Плательщик ндпи

Кто является плательщиком НДПИ?

Налогоплательщиками налога на добычу полезных ископаемых являются лица, соответствующие условиям, установленным ст. 334 НК РФ. Законодательство относит к указанной категории:

  • российских и иностранных юридических лиц, а также предпринимателей, получивших в установленном законом порядке право на использование природных ресурсов (п. 1 ст. 334 НК РФ);
  • юридических лиц, заключивших соглашение о разделе продукции (ст. 9 закона «О недрах» от 21.02.1992 № 2395-I, далее — закон № 2395-I);
  • участников простого товарищества (ст. 9 закона № 2395-I);
  • организации и ИП Республики Крым и г. Севастополя, осуществляющие деятельность на основании разрешительных документов, выданных украинскими уполномоченными госорганами (п. 2 ст. 334 НК РФ).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Соглашение о разделе продукции — разновидность договора, сторонами которого выступают государство и инвестор (хозяйствующий субъект). Предметом договора является предоставление инвестору исключительного права на исследование, разработку и добычу месторождения за плату при условии, что деятельность ведется им своими силами на свой страх и риск (ст. 2 закона «О соглашениях о разделе продукции» от 30.12.1995 № 225-ФЗ).

Участниками простого товарищества могут быть несколько юридических лиц, одно из которых является плательщиком налога на добычу полезных ископаемых, а остальные выполняют вспомогательные или обслуживающие функции, например ведут налоговый и бухгалтерский учет, общие дела товарищества.

Лицензия как обязательное условие для ведения деятельности по использованию недр

Обязательное условие для субъекта уплаты НДПИ — быть признанным недропользователем. Основной разрешительный документ, подтверждающий право пользования недрами, — лицензия. Следовательно, налогоплательщиками налога на добычу полезных ископаемых признаются только те организации и предприниматели, которым в установленном порядке выдана лицензия на недропользование.

Рассмотрим 2 механизма получения лицензии на недра.

В заявительном порядке

В аукционном порядке

Для поиска, изучения и оценки месторождений.

Для сбора коллекционных минералогических материалов

Для разведки, изучения и добычи ископаемых.

Для разведки с последующей добычей.

Для добычи ресурсов

Лицензия оформляется в срок не более 65 дней после подачи и согласования заявления

Лицензия оформляется после проведения аукциона и утверждения его итогов

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Размер сбора участника для каждого аукциона на право недропользования устанавливается федеральным органом управления земельным фондом (ст. 42 закона «О недрах»). Государственная пошлина за оформление лицензии в заявительном порядке — 7 500 руб.

Не знаете свои права? Подпишитесь на рассылку Народный СоветникЪ.
Бесплатно, минута на прочтение, 1 раз в неделю.

Необходимо знать, что выдача разрешительной документации в каждом конкретном субъекте РФ имеет свои особенности, отраженные в региональных законодательных актах. Поскольку все недра принадлежат на праве собственности государству, лицензия является документом, подтверждающим соглашение между субъектом предпринимательской деятельности и государством о том, что на определенное время за плату организации или ИП предоставлено право использовать природные ресурсы.

В соответствии с преамбулой закона № 2395-I недрами признается часть земной коры, расположенная ниже почвенного слоя. Глубина почвенного слоя на федеральном уровне не установлена, поэтому каждый субъект РФ устанавливает ее размер самостоятельно. В большинстве регионов принято значение в 5 метров, однако более точно это можно выяснить в региональном законодательстве и территориальных управлениях государственного имущества и земельных ресурсов.

Ст. 19 закона № 2395-I установлено, что собственник может проводить добычу общераспространенных ископаемых на собственном или арендованном участке земли для собственных нужд. Исходя из этих условий, все работы по добыче ресурсов, проводимые для нужд собственника на глубине, не превышающей размера, установленного для почвенного слоя в регионе, могут не лицензироваться.

Налоговый учет плательщиков НДПИ и риски безлицензионной добычи

Постановка лиц в качестве налогоплательщиков налога на добычу полезных ископаемых происходит в уведомительном порядке. После выдачи лицензии Роснедра передают информацию в территориальные налоговые органы. Срок постановки на налоговый учет — 30 календарных дней с даты выдачи лицензии (ст. 335 НК РФ). Поскольку порядок уведомительный, активных действий от пользователя недр не требуется. В срок, не превышающий 5 дней с даты получения информации о выдаче лицензии, налоговые органы регистрируют плательщика НДПИ, о чем ему направляется соответствующее уведомление.

ВАЖНО! Место постановки на учет плательщика НДПИ по общему правилу зависит от места нахождения месторождения (ст. 335 НК РФ).

Регистрация субъекта предпринимательской деятельности в качестве плательщика налога на недра производится в органе ФНС, на территории которого осуществляется деятельность по добыче и использованию ресурсов. При нахождении месторождений в иных местах (на территории иных государств, в исключительной экономической зоне, континентальном шельфе) учет производится по месту нахождения плательщика.

Деятельность по использованию недр и добыче полезных ресурсов является лицензионной, это связано с государственной собственностью на недра. При безлицензионном использовании ресурсов существует риск привлечения к административной или уголовной ответственности (ст. 49 закона 2395-I).

Примерами деятельности, подпадающей под санкции, могут быть:

  • производство работ с нарушением правил использования и охраны недр;
  • разработка недр без разрешения или с нарушением условий, установленных лицензией.

Лица, совершившие административные правонарушения в области недропользования, привлекаются к ответственности в порядке ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ. Размер административного штрафа:

  • для должностных лиц — от 30 000 до 50 000 руб.;
  • правонарушителей — юридических лиц — от 800 000 до 1 000 000 руб.

Дополнительно на виновное лицо могут возложить обязанность возместить вред, причиненный государству. При этом уплата НДПИ в отношении природных ископаемых, добытых в безлицензионном порядке, не может признаваться таким возмещением (п. 51 закона № 2395-I, постановление АС СЗО от 13.11.2014 по делу № А52-3535/2013).

***

Плательщиками налога на добычу полезных ископаемых являются хозяйствующие субъекты, получившие лицензию на недропользование путем подачи заявления или участия в аукционе. Обязанность по постановке на учет плательщика НДПИ лежит на ФНС после представления информации из территориальных органов Федерального агентства недропользования.

За добычу природных ископаемых или ведение иной деятельности в безлицензионном порядке организация или ИП могут быть подвергнуты административному наказанию в виде штрафа. Кроме того, в судебном порядке могут быть взысканы убытки, причиненные государственным недрам. Место постановки и учета плательщика налога на недра зависит от территориального расположения месторождения природных ископаемых.

Кто признается плательщиком НДПИ

НДПИ должны платить российские и иностранные организации, которые признаются пользователями недр. То есть организации, получившие лицензию на право пользования участком недр или заключившие соглашение о разделе продукции (ст. 334 НК РФ, ст. 9 Закона от 21 февраля 1992 г. № 2395-1). Платить НДПИ нужно начиная со дня регистрации лицензии или вступления в силу соглашения о разделе продукции (ч. 7 ст. 9 Закона от 21 февраля 1992 г. № 2395-1, письма Минфина России от 18 сентября 2008 г. № 03-06-06-01/23, ФНС России от 6 декабря 2013 г. № ГД-4-3/22016).

Организации Республики Крым и г. Севастополя признаются пользователями недр как в соответствии с российским законодательством, так и на основании лицензий и других разрешительных документов, выданных ранее украинскими государственными органами (п. 2 ст. 334 НК РФ).

Применение спецрежима при выполнении соглашения о разделе продукции не освобождает от уплаты НДПИ инвесторов соглашения, предусматривающего раздел продукции в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Закона от 30 декабря 1995 г. № 225-ФЗ (п. 1 ст. 346.36, п. 7 ст. 346.35 НК РФ). В этом случае НДПИ рассчитывается в общем порядке с учетом особенностей, предусмотренных статьей 346.37 Налогового кодекса РФ (п. 2 ст. 346.37 НК РФ).

Ситуация: кто из участников договора простого товарищества должен платить НДПИ? По договору одна организация занимается добычей полезных ископаемых на основании лицензии, другая ведет общие дела товарищества (бухгалтерский и налоговый учет).

НДПИ должны платить российские и иностранные организации, которые признаются пользователями недр, то есть получили лицензию на право пользования участком недр или заключили соглашение о разделе продукции (ст. 334 НК РФ, ст. 9 Закона от 21 февраля 1992 г. № 2395-1). Следовательно, плательщиком НДПИ является тот участник договора простого товарищества, который занимается добычей полезных ископаемых на основании лицензии (письмо Минфина России от 7 декабря 2007 г. № 03-06-06-01/58).

В договоре простого товарищества может быть предусмотрено ведение общих дел конкретным участником такого соглашения (ст. 1044 ГК РФ). Поэтому организация – плательщик НДПИ может поручить участнику договора, на которого возложено ведение общих дел:

  • сдавать декларации по НДПИ;
  • перечислять НДПИ в бюджет (от имени и за счет средств организации, разрабатывающей месторождения на основании лицензии).

Для этого такая организация должна выдать доверенность участнику договора, ведущему общие дела (п. 1 и 3 ст. 29 НК РФ).

Такую позицию поддерживает Минфин России (письмо от 30 июля 2008 г. № 03-06-06-01/20) и некоторые суды (см. постановление ФАС Волго-Вятского округа от 31 августа 2005 г. № А29-1942/2005а).

Не облагается НДПИ

НДПИ не нужно платить:

  • при общем изучении недр (проведении геологической съемки, региональных геолого-геофизических работ, инженерно-геологических изысканий, научно-исследовательских работ, палеонтологических работ и т. д.);
  • при использовании недр без нарушения их целостности (при геологических работах по прогнозированию землетрясений и исследованию вулканической деятельности, при создании и ведении мониторинга природной среды, при контроле за режимом подземных вод и т. д.);
  • при добыче минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов;
  • при добыче полезных ископаемых при образовании (использовании, реконструкции и ремонте) особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное или иное общественное значение. Особо охраняемыми геологическими объектами признаются объекты, изъятые из хозяйственного использования и включенные в Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий (письмо Минфина России от 2 июля 2008 г. № 03-06-05-01/12);
  • при добыче полезных ископаемых из собственных отвалов или отходов (потерь) горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств (если организация уже уплатила НДПИ при добыче);
  • при добыче дренажных подземных вод, не учитываемых на государственном балансе запасов полезных ископаемых, которые извлекаются при разработке месторождений полезных ископаемых или при строительстве и эксплуатации подземных сооружений.

Это следует из пункта 2 статьи 336 Налогового кодекса РФ и абзаца 3 пункта 1 Положения, утвержденного постановлением Верховного Совета РФ от 15 июля 1992 г. № 3314-1.

Кроме того, для целей налогообложения не признается полезным ископаемым продукция, которая была получена в результате дальнейшей переработки (обогащения, технологического передела и др.) полезного ископаемого и является продукцией обрабатывающей промышленности (абз. 2 п. 1 ст. 337 НК РФ). Например, не нужно платить НДПИ со стоимости золота или серебра, полученных в результате аффинажа (очистки драгметаллов от примесей и сопутствующих компонентов). Аффинирование представляет собой самостоятельный технологический процесс, не связанный с процессом добычи полезного ископаемого. Поэтому полученные (очищенные) драгметаллы не рассматриваются как добытые полезные ископаемые и объектом обложения НДПИ не являются. Такие разъяснения содержатся в письме ФНС России от 30 августа 2013 г. № АС-4-3/15780.

Чтобы отнести деятельность к обрабатывающей или горнодобывающей промышленности и разработке карьеров, нужно руководствоваться Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД) (письмо Минфина России от 14 августа 2007 г. № 03-06-05-01/36).

Ситуация: должна ли организация платить НДПИ при добыче общераспространенных полезных ископаемых?

Ответ: да, должна.

В подпункте 1 пункта 2 статьи 336 Налогового кодекса РФ предусмотрено освобождение от уплаты НДПИ с общераспространенных полезных ископаемых. Однако эта льгота распространяется только на предпринимателей, использующих такие полезные ископаемые для личных нужд. Организация, которая имеет лицензию на использование участка недр и добывает общераспространенные полезные ископаемые, должна платить НДПИ в общем порядке. Такой вывод подтверждается письмом Минфина России от 20 июля 2009 г. № 03-06-06-01/16.

Постановка на учет

Организации, признаваемые пользователями недр, подлежат постановке на учет в качестве плательщика НДПИ. Для этого организации писать заявление не нужно. Налоговая инспекция по местонахождению участка недр, предоставленного организации в пользование, самостоятельно поставит организацию на учет. Сделает это она в течение 30 календарных дней на основании сведений, полученных от Росприроднадзора. Такой порядок установлен в пункте 1 статьи 335 Налогового кодекса РФ. О постановке на учет в качестве плательщика НДПИ организация узнает из уведомления по форме 9-НДПИ-1 (п. 4 особенностей, утвержденных приказом МНС России от 31 декабря 2003 г. № БГ-3-09/731).

По общему правилу организацию поставят на учет в налоговой инспекции того субъекта РФ, где находится используемый участок недр. Если участок недр полностью или частично занимает территорию нескольких субъектов РФ, то на учет поставят в каждом из них. Это следует из пункта 1 статьи 335 Налогового кодекса РФ.

Организацию поставят на учет в качестве плательщика НДПИ по месту ее нахождения, только если она добывает полезные ископаемые:

  • на территории того же субъекта РФ, где она сама и зарегистрирована;
  • на континентальном шельфе России;
  • в исключительной экономической зоне России;
  • за пределами России (если территория добычи находится под юрисдикцией России, арендуется ею у иностранных государств или используется на основании международного договора).

Такое правило установлено пунктом 2 статьи 335 НК РФ.

По реквизитам налоговой инспекции, в которой организация стоит на учете как плательщик НДПИ, организация будет перечислять этот налог (п. 2 ст. 343 НК РФ). Декларации по НДПИ нужно будет подавать в налоговую инспекцию по местонахождению организации (абз. 2 п. 1 ст. 345 НК РФ).

Постановка на учет: Крым и г. Севастополь

Особый порядок постановки на учет действует для организаций Республики Крым и г. Севастополя, которые признаются пользователями недр на основании лицензий или других разрешительных документов, выданных украинскими государственными органами. Такие организации должны представить заверенные копии лицензий или других документов с переводом на русский язык. Сделать это нужно в срок не позднее 1 февраля 2015 года. Подавать документы нужно:

  • в инспекцию по местонахождению организации (если участок находится на территориях Республики Крым или г. Севастополя);
  • в инспекцию по местонахождению участка недр (во всех остальных случаях);
  • в инспекцию по местонахождению одного из участков недр по выбору организации (если у организации есть несколько участков недр).

В течение пяти рабочих дней со дня представления документов инспекция должна поставить организацию на учет в качестве плательщика НДПИ и отправить ей соответствующее уведомление.

Об этом сказано в абзацах 2–4 пункта 1 статьи 335 Налогового кодекса РФ.

НДПИ и УСН

Если организация добывает и реализует полезные ископаемые (за исключением общераспространенных), то она не вправе применять упрощенку (подп. 8 п. 3 ст. 346.12 НК РФ). Однако переход на упрощенку при добыче общераспространенных полезных ископаемых не освобождает от обязанностей плательщика НДПИ (п. 2 ст. 346.11 НК РФ).

Ситуация: нужно ли платить НДПИ, если организация самовольно пользуется участком недр (без лицензии на недропользование или соглашения о разделе продукции)?

Ответ: нет, не нужно.

НДПИ должны платить российские и иностранные организации, которые признаются пользователями недр, то есть получили лицензию на право пользования участком недр или заключили соглашение о разделе продукции (ст. 334 НК РФ, ст. 9 Закона от 21 февраля 1992 г. № 2395-1). Платить НДПИ нужно начиная со дня регистрации лицензии или вступления в силу соглашения о разделе продукции (ч. 7 ст. 9 Закона от 21 февраля 1992 г. № 2395-1, письмо Минфина России от 18 сентября 2008 г. № 03-06-06-01/23).

Если организация самовольно пользуется участком недр (без лицензии или соглашения о разделе продукции), платить НДПИ по данному участку недр не нужно (письмо ФНС России от 16 августа 2006 г. № ММ-6-21/816). Правомерность такого подхода подтверждают и некоторые суды (см., например, постановление ФАС Центрального округа от 28 января 2005 г. № А09-8557/04-13).

Внимание: за самовольное использование недр организацию могут привлечь к ответственности. Кроме того, организации придется возмещать государству убыток.

За пользование недрами без лицензии Росприроднадзор и Ростехнадзор могут оштрафовать:

  • организацию – на 30 000 – 40 000 руб.;
  • руководителя организации – на 3000–4000 руб.

Это следует из статей 7.3 и 23.22 Кодекса РФ об административных правонарушениях, пунктов 3, 4, 6 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12 мая 2005 г. № 293.

Кроме того, организации придется возместить государству убыток, причиненный в результате самовольного пользования участком недр. Размер убытка будет определяться исходя из ставки НДПИ (распоряжение Правительства РФ от 22 августа 1998 г. № 1214-р). То есть размер убытка будет равнозначен сумме подлежащего уплате НДПИ.

Налоги / Федеральные налоги / НДПИ — лекция

Глава 26. Налог на добычу полезных ископаемых

Статья 334. Налогоплательщики

Налогоплательщиками налога на добычу полезных ископаемых признаются:

  • организации,

  • индивидуальные предприниматели,

признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством РФ.

Статья 335. Постановка на учет в качестве налогоплательщика налога на добычу полезных

ископаемых

  • Налогоплательщики подлежат постановке на учет в качестве налогоплательщика НДПИ по месту нахождения участка недр (территория субъекта РФ, на которой расположен участок недр), предоставленного налогоплательщику в пользование в течение 30 календарных дней с момента государственной регистрации лицензии на пользование участком недр.

  • Налогоплательщики, осуществляющие добычу полезных ископаемых на континентальном шельфе РФ, в исключительной экономической зоне РФ, а также за пределами территории РФ (территория находится под юрисдикцией РФ) на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование, подлежат постановке на учет в качестве налогоплательщика налога по месту нахождения организации либо по месту жительства физического лица.

Статья 336. Объект налогообложения

Объектом налогообложения признаются:

  • полезные ископаемые, добытые из недр на территории РФ на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование;

  • полезные ископаемые, извлеченные из отходов добывающего производства, если такое извлечение подлежит отдельному лицензированию;

  • полезные ископаемые, добытые из недр за пределами территории РФ, если эта добыча осуществляется на территориях, находящихся под юрисдикцией РФ на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование.

Не признаются объектом налогообложения:

  • общераспространенные полезные ископаемые (подземные воды), не числящиеся на государственном балансе запасов полезных ископаемых, добытые индивидуальным предпринимателем для личного потребления;

  • добытые геологические коллекционные материалы;

  • полезные ископаемые, добытые из недр при образовании, реконструкции и ремонте особо охраняемых геологических объектов, имеющих общественное значение. Порядок признания геологических объектов особо охраняемыми, имеющими общественное значение, устанавливается Правительством РФ;

  • полезные ископаемые, извлеченные из собственных отвалов или отходов горнодобывающего и перерабатывающих производств, если при их добыче из недр они подлежали налогообложению в общеустановленном порядке;

  • дренажные подземные воды, не учитываемые на государственном балансе запасов полезных ископаемых, извлекаемых при разработке месторождений полезных ископаемых или при строительстве и эксплуатации подземных сооружений.

Статья 337. Добытое полезное ископаемое

Полезные ископаемые именуются добытым полезным ископаемым.

  • Полезным ископаемым признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров, содержащаяся в фактически добытом из недр (отходов, потерь) минеральном сырье, первая по своему качеству соответствующая государственному стандарту РФ (отрасли, региона, международному стандарту, стандарту организации.

  • Не может быть признана полезным ископаемым продукция, полученная при дальнейшей переработке полезного ископаемого, являющаяся продукцией обрабатывающей промышленности.

Видами добытого полезного ископаемого являются:

  • антрацит, уголь каменный, уголь бурый и горючие сланцы;

  • торф;

  • углеводородное сырье:

  • нефть обезвоженная;

  • газ горючий природный;

  • товарные руды: черных, цветных и редких металлов;

  • неметаллическое сырье, используемое в строительной индустрии (гипс, глины, мел );

  • природные алмазы, другие драгоценные камни из коренных месторождений;

  • концентраты, содержащие драгоценные металлы (золото, серебро, платина);

  • соль природная;

  • подземные воды, содержащие полезные ископаемые и природные лечебные ресурсы;

  • сырье радиоактивных металлов (уран и торий).

Полезные ископаемые — продукция, являющаяся результатом разработки месторождения, получаемая из минерального сырья с применением перерабатывающих технологий, а также перерабатывающих технологий, отнесенных к специальным видам добычных работ.

Статья 338. Налоговая база

  • Налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно в отношении каждого добытого полезного ископаемого отдельно, как стоимость добытого полезного ископаемого.

  • Налоговая база при добыче нефти обезвоженной, попутного газа и газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья определяется как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении.

  • В отношении добытых полезных ископаемых, для которых установлены различные ставки (налоговая ставка рассчитывается с учетом коэффициента), налоговая база определяется применительно к каждой налоговой ставке.

Статья 339. Порядок определения количества добытого полезного ископаемого

  • Количество добытого полезного ископаемого определяется налогоплательщиком самостоятельно в единицах массы или объема (в зависимости от добытого полезного ископаемого).

Количество добытого полезного ископаемого определяется:

  • прямым методом (посредством применения измерительных средств и устройств)

  • косвенным методом (расчетно, по данным о содержании добытого ископаемого).

!!! Если определение количества добытых полезных ископаемых прямым методом невозможно, применяется косвенный метод.

  • Применяемый налогоплательщиком метод подлежит утверждению в учетной политике налогоплательщика для целей налогообложения и применяется в течение всей деятельности по добыче полезного ископаемого.

  • Метод подлежит изменению только в случае внесения изменений в технический проект разработки месторождения полезных ископаемых.

  • Если налогоплательщик применяет прямой метод определения количества добытого полезного ископаемого, количество добытого полезного ископаемого определяется с учетом фактических потерь полезного ископаемого (разница между расчетным количеством полезного ископаемого, и количеством фактически добытого полезного ископаемого), которые учитываются в том налоговом периоде, в котором проводилось их измерение.

При извлечении драгоценных металлов — количество добытого полезного ископаемого определяется по данным обязательного учета при добыче, в соответствии с законодательством РФ о драгоценных металлах и драгоценных камнях.

При извлечении драгоценных камней — количество добытого полезного ископаемого определяется после первичной сортировки и оценки необработанных камней.

  • При определении количества добытого в налоговом периоде полезного ископаемого учитывается полезное ископаемое, в отношении которого в налоговом периоде завершен комплекс технологических операций по добыче ископаемого из недр.

  • При реализации и использовании минерального сырья до завершения комплекса технологических операций, предусмотренных техническим проектом разработки месторождения, количество добытого в налоговом периоде ископаемого определяется как количество ископаемого, содержащегося в минеральном сырье, реализованном или использованном на собственные нужды в данном налоговом периоде.

Статья 340. Порядок оценки стоимости добытых полезных ископаемых при определении

налоговой базы

Оценка стоимости добытых полезных ископаемых определяется налогоплательщиком самостоятельно одним из следующих способов:

  • исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации без учета государственных субвенций;

Оценка стоимости единицы добытого полезного ископаемого производится исходя из выручки, определяемой с учетом сложившихся в текущем налоговом периоде цен реализации добытого полезного ископаемого, без учета субвенций из бюджета

Выручка = Цена реализации (без субвенций из бюджета) — сумма расходов по доставке

ст. 40НК РФ, без НДС и акциза

  • исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации добытого полезного ископаемого;

Выручка = Цена реализации без НДС и акциза — сумма расходов по доставке

ст. 40НК РФ

  • исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых (в случае отсутствия реализации).

Расчетная стоимость добытого полезного ископаемого определяется налогоплательщиком самостоятельно на основании данных налогового учета в зависимости от порядка признания доходов и расходов для определения налоговой базы по налогу на прибыль.

Учитываются расходы налогоплательщика, связанные с добычей полезных ископаемых:

материальные расходы, расходы на оплату труда, суммы начисленной амортизации, расходы на ремонт основных средств, расходы на освоение природных ресурсов, прочие расходы,

Общая сумма расходов, произведенных налогоплательщиком, распределяется между добытыми ископаемыми пропорционально доле каждого добытого ископаемого в общем количестве добытых полезных ископаемых.

! Выручка в иностранной валюте пересчитывается в рубли по курсу ЦБ РФ.

! Оценка производится отдельно по каждому виду ископаемого исходя из цен его реализации.

! Стоимость добытого ископаемого определяется как произведение количества добытого полезного ископаемого и стоимости его единицы.

! Стоимость единицы добытого полезного ископаемого рассчитывается как отношение выручки от реализации к количеству реализованного полезного ископаемого.

Статья 341. Налоговый период

Налоговым периодом признается календарный месяц.

Статья 342. Налоговая ставка

0% — при добыче:

  • полезных ископаемых в части нормативных потерь полезных ископаемых — в пределах нормативов потерь, утверждаемых Правительством РФ;

  • подземных вод, содержащих полезные ископаемые, извлечение которых связано с разработкой других видов ископаемых, или при строительстве подземных сооружений;

  • полезных ископаемых при разработке ранее списанных запасов полезных ископаемых

  • минеральных вод, используемых налогоплательщиком в лечебных и курортных целях без реализации;

  • подземных вод, используемых налогоплательщиком в сельскохозяйственных целях,

3,8 % при добыче калийных солей;

4 % при добыче торфа, угля каменного, угля бурого;

5,5 % при добыче сырья радиоактивных металлов;

6,5 % при добыче драгоценных металлов,

7,5 % при добыче минеральных вод;

8 % при добыче редких металлов, природных алмазов, драгоценных камней;

Налогоплательщики, осуществившие за счет собственных средств поиск и разведку месторождений полезных ископаемых или полностью возместившие расходы государства на поиск и разведку этих полезных ископаемых, уплачивают налог с коэффициентом 0,7.

Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение государственного баланса запасов полезных ископаемых, направляет в налоговые органы на 1-е число календарного года данные, включающие:

  • наименование пользователя недр;

  • реквизиты лицензии на право пользования недрами;

  • сведения о накопленной добыче нефти (включая потери при добыче).

Статья 343. Порядок исчисления и уплаты налога

Сумма налога по добытым полезным ископаемым исчисляется по итогам каждого налогового периода по каждому добытому полезному ископаемому, как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

  • Налог подлежит уплате по месту нахождения каждого участка недр, Налог, подлежащий уплате, рассчитывается исходя из доли ископаемого, добытого на каждом участке недр, в общем количестве добытого полезного ископаемого соответствующего вида.

  • Сумма налога, исчисленная по полезным ископаемым, добытым за пределами территории РФ, подлежит уплате по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя.

Статья 344. Сроки уплаты налога

Сумма налога, подлежащая уплате, уплачивается не позднее 25 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Статья 345. Налоговая декларация

Обязанность представления налоговой декларации у налогоплательщиков возникает, начиная с того налогового периода, в котором начата фактическая добыча полезных ископаемых.

Налоговая декларация представляется налогоплательщиком в налоговые органы по месту нахождения (месту жительства) налогоплательщика.

Налоговая декларация представляется не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.