Потери полезного ископаемого

Содержание

Определение количества добытого полезного ископаемого

Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
Главная Экономика Налогообложение природопользования
< Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ

Статьей 339 НК РФ установлен порядок определения количества добытого полезного ископаемого. Его количество определяется налогоплательщиком самостоятельно в единицах массы или объема, в зависимости от добытого полезного ископаемого.

Самостоятельно в единицах массы нетто налогоплательщиком определяется количество добытой нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной.

Количество добытого полезного ископаемого определяется прямым или косвенным методом.

Прямой метод (с учетом фактических потерь полезного ископаемого) предполагает определение количества полезного ископаемого посредством измерительных приборов.

Косвенный метод применяется, когда количество добытых полезных ископаемых прямым методом определить невозможно. В этом случае их количество определяется расчетно по показателям содержания добытого полезного ископаемого в извлекаемом минеральном сырье (например, по коэффициенту извлечения).

Метод, который применяет налогоплательщик, должен быть зафиксирован в его учетной политике. В течение всей деятельности налогоплательщика по добыче полезного ископаемого этот метод изменению не подлежит. Единственное исключение из правила – внесение корректив в технический проект разработки месторождения полезных ископаемых в связи с изменением применяемой технологии добычи полезных ископаемых.

Определяя количество добытого полезного ископаемого, при применении прямого метода, налогоплательщиком должны учитываться фактические потери полезного ископаемого – это разница между расчетным количеством полезного ископаемого, на которое уменьшаются его запасы, и количеством фактически добытого полезного ископаемого.

Важно!

При определении количества добытого полезного ископаемого учитывается только то полезное ископаемое, в отношении которого в налоговом периоде завершен комплекс технологических операций (процессов) по его добыче (извлечению) из недр (отходов, потерь). Весь комплекс технологических операций устанавливается в техническом проекте разработки конкретного месторождения полезных ископаемых в соответствии с лицензией (разрешением).

При реализации и (или) использовании минерального сырья до завершения комплекса технологических операций (процессов), предусмотренных техническим проектом разработки месторождения, количество добытого в налоговом периоде полезного ископаемого определяется как количество полезного ископаемого, содержащегося в указанном минеральном сырье, реализованном и (или) использованном на собственные нужды в данном налоговом периоде.

Статьей 339 также установлены особенности определения количества добытого полезного ископаемого для драгоценных металлов и драгоценных камней при добыче их из коренных, россыпных и техногенных месторождений (приложение 4).

Оценка стоимости добытых полезных ископаемых

Порядок оценки стоимости добытого полезного ископаемого при определении налоговой базы регламентируется ст. 340 ПК РФ. Его стоимость определяется налогоплательщиком самостоятельно отдельно по каждому виду добытого полезного ископаемого.

Для определения стоимости добытых полезных ископаемых используется такой показатель, как стоимость их единицы, которая рассчитывается как отношение выручки от реализации добытого к количеству реализованного добытого полезного ископаемого.

При исчислении стоимости единицы добытого полезного ископаемого (ПИ) учитывается реализация полезных ископаемых, добытых налогоплательщиком. Выручка от реализации приобретенных налогоплательщиком полезных ископаемых и их количество в расчете не участвуют.

При отсутствии у налогоплательщика реализации добытых полезных ископаемых (например, при направлении их на собственную переработку, в порядке бартерных операций и др.) налог исчисляется исходя из расчетной стоимости, учитывающей расходы налогоплательщика на добычу полезного ископаемого, которые определяются в соответствии с гл. 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ.

При этом выручка от реализации определяется исходя из цен реализации (уменьшенных на суммы субсидий из бюджета), определяемых с учетом положений (приложение 5), без НДС (при реализации на территории Российской Федерации и в государствах – участниках СНГ) и акциза, уменьшенных на сумму расходов налогоплательщика на доставку в зависимости от условий поставки.

В случае, если выручка от реализации добытого полезного ископаемого получена в иностранной валюте, то она пересчитывается в рубли по курсу, установленному ЦБ РФ на дату реализации добытого полезного ископаемого, определяемую в зависимости от выбранного налогоплательщиком метода признания доходов в соответствии со ст. 271 или ст. 273 НК РФ.

В целях гл. 26 НК РФ в сумму расходов на доставку включаются расходы:

  • – на оплату таможенных пошлин и сборов при внешнеторговых сделках;
  • – по доставке (перевозке) добытого полезного ископаемого от склада готовой продукции (узла учета, входа в магистральный трубопровод, пункта отгрузки потребителю или на переработку, границы раздела сетей с получателем и тому подобных условий) до получателя;
  • – по обязательному страхованию грузов, исчисленные в соответствии с законодательством РФ.

К расходам но доставке (перевозке) добытого полезного ископаемого до получателя (в целях гл. 26 НК РФ), в частности, относятся расходы по доставке (транспортировке) магистральными трубопроводами, железнодорожным, водным и другим транспортом, расходы на слив, налив, погрузку, разгрузку и перегрузку, на оплату услуг в портах и транспортно-экспедиционных услуг.

Оценка стоимости производится отдельно но каждому виду добытого полезного ископаемого исходя из цеп его реализации, а стоимость добытого полезного ископаемого определяется как произведение количества добытого полезного ископаемого, определяемого в соответствии со ст. 339 НК РФ, и стоимости единицы добытого полезного ископаемого.

Стоимость добытого ПИ =

= Количество добытого ПИ × Стоимость единицы добытого ПИ

Итак, согласно ст. 340 НК РФ, оценка стоимости добытых полезных ископаемых определяется налогоплательщиком самостоятельно одним из следующих способов:

  • 1) исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации без учета субсидий (подп. 1 п. 1);
  • 2) исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации добытого полезного ископаемого (подп. 2 п. 1);
  • 3) исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых (подп. 3 п. 1).

В случае, если налогоплательщик применяет способ оценки, указанный в подп. 1 п. 1 ст. 340 НК РФ – исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации без учета субсидий, – оценка стоимости единицы добытого полезного ископаемого производится исходя из выручки, определяемой с учетом сложившихся в текущем налоговом периоде (а при их отсутствии – в предыдущем налоговом периоде) у налогоплательщика цен реализации добытого полезного ископаемого, без учета субсидий из бюджета на возмещение разницы между оптовой ценой и расчетной стоимостью.

Понятие субвенции регулируется ст. 6,44,136,139 БК РФ.

Субвенции – это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов.

Предоставление субсидий и субвенций, в том числе на выделение грантов и оказание материальной поддержки, допускается из местных бюджетов в случаях, предусмотренных федеральными целевыми программами, федеральными законами, региональными целевыми программами, законами субъектов РФ и решениями представительных органов местного самоуправления.

При этом выручка от реализации добытого полезного ископаемого ранее определялась исходя из цен реализации, уменьшенных на суммы субсидий из бюджета, определяемых с учетом положений ст. 40 НК РФ, т.е. законодательство, предоставляло право налоговым органам осуществлять налоговый контроль только на основании ст. 40 НК РФ. При этом существовал достаточно узкий и закрытый перечень классифицирующих признаков, позволяющих осуществлять контрольные мероприятия. Однако с вступлением в силу Федерального закона от 18.07.2011 № 227-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения», перечень классифицирующих признаков был изрядно расширен (приложение 6), дополнен перечень методов определения рыночных цен в сделках и пересмотрен порядок их применения. Новыми правилами предусмотрены пять методов определения рыночных цен. Метод сопоставимых рыночных цен, затратный метод и метод цены последующей реализации содержались также и в ст. 40 НК РФ, однако они были существенно пересмотрены и дополнены. Метод сопоставимой рентабельности и метод распределения прибыли стали нововведением в правила регулирования трансфертных цен в России. При этом следует отметить, что все пять методов определения рыночных цен, содержащихся в НК РФ, в полной мере соответствуют методам, предусмотренным руководством ОЭСР по трансфертному ценообразованию.

Необходимо помнить, что цены реализации добытых полезных ископаемых принимаются к расчету без НДС и акциза. В случае если цены реализации добытого полезного ископаемого устанавливаются налогоплательщиком с учетом расходов по доставке до получателя, то указанные цены подлежат уменьшению на суммы расходов по доставке, перечень которых установлен ст. 340 НК РФ.

Например, налогоплательщиком добыто в налоговом периоде 300 т полезного ископаемого, за этот же период было реализовано 700 т полезного ископаемого, добытого в отчетном и предшествующих периодах, на сумму 1 100 000 руб. (без НДС). Сумма расходов на доставку продукции до потребителя составила 350 000 руб.

Таким образом, стоимость единицы добытого полезного ископаемого составит 1071,43 руб. ((1 100 000 руб. – 350 000 руб.) / 700 т).

Налоговая база по данному полезному ископаемому (стоимость) составит 321 429 руб. (300 т × 1071,43 руб.).

Налогоплательщик не может самостоятельно выбрать один из методов для расчета и последующего определения налоговой базы. Если в отношении какого-либо полезного ископаемого в налоговом периоде имел место факт реализации хотя бы 1% продукции, добытой в налоговом периоде или в предыдущем налоговом периоде, то оценка всего добытого полезного ископаемого в данном налоговом периоде производится по ценам реализации.

В случае отсутствия субсидий к ценам реализации добываемых полезных ископаемых налогоплательщик применяет способ оценки, указанный в подп. 2 п. 1 ст. 340 НК РФ, исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации добытого полезного ископаемого. При этом оценка стоимости единицы добытого полезного ископаемого производится исходя из выручки от реализации добытых полезных ископаемых, определяемой иа основании цен реализации с учетом положений ст. 40 НК РФ, без НДС (при реализации на территории Российской Федерации и в государства – участники СНГ) и акциза, уменьшенных на сумму расходов налогоплательщика по доставке в зависимости от условий поставки.

Только при полном отсутствии реализации в конкретном месяце оценка стоимости производится расчетным способом (подп. 3 п. 1 ст. 340 НК РФ).

При этом расчетная стоимость добытого полезного ископаемого определяется налогоплательщиком самостоятельно иа основании данных налогового учета. В этом случае налогоплательщик применяет тот порядок признания доходов и расходов, который он использует для определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций: либо метод начисления (ст. 271–272 НК РФ), либо кассовый метод (ст. 273 НК РФ).

При определении расчетной стоимости полезного ископаемого учитываются расходы, произведенные налогоплательщиком в налоговом периоде, непосредственно связанные с добычей полезного ископаемого. Перечень указанных расходов представлен в п. 4 ст. 340 НК РФ:

  • 1) материальные расходы, определяемые в соответствии со ст. 254 НК РФ, за исключением материальных расходов, понесенных в процессе хранения, транспортировки, упаковки и иной подготовки (включая предпродажную подготовку), при реализации добытых полезных ископаемых (включая материальные расходы, а также за исключением расходов, осуществленных налогоплательщиком при производстве и реализации иных видов продукции, товаров (работ, услуг));
  • 2) расходы на оплату труда, определяемые в соответствии со ст. 255 НК РФ, за исключением расходов на оплату труда работников, нс занятых при добыче полезных ископаемых;
  • 3) суммы начисленной амортизации, определяемой в порядке, установленном ст. 256–259.2 НК РФ, за исключением сумм начисленной амортизации по амортизируемому имуществу, не связанному с добычей полезных ископаемых;
  • 4) расходы на ремонт основных средств, определяемые в порядке, установленном ст. 260 НК РФ, за исключением расходов на ремонт основных средств, не связанных с добычей полезных ископаемых;
  • 5) расходы на освоение природных ресурсов, определяемые в соответствии со ст. 261 НК РФ;
  • 6) расходы, предусмотренные подп. 8–9 ст. 265 НК РФ, за исключением указанных в этих подпунктах расходов, не связанных с добычей полезных ископаемых;
  • 7) прочие расходы, определяемые в соответствии со ст. 263–264 и 269 НК РФ, за исключением прочих расходов, не связанных с добычей полезных ископаемых.

При определении расчетной стоимости добытого полезного ископаемого не учитываются расходы, предусмотренные ст. 266–267 и 270 НК РФ.

При этом пряные расходы (ст. 318 НК РФ), произведенные налогоплательщиком в течение налогового периода, распределяются между добытыми полезными ископаемыми и остатком незавершенного производства на конец налогового периода, определяемого с учетом особенностей п. 1 ст. 319 НК РФ.

При определении расчетной стоимости добытого полезного ископаемого учитываются также косвенные расходы (ст. 318 НК РФ), определяемые в соответствии с гл. 25 ПК РФ (приложение 7). При этом косвенные расходы, произведенные налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, распределяются между затратами на добычу полезных ископаемых и затратами на иную деятельность налогоплательщика пропорционально доле прямых расходов, относящихся к добыче полезных ископаемых, в общей сумме прямых расходов.

Общая сумма расходов, произведенных налогоплательщиком в налоговом периоде, распределяется между добытыми полезными ископаемыми пропорционально доле каждого добытого полезного ископаемого в общем количестве добытых полезных ископаемых в этом налоговом периоде. Сумма косвенных расходов, относящаяся к добытым в налоговом периоде полезным ископаемым, полностью включается в расчетную стоимость добытых полезных ископаемых за соответствующий налоговый период.

Сумма указанных расходов представляет собой расходы по добыче всех полезных ископаемых. Таким образом, чтобы определить расчетную стоимость отдельного полезного ископаемого, необходимо из общей суммы расходов выделить часть расходов, приходящуюся на количество этого добытого полезного ископаемого, в общем количестве добытых полезных ископаемых.

Пунктами 5–6 ст. 340 НК РФ установлены особенности оценки стоимости добытых полезных ископаемых в отношении драгоценных металлов и драгоценных камней.

Оценка стоимости добытых драгоценных металлов, извлеченных из коренных (рудных), россыпных и техногенных месторождений, производится исходя из сложившихся у налогоплательщика в соответствующем налоговом периоде (а при их отсутствии – в ближайшем из предыдущих налоговых периодов) цен реализации химически чистого металла без учета НДС, уменьшенных на расходы налогоплательщика по его аффинажу и доставке (перевозке) до получателя.

Важно!

Стоимость единицы, во-первых, определяется исходя из реализации в налоговом периоде не добытого полезного ископаемого, а химически чистого металла (вне зависимости от периода добычи продукта, из которого получен реализуемый химически чистый металл); во-вторых, уменьшается на расходы налогоплательщика по аффинажу и доставке (перевозке) химически чистого металла до получателя.

Оценка стоимости добытых драгоценных камней производится исходя из их первичной оценки, проводимой в соответствии с законодательством РФ о драгоценных металлах и драгоценных камнях.

Важно!

Для целей налогообложения цена реализации добытых драгоценных камней не учитывается (за исключением уникальных драгоценных камней), оценка стоимости производится исходя из первичной оценки драгоценных камней, проведенной в соответствии с законодательством РФ.

Оценка стоимости добытых уникальных драгоценных камней и уникальных самородков драгоценных металлов, не подлежащих переработке, производится исходя из цен их реализации без учета НДС, уменьшенных на суммы расходов налогоплательщика по их доставке (перевозке) до получателя.

  • Массой нетто признается количество нефти за вычетом отделенной воды, попутного нефтяного газа и примесей, а также за вычетом содержащихся в нефти во взвешенном состоянии воды, хлористых солей и механических примесей, определенных лабораторными анализами.
  • Дотация и субвенция в бюджетных отношениях: . URL: http: // bibliotekar.ru/fmansy-l/49.htm (дата обращения: 09.04.2014).
  • Боровикова Е. В. О применении главы 26 «Налог на добычу полезных ископаемых» // Официальные материалы для бухгалтера. Комментарии и консультации. 2010. № 9–10.
  • Грызлова Е. В. О применении главы 26 «Налог на добычу полезных ископаемых» НК РФ // Официальные материалы для бухгалтера. Комментарии и консультации. 2010. № 11.

Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter

< Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ
  • Порядок определения количества и стоимости добытого полезного ископаемого

    Налогоплательщик самостоятельно определяет количество добытого полезного ископаемого в зависимости от его вида в единицах массы или объема. Порядок определения количества добытого полезного ископаемого установлен в ст. 339 НК РФ. Количество добытого полезного ископаемого может определяться прямым…
    (НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ И ОТЧЕТНОСТЬ)

  • Налог на добычу полезных ископаемых

    Порядок исчисления и уплаты налога определен главой 26 НК РФ. Налоги на добычу полезных ископаемых призваны регулировать процессы природопользования и вопросы охраны природы. Налогоплательщиками налога считаются организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями…
    (Экономика предприятия)

  • Размещение и экономическая оценка нерудных полезных ископаемых

    Нерудные полезные ископаемые представлены месторождениями фосфоритов, апатитов, калийных и каменных солей, известняками, мергелями, глинами, песчаниками, серой, а также графитом, асбестом, слюдой, мрамором, кварцем, плавиковым шпатом и др. Сырьем для производства минеральных удобрений служат апатиты,…
    (Региональная экономика)

  • Порядок определения количества и стоимости добытого полезного ископаемого

    Налогоплательщик самостоятельно определяет количество добытого полезного ископаемого в зависимости от его вида в единицах массы или объема. Порядок определения количества добытого полезного ископаемого установлен в ст. 339 НК РФ. Количество добытого полезного ископаемого может определяться прямым…
    (НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ И ОТЧЕТНОСТЬ)

  • Оценка стоимости месторождений полезных ископаемых

    Основным источником формирования доходов в горном секторе является горная рента. Она представляет сверхдоход или избыточный доход, который образуется при добыче полезных ископаемых после оплаты труда, капитала и получения прибыли предпринимателя, определяемой наиболее типичным уровнем нормы отдачи на…
    (Экономика природопользования)

  • Методы оценки стоимости месторождений полезных ископаемых

    В России основными методами оценки месторождений полезных ископаемых являются методы доходного подхода, преимущественно капитализации потенциальных доходов или дисконтирования денежного потока. Оценка месторождений методом доходного подхода Стоимость месторождения оценивается по формуле где Ц…
    (Экономика природопользования)

Популярные страницы
  • Порядок определения количества и стоимости добытого полезного ископаемого

    Налогоплательщик самостоятельно определяет количество добытого полезного ископаемого в зависимости от его вида в единицах массы или объема. Порядок определения…

  • Налог на добычу полезных ископаемых

    Порядок исчисления и уплаты налога определен главой 26 НК РФ. Налоги на добычу полезных ископаемых призваны регулировать процессы природопользования…

  • Размещение и экономическая оценка нерудных полезных ископаемых

    Нерудные полезные ископаемые представлены месторождениями фосфоритов, апатитов, калийных и каменных солей, известняками, мергелями, глинами, песчаниками,…

  • Порядок определения количества и стоимости добытого полезного ископаемого

    Налогоплательщик самостоятельно определяет количество добытого полезного ископаемого в зависимости от его вида в единицах массы или объема. Порядок определения…

  • Оценка стоимости месторождений полезных ископаемых

    Основным источником формирования доходов в горном секторе является горная рента. Она представляет сверхдоход или избыточный доход, который образуется при…

  • Методы оценки стоимости месторождений полезных ископаемых

    В России основными методами оценки месторождений полезных ископаемых являются методы доходного подхода, преимущественно капитализации потенциальных доходов…

Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2001 г. N 921 «Об утверждении Правил утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения» (с изменениями и дополнениями)

  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

  • Главная
  • Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2001 г. N 921 «Об утверждении Правил утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения» (с изменениями и дополнениями)

Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2001 г. N 921
«Об утверждении Правил утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения»

С изменениями и дополнениями от:

5 февраля 2007 г., 7 ноября 2008 г., 23 июля 2009 г., 3 февраля 2012 г.

В соответствии со статьей 342 части второй Налогового кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения.

2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2002 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации

М.Касьянов

Москва

29 декабря 2001 г.

N 921-р

Правила
утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения
(утв. постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2001 г. N 921)

С изменениями и дополнениями от:

5 февраля 2007 г., 7 ноября 2008 г., 23 июля 2009 г., 3 февраля 2012 г.

1. Настоящие Правила устанавливают порядок утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения (далее именуются — нормативы потерь).

ГАРАНТ:

О перечне материалов, рассматриваемых территориальными органами МПР РФ при установлении нормативов потерь при добыче твердых полезных ископаемых см. письмо МПР РФ от 19 декабря 2002 г. N 19-53/4636

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 3 февраля 2012 г. N 82 пункт 2 настоящих Правил изложен в новой редакции

См. текст пункта в предыдущей редакции

2. Нормативы потерь твердых полезных ископаемых (включая общераспространенные) и подземных вод (минеральных, промышленных, термальных) при добыче рассчитываются по конкретным местам образования потерь при проектировании горных работ и утверждаются недропользователем в составе проектной документации, подготовленной и согласованной в соответствии со статьей 23.2 Закона Российской Федерации «О недрах».

Недропользователь направляет сведения об утвержденных нормативах потерь с протоколом согласования проектной документации в территориальный орган Федеральной налоговой службы, в котором он состоит на налоговом учете, в 10-дневный срок со дня их утверждения.

ГАРАНТ:

См. Временные методические рекомендации по подготовке и рассмотрению материалов, связанных с расчетом нормативов потерь твердых полезных ископаемых при добыче технологически связанных с принятой системой и технологией разработки месторождения и порядком уточнения нормативов потерь при подготовке годовых планов развития горных работ, утвержденные распоряжением МПР РФ от 5 февраля 2003 г. N 42-р

Согласно письму МПР РФ от 12 января 2005 г. N ВС-58-42/39 нормативы потерь твердых полезных ископаемых при добыче, согласованные и утвержденные в установленном порядке, при налогообложении учитываются исходя из периода их действия с 1 января по 31 декабря рассматриваемого года

Согласно письму Госгортехнадзора РФ и МПР РФ от 13, 16 августа 2002 г. NN АС-04-35/472, ПС-19-46/4467 нормативы потерь твердых полезных ископаемых, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки при добыче твердых полезных ископаемых на 2002 г., утвержденные до 1 января 2002 г., повторному утверждению не подлежат

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 3 февраля 2012 г. N 82 в пункт 3 настоящих Правил внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции

3. Нормативы потерь твердых полезных ископаемых и подземных вод (минеральных, промышленных, термальных) уточняются в зависимости от конкретных горно-геологических условий, применяемых схем, способов и систем разработки участка месторождения, планируемого к разработке в предстоящем году, при подготовке годовых планов развития горных работ (годовых программ работ). Для месторождений, срок разработки которых не превышает 5 лет (без учета периода подготовки месторождения к промышленной эксплуатации), нормативы потерь полезных ископаемых при их добыче включаются в состав технического проекта на разработку месторождения на весь период разработки месторождения и впоследствии не уточняются.

Нормативы потерь твердых полезных ископаемых (включая общераспространенные) и подземных вод (минеральных, промышленных, термальных), не превышающие по величине нормативы, утвержденные в составе проектной документации, ежегодно утверждаются недропользователем.

Нормативы потерь твердых полезных ископаемых (за исключением общераспространенных) и подземных вод (минеральных, промышленных, термальных), превышающие по величине нормативы, утвержденные в составе проектной документации, утверждаются недропользователем после их согласования с Федеральной службой по надзору в сфере природопользования в порядке, установленном настоящими Правилами.

ГАРАНТ:

См. Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по согласованию нормативов потерь твердых полезных ископаемых (за исключением общераспространенных) и подземных вод (минеральных, промышленных, термальных), превышающих по величине нормативы, утвержденные в составе проектной документации, утвержденный приказом Минприроды России от 4 сентября 2013 г. N 322

Нормативы потерь общераспространенных полезных ископаемых, превышающие по величине нормативы, утвержденные в составе проектной документации, утверждаются недропользователем после их согласования с органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, определяемом органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Недропользователь направляет сведения об утвержденных нормативах потерь с письмом, подтверждающим согласование нормативов потерь, в территориальный орган Федеральной налоговой службы, в котором он состоит на налоговом учете, в 10-дневный срок со дня их утверждения.

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования информирует Федеральную налоговую службу о выявленных случаях нарушения недропользователями настоящих Правил.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 3 февраля 2012 г. N 82 настоящие Правила дополнены пунктом 3.1

3.1. Решение о согласовании нормативов потерь твердых полезных ископаемых (за исключением общераспространенных) и подземных вод (минеральных, промышленных, термальных) Федеральная служба по надзору в сфере природопользования или ее территориальный орган принимают на основании заявления недропользователя, к которому прилагаются следующие документы:

а) копии лицензий на право пользования недрами;

б) копии годовых форм федерального государственного статистического наблюдения N 5-гр «Сведения о состоянии и изменении запасов твердых полезных ископаемых», N 70-тп «Сведения об извлечении полезных ископаемых при добыче», N 11-шрп «Сведения о потерях угля (сланца) в недрах» и N 2-тп (водхоз) «Сведения об использовании воды» за предыдущий период;

в) копии утвержденных нормативов потерь указанных твердых полезных ископаемых и подземных вод за предыдущий период;

г) копии документов, подтверждающих согласование проектной документации на разработку месторождения, с указанием утвержденных в составе проектной документации нормативов потерь указанных твердых полезных ископаемых и подземных вод;

д) пояснительная записка с обоснованием нормативов потерь указанных твердых полезных ископаемых и подземных вод, включая расчет нормативов потерь по каждой выемочной единице (скважине), вовлекаемой в отработку в планируемом периоде;

е) сводная таблица потерь твердых полезных ископаемых (за исключением общераспространенных) (план-факт) за текущий год и в планируемый период по выемочным единицам;

ж) графические материалы планов развития горных работ с выделением участков нормируемых потерь для твердых полезных ископаемых (за исключением общераспространенных).

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 3 февраля 2012 г. N 82 настоящие Правила дополнены пунктом 3.2

3.2. В случае непредставления недропользователем документа, указанного в подпункте «а» пункта 3.1 настоящих Правил, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования или ее территориальный орган самостоятельно запрашивает в Федеральном агентстве по недропользованию указанный документ.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 3 февраля 2012 г. N 82 настоящие Правила дополнены пунктом 3.3

3.3. Рассмотрение заявления и прилагаемых к нему документов осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования в течение 30 дней со дня их подачи. По результатам рассмотрения указанных заявления и документов принимается решение о согласовании или о мотивированном отказе в согласовании нормативов потерь твердых полезных ископаемых (за исключением общераспространенных) и подземных вод (минеральных, промышленных, термальных), которое направляется недропользователю в течение 5 дней со дня его принятия. Основаниями для принятия решения об отказе в согласовании нормативов потерь указанных твердых полезных ископаемых и подземных вод являются:

а) представление документов, предусмотренных подпунктами «б» — «ж» пункта 3.1 настоящих Правил, не в полном объеме, а также недостоверность представленной информации, либо отсутствие лицензии на право пользования недрами у заявителя;

б) неверно произведенные расчеты нормативов потерь указанных твердых полезных ископаемых и подземных вод.

4. При отсутствии утвержденных в установленном порядке нормативов потерь все фактические потери полезных ископаемых относятся к сверхнормативным до утверждения нормативов потерь.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 3 февраля 2012 г. N 82 в пункт 5 настоящих Правил внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции

5. Нормативы потерь углеводородного сырья рассчитываются по каждому конкретному месту образования потерь на основании принятой схемы и технологии разработки месторождения, проекта обустройства месторождения или плана пробной эксплуатации скважин (если участок недр предоставлен для геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых, осуществляемых по совмещенной лицензии) и ежегодно утверждаются Министерством энергетики Российской Федерации.

Министерство энергетики Российской Федерации направляет сведения об утвержденных нормативах потерь в соответствующее управление Федеральной налоговой службы по субъекту Российской Федерации в 10-дневный срок со дня их утверждения.

ГАРАНТ:

См. Административный регламент предоставления Министерством энергетики РФ государственной услуги по утверждению нормативов технологических потерь углеводородного сырья при добыче, транспортировке сырья и продуктов его переработки трубопроводным транспортом, утвержденный приказом Минэнерго России от 4 апреля 2016 г. N 261

6. Для месторождений, которые содержат несколько видов полезных ископаемых, нормативы потерь утверждаются по каждому виду полезных ископаемых, имеющему промышленное значение и числящемуся на государственном балансе запасов полезных ископаемых.

Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2001 г. N 921 «Об утверждении Правил утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения»

Текст постановления опубликован в «Российской газете» от 9 января 2002 г. N 3, в Собрании законодательства Российской Федерации от 7 января 2002 г. N 1 (Часть II) ст. 42

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Постановление Правительства РФ от 3 февраля 2012 г. N 82

Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления

Постановление Правительства РФ от 23 июля 2009 г. N 605

Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления

Постановление Правительства РФ от 7 ноября 2008 г. N 833

Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления

Постановление Правительства РФ от 5 февраля 2007 г. N 76

Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления