Повторная выездная налоговая проверка

Федеральным законом от 03.08.2018 № 302‑ФЗ внесены значительные изменения в правила проведения налоговых проверок. Новшества применяются с 03.09.2018. Рассмотрим их подробнее.

О сокращенных сроках «камералки» декларации по НДС

Камеральная проверка декларации по НДС, а также документов, представленных в налоговый орган, и документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся в распоряжении контролеров, проводится в течение двух (а не трех, как было установлено ранее ст. 88 НК РФ) со дня представления названной декларации. Если до окончания «камералки» инспекция установит признаки, указывающие на возможное нарушение налогового законодательства, то срок проведения проверки может быть продлен до трех месяцев со дня представления декларации по НДС. Пункт 2 ст. 88 НК РФ в редакции Федерального закона № 302‑ФЗ применяется в отношении камеральных проверок, проводимых на основе деклараций по НДС, представленных в ИФНС после 03.09.2018.

Когда налоговики придут повторно?

По общему правилу, установленному п. 5 ст. 89 НК РФ, налоговые органы не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период.

Кроме того, инспекция не вправе проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных проверок в течение календарного года. (При определении количества проверок не учитывается количество проведенных самостоятельных выездных проверок его филиалов и представительств.)

Однако данные ограничения не действуют в случае назначения повторной выездной проверки. Таковой в соответствии с п. 10 ст. 89 НК РФ признается выездная проверка, проводимая независимо от времени проведения предыдущей проверки по тем же налогам и за тот же период. При ее проведении может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о ее проведении.

Повторная выездная проверка налогоплательщика может проводиться:

– вышестоящим налоговым органом (Управлением ФНС по субъекту РФ) – в порядке контроля за деятельностью территориальной налоговой инспекции, проводившей проверку;

– налоговым органом, ранее проводившим проверку, на основании решения его руководителя (заместителя руководителя) – в случае представления налогоплательщиком уточненной декларации, в которой указана сумма налога в размере, который меньше ранее заявленного.

Повторная проверка вышестоящего налогового органа

Региональное управление ФНС вправе в целях осуществления контроля за деятельностью нижестоящего налогового органа, осуществившего выездную проверку, назначить и провести повторную выездную проверку налогоплательщика.

Повторная выездная проверка в порядке контроля за деятельностью налогового органа (в силу того, что перечень возможных мероприятий, а также способ, методы и порядок их проведения аналогичны элементам выездной проверки, проводимой в общем порядке) является повторной проверкой по отношению к деятельности налогоплательщика и соблюдению именно им законодательства о налогах и сборах.

Конституционный суд в Определении от 28.01.2010 № 138‑О-Р указал на двуединую природу повторной выездной проверки, которая выражается в осуществлении контрольных мероприятий в отношении как налогового органа, так и самого налогоплательщика. Осуществляя повторную выездную проверку, вышестоящие налоговики фактически заново и в полном объеме проверяют деятельность налогоплательщика за тот налоговый период, который уже был предметом выездной налоговой проверки. На это обратил внимание АС ЗСО в Постановлении от 12.07.2018 № Ф04-2528/2018 по делу № А75-13884/2017. При этом арбитры ссылаются на Постановление КС РФ от 17.03.2009 № 5‑П, в котором указано следующее. Проверка нижестоящего налогового органа, которая позволяет определить, насколько эффективны, законны и обоснованны принимаемые им решения, устранить недостатки в его работе и улучшить механизм взимания налогов для наиболее полной реализации публичной функции налога, невозможна без обращения к ранее проведенным мероприятиям налогового контроля в отношении конкретного налогоплательщика, в том числе без анализа его налоговой и бухгалтерской отчетности и фактических обстоятельств осуществляемой им предпринимательской деятельности.

В результате не исключаются – на основе повторного изучения тех же документов, исследования тех же фактических обстоятельств – переоценка выводов, сделанных в ходе первоначальной выездной проверки, и, соответственно, принятие акта, которым по‑новому определяются конкретные права и обязанности налогоплательщика применительно к тому же налоговому периоду, в том числе могут быть выявлены недоимки по налогам и начислены соответствующие пени. На вышеуказанную позицию КС РФ ссылается и АС СКО в Постановлении от 13.06.2017 № Ф08-3534/2017 по делу № А15-2703/2016.

В рамках повторного мероприятия вышестоящие налоговики также вправе запросить и проверить документы и хозяйственные операции, которые ранее не подвергались контролю со стороны инспекции.

Если при проведении повторной проверки выявлен факт совершения налогоплательщиком правонарушения, которое не было выявлено при проведении первоначальной выездной проверки, то к нарушителю налоговые санкции не применяются. Исключение составляют случаи, когда невыявление факта налогового правонарушения при проведении первоначальной проверки явилось результатом сговора между налогоплательщиком и должностным лицом налогового органа. Отметим, что Налоговый кодекс не содержит особых требований к оформлению результатов повторной выездной проверки, а также требований об отражении результатов контроля за деятельностью налогового органа, проводившего первоначальную проверку, в акте повторной проверки и вынесенного по ее результатам решения.

Повторная проверка ИФНС при представлении «уточненки»

Как уже говорилось, повторная выездная проверка осуществляется инспекцией, ранее проводившей проверку, в случае представления налогоплательщиком уточненной декларации, в которой указана сумма налога в размере, который меньше ранее заявленного. Данное правило закреплено в п. 10 ст. 89 НК РФ.

Редакция названной нормы, действовавшей до 03.09.2018, предписывала налоговикам в рамках повторной проверки проверять период, за который представлена уточненная декларация.

Однако с указанной даты п. 10 ст. 89 НК РФ изменен. Теперь согласно новшествам, внесенным Федеральным законом № 302‑ФЗ, предметом проверки является правильность исчисления налога на основании измененных показателей «уточненки», повлекших уменьшение ранее исчисленной суммы налога (увеличение убытка). При этом данные, которые не изменялись налогоплательщиком, налоговый орган проверять не вправе.

Отметим, что данную позицию занимали ранее как контролирующие, так и судебные органы (см. Постановление Президиума ВАС РФ от 16.03.2010 № 8163/09, Письмо ФНС России от 26.09.2016 № ЕД-4-2/17979).

О вручении свидетелям протокола допросов

На основании п. 1 ст. 90 НК РФ в качестве свидетеля для дачи показаний может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны какие‑либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля. Показания свидетелей заносятся в протокол, форма которого приведена в приложении 11 к Приказу ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@.

Налоговый кодекс не содержит запрета на проведение допросов свидетелей вне рамок налоговых проверок. Контролеры, руководствуясь нормой абз. 2 п. 4 ст. 101 НК РФ, при рассмотрении материалов налоговой проверки считают себя вправе исследовать документы, полученные до момента начала соответствующей налоговой проверки. Их действия получают поддержку в суде (Письмо ФНС России от 23.04.2014 № ЕД-4-2/7970@, постановления АС ЗСО от 26.01.2016 № Ф04-28564/2015 по делу № А45-19355/2014, от 26.09.2017 № Ф04-3446/2017 по делу № А27-19003/2016, АС ДВО от 20.12.2017 № Ф03-4923/2017 по делу № А73-16425/2016).

Однако имеются судебные акты, согласно которым протокол допроса свидетеля, составленный вне рамок налоговой проверки, не может являться доказательством по делу о налоговом правонарушении (постановления АС ПО от 13.02.2017 № Ф06-7969/2016 по делу № А55-11768/2015, АС ЦО от 03.06.2016 № Ф10-1572/2016 по делу № А54-5473/2015).

За отказ или уклонение от дачи показаний либо за дачу заведомо ложных показаний свидетель несет налоговую ответственность по ст. 128 НК РФ. Об этом должностное лицо налогового органа обязано предупредить свидетеля перед получением показаний, о чем делается отметка в протоколе, которая удостоверяется подписью свидетеля.

До 03.09.2018 положения НК РФ не обязывали налоговиков представлять копию протокола допроса самому свидетелю. С указанной даты по правилам п. 6 ст. 90 НК РФ копия протокола после его составления должна быть вручена свидетелю лично под расписку. В случае отказа свидетеля от получения копии протокола этот факт отражается в протоколе.

О повторном представлении документов в ИФНС

Согласно ст. 93 НК РФ налоговая инспекция, проводящая проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы. Документы, которые были истребованы в ходе налоговой проверки, представляются в течение 10 дней со дня получения соответствующего требования (п. 3 данной статьи).

В случае если налогоплательщик не имеет возможности представить истребуемые документы на протяжении установленного срока, он в течение дня, следующего за днем получения требования, письменно уведомляет проверяющих о невозможности представления в обозначенные сроки документов с указанием соответствующих причин, а также о сроках, в которые истребуемые документы могут быть представлены.

Отказ от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную ст. 126 НК РФ. В указанных случаях налоговики вправе произвести выемку необходимых документов в порядке, оговоренном в ст. 94 НК РФ. Однако налогоплательщик вправе не представлять документы, которые уже были ранее представлены в налоговые органы. Условие, в силу которого данные действия будут законны, прописаны в новом п. 5 ст. 93 НК РФ.

С 03.09.2018 ранее представленные в ИФНС документы независимо от оснований для их подачи могут не представляться при условии уведомления налогового органа о том, что истребуемые документы были представлены ранее. (Приведенное ограничение не распространяется на случаи, когда документы ранее подавались в налоговый орган в виде подлинников, возвращенных впоследствии проверяемому лицу, а также на случаи, если документы, представленные в ИФНС, были утрачены вследствие обстоятельств непреодолимой силы.)

При этом нужно указать реквизиты документа, которым (приложением к которому) они были представлены, и наименование налогового органа, в который были представлены документы.

Данное уведомление подается в течение 10 дней со дня получения требования контролеров.

О сроке представления документов по конкретной сделке

Пункт 2 ст. 93.1 НК РФ гласит: если вне рамок проведения налоговых проверок у инспекции возникает обоснованная необходимость получения документов относительно конкретной сделки, то ее должностные лица вправе истребовать их у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих документами об этой сделке. Лицо, получившее требование о представлении документов, исполняет его в течение десяти дней со дня получения или в тот же срок уведомляет, что не располагает истребуемыми документами.

Документы представляются с учетом положений, предусмотренных п. 2 и 5 ст. 93 НК РФ. Указанное же уведомление подается в порядке, установленном п. 3 ст. 93 НК РФ.

До 03.09.2018 срок представления документов по конкретной сделке равнялся пяти дням.

О допмероприятиях налогового контроля и их оформлении

Напомним, что в соответствии с п. 1 ст. 101 НК РФ акт, составленный налоговиками по итогам проведенной ими проверки, в ходе которой были выявлены нарушения налогового законодательства, а также представленные проверяемым лицом письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем налогового органа (его заместителем). По результатам их рассмотрения может быть принято решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.

С 03.09.2018 по итогам допмероприятий налогового контроля инспекция обязана оформить дополнение к акту проверки. В нем по правилам п. 6.1 ст. 101 НК РФ ревизоры фиксируют:

– начало и окончание дополнительных мероприятий;

– сведения о мероприятиях налогового контроля, проведенных при осуществлении допмероприятий;

– полученные дополнительные доказательства для подтверждения факта совершения нарушений налогового законодательства или отсутствия таковых;

– выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений;

– ссылки на статьи Налогового кодекса в случае, если законом предусмотрена ответственность за данные нарушения.

Дополнение к акту должно быть составлено и подписано должностными лицами ИФНС, проводящими дополнительные мероприятия, в течение 15 дней со дня их окончания. Дополнение к акту с приложением всех полученных в результате допмероприятий материалов в течение пяти дней с даты подписания вручается проверяемому лицу под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения. При этом документы, полученные от лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, к дополнению к акту проверки не прилагаются.

В случае если проверяемый уклоняется от получения дополнения к акту проверки, такой факт должен быть в этом акте отражен. В подобной ситуации дополнение к акту направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя и считается полученным на шестой день с даты отправки заказного письма.

Важно: новые правила применяются при вынесении решений по результатам налоговых проверок, завершенных после 03.09.2018.

Об ознакомлении с материалами проведенной проверки

В соответствии со 101 НК РФ несоблюдение ИФНС требований, установленных Налоговым кодексом, может служить основанием для отмены ее решения вышестоящим налоговым органом или судом.

Так, нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

К таким существенным условиям относятся обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.

Наличие у налогоплательщика права на ознакомление с материалами проверки, включая материалы, полученные при проведении дополнительных мероприятий налогового контроля и, как следствие, наличие у налогового органа соответствующей обязанности по обеспечению данного права вытекают из системного толкования норм, закрепленных в Конституции РФ и Налоговом кодексе (ст. 100 и 101 НК РФ). Таким образом, налоговый орган обязан ознакомить налогоплательщика с материалами налоговой проверки с целью обеспечения полноценной защиты его прав и законных интересов, в том числе представления возражений на установленные контролерами обстоятельства нарушений налогового законодательства и в отношении доказательств, подтверждающих эти обстоятельства.

Результаты дополнительных мероприятий налогового контроля являются неотъемлемой частью материалов налоговой проверки, поэтому налогоплательщик имеет право на ознакомление с документами и материалами, полученными при проведении данных мероприятий.

Ранее налоговые органы знакомили налогоплательщиков с материалами проверки именно в ходе их рассмотрения, что приводило к судебным спорам. Проверяемые лица заявляли, что у них нет достаточного времени для ознакомления, поскольку в ходе проверки возражения инспекции не заявлялись (см., к примеру, Постановление ФАС ВСО от 13.06.2012 № А19-12548/2011).

Теперь же с 03.09.2018 абз. 3 п. 2 ст. 101 НК РФ закреплено право лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, знакомиться с ее материалами, а также с материалами допмероприятий налогового контроля до рассмотрения материалов проверки.

На ознакомление отводится тот же срок, что и на представление письменных возражений – один месяц со дня получения акта или 15 рабочих дней со дня получения дополнения к акту проверки.

Инспекция обязана обеспечить проверяемому лицу возможность ознакомиться с материалами проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля на территории налогового органа не позднее двух дней со дня подачи таким лицом соответствующего заявления. Ознакомление с названными материалами осуществляется путем их визуального осмотра, изготовления выписок, снятия копий. По окончании ознакомления составляется протокол в соответствии со ст. 99 НК РФ.

Новые правила применяются при вынесении решений по результатам налоговых проверок, завершенных после 03.09.2018.

Повторная выездная налоговая проверка

123

  1. Автономная проверка завершена и комплексное тестирование началось.
  2. Аналоговая и цифровая обработка информации
  3. Аудиторская проверка
  4. Аудиторская проверка законности создания и деятельности кредитной организации, формирования уставного капитала
  5. Вопрос 3. Следственный эксперимент и проверка показаний на месте
  6. Выборка и ее применение при аудиторских проверках
  7. Выездная налоговая проверка
  8. Демультиплексирование и цифро-аналоговая обработка сигналов
  9. Защитные изоляционные средства в электроустановках. Их проверка
  10. Камеральная налоговая проверка
  11. Модель Кларка. Описание модели и проверка на безарбитражность.
  12. Налоговая база

Повторная выездная налоговая проверка налогоплательщика выездная налоговая проверка, проводимая независимо от времени про ведения предыдущей проверки по тем же налогам и за тот же период (п. 10 ст. 89 НК РФ).

В рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки (п. 4 ст. 89 НКРФ).

Повторная выездная налоговая проверка может проводиться по следующим основаниям:

а) в порядке контроля вышестоящим налоговым органом за деятельностью налогового органа, который такую проверку проводил у налогоплательщика;

б) в случае представления налогоплательщиком уточненной на логовой декларации, в которой указана сумма налога, меньшая по сравнению с ранее заявлявшейся. Налоговым органом, ранее проводившим проверку, проверяется период, за который представлена налоговая декларация;

в) при реорганизации или ликвидации организации налогоплательщика.

Наиболее распространенными являются повторные про верки, которые про водятся вышестоящим налоговым органом.

Повторные выездные налоговые проверки отличаются от внутриведомственных комплексных проверок, которые проводятся вышестоящими налоговыми органами в соответствии с внутриведомственными нормативными актами и направлены на совершенствование деятельности налоговых органов. Проверка соблюдения налогового законодательства конкретным налогоплательщиком в предмет такой проверки не входит, соответственно указанные проверки не могут учитываться при решении вопросов повторности выездных налоговых проверок, проводимых налоговыми органами1.

Если при проведении повторной проверки выявлен факт совершения налогоплательщиком налогового правонарушения, которое не было выявлено при проведении первоначальной про верки, то налоговые санкции к налогоплательщику не применяются. В том случае, если правонарушения были не выявлены в результате сговора между налогоплательщиком и должностным лицом налогового органа, то к налогоплательщику применяются налоговые санкции.

Общий порядок проведения повторных проверок аналогичен порядку проведения первоначальных выездных налоговых проверок, в том числе в части сроков проверки.

Начало выездной налоговой проверки совпадает с моментом вынесения руководителем налогового органа (его заместителем) решения о назначении проверки. Срок назначения проверки и дата фактического начала проверки могут относиться к разным периодам. Например, выездная налоговая проверка была назначена 29 декабря 2010 г., фактические контрольные мероприятия в рамках выездной налоговой проверки будут осуществляться уже 2011 г. Однако в контролируемый диапазон в данном случае попадают налоговые периоды 2007-2009 гг.

При реализации форм налогового контроля, в т. ч. В виде выездной налоговой проверки применяются следующие методы налогового контроля: истребование документов, выемка документов, осмотр территорий, опрос свидетелей, проведение экспертизы, инвентаризация и т. д.

Одним из самых распространенных мероприятий налогового контроля является истребование документов.

В соответствии с п. 3 ст. 93 НК РФ документы, которые были истребованы в ходе налоговой про верки, представляются в течение 1О рабочих дней со дня вручения соответствующего требования. Требование о представлении документов должно быть действительно получено проверяемым лицом (п. 1 ст. 93 НК РФ). В связи с этим требование (по установленной форме1) вручается либо под расписку, либо направляется заказным письмом.

Если у проверяемого налогоплательщика отсутствует реальная возможность представить все истребуемые документы в течение указанного срока, то в течение дня, следующего за днем получения требования о представлении документов, налогоплательщик обязан уведомить проверяющих должностных лиц налогового органа о невозможности представления в указанные сроки документов с указанием причин и с указанием сроков представления требуемых документов.

В течение двух дней со дня получения такого уведомления руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе на сновании этого уведомления продлить сроки представления документов или отказать в продлении сроков, о чем выносится отдельное решение.

Налоговые органы имеют право истребовать документы у налогоплательщика только в рамках налоговой проверки. Несмотря на то, что срок представления документов составляет 1О рабочих дней, а срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке, формально налоговый орган вправе направить налогоплательщику требование в последний день проверки.

Документы, ранее представленные в налоговые органы, при проведении камеральных и выездных налоговых проверок не могут быть истребованы повторно. Это правило не действует в том случае, если документы ранее представлялись в налоговый орган в виде подлинников, которые впоследствии были возвращены налогоплательщику, либо когда документы, представленные в налоговый орган, были утрачены вследствие непреодолимой силы.

Статьей 93.1 Налогового кодекса РФ предусматривается возможность истребования налоговым органом документов (информации) о проверяемом лице как у контрагентов данного лица (фактически встречная проверка), так и у иных лиц, располагающих какой-либо информацией о проверяемом лице. Порядок истребования документов, касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика, аналогичен ранее рассмотренному порядку истребования документов у проверяемого налогоплательщика за исключением следующих случаев:

-налоговый орган первоначально направляет письменное поручение налоговому органу по месту учета лица, у которого должны быть истребованы документы. Налоговый орган, в котором зарегистрирован контрагент проверяемого налогоплательщика, в течение пяти дней с момента получения данного поручения направляет требование о представлении документов указанному лицу;

срок для представления документов лицом, которому направлено требование в рамках проведения проверки его контрагента составляет 5 рабочих дней, однако предусмотрена процедура продления вышеуказанного срока.

Ранее существовала практика проведения встречных проверок только во время налоговой проверки, что находило подтверждение в судебной практике

В настоящее время истребование документов возможно как в рамках проведения налоговой проверки, так и при рассмотрении материалов налоговой проверки на основании реlllения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа при назначении дополнительных мероприятий налогового контроля.

В случае если вне рамок проведения налоговых проверок у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения информации относительно конкретной сделки, должностное лицо налогового органа вправе истребовать эту информацию у участников этой сделки или ИНЫХ лиц, располагающих информацией об этой сделке.

Лица, не представившие в срок по требованию налоговых органов информацию о налогоплательщике, привлекаются к налоговой ответственности только по ст. 129.1 НК РФ.

Порядок взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов установлен в Приказе ФНС России от 25.12.2006 г. № САЭ-З-06/892@.

Еще одним мероприятием налогового контроля является выемка документов. Данное мероприятие осуществляется, как правило, в тех случаях, когда проверяемое лицо не представило документы, которые были запрошены налоговым органом в соответствии с законодательно установленным порядком (ст. 93 НК РФ).

В налоговом законодательстве понятие выемки отсутствует. В то же время изъятие документов, свидетельствующих о сокрытии (занижении) прибыли (дохода) или сокрытии иных объектов от налогообложения, административно-правовая мера воздействия, состоящая в принудительном лишении организаций возможности пользоваться и распоряжаться указанными документами1,

Выемка производится при наличии у осуществляющих выездную налоговую проверку должностных лиц достаточных оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, сокрыты, изменены, заменены (п. 14 ст. 89 НК РФ).

Выемка может быть осуществлена только в рамках выездной налоговой проверки на основании мотивированного постановления

должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку.

До начала выемки сотрудники налогового органа должны предложить проверяемому лицу добровольно выдать необходимые документы и предметы. Отказ добровольно выдать предметы или документы не является правонарушением и не влечет карательных мер, но является основанием для применения мер принудительного характера.

Выемка начинается с предъявления должностным лицом налогового органа постановления о производстве выемки и разъясняет присутствующим лицам их права и обязанности.

Не могут быть изъяты документы и предметы, которые не имеют отношения к предмету налоговой проверки (указанному в решении о назначении выездной налоговой проверки), т. е. изъяты могут быть только те документы и предметы, которые касаются правильного исчисления, полной, своевременной уплаты налогов за периоды, включенные в предмет проверки.

Изъятые документы должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатью или подписью налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора). Если проверяемое лицо отказалось скрепить печатью или подписью изымаемые документы, об этом в протоколе о выемке делается специальная отметка.

Выемка документов и предметов производится в присутствии понятых (не менее двух человек) и лиц, у которых производится выемка документов и предметов. Без понятых и проверяемого лица (его представителя) выемка производиться не может.

При проведении выездной налоговой проверки представители налоговых органов имеют право осуществлять осмотр (ст. 92 нк РФ) территорий, помещений налогоплательщика, в отношении которого про водятся контрольные мероприятия.

Осмотр осуществляется, если у налогового органа имеется информация, требующая уточнения. Например, в налоговом органе имеется информация, что налогоплательщик не ведет полный учет поступающих материалов, занижает действительные объемы производства, не полностью отражает выручку от реализованной продукции и т. д.

Осмотр документов и предметов вне рамок выездной налоговой про верки допускается, если документы и предметы были получены должностным лицом налогового органа в результате ранее произведенных действий по осуществлению налогового контроля или при согласии владельца этих предметов на проведение их осмотра.

Осмотр производится в присутствии понятых.

В проведении осмотра вправе участвовать лицо, в отношении которого осуществляется налоговая проверка, или его представитель, а также специалисты. В необходимых случаях при осмотре про изводятся фото и киносъемка, снимаются копии с документов или другие действия.

О производстве осмотра составляется протокол.1

Если в процессе осуществления контрольных мероприятий налоговым органам для выводов не хватает специальных знаний, могут привлекаться эксперты. Как правило, экспертиза назначается, когда требуется установить подлинность документов; восстановить документ; уточнить рыночную стоимость товаров, работ, услуг; определить, соответствуют ли материалы, компоненты, которые используются в производстве, объему продукции или технологии ее производства; определить, какие ремонтно-строительные работы были выполнены (капитальный ремонт, текущий ремонт, реконструкция).

Экспертиза, которая назначена в связи с проведением налоговой проверки, по срокам должна быть проведена до ее окончания. Также экспертиза может быть проведена в качестве дополнительного мероприятия налогового контроля на стадии рассмотрения материалов налоговой проверки, т. е. уже после ее завершения (абз. 3 п. 6 ст. 101 НКРФ).

Экспертиза назначается постановлением должностного лица налогового органа, которое осуществляет выездную проверку по установленной форме. В постановлении о назначении экспертизы указываются:

1)основания для назначения экспертизы;

2) фамилия эксперта и наименование организации, в которой

должна быть проведена экспертиза;

3)вопросы, поставленные перед экспертом;

4) материалы, передаваемые в распоряжение эксперта.

Эксперты привлекаются к участию в налоговой проверке на договорной основе. Одной из сторон договора на привлечение эксперта является налоговый орган. Эксперты получают вознаграждение за работу, если она не входит в круг их служебных обязанностей, им возмещаются расходы, понесенные ими в связи с явкой в налоговый орган, на проезд и наем жилого помещения, могут выплачиваться суточные (ст. 131 НК РФ).

Вопросы к рассмотрению в рамках экспертизы должны требовать специальных познаний в науке, искусстве, технике или ремесле, не могут выходить за пределы специальных познаний эксперта.

Налогоплательщик вправе задавать дополнительные вопросы эксперту. Причем может сделать это как при назначении экспертизы (пп. 3 п. 7 ст. 95 НК РФ), так и при ознакомлении с заключением эксперта (просьба налогоплательщика выполняется должностным лицом налогового органа по своему усмотрению).

При проведении экспертизы эксперт имеет право:

1) знакомиться с материалами проверки, которые касаются предмета экспертизы (п. 4 ст. 95 НК РФ);

2) ходатайствовать о предоставлении ему дополнительных материалов проверки (п. 4 ст. 95 НК РФ);

3) отказаться от дачи заключения, если предоставленные материалы недостаточны для дачи заключения или эксперт не обладает необходимыми знаниями ДЛЯ проведения экспертизы (п. 5 ст. 95 НК РФ).

В этом случае эксперт составляет сообщение о не возможности дать заключение и направляет его в налоговый орган, который вынес постановление о назначении экспертизы (п. 9 ст. 95 НК РФ). По другим основаниям отказ эксперта от проведения экспертизы влечет взыскание штрафа в размере 500 рублей (п. 1 ст. 129 НК РФ). Налоговым кодексом РФ предусмотрена также ответственность за дачу заведомо ложного заключения. Штраф за такое правонарушение 5000 рублей (п. 2 СТ. 129 НК РФ);

4) включить в свое заключение выводы об обстоятельствах, по которым ему не были поставлены вопросы, если считает, что они имеют значение для дела (п. 8 ст. 95 НК РФ).

Эксперт обязан дать от своего имени письменное заключение с изложением содержания проведенных исследований, выводов и обоснованных ответов на поставленные вопросы (п. 8 ст. 95 НК РФ). Налогоплательщик, в отношении которого проводится налоговая проверка, имеет право ознакомиться с постановлением о назначении экспертизы (п. 6 ст. 95 НК РФ), заявить отвод эксперту (пп. 1 п. 7 ст. 95 НК РФ); просить о назначении эксперта из числа указанных им лиц (пп. 2 п. 7 ст. 95 НК РФ); предложить дополнительные вопросы эксперту (пп. 3 п. 7 ст. 95 НК РФ); требовать, чтобы ему разъяснили его права (п. 6 ст. 95 НК РФ); присутствовать с разрешения должностного лица налогового органа при производстве экспертизы и давать объяснения эксперту; ознакомиться с заключением эксперта или с сообщением эксперта о невозможности дать заключение; дать свои объяснения по заключению эксперта; заявить возражение на заключение эксперта; просить о постановке дополнительных вопросов эксперту; просить о назначении дополнительной или повторной экспертизы.

После про ведения экспертизы составляется протокол. Требования к составлению Протокола аналогичны требованиям при осуществлении других мероприятий налогового контроля’, Налогоплательщик (его представитель) в протоколе расписывается, также может вносить замечания (п. 3,4 ст. 99 НК РФ).

Кроме проведения первичной экспертизы нк РФ предусматривает также дополнительную и повторную экспертизы (п. 1 ст. 95 НКРФ).

Дополнительная экспертиза назначается, если заключение эксперта по предыдущей экспертизе не достаточно ясное и полное. Она может быть поручена тому же эксперту, который проводил первичную экспертизу, либо другому эксперту (п. 10 ст. 95 НК РФ).

Повторная экспертиза назначается, если заключение эксперта необоснованно или возникают сомнения в его правильности. В такой ситуации экспертиза поручается другому эксперту (п. 10 ст. 95 НК РФ).

Налоговым кодексом РФ не установлена последовательность назначения дополнительной и повторной экспертиз. Соответственно, и дополнительная, и повторная экспертизы могут быть назначены не только после первичной экспертизы, но также после дополнительной и (или) повторной.

Дополнительная и повторная экспертизы назначаются в порядке, аналогичном порядку проведения первичной экспертизы (п. 10 ст. 95 НК РФ).

Налоговые органы вправе вызывать на допрос в качестве свидетелей физических лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, значимые для проведения налогового контроля (пп. 2 п. 1 ст. 31 НК РФ). Вопрос о доказательной силе фактов, полученных в результате допроса, неоднозначен, поскольку существует разная судебная практика, в том числе свидетельствующая, что существенный вес протоколы при обретают, если используются в деле о налоговом правонарушении вместе с другими доказательствами.

Для дачи свидетельских показаний может быть вызвано любое физическое лицо, которому предположительно могут быть известны обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля (п. ст. 90 НК РФ).

Вероятность того, что лицо может обладать необходимой информацией, налоговые органы оценивают самостоятельно, выводы обоснования не требуют.

Список лиц, которые не могут быть допрошены в качестве свидетеля, закрыт (п. 2 ст. 90 нк РФ):

1) лица, которые в силу малолетнего возраста, своих физических или психических недостатков не способны правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля;

2) лица, которые получили информацию, необходимую для проведения налогового контроля, в связи с исполнением ими своих профессиональных обязанностей, и подобные сведения относятся к профессиональной тайне этих лиц, в частности адвокат, аудитор.

Допрос свидетеля проводится в налоговом органе должностным лицом. Также показания свидетеля могут быть получены и по месту его пребывания (п. 4 ст. 90 НК РФ), если физическое лицо не в состоянии явиться в налоговый орган из-за болезни, старости или инвалидности; в иных случаях по усмотрению должностного лица налогового органа.

Перед началом допроса изучаются документы, которые удостоверяют личность свидетеля, а также сведения, влияющие на возможность его допроса (п. 2 ст. 90 НКРФ). Выясняется также, владеет ли свидетель русским языком и требуется ли приглашение переводчика (п. 1 ст. 97 НК РФ).

Далее свидетель предупреждается об ответственности за отказ или уклонение от дачи показаний, а также за дачу заведомо ложных показаний, О предупреждении свидетеля об ответственности делается отметка в протоколе, которая удостоверяется подписью свидетеля (п.5 ст. 90 НК РФ).

В допросе, как правило, участвуют только должностное лицо, которое его про изводит, и сам свидетель. Присутствие налогоплательщика (его представителя) при допросе не предусмотрено. ход и результаты допроса допрашивающий отражает в протоколе. Протокол должен быть составлен на русском языке и содержать следующие сведения (пп.1, 2 ст. 99 НК РФ):

1) его наименование;

2) место и дату производства допроса;

3) время начала и окончания допроса;

4) должность, Ф.И.О. лица, составившего протокол;

5) Ф.И.О. каждого лица, участвовавшего в действии или присутствовавшего при его проведении, а в необходимых случаях его адрес, гражданство, сведения о том, владеет ли он русским языком;

6) содержание и последовательность проведения допроса;

7) выявленные факты и обстоятельства.

В конце допроса свидетель и все присутствующие вправе прочитать протокол допроса и внести в него замечания. Протокол подписывают все участники допроса (п. 3, 4 ст. 99 НК РФ).

Свидетели имеют право на возмещение понесенных в связи с явкой на допрос расходов на проезд и наем жилого помещения. Также им выплачиваются суточные (п. 1 ст. 131 НК РФ).

Выплаты производят непосредственно налоговые органы после проведения допроса (п. 4 ст. 131 НК РФ). Они финансируются из федерального бюджета.

Порядок выплаты и размеры сумм, на которые имеют право свидетели, предусмотрены Положением о порядке выплаты и размерах сумм, подлежащих выплате свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам и понятым, привлекаемым ДЛЯ участия в производстве действий по осуществлению налогового контроля.

За неявку (уклонение от явки) для дачи свидетельских показаний по делу о налоговом правонарушении ст. 128 НК РФ предусмотрена ответственность. Штраф установлен в размере 1000 рублей. Привлечение к ответственности возможно в том случае, если у налоговых органов есть документальное подтверждение вызова свидетеля на допрос; неявка свидетеля не вызвана уважительными причинами. Отказ от дачи свидетельских показаний предполагает штраф в размере 3000 рублей (ч. 2 ст. 128 НК РФ). Отказ от дачи свидетельских показаний возможен для лиц, которые получили информацию в связи с осуществлением своих профессиональных обязанностей (п. 2 ст. 90 НК РФ). Кроме того, никто не обязан давать свидетельские показания против самого себя, своего супруга и близких родственников (ч. 1 ст. 51 Конституции РФ).

При проведении выездной налоговой проверки налоговые органы имеют право проводить инвентаризацию имущества проверяемого налогоплательщика. Порядок проведения инвентаризации утвержден в Положении о порядке проведения инвентаризации документов при налоговой проверке.

Инвентаризация проводится с целью определения соответствия фактического финансово-хозяйственного положения налогоплательщика данным, зафиксированным в бухгалтерском учете. Инвентаризация в рамках проведения выездной налоговой проверки проводится на основании распоряжения руководителя налогового органа (его заместителя) о про ведении инвентаризации имущества при выездной проверке по месту регистрации налогоплательщика, либо по месту нахождения его недвижимого имущества или транспортных средств. В распоряжении указываются:

— наименование или фамилия, имя и отчество налогоплательщика, в отношении имущества которого проводится инвентаризация;

— юридический адрес или место жительства налогоплательщика;

— состав инвентаризационной комиссии во главе с председателем;

— конкретный перечень имущества, подлежащего инвентаризации, и его местонахождение;

— сроки проведения инвентаризации (дата начала и окончания);

— причина проведения инвентаризации.

Инвентаризация может проводиться в отношении основных средств, нематериальных активов, финансовых вложений, запасов, готовой продукции, товаров, денежных средств, кредиторской задолженности и т. д.

Правила проведения инвентаризации при налоговой проверке практически идентичны правилам проведения инвентаризации на предприятии в процессе осуществления хозяйственной деятельности.

Инвентаризация может про водиться в течение одного или нескольких дней. В последнем случае помещения, в которых хранятся ценности, опечатываются на время отсутствия комиссии. В ходе инвентаризации в двух экземплярах составляются инвентаризационные описи или акты инвентаризации имущества. По результатам проведенной инвентаризации имущества налогоплательщика составляется ведомость результатов, выявленных инвентаризацией, которая подписывается председателем инвентаризационной комиссии.

Результаты инвентаризации имущества налогоплательщика отражаются в акте выездной проверки и учитываются при рассмотрении ее материалов.