Получена субсидия из бюджета проводки

Как в бухгалтерском учете коммерческой организации отражать полученный грант?

Вход на сайт Регистрация Вход для зарегистрированных: Закрыть Войти через Раньше вы входили через Восстановление пароля Регистрация Восстановление пароля Форум Форум

Наталья Пантелюк (автор вопроса) 107 баллов, г. Омск

Добрый день, коллеги! Очень прошу оказать помощь!!! Коммерческой организацией получен грант (100 тыс)от Русского Географического общества (РГО). Цель гранта: создание мультимедийного проекта. После завершения работ, организация передает неисключительное право пользования проектом. Создается данный проект на базе платформы Тильда (сайт в интренете). Для это за счет средств гранта было приобретено право пользования Тильдой сроком на 1 год. Смета расходов по гранту состоит из несколько пунктов: оплата по договору ГПХ за работу дизайнера (30 тыс с учетом страховых взносов), изготовление анонса проекта (2 тыс), право пользования Тильдой (12тыс на год), размещение анонса программ и самих программ в СМИ (радио)-55тыс., диски для отправки отчетов по завершению работ (1тыс)
У меня возникли трудности по бух учет данного гранта.
1. Образуется ли в данном случае НА (нематериальный актив), его составляющее? Мне представляется, что если возникает НА, то из каких частей формируется его стоимость. По моему мнению себестоимость складывается только из некоторых частей по смете, а именно: оплата по договору ГПХ за работу дизайнера, изготовление анонса проекта, право пользования Тильдой. Размещение анонсов и программ не включаются в с/с НА
Привожу проводки (возможно не совсем верный). Если так, поправьте пожалуйста!
Дт 76 Кт 86-100тыс
Дт 51 КТ 76-100 тыс
Дт 10 Кт 60-1тыс (диски); Дт 60 Кт 51
Дт 86 Кт 98-1тыс. По мере списания будут сделаны проводки : Дт 20 Кт 10, Дт 98 Кт 91, Дт 91 Кт 20 (расходы признаны в доходах по мере списания материалов)
Дт 97 Кт 60-12тыс (Тильда) ; Дт 60 Кт 51
Дт 20 Кт 97-ежемесячная сумма по правам на Тильду, допустим 1 тыс
ДТ 20 КТ 76, 69-30 тыс (работа дизайнера); Дт 76,69 Кт 51
Дт 20 Кт 60-2тыс (изготовление анонса); Дт 60 Кт 51
Дт 20 Кт 60-55тыс (на сумму размещения программ в СМИ); Дт 60 Кт 51
Дт 86 КТ 98-55тыс
Дт 98 Кт 91-55 тыс
Дт 91 Кт 20-55 тыс
По мере формирования с/с проекта делаю проводки, до тех пор все числится в «незавершенке»!?: Дт 08 Кт 20-44000 (12000+2000+30000), дальше полагаю должна быть проводка Дт 04 Кт 08-44000. Какой проводкой тогда закрыть счет 86 на стоимость НА? так будет верным, если единовременно на сумму НА сделать проводку Дт 86 Кт 98 и Дт 98 Кт 91?
2. Возникает другой вопрос: получается что сам НА остается в пользовании организации и она имеет право передает неисключительное право другим лицам (даже на коммерческой основе) и в балансе тогда счет 04 имеет стоимостную оценку, не смотря на то,что создан он за счет целевых средств? как в дальнейшем списывать со счета 04. Пожалуйста подскажите проводки!
Вопрос удалён модератором.
Буду очень признательна за помощь!
Наталья Пантелюк (автор вопроса) 107 баллов, г. Омск

Текст бессодержательного сообщения удален модератором.
Александр Погребс Главный консультант

Добрый день!
Цитата (Наталья Пантелюк):После завершения работ, организация передает неисключительное право пользования проектом.Кому передает? РГО?
И еще, исключительное право остается за Вашей организацией? Или передается РГО?
Это исключительное право зарегистрировано?
Наталья Пантелюк (автор вопроса) 107 баллов, г. Омск

День добрый! Мы делаем проект для РГО. Исключительное право остается за нами. РГО по лиц договору по окончанию проекта передается неисключительное право пользования. Наше исключительное право вытекает по условиям договора. Нигде не регистрируется! Помимо РГО мы можем передавать на коммерческой основе по такому же третьим лицам
Александр Погребс Главный консультант

Добрый день!
Цитата (Наталья Пантелюк):Наше исключительное право вытекает по условиям договора. Нигде не регистрируется!Конечно, основание не столь сильное, как регистрация права в соответствующих органах, но, бывают и такие НМА.
Итак, у Вас целефое финансирование на создание НМА.
Дт 76 — Кт 86 — принято решение о целевом финансировании с помощью гранта;
Дт 51 — Кт 76 — получен грант;
Дт 98.2 Цитата (Наталья Пантелюк):2. Возникает другой вопрос: получается что сам НА остается в пользовании организации и она имеет право передает неисключительное право другим лицам (даже на коммерческой основе) и в балансе тогда счет 04 имеет стоимостную оценку, не смотря на то,что создан он за счет целевых средств? как в дальнейшем списывать со счета 04. Пожалуйста подскажите проводки! — Кт 86 — направлении бюджетных средств на финансирование расходов по созданию НМА.
Дальше Вы начали делить расходы на те, что включаются в НМА и те, которые не включаются.
Это не совсем правильно.
Точнее зависит от тог, какие цели заявлены в решении о гранте.
В другой своей теме — https://www.buhonline.ru/forum/index?g=posts&t=449649&find=unread — Вы процитировали договор:
Цитата (Наталья Пантелюк):цель : … в договоре указано: денежные средства переданы на реализацию
прокетов (программ) в сфере научной, общественой, культурной,
природоохранной деятельности…Увы, из этих слов непонятно, деньги даны только на создание НМА или еще и на подготовку к его коммерческому использованию.
Если только на создание НМА, то все расходы за счет гранта должны являтся расходами по созданию НАМ:
Дт 08 — Кт 10
Дт 08 — Кт 70
Дт 08 — Кт 60
и т.д.
Либо всё собирать на 20-м, потом:
Дт 08 — Кт 20
Если в договоре по целевому финансированию есть и создание НМА, и отдельно расходы по коммерческому использованию НМА, тогда часть расходов на 08, а часть — на 20-й или 26-й и отправляете на 90.2 в общем порядке.
Как разделить части — решайте сами.
А я пока продолжу.
После того, как работы будут приняты и одобрены грантодателем, формируете первоначальную стоимость НМА. Она может полносью состаоять из расходов за счет гранта, а может и из дополнительных собственных расходов. Часто гранты дают при условии частичного собственного финансирования.
Итак, оприходовали НМА:
Дт 04 — Кт 08 = первоначальная стоимость НМА
И со следующего месяца начинаете амортизацию НМА:
Дт 20 — Кт 05 = по сумме амортизации
И одновременно делаете проводку списания в прибыль целевого финансирования:
Дт 98.2 -Кт 91 = на ту часть суммы амортизации, которая соответствует части целевого финансирования в первоначальной стоимости НМА (Если НМА полностью за счет гранта, то и списание в доход в полной сумме амортизации).
Если у Вас «второй вариант», т.е. часть расходов за счет гранта не вошла в первоначальную стоимость НМА, то проводка Дт 98.2 -Кт 91 в момент списания расходов за счет 20, 26 или 44 и на сумму этих расходов.
Цитата (Наталья Пантелюк):2. Возникает другой вопрос: получается что сам НА остается в пользовании организации и она имеет право передает неисключительное право другим лицам (даже на коммерческой основе) и в балансе тогда счет 04 имеет стоимостную оценку, не смотря на то,что создан он за счет целевых средств? как в дальнейшем списывать со счета 04. Пожалуйста подскажите проводки!А это уже обычная коммерческая деятельность:
Дт 62 — Кт 90.1 — выставили счет на право пользование
Дт 90.3 — Кт 68 — начислили НДС
Дт 90.2 — Кт 20 — расходы, куда помимо текущих расходов войдут и амортизация НМА и, возможно, другие расходы за счет гранта.
Успехов!
Наталья Пантелюк (автор вопроса) 107 баллов, г. Омск

Спасибо большое!
Алекс_С 0 баллов

Добрый день,
вопрос, поднятый автором, не урегулирован в полной мере в ПБУ, да и в налоговом учете могут возникнуть вопросы. Описанный экспертом путь выглядит вполне логичным, но создаст проблемы при заполнении Раздела 3 декларации по УСН («Отчет о целевом использовании имущества…»), т.к. средства целевого финансирования будут в учете числиться неизрасходованными до того момента, когда произойдет полная амортизация НМА. В тоже время, можно предположить, что грант РГО имеет конкретные (и довольно короткие) сроки использования. Поэтому, если заполнить раздел 3 декларации по данным бухгалтерского учета, то ФНС пришлет требование об уплате налога со всей суммы «неизрасходованного в срок» целевого финансирования. Если заполнить раздел 3 по данным налогового учета, то ФНС, скорее всего, пришлет запрос на пояснения о причинах расхождения бухгалтерского и налогового учета в части целевого финансирования. Теже вопросы могут возникнуть и при заполнении Отчета о целевом использовании средств в годовой бухгалтерской отчетности (ранее форма 6).
Учитывая, что вопрос не урегулирован в полной мере можно предложить использовать несколько адаптированный порядок учета НМА, который применяют некоммерческие организации, а именно, сформировать в учете «фонд недвижимого и особо ценного движимого имущества» на величину первоначальной стоимости НМА. Для формирования этого фонда обычно используется либо счет 83, либо специальный субсчет счета 86. В момент признания НМА в этом случае делается проводка «отражение источника финансирования» Дт.86 (РГО) Кт 83 (или 86 с/с фонд недвижимого…). Эта проводка показывает, что средства РГО потрачены целевым образом. Но дальше возникает вопрос, что делать с амортизацией НМА. (У некоммерческих организаций этого вопроса нет, т.к. они не имеют права начислять амортизацию по НМА). В данном случае начислять амортизацию НМА в обычном порядке (=на затраты периода) будет уже нельзя, т.к. приведет к задвоению расходов. Напрашивается начисление амортизации НМА в уменьшение фонда недвижимого и особо ценного движимого имущества, но такой вариант учета нигде не описан, хотя и не запрещен тоже.
Вне зависимости от использованного варианта учета НМА и его амортизации ( = наличие неизрасходованных остатков целевого финансирования или наличие фонда недвижимого и особо ценного движимого имущества по состоянию на конец отчетного периода) в данном случае это может привести к сложностям с формированием баланса, в котором должно появиться два третьих раздела (капитал и целевое финансирование), что не каждая программа бухгалтерского учета может обеспечить.
Александр Погребс Главный консультант

Добрый день!
Цитата (Алекс_С):Поэтому, если заполнить раздел 3 декларации по данным бухгалтерского учета, то ФНС пришлет требование об уплате налога со всей суммы «неизрасходованного в срок» целевого финансирования.Если Вы покажете, что средства гранта в срок не израсходовали, тогда да, неизрасходованная в срок сумма должна быть отражена в доходе.
Вот только Вы немного путаете понятия.
Средства израсходованы и отражена в стоимости НМА.
И неиспользованного целевого финансирования нет — все средства на «доходах будущих периодов».
Так что, заполняйте отчетность правильно и проблем не будет.
Цитата (Алекс_С):можно предложить использовать несколько адаптированный порядок учета НМА, который применяют некоммерческие организации, а именно, сформировать в учете «фонд недвижимого и особо ценного движимого имущества» на величину первоначальной стоимости НМА.Но ведь мы имеем дело с коммерческой организацией. А для нее проводки вполне определены.
Хотя, бухгалтерский учет — дело творческое. И если автор вопроса сможет сформулировать перед налоговиками свои бухгалтерские действия, то лично у меня возражений нет.
Смысла только не вижу.
Успехов!

Смотрят тему: гость

УЧЁТ СУБСИДИЙ КОММЕРЧИСКИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ

На сегодняшний день субсидии являются весьма востребованной и популярной формой поддержки предпринимательства. О том, как их правильно отразить в учете и как рассчитать налоги в связи с получением субсидии в рамках государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, мы и поговорим в этот раз.

Что же такое субсидия?

Величина, а также порядок выделения субсидий предпринимателям устанавливается субъектами Российской Федерации.

Итак, все условия выполнены и – УРА! – нам выделена субсидия. Как же нам с ней дальше быть?

Для начала рассмотрим порядок бухгалтерского учета, полученных субсидий.

Бухгалтерский учет субсидий

Субсидия всегда имеет целевое финансирование. Отсюда вытекает, что проводки должны «крутиться» около счета 86 «Целевое финансирование».

В бухгалтерском учете субсидий возникает три группы операций:

— поступление;

— использование;

— возврат неиспользованной субсидии.

В зависимости от выполнения условий предоставлению бюджетных средств организация может отражать средства субсидии двумя путями (пункт 7 ПБУ 13/2000).

  1. По мере возникновения целевого финансирования и задолженности по этим средствам. Данный вариант используется, если имеется уверенность, что условия предоставления таких средств организацией будут выполнены и имеется уверенность, что указанные средства будут получены. В данном случае задолженность по субсидии отражается на момент заключения договора или принятия и публичного объявления решения и т.п. и делаются проводки:
  2. По мере фактического получения ресурсов
  3. 1.Налог на прибыль
  4. 2.УСН и ЕСХН
  5. 3.ЕНВД

Полученные средства учитываются на счете 86 вплоть до того момента, пока у организации не появится уверенность в том, что условия полученных средств будут выполнены (п. 12, п. 7 ПБУ 13/2000 и инструкция к плану счетов).

Например, организация получила средства на строительство производственного помещения, но есть сомнения в том, что строительство будет доведено до конца.

Если субсидия предоставлена на финансирование расходов, которые возникли у организации в прошлых отчетных периодах (п. 10 ПБУ 13/2000), то отражаем ее следующим образом:

Использовать средства субсидии организация обязана по строго целевому назначению и с соблюдением всех условий их предоставления. В противном случае полученные средства нужно вернуть бюджету.

Средства субсидии, направленные на финансирование капитальных расходов, списываются в следующем порядке:

Если приобретенный актив не амортизируется, то целевое финансирование учитывается в качестве доходов будущих периодов при принятии к учету. А далее в течение срока признания расходов, связанных с выполнением условий предоставления средств бюджетом, указанные суммы относятся в состав прочих доходов.

Порядок отнесения целевых средств в состав прочих доходов законодательно не закреплен. Поэтому организация может сама его разработать и закрепить в учетной политике.

Использование субсидии на финансирование текущих расходов (приобретение материалов, выплата заработной платы) отражается в периодах, когда такие затраты признаны.

Вариант отражения операции по возврату средств субсидии зависит от:

— момента, когда возникло обязательство по возврату полученной субсидии;

— метода, которым отражено поступление государственной помощи.

Если организация отразила поступление субсидии по мере возникновения целевого финансирования (первый вариант) и обстоятельства, ставшие причиной возврата, возникли в году получения субсидии, то организация должна сторнировать все проводки, связанные с поступлением и использованием субсидии. Все кроме проводки по фактическому получению субсидии (Дебет 51 Кредит 76). Когда произойдет фактический возврат субсидии, то делаем проводку:

Дебет 76 Кредит 51 (08, 10 …) – возврат ранее полученной субсидии

Если организации в текущем году необходимо вернуть субсидию, полученную в предыдущие году, то действуем по следующей схеме:

Налогообложение полученных субсидий

Субсидии, полученные в рамках государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, включаются в налогооблагаемые доходы. При этом они включаются не единовременно, а пропорционально расходам, оплаченным за счет средств финансовой поддержки.

Например, мы получили субсидию в мае 2014 года в размере 300 000 рублей

В июне мы потратили 37 000 рублей на приобретение мебели.

Таким образом, по итогам второго квартала в база по налогу на прибыль в части субсидии (не путайте с общей базой по налогу на прибыль!) у нас составит 0 рублей. Так как мы покажем в расходах 37 000 рублей и в доходах соответственно тоже только 37 000 рублей.

Такие средства должны быль полностью включены в налоговую базу в течение двух налоговых периодов. Поэтому если вы к концу второго года не успели израсходовать всю сумму субсидии, остаток вам все равно придется обложить налогом.

Описанные порядок не действует в случае если за счет субсидии организация покупает амортизируемое имущество. Такая субсидия включается в доходы по мере начисления амортизации (п. 4.3 ст. 271, п. 2.3 ст. 273 НК РФ)

Средства субсидии отражаются в составе доходов пропорционально расходам, фактически осуществленных за ее счет (в данном случае числовой пример может быть аналогичен налогу на прибыль), но не более двух налоговых периодов с даты ее получения. Если по окончании второго налогового периода не вся сумма субсидии израсходована, то разницу между полученной и признанной субсидии придется признать в качестве дохода по окончании второго года п. 5 ст. 346.5, п. 1 ст. 346.17).

При УСНО данный порядок применяется как при объекте «доходы минус расходы», так и при объекте «Доходы». Но при этом организации должны вести учет потраченных сумм субсидии.

Расходы на приобретение основных средств учитываются в составе расходов при определении налоговой базы с момента ввода этих объектов в эксплуатацию в течение налогового периода равными долями в последний день отчетного (налогового периода) в размере оплаченных сумм.

Расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации, учитываются для целей налогообложения (при УСНО) на дату реализации товаров.

Объектом обложения ЕНВД является вмененный доход. А средства государственной помощи в общем случае выходят за рамки деятельности облагаемой ЕНВД. Поэтому при поступлении и использовании такого имущества организация должна применять правила, общеустановленный порядок, либо в порядке и на условиях предусмотренных главами 26.1 и 26.2 НК РФ.

Таким образом, субсидия (если речь не идет о возмещении недополученных доходов в связи с реализацией товаров, выполнением работ и оказанием услуг по ценам, регулируемых государственными и муниципальными органами власти) не являются доходов, полученным от осуществления предпринимательской деятельности, переведенной на ЕНВД

Поэтому данная сумма подлежит налогообложению налогом на прибыль (налогом на доходы физических лиц, ЕСХН или УСН)

Подробнее об этом можно прочитать:

— Письмо ФНС России от 21.06.2011 № ЕД-4-3/9835@

— Письмо Минфина России от 22.07.2011 № 03-03-10/66

Галина Шейко, главный бухгалтер НП Краевой центр содействия предпринимательству $AJAX_JS$

Как отразить в бухучете госпомощь (субсидии, бюджетные кредиты и прочее)

Организация может получить средства целевого финансирования в виде:

— имущества (в т. ч. денежных средств) от других организаций или граждан (негосударственное целевое финансирование);
— финансовой помощи от государства (государственной помощи).

Государственная помощь

Государственная помощь может быть предоставлена в виде:

— субсидий;
— бюджетных кредитов;
— прочих форм государственной помощи. К ним, в частности, можно отнести имущественную поддержку малого и среднего бизнеса, когда организациям предоставляется имущество, например, оборудование, материалы, на возмездной, безвозмездной основе или на льготных условиях (ч. 1 ст. 18 Закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ).

Ситуация: относится ли к средствам государственной помощи имущество (в т. ч. денежные средства), которое организация получила в рамках целевых программ из государственных внебюджетных фондов?

Ответ: да, относится.

Средства государственных внебюджетных фондов являются составной частью бюджетной системы РФ (ст. 10 Бюджетного кодекса РФ). Поэтому средства, полученные на финансирование целевых мероприятий из внебюджетного фонда (например, из Фонда занятости населения), относятся к государственной помощи. Подтверждает такую позицию и Минфин России в письме от 3 января 2002 г. № 04-02-05/1/223.

Бухучет

Для целей бухучета государственная помощь подразделяется на средства, связанные с финансированием:

— капитальных расходов на приобретение (создание) внеоборотных активов (например, основных средств);
— текущих расходов.

В первом случае предоставление государственной помощи может сопровождаться дополнительными условиями, такими как:

— ограничение приобретения определенных видов активов;
— конкретное местонахождение приобретаемых активов;
— установленные сроки приобретения и владения активами.

К финансированию текущих расходов относятся все другие виды государственной помощи, отличные от приобретения (создания) внеоборотных активов. При этом для целей бухучета не признаются государственной помощью средства (экономическая выгода), полученные в рамках:

— государственного регулирования цен и тарифов;

— применения соответствующих правил налогообложения прибыли (например, предоставление налоговых льгот, отсрочки или рассрочки по уплате налогов и сборов, инвестиционных налоговых кредитов);

— полученных бюджетных инвестиций (в частности, участие государства в формировании уставного капитала организации, например, унитарных).

Государственная помощь может быть предоставлена организации в виде:

— денежных средств;
— другого имущества (например, основных средств, материалов).

Об этом говорится в пунктах 3 и 4 ПБУ 13/2000.

Ситуация: как в бухучете определить стоимость имущества (например, основных средств, материалов), предоставленных организации в собственность в рамках государственной помощи?

Имущество, полученное на возмездной основе, учтите по стоимости, указанной в договоре. Безвозмездно полученное имущество примите к учету по рыночной стоимости.

Если организация получает имущество на возмездной основе (т. е. на льготных условиях, например в рамках имущественной поддержки малого и среднего бизнеса), то по общему правилу его стоимость будет указана в договоре на предоставление государственной помощи. В этой стоимости и поставьте имущество на учет (п. 7 ПБУ 6/01, п. 5 ПБУ 5/01).

Если имущество предоставляется на безвозмездной основе, то для определения его стоимости воспользуйтесь правилами, установленными в пункте 6 ПБУ 13/2000. Там сказано, что стоимость полученного имущества (за исключением денег) определяется исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах организация обычно устанавливает стоимость таких же или аналогичных активов.

Таким образом, если организация получает имущество на безвозмездной основе, она вправе воспользоваться общим порядком, предусмотренным для определения стоимости активов, полученных безвозмездно (п. 10.3 ПБУ 9/99).

При отражении в бухучете государственной помощи (кроме бюджетных кредитов) возникают три группы операций:

— поступление государственной помощи;
— использование государственной помощи;
— возврат государственной помощи.

Бюджетные кредиты, предоставленные организации, отражайте в бухучете в порядке, предусмотренном для учета заемных средств (п. 16 ПБУ 13/2000). Исключением из этого правила является случай, когда организация получает такие кредиты на безвозвратной основе. Тогда получение средств отражайте в учете в общем порядке, предусмотренном для государственной помощи (п. 17 ПБУ 13/2000).

Отражение в бухучете иных форм государственной помощи зависит от того, какое имущество получает организация и на каких условиях. Так, например, если в рамках имущественной поддержки от государства организация получает оборудование, то порядок отражения его получения в бухучете будет соответствовать порядку, предусмотренному для основных средств, приобретенных за счет государственной помощи.

Информацию о средствах, полученных из бюджета, организация должна раскрыть в бухгалтерской отчетности (Бухгалтерском балансе). Порядок раскрытия такой информации прописан в разделе IV ПБУ 13/2000. Данные о характере использования целевых средств коммерческие организации должны отразить в Отчете о целевом использовании средств и Пояснениях к Бухгалтерскому балансу и Отчету о прибылях и убытках.

Поступление государственной помощи

В зависимости от выполнения условий предоставления бюджетных средств организация может отражать средства государственной помощи:

— по мере возникновения целевого финансирования и задолженности по этим средствам;
— по мере фактического получения ресурсов.

Об этом говорится в пункте 7 ПБУ 13/2000.

В первом случае организация отражает государственную помощь в учете при наличии следующих условий:

— имеется уверенность, что условия предоставления таких средств организацией будут выполнены. Подтверждением могут быть, например, заключенные организацией договоры, принятые и публично объявленные решения, технико-экономические обоснования, утвержденная проектно-сметная документация;

— имеется уверенность, что указанные средства будут получены. Подтверждением могут быть, например, утвержденная бюджетная роспись, уведомление о бюджетных ассигнованиях, лимитах бюджетных обязательств, акты приемки-передачи ресурсов и иные соответствующие документы.

Такой порядок предусмотрен пунктом 5 ПБУ 13/2000.

При возникновении целевого финансирования (задолженности по предоставлению средств) в учете сделайте проводки:

Дебет 76 Кредит 86
– отражена задолженность бюджета по предоставлению государственной помощи.

По мере фактического получения средств соответствующие суммы уменьшают задолженность и увеличивают счета учета поступившего имущества (например, денежных средств, капитальных вложений):

Дебет 51 (08, 10…) Кредит 76
– отражено поступление имущества (в т. ч. денежных средств) в рамках государственной помощи.

Об этом говорится в абзаце 1 пункта 7 ПБУ 13/2000 и Инструкции к плану счетов.

Во втором случае (если организация фактически получила средства государственной помощи, но достаточная уверенность в том, что она выполнит условия их предоставления отсутствует) при их получении в учете сделайте проводку:

Дебет 51 (08, 10…) Кредит 86
– отражено поступление имущества (в т. ч. денежных средств) в рамках государственной помощи.

Полученные средства учитывайте на счете 86 вплоть до того момента, пока у организации не появится уверенность в том, что условия получения целевых средств будут выполнены.

Например, такая ситуация может возникнуть, если организация получила средства на строительство производственного цеха, однако есть сомнения в том, что строительство будет окончено в установленный срок.

Об этом говорится в пункте 12, абзаце 2 пункта 7 ПБУ 13/2000 и Инструкции к плану счетов.

Если государственная помощь предоставлена на финансирование расходов, которые возникли у организации в прошлых отчетных периодах, то в бухучете сделайте проводки:

Дебет 76 Кредит 91-1
– отражена задолженность бюджета по предоставлению государственной помощи;

Дебет 51 Кредит 76
– отражено поступление средств государственной помощи на финансирование расходов, которые возникли у организации в прошлых отчетных периодах.

Об этом говорится в пункте 10 ПБУ 13/2000.

Субсидии, полученные в связи с реализацией товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам или предоставлением потребителям льгот в соответствии с законодательством, НДС не облагаются (п. 2 ст. 154 НК РФ).

Использование государственной помощи

Использовать средства государственной помощи организация обязана строго по целевому назначению и с соблюдением всех условий их предоставления. В противном случае полученные средства нужно вернуть бюджету. Такой вывод позволяют сделать положения статьи 38 и пункта 3 части 2 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ.

Использование государственной помощи в бухучете отражайте в зависимости от направлений их расходования.

Средства государственной помощи, направленные на финансирование капитальных расходов, списывайте в таком порядке:

— если актив подлежит амортизации то на протяжении срока полезного использования внеоборотных активов;

— если актив не амортизируется (например, земельный участок) то в течение периода признания расходов, связанных с выполнением условий предоставления бюджетных средств на приобретение внеоборотных активов.

В первом случае целевое финансирование учитывается в качестве доходов будущих периодов при вводе объектов внеоборотных активов в эксплуатацию. Впоследствии, в течение срока полезного использования объекта, суммы доходов будущих периодов списываются на прочие доходы в размере начисленной амортизации.

В частности, при приобретении за счет государственной помощи основных средств, подлежащих амортизации (после отражения на счете 01 в общем порядке), в учете сделайте проводку:

Дебет 86 Кредит 98-2
– отражены средства государственной помощи в составе доходов будущих периодов (на стоимость приобретенного основного средства).

Затем ежемесячно (по мере начисления амортизации):

Дебет 20 (23, 25, 26…) Кредит 02
– начислена амортизация по основным средствам, приобретенным за счет государственной помощи;

Дебет 98-2 Кредит 91-1
– учтена в составе прочих доходов сумма амортизации, начисленная по основным средствам, приобретенным за счет государственной помощи.

Такие правила предусмотрены пунктом 9 ПБУ 13/2000.

Ситуация: как в бухучете отразить средства государственной помощи, истраченные на приобретение (создание) неамортизируемых внеоборотных активов?

Средства госпомощи отразите в составе расходов будущих периодов с последующим списанием на прочие расходы.

Так, если актив не амортизируется, целевое финансирование учитывается в качестве доходов будущих периодов при вводе объекта в эксплуатацию (принятии к учету). Впоследствии, в течение срока признания расходов, связанных с выполнением условий предоставления бюджетных средств, указанные суммы относятся в состав прочих доходов.

Такой вывод позволяет сделать пункт 9 ПБУ 13/2000.

Например, если организации выделены средства на покупку земельного участка для строительства производственного цеха, то расходы на строительство признаются в течение всего периода строительства. Следовательно, в течение такого же периода будут списываться со счета учета доходов будущих периодов в состав прочих доходов и средства государственной помощи. При этом порядок отнесения целевых средств в состав прочих доходов законодательно не установлен. Поэтому организация вправе самостоятельно разработать его и закрепить в учетной политике для целей бухучета. Например, организация может установить, что средства государственной помощи признаются в составе прочих доходов равномерно в течение планового периода строительства.

Пример отражения в бухучете поступления и использования государственной помощи на финансирование капитальных расходов, связанных с приобретением неамортизируемых основных средств

ЗАО «Альфа» получило из бюджета субсидию на финансирование капитальных расходов (приобретение земельного участка). Субсидия предоставлена с условием строительства на данном участке производственного цеха. Сроки строительства установлены в период с 1 января по 31 декабря текущего года.

«Альфа» утвердила проектно-сметную документацию на строительство, а также получила уведомление о выделении средств из бюджета на финансирование строительства. Поэтому средства государственной помощи отражаются в учете по мере возникновения целевого финансирования и задолженности по этим средствам.

В учетной политике организации для целей бухучета прописано, что при покупке за счет бюджетных средств земельных участков (для целей строительства) средства государственной помощи списываются со счета учета доходов будущих периодов в состав прочих доходов равномерно в течение планового периода строительства начиная с месяца, следующего за месяцем принятия земельного участка к учету.

Стоимость земельного участка на основании договора купли-продажи составила 4 720 000 руб. Средства из бюджета были перечислены на счет «Альфы» 11 января. Операции по получению и использованию средств государственной помощи бухгалтер отразил следующим образом.

В январе:
Дебет 76 Кредит 86
– 4 720 000 руб. – отражена задолженность бюджета по предоставлению государственной помощи (на основании договора).
Дебет 51 Кредит 76
– 4 720 000 руб. – поступили денежные средства в рамках государственной помощи;
Дебет 08 Кредит 60
– 4 720 000 руб. – отражена стоимость земельного участка, приобретенного за счет средств государственной помощи;
Дебет 01 Кредит 08
– 4 720 000 руб. – принят к учету земельный участок;
Дебет 86 Кредит 98-2
– 4 720 000 руб. – отражены средства государственной помощи в составе доходов будущих периодов.

Ежемесячно с февраля по декабрь:
Дебет 98-2 Кредит 91-1
– 429 091 руб. (4 720 000 руб. : 11 мес.) – учтены в составе прочих доходов средства государственной помощи, направленные на приобретение земельного участка.

Использование государственной помощи на финансирование текущих расходов (например, приобретение материалов, выплата зарплаты) отражайте в периодах признания указанных затрат.

При финансировании за счет средств государственной помощи текущих расходов в учете делайте следующие проводки.

При использовании государственной помощи на приобретение материалов:

Дебет 10 Кредит 60
– оприходованы материалы;

Дебет 86 Кредит 98-2
– отнесена на доходы будущих периодов сумма государственной помощи, израсходованная на приобретение материалов;

Дебет 20 (23, 25, 44…) Кредит 10
– списаны в производство материалы;

Дебет 98-2 Кредит 91-1
– учтена в составе прочих доходов сумма государственной помощи, израсходованная на приобретение материалов.

При начислении зарплаты (иных расходов аналогичного характера), источником финансирования которой является государственная помощь:

Дебет 86 Кредит 98-2
– отнесена на доходы будущих периодов сумма государственной помощи, которая является источником финансирования выплат в пользу сотрудников (источником уплаты зарплатных взносов);

Дебет 20 (23, 26, 44…) Кредит 70 (69, 73,…)
– начислены выплаты в пользу сотрудников (зарплатные взносы);

Дебет 98-2 Кредит 91-1
– учтена в составе прочих доходов сумма государственной помощи, которая является источником финансирования выплат сотрудникам (зарплатных взносов).

Об этом говорится в абзаце 2 пункта 9 ПБУ 13/2000.

Исключением из всего вышеизложенного порядка отражения в бухучете использования государственной помощи является случай, когда выделение бюджетных средств связано с выполнением определенных условий. В этом случае период, в течение которого средства будут списываться со счета 86, нужно определить исходя из времени признания тех расходов, финансирование которых осуществлено. Такой порядок предусмотрен в абзаце 4 пункта 9 ПБУ 13/2000.

Пример отражения в бухучете поступления и использования государственной помощи на финансирование работы по содержанию и ремонту имущества в многоквартирных домах

Управляющая организация в январе получила средства из бюджета на финансирование работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в размере 3 520 000 руб.

Капитальный ремонт проведен в шестимесячный срок. Затраты на капитальный ремонт за весь срок его проведения составили:
– 1 720 000 руб. – стоимость материалов;
– 1 800 000 руб. – зарплата работников (иные расходы аналогичного характера).

Операции по получению и использованию средств государственной помощи бухгалтер отразил следующим образом.

В январе:
Дебет 51 Кредит 86
– 3 520 000 руб. – поступили денежные средства в рамках государственной помощи.

В течение всего срока капитального ремонта по мере приобретения и расходования материалов:

Дебет 10 Кредит 60
– 1 720 000 руб. – оприходованы материалы;
Дебет 86 Кредит 98-2
– 1 720 000 руб. – отнесена на доходы будущих периодов сумма государственной помощи, израсходованная на приобретение материалов;
Дебет 20 Кредит 10
– 1 720 000 руб. – списаны в производство материалы;
Дебет 98-2 Кредит 90-1
– 1 720 000 руб. – учтена в составе выручки сумма государственной помощи, израсходованная на приобретение материалов.

При начислении зарплаты (иных расходов аналогичного характера), источником финансирования которой является государственная помощь:

Дебет 20 Кредит 70 (69)
– 1 800 000 руб. – начислены выплаты в пользу работников (зарплатные взносы);
Дебет 86 Кредит 98-2
– 1 800 000 руб. – отнесена на доходы будущих периодов сумма государственной помощи, которая является источником финансирования выплат в пользу работников (источником уплаты зарплатных сборов);
Дебет 98-2 Кредит 90-1
– 1 800 000 руб. – учтена в составе выручки сумма государственной помощи, которая является источником финансирования выплат работникам (зарплатных взносов).

Возврат государственной помощи

Отражение в бухучете операций по возврату средств государственной помощи зависит от:

— момента, когда возникли обстоятельства, при которых организация должна возвратить полученные ресурсы;
— метода отражения в бухучете поступления государственной помощи.

На дату возникновения задолженности перед бюджетом по возврату государственной помощи в бухучете сделайте исправительные записи (сторно) при одновременном соблюдении двух условий:

— организация отражала поступление государственной помощи по мере возникновения целевого финансирования (задолженности по этим средствам);

— обстоятельства, повлекшие возврат средств, возникли в том же году, когда была получена государственная помощь.

В этом случае организация должна сторнировать все проводки, связанные с поступлением и использованием бюджетных средств. За исключением проводки по фактическому получению государственной помощи (Дебет 51 (08, 10…) Кредит 76). В данном случае счет 76 закроется, когда организация возвратит полученные средства в бюджет. При этом необходимо будет сделать проводку:

Дебет 76 Кредит 51 (08, 10…)
– отражен возврат государственной помощи, ранее полученной из бюджета.

Такой вывод позволяет сделать пункт 13 ПБУ 13/2000.

Если в отчетном году возникают обстоятельства, в связи с которыми организация должна возвратить средства, полученные в качестве государственной помощи в предыдущие годы, то предусмотрен иной порядок отражения исправительных записей.

В части средств, предоставленных на финансирование капитальных вложений:

Дебет 86 Кредит 76
– отражена задолженность организации, связанная с возвратом ранее полученных средств государственной помощи;

Дебет 91-2 Кредит 86
– восстановлены средства целевого финансирования в размере начисленной амортизации;

Дебет 98-2 Кредит 86
– восстановлено целевое финансирование на несписанную сумму доходов будущих периодов.

В части средств, полученных на финансирование текущих расходов:

Дебет 86 Кредит 76
– отражена задолженность организации, связанная с возвратом ранее полученных средств государственной помощи;

Дебет 91-2 Кредит 86
– восстановлены средства целевого финансирования в размере фактически понесенных текущих расходов.

Об этом говорится в пункте 14 ПБУ 13/2000.

]]>]]>

subsidii.jpg

Copyright: фотобанк Лори

Получение субсидий, т.е. целевой государственной помощи, является сегодня популярной формой поддержки бизнеса при реализации госпрограмм или возмещении недополученных доходов компаниям. Узнаем, как отразить субсидии в бухгалтерском учете.

Отражение субсидий в бухгалтерском учете

Определение субсидии как целевой помощи (ПБУ 13/2000) является главным условием применения счета 86 «Целевое финансирование». Именно на нем аккумулируются суммы, объединяемые единым термином «субсидии» — учитываются поступления, контролируется использование средств по назначению и осуществляется возврат неосвоенных сумм.

Поступление субсидии фирма может отражать в учете двумя способами:

  1. Зафиксировав на момент подписания договора о предоставлении дотации задолженность бюджета по дебету сч. 76, а при получении субсидии – кредитуя его:

Д/т 76 К/т 86 – на сумму предполагаемой субсидии;

Д/т 51 (08, 10) К/т 76 – на поступление средств, инвестиций, ТМЦ, имущества и др. в рамках договора о целевом субсидировании;

  1. По факту поступления средств:

Д/т 08, 10, 51 К/т 86 – на сумму субсидии.

Если дотационными средствами осуществляется финансирование затрат, возникших в прошлых отчетных периодах, то учет субсидий в бухгалтерском учете производится в структуре прочих доходов:

Д/т 76 К/т 91/1- на сумму бюджетной задолженности;

Д/т 51 К/т 76 – на сумму поступившей субсидии.

Порядок учета бюджетной помощи на капвложения (п. 9 ПБУ 13/2000) предусматривает отражение дотационных сумм в составе доходов будущих периодов. Проводкой Д/т 86 К/т 98 суммы субсидии списывают со сч. 86 в момент ввода ОС или НМА в эксплуатацию. На протяжении срока полезного использования (СПИ) амортизируемых активов или в течение периода признания расходов, связанных с выполнением условий предоставления субсидии на приобретение неамортизируемого имущества, средства со сч. 98 равномерно (или в размере начисленного за месяц износа) списываются на финансовые результаты фирмы как внереализационные доходы.

Возврат субсидий

Важной особенностью использования средств субсидии является обязанность компании расходовать их неукоснительно по целевому назначению, четко соблюдая оговоренные условия предоставления. Никаких альтернативных вариантов законодательством не предусматривается, при невозможности реализовать проекты, на которые поступила бюджетная субсидия, полученные средства придется вернуть. Возврат субсидии осуществляется в зависимости от метода отражения полученных средств и момента возникновения обязательства по возврату средств.

Если дотация возвращается в год ее получения, то компании достаточно сторнировать проводки, которыми сопровождалось ее поступление (кроме Д/т 51 К/т 76) и использование. На момент фактического перечисления возвращенной дотации делают обратную бухгалтерскую запись – Д/т 76 К/т 51.

Возврат субсидии, полученной в прошлые годы, оформляется так:

Операции

Д/т

К/т

По капвложениям

Отражена задолженность по возврату субсидии

Восстановлены дотационные средства в сумме начисленного износа

Восстановлена сумма субсидии

По текущим затратам

Задолженность по возврату ранее предоставленной субсидии

Размер субсидии восстановлен в сумме реально понесенных расходов

Субсидия в бухгалтерском учете: проводки в примерах

Пример 1

За счет субсидии, выделенной ООО «Стройка», компанией в январе 2017 года приобретен участок земли под застройку стоимостью 3 500 000 руб. Согласно заключенному договору, возведение дома будет продолжаться с 1 февраля 2017 по 30 июля 2018 – 18 месяцев. Учет субсидии в бухучете фирмы отразится проводками:

Операции

Д/т

К/т

Сумма

Зачислены средства из бюджета

3 500 000

Стоимость участка отражена в структуре капвложения фирмы

3 500 000

Участок принят к учету

3 500 000

Отражение субсидии в бухгалтерском учете доходов будущих периодов

3 500 000

Ежемесячное списание доли суммы субсидии во внереализационные доходы (3 500 000 / 18 мес.) по неамортизируемому имуществу, каким является земельный участок

194 444

Пример 2

В мае 2017 года ООО «Радон» приобрело комплекс оборудования в рамках программы господдержки на сумму 560 000 руб. Размер ежемесячной амортизации комплекса составил 4666,67 руб. (560 000 / 10 / 12 мес.), начислялась она с июня 2017 по май 2018 – 12 мес.

Спустя год (в мае 2018) проверкой установлено нарушение целевого использования выделенной дотации, и субсидия была возвращена в бюджет на основании составленного акта. Бухгалтер оформил операции проводками:

Операции

Д/т

К/т

Сумма

Задолженность по возврату субсидии

560 000

Учтена сумма износа в составе доходов будущих периодов (4666,67 х 12)

56 000

Восстановлены дотационные средства в сумме начисленного износа (4666,67 х 12)

56 000

Восстановлена сумма субсидии (560 000 – 56 000)

504 000

Дотация перечислена в бюджет

560 000

Налогообложение субсидий

Учет госпомощи при расчете налога на прибыль зависит от признания дотации целевым финансированием в целях налогообложения прибыли (пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ). Так, по коммерческим компаниям целевыми признаются субсидии, направленные для финансирования капремонта многоквартирных домов и общего имущества в них. Подобные дотации компания вправе не включать в состав облагаемых доходов, но при соблюдении обязательных условий, как то:

  • ведение раздельного учета доходов и расходов по целевым операциям;
  • использование субсидированных средств на означенные цели.

Выплата бюджетной помощи в других случаях целевым направлением не признается, а, значит, коммерческие компании не вправе исключать ее из облагаемых доходов. Т.е. субсидии учитываются при расчете налога на прибыль в составе внереализационных доходов. Датой признания их будет считаться дата поступления средств на счет (пп.2 п. 4 ст. 271 НК РФ).

Популярное

Бухгалтерская отчетность
Сроки сдачи отчетности в 2019 году: таблица

Выплаты персоналу
Пособие на погребение в 2019 году

НДФЛ
Справка 2-НДФЛ: новая форма 2019

Декретный отпуск
Выплаты по беременности в 2019 году

Статистическая отчетность
Статистическая отчетность

НДФЛ
Справка 2-НДФЛ: новая форма-2018

Экологические платежи
Сдача отчета МСП за 2018 год

Кадровое делопроизводство
Производственный календарь-2019 с праздниками и выходными

Страховые взносы ПФР
Образец заполнения СЗВ-СТАЖ и ОДВ-1

Страховые взносы ФСС
Подтверждение вида деятельности в ФСС 2019: сроки

Транспортный налог
Ставки транспортного налога по регионам 2018 (таблица)

Налоги и взносы
Календарь бухгалтера: 2019 год

Страховые взносы ПФР
ОДВ-1 – новая форма

Страховые взносы ПФР
Как узнать номер СНИЛС