федерации право государственного или муниципального предприятия владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником этого имущества в пределах, установленных законом … Большой Энциклопедический словарь

  • Право хозяйственного ведения — (англ. right of economy control) одно из вещных прав, субъектом которого является гос ное или муниципальное унитарное предприятие. Такое предприятие владеет, пользуется и распоряжается принадлежащим ему на П.х.в. имуществом в пределах,… … Энциклопедия права

  • ПРАВО ХОЗЯЙСТВЕННОГО ВЕДЕНИЯ — в соответствии со ст. 217 ГК право хозяйственного ведения является вещным правом. Содержание права хозяйственного ведения составляют правомочия владения, пользования и распоряжения имуществом, осуществляемые в пределах, определяемых в… … Юридический словарь современного гражданского права

  • право хозяйственного ведения — см. Хозяйственного ведения право. * * * ПРАВО ХОЗЯЙСТВЕННОГО ВЕДЕНИЯ ПРАВО ХОЗЯЙСТВЕННОГО ВЕДЕНИЯ, в Российской Федерации право государственного или муниципального предприятия владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, закрепленным за ним… … Энциклопедический словарь

  • ПРАВО ХОЗЯЙСТВЕННОГО ВЕДЕНИЯ — право государственного или муниципального унитарного предприятия владеть имуществом, пользоваться и распоряжаться им в пределах, определяемых в ГК РФ. Собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом решает… … Большой экономический словарь

  • Право хозяйственного ведения — На праве хозяйственного ведения имущество может принадлежать государственным или муниципальным унитарным предприятиям. В этом случае собственник имущества (Российская федерация, субъект РФ, муниципальное образование) передают имущество в… … Словарь: бухгалтерский учет, налоги, хозяйственное право

  • ПРАВО ХОЗЯЙСТВЕННОГО ВЕДЕНИЯ — в гражданском законодательстве РФ особая разновидность вещных прав. В соответствии со ст. 294 ГК РФ субъектами П.х.в. могут быть только юридические лица в форме государственного или муниципального унитарного предприятия. Предприятие, которому… … Энциклопедический словарь экономики и права

Книги

  • Право оперативного управления и право хозяйственного ведения государственным имуществом, К. П. Кряжевских. Книга является наиболее полным исследованием, в котором в комплексной монографической форме решаются задачи, имеющие существенное значение для науки гражданского права. Теоретическая ценность… Купить за 249 руб электронная книга
  • Приватизация предприятий Право собственности, Камышанский В.. Помимо права собственности существуют и иные вещные права. В частности, у граждан могут существовать и возникать следующие вещные права на НИ: право собственностина НИ, в том числе на… Купить за 98 руб
  • Унитарные предприятия, учреждения. Право хозяйственного ведения и право оперативного управления. Постатейный комментарий к статьям 113-115, 120 и главе 19 Гражданскогокодекса Российской Федерации, Под редакцией П. В. Крашенинникова. В настоящем издании предлагаются комментарии к нормам Гражданского кодекса Российской Федерации, посвященным государственным и муниципальным предприятиям, казенным предприятиям, а также… Купить за 61 руб

ПОЛНОЕ ХОЗЯЙСТВЕННОЕ ВЕДЕНИЕ

 ПОЛНОЕ ХОЗЯЙСТВЕННОЕ ВЕДЕНИЕ ПОЛНОЕ ХОЗЯЙСТВЕННОЕ ВЕДЕНИЕ ПОЛНОЕ ХОЗЯЙСТВЕННОЕ ВЕДЕНИЕ — по законодательству РФ собственник мо- жет закрепить принадлежащее ему имущество за созданным им предприятиемна праве ПОЛНОГО ХОЗЯЙСТВЕННОГО ВЕДЕНИЯ. Осуществляя право ПОЛНОГО ХОЗЯЙСТВЕННОГО ВЕДЕНИЯ закрепленным за ним имуществом, предприятие владеет, пользуется и распоряжается указанным имуществом, совершает в отношении его любые действия, не противоречащие закону. К праву ПОЛНОГО ХОЗЯЙСТВЕННОГО ВЕДЕНИЯ применяются правила о праве собственности, если законодательными актами или договором предприятия с собственником не предусмотрено иное. Собственник вправе получать часть прибыли от использо вания имущества, которое он передал предприятию, в размере, определенномдоговором между собственником и предприятием. Споры, возникающие при определении этой доли, разрешаются судом, арбитражным или третейским су дом.

Словарь финансовых терминов.

.

Смотреть что такое «ПОЛНОЕ ХОЗЯЙСТВЕННОЕ ВЕДЕНИЕ» в других словарях:

  • Полное товарищество — (англ general/ordinary/unlimited/universal partnership) в гражданском праве РФ хозяйственное товарищество, участники которого (полные товарищи) в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от … Энциклопедия права

  • Полное товарищество — Полное товарищество вид хозяйственных товариществ, участники которого (полные товарищи) в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его… … Википедия

  • ПОЛНОЕ ТОВАРИЩЕСТВО — хозяйственное товарищество, участники которого осуществляют предпринимательскую деятельность от имени товарищества и при недостатке имущества товарищества несут солидарную ответственность по его долгам всем принадлежащим им имуществом (п. I ст.… … Энциклопедия юриста

  • полное товарищество — по ст. 69 ГК РФ хозяйственное товарищество, участники которого (полные товарищи) в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам… … Большой юридический словарь

  • ПОЛНОЕ ТОВАРИЩЕСТВО — товарищество, участники которого (полные товарищи) в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут от ветственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом (ст … Энциклопедия российского и международного налогообложения

  • Центральный банк России — (ЦБ РФ) Понятие Центробанка России, история создания Банка России, функции Банка России Информация о понятии Центробанка России, история создания Банка России, функции Банка России Содержание Содержание 1. Статус 2. История 3. Аудиторы 4.… … Энциклопедия инвестора

  • Договор поставки — Эта статья или раздел описывает ситуацию применительно лишь к одному региону. Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов … Википедия

  • Дочернее общество — Дочернее общество хозяйственное общество, решения которого определяются (либо могут определяться) иным (основным, материнским) хозяйственным обществом в силу преобладающего участия последнего в его уставном капитале (размер преобладающего… … Википедия

  • ДОГОВОР КОНЦЕССИОННЫЙ — по законодательству РФ предоставление иност ранным инвесторам прав на разработку и освоение возобновляемых и нево зобновляемых природных ресурсов и ведение хозяйственной деятельности, связанной с использованием объектов, находящихся в… … Финансовый словарь

  • Юридическое лицо — (Legal entity) Понятие и признаки юридического лица, виды юридических лиц Понятие и признаки юридического лица, виды юридических лиц, регистрация юридического лица Содержание Содержание . Теория возникновения . Понятие и признаки юрлица. Виды… … Энциклопедия инвестора

Энциклопедия решений. Продажа имущества, находящегося в хозяйственном ведении и оперативном управлении

  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
  • Главная
  • Энциклопедия решений. Продажа имущества, находящегося в хозяйственном ведении и оперативном управлении

Продажа имущества, находящегося в хозяйственном ведении и оперативном управлении

Государственным (муниципальным) унитарным предприятиям и учреждениям имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения и оперативного управления. Распоряжение таким имуществом (в том числе его продажа) допускается при условии соблюдения специальных требований, предусмотренных, в частности, главой 19 ГК РФ, Федеральным законом от 14.11.2002 N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», Федеральным законом от 03.11.2006 N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях», Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». Правила, предусмотренные Федеральным законом от 21.12.2001 N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», при этом не применяются (пп. 9 п. 2 ст. 3 указанного закона, см. также постановления АС Северо-Кавказского округа от 09.09.2015 N Ф08-6312/15, АС Центрального округа от 13.08.2015 N Ф10-2590/15).

Государственное или муниципальное унитарное предприятие вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество только с согласия собственника (п. 2 ст. 295 ГК РФ). В силу этой же нормы движимым имуществом, находящимся в хозяйственном ведении унитарного предприятия, оно распоряжается самостоятельно, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

В частности, при отчуждении имущества должна быть сохранена возможность осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом такого предприятия (п. 3 ст. 18 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»). Если сделка по продаже имущества, принадлежащего унитарному предприятию, лишает предприятие возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены его уставом, такая сделка является ничтожной независимо от наличия согласия на ее совершение со стороны собственника имущества унитарного предприятия (п. 10 постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 29.04.2010 N 10/22).

Согласие собственника требуется для совершения сделок, связанных с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, с иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, договоров простого товарищества и иных сделок, указанные в уставе предприятия (п. 4 ст. 18 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»). Подобные сделки, в случае их совершения без получения соответствующего согласия, являются не ничтожными, а оспоримыми. Они могут быть признаны недействительными лишь по иску предприятия или собственника его имущества, а срок исковой давности по такому требованию определяется на основании п. 2 ст. 181 ГК РФ (абзац третий п. 9 постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 29.04.2010 N 10/22).

Обратим внимание, что формулировка абзаца второго п. 2 ст. 295 ГК РФ допускает возможность ограничения права унитарного предприятия самостоятельно распоряжаться движимым имуществом, принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения, не только законом, но и иными правовыми актами. На уровне субъектов РФ и муниципальных образований можно обнаружить правовые акты, которыми возможность продажи определенных видов имущества, находящегося в хозяйственном ведении, обусловлена необходимостью получения согласия на это собственника или, например, проведения конкурентных процедур (см., например, ч. 1 ст. 17 Закона Ставропольского края от 14.04.2014 N 25-кз «Об управлении и распоряжении имущественными объектами государственной собственности Ставропольского края», Решение Совета депутатов городского округа Лобня Московской области от 28.07.2015 N 126/49). Это обстоятельство необходимо учитывать при продаже имущества унитарного предприятия.

В отношении казенных предприятий помимо перечисленных выше ограничений установлено общее правило, в соответствии с которым продажа имущества казенного предприятия требует получения согласия собственника. Исключение (если иное не установлено федеральными законами или иными нормативными правовыми актами РФ) составляют сделки, направленные на реализацию продукции, производимой казенным предприятием (п. 1 ст. 297 ГК РФ, п. 1 ст. 19 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»).

Казенные учреждения обязаны согласовывать с собственником продажу любого принадлежащего им имущества (п. 4 ст. 298 ГК РФ), бюджетные — продажу особо ценного движимого имущества, закрепленного за учреждением собственником или приобретенного за счет средств, выделенных на это собственником, а также любого недвижимого имущества, автономные — закрепленным за ними или приобретенным за счет средств, выделенных на это собственником, недвижимым и особо ценным движимым имуществом (п. 2, п. 3 той же статьи, п. 10 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», ст. 3 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях»).

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Информационный блок «Энциклопедия решений. Договоры и иные сделки» — это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере гражданского права

Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства

Используя материалы этого блока, Вы узнаете, в каких случаях можно заключить тот или иной договор, на что обратить внимание при его составлении и какие нюансы необходимо учитывать при его исполнении. Основное внимание уделено рассмотрению тех вопросов, которые вызывают трудности в практической деятельности

Материал приводится по состоянию на октябрь 2018 г.

См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений

См.

Операции с имуществом унитарного предприятия, переданного в хозяйственное ведение: особенности бухгалтерского учета и налогообложения

Согласно ст.ст.113, 294, 295 ГК РФ, а также ст.2 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 08.12.2003) «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество.

Собственник имущества в соответствии с Законом решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества, находящегося в хозяйственном ведении (оперативном управлении). В этом случае собственником переданного имущества остается государство (Российская Федерация или ее субъект) либо муниципальное образование.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 14.04.2003 N 217 «О создании, реорганизации и ликвидации федеральных государственных унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения» решение о создании, реорганизации и ликвидации федеральных государственных унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения (за исключением реорганизации федеральных государственных унитарных предприятий в форме присоединения дочерних предприятий к создавшим их предприятиям), принимается Правительством Российской Федерации, а проект указанного решения подготавливается Минимуществом России совместно с федеральным органом исполнительной власти, на который возложены координация и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (сфере управления), Минэкономразвития России, а также Министерством Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (в установленных законодательством случаях) и иными заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

В большинстве случаев унитарные предприятия основаны на праве хозяйственного ведения. Собственник может передать имущество унитарному предприятию как в виде вклада в уставный фонд, так и сверх определенного уставного фонда. Уставный фонд государственного или муниципального унитарного предприятия может формироваться за счет денег, а также ценных бумаг, других вещей, имущественных прав и иных прав, имеющих денежную оценку.

Отражение в бухгалтерском учете операций передачи имущества в виде вклада в уставный капитал

В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденным Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, унитарные предприятия применяют субсчет 75-1 «Расчеты по вкладам в уставный (складочный) капитал» для учета расчетов с государственным органом или органом местного самоуправления по имуществу, передаваемому на баланс на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (при создании предприятия, пополнении его оборотных средств, изъятии имущества). Эти предприятия именуют данный субсчет «Расчеты по выделенному имуществу». Учетные записи по нему производятся в порядке, аналогичном порядку учета расчетов по вкладам в уставный (складочный) капитал.

Таким образом, после государственной регистрации предприятия в учете делается запись:

Дебет 75, субсчет «Расчеты по выделенному имуществу», Кредит 80 — отражена величина уставного капитала в соответствии с учредительными документами.

По мере поступления имущества от учредителя в бухгалтерском учете делается следующая бухгалтерская запись по оприходованию этого имущества:

Дебет 08, 10, 11, 20, 41, Кредит 75, субсчет «Расчеты по выделенному имуществу».

Порядок отражения передачи имущества в хозяйственное ведение (оперативное управление) унитарному предприятию сверх определенного уставными документами уставного фонда и изъятия такого имущества разъяснен Письмом Минфина России от 21.08.2003 N 16-00-22/11 «О передаче имущества в хозяйственное ведение (оперативное управление)», а также Письмом Минфина России от 05.08.2003 N 16-00-14/247 («О порядке отражения в бухгалтерском учете операций получения основных средств на праве хозяйственного ведения или оперативного управления сверх суммы уставного фонда»).

Отражение передачи имущества в хозяйственное ведение сверх уставного капитала

В связи с тем что размер уставного фонда государственных и муниципальных унитарных предприятий документально закреплен в уставе, получение основных средств на праве хозяйственного ведения или оперативного управления сверх суммы уставного фонда отражается в бухгалтерском учете записями:

Дебет 08, Кредит 75, субсчет «Расчеты по выделенному имуществу»,

Дебет 75, Кредит 84.

Налогообложение операций по передаче имущества унитарному предприятию в хозяйственное ведение (оперативное управление)

В соответствии со ст.ст.247 и 248 гл.25 НК РФ (с учетом изменений и дополнений, внесенных Федеральным законом от 29.05.2002 N 57-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации») объектом обложения налогом на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком, определяемая как полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов. К доходам относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав и внереализационные доходы.

Пунктом 8 ст.250 НК РФ внереализационными доходами налогоплательщика признаются, в частности, доходы в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав. В то же время пп.26 п.1 ст.251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде средств и иного имущества, которые получены унитарными предприятиями от собственника имущества этого предприятия или уполномоченного им органа.

Согласно пп.5 п.2 ст.146 НК РФ не признается объектом обложения НДС передача на безвозмездной основе объектов основных средств органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления, а также бюджетным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям.

Изъятие собственником имущества, переданного унитарному предприятию в хозяйственное ведение

При изъятии собственником имущества, полученного в качестве вклада в уставной капитал, делается следующая бухгалтерская запись:

Дебет 80, Кредит 75, субсчет «Расчеты по выделенному имуществу» — отражено уменьшение уставного капитала по стоимости, по которой унитарное предприятие наделялось этим имуществом.

При выбытии основных средств производятся записи:

Дебет 01, субсчет «Выбытие основных средств», Кредит 01 — отражена первоначальная стоимость выбывающего имущества,

Дебет 02, Кредит 01, субсчет «Выбытие основных средств» — отражена сумма амортизации, начисленная за время использования имущества,

Дебет 75, субсчет «Расчеты по выделенному имуществу», Кредит 01, субсчет «Выбытие основных средств» — отражено выбытие основных средств по остаточной стоимости изымаемого имущества;

Дебет 75, субсчет «Расчеты по выделенному имуществу», Кредит 91 «Прочие доходы и расходы» — отражена разница, образовавшаяся на счете 75 при выбытии амортизируемого имущества.

Изъятие имущества, полученного сверх уставного фонда, отражается в бухгалтерском учете унитарного предприятия в обычном порядке с использованием счета 91 «Прочие доходы и расходы».

Амортизация имущества

Согласно п.1 ст.256 НК РФ амортизируемое имущество, полученное унитарным предприятием от собственника унитарного предприятия в хозяйственное ведение, подлежит амортизации у данного унитарного предприятия в порядке, установленном гл.25 НК РФ.

Продажа имущества, находящегося в хозяйственном ведении

Продажа недвижимого имущества, которое находится у государственного унитарного предприятия на праве хозяйственного ведения, осуществляется только с согласия собственника этого имущества (ст.295 ГК РФ).

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.06.2003 N 333 «О реализации федеральными органами исполнительной власти полномочий по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия» согласование сделок федерального государственного унитарного предприятия в отношении закрепленного за предприятием в хозяйственном ведении находящегося на территории Российской Федерации федерального недвижимого имущества (за исключением передачи его в аренду) осуществляет Минимущество России.

Согласование сделок предприятия с имуществом, стоимость которого, определенная в соответствии с законодательством об оценочной деятельности, превышает 150 млн руб., осуществляется Минимуществом России на основании решения Правительства Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации или решения, принимаемого по его поручению заместителем Председателя Правительства Российской Федерации.

В соответствии с Постановлением N 333 сделки по продаже федерального недвижимого имущества, закрепленного за федеральным государственным унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения, осуществляются путем продажи имущества на аукционе, организатором которого выступает предприятие или лицо, действующее на основании договора с предприятием.

Перечень документов, представляемых федеральным государственным унитарным предприятием для получения согласия на совершение сделок по продаже имущества, утвержден Распоряжением Минимущества России от 15.07.2003 N 3142-р.

В соответствии с п.5 Постановления N 333 средства, полученные от продажи имущества, за вычетом связанных с его продажей затрат предприятия, которые определяются исходя из фактических затрат и не могут превышать 3% цены продажи имущества и его балансовой стоимости, подлежат перечислению в федеральный бюджет в течение 25 дней с даты оплаты имущества.

Таким образом, отражение в учете операций, связанных с продажей федерального недвижимого имущества, по нашему мнению, аналогично отражению операций по изъятию собственником имущества, переданного в хозяйственное ведение (оперативное управление).

В.Консетова

ООО «АФК-Аудит»

г. Санкт-Петербург

Реформирование бухгалтерского учета: итоги за 2003 год