Персонифицированный учет

Какой стаж работы считается страховым стажем

3. При подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьей 10 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» могут устанавливаться на основании показаний двух или более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух или более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника.

2. При подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьями 10 и 11 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Что такое страховой стаж для пенсии? Актуальность этого вопроса обусловлена изменениями в пенсионном законодательстве (замена понятия «общий трудовой стаж» указанным термином). Сравнение понятий, правила подсчета страхового стажа для начисления пенсии, а также акты, которыми необходимо руководствоваться, рассмотрим ниже.

  1. застрахованное лицо работало либо реализовало иную деятельность на территории РФ (с уплатой страховых взносов в ПФР) либо за ее пределами при том же условии.
  2. за физлицо производились отчисления им самим или другим физлицом, вступившим в правоотношения по обязательному страхованию. Такой период не может превышать 50% стажа, требуемого для назначения пенсии по старости;

Что такое страховой стаж и как его определить

Согласно приказу Минздравсоцразвития РФ, утвержденному с 2010/01/01, для расчета больничного пособия, в период общего страхового стажа было включено время прохождения профессиональной службы на воинских должностях. При этом, если прохождение военной службы имело место с 2007/01/01, выплата соответствующих пособий не будет производится. Если это существенным образом влияет на величину выплачиваемого пособия, в таком случае предусматриваются дополнительные выплаты за счет средств государственного бюджета.

При расчете пособий по больничному листу берутся во внимание периоды работы или другой деятельности работника, в течение которых производились страховые выплаты. Величина пособия зависит непосредственно от продолжительности страхового стажа. Чем продолжительнее страховой стаж человека, тем выше будет размер его пособия.

Обязательные страховые отчисления должны производиться работодателем за всех сотрудников, с которыми заключен трудовой договор; индивидуальные предприниматели самостоятельно уплачивают ежегодные взносы в Фонд социальной защиты населения. Сумма всех периодов, когда данные выплаты производились, и составляет страховой стаж гражданина Республики Беларусь. Таким образом, в страховой стаж, в отличие от общего трудового, не включаются:

  1. Служба в армии;
  2. Отпуск по уходу за новорожденным;
  3. Периоды, в течение которых было назначено пособие по безработице;
  4. Отпуск по уходу за инвалидом/ребенком-инвалидом/лицом старше 80 лет;
  5. Дневное обучение в высшем и среднем специальном учебном заведении.

Отчисления в Фонд соцзащиты производит работодатель (на начало 2019 года в размере 35 процентов на пенсионное и социальное страхование), удерживая 1 процент из заработной платы сотрудников. Предприниматели устанавливают размер своего годового дохода самостоятельно и от полученной суммы уплачивают 35 % в ФСЗН. Однако периоды, на протяжении которых такие отчисления производились в неполном объеме или вовсе отсутствовали (пусть даже по вине нанимателя), в страховой стаж в Беларуси не включаются.

Комиссия определяет факт и периоды работы, сведения о профессии по документам, имеющимся у работника (справка, профсоюзный билет, расчетная книжка и т.п.), а если их нет — на основании свидетельских показаний двух и более лиц, знающих работника по совместной деятель­ности в одной организации или в одной системе.

Периоды работы (иной деятельности), включаемые в стра­ховой стаж после регистрации гражданина в качестве застра­хованного лица, подтверждаются очень просто — на основа­нии сведений индивидуального (персонифицированного) уче­та. Эти сведения пенсионный орган должен предоставить лицу, подавшему заявление о выходе на пенсию, в течение 10 календарных дней с момента подачи.

На что еще следует обратить внимание? Дело все в том, что существует определенный минимум страхового стажа, который должен набрать каждый гражданин. Только в таком случае можно будет претендовать на получение пенсионных выплат от государства. Раньше он составлял 5 лет. Но в 2015 году произошло повышение до 6 лет. В 2019 году его еще немного увеличили на 1 год. Теперь для получения пенсии придется набрать минимум 7 лет страхового стажа.

  • Время работы по трудовому договору. Имеется в виду официальное трудоустройство.
  • Участие в общественных работах, которые оплачиваются государством. Причем неважно, в каких именно.
  • Периоды ведения предпринимательской деятельности. Все предприниматели, независимо от типа бизнеса, производят отчисления в ПФР и за себя, и за своих работников.

После 1 января 2004 года, согласно ст.11 Закона «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» обязательному пенсионному страхованию подлежит один из неработающих трудоспособных родителей, усыновителей, опекун, попечитель, которые фактически осуществляют уход за ребенком-инвалидом, а также неработающие трудоспособные лица, осуществляющие уход за инвалидом I группы или за престарелым, который по заключению медицинского учреждения нуждается в постоянном постороннем уходе или достиг 80 -летнего возраста, если такие неработающие трудоспособные лица получают помощь или компенсацию в соответствии с законодательством. Соответственно эти периоды включаются в страховой стаж, страховые взносы перечисляет государство в минимальном размере.

До 1 января 2004 года учитывается весь трудовой стаж, подтвержденный соответствующими документами. Основным документом, подтверждающим трудовой стаж является трудовая книжка. В случае отсутствия в ней записей, для подтверждения стажа принимаются справки, извлечения из приказов, письменные трудовые договора, ведомости о заработной плате и даже показания свидетелей.

Онлайн журнал для бухгалтера

  • ИП сдал в банк платежку на перечисление фиксированных страховых взносов за 2019 год (если на банковском счете для этого достаточно средств, а в поручении указан верный КБК);
  • ИП заплатил в банк, в кассу местной администрации или отделения «Почты России» наличные деньги в качестве страховых взносов за 2019 год (при условии, что в платежном документе указан верный КБК);
  • ПФР или ФСС принял решение о зачете в счет платежей за 2019 год излишне перечисленных (взысканных) страховых взносов (пеней, штрафов по ним).

Обязательные пенсионные и медицинские взносы за 2019 год ИП перечисляют в налоговую инспекцию по местожительству. Добровольные взносы на социальное страхование, как и прежде, платят в территориальное отделение ФСС России по месту учета. Это следует из статьи 431 Налогового кодекса РФ и пункта 5 статьи 4.5 Закона от 29 декабря 2006 № 255-ФЗ.

При подсчете страхового стажа бухгалтер может столкнуться с тем, что в подтверждающем документе не указаны точные даты начала и окончания периода работы. Как действовать в такой ситуации сказано в пункте 27 Правил. Так, если в документе не стоит число, то таковым признают 15 число соответствующего месяца, а если вообще указан лишь год, за дату принимают 1 июля данного года.

Заметим, что время службы в армии или правоохранительных органах, учебы в училище при подсчете страхового стажа не учитывают, а вот в трудовой стаж они входили. Поэтому посчитанный на 1 января 2007 года страховой стаж работника может оказаться меньше его непрерывного трудового стажа на ту же дату. В таких ситуациях за страховой стаж до 1 января 2007 года нужно принимать непрерывный трудовой стаж (п. 2 ст. 17 Закона № 255-ФЗ).

Страховой номер индивидуального лицевого счёта

Страховое свидетельство государственного пенсионного страхования

Страховой номер индивидуального лицевого счёта, СНИЛС — лицевой счёт, содержащийся в страховом свидетельстве обязательного пенсионного страхования (ССОПС) (выдаются с 2003 года — см. Постановление Правления ПФР от 31 июля 2006 г. № 192п) или в страховом свидетельстве государственного пенсионного страхования (ССГПС) (выдавались в период 1996—2002 годов) — документе, выдаваемом застрахованному лицу, подтверждающем его регистрацию в системе государственного пенсионного страхования Российской Федерации. В ССОПС (ССГПС) содержится номер лицевого счёта, закреплённый за будущим пенсионером.

В Пенсионном фонде Российской Федерации утверждают что ССГПС относится к фонду, однако оформление бланка не содержит логотип фонда, дату и номер лицензии Федеральной налоговой службы. Следует обратить внимание на тот факт, что на бланке СНИЛС руководитель Пенсионного фонда РФ не ставит свою личную подпись. Бланк СНИЛС предоставляется его владельцу запаянным в жёсткую пленку для ламинирования документов из территориального органа Пенсионного фонда РФ (в некоторых регионах СНИЛС изготавливается в виде пластиковой карточки стандартного размера).

Пенсионному фонду Российской Федерации требуется СНИЛС для упорядочивания индивидуальных сведений о работнике и о суммах, которые перечисляет работодатель на индивидуальный пенсионный счёт работника в счёт будущей пенсии.

Страховой номер индивидуального лицевого счёта является уникальным и принадлежит только одному человеку. На индивидуальный лицевой счёт заносятся все данные о начисленных и уплаченных работодателем страховых взносах в течение всей трудовой деятельности гражданина, которые впоследствии учитываются при назначении или перерасчёте пенсии. Присвоение страхового номера носит технологический характер и осуществляется в целях упрощения порядка и ускорения процедуры назначения трудовых пенсий застрахованным лицам.

СНИЛС указан на зелёной карточке — страховом свидетельстве обязательного (государственного) пенсионного страхования. Такая карточка есть у всех работающих граждан — большинство россиян (за исключением военнослужащих) получают страховое свидетельство на первом месте работы, однако, возможно и самостоятельное получение свидетельства на себя или на своего несовершеннолетнего ребёнка. С апреля 2019 года бумажные страховые свидетельства обязательного пенсионного страхования отменены. Информация будет храниться только в электронном виде.

СНИЛС используется в качестве идентификатора на портале государственных услуг, а также в обязательном порядке указывается на оборотной стороне универсальной электронной карты.

Формат СНИЛС: «123-456-789 0100000000», где цифры могут быть любыми, а последние две являются контрольной суммой, вычисляемой по особому алгоритму .

Существуют предложения об использовании СНИЛС вместо иных личных социальных и фискальных идентификаторов и документов (таких как ИНН, медицинский полис, пенсионное свидетельство и т. п.). Однако, причина, по которой Минфин не утвердил код бюджетной классификации (КБК), определяющий сумму для оплаты бланка СНИЛС в государственный бюджет, ещё не определена, так как КБК определён для бланка паспорта гражданина РФ. Минфин не обсуждал правила применения СНИЛС в правилах применения КБК.

С 1.1.2018 СНИЛС указывается для однозначной идентификации учредителей — физических лиц в выписках из реестра зарегистрированных средств массовой информации (которые отныне выдаются вместо отменённых свидетельств о регистрации), так как СНИЛС не меняется в течение жизни, в отличие от адреса проживания или номера паспорта.

В апреле 2019 года Пенсионный фонд РФ анонсировал перевод всех СНИЛС в электронный формат в течение трех месяцев.

Прочие коды

Существуют и другие коды, которые не являются такими распространенными, как те, что приведены выше:

  • ФЛ – физлица;
  • ВЖСХ – изготовители сельскохозяйственной продукции;
  • ВЖЭН – единый сельскохозяйственный налог;
  • ВЖОИ – организации инвалидов;
  • ВЖХО – хоз. общества, а также хоз. партнерства;
  • ВЖТЗ – фирмы, которые занимаются осуществлением технико-внедренческой деятельности;
  • ВЖИТ – фирмы, которые занимают осуществлением деятельности в сфере информационных технологий;
  • ВЖЭС – члены экипажей судов;
  • ВЖМН – организации народных художественных промыслов;
  • ВЖСИ – средства массовой информации;
  • ВЖЦС – лица, принимающие участие в проекте «Сколково».

О КЛАССИФИКАТОРЕ КАТЕГОРИЙ СТРАХОВАТЕЛЕЙ ПИСЬМО ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РФ 24 апреля 2002 г. N КА-16-27/3885 (Д) Пенсионный фонд Российской Федерации направляет классификатор категорий страхователей (Приложение 1), разработанный в соответствии с вступившим в силу с 1 января 2002 года новым пенсионным законодательством. Для приведения Справочника категорий ПТК «АРМ уполномоченного» в соответствие с указанным классификатором необходимо, используя режим «Групповая корректировка БД» задачи «Администратор» «АРМ уполномоченного», провести замену кодов плательщиков страховых взносов на коды страхователей. При этом соответствие кодов плательщиков страховых взносов кодам страхователей указано в Приложении 2. До осуществления замены кодов плательщиков страховых взносов на коды страхователей необходимо провести ряд подготовительных мероприятий. 1. Проанализировать состав плательщиков, включенных в базу данных ПТК «АРМ уполномоченного» с кодами: 80 — индивидуальные предприниматели, осуществляющие свою деятельность на основе свидетельства об уплате единого налога на вмененный доход; 81 — индивидуальные предприниматели-работодатели, осуществляющие свою деятельность на основе свидетельства об уплате единого налога на вмененный доход; 82 — организации, осуществляющие свою деятельность на основе свидетельства об уплате единого налога на вмененный доход. В случае если плательщики (организации и индивидуальные предприниматели), включенные в базу данных с кодами 80, 81, 82, в связи с осуществлением ими наряду с деятельностью на основе свидетельства об уплате единого налога на вмененный доход иной предпринимательской деятельности включены также в базу данных с другими кодами и другими регистрационными номерами, как это предусмотрено письмом ПФР от 01.07.99 N ЕВ-16-25/6121, необходимо произвести снятие с учета в ПТК «АРМ уполномоченного» плательщиков с кодами 80, 81, 82. 2. Необходимо исключить из базы данных плательщиков страховых взносов плательщиков-работодателей, осуществляющих деятельность на основе свидетельства об уплате единого налога на вмененный доход, по которым в соответствии с письмами ПФР от 01.07.99 N ЕВ-16-25/6121 и от 26.08.99 N ЕВ-16-27/7883 сформированы лицевые карточки в фиктивном районе. Документы, содержащиеся в личных делах плательщиков, снятых с учета в соответствии с настоящими указаниями, следует подшить в личные дела этих же плательщиков, состоящих на учете в органах ПФР с другими кодами и регистрационными номерами. Первый заместитель Председателя Правления А.В.КУРТИН 24 апреля 2002 г. N КА-16-27/3885 Приложение 1 КЛАССИФИКАТОР КАТЕГОРИЙ СТРАХОВАТЕЛЕЙ ——————————————————————- |Код| Наименование | |——————————————————————| | Страхователи, производящие выплаты физическим лицам и | | осуществляющие уплату страховых взносов в бюджет ПФР в | | соответствии с установленным тарифом | |——————————————————————| |10 | Организации | |—|————————————————————-| |11 | Обособленные подразделения организаций | |—|————————————————————-| |12 | Бюджетные организации | |—|————————————————————-| |13 | Обособленные подразделения бюджетных организаций | |—|————————————————————-| |18 | Организации, освобожденные от уплаты единого социального | | | налога | |—|————————————————————-| |19 | Обособленные подразделения организаций, освобожденных от | | | уплаты единого социального налога | |—|————————————————————-| |20 | Организации, занятые в производстве сельскохозяйственной | | | продукции, уплачивающие единый социальный налог | |—|————————————————————-| |21 | Обособленные подразделения организаций, занятых в | | | производстве сельскохозяйственной продукции | |—|————————————————————-| |22 | Родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, | | | занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования, | | | использующие труд наемных работников | |—|————————————————————-| |23 | Организации — сельскохозяйственные товаропроизводители, | | | уплачивающие единый сельскохозяйственный налог | |—|————————————————————-| |24 | Крестьянские (фермерские) хозяйства, использующие труд | | | наемных работников | |—|————————————————————-| |31 | Индивидуальные предприниматели, использующие труд наемных | | | работников | |—|————————————————————-| |32 | Физические лица, использующие труд наемных работников | |——————————————————————| | Страхователи, осуществляющие уплату страховых взносов | | в виде фиксированного платежа | |——————————————————————| |91 | Индивидуальные предприниматели | |—|————————————————————-| |92 | Занимающиеся частной практикой нотариусы | |—|————————————————————-| |93 | Частные детективы | |—|————————————————————-| |94 | Адвокаты | |—|————————————————————-| |96 | Крестьянские (фермерские) хозяйства | |—|————————————————————-| |97 | Родовые, семейные общины малочисленных народов Севера | |—|————————————————————-| |51 | Граждане Российской Федерации, работающие за пределами | | | территории Российской Федерации | |—|————————————————————-| |52 | Физические лица, осуществляющие уплату страховых взносов за | | | другое физическое лицо | ——————————————————————- Приложение 2 СПРАВОЧНИК КАТЕГОРИЙ ПЛАТЕЛЬЩИКОВ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ ——————————————————————— |Код| Наименование | Код | | | | страхователя| |—|————————————————|————-| |11 | Государственные организации | 10 | |—|————————————————|————-| |12 | Муниципальные организации | 10 | |—|————————————————|————-| |13 | Акционерные общества | 10 | |—|————————————————|————-| |14 | Ассоциации, концерны и др. объединения | 10 | |—|————————————————|————-| |15 | Совместные и иностранные предприятия | 10 | |—|————————————————|————-| |16 | Частные предприятия | 10 | |—|————————————————|————-| |17 | Арендные предприятия | 10 | |—|————————————————|————-| |21 | Кредитно-финансовые организации | 10 | |—|————————————————|————-| |22 | Бюджетные учреждения | 12 | |—|————————————————|————-| |23 | Организации науки, культуры, образования | 10 | |—|————————————————|————-| |24 | Общественные организации | 10 | |—|————————————————|————-| |25 | Общественные организации инвалидов | 18 | |—|————————————————|————-| |26 | Хозяйств. общ. обществ. организ. инвалидов | 18 | |—|————————————————|————-| |27 | Коллегии адвокатов, юридич. консультации | 10 | |—|————————————————|————-| |28 | Организ. собств. имущ. явл. общ. орг. инвалидов| 18 | |—|————————————————|————-| |30 | Кооперативы | 10 | |—|————————————————|————-| |31 | Предприниматели, исп. труд наемных работников | 31 | |—|————————————————|————-| |32 | Граждане, исп. труд наемных работников | 32 | |—|————————————————|————-| |33 | Нотариусы, исп. труд наемных работников | 31 | |—|————————————————|————-| |40 | Прочие предприятия и организации | 10 | |—|————————————————|————-| |41 | Обособленные подразделения | 11 <1> | |—|————————————————|————-| |51 | Колхозы | 20 | |—|————————————————|————-| |52 | Совхозы | 20 | |—|————————————————|————-| |53 | Прочие сельскохозяйственные предприятия | 20 | |—|————————————————|————-| |54 | КФХ, использ. труд наемных работников | 24 | |—|————————————————|————-| |55 | Род., семейн. общ., исп. труд наемных работн. | 22 | |—|————————————————|————-| |80 | Индив. предпринимат., уплач. единый налог | 91 | |—|————————————————|————-| |81 | Инд. предп.-работодат., уплач. единый налог | 31 | |—|————————————————|————-| |82 | Организации, уплач. единый налог | 10 | |—|————————————————|————-| |91 | Индивидуальные предприниматели | 91 | |—|————————————————|————-| |92 | Нотариусы, занимающиеся частн., практикой | 92 | |—|————————————————|————-| |93 | Частные детективы | 93 | |—|————————————————|————-| |95 | Предприниматели, работающие по патенту | 91 | |—|————————————————|————-| |96 | Крестьянские (фермерские) хозяйства | 96 | |—|————————————————|————-| |97 | Род., семейн. общины кор. малоч. народ. Севера | 97 | ——————————————————————— ——————————— <1> Только обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, расчетный счет, начисляющие выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц.