Порядок списания имущества

Содержание

Проводки бухучета по ОС в бюджетных организациях

Бюджетные организации – это учреждения, финансируемые за счет бюджетных средств. Бухгалтерский учет в таких организациях ведется на основе особого плана счетов для бюджетных учреждений со своими проводками, который утвержден Приказом № 174н МФ РФ от 16.12.2010 г. Во всех бюджетных учреждениях основные средства, согласно Инструкции № 25н, учитываются на счете № 010100000 — Основные средства.

Рассмотрим учет основных средств в бюджетных учреждениях в 2017 и 2018 году для начинающих.

Признаки отнесения объекта к основным средствам в бюджетных учреждениях:

  • его использование в процессе деятельности организации для управленческих нужд, в ходе выполнения работ либо оказания услуг;
  • срок полезного использования такого объекта – свыше 12 месяцев.

Минимальный размер стоимости для объектов основных средств бюджетных организаций не установлен.

Рис. 1. Классификация основных средств бюджетных организаций.

Групповой учет основных средств в бюджетном учреждении можно производить для объектов стоимости до 40000 рублей.

К основным средствам бюджетных учреждений также относят:

  • законченные капвложения арендатора в арендованные им объекты;
  • капвложения в многолетние насаждения.

Отражение на счетах приобретения и поступления объектов основных средств

Основные средства учитываются в регистрах учета по их первоначальной стоимости. Она включает затраты на приобретение и сооружение объектов, консультационные услуги, доставку и прочие затраты, требуемые для приведения объекта в состояние готовности к эксплуатации с учетом предъявленного НДС. Учет на счетах бюджетного учета ведется в рублях и копейках.

Бюджетные учреждения могут, помимо бюджетного финансирования, получать доходы и из внебюджетных источников, в том числе от предпринимательства, при этом предусмотрено возмещение НДС.

Пример. Бюджетное учреждение оплатило и приобрело за счет бюджетного финансирования оборудование стоимостью 236000 руб. (из них 36000 руб. НДС) Расходы на доставку осуществленные транспортной организацией составили 11800 руб. (НДС – 1800 руб.). Оборудование введено в эксплуатацию.

Проводки:

Счет Дт Счет Кт Описание проводки Сумма проводки Документ-основание
110631310 130231730 Получение оборудования 236000,00 Акт приема-передачи ф.№ ОС-1 бюдж.
110631310 130222730 Отражение затрат по доставке оборудования 11800,00 Договор на оказание транспортных услуг
110434310 110631410 Ввод оборудования в эксплуатацию 247800,00 Инвентарная карточка ф.№ ОС-6 бюдж.

Типовые проводки по отражению амортизации основных средств в бюджете

Амортизация в бюджетных учреждениях учитывается на счете 010400000. В зависимости от стоимости объектов она начисляется следующим образом:

  • объекты стоимостью 3000 руб. и менее, за исключением нематериальных активов и библиотечного фонда, не подлежат амортизации и сразу списываются на затраты с момента введения в эксплуатацию;
  • на объекты стоимостью более 3000 руб. и до 40000 руб. включительно начисляется амортизация в размере 100% с момента оформления на учет объекта недвижимого имущества или ввода в эксплуатацию объекта движимого имущества;
  • на объекты стоимостью свыше 40000 руб. – на основе установленных норм амортизации.

В третьем случае суммы амортизационных отчислений ОС рассчитываются линейным методом исходя из величины балансовой стоимости объекта, а также нормативного срока его полезного использования.

Начисление амортизации (10%, или 2478 руб.) на поступившее в приведенном примере оборудование будет отображаться проводкой:

Счет Дт Счет Кт Описание проводки Сумма проводки Документ-основание
130404310 110404410 Начисление амортизации по полученному оборудованию 2478,00 Бухгалтерская справка-расчет

Правила списания основных средств в бюджетных учреждениях в 2018 году

Если основное средство состоит из нескольких конструктивно сочлененных предметов, списывать его можно частично. Демонтируйте ту часть объекта, которую нельзя восстановить. Например, чтобы не сносить здание, можно разобрать его отдельный аварийный корпус.

Порядок списания основных средств в 2018 году (по этапам):

Шаг 1. Материально ответственное лицо сообщает руководству, что имущество нужно списать, например, служебной запиской.

Шаг 2. Руководитель создает ликвидационную комиссию, чтобы определить целесообразность использования объекта;

Шаг 3. Сторонняя организация проводит независимую техническую экспертизу.

Шаг 4. Комиссия составляет акт о списании основного средства или дает заключение, что списывать его нецелесообразно.

Шаг 5. Руководитель согласовывает списание с вышестоящими органами.

Шаг 6. Бухгалтер делает записи в учетных документах, что объект списали.

Таким образом списывают все основные средства учреждения. Например, так оформите списание огнетушителей в бюджетной организации, автотранспорта, автошин, оргтехники, картриджей и другой компьютерной техники.

Причины списания имущества

Основные средства списывают с учета, если:

  • имущество морально устарело или физически износилось;
  • случилась авария, стихийное бедствие или другая чрезвычайная ситуация, и имущество нельзя восстановить;
  • обнаружили хищение или недостачу узлов и агрегатов, без которых имущество невозможно использовать, а менять их нецелесообразно;
  • выявили порчу имущества;
  • объект реконструируют или модернизируют, в результате чего часть имущества становится непригодной.

Обнаружить это комиссия может при очередной или внеплановой инвентаризации.

Списывайте и ликвидируйте только непригодное имущество. Объекты, которые используете, списывать не нужно. Даже 100-процентная амортизация не является основанием, чтобы списать имущество с учета. Поэтому продолжайте учитывать такое имущество по нулевой остаточной стоимости.

Об этом в пунктах 20, 51 Инструкции к Единому плану счетов № 157н и письме ФНС России от 08.02.2010 № 3-3-05/128.

Списание основных средств проводки

Имущество, которое списали с учета и будете демонтировать или утилизировать, учтите на забалансовом счете 02 «Материальные ценности, принятые на хранение».

Операции по основным средствам, которые выбывают, отразите проводками.

Списание основных средств в казенных учреждениях в 2018 году:

Дебет

Кредит

Списана сумма амортизации за период эксплуатации основного средства

КРБ 1 104XX410

КРБ1 101XX410

Списана остаточная стоимость основного средства (по решению комиссии)

КДБ 1 40110172

КРБ1 101XX410

Принято имущество к забалансовому учету в условной оценке 1 руб. (по решению комиссии)

Увеличение забалансового счета 02

Списано имущество после утилизации (по акту о списании)

Уменьшение забалансового счета 02

Списание основных средств проводки в бюджетном учреждении в 2018 году:

Дебет

Кредит

Списана сумма амортизации

0 104 XX 410

0 101 XX 410

Списана остаточная стоимость ОС

0 401 10 172

0 101 XX 410

Принято имущество к забалансовому учету

Увеличение забалансового счета 02

Списано ОС

Уменьшение забалансового счета 02

Списание украденных основных средств в бюджетном учреждении

Если основное средство списываете, потому что его похитили, сначала проведите инвентаризацию.

В учете отразите стоимость недостачи по текущей восстановительной стоимости.

Пример. Порядок списания автомобиля в бюджетной организации в 20.

В бюджетном учреждении «Институт»» угнали автомобиль, виновные не найдены. Бухгалтер отразил в учете недостачу. Отсутствие автомобиля подтвердил актом инвентаризации. Автомобиль числился в платной деятельности.

Чтобы списать угнанный автомобиль в учете бюджетного учреждения, бухгалтер сделал проводки:

>ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКОВ, РЕГУЛИРУЮЩИХ ОТНОШЕНИЯ В ОБЛАСТИ РАЗВИТИЯ ОТРАСЛИ САДОВОДСТВА

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКОВ, РЕГУЛИРУЮЩИХ ОТНОШЕНИЯ В ОБЛАСТИ РАЗВИТИЯ ОТРАСЛИ САДОВОДСТВА

ПРАВИТЕЛЬСТВО БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 19 декабря 2016 года N 615-рп

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКОВ, РЕГУЛИРУЮЩИХ ОТНОШЕНИЯ В ОБЛАСТИ РАЗВИТИЯ ОТРАСЛИ САДОВОДСТВА

В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства», в целях реализации постановления Правительства Белгородской области от 28 октября 2013 года N 439-пп «Об утверждении государственной программы Белгородской области «Развитие сельского хозяйства и рыбоводства в Белгородской области на 2014 — 2020 годы», а также ведомственной целевой программы «Развитие отрасли садоводства с целью производства семечковых и косточковых культур в объеме 1 млн. тонн в Белгородской области на 2014 — 2026 годы», утвержденной приказом департамента агропромышленного комплекса области от 5 июня 2014 года N 212:
1. Утвердить прилагаемые:
— Порядок приемки многолетних плодовых насаждений первого года вегетации;
— Порядок учета возрастных групп и ввода в эксплуатацию многолетних плодовых насаждений;
— Порядок списания и раскорчевки многолетних плодовых насаждений.
2. Рекомендовать администрациям муниципальных районов и городских округов Белгородской области принять меры по реализации порядков, утвержденных в пункте 1 настоящего распоряжения, на территории соответствующего муниципального образования.
3. Контроль за исполнением распоряжения возложить на департамент агропромышленного комплекса и воспроизводства окружающей среды области (Алейник С.Н.).
О ходе исполнения распоряжения информировать ежегодно к 1 февраля до 2027 года начиная с 2018 года.

Губернатор Белгородской области
Е.САВЧЕНКО

ПОРЯДОК ПРИЕМКИ МНОГОЛЕТНИХ ПЛОДОВЫХ НАСАЖДЕНИЙ ПЕРВОГО ГОДА ВЕГЕТАЦИИ

Утвержден
распоряжением
Правительства области
от 19 декабря 2016 года N 615-рп

1. Настоящий Порядок приемки многолетних плодовых насаждений первого года вегетации (далее — Порядок) регламентирует организацию мониторинга движения плодово-ягодных насаждений и является обязательным для организаций всех форм собственности, включая индивидуальных предпринимателей и крестьянские фермерские хозяйства, имеющих в пользовании земли сельскохозяйственного назначения (далее — Землепользователи).
2. Многолетние плодовые насаждения (сады, виноградники, ягодники, маточные, орехоплодные насаждения), посаженные весной текущего года и осенью предыдущего года, считаются многолетними насаждениями первого года вегетации.
3. Многолетние насаждения, посаженные осенью текущего года, до конца года учитываются как многолетние плодовые насаждения осенней посадки.
4. Приемка многолетних плодовых насаждений первого года вегетации осуществляется комиссией, состав которой утверждается правовым актом главы администрации муниципального района (городского округа) области с обязательным включением по согласованию в состав комиссии представителя департамента агропромышленного комплекса и воспроизводства окружающей среды области (далее — Комиссия), а также с участием в ее работе представителей Землепользователя, на территории которого осуществляется приемка многолетних плодовых насаждений первого года. Обязательным условием при приемке многолетних плодовых насаждений является наличие проекта сада.
5. Комиссия имеет право на обследование земельных участков, занятых многолетними плодовыми насаждениями, для сопоставления фактических данных, представленных Землепользователем, с данными статистической отчетности, а также проектом сада.
6. Приемка многолетних насаждений первого года вегетации производится Комиссией в июне — августе текущего года. В исключительных случаях при слабом развитии деревьев, кустов и ягодников в результате сильного их повреждения в период вегетации стихийными бедствиями приемка многолетних плодовых насаждений первого года вегетации может быть перенесена на следующий год, как насаждений первого года вегетации, если имеются соответствующие документы, подтверждающие наступление форс-мажорных обстоятельств, и если не принято решение о нецелесообразности их восстановления.
7. Многолетние плодовые насаждения первого года вегетации принимаются Комиссией, если приживаемость и нормальное развитие деревьев и ягодных кустарников составляет не менее 90 (девяносто) процентов от предусмотренных проектом посадки. В случае если процент приживаемости посадок является ниже указанного в проекте сада предела по причинам, которые перечислены в пункте 6 настоящего Порядка, Комиссия устанавливает причины, обусловившие снижение приживаемости растений, и вносит предложение о целесообразности списания или восстановления изреженных многолетних плодовых насаждений первого года вегетации путем их ремонта.
8. Землепользователь, имеющий площади многолетних плодовых насаждений, несет ответственность за соблюдение предусмотренных проектом сада технологических параметров, схемы посадки, системы формирования деревьев и кустов, противоэрозионных мероприятий, своевременное и качественное осуществление всего комплекса агротехнических работ в молодых многолетних плодовых насаждениях.
9. Приемка многолетних плодовых насаждений первого года вегетации оформляется актом в соответствии с приложением к настоящему Порядку. Акт приемки многолетних плодовых насаждений первого года вегетации составляется в 3 экземплярах и направляется на согласование в департамент агропромышленного комплекса и воспроизводства окружающей среды области.
Департамент агропромышленного комплекса и воспроизводства окружающей среды области в течение 10 (десяти) рабочих дней рассматривает и согласовывает указанный акт.
После согласования первый экземпляр акта передается в администрацию муниципального района (городского округа) области, второй экземпляр — Землепользователю, а третий экземпляр хранится в департаменте агропромышленного комплекса и воспроизводства окружающей среды области.

Приложение. АКТ

Приложение
к Порядку приемки многолетних плодовых
насаждений первого года вегетации

Утверждаю
Первый заместитель начальника
департамента агропромышленного
комплекса и воспроизводства
окружающей среды
Белгородской области
________________ (ФИО, подпись)
(м.п.)

АКТ

от «__» ____________ 20__ года
приемки многолетних плодовых насаждений
первого года вегетации в ________________________
______________________________ района

Комиссия в составе: председателя __________________________________________
и членов __________________________________________________________________
в присутствии _____________________________________________________________
осмотрела площадь следующих многолетних плодовых насаждений
___________________________________________________________________________
и установила: _____________________________________________________________

N п/п

Инвентарный номер (N квартала)

Порода и сорт

Площадь (га)

Год посадки

Кол-во высаженных деревьев

Кол-во прижившихся деревьев

Процент изреженности (%)

Примечание. Данные о каждом осмотренном участке многолетних плодовых
насаждений приводят отдельной строкой.
Рекомендации комиссии: ____________________________________________________
___________________________________________________________________________
Заключение комиссии: ______________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Рекомендации и заключения приводятся по каждому осмотренному участку.
Подписи:
Председатель комиссии _____________________________________________________
Члены комиссии ____________________________________________________________

Утвержден
распоряжением
Правительства области
от 19 декабря 2016 года N 615-рп

ПОРЯДОК УЧЕТА ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП И ВВОДА В ЭКСПЛУАТАЦИЮ МНОГОЛЕТНИХ ПЛОДОВЫХ НАСАЖДЕНИЙ

1. Настоящий Порядок учета возрастных групп и ввода в эксплуатацию многолетних плодовых насаждений (далее — Порядок) регламентирует организацию мониторинга движения плодово-ягодных насаждений и является обязательным для организаций всех форм собственности, включая индивидуальных предпринимателей и крестьянские фермерские хозяйства, имеющих в пользовании земли сельскохозяйственного назначения (далее — Землепользователи).
2. Многолетние плодовые насаждения до возраста (предыдущий вегетационный период), указанного в приложении N 1 к настоящему Порядку, считаются молодыми насаждениями, к которым устанавливаются возрастные группы в соответствии с протекающим вегетационным периодом.
3. Перевод многолетних плодовых насаждений из младшей возрастной группы в старшую и ввод в эксплуатацию производится по окончании вегетационного периода по состоянию на 1 января года, следующего за вегетационным периодом.
4. В каждой возрастной группе молодые многолетние плодовые насаждения могут находиться только один год (один вегетационный период).
5. Перевод многолетних насаждений в старшую возрастную группу и ввод в эксплуатацию производятся комиссией, состав которой утверждается правовым актом главы администрации муниципального района (городского округа) области с обязательным включением в состав комиссии представителя департамента агропромышленного комплекса и воспроизводства окружающей среды области (далее — Комиссия), а также с участием в ее работе представителей Землепользователя, на территории которого осуществляется учет возрастных групп и ввод в эксплуатацию многолетних плодовых насаждений.
6. Многолетние плодовые насаждения возрастной группы предшествующего года ввода в эксплуатацию считаются вступающими в плодоношение, с которых планируется получение урожая в размере не менее 40 (сорока) процентов от урожайности плодоносящих насаждений соответствующей помологической группы, породы, сорта, с учетом сортоподвойной комбинации согласно приложению N 1 к настоящему Порядку.
7. Перевод молодых многолетних плодовых насаждений из старшей возрастной группы в младшую запрещается.
8. В исключительных случаях при сильном повреждении или гибели свыше 50 (пятидесяти) процентов надземной части деревьев, ягодных кустарников и плодоносящих многолетних насаждений вследствие стихийных бедствий допускается их перевод (по согласованию с департаментом агропромышленного комплекса и воспроизводства окружающей среды области) на 1 — 2 года в группу реконструируемых или восстанавливаемых, если их восстановление целесообразно с экономической и хозяйственной точки зрения и имеются соответствующие документы, подтверждающие наступление форс-мажорных обстоятельств.
9. Решение о переводе многолетних плодовых насаждений в группу реконструируемых или восстанавливаемых принимается Комиссией с оформлением акта в соответствии с приложением N 2 к настоящему Порядку.
10. Срок ввода в эксплуатацию многолетних плодовых насаждений и срок эксплуатации плодоносящих многолетних насаждений сокращаются соответственно на установленный период реконструкции или восстановления.
11. Решение о переводе многолетних плодовых насаждений в старшую возрастную группу и ввод многолетних плодовых насаждений в эксплуатацию принимается Комиссией с оформлением акта в соответствии с приложением N 3 к настоящему Порядку.
12. Акты составляются в 3 экземплярах и направляются на согласование в департамент агропромышленного комплекса и воспроизводства окружающей среды области.
Департамент агропромышленного комплекса и воспроизводства окружающей среды области в течение 10 (десяти) рабочих дней рассматривает и согласовывает указанные акты.
После согласования первый экземпляр акта направляется в администрацию муниципального района (городского округа) области, второй экземпляр — Землепользователю, а третий экземпляр хранится в департаменте агропромышленного комплекса и воспроизводства окружающей среды области.

Приложение N 1. Сроки ввода многолетних плодовых насаждений в полное плодоношение (год вегетации)

Приложение N 1
к Порядку учета возрастных групп и ввода
в эксплуатацию многолетних плодовых насаждений

Порода

Подвой по силе роста

Форма кроны

Год ввода в полное плодоношение

сильноросл.

среднеросл.

слаборосл.

Яблоня

Сильнорослые

Плоская

Объемная

Среднерослые

Плоская

Объемная

Слаборослые

Плоская

Объемная

Груша

Сильнорослые

Плоская

Объемная

Слаборослые

Плоская

Объемная

Персик

Персик

Объемная

Абрикос

Абрикос

Объемная

Слива, алыча

Алыча

Полуплоская

Объемная

Вишня

Антипка

Объемная

Полуплоская

Черешня

Антипка

Объемная

Полуплоская

Орех

Орех грецкий

Объемная

Смородина

Малина

Земляника

Маточно-черенковые сады плодовых подвоев, черенковые сады

Сильнорослые

Среднерослые

Слаборослые

Приложение N 2. Акт перевода многолетних насаждений в группу реконструируемых или восстанавливаемых

Приложение N 2
к Порядку учета возрастных групп и ввода
в эксплуатацию многолетних плодовых насаждений

Согласовано:
Департамент агропромышленного
комплекса и воспроизводства
окружающей среды
Белгородской области
______________________________
(подпись, печать)

Акт перевода многолетних насаждений в группу реконструируемых или восстанавливаемых

в __________________________________ района
организация (землепользователь)

«__» _____________ 20 г.
Комиссия в составе председателя __________________________________ и членов
комиссии: _________________________________________________________________
в присутствии _____________________________________________________________
произвела обследование многолетних насаждений, пострадавших от стихийных
бедствий и подлежащих переводу в группу реконструируемых или
восстанавливаемых. В результате обследования определена характеристика
насаждений.

Характеристика многолетних насаждений, подлежащих переводу в группу реконструируемых или восстанавливаемых

N участка или
N квартала

Порода и сорт

Площадь перевода (га)

Степень повреждения (%)

Причины перевода

На какой срок переводятся

Комиссия отмечает следующие недостатки:
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Для устранения недостатков и проведения агромероприятий по
реконструкции или восстановлению многолетних насаждений необходимо:
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Комиссия считает, что обследованные насаждения на участке ________________,
пострадавшие от _____________, необходимо восстановить или реконструировать
(подчеркнуть) в течение ____ лет и перевести в плодоносящие плантации с ___
года.
Председатель комиссии: ____________________________________________________
Члены комиссии:
________________
________________
________________

Приложение N 3. Акт перевода многолетних насаждений в старшую возрастную группу и ввода в эксплуатацию молодых многолетних насаждений

Приложение N 3
к Порядку учета возрастных групп и ввода
в эксплуатацию многолетних плодовых насаждений

Согласовано:
Департамент агропромышленного
комплекса и воспроизводства
окружающей среды
Белгородской области
_______________________________
(подпись, печать)

Акт перевода многолетних насаждений в старшую возрастную группу и ввода в эксплуатацию молодых многолетних насаждений

в ____________________________________________ района
организация (землепользователь)

«__» _______________ 20__ г.
Комиссия в составе председателя и _________________________________________
членов комиссии: __________________________________________________________
в присутствии _____________________________________________________________
произвела обследование молодых насаждений, подлежащих переводу в
плодоносящие. В результате обследования определена характеристика
насаждений согласно прилагаемой таблице.

Характеристика молодых многолетних насаждений, подлежащих переводу в плодоносящие

Наименование показателей

Участок N

Участок N

проект

фактически

проект

фактически

Порода

Сорт

Подвой

Год посадки

Площадь (га)

Схема посадки (м)

Формировка:

— деревьев

— кустов

Наличие:

— деревьев (тыс. штук)

— кустов (тыс. штук)

Изреженность (%)

Урожайность в текущем году (ц/га)

Балансовая стоимость (тыс. руб.)

Система ведения

Наличие опор:

вид опор

площадь (га)

Общее состояние насаждений

Оценка

Наличие орошения:

система орошения, площадь (га)

Комиссия отмечает следующие недостатки: ___________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Для устранения отмеченных недостатков необходимо: _________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Комиссия считает, что обследованные насаждения на участках ________________
необходимо ввести в эксплуатацию с 1 января 20__ года.
Председатель комиссии:
_______________
Члены комиссии:
_______________
_______________
_______________
_______________

Утвержден
распоряжением
Правительства области
от 19 декабря 2016 года N 615-рп

ПОРЯДОК СПИСАНИЯ И РАСКОРЧЕВКИ МНОГОЛЕТНИХ ПЛОДОВЫХ НАСАЖДЕНИЙ

1. Настоящий Порядок списания и раскорчевки многолетних плодовых насаждений (далее — Порядок) регламентирует организацию мониторинга движения плодово-ягодных насаждений и является обязательным для организаций всех форм собственности, включая индивидуальных предпринимателей и крестьянские фермерские хозяйства, имеющих в пользовании земли сельскохозяйственного назначения (далее — Землепользователи).
2. Списание и раскорчевка многолетних плодовых насаждений осуществляется в соответствии с настоящим Порядком.
3. Списание и раскорчевка многолетних плодовых насаждений независимо от их возраста могут быть допущены в следующих случаях:
а) при высокой степени изреженности (более 50 процентов) и невозможности их ремонта и восстановления;
б) при сильном поражении бактериальными, вирусными и другими болезнями свыше 70 процентов деревьев и ягодных кустарников;
в) в результате стихийных бедствий (вымерзание, градобитие, подтопление и т.д.);
г) при утрате экономической целесообразности дальнейшей эксплуатации и при полной амортизации многолетних плодовых насаждений в зависимости от биологических особенностей сортов, пород и сортоподвойных комбинаций;
д) при размещении мелких бессистемных участков в полях севооборотов и в массивах многолетних плодовых насаждений в порядке реконструкции;
е) при размещении отдельных пород и сортов на участках, не соответствующих агротехническим и хозяйственным требованиям, а также при моральном износе насаждений;
ж) при истечении срока целевого назначения, установленного для опытных насаждений, если дальнейшее их использование становится для землепользователя экономически неэффективным;
з) при размещении на землях, отведенных в установленном порядке под строительство или другие надобности.
4. Определение непригодности многолетних плодовых насаждений производится комиссией, состав которой утверждается правовым актом главы администрации муниципального района (городского округа) области с обязательным включением по согласованию в состав комиссии представителя департамента агропромышленного комплекса и воспроизводства окружающей среды области (далее — Комиссия), а также с участием в ее работе представителей Землепользователя, на территории которого осуществляется списание и раскорчевка многолетних плодовых насаждений.
5. Комиссия:
а) обследует многолетние плодовые насаждения, подлежащие списанию, определяет их состояние и пригодность к дальнейшей эксплуатации;
б) устанавливает причины, обусловившие списание многолетних плодовых насаждений;
в) составляет акт на списание многолетних плодовых насаждений в соответствии с приложением N 1 к настоящему Порядку. Акт составляется в 3 экземплярах и направляется на согласование в департамент агропромышленного комплекса и воспроизводства окружающей среды области.
6. Акты на списание многолетних плодовых насаждений по всем Землепользователям представляются в департамент агропромышленного комплекса и воспроизводства окружающей среды Белгородской области в срок до 1 августа для подготовки приказа о списании многолетних плодовых насаждений.
7. Раскорчевка многолетних плодовых насаждений, признанных Комиссией непригодными, осуществляется после утверждения актов на списание многолетних плодовых насаждений.
8. Раскорчевка списанных многолетних плодовых насаждений производится в срок не более 6 месяцев со дня подписания правового акта. Акт раскорчевки многолетних плодовых насаждений составляется в соответствии с приложением N 2 к настоящему Порядку. Акт составляется в 3 экземплярах и направляется на согласование в департамент агропромышленного комплекса и воспроизводства окружающей среды области.
Департамент агропромышленного комплекса и воспроизводства окружающей среды области в течение 10 (десяти) рабочих дней рассматривает и согласовывает указанные акты.
После согласования первый экземпляр акта направляется в администрацию муниципального района (городского округа) области, второй экземпляр — Землепользователю, а третий экземпляр хранится в департаменте агропромышленного комплекса и воспроизводства окружающей среды области.

Приложение N 1. Акт о списании многолетних насаждений

Приложение N 1
к Порядку списания и раскорчевки
многолетних плодовых насаждений

Согласовано:
Департамент агропромышленного
комплекса и воспроизводства
окружающей среды
Белгородской области
______________________________
(подпись, печать)

Акт о списании многолетних насаждений

________________________________ района
организация (землепользователь)
«__» ________________ 20__ г.

Комиссия в составе председателя ___________________________________________
и членов комиссии _________________________________________________________
в присутствии _____________________________________________________________
составила настоящий акт на обследованные многолетние насаждения, подлежащие
списанию, и установила характеристику плантаций:

Характеристика многолетних насаждений, подлежащих списанию

N п/п

N участка

Бригада

Порода

Сорт

Площадь чистых насаждений (га)

Год посадки

Год ввода в эксплуатацию

Срок эксплуатации (лет)

Изреженность (%)

Балансовая стоимость (рублей)

Площадь полевых дорог (га)

Первоначальная

Остаточная

Заключение комиссии: комиссия считает, что обследованные многолетние
насаждения непригодны для дальнейшей эксплуатации и подлежат списанию.
Председатель комиссии:
_____________________
Члены комиссии:
___________________
___________________
___________________
___________________

Приложение N 2. Акт на раскорчевку многолетних насаждений

Приложение N 2
к Порядку списания и раскорчевки
многолетних плодовых насаждений

Согласовано:
Департамент агропромышленного
комплекса и воспроизводства
окружающей среды
Белгородской области
____________________________
(подпись, печать)

Акт на раскорчевку многолетних насаждений

в __________________________________ района
организация (землепользователь)
«__» _____________ 20__ г.

Комиссия в составе председателя ___________________________________________
и членов комиссии: ________________________________________________________
в присутствии _____________________________________________________________
установила, что площади многолетних насаждений, указанные в акте на
списание многолетних насаждений от «__» ___________ 20__ г. и утвержденные
к списанию приказом департамента агропромышленного комплекса и
воспроизводства окружающей среды Белгородской области от
«_____________________» 20__ г. N ______, состоящие из: садов _____ га,
ягодников ____ га, орехоплодных _____ га, фактически раскорчеваны.
Переведены в пашню _____ га, из них: площадь чистых многолетних насаждений
____ га, полевых дорог ______ га.
При раскорчевке многолетних насаждений произведены затраты и поступили
следующие ценности, которые оприходованы:

Затраты на раскорчевку

Поступило от ликвидации

Название документа, N, дата

Статья затрат

Сумма, рублей

Название документа, N, дата

Виды поступивших ценностей

Количество (объем)

Сумма, рублей

Замечания комиссии: _______________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Председатель комиссии: ____________
Члены комиссии: ________________

>Как списать основные средства бюджетного учреждения

Значение процедуры списания

Любой объект НФА организации может прийти в негодность в силу материального или физического износа, поломок и прочих факторов. Продолжать учитывать непригодные для эксплуатации основные средства на балансе не имеет смысла. Объекты, которые невозможно эксплуатировать в дальнейшем, необходимо списать.

Ключевые задачи бухгалтерии в отношении учета нефинансовых активов:

  1. Контроль над имущественными активами с момента поступления их в распоряжение предприятия, например с момента покупки до момента их полного выбытия (списания) с бухгалтерского учета. Задача реализуется путем проведения систематической инвентаризации.
  2. Своевременное исчисление материального износа в денежном выражении. Достоверное отражение операций в бухучете.
  3. Получать достоверную информацию об имущественном положении экономического субъекта для составления достоверной финансовой и налоговой отчетностей.
  4. Исчисление и уплата фискальных платежей в государственный бюджет в части налогообложения имущества организации.
  5. Контроль над эффективным использованием средств, направленных на реконструкцию, модернизацию и ремонт ОС компании.
  6. Надзор за эффективной эксплуатацией объектов в производственном цикле или основных видах деятельности.

Стандартный порядок списания основных средств не позволяет снять с бухучета все нефинансовые активы буджетного учреждения. На некоторые виды объектов придется получить особое разрешение собственника или учредителя.

Виды бюджетного имущества

Собственником нефинансовых активов учреждений бюджетной сферы является государство. По п. 9 ст. 9.2 закона № 7-ФЗ от 12.01.1996, основные фонды бюджетных учреждений закрепляются за ними на праве оперативного управления. Различают следующие виды бюджетного имущества:

Вид ОС

Право распоряжения

Недвижимое

Любые здания, сооружения, помещения и прочее

Операции по данному виду ОС без официального согласия собственника недопустимы

Движимое

Особо ценное имущество, переданное или закрепленное учредителем за бюджетным учреждением, а также купленное за счет субсидий

Для осуществления операций по данным ОЦИ требуется согласие собственника

Особо ценное имущество, приобретенное бюджетным учреждением за счет собственных доходов от оказания предпринимательской и иной деятельности

БУ вправе самостоятельно распоряжаться данным ОЦИ

Исключения, в которых требуется согласие учредителя:

  • передача ОС в счет вклада в уставный капитал НКО;
  • крупные сделки (п. 13, ст. 9.2 закона № 7-ФЗ)

Прочее движимое

ВАЖНО! Исчерпывающий перечень ОЦИ, а также порядок определения ОС как ОЦИ определяет собственник — учредитель бюджетного учреждения. ОЦИ — объекты, без которых осуществление основных видов деятельности госучреждения становится невозможным или затруднительным.

Правила распоряжения имуществом

Законодатели определили ключевые правила по распоряжению имущественными активами госучреждений. Объем прав зависит от типа организации:

  • казенные учреждения полностью лишены прав распоряжаться каким-либо имуществом без соответствующего разрешения от собственника (учредителя, вышестоящего распорядителя, органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя);
  • бюджетное и(или) автономное учреждение не вправе распоряжаться недвижимостью, а также особо ценным имуществом, приобретенным за счет бюджетных средств либо закрепленным за организацией распоряжением собственника.

Бюджетные организации вправе самостоятельно распоряжаться только движимым имуществом, приобретенным за счет собственных средств. Автономная организация, помимо движимых ОС, купленных за счет предпринимательской деятельности, может распоряжаться и недвижимостью, приобретенной за счет собственных активов.

Казенные не имеют такого права, так как все средства, полученные от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, должны быть направлены в государственный бюджет.

Основания для списания

Порядок действий, как списать основные средства с баланса, подразумевает в первую очередь выявление причин, по которым имущество должно быть снято с бухучета учреждения. Ситуации, в которых требуется списание с бухгалтерского учета:

  • полная или частичная утрата полезных свойств объекта, при котором ОС не может функционировать должным образом;
  • физическая утрата или повреждение объекта, к таковым относят: поломки, разрушения, повреждения, потеря, ликвидация;
  • моральное или техническое устаревание ОС, при котором модернизация имущества экономически необоснованна;
  • утрата имущественных активов в силу аварийных ситуаций или стихийных бедствий.

Списывайте активы, которые морально устарели при строительстве, реконструкции, модернизации и техническом перевооружении предприятия в целом либо его отдельных структурных подразделений.

Списание проводится и в тех случаях, когда провести восстановление актива невозможно либо это требует внушительных финансовых затрат, что будет расценено как нецелесообразное, нерациональное и нецелевое использование бюджетных средств.

Какие еще есть основания для списания ОС с бухгалтерского учета:

  • если учреждение принимает решение реализовать нефинансовый актив сторонней компании или физическому лицу, то объект подлежит списанию с учета;
  • если имущество передается в собственность третьих лиц по договору мены или же на безвозмездной основе;
  • если НФА передают сторонней организации в качестве вклада в уставный капитал, то актив подвергается списанию;
  • если объект решено сдать в аренду или в лизинг при условии, что имущество будет учитываться у арендатора (лизингополучателя).

Списанию не подлежат объекты, находящиеся во временной консервации, например, те, что в настоящий момент не используются в производственном цикле. Также не списываются НФА, находящиеся на реконструкции и модернизации, и эксплуатация которых временно приостановлена.

Если имущество передается из одного структурного подразделения в другое, движение отражается внутренним перемещением. Заполняется акт приемки-передачи НФА. Если же объект передается от одного обособленного подразделения в другое или в головной офис при условии, что подразделения выделены на отдельный баланс, то соблюдается порядок безвозмездной передачи ОС.

ВАЖНО! Завершение срока полезного использования ОС не является основанием для его списания с бухгалтерского учета.

Специальная комиссия по списанию

В организации должна быть создана постоянная комиссия, которая уполномочена на принятие решений по аналогичным вопросам. Состав специальной комиссии закрепите отдельным распоряжением руководителя госучреждения или определите в учетной политике.

Кого включать в комиссионный состав:

  • главный бухгалтер либо его заместитель;
  • бухгалтер, ответственный за ведение учета НФА;
  • лица, ответственные за сохранность ОС на предприятии;
  • начальники структурных подразделений, цехов, отделов;
  • заместитель руководителя или сам руководитель (обычно это председатель комиссии);
  • иные работники предприятия, на усмотрение руководства.

Включайте в состав специальной комиссии работников, деятельность которых непосредственно связана с учетом, контролем и экспертизой ОС. При рассмотрении претендента на списание необходимо оценивать не только внешний вид и технические характеристики ОС, но и документацию, например технический паспорт, поэтажный план, схемы и прочее. Это необходимо для сравнения фактических показателей заявленным техническим характеристикам.

Комиссия должна обозначить следующее:

  1. Определить, по какой причине конкретный объект имущества может быть снят с бухгалтерского учета учреждения.
  2. Решить, могут ли отдельные части списываемого ОС использоваться в деятельности в качестве материалов, запчастей.
  3. Обозначить наличие драгоценных металлов или иных дорогостоящих узлов и деталей, которые могут быть реализованы предприятием.
  4. Проконтролировать изъятие деталей, частей и узлов, которые могут быть использованы или реализованы.
  5. Составление результативного протокола, в котором отражены обозначенные позиции.

Протокол заседания может быть составлен в произвольном виде. Специального бланка для документации нет. Учреждение вправе разработать и утвердить самостоятельный бланк для использования в работе.

>Образец формы

Малоценные активы

Не все ОС должны отражаться на балансовых счетах учреждения. Нормы ведения бухгалтерского учета учреждений государственного сектора предусматривают особые правила ведения учета малоценных активов. К таковым относят основные фонды стоимостью до 100 000 рублей.

Категория малоценных активов делится на две группы:

  • основные фонды, стоимость которых составляет не более 10 000 рублей за единицу;
  • основные фонды, цена которых колеблется от 10 000 до 100 000 рублей за единицу.

В зависимости от стоимости актива определяется норматив отражения в бухучете. Если цена малоценного основного НФА ниже 10 000 рублей включительно, то его нельзя учитывать на балансовом счете 0 101 00 000 бухгалтерского и бюджетного учета. Такие ОС подлежат одновременному списанию на забаланс, где должны учитываться на специальном забалансовом счете 21 «Основные средства в эксплуатации».

Отразите выбытие малоценного основного НФА стоимостью до 10 000 рублей включительно соответствующим решением специальной комиссии. Спишите активы на основании первичного документа (акта на списание) по той стоимости, по которой они были приняты к забалансовому учету.

Основные фонды стоимостью до 100 000 рублей, но более 10 000, учитываются на балансовом счете 0 101 00 000. Но их первоначальная стоимость сразу списывается на амортизационные отчисления. Простыми словами, первоначальная цена ОС в размере 100 % списывается на амортизацию — счет 0 102 00 000 бухгалтерского учета.

ВАЖНО! Даже 100 % начисления амортизации по конкретному объекту основных фондов не дает оснований для выбытия его с бухгалтерского учета. Следовательно, списать с баланса ОС стоимостью от 10 000 до 100 000 рублей нельзя.

Такой актив можно будет убирать с баланса только при определенных основаниях: моральном и(или) физическом износе, ликвидации, утрате или порче, невозможности восстановления, нерациональности и нецелесообразности проведения модернизации. Либо если имущество решено передать в лизинг или аренду (с отражением на балансе получателя), продать, пожертвовать или передать безвозмездно.

Выбытие объектов основных средств, пришедших в негодность

Согласно Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, далее – Инструкция № 157н, бухгалтерскому учету учреждения подлежат активы, обязательства, источники финансирования его деятельности, операции, их изменяющие.

В переводе с латинского activus – действительный, деятельный. Согласно юридическому словарю, активы — любая собственность организации: машины и оборудование, здания, запасы, банковские вклады и инвестиции в ценные бумаги, которую можно обратить в денежные средства.

В активе Баланса главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503130), далее – Баланс (ф. 0503130), отражаются нефинансовые и финансовые активы, в том числе основные средства.

Пунктом 51 Инструкции № 157н установлено, что выбытие объекта основных средств отражается в бухгалтерском учете в случаях:

  • принятия решения о списании объекта основных средств по основанию их выбытия помимо воли учреждения — хищения, недостачи, порчи, выявленных при инвентаризации активов; частичной ликвидации (в том числе при выполнении работ по реконструкции, модернизации, дооборудованию); ликвидации при авариях, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях;
  • по завершению мероприятий (разборки, демонтажа, уничтожения, утилизации и т.п.), предусмотренных при принятии решения о списании объекта основных средств по иным основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, в том числе по основанию морального и физического износа объекта основных средств, нецелесообразности дальнейшего использования объекта основных средств, его непригодности, невозможности или неэффективности его восстановления.

То есть, если объект основных средств износился в процессе эксплуатации, морально устарел, его нельзя списать с учета до завершения демонтажа и (или) утилизации.

При этом объект ОС, не пригодный для дальнейшей эксплуатации, уже не является активом и, следовательно, его неправомерно отражать в активе Баланса (ф. 0503130).

Для решения данной правовой коллизии приказом Минфина России от 17.08.2015 №127н внесены изменения в Инструкцию по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н, далее – Инструкция № 162н.

Согласно пункту 10 Инструкции № 162н в редакции приказа Минфина России от 17.08.2015 №127н

Выдержка из документа

«выбытие объектов основных средств, пришедших в негодность, при принятии решения об их списании отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 010400000 «Амортизация» (010411410–010413410, 010415410, 010418410, 010431410–010438410), счета 040110172 «Доходы от операций с активами» и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 010100000 «Основные средства» (010111410–010113410, 010115410, 010118410, 010131410–010138410), с одновременным отражением выбывшего из эксплуатации имущества на забалансовом счете 02 «Материальные ценности, принятые на хранение» до момента его демонтажа и (или) утилизации;

при принятии решения о списании по иным основаниям, а также при принятии решения о прекращении эксплуатации объекта учета, в том числе по причине физического, морального износа объекта учета — по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 010400000 «Амортизация», счета 040110172 «Доходы от операций с активами» и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 010100000 «Основные средства» с одновременным отражением выбывшего из эксплуатации имущества на забалансовом счете 02 «Материальные ценности, принятые на хранение» до момента его демонтажа и (или) утилизации;»

То есть объект ОС, который перестал быть активом, списывается с баланса и при этом продолжает учитываться, но за балансом.

Для отражения в учете данных фактов хозяйственной жизни учреждения в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» применяется документ Списание инвентарного объекта с операцией Выбытие ОС пришедших в негодность и на нужды учреждения (401.10.172) – рис. 3. При выборе операции Выбытие ОС пришедших в негодность и на нужды учреждения (401.10.172) становятся доступными реквизиты Отразить выбывшее имущество на забалансовом счете (флажок), Счет, Контрагент. При включении флажка Отразить выбывшее имущество на забалансовом счете в качестве счета указывается забалансовый счет 02.1 «ОС, принятые на ответственное хранение».

Рис. 3

В плане счетов программы по счету 02.1 в соответствии с требованиями Инструкции № 157н ведется аналитический учет в разрезе владельцев (заказчиков) – по субконто Контрагенты. В реквизите Контрагентследует указать свое учреждение, выбором из справочника Контрагенты. Остальные реквизиты документа заполняются в обычном порядке. При проведении документа формируются бухгалтерские записи по списанию объекта с соответствующих балансовых счетов учета основных средств (101.ХХ) и амортизации (104.ХХ), а также по принятию к учету на забалансовом счете 02.1.

Согласно пункту 335 Инструкции № 157н материальные ценности, полученные (принятые (принимаемые)) учреждением, учитываются на забалансовом счете 02 «Материальные ценности, принятые на хранение» на основании первичного документа, подтверждающего получение (принятие на хранение (в переработку)) учреждением материальных ценностей, по стоимости, указанной в документе передающей стороной (по стоимости, предусмотренной договором), а в случае одностороннего оформления акта учреждением в условной оценке: один объект, один рубль.

Поскольку в случае списания выбывшего из эксплуатации имущества и отражения его на забалансовом счете 02 до момента его демонтажа и (или) утилизации акт на списание оформляется в одностороннем порядке, объекты ОС принимаются к учету на забалансовом счете 02 в условной оценке: один объект, один рубль (рис. 4).

Рис. 4

Из документа можно сформировать Акт о списании объектов нефинансовых активов (кроме транспортных средств) (ф. 0504104), Акт о списании транспортного средства (ф. 0504105) – см. рис. 5.

Рис. 5

Формы Акт о списании объектов нефинансовых активов (кроме транспортных средств) (ф. 0504104), Акт о списании транспортного средства (ф. 0504105) и порядок их составления утверждены Приказом Минфина России от 30.03.2015 № 52н.

Следует отметить, что в Методических указаниях по применению данных форм (часть 3 Приложения 5 к приказу Минфина России от 30.03.2015 № 52н) нет информации о необходимости отражения списываемых объектов на забалансовом счете 02.

Вместе с тем, согласно пункту 335 Инструкции № 157н Акт о списании объектов нефинансовых активов (кроме транспортных средств) (ф. 0504104), Акт о списании транспортного средства (ф. 0504105) являются первичными документами – основаниями для принятия списанных с баланса объектов на забалансовый счет 02.

Поэтому в разделе «Отметка бухгалтерии» кроме записей по списанию объектов с балансовых счетов, формируются записи по принятию к учету на забалансовый счет 02 (рис. 6).

Рис. 6

Все бухгалтерские записи отражаются также в Бухгалтерской справке (ф. 0504833) – см. рис. 7.

Рис. 7

Вопрос Ответ
Что является основанием для снятия автомобиля с баланса? Чтобы реализовать ТС или отправить в утиль необходимо наличие специального приказа
С чем связана такая процедура? Автомобиль не принадлежит предприятию, у которого оно находится на балансе, и как следствие, требуется согласия вышестоящих структур.
Какие причины могут стать причиной списания авто? Снятие ТС с баланса производится при наличии следующих обстоятельств: значительная поломка, передача в другую структуру, недостача, продажа.
Как определить работоспособность автомобиля? Решение о невозможности дальнейшего использования машины принимается специальной комиссией.
Кто входит в состав ревизионной комиссии? Обычно такой орган состоит из руководителя, глав. буха и лиц, ответственных за эксплуатацию автомобильного парка.
Как инициируется списания? Начать процедуру списания может руководитель либо другое ответственное лицо, после регистрации специальной записки.
Как часто созывается комиссия? Подобный орган может заседать на постоянной основе либо раз в год.

Чтобы списать автомобиль в бюджетной организации, нужно от госоргана по распоряжению федеральной (муниципальной) собственностью получить приказ на ликвидацию транспортного средства.

Такой порядок обусловлен тем, что казенное предприятие не является собственником имущества, находящегося на его балансе, и имеет право только пользоваться им в пределах, установленных бюджетным законодательством.

Тогда как частные ООО и ИП могут отправлять ТС на утилизацию, руководствуясь только собственным решением.

Общая информация

Списание автотранспорта с баланса казенных учреждений осуществляется при наличии следующих обстоятельств:

  • непригодность машины для дальнейшей эксплуатации;
  • ее внутриведомственная безвозмездная передача;
  • выявление недостачи по результатам инвентаризации;
  • продажа.

Регламент распоряжения государственным и муниципальным имуществом регулируется ведомственными нормативными актами и приказом Минфина РФ №157 от 01.12.2010 г. «Об утверждении единого плана счетов и Инструкции по его применению».

Выбытие автомобиля с баланса по причине его технической непригодности проводится в несколько этапов:

  • сбор документов, в том числе и запрос на экспертное заключение о техническом состоянии ТС в случае необходимости;
  • подача заявления вышестоящей инстанции о списании;
  • получение разрешения на ликвидацию единицы транспорта;
  • сдача в утиль (полная или частичная);
  • снятие с государственной регистрации;
  • исключение из бухгалтерского учета.

Решение текущих вопросов, связанных с устранением непригодных авто, входит в компетенцию действующей на предприятии комиссии по списанию основных средств. Этот орган работает либо на постоянной основе, либо созывается раз в год по результатам инвентаризации.

В состав комиссии входит директор, главный бухгалтер, а также лица, ответственные за содержание и эксплуатацию транспорта в организации.

Процедура

Свою работу комиссия по ликвидации автомобиля начинает со сбора фактического материала. С этой целью подразделения предприятия предоставляют следующие документы на ТС:

  • подтверждение принятие на баланс;
  • инвентарная карточка;
  • техническая документация;
  • балансовая справка о стоимости;
  • данные последнего техосмотра.

Если причина для списания ДТП, то дополнительно подается соответствующий акт ГИБДД. Если авто было похищено – предоставляется копия постановления о возбуждении уголовного дела. В случае повреждения или уничтожения транспорта из-за халатности должностных лиц предприятия – подаются материалы служебного расследования и копия приказа о привлечении виновных к ответственности.

После сбора документов комиссия проводит осмотр ТС и составляет заключение о возможности его дальнейшего использования либо непригодности. Если на основании собранных материалов невозможно сделать однозначный вывод, предприятие заказывает техническое заключение в специализированной компании. Затраты на такое исследование должны быть предусмотрены бюджетной сметой организации.

По изученным материалам комиссия составляет Акт о списании ТС (ОКУД 0504105), образец которого утвержден Приказом Минфина РФ №52 от 30.03.15 г. К нему прилагаются все подтверждающие документы.

Обработанные данные с сопроводительным письмом направляются в госорган по распоряжению государственной (муниципальной) собственностью на утверждение.

Если предоставленных документов достаточно, то надзорная инстанция согласовывает акт и издает соответствующий приказ о списании и утилизации.

Оформление по бухгалтерии

Основанием для бухгалтерских проводок по выбытию единицы транспорта с баланса организации является акт о списании, утвержденный уполномоченным госорганом.

Пример отражения бухгалтерских операций: предприятие списывает непригодный автомобиль первоначальной стоимостью 300 тыс. руб., остаточной – 20 тыс. руб., амортизационные начисления за период эксплуатации – 280 тыс. руб..

Операция Счет Дт Счет Кт Сумма (руб.)
Списание амортизации 110434410 110134410 280 000,00
Списание балансовой стоимости 140110172 110134410 20 000,00

Остаточная стоимость ликвидируемого авто списывается на доходы от реализации основных средств.

Кроме разрешения на списание, уполномоченный орган определяет порядок утилизации непригодного транспорта:

  • сдача в металлолом;
  • демонтаж и разборка на запчасти.

На практике комиссия предварительно составляет предложения о том, какие запчасти списываемого автомобиля могут еще использоваться в автохозяйстве. Надзорная инстанция утверждает эти списки, а непригодные остатки организация сдает в металлолом.

Изъятые детали приходуются как материальные запасы, а сумма средств, вырученная от утилизации ликвидированного авто, учитывается как доход от реализации основных средств.

После разборки и демонтажа автомобиль снимается с учета в ГИБДД МВД.

Бухгалтерия делает проводку о снятии машины с баланса на основании оформленного акта списания, в котором отражены сведения о снятии авто с госрегистрации и о проведенных мероприятиях по выбытию (демонтажу, утилизации и т.д.).

Разновидности имущества действующих бюджетных учреждений

На основании регулирующей статьи закона, все имущество подобных учреждений находится в официальном оперативном управлении, а законным собственником этих благ считается государство.

Существует следующие виды ценного имущества бюджетных организаций, а также доступные способы управления:

  • Недвижимое имущество любой формы – для проведения любых операций с ним нужно заручиться документальным согласием официального собственника;
  • Группа движимого имущества – сюда относится ценное имущество, закрепленное собственником за бюджетной организацией, в этом случае также нужно согласие собственника для проведения каких-либо операций;
  • Ценное движимое имущество, оформленное за средства, полученные от официального собственника бюджетной организацией, организации нужно заручиться согласием собственника для проведения операций с участием этого имущества;
  • Ценное имущество, купленное за средства действующей организации, заработанные ею самостоятельно во время различных операций, приносящих прибыль – право распоряжения таким имуществом сохраняется у организации;
  • Прочим движимым имуществом бюджетное учреждение распоряжается самостоятельно.

После того как определены виды используемого имущества, стоит уточнить цели и основания для проведения списания.

Требуемая документация

Чтобы провести процедуры, связанные с ОС, могут потребоваться следующие бумаги:

  • Стандартный документ ОС-1 для приема и дальнейшей передачи ОС;
  • Официальный акт сдачи и приема сооружения здания – ОС-1а;
  • Накладная, предназначенная для отражения перемещения основных средств, — ОС-2;
  • Форма для отражения приема и передачи ОС после проведения ремонтных работ – ОС-3;
  • Инвентарная карточка – ОС-6;
  • Специальный журнал, созданный для отражения всей информации о списанных ОС.

Помимо списка нужной документации, имеются другие формы, не отраженные законодательно, их содержание не должно нарушать действующие нормативные акты. В списке таковых входят: официальный приказ, на основании которого происходит процедура списания важных объектов ОС, учет проведения процедуры, где будет отражено получение ОС действующим предприятием.

Точный список документации, зависит напрямую от учредителей организации, то есть от официальных собственников ценного имущества. Если организация сформирована на базе ценного имущества действующего субъекта РФ либо муниципального образования, то при составлении списка руководствуются принятыми муниципальными законодательными актами.

Если имущество признано федеральным, то правила проведения списания регулируются федеральными органами муниципальной власти, перед которым организация в ответе. Для таких БУ (бюджетных учреждений), осуществляющих управление федеральным имуществом, регулирующей базой считается Положение №834 об особенностях списания федерального имущества, введенное в действие 14.10.2010.

Поэтапная инструкция

Существует следующий принятый алгоритм последовательного списания ОС:

  • Формирование специальной комиссии – оно создается с целью осуществления различных процедур, связанных с ОС (реализация, какие-либо иные альтернативы );
  • Подведение деятельности созданной комиссии – создание специальных документальных актов, на основании которых формируется необходимое списание ОС.

Документальный акт списания должен отражать следующие моменты:

  • Текущая дата ввода в эксплуатацию производственного объекта;
  • Точная дата поступления технического объекта на предприятие;
  • Точная стоимость технического объекта – первоначальная, прошедшая переоценку;
  • Сумма для начисления на износ объекта;
  • Предположительный срок эксплуатации;
  • Фактический срок технического использования;
  • Текущие основания для проведения списания ОС.

Если основные средства списываются по причине возникновения определенной ЧС, то к основной документации требуется прикрепление дополнительного акта, где будет отражена подробная информация о текущем происшествии, размеры этих действий. Если произошло хищение, был нанесен определенный ущерб предприятию, то нужно предоставить копию о возбужденном уголовном деле либо документацию о принятии определенных мер по защите личных интересов учреждения и возмещению нанесенного урона; а также скопированный приказ в отношении виновных лиц, копия важной справки о необходимом возмещении причиненного ущерба лицами, призванными виновными в совершении определенного хищения.

Чтобы получить согласие на списание какого-либо имущества БУ у распорядителя бюджетных средств, нужно создавать специальную комиссию, предоставить распорядителям документально подтвержденную необходимость списания имущества. Сформированная комиссия выполняет следующие функции:

  • Проведение полной инвентаризации имеющегося имущества;
  • Осуществление подробного осмотра имущества;
  • Установление конкретных причин для выполнения списания;
  • Оценивает дальнейшую экономическую целесообразность использования имущества;
  • В итоге составляет официальный акт списания средств.

По итогам своей продуктивной работы специальная комиссия оформляет подробный протокол, к которому добавляются акты инвентаризации оценки технического состояния, акты на списание и иные важные документы. При списании автомобиля может потребоваться оценочное заключение работников ГАИ.

Инструкция по списанию ОС

Существуют 6 последовательных шагов по процессу списания ОС:

  • Для подтверждения процесса списания составляется специальный акт в 2-х экземплярах. Один передается в действующую бухгалтерию для дальнейшего учета, второй направляется лицу, заключившему официальный договор о материальной ответственности;
  • При списании средств, не полностью амортизированных, официальный акт на их списание будет считаться основным документом, ведь остаточная стоимость имущества отражалась в роли налогооблагаемой прибыли предприятия;
  • Бухгалтерский учет списания ОС, на которых есть определенная амортизация, предполагает использования следующих проводок: Дебет 01 субсчет «Выбытие основных средств — Кредит 01 «Основные средства», это необходимо для учета первоначальной стоимости списываемого объекта;
  • Если проведенного списания остаются важные детали либо запчасти, которые смогут найти свое применение в дальнейшем в виде лома, то они относятся к прочим доходам. Они находят свое отражение в бухучете на основании текущей стоимости;
  • Издержки и доходы от процесса списания ОС на счета, относящиеся к внереализационным доходам и расходам. Эти расходы, влияющие на налогооблагаемую прибыль. К ним относятся расходы, связанные с демонтажем, разборкой и вывоза устаревшего оборудования, а также с суммами амортизации, которые еще не были официально начислены. Все эти расходы должны быть документально подтверждены;
  • В налогооблагаемую прибыль не входит цена материалов и оставшихся деталей, полученных в процессе разборки устаревшего оборудования.