Подакцизный товар

Содержание

Об акцизных и специальных марках, применяемых для маркировки подакцизной продукции

Об акцизных и специальных марках, применяемых для маркировки подакцизной продукции

И.Н. Николаева

Маркировка подакцизной алкогольной и табачной продукции марками различных видов применяется не первый год. Однако, как показывает практика, у предприятий и организаций, являющихся плательщиками акцизов в бюджет по подакцизным товарам, подлежащим обязательной маркировке марками того или иного вида, а также у налоговых инспекций имеется много вопросов, касающихся данной темы.
Российским налогоплательщикам наиболее известны марки акцизного сбора. Проблем с ними не возникало, пока с 1 января 1997 года не были введены в обращение специальные марки, предназначенные для маркировки алкогольной продукции, производимой на территории Российской Федерации.
Марки акцизного сбора введены постановлением Правительства РФ от 14.04.94 N 319 “О введении на территории Российской Федерации марок акцизного сбора” и предназначаются для нанесения на алкогольную и табачную продукцию, ввозимую на территорию Российской Федерации, а также на табачную продукцию, производимую на территории Российской Федерации. В данной статье мы не будем рассматривать акцизные марки, предназначенные для маркировки алкогольной и табачной продукции, ввозимой на территорию Российской Федерации. Это — сфера действия таможенных органов.
Наша тема — марки акцизного сбора, предназначенные для маркировки подакцизных изделий, производимых на территории Российской Федерации. Такой маркировке подлежат только подакцизные табачные изделия, выпускаемые в пачках в соответствии с нормативно-технической документацией. Таким образом, когда речь заходит об алкогольной продукции отечественного производства, маркированной марками акцизного сбора (акцизными марками), то в самой этой фразе уже присутствует ошибка, так как алкогольная продукция, производимая на территории Российской Федерации, акцизными марками не маркируется.
Марки акцизного сбора установленного образца, наклеиваемые на подлежащие маркировке подакцизные товары (в данном случае — табачные изделия, производимые на территории Российской Федерации) — это форма взимания в бюджет акцизов, установленная постановлением Правительства РФ от 14.04.94 N 319. Конечно, уплачиваемая при покупке марок акцизного сбора сумма не является полноценной уплатой акцизов в бюджет. Это только авансовый платеж по данному виду налога, размер которого равен стоимости приобретаемых марок акцизного сбора и учитывается при составлении налогового расчета (декларации) по акцизам.
Размер суммы данного авансового платежа определяется следующим образом: цена одной марки акцизного сбора умножается на количество подакцизных товаров в натуральном выражении, подлежащих маркировке марками акцизного сбора. При этом сумма авансового платежа по подакцизным товарам, подлежащим маркировке марками акцизного сбора, засчитывается при окончательном расчете суммы акциза, подлежащего уплате в бюджет за соответствующий налоговый период, только в размере авансового платежа, приходящегося на фактический оборот реализованных и промаркированных марками акцизного сбора подакцизных товаров в этом же периоде.

Перечисление в бюджет авансовых платежей акцизов по подакцизным товарам, подлежащим обязательной маркировке марками акцизного сбора, оформляется в бухгалтерском учете записью: дебет счета 31 “Расходы будущих периодов”, субсчет “Авансовые платежи по акцизам в форме продажи марок акцизного сбора”, кредит счетов учета денежных средств.
Как уже отмечалось, сумма авансового платежа по подакцизным товарам, подлежащим маркировке марками акцизного сбора, засчитывается в данном отчетном периоде при окончательном расчете суммы акциза, подлежащей уплате в бюджет, только в размере авансового платежа, приходящегося на фактический оборот реализованных и промаркированных марками акцизного сбора установленного образца подакцизным товарам в этом же периоде. По мере реализации указанных подакцизных товаров сумма акцизов, приходящаяся на эти реализованные товары, подлежит отнесению в дебет счета 46 “Реализация продукции (работ, услуг)” и кредит счета 68 “Расчеты с бюджетом”, субсчет “Расчеты по акцизам”. Одновременно необходимо сделать проводку: дебет счета 68 “Расчеты с бюджетом”, субсчет “Расчеты по акцизам”, кредит счета 31 “Расходы будущих периодов”, субсчет “Авансовые платежи по акцизам в форме продажи марок акцизного сбора”, — на сумму авансового платежа в части расходов, приходящихся на реализацию подакцизных товаров, маркированных марками акцизного сбора.
Теперь следует перейти к рассмотрению специальных марок, предназначенных для маркировки алкогольной продукции, производимой на территории Российской Федерации. Их часто называют акцизными, что неверно. Общим у этих марок является лишь то, что и те, и другие, будучи нанесенными на подакцизную продукцию, подлежащую маркировке, свидетельствуют об определенном факте. Далее начинаются различия. Марки акцизного сбора являются свидетельством того, что по данной подакцизной продукции произведена уплата авансового взноса по акцизам, то есть их приобретение является формой уплаты акцизов. Специальные марки, предназначенные для маркировки алкогольной продукции, не связаны напрямую с фактом уплаты в бюджет тех или иных налогов и лишь свидетельствуют о том, что данная алкогольная продукция является легально произведенной на территории Российской Федерации (хотя цель введения маркировки специальными марками — способствовать полноте уплаты в бюджет различных видов налогов, в том числе акцизов с этой продукции).
Маркировка специальными марками введена постановлением Правительства РФ от 03.08.96 N 938 “О введении специальной маркировки алкогольной продукции, производимой на территории Российской Федерации”. Маркировке подлежит следующая алкогольная продукция, производимая и реализуемая на территории Российской Федерации: спирт питьевой, водка, ликеро-водочные изделия, коньяки (бренди), кальвадос, вино виноградное, вино плодово-ягодное и иная пищевая продукция с содержанием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, более 6 процентов объема единицы алкогольной продукции, за исключением пива.

Специальные марки предназначены для использования только предприятиями-производителями (включая розлив) алкогольной продукции, имеющими соответствующие лицензии на право производства или розлива маркируемой алкогольной продукции, и поэтому не могут быть использованы иными организациями, в том числе торговыми. Эти же предприятия и организации являются ответственными за маркировку алкогольной продукции. Из изложенного следует, что продажа специальных марок может осуществляться только указанным организациям, которые сами оплачивают и получают специальные марки.
Генеральным заказчиком специальных марок, предназначенных для маркировки алкогольной продукции, является Минфин России, а их продажу непосредственно предприятиям-производителям осуществляют государственные налоговые инспекции. Выдача специальных марок организациям-производителям алкогольной продукции, имеющим соответствующие лицензии, производится государственными налоговыми инспекциями по субъектам Российской Федерации или по их поручению налоговыми инспекциями по городам и районам после получения указанными инспекциями специальных марок от объединения “Гознак” по заявке, установленной Минфином России, их оплаты организациями-производителями (включая розлив), перечисления сумм на соответствующий счет Управления федерального казначейства Минфина России. Для непосредственного получения специальных марок в налоговой инспекции материально ответственное лицо предприятия должно представить следующие документы:
копию лицензии на право производства (розлива) алкогольной продукции, заверенную в установленном порядке;
копию заявления организации-производителя на покупку специальных марок в адрес уполномоченного органа;
копию платежного документа, подтверждающего перечисление в бюджет средств на приобретение специальных марок, с указанием в обязательном порядке в графе “Назначение платежа” записи “оплата за специальные марки”;
выписку банка, подтверждающую снятие указанных средств со счета организации;
копию справки о постановке на учет в органы Госкомстата России;

доверенность на право получения конкретного количества специальных марок, заверенную руководителем организации-производителя алкогольной продукции.
Часто можно слышать о том, что, приобретая в розничной торговой сети алкогольную продукцию, покупатели не знают, является ли она легально произведенной. C введением специальной маркировки производимой алкогольной продукции эта проблема была частично решена, если иметь в виду, что специальные марки, продаваемые только легальным производителям алкогольной продукции, имеют соответствующие степени защиты и их наличие на бутылках в определенной степени гарантирует подлинность продукции. Различными степенями защиты обладают практически все элементы специальных марок: бумага, фоновая печать, текст и цифровые коды, расположенные на марке, краски и так далее.
В настоящее время существуют две разновидности специальных марок — специальные марки, предназначенные для маркировки алкогольной продукции с содержанием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, более 28 процентов объема единицы алкогольной продукции (крепкие алкогольные напитки), и специальные марки, предназначенные для маркировки остальных алкогольных напитков с содержанием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, от 6 до 28 процентов объема единицы алкогольной продукции.
Сначала следует вести речь о степенях защиты специальных марок, предназначенных для маркировки алкогольной продукции крепостью от 6 до 28 процентов, об их размере. Используются специальные марки двух размеров — 160 * 20 мм (П-образные) и 90 * 20 мм (Г-образные). Выбор того или иного размера специальных марок зависит от вида имеющегося в наличии оборудования для осуществления маркировки.
Подробное описание всех элементов защиты специальных марок, предназначенных для маркировки алкогольной продукции крепостью до 28 процентов, можно найти в письме Госналогслужбы России от 04.06.97 N ВК-6-31/420.
Отдельно следует сказать о цифровых обозначениях, присутствующих на данном виде специальных марок. Это цифровые коды, располагающиеся в нижней правой половине марки и обозначающие следующее: первые две цифры — код госналогинспекции субъекта Российской Федерации; последующие четыре цифры — разряд, содержащий десять миллионов экземпляров марок; семь цифр, расположенных после знака номера — порядковый номер марки.
К сожалению, подлинность многих элементов защиты можно установить только с помощью специальных приборов (свечение в УФ-лучах, различные свойства в ИК-лучах и т.д.), поэтому важно, чтобы не только специалисты, но и покупатели алкогольной продукции знали о том, как должны выглядеть специальные марки. В идеале, конечно, во всех торговых точках, реализующих алкогольную продукцию, желательно наличие приборов определения подлинности специальных марок. Правительство РФ рекомендовало (постановление от 06.10.98 N 1159 “Об усилении государственного регулирования в сфере производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции”) органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления считать необходимым условием выдачи лицензий организациям, осуществляющим розничную торговлю алкогольной продукцией, наличие в них доступных для покупателей приборов контроля подлинности специальных и акцизных марок. Однако пока такое требование не отражено в нормативных документах, регламентирующих порядок выдачи лицензий предприятиям и организациям, занимающимся розничной реализацией алкогольной продукции.

Особо следует сказать о специальных марках, предназначенных для маркировки алкогольной продукции крепостью свыше 28 процентов (крепких алкогольных напитков). Они введены в обращение постановлением Правительства РФ от 27.12.97 N 1628 “О специальной маркировке крепких алкогольных напитков, производимых на территории Российской Федерации” и предназначены для маркировки алкогольной продукции именно с указанным содержанием этилового спирта (свыше 28 процентов). Эти специальные марки не являются каким-то нововведением, выполняют те же функции и предназначены для подтверждения легальности производства на территории Российской Федерации алкогольной продукции, как и специальные марки, использующиеся с момента введения специальной маркировки алкогольной продукции. Кроме того, специальные марки, предназначенные для маркировки крепких алкогольных напитков, не отменяют специальные марки, которые действовали ранее, а используются наряду с ними, но только для подтверждения легальности производства именно крепких алкогольных напитков.
Главное отличие специальных марок, предназначенных для маркировки крепких алкогольных напитков — это то, что на них указываются пределы емкости тары, на которую эти марки наносятся. Градация емкостей здесь следующая: специальные марки, предназначенные для маркировки емкостей до 0,1 л включительно (только П-образная, размер 65 * 16 мм), от 0,11 л до 0,24 л (только П-образная, размер 65 * 16 мм), от 0,25 до 0,49 л (П- и Г-образные, размер 160 * 20 и 90 * 20 мм), от 0,5 до 0,69 л (П- и Г-образная, размер 160 * 20 и 90 * 20 мм), от 0,7 до 0,99 л (П- и Г-образные, размер 160 * 20 и 90 * 20 мм), от 1,0 л и выше (П- и Г-образные, размер 160 * 20 и 90 * 20 мм).
И еще один момент, на который следует обратить внимание, — не на всех этих марках проставляется код региона (первые две цифры, расположенные в нижней части марки), а именно — отсутствует данный реквизит на специальных марках, предназначенных для маркировки тары емкостью до 0,1 л включительно, от 0,11 до 0,24 л и от 1,0 л и выше.
Специальные марки, предназначенные как для маркировки алкогольной продукции крепостью до 28 процентов, так и для маркировки крепких алкогольных напитков, выполнены методом металлографской печати. Однако возможны случаи реализации алкогольной продукции, маркированной специальными марками, отпечатанными офсетным способом. Их отличительная особенность — отсутствие номеров разряда и порядковой нумерации при наличии только кода региона, а также отсутствие характерного для металлографского способа печати рельефа на поверхности. Такие специальные марки находились в обращении до 1 сентября 1997 года, но начиная с этой даты не используются в соответствии с постановлением Правительства РФ от 08.07.97 N 836 “О специальных марках для маркировки алкогольной продукции, производимой на территории Российской Федерации”. Таким образом, единственными специальными марками, законно подтверждающими легальность производства алкогольной продукции на территории Российской Федерации, являются специальные марки, отпечатанные методом металлографской печати (как предназначенные для маркировки алкогольной продукции крепостью до 28 процентов, так и для маркировки крепких алкогольных напитков). Хотя использование офсетных специальных марок уже давно запрещено, еще можно увидеть продажу алкогольной продукции, маркированной ими. При этом следует знать, что такая продажа незаконна, так как продукция маркирована марками неустановленного образца.

Организации-производители алкогольной продукции для беспрепятственного получения в налоговых органах специальных марок для маркировки алкогольной продукции должны обратить внимание на то, включены ли их лицензии на производство соответствующей алкогольной продукции в государственный сводный реестр лицензий, так как в соответствии с постановлением Правительства РФ от 08.07.97 N 825 “О ведении государственного сводного реестра выданных, приостановленных и аннулированных лицензий на производство, хранение и оптовую реализацию этилового спирта и алкогольной продукции” органами Госналогслужбы России не производится продажа указанных специальных марок юридическим лицам, не включенным в этот реестр. При этом организациям и предприятиям, которым лицензии выданы органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, целесообразно убедиться в том, что местные лицензирующие органы подали сведения об их лицензиях в Госналогслужбу России, которая в соответствии с постановлением Правительства РФ от 17.07.98 N 793 “Вопросы Государственной налоговой службы Российской Федерации” занимается ведением этого реестра.
Помимо этого, организации-производители алкогольной продукции должны обратить особое внимание на постановление Правительства РФ от 15.08.97 N 1018 “О введении отчетности об использовании специальных марок организациями-производителями алкогольной продукции”, которое также содержит ограничения возможности получения в органах Госналогслужбы России специальных марок в случае несоблюдения определенных условий.

(Окончание следует)

ФНС России разъяснила порядок обложения акцизами в пивоваренной отрасли

Портал Profibeer публикует письмо ФНС России, в котором приведена информация о плательщиках акцизов в отношении пива и напитков, изготавливаемых на его основе, ставках акцизов на пиво в 2014-2016 годах, порядке уплаты и предоставлении отчетности.

Так же в документе сообщается порядок взимания акцизов при реализации продукции в государствах-членах Таможенного союза, в том числе приведены нормативные акты, регулирующие взимание акцизов, основополагающие принципы, применяющиеся при исчислении акцизов в отношении экспорта и импорта товаров, требования к документальному подтверждению факта импорта товара и уплаты акцизов по импортированным товарам.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 14 ноября 2014 года № ГД-4-3/23606

Федеральная налоговая служба рассмотрела письмо о представлении информации о порядке налогообложения акцизом пивоваренной отрасли и режиме регулирования ставки акцизов на алкогольную продукцию и сообщает следующее.

1. В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 181 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Налоговый кодекс) пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, являются подакцизными товарами.

Согласно положениям статьи 179 Налогового кодекса плательщиками акцизов на пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива (далее — подакцизные товары), признаются:

  • организации и индивидуальные предприниматели, реализующие произведенный ими подакцизный товар;
  • лица, осуществляющие перемещение подакцизных товаров через таможенную границу Российской Федерации и в иных случаях, предусмотренных главой 22 «Акцизы» Налогового кодекса.

2. Сумма акциза, подлежащая уплате в бюджет, определяется отдельно по каждому виду подакцизных товаров, исходя из налоговой базы и соответствующей налоговой ставки.

В соответствии со статьей 187 Налогового кодекса налоговая база определяется как объем реализованных подакцизных товаров в натуральном выражении.

Ставки акцизов на период с 01.01.2014 по 31.12.2016 утверждены Федеральным законом от 30.09.2013 № 269-ФЗ «О внесении изменений в главу 22 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (далее — Закон № 269-ФЗ), принятым в соответствии с Основными направлениями налоговой политики на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов, одобренными Правительством Российской Федерации 30 мая 2013 года.

При установлении ставок акциза на алкогольную продукцию Правительством Российской Федерации учитывается необходимость решения одновременно нескольких задач: формирование доходной базы бюджета Российской Федерации, ограничение потребления алкогольной продукции, а также воздействие на структуру потребления в пользу слабоалкогольной продукции.

Налогообложение пива осуществляется по ставкам акциза, дифференцированным в зависимости от нормативного содержания в нем объемной доли этилового спирта.

3. Согласно статье 192 Налогового кодекса налоговым периодом по акцизам признается календарный месяц.

4. При осуществлении операций с подакцизными товарами подлежащих обложению акцизами, налогоплательщик обязан представить в налоговый орган налоговую декларацию по акцизам на подакцизные товары, за исключением табачных изделий, по форме, утвержденной приказом ФНС России от 14.06.2011 N ММВ-7-3/369@.

5. Уплата акциза при реализации (передаче) налогоплательщиками произведенных ими подакцизных товаров производится исходя из фактической реализации (передачи) указанных товаров за истекший налоговый период не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

В случае неуплаты, неполной уплаты акцизов и уплаты акциза с нарушением установленного срока налоговый орган взыскивает сумму налога и соответствующие пени в порядке и размерах, установленных Налоговым кодексом.

6. В соответствии со статьей 200 Налогового кодекса суммы акциза, предъявленные продавцом и уплаченные налогоплательщиком при приобретении подакцизных товаров, использованных в качестве сырья для производства других подакцизных товаров (в том числе уплаченные при ввозе подакцизных товаров на таможенную территорию Российской Федерации), подлежат вычету.

По общему правилу применения налоговых вычетов, предусмотренных статьей 201 Налогового кодекса, суммы акцизов принимаются к вычету только при условии их фактической уплаты и списания использованного подакцизного сырья на затраты по производству других подакцизных товаров.

7. Акцизами облагается ввоз подакцизных товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.

Сроки и порядок уплаты акциза при ввозе подакцизных товаров на таможенную территорию Российской Федерации устанавливаются таможенным законодательством Российской Федерации.

8. При реализации подакцизных товаров за пределы территории Российской Федерации налогоплательщик освобождается от уплаты акциза при представлении в налоговый орган банковской гарантии. Такая банковская гарантия должна соответствовать требованиям, установленным пунктом 2 статьи 184 Налогового кодекса.

При отсутствии банковской гарантии налогоплательщик обязан уплатить акциз в порядке, предусмотренном для операций по реализации подакцизных товаров на территории Российской Федерации.

Впоследствии уплаченные суммы акциза подлежат возмещению после представления налогоплательщиком документов, подтверждающих факт экспорта подакцизных товаров.

9. В настоящее время порядок взимания акцизов на подакцизные товары в государствах — членах Таможенного союза регламентирован следующими документами:

1) Соглашение от 25.01.2008 «О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе»;

2) Протокол от 11.12.2009 «О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе» (далее — Протокол).

Взимание акцизов по подакцизным товарам Таможенного союза, ввозимым на территорию Российской Федерации с территории государства — члена Таможенного союза, за исключением подакцизных товаров Таможенного союза, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации маркировке акцизными марками, осуществляется налоговыми органами.

Взимание акциза по подакцизным товарам Таможенного союза, подлежащим в соответствии с законодательством Российской Федерации маркировке акцизными марками, ввозимым на территорию Российской Федерации с территории государства — члена Таможенного союза, осуществляется таможенными органами в порядке, установленном статьей 186.1 Налогового кодекса.

Основополагающими принципами, применяющимися при исчислении акцизов во взаимной торговле подакцизными товарами с государствами — членами Таможенного союза, являются:

  • при экспорте товаров применяется освобождение от уплаты (возмещение уплаченной суммы) акцизов при условии документального подтверждения факта экспорта. Порядок применения освобождения от уплаты акциза при экспорте подакцизных товаров с территории Российской Федерации на территорию государств — членов Таможенного союза регламентирован статьей 1 Протокола;
  • при импорте товаров на территорию одного государства — участника Таможенного союза с территории другого государства — участника Таможенного союза акцизы взимаются налоговыми органами государства-импортера в соответствии со статьей 2 Протокола.

При импорте товаров на территорию Российской Федерации акцизами облагаются товары, признаваемые подакцизными в соответствии со статьей 181 Налогового кодекса.

Налоговая база при исчислении акцизов определяется налогоплательщиком на дату принятия на учет импортированных подакцизный товаров, исходя из объема импортированных подакцизных товаров и соответствующей ставки акциза.

При импорте подакцизных товаров на территорию Российской Федерации с территории государств — членов Таможенного союза налогоплательщик подает в налоговый орган налоговую декларацию по косвенным налогам (налогу на добавленную стоимость и акцизам), утвержденную приказом Минфина России от 07.07.2010 № 69н.

Одновременно с налоговой декларацией налогоплательщик представляет в налоговый орган документы, подтверждающие факт импорта подакцизных товаров: заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, договоры (контракты), на основании которых приобретены подакцизные товары, выписки банка, подтверждающие уплату акциза по импортированным товарам, транспортные (товаросопроводительные) документы, счета-фактуры.

В случаях неуплаты, неполной уплаты акцизов по импортированным товарам, несвоевременной уплате акциза, а также при выявлении фактов непредставления налоговых деклараций или их представления с нарушением срока, налоговый орган взыскивает акцизы и пени в порядке и размере, установленном законодательством Российской Федерации.

Различия в ставках акцизов на подакцизные товары в государствах — членах Таможенного союза значительны, так отклонения уровней ставок акциза на алкогольную продукцию в 2014 году составляют до 4 евро за литр.

Правительства государств — членов Таможенного союза ежегодно корректируют устанавливаемые ставки акцизов и перечень подакцизных товаров с учетом экономической ситуации.

В целях предотвращения нелегального оборота алкогольной продукции на территории государств членов — Таможенного союза, а также создания равных условий для предпринимательской деятельности на заседании Консультационного комитета по налоговой политике Евразийской экономической комиссии в августе 2012 года в г. Алматы достигнута договоренность о гармонизации размера ставок акцизов на алкогольную продукцию к 2020 году.

Действительный

государственный советник

Российской Федерации

3 класса

Д. Ю. Григоренко

В России введут акцизную марку на меховые изделия

С 1 апреля 2016 г. в России и странах Евразийского экономического союза вводится единая маркировка изделий из натурального меха, а также запрет продажа шуб и полушубков, дубленок и головных уборов без опознавательных знаков с радиочастотными RFID-метками (Radio Frequency Identification).

Минфин, Федеральная налоговая служба и Минпромторг, по сообщению «Российской газеты», подготовили проект постановления правительства о реализации пилотного проекта по маркировке изделий из натурального меха контрольными идентификационными знаками. В документе прописывается порядок маркировки, характеристики меток, а также требования к государственной информационной системе маркировки товаров. Её оператором станет ФНС, выпускать чипы будет Гознак.

По экспертным оценкам, на сегодняшний день на российском рынке объём нелегально ввезённых и произведённых изделий из натурального меха, в том числе небезопасных для здоровья граждан «шуб с неустановленным качеством и без документов», доходит до 80%. А платежи на таможне составляют лишь 16%. Всё это приводит к значительному ущербу бюджета.

Новая система, как рассказал изданию статс-секретарь – замминистра промышленности и торговли Виктор Евтухов, поможет контролировать движение подлинных меховых изделий на всех этапах – от производства или ввоза в Россию до момента продажи. В случае её успеха к 2017 г. единую систему маркировки могут распространить на одежду, обувь, лекарства, детские товары.

Напомним, что в 2013 г. Министерство промышленности и торговли занялось системой присвоения знака качества отечественным товарам. По данным отраслевых союзов, которые также участвовали в проекте, первым из пищевых продуктов знак качества должен был получить российский лосось, из которого производители рассчитывают сделать бренд в противовес запрещенной норвежской красной рыбе.

Шуба с чипом: покупаем меховые изделия по новым правилам

12 августа 2016 года вступило в силу постановление Правительства РФ №787 от 11.08.2016, которое обязывает производителей, продавцов и импортеров маркировать изделия из натурального меха специальными контрольными (идентификационными) знаками — КиЗ. Что меняется для покупателей, как правильно выбирать шубу по новым правилам, на что обратить внимание при покупке — сайт Paritet.guru разбирается во всем специально для своих читателей.

Зачем шубы решили чипировать?

Чтобы уменьшить количество серых и контрафактных товаров на территории России и Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Основная идея маркировки шуб в том, чтобы по каждой можно было проследить весь путь — от производства до продажи конечному потребителю. При таком контроле шубы вряд ли будут появляться из ниоткуда, ведь продажа немаркированных изделий будет чревата большими штрафами. Меховые изделия были выбраны для пилотного проекта из-за высокой доли некачественной продукции — до 80%. Если проект будет работать успешно, чипировать начнут и другие товары (обувь, детские вещи, лекарства и пр.).

Какие конкретно меховые изделия должны быть промаркированы чипами?

Правила о маркировке касаются всех предметов одежды, частей одежды и принадлежностей к одежде из натурального меха (муфты, боа, галстуки, воротники и пр.), поступающих в продажу на территории Евразийского экономического союза (Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения, Киргизия). Маркируются изделия из норки, нутрии, песца, лисицы, кролика, зайца, енота, овчины и других видов натурального меха. Если у изделий выполнена лишь подкладка из натурального меха, или мех прикреплен с наружной стороны, их также нужно маркировать. Исключение составляют те предметы одежды, где мех выполняет функцию отделки (воротник, отвороты, манжеты, оторочка карманов и пр.). Даже если шуба была закуплена магазином до 12.08.2016, она все равно должна быть промаркирована.

КиЗ для меховых изделий, фото: goznak.ru

Какие изделия из меха могут продавать без маркировки?

  • рукавицы, митенки, перчатки из кожи и натурального меха;
  • сумки, рюкзаки, саквояжи и т.п.;
  • обувь;
  • головные уборы, их части;
  • игрушки, спортивный инвентарь и т.п.

Кто обязан чипировать шубу?

Маркировать меховые изделия должны будут все компании и индивидуальные предприниматели, имеющие отношение к их реализации, то есть розничной и оптовой продаже, передаче по агентскому договору или на комиссию, ввозу на территорию РФ и т.п. При индивидуальном пошиве по заказу физического лица меховое изделие маркировать не нужно.

Чем лучше чипированная шуба для покупателя?

Специальная маркировка шубы (КиЗ) подтверждает ее подлинность и легальность происхождения. По индивидуальному коду с КиЗ любой желающий может проверить любую шубу из магазина на сайте Федеральной налоговой службы. По этой же ссылке можно скачать бесплатные мобильные приложения для iOS или Android на свой смартфон. С их помощью вы сможете прямо в магазине считать телефоном QR-код с шубы и узнать всю информацию о ней: название, вид меха, страну изготовления, производителя, бренд, продавца, номер декларации соответствия. То есть вы можете увидеть всю историю шубы и точно будете знать, где и из чего ее сшили.

Как выглядит чип КиЗ на шубе?

КиЗ — это бланк строгой отчетности с радиочастотной меткой и защитой от подделки.

КиЗ для меховых изделий, фото: goznak.ru

КиЗ может быть вшит в шов изделия с изнаночной стороны, приклеен на вшитый маркировочный ярлык или навешен в петличное отверстие, вешалку или петлю-застежку переда изделия с одноразовой пломбой. Его размеры — 25мм*160 мм или 53мм*80 мм. КиЗ красного цвета говорит о том, что шубу ввезли на территорию РФ из других стран. КиЗ зеленого цвета прикрепляется к меховым изделиям, произведенным в РФ.

Что нужно проверить при покупке шубы или мехового изделия?

  • Наличие КиЗ, информацию по номеру с него на сайте ФНС или через мобильное приложение. Если КиЗ на шубе нет, или данных по его номеру в системе не оказалось, вероятно, вы имеете дело с кустарно сшитой или привезенной в чемодане из Турции шубой.
  • Товарный ярлык, клеймо на кожевой ткани в изделиях без подкладки. Обратите внимание на указанный стандарт или технические условия, данные об окраске и ее цвете, сорте. группе пороков, виде шкурок, размере, дате выпуска.

Что будет магазину, если он продает шубы без маркировки?

Меховые изделия, вывешенные для продажи, обязательно должны быть промаркированы. Если магазин предлагает к продаже немаркированные шубы, ему грозит ответственность по статье 15.12 Кодекса об административных правонарушениях за продажу товаров без маркировки. Штраф по ней составляет от 5000 до 10000 рублей для индивидуальных предпринимателей и от 50 до 300 тысяч рублей для организаций. Немаркированный товар подлежит конфискации. Для особых случаев существует уголовная ответственность по статье 171.1 УК РФ. Учитывая повышенную ответственность, магазинам будет просто невыгодно продавать шубы сомнительного происхождения без маркировки.

Важно: Как вернуть деньги за некачественную одежду?

Дополнительная информация

  • О системе маркировки меховых изделий на сайте ФНС
  • О КиЗ на сайте их изготовителя — Гознака
  • Постановление Правительства РФ от 11.08.2016 №787
  • ГОСТ 19878-2014 Меха, меховые и овчинно-шубные изделия. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение
  • ГОСТ 8765-93 Одежда меховая и комбинированная. Общие технические условия
Статья с сайта Паритет — защита прав потребителей. Образцы претензий.

  • About
  • Latest Posts

Paritet.guru

Редактор сайта Paritet.guru — все о защите прав потребителей в России. Консультация юриста по телефонам +7 (499) 938-69-72 Москва и МО, +7 (812) 467-46-32 СПб и ЛО, +7 (800) 511-09-56 вся Россия.

21. Перечень товаров, являющихся подакцизными. Плательщики акцизов

Статья 181. Подакцизные товары

1. Подакцизными товарами признаются:

1) спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением спирта коньячного;

2) спиртосодержащая продукция с объемной долей этилового спирта более 9 процентов.

В целях настоящей главы не рассматривается как подакцизные товары следующая спиртосодержащая продукция:

лекарственные, лечебно-профилактические, диагностические, ветеринарные средства, прошедшие государственную регистрацию;

парфюмерно-косметическая продукция, прошедшая государственную регистрацию;

товары бытовой химии в металлической аэрозольной упаковке;

3) алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино и иная пищевая продукция с объемной долей этилового спирта более 1,5 процента, за исключением виноматериалов);

4) пиво;

5) табачная продукция;

6) автомобили легковые и мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.);

7) автомобильный бензин;

8) дизельное топливо;

9) моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей;

10) прямогонный бензин.

Статья 182. Объект налогообложения

1. Объектом налогообложения признаются следующие операции:

1) реализация на территории Российской Федерации подакцизных товаров

2) оприходование организацией или индивидуальным предпринимателем, не имеющими свидетельства, нефтепродуктов, самостоятельно произведенных из собственного сырья и материалов (в том числе подакцизных нефтепродуктов), получение нефтепродуктов в собственность в счет оплаты услуг по производству нефтепродуктов из давальческого сырья и материалов.

3) получение нефтепродуктов организацией или индивидуальным предпринимателем, имеющими свидетельство.

4) передача организацией или индивидуальным предпринимателем нефтепродуктов;

5) реализация организациями с акцизных складов алкогольной продукции,;

6) продажа лицами переданных им на основании приговоров или решений судов, арбитражных судов или других уполномоченных на то государственных органов конфискованных и (или) бесхозяйных подакцизных товаров, подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную и (или) муниципальную собственность и т.д.;

13) ввоз подакцизных товаров на таможенную территорию Российской Федерации и т.д.;

Статья 187. Определение налоговой базы при реализации (передаче) или получении подакцизных товаров

1. Налоговая база определяется отдельно по каждому виду подакцизного товара.

2. Налоговая база при реализации (передаче, признаваемой объектом налогообложения в соответствии с настоящей главой) произведенных налогоплательщиком подакцизных товаров в зависимости от установленных в отношении этих товаров налоговых ставок определяется:

1) как объем реализованных (переданных) подакцизных товаров в натуральном выражении;

2)как стоимость реализованных (переданных) подакцизных товаров, исчисленная исходя из цен, определяемых с учетом положений статьи 40 настоящего Кодекса;

3) как стоимость переданных подакцизных товаров, исчисленная исходя из средних цен реализации,

3. Налоговая база по объектам налогообложения, указанным в подпунктах 2 и 3 пункта 1 статьи 182 настоящего Кодекса, определяется как объем полученных (оприходованных) нефтепродуктов в натуральном выражении.

5. При определении налоговой базы выручка налогоплательщика, полученная в иностранной валюте, пересчитывается в валюту Российской Федерации по курсу Центрального банка Российской Федерации, действующему на дату реализации подакцизных товаров.

(в ред. Федерального закона от 29.12.2000 N 166-ФЗ)

6. Не включаются в налоговую базу полученные налогоплательщиком средства, не связанные с реализацией подакцизных товаров.

Статья 192. Налоговый период

Налоговым периодом признается календарный месяц.

Статья 193. Ставки