План ФХД

Анализ исполнения учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности

Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
Главная Финансы Пути совершенствования системы финансовой обеспеченности дошкольных образовательных учреждений
< Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ

Форма отчета об исполнении ГЗ необходима для реализации мониторинга и контроля исполнения ГЗ. Как упоминалось выше, в тех случаях, когда региональные учреждения не обеспечили (не обеспечивают) выполнение ГЗ, отраслевой департамент (министерство) обязан принять в пределах своей компетенции меры по обеспечению его выполнения, в т. Ч. За счет корректировки ГЗ другим бюджетным учреждениям с соответствующим изменением объемов финансирования.

Оценка выполнения государственного задания проводится по следующим критериям:

Полнота и эффективность использования бюджетных средств;

Количество потребителей государственных услуг;

Качество оказания государственных услуг (количественные характеристики качественных показателей оказания государственных услуг).

Следовательно, необходимо, чтобы отраслевые департаменты (министерства) проводили оценку исполнения ГЗ. По результатам такой оценки отраслевой департамент (министерство) может принимать решение о корректировке заданий отдельным учреждениям, если указанные изменения не приведут к увеличению общего объема бюджетных ассигнований на оказание государственных услуг, предусмотренных в областном бюджете на текущий финансовый год.

Оценка выполнения ГЗ необходима органам исполнительной власти для обеспечения соблюдения условий оказания государственных услуг, оценки степени удовлетворенности потребителей получаемой услугой и своевременного выявления и устранения ошибок по выполнению ГЗ.

Таблица 15 — Исполнение плана финансово-хозяйственной деятельности, бюджетные источники

Наименование показателя

код

план

Исполнено плановых

Не исполнено плановых

ДОХОДЫ

из них:

субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания

17134360,21

17114226,71

20133,5

РАСХОДЫ

всего

17134360,21

17127883,32

6476,89

в том числе:

Оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда

13014242,34

13014173,68

68,66

в том числе:

10402044,76

10401976,1

68,66

заработная плата

прочие выплаты

36334,54

36334,54

начисления на выплаты по оплате труда

2575863,04

2575863,04

Приобретение работ, услуг

1977255,38

1970847,15

6408,23

в том числе:

услуги связи

26138,48

26138,48

транспортные услуги

коммунальные услуги

936486,54

930078,31

6408,23

работы, услуги по содержанию имущества

802544,25

802544,25

прочие работы, услуги

210874,11

210874,11

Социальное обеспечение

468424,57

468424,57

в том числе:

468424,57

468424,57

пособия по социальной помощи населению

Прочие расходы

41888,06

41888,06

Расходы по приобретению нефинансовых активов

1632549,86

1632549,86

в том числе:

основных средств

материальных запасов

1510749,86

1510749,86

Результат исполнения (дефицит / профицит)

-13656,61

Источники финансирования дефицита средств — всего

13656,61

-13656,61

Основные направления, по которым осуществлялось финансирование из бюджетной части: заработная плата, налоги, коммунальные услуги, питание детей, увеличение стоимости основных средств и материальных запасов. 19 % (за 7 месяцев) были выплачены финансовые средства стимулирующего характера от ФОТ.

Средства по внебюджету (от оказания платных дополнительных услуг) предназначаются на выплату заработной платы педагогам, на оплату охранных услуг, услуги связи, на увеличение стоимости материальных запасов и основных средств, на сервисное обслуживание и замену фильтров для воды, приобретение расходных материалов

Таблица 15 — Исполнение плана финансово-хозяйственной деятельности, внебюджетные источники

Наименование показателя

Код строки

Утверждено

плановых

назначений

Исполнено

плановых

назначений

Не исполнено

плановых

назначений

Доходы — всего

2098734,62

2060212,45

38522,17

Доходы от собственности

от аренды активов

Доходы от оказания платных услуг (работ)

2021096,52

1982574,35

38522,17

Прочие доходы

77638,1

77638,1

Расходы — всего

2098734,62

2098734,62

в том числе:

Оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда

595882,88

595882,88

заработная плата

481481,98

481481,98

прочие выплаты

начисления на выплаты по оплате труда

111600,9

111600,9

Приобретение работ, услуг

296747,5

296747,5

в том числе:

услуги связи

1406,25

1406,25

транспортные услуги

работы, услуги по содержанию имущества

63618,17

63618,17

прочие работы, услуги

214888,08

214888,08

Расходы по приобретению нефинансовых активов

1206104,24

1206104,24

основных средств

материальных запасов

1102210,24

1102210,24

Результат исполнения (дефицит / профицит)

-38522,17

Источники финансирования дефицита средств — всего

38522,17

-38522,17

В январе 2011г поступило средств на внебюджетный счёт 27 909,24.

Средства не были израсходованы в связи с заменой лицевых счетов в казначействе. В феврале 2011г. поступило 167 329,37 . Израсходовано 57 074,88:Оплата за услуги охраны за декабрь 2010 г. 275,11; оплата за услуги связи за декабрь 2010 г 2 552,00. Оплата услуг связи за 2011г -2 731,30. Взносы на обязательное социальное — 1184,63 и медицинское страхование — 1954,99; пенсионное страхование — 819,70. Налог на доходы физических лиц — 4 982,00. Зачисление в пенсионный фонд — 9 960,77. Оплата за расчёт обслуживания по зарплатным картам — 100,00. Перечисление за январь 2011г — 33 331,30.

В апреле 2011г. поступило (с учётом остатка) 151 599,55. Израсходованы: обязательное социальное страхование — 164,80., медицинское — 4 203,33, пенсионное страхование — 21 428, 71, налог на доходы физических лиц — 10 715,00, оплата услуг связи за март — 2 552,30, оплата за обслуживание карт — 107,56, перечисление зарплаты за март — 35 852,20, оплата за участие во Всероссийской педагогической конференции — 17 900. Остаток на апрель — 144 903,34.

Рисунок 3 — Структура расходов МДОУ №2

В мае 2011 г. поступило 80 967,50. Израсходовано: обязательное социальное страхование — 71,48, пенсионное — 9292,81, медицинское — 1822,82, налог на доходы физических лиц — 4 646,00, плата за обслуживание карт — 93,29, оплата за услуги связи — 3256,90, зарплата за апрель- 31 095,67, Главное финансовое бюджетное управление г. Екатеринбурга (уточнение КБК) — 59 972,11, оплата

услуг охраны за апрель 2011 г — 29 848,50.В июне 2011 г поступило 31 644,30. Израсходовано: оплата охраны за май — 29 848,50, охрана за март — 29 848,50, за услуги связи за май — 2 534,90, возврат переплаты за платные услуги — 4 842,00, штрафные санкции — 200,00, частичная оплата за услуги связи — 236,00.

Средства благотворительного фонда «Фонд ПНП» израсходованы: материальная помощь сотрудникам — 241 450,00, приобретение ингредиентов для кислородного коктейля — 26 900, расходы на хозяйственные нужды — 86 410, канцелярские товары -10 690, охранные услуги121 140,комиссия банка — 2 200.

Таблица 16 — Информация об оказанных услугах МАДОУ

Общее количество детей, посещающих (воспользовавшихся услугами) МАДОУ

из них

Количество детей, освобожденных от платы полностью (воспользовавшихся бесплатными услугами)

за счет местной льготы

за счет областной льготы

Количество детей, освобожденных от платы частично (воспользовавшихся частично платными услугами)

за счет местной льготы

за счет областной льготы

за счет федеральной компенсации

Количество детей, не получающих льгот и компенсаций

Увеличилось количество детей, содержащихся за счет областного бюджета на 15% и уменьшилось количество детей содержащихся за счет местного бюджета на 14%.

Виды услуг МДОУ — Обеспечение познавательного, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития, число воспользовавшихся 158.

Все дети обеспечены возможностью освоения программы дошкольного образования в соответствии с показателями качества, указанными в муниципальном задании.

Прибыль в МАДОУ отсутствует, так как все доходы были израсходованы на нужды учреждения в текущем году.

Таблица13 — Перечень приобретенных основных средств в 2011 году

Наименование

Количество

Цена

Стоимость, руб.

Плита ПЭМ 4-010

Палас 3х4,5

Палас 5,5 х 1,5

Палас 5 х 1,5

Коврик

Коврик

пылесос Samsung SC-5135(3290)

Шкаф для раздевания 4-х секционный со скамьей

Набор «Домино»

Магазин №1 игровой

Комодик «Мэри Поппинс»

Стеллаж «Универсальный»

Стул детский»Классик» Н=260мм

Стол детский прямоугольный с регулируемой. высотой

Стул детский

530,5

Итого оплачено по статье 261

Таблица 14 — Задолженность по родительской плате за 2011 год

Недоплата на 01.01.2010г

Переплата на 01.01.2010г

Число задолжников на 01.01.2010

Недоплата на 01.01.2011г

Переплата на 01.01.2011г

Число задолжников на 01.01.2011г

2666,23

35628,36

11043,48

41764,71

32962,13

30721,23

Просроченная задолженность по родительской плате составила 1694,83 рубля 4 чел. Данная задолженность образовалась в связи с тем, что родители с детьми уехали не заплатив за последние дни посещения ребенком детского сада.

Таблица 15 -Анализ исполнения лимитов потребления коммунальных услуг МДОУ за 2009-2011г.

Потребления электроэнергии

Лимит тыс. квт/час

факт

% выпол-нения

Лимит тыс. квт/час

факт

% выпол-нения

Лимит тыс. квт/час

факт

% выпол-нения

52,5

46,9

89,3

54,6

86,9

55,6

50,0

потребления теплоэнергии

Лимит Гкал

факт

% выпол-нения

Лимит Гкал

факт

% выпол-нения

Лимит Гкал

факт

% выпол-нения

565,8

96,4

104,9

435,0

потребления воды

Лимит м3 вода/ стоки

факт

% выпол-нения

Лимит м3 вода/ стоки

факт

% выпол-нения

Лимит м3 вода/ стоки

факт

% выпол-нения

83,5

93,6

2917,6

Результаты проведенного анализа по исполнению лимитов за 2011г:

Потребление электроэнергии — 90% эффективно с небольшой экономией.

Потребление теплоэнергии — 81% экономное использование горячей воды.

Потребление холодной воды — 117% увеличено из-за аномально жаркого лета.

В учреждении имеются приборы учета потребления коммунальных услуг:

электросчетчики — 2штуки (63а и 40а).

счетчик ХВС — 1шт

Примечание: счетчика ГВС — нет.

Таблица 16 — Показатели здоровья воспитанников:

Заболеваемость на 100 детей

Количество пропущенных дней по болезни

1-м ребенком

Посещаемость детей

%

Средняя цифра по МАДОУ (в случаях)

Средняя цифра по городу (в случаях)

Средняя цифра по МАДОУ (в днях)

Средняя цифра по городу (в днях)

Средняя цифра по МАДОУ

%

Средняя цифра по городу

%

Ранний возраст

383

Дошкольный возраст

Показатели здоровья воспитанников соответствуют муниципальному заданию и критериям оценки качества исполнения задания.

Расчет итоговой оценки выполнения ГЗ проводится в четыре этапа:

1-й этап — оценка выполнения ГЗ по критерию «полнота и эффективность использования

К1 = К1рн / К1кассовое х 100

Где К1рн — расчетнонормативный объем бюджетных средств на выполнение ГЗ;

К1кассовое — кассовое исполнение бюджета на выполнение ГЗ.

К1= 17134360,21 / 17127883,32 =0,999

Таблица 17 — Результаты образовательной деятельности.

Направления развития

2011г.

Данные аттестации и аккредитации

Высокий уровень (%)

Средний уровень (%)

%

интеллектуальное развитие

96%

социально — нравственное развитие

98%

Физическое развитие

художественно-эстетическое развитие

95%

Познавательно-речевое развитие

физкультурно-оздоровительное развитие

95%

Социально-личностное развитие

коррекция отклонения физического и психического развития

98%

Родители, как заказчики по итогам 2010-2011 учебного года. считают:

  • 64% родителей, что их ребенок с удовольствием посещает детский сад
  • 54%, что, посещая наш детский сад, здоровье ребенка улучшилось
  • 77%, что закаливающие мероприятия в большей степени способствуют здоровьесберегающему образованию ребенка
  • 62% , что работа детского сада и родителями в течение года над повышением уровня нравственного воспитания детей, повлияла на формирование нравственных качеств ребенка
  • 49%, что уровень подготовке детей к школе осуществляется на высоком уровне
  • 51% родителей посещают дополнительные платные образовательные услуги

Основные показатели:

Среднегодовая численность работников МАДОУ — 158 человек.

Средняя заработная плата работников МАДОУ — 14640 рубля, в том числе педагогов — 17338 рублей.

Объем финансового обеспечения развития МАДОУ в рамках программ, утвержденных в установленном порядке 2185260,32 рублей.

Субсидия местного бюджета в объеме: 15753335,80 рублей

Субсидия (субвенции) областного бюджета в объеме: 1359090,91 рублей

Таблица 18 — Информация об исполнении задания учредителя и об объеме финансового обеспечения задания учредителя

Наименование

услуги

Объем оказанных услуг, количество детей

Форма финансирования выполнения задания учредителя

Объем финансирования

задания учредителя (запланированный/фактический), тыс руб.

Задание

фактически

I кв.

II кв.

III кв.

IV кв.

Предоставление дошкольного образования в Муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении Снежинского городского округа «Детский сад компенсирующего вида № 29»

с 01.01.11 по31.08.11

Субсидия местного бюджета

с 01.09.11 по 31.12.11

с 01.01.11 по31.08.11

Субсидии (субвенции) областного бюджета

116

с 01.09.11 по 31.12.11

Расчет итоговой оценки выполнения ГЗ проводится в четыре этапа:

бюджетных средств»;

1-й этап — оценка выполнения ГЗ по критерию «полнота и эффективность использования

К1 = К1рн / К1кассовое х 100,

Где К1рн — расчетнонормативный объем бюджетных средств на выполнение ГЗ;

К1кассовое — кассовое исполнение бюджета на выполнение ГЗ.

К1= 17134360,21 / 17127883,32 =0,999

2-й этап — оценка по критерию «количество потребителей государственных услуг»;

К2 = (158/148 + 159/149) /2 =1,07

3-й этап — оценка по критерию «качество оказания государственных услуг».

Данные аттестации и аккредитации%

интеллектуальное развитие 96%

социально — нравственное развитие 98%

художественно-эстетическое развитие 95%

физкультурно-оздоровительное развитие 95%

коррекция отклонения физического и психического развития 98%

Итого качество услуг К3 = 0,964

4-й этап — определение итоговой оценки выполнения ГЗ.

Итоговая оценка (ИО) не является абсолютным и однозначным показателем степени выполнения ГЗ. Каждый критерий подлежит самостоятельному анализу причин его выполнения (или невыполнения).

ИО = (К1 + К2 + К3) / 3 *100

ИО =( 0,999 + 1,07 + 0,964) / 3 * 100=101,1 %

Вывод: Муниципальное задание учредителя было профинансировано в установленные графиком сроки, в полном объеме и исполнено в соответствии с ним. Рассчитанный показатель оценивается в соответствии со следующей таблицей 19:

Таблица 19 — Оценка выполнения ГЗ

Значение ИО, %

Оценка выполнения ГЗ

Более 100

ГЗ перевыполнено

От 95 до 100

ГЗ выполнено в полном объеме

Менее 95

ГЗ не выполнено

Данные положения, зафиксированные в нормативно-правовых актах субъектов РФ, не бесспорны. Разумеется, контроль за исполнением ГЗ необходим, однако оценка на основе используемых в настоящее время показателей не является корректной. Оценка количества потребителей государственной услуги вопросов не вызывает. Сравнение фактического и планового значений данного показателя просто необходимо. Важно лишь помнить о том, что его отклонения в пределах 5% от запланированного значения допустимо, а вот большие различия свидетельствуют о некорректном прогнозировании числа потребителей.

Оценивать же полноту и эффективность использования бюджетных средств следует иным образом — с учетом фактического числа потребителей услуги, поскольку перевыполнение или невыполнение задания будет зависеть от того, какому количеству потребителей она была предоставлена. В связи с этим необходимо сравнивать не показатели использования общего объема средств, а показатели расходов в расчете на одного потребителя.

Оценка качества выполнения ГЗ производится по каждому из показателей, указанных в ГЗ и характеризующих качество оказываемых государственных услуг. При этом опять же сравниваются фактические и плановые значения. Однако для каждой услуги должен быть разработан стандарт, а значит и минимальные требования к ее предоставлению. Поскольку вряд ли кто-нибудь будет говорить о том, что, например, нормы СанПиНа в учреждении выполняются на 33%, то оценку показателей качества необходимо разделить на два блока: 1. Показатели, характеризующие минимальные необходимые требования к условию предоставления услуги, на основе которых выставляется только две оценки: «ГЗ выполнено» или «ГЗ не выполнено». При этом, если хотя бы одно из условий не выполнено, то оценка всего блока «минимальные требования к условиям оказания государственных услуг» должна быть «ГЗ не выполнено». 2. Показатели, характеризующие дополнительные условия предоставления услуг. В данном случае возможно сравнение фактических и плановых значений. Этот блок нужен для выявления лучших, наиболее конкурентоспособных учреждений с целью дальнейшего поддержания их деятельности.

Выводы

В целом переход от жестко регламентированного сметного планирования к планированию финансово-хозяйственной деятельности создает предпосылки для повышения эффективности расходования бюджетных и внебюджетных средств, развития финансово-хозяйственной самостоятельности автономных и бюджетных учреждений. Однако практическая реализация этих предпосылок возможна только при определенных условиях, важнейшим из которых является высокое качество менеджмента и управления финансами.

Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter

< Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ
Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Естествознание
Журналистика
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Педагогика
Политология
Право
Психология
Религиоведение
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее

Как составить План финансово-хозяйственной деятельности учреждения

Вход / Регистрация Прислать статью Прислать статью

  • Вход
  • Регистрация
  • Менеджмент
  • HR
  • Маркетинг
  • Продажи
  • Финансы
  • Саморазвитие
  • Старт бизнеса

19 мая 2015 в 09:48 26756 Поделиться 0 Поделиться 0 Поделиться План финансово-хозяйственной деятельности – один из основных внутренних документов, которые государственные и муниципальные учреждения разрабатывают, утверждают и используют в процессе формирования доходов и расходов. Как составить План ФХД, каковы особенности ведения ПФХД с точки зрения организации учета и подготовки отчетности учреждения, уточняется в этой статье.
Требования к плану финансово-хозяйственной деятельности
Необходимость разработки плана финансово-хозяйственной деятельности учреждения, а также обеспечения его открытости и доступности закреплена нормой подпункта 6 пункта 3.3 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». Из текста этой нормы также следует, что порядок разработки ПФХД учреждения утверждается учредителем в соответствии с требованиями, установленными Минфином России.

Общие правила составления и утверждения Плана ФХД государственного (муниципального) учреждения установлены Требованиями к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, утвержденными приказом Минфина России от 28 июля 2010 г. № 81н (далее – Требования № 81н). На момент написания статьи последние изменения в Требования № 81н вносились приказом Минфина России от 27 декабря 2013 г. № 140н. При этом в Требования № 81н:

  • внесен ряд корректив технического характера, обусловленных изменением терминологии Бюджетного кодекса РФ;
  • введена дополнительная норма, обязывающая детализировать в Плане ФХД общую сумму расходов бюджетного учреждения на закупки товаров, работ, услуг;
  • включено требование об отражении в графе 4 ПФХД сведений об объекте капитального строительства (это условие вступило в силу с 1 января 2015 года, то есть его следовало учесть при составлении плана финансово-хозяйственной деятельности на 2015 год).

Отраслевые и ведомственные органы управления (министерства и службы) разрабатывают и утверждают дополнительные требования к ПФХД подведомственных учреждений с учетом отраслевых особенностей, обязательные для применения учреждениями соответствующей сферы деятельности. Кроме того, специфические требования к плану финансово-хозяйственной деятельности учреждения могут устанавливать органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления.

Учредитель вправе предусмотреть дополнительную детализацию показателей плана финансово-хозяйственной деятельности, установленных общими требованиями к ПФХД, в том числе утвердить типовую форму Плана ФХД. Кроме того, учредитель может установить предельные сроки утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности, которые обеспечат деятельность учреждений на основании Плана ФХД с самого начала очередного финансового года.

Составление и применение Плана ФХД

План финансово-хозяйственной деятельности учреждения составляется:

  • на финансовый год – если закон (решение) о бюджете утверждается на один финансовый год;
  • на финансовый год и плановый период – если закон (решение) о бюджете утверждается на очередной финансовый год и плановый период.

Во втором случае предполагается, что показатели ПФХД ежегодно уточняются и переутверждаются в течение планового периода. Если учреждение использует в очередном году прошлогодние остатки субсидии на государственное (муниципальное) задание, нужно отразить в Плане ФХД объемы планируемых выплат, источником финансового обеспечения которых выступают такие остатки субсидий. В этой ситуации план финансово-хозяйственной деятельности учреждения также нужно утвердить заново.

Следует иметь в виду, что пунктами 21 и 22 Требований № 81н установлены различные схемы утверждения планов финансово-хозяйственной деятельности (как в первоначальной редакции, так и уточненных) для бюджетных и автономных учреждений:

  • ПФХД автономного учреждения утверждается руководителем учреждения на основании заключения наблюдательного совета автономного учреждения;
  • ПФХД бюджетного учреждения утверждается учредителем, однако учредитель может предоставить право утверждения Плана ФХД руководителю самого учреждения.

В соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности учреждения используют:

  • субсидии на выполнение государственного и муниципального задания (в том числе переходящие остатки субсидий);
  • субсидии на иные цели;
  • средства от оказания платных услуг;
  • поступления из других разрешенных законодательством РФ источников.

Структура ПФХД

Требованиями № 81н определена структура Плана ФХД и общие рекомендации по группировке и детализации данных. При этом Требования № 81н содержат указания на обобщение данных по укрупненным группам доходов и расходов. В частности, формируются плановые показатели, как минимум, в разрезе следующих видов выплат (разумеется, если учреждение производит выплаты той или иной группы):

  • оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда;
  • оплата услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг;
  • арендная плата за пользование имуществом;
  • оплата услуг по содержанию имущества;
  • прочие услуги;
  • безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям;
  • пособия по социальной помощи населению;
  • приобретение основных средств, нематериальных активов, материальных запасов;
  • приобретение ценных бумаг (для государственных (муниципальных) автономных учреждений, а также государственных (муниципальных) бюджетных учреждений в случаях, установленных федеральными законами);
  • прочие расходы;
  • иные выплаты, не запрещенные законодательством РФ.

Вместе с тем, учредитель может предусматривать детализацию плановых показателей по выплатам до уровня групп и статей КОСГУ, а по группе «Поступление нефинансовых активов» – с указанием кода группы КОСГУ.

Кроме того, при организации бухгалтерского учета доходов и расходов учреждения необходимо учитывать потребности бухгалтерской отчетности. В форме Отчета об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности () предусмотрена детализация доходов и расходов более низкого уровня. Так, например, расходы по коду КОСГУ 210 в отчетности раскрываются по отдельным подстатьям (211, 212 и 213). Поэтому, по мнению автора, целесообразно при формировании структуры Плана ФХД ориентироваться и на структуру формы указанного Отчета.

Если учреждению выделяются субсидии на иные цели, а также субсидии на капитальные вложения в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность, дополнительно к ПФХД составляется еще один документ – Сведения об операциях с целевыми субсидиями, предоставленными государственному (муниципальному) учреждению ().

Требования № 81 не содержат указаний на необходимость составления ПФХД обособленно по каждому источнику финансирования (виду деятельности). Однако учредителям предоставлены соответствующие полномочия детализации при разработке нормативных актов, регулирующих порядок составления и утверждения планов финансово-хозяйственной деятельности.

Доходы и расходы учреждения в Плане ФХД

В общем случае доходы и расходы учреждения не связаны между собой. При этом направление сумм доходов на возмещение расходов, которые с получением этих доходов не связаны, в бухгалтерском учете требует использования счета 030406000. Подобные суммы обособленно отражаются в отчетности (в том числе, расшифровываются в Пояснительной записке).

Между некоторыми видами доходов и расходов все-таки есть взаимосвязь. Так, из текста пункта 6 статьи 9.2 Закона № 7-ФЗ следует, что доходы, полученные от передачи в аренду имущества (код КОСГУ 120), направляются на возмещение расходов на содержание такого имущества.

Разделом 8 Комментариев (комплексных рекомендаций) Минфина России от 29 октября 2013 года по вопросам, связанным с реализацией положений Федерального закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ, разъяснено, что поступления от приносящей доход деятельности (в том числе от оказания бюджетным учреждением платных услуг) поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и расходуются в соответствии с Планом ФХД. Субъект РФ или муниципалитет не вправе установить порядок расходования таких средств, поскольку планируемые поступления от оказания бюджетными и автономными учреждениями платных услуг (работ), в том числе в рамках государственного (муниципального) задания, не считаются доходами бюджета. Если основные платные услуги включены в государственное (муниципальное) задание, то размер субсидии на государственное (муниципальное) задание будет уменьшен на объем средств, планируемых к поступлению от потребителей таких услуг (работ).

Российское законодательство не требует, чтобы показатели по выплатам, отраженные в плане финансово-хозяйственной деятельности учреждения, соответствовали по объему и назначениям нормативным затратам, использованным при расчете субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания. Таким образом, учредитель не вправе требовать от учреждения расходования поступлений от приносящей доход деятельности на возмещение затрат, связанных с выполнением государственного или муниципального задания. При этом учреждение может самостоятельно менять структуру расходов в части утвержденного норматива и возмещать часть затрат за счет собственных средств.

С учетом сказанного можно заключить, что при составлении плана финансово-хозяйственной деятельности по отдельным видам расходов целесообразно вводить дополнительные строки в зависимости от того, за счет средств по какому КФО будут возмещаться расходы, либо разработать дополнительные формы к Плану ФХД, в которых будут расшифровываться расходы по видам финансового обеспечения (видам деятельности).

Дополнительная группировка поступлений и выплат в ПФХД

Еще одна особенность составления плана финансово-хозяйственной деятельности и организации бухгалтерского учета для целей отчетности связана с группировкой поступлений и выплат по направлениям. В Плане ФХД поступления и выбытия группируются по счетам – открытым в территориальном органе Казначейства России и в кредитных организациях. В Отчете (ф. 0503737) введена дополнительная группировка – по поступлениям и выплатам, проводимым через кассу учреждения, а также по доходам и расходам, исполненным некассовыми операциями.

Документы системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в учреждениях не содержат определения и перечня некассовых операций. Некоторые виды таких операций перечислены в письмах Минфина России и Казначейства России, которые не имеют нормативного характера, но содержат разъяснения по заполнению отдельных форм отчетности. Так, в соответствии с пунктом 4.5.4 совместного письма Минфина России, Казначейства России от 29 декабря 2014 г. № 02-07-07/68722 / 42-7.4-05/2.1-823, в составе некассовых операций отражаются показатели, сформированные в результате операций:

  • по исполнению обязательств с удержанием санкций, исчисленных согласно гражданско-правовому договору (контракту) при неисполнении или ненадлежащем исполнении исполнителем своих обязательств;
  • по удержанию из заработной платы работников сумм возмещения недостач материальных ценностей, сумм на погашение неизрасходованного и своевременно не возвращенного аванса, выданного в связи со служебной командировкой или на хозяйственные расходы и иные аналогичные операции.

Кроме того, в письме Минфина России от 15 апреля 2015 г. № 02-07-07/21402 приведен пример, из которого можно заключить, что к некассовым операциям, в частности, относятся:

  • удержание из заработной платы работников сумм задолженности по авансовым отчетам;
  • зачет требований по возврату задолженности по авансу согласно авансовому отчету;
  • зачет требований по уплате пени за нарушение поставщиком сроков оказания услуг.

Таким образом, можно сделать вывод, что некассовыми считаются не только операции, которые не отражаются на счетах учета денежных средств (касса и счет учреждения в банке или казначействе), но и операции, в результате которых не возникает дебиторской или кредиторской задолженности, связанной с последующим движением денежных средств.

Еще один вывод: некассовые операции (за исключением операций по зачету взаимных требований) на этапе составления плана финансово-хозяйственной деятельности, как правило, невозможно спрогнозировать.

Тем не менее, по мнению автора статьи, подобные поступления (в частности, по удержанию сумм материального ущерба, взысканию или взаимозачету сумм финансовых и иных санкций за нарушение условий хозяйственных договоров), нужно учитывать при уточнении показателей Плана ФХД в течение календарного года. Это обусловлено тем, что полученные дополнительные доходы могут быть направлены на финансирование дополнительных расходов, которые отражаются не только в Отчете по ф. 0503737, но и в прочих формах бухгалтерской отчетности.

Владимир Захарьин — эксперт по бюджетному учету, к.э.н. Редакция журнала «»

Автоматизация бухгалтерии для любого бизнеса Сервис поможет вам автоматизировать рутинные процессы, он всё сделает сам: рассчитает налоги создаст счета заполнит декларации отправит в налоговую и фонды Эксклюзивно для читателей «Делового мира» Месяц полного доступа бесплатно 🙂 В избранное Подписывайтесь на наш Дзен-канал: zen.yandex.ru/delovoymir.biz Поделиться 0 Поделиться 0 Поделиться Полное бухгалтерское обслуживание для ИП и ООО Попробовать бесплатно Полезные статьи
к вам на почту Подпишитесь на рассылку Подписаться! Обсуждения Комментарии Публикации +4 Основатель Школы управления Сергея Лысова +1 Партнер и операционный директор бухгалтерской компании Statera Veris +1 Бизнес-тренер, консультант, сертифицированный коуч Бизнес-тренер, эксперт-практик в области маркетинга Короткая техника убеждения, которая завоюет вам сторонников
«Если одинокое дерево выживает, оно вырастает крепким», говорил Тренинговая компания Михаила Казанцева Как не стать жертвой моды на саморазвитие и изменения себя
Предновогоднее безумие потихонечку выползает на поверхность жизни. Финансовый директор ATManagement Group Ошибки опытных предпринимателей в области управления финансами
Я, как финансовый директор компании, а также как специалист, который Деловой мир
в социальных сетях Следите за новостями бизнеса в Подписывайтесь
на наш Дзен-канал Полезные статьи
к вам на почту Подпишитесь на рассылку Подписаться! Использование материалов сайта возможно только при условии размещения активной ссылки на источник — «Деловой мир». Прислать статью По всем вопросам пишите на

Сбор и консолидация планов расходов от подразделений в Excel

«Планово-экономический отдел» №10 2018 / Планирование

АЛГОРИТМ СОЗДАНИЯ КОНСОЛИДИРОВАННОГО ПЛАНА ОБЩЕЗАВОДСКИХ РАСХОДОВ В EXCEL

Чтобы консолидировать план расходов по компании, экономисту нужно собрать сведения из подразделений.

Сбор и объединение плановых показателей организуют поэтапно.

Рассмотрим на примере, как спланировать общезаводские расходы.

Этап 1. Утверждаем перечень статей общезаводских расходов, создаем и настраиваем шаблон в Excel.

Достаточно часто экономисты получают от подразделений заполненные таблицы с плановыми показателями в некорректном виде. Чтобы избежать этого, предварительно настраивают формат данных: Данные → Работа с данными → Проверка данных → Проверка вводимых значений → Тип данных → Целое число → Минимум «0» → Максимум «1000» (рис. 1). Затраты по одной статье расходов не могут превышать 1 млн руб. в квартал, должны быть в тысячах рублей.

Поскольку с шаблоном будут работать не только финансовые специалисты, добавляют «Сообщение об ошибке» (рис. 1):

Вид — Останов (запрет на ввод данных).

Заголовок — Вы допустили ошибку!

Сообщение: «1. Расходы за квартал не могут превышать 1 млн руб. 2. Показатель должен быть целым числом.»

Текст сообщения должен проинформировать исполнителя, что он делает неправильно.

При вводе показателей, которые не будут отвечать установленным требованиям шаблона, Excel выдаст ошибку (рис. 1).

Это обеспечит встроенный контроль, исключит случайные ошибки ввода и выход за лимит на этапе планирования, снизит трудоемкость проверки полученных заполненных шаблонов.

На практике распространены случаи, когда расходы вписываются в лимит по верхнему пределу.

Учитывая погрешности, которые присущи планированию, целесообразно все статьи расходов, превышающие определенную сумму, автоматизированно выделять.

Получив отчет с сигнальными маркерами, экономист сможет оперативно затребовать с подразделений дополнительные обоснования и расчеты.

Это можно сделать с помощью Условного форматирования: Главная → Условное форматирование → Правила выделения ячеек → Больше → Форматировать ячейки, которые БОЛЬШЕ:

  • для прочих и представительских расходов — больше 200 тыс. руб.;
  • для остальных расходов — больше 700 тыс. руб. (рис. 2).

Выбирают удобную сигнальную окраску.

Размер лимита, о превышении или приближении к верхнему пределу которого настраивают форматирование, зависит от:

  • специфики деятельности компании;
  • статьи расхода;
  • периода и объемов.

Форматирование настраивают в индивидуальном порядке.

Изменить настройки рассылаемого в подразделения шаблона будет невозможно, если выполнить следующий этап.

Этап 2. Защищаем настроенные формулы от затирания, шаблон — от нежелательного форматирования.

Чтобы не тратить время на проверку формул, исключить случайное их затирание исполнителями, целенаправленно скрыть формулы для соблюдения конфиденциальности, в шаблоне выделяем ячейки с формулами (серая заливка) и вызываем окно «Формат ячеек» (Ctrl + 1). Затем переходим на вкладку «Защита» и устанавливаем флажок около пункта «Скрыть формулы» (рис. 3). После защиты листа формулы будут скрыты, но продолжат работать.

Важный момент: формулы полезно скрывать, если нужно сохранить в тайне процент премирования каждого отдельного сотрудника или порядок формирования себестоимости.

Чтобы защитить шаблон от нежелательного копирования, форматирования, добавления неутвержденных статей расхода, выполняем следующие действия:

1) оставляем доступными ячейки, в которые необходимо ввести плановые показатели. Выделяем эти ячейки, правой кнопкой мыши вызываем меню, выбираем «Формат ячеек» и на вкладке «Защита» убираем флажок с пункта «Защищаемая ячейка». По умолчанию все ячейки защищаемые, поэтому если нужно оставить доступ к выбранным ячейкам, то защиту с них снимаем (рис. 4);

2) на вкладке «Рецензирование» выполняем команду «Защитить лист». В диалоговом окне «Защита листа» задаем пароль для отключения защиты листа и выбираем действия из списка, которые разрешают выполнять пользователям. Оставляем флажок только на позиции «выделение незаблокированных ячеек» (рис. 5). После нажатия ОК повторно подтверждаем пароль.

Если требуется снять защиту, на вкладке «Рецензирование» в «Изменениях» выбираем «Снять защиту листа» и в диалоговом окне вводим пароль;

3) исключаем удаление листа с помощью инструмента: Рецензирование → Изменения → Защитить книгу. В диалоговом окне «Защита структуры и окон» устанавливаем флажок напротив опции «структуру» и вводим пароль (рис. 6).

Этап 3. Настроенные и защищенные шаблоны рассылаем структурным подразделениям для заполнения. Регламентируем сроки предоставления и ответственность за их нарушение. Проводим консультационную работу с подразделениями по планированию, оказываем методологическую помощь.

Экономист рассылает в подразделения шаблон по форме, приведенной в табл. 1. После работы, проведенной на предыдущих этапах, исполнитель сможет внести данные только в зеленые ячейки и в предварительно заданном формате.

Этап 4. Проверяем полученные планы общезаводских расходов по подразделениям.

Главное преимущество рассматриваемой поэтапной организации в том, что экономисту не нужно проводить техническую проверку «по форме», выверять формулы, исправлять форматы. Экономист может сконцентрироваться на проверке «по сути». В таблице 2 представлен план общезаводских расходов по отделу материально-технического снабжения.

Действия экономиста:

  • затребует у руководителя ОМТС сметы затрат на представительские расходы — 310 тыс. руб. в первом квартале и прочие услуги сторонних компаний — 204 тыс. руб. в четвертом квартале (выделены зеленым, так как превышают 200 тыс. руб.). Уточняет целевую направленность расходов, их связь со стратегией. Исключает махинации, когда крупные расходы одной целевой направленности, чтобы они не зашкаливали по одной статье, разбивают на несколько близких статей или вписывают в прочие расходы;
  • затребует план ремонтных работ и технического обслуживания автотранспорта по каждому месяцу, заключения о целесообразности/нецелесообразности ремонта, возможности доставки материалов перевозчиками, а не собственным транспортом.

В компании на ОМТС отнесены значительные расходы по содержанию и ремонту собственного автопарка — 810 тыс. руб. в третьем квартале. Экономист оценивает принадлежность затрат к периоду и фактор сезонности, присущий компании;

  • проверяет обоснованность затрат на горюче-смазочные материалы (всего — 1540 тыс. руб., в третьем квартале — 740 тыс. руб.) по следующим документам:

– план завоза материалов;

– адреса складов поставщиков и маршруты автотранспорта;

– нормы расхода бензина, дизтоплива для автотранспорта компании, условия применения повышающих коэффициентов;

  • проверяет расценки транспортных компаний, с которыми заключены договоры, их соответствие рыночным тарифам. Согласно данным табл. 2 услуги транспортных компаний идут по верхнему пределу лимита — 950 тыс. руб. в третьем квартале, за год — 1375 тыс. руб.;
  • поквартальную и годовую сумму расходов в 8429 тыс. руб. сравнивает с фактом текущего года, планами прошлых лет и учитывает изменения по статьям расходов;
  • проверяет соответствие затрат, отраженных по статьям расходов, учетной политике компании. Отдельные статьи расходов целесообразно напрямую отнести на себестоимость производства определенной продукции.

После проверки планов по каждому подразделению переходят к формированию сводных показателей расходов по компании.

Этап 5. Консолидируем расходы.

В Excel консолидацию можно выполнить несколькими способами. Учитывая проделанную ранее работу по стандартизации плановых шаблонов, оптимально выполнить пошагово следующие действия:

1. Открываем все полученные от подразделений и проверенные планы.

Важный момент: файл подразделения должен иметь название этого подразделения. В консолидированном плане принадлежность показателя определяется названием файла-источника.

2. Снимаем установленную ранее защиту.

3. Создаем отдельный файл для сводного плана общезаводских расходов «Консолидированный план расходов».

4. В указанном файле выполняем команду: Данные → Работа с данными → Консолидация. В диалоговом окне «Консолидация» в «Ссылке» поочередно указываем диапазон данных и нажимаем «Добавить» (рис. 7). На рассматриваемом предприятии семь общезаводских служб, поэтому действия повторяют семь раз.

В блоке «Использовать в качестве имен» устанавливаем флажки напротив двух опций:

  • подписи верхней строки;
  • значения левого столбца.

Кроме этого, задаем условие «Создавать связи с исходными данными». Если плановый показатель по одному из подразделений изменится, его обновление в исходном файле автоматически обновит консолидированные показатели.

Консолидированная таблица имеет сгруппированный вид (рис. 8).

5. Форматируем консолидированный план расходов по стандартам отчетности в компании.

6. Чтобы исключить ошибки и обеспечить достоверность, сверяем финансовые показатели сводного плана и планов по подразделениям (итоги и выборочно по позициям).

Этап 6. Анализируем сводные показатели общезаводских расходов по компании.

Консолидированный план расходов в разрезе подразделений по отдельным статьям представлен в табл. 3. Для удобства условным форматированием выделены плановые показатели, которые превышают 500 тыс. руб. и 1 млн руб. (рис. 9).

Анализ сводных показателей общезаводских расходов:

  • расходы, превышающие 2 млн руб. в квартал, приходятся на фонд оплаты труда — 2454 тыс. руб. в среднем за квартал. Если расходы на ФОТ возросли по сравнению с предыдущим плановым периодом, то выясняют, за счет чего произошел рост (увеличение структуры и уровня оплаты труда, рост численности персонала и др.).

Фонд оплаты труда финансовой службы значительно превышает фонд других подразделений. Причина простая: служба многочисленная, включает в себя бухгалтерию, планово-экономический и ревизионный отделы;

  • в третьем квартале 1062 тыс. руб. запланировали на оплату услуг сторонних компаний. Рассматривая расходы в разрезе подразделений, экономист увидит уже знакомый показатель 950 тыс. руб. по ОМТС, который проработан и обоснован на четвертом этапе;
  • на второй квартал запланированы высокие командировочные расходы — 756 тыс. руб. Это связано с высоким планом завоза материалов (затраты отдела снабжения) и выездом сотрудников отдела главного технолога на предприятия, где по кооперации во втором квартале планируется выполнение технологических операций по выпускаемой продукции, которые не могут быть выполнены на оборудовании компании;
  • наименьшие общезаводские расходы запланированы на первый квартал — 3857 тыс. руб., максимальные — в третьем квартале (6796 тыс. руб.).

Плановые показатели экономист сопоставляет с другими планами (например, с планом поступлений). Если наблюдается кассовый разрыв, поднимают вопрос об урезании отдельных статей расходов или переносе затрат на другой период. Например, расходы на охрану труда и технику безопасности перенести на первый и второй кварталы (аналогично — плановый ремонт автотранспорта).

Консолидированная сумма общезаводских расходов составит 20 883 тыс. руб.

ПОДВОДИМ ИТОГИ

Чтобы сформировать сводный план расходов, экономисту нужно собрать данные из подразделений. При этом могут возникнуть следующие сложности:

  • планы сдают в некорректном виде, приходится тратить время на их дополнительную обработку. Подобную ситуацию можно предотвратить, если разработать шаблон сбора данных в Excel, задать параметры вводимых данных, настроить исполнителям вывод сообщений об ошибках;
  • в шаблоне могут случайно поменять местами или удалить строки, добавить в него неутвержденные статьи расходов или столбцы для вспомогательных расчетов. Это сделает невозможной автоматизированную консолидацию планов по подразделениям. Как исключить такие случаи? Защищаем паролем ячейки и структуру шаблона Excel от любых нежелательных действий, оставляем исполнителям в подразделениях доступ исключительно к полям ввода плановых показателей;
  • часто в разосланных шаблонах затираются или нарушаются формулы, нередко сотрудникам подразделений запрещено знать порядок тех или иных расчетов, формулы могут содержать конфиденциальные данные. Как действовать, ведь ввиду занятости и высокого объема работ настраивают и выверяют формулы в одном шаблоне, а рассылают его большому количеству исполнителей? Настраивать формулы в каждом файле после его получения слишком трудозатратно, высока вероятность ошибок, особенно в режиме «надо было на вчера». Решение проблемы: устанавливаем параметр «скрыть формулы» перед защитой ячеек паролем.

Е. С. Панченко, бизнес-консультант

Статья опубликована в журнале «Планово-экономический отдел» № 10, 2018.

Купить этот номер в электронном виде

Блог

  • В консолидированный бюджет Российской Федерации поступило 19,3 трлн рублей – это на 24 %, или на 3,7 трлн рублей, больше соответствующего периода 2017 года.

  • Главным новшеством 2019 года для большинства бухгалтеров станет рост основной ставки НДС.

  • Ведомства уже сейчас размещают на своих интернет-порталах собственные программы контрольных мероприятий.