Полномочия налоговых органов

ФНС: функции и полномочия

Главная → Бухгалтерские консультации → Общие вопросы налогообложения

Актуально на: 13 апреля 2017 г.

ФНС (расшифровка – Федеральная налоговая служба) – это федеральный орган исполнительной власти. К функциям ФНС относятся (п. 1 Положения, утв. Постановлением Правительства от 30.09.2004 № 506):

  • контроль и надзор за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов, сборов и иных обязательных платежей;
  • контроль и надзор за производством и оборотом табачной продукции;
  • контроль и надзор за применением ККТ;
  • функции органа валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов.

О полномочиях ФНС расскажем в нашей консультации.

Задачи ФНС

На 2017-2021 гг. Службой (ФНС) разработана Стратегическая карта ведомства, включающая в себя цели, задачи и необходимые мероприятия для их достижения.

К задачам ФНС на ближайшие 5 лет отнесены, в частности, следующие:

  • противодействие уклонению от уплаты налогов и страховых взносов;
  • обеспечение законности, обоснованности и мотивированности решений, принимаемых налоговыми органами и развитие системы досудебного урегулирования споров;
  • сокращение времени на подготовку и подачу налоговой отчетности (отчетности по страховым взносам) налогоплательщиком (плательщиком страховых взносов);
  • расширение спектра сервисных услуг и повышение качества обслуживания;
  • совершенствование электронного взаимодействия и удаленного доступа, максимальный переход на телекоммуникационные каналы связи;
  • сближение налогового и бухгалтерского учетов;
  • развитие информационной открытости.

Полномочия ФНС

Полномочия налоговых органов – это совокупность их прав и обязанностей, предусмотренных ст.ст. 31-32 НК РФ. Полномочия ФНС представлены в разделе II Положения о ФНС (утв. Постановлением Правительства от 30.09.2004 № 506), где указаны, в частности, следующие полномочия ФНС:

Ф
Н
С
осуществляет контроль и надзор за: соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов, сборов, иных обязательных платежей;
соблюдением требований к ККТ, порядком и условиями ее регистрации и применения;
полнотой учета выручки в организациях и у ИП;
выдает в установленном порядке: свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином;
разрешения на обработку фискальных данных;
осуществляет: госрегистрацию организаций, физлиц в качестве ИП и крестьянских (фермерских) хозяйств;
аккредитацию филиалов, представительств иностранных организаций;
ведет в установленном порядке: учет всех налогоплательщиков;
ЕГРЮЛ, ЕГРИП и ЕГРН;
реестр дисквалифицированных лиц;
бесплатно информирует налогоплательщиков о действующем налоговом законодательстве;
осуществляет возврат или зачет излишне уплаченных (взысканных) сумм налогов и сборов, а также пеней и штрафов;
разрабатывает формы и порядок заполнения расчетов по налогам, формы налоговых деклараций и иные документы и направляет их для утверждения в Минфин;
осуществляет проверку деятельности организаций, физлиц, крестьянских (фермерских) хозяйств;
обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну.

Большинство своих функций ФНС осуществляет через территориальные налоговые органы – Инспекции ФНС. Их перечень и реквизиты можно найти на официальном сайте налогового ведомства по адресу nalog.ru.

Поделиться: Подписывайтесь на наш канал в Яндекс. Дзен ИНДЕКСЫ Ваше местоположение определено правильно?, изменить Москва Индекс
потребительских
цен

Используется
для индексации зарплаты

0.5% ноябрь 2018 г. МРОТ
по регионам

Используется для
регулирования зарплаты

18 781

Примечание

История

Ставка
рефинансирования

Используется для
расчёта отдельных показателей

7.75%

История

РАБОЧИЙ СТОЛ БУХГАЛТЕРА ОПРОС Хотели бы вы открыть свое дело?

Нет, свой бизнес – это слишком рискованно
Да, но мне не хватает знаний
Хочу открыть свое дело, зарегистрировав организацию
Хочу открыть свое дело, зарегистрировав ИП
Хочу открыть свое дело, но как самозанятый
У меня уже свое дело

«ГЛАВНАЯ КНИГА»
РЕКОМЕНДУЕТ БЛИЖАЙШИЕ БУХГАЛТЕРСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ Информации о мероприятиях в данный момент нет

Полномочия финансовых органов в области налогов и сборов

Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
Главная Финансы Полномочия налоговых органов РФ в области финансового контроля

Согласно пункту 1 статьи 34.2 Министерство финансов Российской Федерации дает письменные разъяснения налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, утверждает формы расчетов по налогам и формы налоговых деклараций, обязательные для налогоплательщиков, налоговых агентов, а также порядок их заполнения.

Финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, дают письменные разъяснения налогоплательщикам и налоговым агентам по вопросам применения соответственно законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах.

В комментируемой статье законодатель указывает обязанность финансовых органов давать письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, на данную норму необходимо ссылаться, направляя письменные запросы в финансовые органы.

Таким образом, по вопросам применения законодательства о налогах и сборах налогоплательщик вправе обращаться за разъяснениями соответственно в Минфин России и другие финансовые органы в субъектах Российской Федерации и органах местного самоуправления (Письмо Минфина Российской Федерации от 21 сентября 2004 года №03-02-07/39) (Приложение №71).

Федеральным законом 137-ФЗ (Приложение №23) в статью 34.2 введен новый пункт, в котором установлен срок, для предоставления письменных разъяснений Министерством финансов и финансовыми органами субъектов. Этот срок определили в два месяца. Тем не менее, в Приказе Минфина Российской Федерации от 23 марта 2005 года №45н «Об утверждении Регламента Министерства Финансов Российской Федерации» (далее — Регламент Минфина) (Приложение №48) срок по предоставлению письменных ответов на запросы составляет один месяц, при необходимости срок рассмотрения письменного обращения может быть продлен заместителем Министра, но не более чем на один месяц с одновременным информированием заявителя. В данном случае, такое расхождение норм о сроках непонятно, скорей всего будут внесены изменения в существующий Регламент Минфина, но и в случае невнесения указанных изменений, приоритет остается за НК РФ.

Глава I. Основные положения о налоговом контроле

§ 1. Понятие и принципы налогового контроля

Касаясь в данной работе непосредственно темы налогового контроля, хотелось бы обозначить понятие «контроль», как таковое, а также подчеркнуть его принадлежность к финансовому контролю.

Согласно общей теории права, любой контроль (франц. «controle» — «проверка») — это процесс, обеспечивающий достижение системой поставленных целей и состоящий из трех основных элементов:

  • — установление стандартов деятельности системы, подлежащих проверке;
  • — измерение достигнутых результатов с ожидаемыми результатами;
  • — корректировка управленческих процессов, если достигнутые результаты существенно отличаются от установленных стандартов.

Финансовый контроль — это контроль за законностью и целесообразностью действий в области образования, распределения и использования государственных и муниципальных денежных фондов в целях эффективного денежно-экономического развития страны. С формально-юридической точки зрения он рассматривается в качестве комплексного института финансового права и характер его, по сути, состоит в том, что в него включаются нормы различных подотраслей и институтов финансового права. По содержанию отношений, складывающихся в тех сферах государственного управления, которые охватываются государственным финансовым контролем, выделяют бюджетный (или бюджетно-финансовый), налоговый, банковский, валютный, таможенный контроль и надзор за страховой деятельностью.

Это положение подкрепляется еще и превалирующей в настоящее время точкой зрения об отнесении указанных соответствующих подотраслей права к финансовому праву.

В целях объективной оценки роли и сущности налогового контроля его понятие следует рассматривать в двух аспектах: узком и широком.

В широком аспекте налоговый контроль — это совокупность мер государственного регулирования, обеспечивающих в целях осуществления эффективной государственной финансовой политики экономическую безопасность России и соблюдение государственных и муниципальных фискальных интересов.

В узком аспекте налоговый контроль — это контроль государства в лице компетентных органов за законностью и целесообразностью действий в процессе введения, уплаты или взимания налогов и сборов.

Налоговый контроль служит формой реализации контрольной функции налогов и с позиций налогового права призван, в первую очередь, охранять и обеспечивать имущественные права государства и муниципальных образований.

Учитывая общие оценки, данные контролю в целом, отмечу наиболее часто встречающиеся определения налогового контроля.

Е.В. Поролло считает, что «Сущность налогового контроля можно рассматривать с двух позиций: во-первых, как функцию или элемент государственного управления экономикой, во-вторых, как особую деятельность по исполнению налогового законодательства. … Эти стороны налогового контроля находятся в неразрывном единстве, что позволяет представить налоговый контроль в виде классической кибернетической системы, сочетающей в себе разнообразие статический элементов и их динамическое взаимодействие, непрерывное развитие совершенствование».

А.В. Брызгалин считает, что «налоговый контроль — это специализированный (только в отношении налогов и сборов) надведомственный (вне рамок ведомств) государственный контроль…».

Е.Ю. Грачева и Э.Д. Соколова делают акцент на деятельности уполномоченных органов: «налоговый контроль относится к общегосударственному финансовому контролю и может быть определен как регламентированная нормами налогового права деятельность компетентных органов, обеспечивающих соблюдение налогового законодательства и правильность исчисления, полноту и своевременность внесения налогов и боров в бюджет или внебюджетный фонд».

Таким образом, налоговый контроль можно определить как составную часть формируемого государством организационно-правового механизма управления, представляющую собой особый вид деятельности специально уполномоченных государственных органов, в результате которой обеспечивается установленное нормами налогового права исполнение обязанностей лиц в сфере налогообложения, исследование и выявление оснований для осуществления принудительных налоговых изъятий в бюджетную систему, а также установление оснований для применения мер ответственности за совершение налоговых правонарушений.

Под принципами принято понимать основные идеи, исходные положения и ведущие начала процесса формирования, развития и функционирования какого-либо явления

Принципы налогового контроля можно определить как базовые правовые положения, определяющие организацию и эффективное осуществление налогового контроля, которыми должны руководствоваться субъекты налогового контроля при осуществлении ими контрольных мероприятий в сфере налогообложения.

Общеправовыми принципами, характерными для налогового контроля, являются:

  • 1. принцип законности — подразумевает строгое соблюдение предписаний законодательных актов и основанных на них предписаний иных правовых актов. В рамках налогового контроля принцип законности проявляется, в частности, в том, что, согласно ст. 1 НК РФ, полномочия налоговых и таможенных органов, а также формы и методы налогового контроля устанавливаются исключительно Налоговым кодексом РФ. Кроме того, на налоговые органы возлагается обязанность осуществлять контроль за соблюдением налогового законодательства и принятых в соответствии с ним нормативных актов (ст. 32 НК РФ).
  • 2. принцип юридического равенства — отражается в том, что налоги и сборы не могут иметь дискриминационного характера и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев (ст. 3 НК РФ). Не допускается установление дифференцированных ставок налогов и сборов, налоговых льгот в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала (за исключением таможенных пошлин), а также в зависимости от того, кто является налогоплательщиком или покупателем товаров, работ или услуг (ст. 353 НК РФ).
  • 3. принцип соблюдения прав человека и гражданина. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью и должны соблюдаться всеми государственными органами и организациями.
  • 4. принцип гласности.

Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter

< Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ
Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Естествознание
Журналистика
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Педагогика
Политология
Право
Психология
Религиоведение
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее

Структура и полномочия налоговых органов

ТОП 10:

⇐ Предыдущая123

Согласно п. 1 ст. 30 НК РФ в систему налоговых органов входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы. Положение о Федеральной налоговой службе уточняет, что ФНС России как раз и является этим федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Налоговыми органами являются Федеральная налоговая служба (ФНС) и ее подразделения в субъектах РФ. Эти органы наделяются очень широкими полномочиями в сфере налогообложения, поскольку их первостепенная задача — формирование доходной части государственного бюджета (рис.2.3).

Рис.2.3. Структура налоговых органов РФ

Основными задачами, возложенными на ФНС, являются:

– контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах;

– контроль правильности исчисления, полноты и своевременности внесения в бюджеты налогов и иных платежей, установленных законодательством РФ;

– осуществление государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Законом установлен принцип «одного окна», который предполагает регистрацию, постановку на учет в налоговые органы и во внебюджетные фонды, а также присвоение кода органов статистики на основании однократного предоставления необходимых документов в налоговые органы.

Система органов ФНС выступает в качестве единой, независимой и централизованной системы контроля; основной источник финансирования — средства федерального бюджета. По иерархии управления она делится на три уровня:

1. федеральный уровень — ФНС;

2. региональный уровень — управления ФНС по субъектам Российской Федерации, межрегиональные инспекции ФНС по крупнейшим налогоплательщикам и межрегиональные инспекции ФНС по федеральным округам;

3. местный уровень — инспекции ФНС по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции ФНС межрайонного уровня, а также инспекции ФНС по крупнейшим налогоплательщикам.

Персонал налоговых органов состоит из:

– должностных лиц (начальники органов и инспекторы),

– оперативного состава (юристы, бухгалтеры и др.)

– вспомогательного состава (секретари, водители и др.).

Основное должностное лицо — налоговый инспектор, на которого возложено выполнение контрольной работы.

Перечень функциональных обязанностей территориальных органов ФНС, в частности, охватывает (ст. 32 НК РФ):

– контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах;

– обеспечение своевременного и полного учета плательщиков налогов и сборов;

– проверка достоверности документов бухгалтерского и налогового учета;

– передача правоохранительным органам материалов по фактам нарушений, за которые предусмотрена уголовная ответственность;

– предъявление исков в суд общей юрисдикции или арбитражный суд;

– осуществление и документальное оформление результатов налогового контроля;

– регистрация и постановка на учет налогоплательщиков в налоговых органах.

Кроме этого:

— осуществление возврата излишне взысканных и уплаченных налогов и других обязательных платежей в бюджет через банки и иные финансово-кредитные учреждения (ст. 78, ст. 79 НК РФ).

— взаимодействие с соответствующими органами исполнительной власти, правоохранительными и финансовыми органами, банками по вопросам контроля за правильностью реализации и исполнения налогоплательщиками законодательных и других распорядительных документов.

Центральный аппарат ФНС и его управления по субъектам Федерации выполняют, наряду с общими для всех звеньев, другие функции:

– координация и контроль деятельности нижестоящих управлений и инспекций;

– аналитическая и статистическая обработка материалов;

– разработка и издание методических и инструктивных указаний по применению налогового законодательства;

– сотрудничество с зарубежными и международными налоговыми организациями.

Работа налоговой службы осуществляется в тесном взаимодействии с:

– органами внебюджетных фондов

– органами государственного и хозяйственного управления регионом;

– органами внутренних дел;

– финансовыми органами;

– учреждениями банков, являющихся основными источниками информации о фактическом поступлении налогов, через которые проходят платежи.

Для выполнения своих функций, налоговые органы наделены рядом полномочий и прав.

Полномочия налоговых органов и их права(ст. 31 НК РФ):

1. Полномочия налоговых органов в сфере правового регулирования вопросов налогообложения.

— Издание нормативных актов регулирующих налогообложение (Министерство финансов РФ и ФНС), актов рекомендательного или методического характера (Управления в субъектах РФ)

— полномочие по контролю за крупными расходами физических лиц;

— полномочие по обследованию и осмотру практически любых помещений, которые используются налогоплательщиком для извлечения доходов.

2. Права налоговых органов в сфере исполнения налогоплательщиками обязанности по уплате налога:

— право на бесспорное списание сумм недоимок и пени,

— право на обращение в суд с исками для взыскания сумм налогов и пени за счет имущества налогоплательщиков.

3. Права налоговых органов в сфере осуществления налогового учета:

— налоговые органы осуществляют налоговый учет и определяют порядок осуществления этого учета, в том числе утверждают формы заявления о постановке на налоговый учет, порядок заполнения этих форм и т.д.

— полномочия, в соответствии, с которыми налоговый орган имеет право требовать от государственных органов и иных обязанных органов информацию о регистрационных действиях, которые эти органы осуществляют в соответствии со своей компетенцией (регистрации юридических лиц, граждан по месту жительства, регистрации сделок с недвижимостью и т.д. )

Права в сфере осуществления налогового контроля:

— проведения налоговых проверок (выездных и камеральных)

— привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов, переводчиков и понятых;

— право вызывать в качестве свидетелей физических лиц, которым известны либо могут быть известны какие-то обстоятельства, необходимые для проведения налогового контроля;

— право производить выемку документов, а также предметов при проведении налоговых проверок;

— истребовать от банков и других кредитных организаций документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков и иных документов, связанных с перечислением сумм налоговых платежей.

— проводить встречную проверку, которая заключается в истребовании документов у иных лиц, в отношении которых не проводится проверка, но с которыми связан тот налогоплательщик, который подвергается налоговой проверке.

— право вызывать в налоговые органы налогоплательщиков для дачи пояснений и для иных действий, необходимых для проведения налогового контроля.

4. Права налоговых органов в сфере применения мер государственного принуждения и привлечения к ответственности.

Налоговые органы имеют право привлекать к ответственности лиц, совершивших налоговые правонарушения, а также выполнять ряд действий, которые являются ничем иным, как мерами государственного принуждения.

Это, например, арест имущества либо приостановке операций по счету.

Право на бесспорное списание сумм недоимок и пени, а также право на обращение в суд с исками для взыскания сумм налогов и пени за счет имущества налогоплательщиков.

⇐ Предыдущая123


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь — 88.255.101.240 (0.006 с.)