Переход на МСФО

Переход России на международные стандарты финансовой отчетности.

Главная Коллекция «Revolution» Бухгалтерский учет и аудит Переход России на международные стандарты финансовой отчетности.

Расширение круга потенциальных инвесторов и выход на международные рынки с использованием международных стандартов финансовой отчетности. Описание этапов перехода на МСФО предприятиями РФ, создание эффективной законодательной базы бухгалтерского учета.

Рубрика Бухгалтерский учет и аудит
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 04.03.2014
Размер файла 17,7 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Переход России на МСФО

В условиях объединения национальных рынков в единое экономическое пространство особое значение придается вопросам унификации стандартов в различных областях деятельности компаний. Существуют стандарты и в области формирования финансовой отчетности. Одними из этих стандартов являются — МСФО или Международные стандарты финансовой отчетности.

Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) — это целостная система, необходимой внешним пользователям для принятия ими экономических решений в отношении предприятия. Основной целью МСФО, является принятие ее пользователями эффективных управленческих решений. международная финансовая отчетность стандарт

Как на международном, так и на российском уровне актуальность внедрения МСФО определена, прежде всего, необходимостью использования единого международного языка финансовой отчетности в большинстве стран мира.

В настоящее время вопросы перехода российских предприятий на международные стандарты финансовой отчетности приобрели чрезвычайную актуальность. Это обусловлено признанием МСФО в качестве одного из главных инструментов, гарантирующего предоставление прозрачной и унифицированной информации о финансовом состоянии компании для широкого круга участников рынка, в том числе и зарубежных.

В России начиная с 2010 г. процесс реформирования бухгалтерского учета в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности значительно возрос. Наиболее важные шаги на пути сближения с МСФО следующие:

1) принят Федеральный закон от 27.07.2010 № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности»;

2) принято Постановление Правительства РФ от 25.02.2011 № 107 «Об утверждении Положения о признании Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности для применения на территории Российской Федерации»;

4) Приказом Минфина России от 02.07.2010 № 66н утверждены новые формы бухгалтерской отчетности;

5) Приказом Минфина России от 02.02.2011 № 11н утверждено новое ПБУ «Отчет о движении денежных средств».

Использование МСФО для представления отчетности является необходимой процедурой при выходе на международные рынки, позволяя, таким образом, расширить круг потенциальных инвесторов.

Внедрение МСФО позволяет совершенствовать внутреннюю систему управления предприятием за счет использования единых методик учета в целях управления хозяйственной деятельностью, а также повысить конкурентоспособность компании за счет обеспечения надежной и прозрачной информацией заинтересованных пользователей.

Однако, успешное внедрение МСФО находится в прямой зависимости от изначальной заинтересованности самих компаний в публичной и прозрачной системе отчетности: к сожалению, на данном этапе подобная потребность недостаточно актуальна применительно к российской ситуации. Во многом отсутствие такой объективной предпосылки внедрения МСФО объясняется исторически сложившимися культурными и ментальными особенностями, в силу которых публичность и прозрачность вообще недостаточно востребованы нашим обществом.

План перехода российских компаний на международные стандарты финансовой отчетности неоднозначно оценивается финансовыми руководителями и экспертами. Одни считают, что такой шаг принесет пользу российской экономике, другие же видят в этом лишь увеличение объема работы и материальных затрат. Опыт российских предприятий, уже работающих по МСФО, а также европейский подход к внедрению МСФО позволяют достаточно объективно оценить существование проблем и перспектив данного процесса.

Необходимость составлять финансовую отчетность по международным стандартам возникает в первую очередь у предприятий, работающих с иностранными банками и инвесторами.

Другая причина, по которой предприятия уже сейчас составляют отчетность по МСФО, — требование владельца бизнеса. Собственник бизнеса всегда стремится создать такой инструмент, который позволял бы ему понимать реальное положение дел на предприятии. МСФО дают возможность объективно оценить финансовое положение компании.

Еще один плюс применения МСФО — использование полученной информации для управленческих целей. При рассмотрении вопроса о том, как должен быть организован управленческий учет, зачастую принимается решение строить его на основе принципов МСФО. Долгое время считалось, что отчетность по МСФО нужна российским банкам и компаниям лишь для ее предоставления внешним пользователям. Но сейчас многие руководители осознают, что финансовая отчетность по МСФО необходима им для более эффективного управления своей организацией. В большинстве ведущих российских банков и компаний становление систем управленческого учета происходит в соответствии с принципами МСФО. Использование МСФО в качестве стандартов управленческого учета — наиболее оправданное решение для большинства предприятий. Нет необходимости заново создавать принципы и правила учета многих хозяйственных операций, поскольку МСФО и их интерпретации упрощают проблему регламентации и ведения учета. В компании не для всех хозяйственных операций применяются МСФО, для некоторых участков используются российские правила бухучета, это связано с тем, что применение некоторых МСФО неоправданно трудоемко. Но при необходимости внутренняя отчетность может быть без больших трудозатрат доработана и передана иностранным инвесторам или кредиторам.

Страна заинтересована в привлечении инвестиций в российскую экономику, но для этого нужно повышать прозрачность российского бизнеса, в том числе внедряя стандарты, понятные западным инвесторам. Если процесс не контролировать на государственном уровне, то предприятия будут переходить на новые стандарты учета только в случае крайней необходимости. Это будет существенно тормозить привлечение денег в российскую экономику.

Далеко не все предприятия относятся к переходу на МСФО положительно. Это связано с тем, что многие российские компании при переходе на Международные стандарты сталкиваются с рядом проблем, которые нуждаются в непосредственном решение.

Во-первых, требуется обучение МСФО сотрудников, а также документы, подтверждающие эти знания. Недостаток специалистов по МСФО обрекает аудиторские компании на дополнительные расходы. Казалось бы, если аудиторская фирма вложит деньги в обучение своих специалистов по МСФО — проблема будет решена. Но специалисты по международным стандартам финансовой отчетности настолько востребованы, и особенно те, кто успешно и эффективно применяет свои знания на практике, что их очень часто переманивают другие компании, предлагая более выгодные условия.

Во-вторы, проблема адаптации российских программных продуктов (бухгалтерских программ) для нужд МСФО. Отсутствуют нормативная и консультационная базы по проблемным вопросам МСФО для аудиторов и бухгалтеров.

В-третьих, еще одна важная проблема — языковая. Официальный язык международных стандартов финансовой отчетности — английский. К сожалению, быстро научить российских бухгалтеров английскому языку невозможно, поэтому необходим официальный перевод МСФО.

Так же проблема с который могут столкнуться российские компании, в связи с рядом описанных выше сложностей, и которая непосредственно связана с основными требованиями по МСФО — оперативность представления информации. К сожалению, сейчас на подготовку отчетности по международным стандартам у предприятий уходит слишком много времени и данные теряют свою актуальность.

Однако, не смотря на существующие трудности в переходе российских стандартов на мировые, в настоящее время складываются благоприятные условия для дальнейшего их развития. Введены в действие нормативные правовые акты, охватывающие большинство объектов бухгалтерского учета и отчетности. В профессиональном сообществе накоплены определенные навыки и опыт ведения бухгалтерского учета и отчетности в рыночных условиях. В обществе созрело понимание необходимости повышения темпов перехода к использованию МСФО.

Целью развития бухгалтерского учета и отчетности на среднесрочную перспективу является создание приемлемых условий и предпосылок последовательного и успешного выполнения системой бухгалтерского учета и отчетности присущих ей функций в экономике Российской Федерации. В частности, функции формирования информации о деятельности хозяйствующих субъектов, полезной для принятия экономических решений заинтересованными внешними и внутренними пользователями (собственниками, инвесторами, кредиторами, органами государственной власти, управленческим персоналом хозяйствующих субъектов и др.). Суть дальнейшего развития состоит в активизации использования МСФО для реализации этой функции путем создания необходимой инфраструктуры и построения эффективного учетного процесса.

Дальнейшее развитие бухгалтерского учета и отчетности осуществляется и будет осуществляться по следующим основным направлениям:

1) повышение качества информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности.

Основное направление развития бухгалтерского учета и отчетности — повышение качества информации, формируемой в них. Мировой опыт показывает, что характеристики, определяющие полезность информации, достигаются непосредственным использованием МСФО или применением их в качестве основы построения национальной системы бухгалтерского учета и отчетности.

2) создание инфраструктуры применения МСФО.

Необходимым условием широкого применения МСФО в экономике Российской Федерации является создание инфраструктуры, обеспечивающей использование этих стандартов в регулировании бухгалтерского учета и отчетности и непосредственно хозяйствующими субъектами. Основные элементы: законодательное признание МСФО в Российской Федерации; процедура одобрения МСФО; механизм обобщения и распространения опыта применения МСФО; порядок официального перевода МСФО на русский язык; контроль качества бухгалтерской отчетности, подготовленной по МСФО, в том числе аудит; обучение МСФО.

3) изменение системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности.

Развитие системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности должно быть направлено на построение такой модели, которая учитывала бы интересы всех заинтересованных сторон, обеспечивала снижение издержек и повышение эффективности регулирования. В основе этой модели — разумное сочетание деятельности органов государственной власти и профессионального сообщества (профессиональных общественных объединений и другой заинтересованной общественности).

4) усиление контроля качества бухгалтерской отчетности.

Как показывает отечественная и мировая практика, важнейшим элементом обеспечения качества бухгалтерской отчетности является действенный контроль качества.

Основой системы контроля должен быть институт аудита как форма независимой проверки бухгалтерской отчетности хозяйствующих субъектов лицами, обладающими необходимой квалификацией и наделенными соответствующими полномочиями. В этом отношении институт аудита становится одним из основных инструментов развития бухгалтерского учета и отчетности. Предпосылками действенности аудита бухгалтерской отчетности являются:

а) качественные стандарты аудиторской деятельности, соответствующие Международным стандартам аудита;

б) четкие правила независимости аудиторских организаций и аудиторов;

в) непреложное следование аудиторских организаций и аудиторов Кодексу профессиональной этики;

г) единые квалификационные требования к аудиторам независимо от того, в какой отрасли или сфере экономики они ведут деятельность;

д) высокий квалификационный уровень (в том числе в области МСФО) аудиторов, обеспечиваемый системой аттестации и повышения квалификации, включая квалификационный экзамен;

е) контроль качества работы аудиторских организаций и аудиторов со стороны прежде всего профессиональных общественных объединений;

ж) эффективная система государственно-общественного надзора за аудиторскими организациями и аудиторами.

Наряду с аудитом система контроля качества бухгалтерской отчетности предполагает соответствующую надзорную деятельность государственных органов (Федеральная служба по финансовым рынкам, Центральный банк Российской Федерации, Федеральная служба страхового надзора и др.). Основной задачей их является обеспечение гарантированного доступа к качественной бухгалтерской отчетности заинтересованным пользователям. С этой целью государственные органы должны контролировать, насколько хозяйствующие субъекты своевременно и полно раскрывают бухгалтерскую отчетность, а также в какой степени информация в публичной бухгалтерской отчетности соответствует принятым стандартам.

Система контроля качества бухгалтерской отчетности должна также включать комплекс мер финансовой, административной и уголовной ответственности хозяйствующих субъектов и их руководителей.

Немалое значение для качества бухгалтерской отчетности имеет система корпоративного управления (поведения) хозяйствующих субъектов, соответствующая передовому мировому опыту в этой области.

5) существенное повышение квалификации специалистов, занятых организацией и ведением бухгалтерского учета и отчетности, аудитом бухгалтерской отчетности, а также пользователей бухгалтерской отчетности.

Развитие бухгалтерского учета и отчетности невозможно без совершенствования бухгалтерского образования. С одной стороны, задача заключается в подготовке достаточного количества квалифицированных бухгалтеров и аудиторов, понимающих концепции и конкретные правила формирования информации в бухгалтерском учете и отчетности, владеющих современными навыками ведения бухгалтерского учета, подготовки и аудита бухгалтерской отчетности. С другой стороны, качественная система бухгалтерского учета и отчетности предполагает наличие достаточного числа пользователей, нуждающихся в информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности, имеющих потребность и навыки ее использования при принятии экономических решений, в частности определении направлений инвестирования капитала и анализе рисков, связанных с этим. Наличие заинтересованных пользователей является одной из важнейших предпосылок развития бухгалтерского учета и отчетности.

Как показывает отечественный и мировой опыт, развитие бухгалтерского учета и отчетности должно происходить в тесной связи с изменениями экономической ситуации в стране и отвечать характеру и уровню развития хозяйственного механизма. Недопустимо неоправданное затягивание процессов преобразования бухгалтерского учета и отчетности. В то же время, форсирование изменений в бухгалтерском учете и отчетности вне связи с изменениями в хозяйственном механизме и реальным функционированием рыночных институтов может привести к снижению качества финансовой информации в экономике, дискредитации МСФО, а также ослаблению финансовой дисциплины. Кроме того, переход на МСФО требует времени для практической отработки новых методов и процедур сбора и обработки информации.

Изменения в бухгалтерском учете и отчетности, в частности переход на МСФО, должны происходить постепенно с учетом возможностей, потребностей и готовности профессиональной и другой заинтересованной общественности, а также органов государственной власти.

Переход на МСФО — достаточно сложная задача, в решение которой должны быть вовлечены специалисты различных служб организаций. При этом, как признают все специалисты в области международных стандартов, в России существует острая нехватка соответствующих кадров. Необходимы внутрикорпоративные тренинги и программы профессионального обучения.

Переход на МСФО должен производится поэтапно: повышение квалификации бухгалтеров, создание эффективной законодательной базы бухгалтерского учета, разработка стимулирующих механизмов, создание определенной благоприятствующей среды.

Когда выстроенная система будет понятна всем финансовым работникам и позволит им более эффективно работать в своей области, а руководители компаний будут действительно заинтересованы в предоставлении достоверной и объективной информации, реформу можно считать состоявшейся.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

  • Перспективы применения МСФО в России и в международной практике. Значение перехода бухгалтерского учета на международные стандарты финансовой отчетности. Анализ ресурсов, требующихся при переводе организации на составление финансовой отчетности по МСФО.
    курсовая работа , добавлен 22.04.2013

  • Роль и значение международных стандартов финансовой отчетности (МСФО). Работа по реформированию российского бухгалтерского учета и отчетности на базе МСФО. Основные функции индивидуальной бухгалтерской отчетности как элемент метода бухгалтерского учета.
    реферат , добавлен 17.06.2015

  • Концепции бухгалтерской отчетности в России. Международные стандарты финансовой отчетности, их отличия от российских. Общие международные требования к качеству бухгалтерской информации. Применение международных стандартов бухгалтерского учета в России.
    курсовая работа , добавлен 11.11.2010

  • Сравнительная характеристика российских и международных стандартов финансовой отчетности (МСФО). Реформирование российской финансовой отчетности в соответствии с МСФО. Перспективы перехода на международные стандарты в РФ, проблемы реформирования.
    курсовая работа , добавлен 27.03.2009

  • Сравнительная характеристика российских и международных стандартов финансовой отчетности, принципы ее составления и элементы. Перспективы развития отечественного бухгалтерского учета, проблемы реформирования и перехода на МСФО в Российской Федерации.
    курсовая работа , добавлен 05.12.2010

  • Сущность российской системы бухгалтерского учета, план перевода его на международные стандарты финансовой отчетности. Теоретические аспекты РСБУ и МСФО, исследование применения МСФО в Российской Федерации. Трудности и проблемы развития этой сферы.
    курсовая работа , добавлен 14.05.2015

  • Понятие бухгалтерских стандартов в России. Законодательные акты, регламентирующие организацию учета. Международные стандарты финансовой отчетности. Сравнительный анализ российских и международных стандартов бухгалтерского учета и финансовой отчетности.
    курсовая работа , добавлен 16.12.2014

  • История развития Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО). Мониторинг мнений о ходе реформирования бухгалтерского учета в Республике Беларусь. Пути реформирования белорусского бухгалтерского учета на МСФО по мнению отечественных экономистов.
    курсовая работа , добавлен 02.11.2009

  • Назначение международных стандартов финансовой отчетности. Характеристика международных стандартов бухгалтерского учета, нормативов образования и профессиональной этики. Переход Республики Казахстан на международные стандарты финансовой отчетности.
    дипломная работа , добавлен 13.04.2009

  • Роль и значение международных стандартов финансовой отчетности. Общие принципы функционирования системы международных стандартов финансовой отчетности. Реформирование бухгалтерского учета в России, причины, проблемы и перспективы перехода на МСФО.
    курсовая работа , добавлен 23.02.2012

  • главная
  • рубрики
  • по алфавиту
  • вернуться в начало страницы
  • вернуться к началу текста
  • вернуться к подобным работам
  • Рубрики
  • По алфавиту
  • Закачать файл
  • Заказать работу
  • Вебмастеру
  • Продать
  • весь список подобных работ
  • сколько стоит заказать работу?

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.
PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.
Рекомендуем .

2. Понятие, цели и принципы составления финансовой отчетности

Добавил: Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам. Вуз: Предмет: Файл: Лекции МСФО.doc Скачиваний: 62 Добавлен: 16.05.2015 Размер: 734.21 Кб ☆ Стр 1 из 9 1 2 3 4 5 6 7 8 9

  1. Предпосылки и значение создания Международных стандартов финансовой отчетности, порядок их разработки и утверждения

Современный бухгалтерский учет подразделяется на управленческий и финансовый. Управленческий учет позволя­ет сформировать внутреннюю (управленческую) отчетность, данные которой предназначены для внутреннего исполь­зования. Пользуясь информацией управленческой отчетно­сти, менеджерам компании легче принимать оперативные и адекватные внешней среде управленческие решения: какой сегмент бизнеса развивать в первую очередь, на каком обору­довании выгоднее выполнить поступивший заказ, как спла­нировать производственную программу, какие установить цены и т.п. На базе информации, подготовленной в системе бухгалтерского финансового учета, формируется внешняя финансовая отчетность, ориентированная прежде всего на внешних пользователей бухгалтерской информации.

Учет зависит от среды, в которой он ведется: культурные традиции, экономические и правовые отношения, а также по­литический уклад в стране предопределяют формирование национальных учетных принципов. Однако, как свидетель­ствует международный опыт, наибольшее влияние на состав и порядок формирования финансовых отчетов организаций оказывают потребности заинтересованных пользователей. В разных странах исторически на свободном рынке капита­лов доминировали определенные группы пользователей, что предопределило возникновение различий в системах бухгал­терского учета и отчетности разных стран. Указанные разли­чия развивались и трансформировались в модели бухгалтер­ского учета, которые чаще всего классифицируют по терри­ториальному признаку:

  1. Англо-американская модель;

  2. Континентальная модель;

  3. Южно-американская моде­ль;

  4. Исламская модель.

Процессы глобализации, интернационализации экономических, политических и общественных отношений, создание транснациональных корпораций, имеющих предприятия в различных странах мира., введение единой валюты на территории Европейских стра­н, фор­мирующих единое экономическое пространство, эти и другие причины явились предпосылками формирования системы учетной информации на международном уровне — Меж­дународных стандартов финансовой отчетности (МСФО) (In­ternational Financial Reporting Standards — IFRS или Inter­national Accounting Standards — IAS).

МСФО представляют собой принятые в общественных интересах положения о по­рядке подготовки и представления финансовой отчетности. Это учетная система, функционирующая на международном уровне.

МСФО носят рекомендательный характер. Ни Комитет по МСФО, ни бухгалтерское сообщество в целом не имеют полномочий требовать повсеместного применения МСФО. Эти стандарты применяются потому, что регулирующие органы во всем мире признают важность унификации правил финан­совой отчетности и поддерживают деятельность Комитета по МСФО.

МСФО предназначены для подготовки финансовой от­четности, пользователи которой полагаются на нее как на основной источник финансовых сведений о компании. Это наднациональные стандарты — они не привязаны к законо­дательным особенностям отдельной страны и предназначе­ны для составления отчетности любой компанией незави­симо от вида деятельности, отраслевой принадлежности, размера и организационно-правовой формы. МСФО в рав­ной степени применимы как для подготовки консолидированной финансовой отчетности группы взаимосвязанных компаний, так и для формирования отчетности отдельно взятой компании.

Стандарты не содержат никаких правил по организации пер­вичной документации и документооборота, плана счетов, по­рядка оформления учетных записей и т.п.

Работа по созданию МСФО началась в 1973 г., когда в ре­зультате соглашения между профессиональными ассоциа­циями и объединениями бухгалтеров и аудиторов Австра­лии, Великобритании, Германии, Голландии, Ирландии, Ка­нады, Мексики, США, Франции и Японии был образован Комитет по Международным стандартам финансовой отчет­ности (КМСФО). Комитет являлся по существу независимой частной организацией, не имевшей ни властных функций, ни законодательных полномочий.

В 1984 г. появи­лись первые ощутимые результаты работы КМСФО: Лондонская фондовая биржа рекомендовала всем иностранным корпо­рациям, котирующим свои ценные бумаги в Лондоне, при­держиваться МСФО.

В 1985 г. одна из крупнейших амери­канских корпораций General Electrics составила отчетность не только по национальным стандартам (GAAP), но и в соот­ветствии с МСФО.

В 1995 г. КМСФО заключил соглашение с Международной организацией комиссий по ценным бумагам с целью завершить к 1999 г. работу над подготовкой основного комплекта МСФО. Это соглашение имело огромное значение для последующего развития и продвижения МСФО. Оно означало, что отчетность компании, подготовленная в соответствии с МСФО, автомати­чески становится пригодной для размещения ценных бумаг этой компании на любой фондовой бирже мира без каких-либо по­правок на национальные GAAP. По существу МСФО были ре­комендованы для международного листинга. Активно под­держал эти процессы Базельский комитет по банковскому над­зору.

В декабре 1998 г. КМСФО завершил программу подготов­ки основных стандартов. На смену процессам гармонизации финансовой отчетности пришел процесс их конвергенции.

Одним из приоритетных направлений деятельности КМСФО в последние годы была разработка интерпретаций МСФО, в свя­зи с чем в 1997 г. был образован Постоянный комитет по интер­претациям — ПКИ (Standing Interpretations Committee — SIC). Основной задачей ПКИ стало рассмотрение спорных вопросов бухгалтерского учета, самостоятельное решение которых со­ставителями финансовой отчетности может привести к непри­емлемой практике учета и отступлениям от МСФО.

В апреле 2001 г. КМСФО был реорганизован в Совет по Международным стандартам финансовой отчетности (СМСФО).

Цели деятельности СМСФО:

  • разработка в общественных интересах единого комплек­та высококачественных, понятных и практически реализуе­мых Всемирных стандартов финансовой отчетности, требую­щих представления высококачественной, прозрачной и срав­нимой информации;

  • продвижение внедрения и контроль соблюдения этих стандартов;

  • сотрудничество с национальными органами, отвечающи­ми за разработку и внедрение стандартов финансовой отчет­ности, с целью максимального сближения стандартов финан­совой отчетности во всем мире.

С этого времени более 50 крупнейших стран приняли спе­циальные планы перехода или сближения национальных учетных принципов с МСФО. Европейский союз обязал ком­пании, ценные бумаги которых котируются на европейских биржах, использовать с 2005 г. МСФО при составлении кон­солидированной финансовой отчетности. Австралия заявила о полном переходе на МСФО с 2005 г. Совет по стандартам фи­нансовой отчетности США подписал соглашение с СМСФО об устранении различий между американской и международны­ми системами отчетности.

Соподчиненность вновь созданных советов и комитетов представлена на рис. 1.1.

Рис. 1.1. Структура института МСФО

Каждое из представленных образований имеет собст­венный порядок формирования, свои обязанности и полно­мочия.

В Попечительский совет входят представители различ­ных географических регионов и видов бизнеса. Шесть членов избираются от Северной Америки, шесть — от Европы, чет­веро представляют Азиатско-Тихоокеанский регион и три из­бираются из любого региона с целью установления общегео­графического баланса. Попечительский совет назначает членов СМСФО, КСС, КИМФО, контролирует эффективность дея­тельности СМСФО; обеспечивает финансирование и утверж­дает бюджеты СМСФО.

Совет (Правление) по Международным стандартам фи­нансовой отчетности (СМСФО) состоит из 14 членов, 12 из ко­торых работают на постоянной основе. Совет формируется попечителями первоначально на срок от трех до пяти лет. СМСФО отвечает за подготовку и публикацию проектов МСФО; установление порядка рассмотрения комментариев, полученных по результатам предварительного обсуждения МСФО; подготовку и издание МСФО.

Каждый член Совета при рассмотрении всех вопросов имеет один голос. Стандарт утверждается по крайней мере восемью голосами членов СМСФО.

Консультативный совет по стандартам формируется по­печителями в составе 49 человек на три года с правом продле­ния срока полномочий. Членами этого совета являются пред­ставители различных географических регионов и сфер дея­тельности. Они выражают мнения различных организаций и лиц, имеющих интересы в области МСФО, и представляют эти интересы в процессе разработки стандартов.

Консультативный совет, кроме того, обеспечивает воз­можность участия организаций и физических лиц, интере­сующихся проблемами международной стандартизации фи­нансовой отчетности, в обсуждениях проектов стандартов с целью консультирования. Председателем Консультатив­ного совета является председатель СМСФО. Ежегодно Кон­сультативный совет проводит не менее трех открытых встреч с СМСФО.

Постоянный комитет по интерпретации (ПКИ), созданный в 1997 г., в декабре 2001 г. был трансформирован в Комитет по интерпретации международной финансовой отчетности. В на­стоящее время он состоит из 12 экспертов в области бухгал­терского учета, назначенных попечителями. Интерпретации, подготавливаемые комитетом, утверждаются Правлением по МСФО. Они дают однозначное толкование неясных положе­ний стандартов, обеспечивая их единообразное применение. Для разъяснений обычно выбираются вопросы, которые свя­заны с использованием существующих стандартов и представ­ляют наибольший практический интерес для их пользовате­лей. При этом разъяснения могут даваться как по вопросам, связанным с неудовлетворительной практикой применения стандартов, так и по перспективным вопросам. Интерпрета­ции КИМФО обозначаются как IFRIC-1, IFRIC-2 и т.д. (ранее SIC-1, SIC-2 и т.д.).

МСФО постоянно совершенствуются. Последние три года были ознаменованы напряженной деятельностью Совета по МСФО в области пересмотра действующих стандартов и раз­работки новых. Результатом проведенной работы стали из­менения к 12 существующим МСФО, а также выход в свет семи новых стандартов с новой аббревиатурой IFRS вместо прежней IAS.

Международные стандарты финансовой отчетности представляют собой совокупность взаимосвязанных до­кументов, а именно предисловие к МСФО, принципы подго­товки и представления финансовой отчетности, собственно стандарты и разъяснения к ним. Все названные элементы об­разуют единую систему и не могут применяться в отдельно­сти. Принцип построения Международных стандартов — от общего к частному.

Собственно стандартам предшествует самостоятельный раздел — «Принципы подготовки и составления финансовой отчетности».

Не являясь стандартом, этот документ формирует кон­цептуальную основу, фундамент для разработки и последую­щей оценки стандартов финансовой отчетности. Ни одно из положений Принципов… не имеет преимущества перед каким-либо из МСФО. В случаях, когда возможен конфликт между Принципами… и каким-либо из МСФО, последний имеет пре­имущество.

Таким образом, Международные стандарты начинаются с изложения основных принципов, в соответствии с которыми следует формировать финансовую отчетность. Если какой-либо частный регламент отсутствует в том или ином стандар­те, то принять конкретное решение в нестандартной ситуации бухгалтер сможет, используя знания базовых принципов и основываясь на собственном профессиональном суждении. МСФО часто предусматривают два возможных подхода к бух­галтерскому учету хозяйственных операций — основной и до­пустимый альтернативный. Преимущество наличия двух под­ходов состоит в том, что приемлемость стандарта повышается.

Согласно МСФО финансовая отчетность представляет собой структурированное представление финансового поло­жения и операций, осуществленных компанией.

Цель финансовой отчетности состоит в представлении ин­формации о финансовом положении, финансовых результатах деятельности и движении денежных средств компании, полез­ной для широкого круга пользователей при принятии экономи­ческих решений. Финансовая отчетность также показывает ре­зультаты управления ресурсами, доверенными руководству ком­пании. То есть при формировании отчетной информации с учетом базовых положений МСФО бухгалтер должен стремиться к реа­лизации главной цели финансовой отчетности — удовлетворе­нию заинтересованных пользователей полезной информацией.

Согласно МСФО пользователями финансовой отчетности являются:

  1. инвесторы, вкладывающие капитал в компанию и заин­тересованные в информации, которая помогла бы определить, покупать, держать или продавать ценные бумаги, и оценить способность компании выплачивать дивиденды;

  2. работники, нуждающиеся в информации о стабильности и прибыльности своих нанимателей, их способности обеспечить заработную плату, пенсии и возможность трудоустройства;

  3. заимодавцы, заинтересованные в информации, позво­ляющей определить риск в отношении возврата займов и вы­платы причитающихся процентов;

  1. поставщики, нуждающиеся в информации, которая дает возможность определить, будет ли в срок погашена за­долженность их дебиторов;

  2. покупатели, заинтересованные в информации о ста­бильности компании, особенно когда они имеют с ней долго­срочные отношения;

  3. правительство в лице соответствующих органов, заин­тересованных в информации о деятельности хозяйствующих субъектов для того, чтобы определять налоговую политику, размер национального дохода, распределять ресурсы и т.д.;

  4. общественность, интересующаяся разнообразной ин­формацией о деятельности компаний, их вкладе в местную экономику, в том числе через количество предоставляемых рабочих мест, и др.

Руководство компании, выполняющее функции планиро­вания, принятия решений и контроля, также заинтересовано в информации, содержащейся в финансовой отчетности. Од­нако, помимо этих сведений, ему доступна дополнительная управленческая и финансовая информация, содержащаяся во внутренних отчетах компании.

Ответственность за качество и свое­временность подготовки и представления финансовой отчет­ности несет руководство компании.

Итак, финансовая отчетность, подготовленная по МСФО, ис­пользуется в первую очередь инвесторами. Указанные прио­ритеты отражают степень зависимости предприятия от реше­ний пользователей отчетности. В условиях западного бизнеса, в котором положение предприятия напрямую связано с рыноч­ной стоимостью выпущенных им ценных бумаг, а источники де­нежных средств в основном зависят от кредитов и займов, финан­совая отчетность в первую очередь должна удовлетворять ин­формационным запросам инвесторов и кредиторов. В основе МСФО лежит представление о том, что бухгалтерский учет ве­дется для управления финансовыми вложениями и потоками со стороны инвестора, не важно, собственника или кредитора. В этом его главное отличие от российского учета, который ведется администратором, действующим в интересах собственника, для отра­жения результатов деятельности объекта собственности.

Финансовое положение компании раскрывается посред­ством представления информации о ее активах, обязатель­ствах и капитале (данные баланса); на финансовые результа­ты указывают данные о доходах и расходах, содержащиеся в отчете о прибылях и убытках; информация об изменениях в денежных средствах и их эквивалентах содержится в отче­те о движении денежных средств (рис. 1.2).

Рис. 1.2. Информация, содержащаяся в формах отчетности, для принятия пользователями управленческих решений

Помимо отчетов, указанных на рис. 1.2, полный комплект финансовой отчетности, составленной по МСФО, включает по­яснения, содержащие существенные положения учетной по­литики, использованной при подготовке финансовой отчетно­сти, и прочие примечания. В отличие от российских правил, МСФО не устанавливают прямого требования об обязатель­ном включении в состав финансовой отчетности аудиторского заключения, подтверждающего достоверность финансовой отчетности компании.

Важнейшее концептуальное отличие МСФО в том, что усилия бухгалтера в большей мере направлены на формиро­вание достоверной информации о финансовом положении, чем о финансовых результатах. Об этом свидетельствуют и жест­кие требования к признанию активов, и требование их оценки по справедливой стоимости.

Названные различия порождают следующие основные особенности, определяющие дальнейшее развитие системы МСФО:

  • приоритет баланса;

  • отказ от исторической стоимости;

  • замена концепции собственности концепцией контроля (принцип имущественной обособленности организации МСФО не декларируется);

  • переход от учета имущества к учету ресурсов, от брутто-оценок к нетто-оценкам;

  • отказ от регулирования учета в пользу регулирования отчетности.

МСФО не устанавливают компаниям отчетную дату. На­чало и окончание финансового года компании устанавливают самостоятельно. Как свидетельствует практика, отчетная дата выбирается таким образом, чтобы пик деловой активно­сти приходился на середину отчетного периода. Например, крупнейшие аудиторские компании, как правило, начинают финансовый год 1 августа и заканчивают 31 июля. Учитывая специфику деятельности, пик деловой активности таких ком­паний придется на ноябрь — апрель.

Как отмечается в п. 49 МСФО 1 «Представление финансо­вой отчетности», финансовая отчетность должна представлять­ся как минимум ежегодно. Когда в исключительных обстоятель­ствах отчетная дата компании изменяется и годовая финансо­вая отчетность представляется за период продолжительнее или короче, чем один год, компания должна раскрыть в дополнение к периоду, охваченному финансовой отчетностью, причину выбо­ра периода, отличающегося от одного года. Дополнительно пояс­няется факт того, что сравнительные суммы для отчетов о при­былях и убытках, об изменениях капитала, о движении денеж­ных средств и соответствующих примечаний не сопоставимы.

Принципы составления отчетности представляют собой концептуальные основы формирования ее показателей. Учет­ной системе каждой страны свойствен собственный набор принципов составления отчетности.

В МСФО концептуальные основы формирования отчет­ности сформулированы в разделе «Принципы подготовки и со­ставления финансовой отчетности», предшествующем изло­жению самих стандартов.

Принципы составления финансовой отчетности подраз­деляются на две группы:

1) основополагающие допущения, на которых базируется финансовая отчетность;

2) качественные характеристики финансовой отчетности.

Основополагающие допущения состоят из двух базовых принципов учета: учет по методу начисления и непрерывность деятельности компании:

Метод начисления

Непрерывность деятельности

Результаты хозяйственных операций и прочих событий признаются в бухгалтерском учете по мере их совершения (а не тогда, когда получены или выплачены денежные средства или их эквиваленты) и включаются в финансовую отчетность тех периодов, к которым относятся.

Предполагается, что компания имеет намерение работать в обозримом будущем и не будет необходимости ее ликвидации или существенного сокращения масштабов деятельности. Если же такое намерение отсутствует или необходимость существует, то

финансовая отчетность должна составляться по другим правилам, подлежащим раскрытию.

Применение принципа начисления означает, что на каждую отчетную дату производится начисление соответствующих доходов и расходов компании

При ожидании прекращения деятельности компании, в случае ее банкротства отчетность должна быть составлена исходя из предположения, что все активы компании будут проданы по ликвидационной стоимости

Качественные характеристики являются «атрибутами, делающими представляемую в финансовой отчетности ин­формацию полезной для пользователей».

МСФО выделяют четыре основные качественные характеристики (две первые харак­теристики касаются представления информации, две после­дующие — ее содержания):

  • понятность,

  • сопоставимость,

  • уместность

  • надежность (вклю­чает требования правдивого представления информации, преобладания ее экономической сущности над юридической формой, нейтральности, осмотрительности, полноты и су­щественности представления информации).

Понятность означает доступность информации для поль­зователя, имеющего достаточные знания в сфере деловой и экономической деятельности, бухгалтерского учета и жела­ние изучить информацию с должным старанием.

Информация, содержащаяся в финансовой отчетности, долж­на быть сопоставимой во времени и сравнимой с информацией других компаний. Это позволяет проследить тенденции в финан­совом положении компании и результатах ее деятельности.

Уместной считается информация, влияющая на экономи­ческие решения пользователей, помогающая им оценивать про­шлые, настоящие и будущие события, подтверждающая или исправляющая прошлые оценки. На уместность информации существенное влияние оказывает ее существенность. Инфор­мация является существенной, если ее пропуск или искажение могут повлиять на экономическое решение пользователя.

Информация считается надежной в случае, если в ней нет существенных ошибок. Залогом надежности информации явля­ется соблюдение следующих условий при ее раскрытии: прав­дивое представление, преобладание сущности над формой, нейт­ральность, осмотрительность, полнота, существенность.

Информация представлена правдиво, если достигнуто соответствие между фактом хозяйственной деятельности или событием, с одной стороны, и его квалификацией и оценкой в бухгалтерской отчетности, с другой1.

Условие преобладания сущности над формой означает, что хозяйственные операции компании должны отражаться в учете и представляться в финансовой отчетности в соответ­ствии с их сущностью и экономической реальностью, а не толь­ко с их юридической формой.

Нейтральность информации означает ее непредвзятость. Финансовая отчетность не будет нейтральной, если самим подбором или представлением информации она оказывает влияние на принятие решения или формирование суждения с целью достижения запланированного результата.

Осмотрительность — это введение определенной степени осторожности в процесс формирования суждений, которые необходимы в производстве расчетов, требуемых в условиях неопределенности, так, чтобы активы или доходы не были за­вышены, а обязательства или расходы — занижены (необходимо учитывать, например, вероятность возникновения и погашения обязательств, продолжительность полезного использования активов, их обесценение).

Полнота информации необходима для обеспечения ее на­дежности. Пропуск информации может привести к недостоверности данных финансовой отчетности.

Очевидно, что для достижения качественных характе­ристик представляемой информации необходим взвешенный подход. Например, информацию нельзя признать уместной, если представлена она с запозданием во времени. Полнота информации не должна вступать в противоречие с ее эконо­мичностью (выгоды, получаемые от использования информа­ции, не должны превышать затрат на ее подготовку).

МСФО определяют ограничения в применении принци­пов уместности и надежности при подготовке финансовой от­четности:

Своевременность

Баланс между выгодами и затратами

Баланс между качественными характеристиками

В случае неоправданной за­держки в представлении ин­формации она может потерять свою уместность. С другой стороны, надежность требует времени для выяснения всех хозяйственных фактов. Таким образом, нужно определить оптимальное соотношение между своевременностью и надежностью информации

Предоставление полной инфор­мации требует затрат на составле­ние отчетности. С другой стороны, полнота дает выгоды пользовате­лям отчетности. Выгоды, извле­каемые из информации, должны превышать затраты на ее получе­ние

В общем цель состоит в том, чтобы достичь соответствую­щего соотношения между ха­рактеристиками для выполне­ния основного предназначения финансовой отчетности. От­носительная важность харак­теристик в различных случаях — это дело профессиональ­ного суждения

Концепция существенности означает представление в от­четности лишь той информации, которая имеет существен­ное значение для принятия пользователями тех или иных управленческих решений. Каждая существенная статья долж­на представляться в финансовой отчетности отдельно. Несу­щественные суммы включают в состав более крупных статей аналогичного назначения.

Стр 1 из 9 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Соседние файлы в предмете

  • # 16.05.2015114.69 Кб10ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА5 Электротехника.doc
  • # 16.05.2015563.2 Кб37Лабораторное пособие по Экологии.doc
  • # 16.05.20151.47 Mб7Лабораторные работы 1-4 ПЕРЕДЕЛ.doc
  • # 16.05.2015255.49 Кб9ландшафт УнечаПРАВИЛ.doc
  • # 16.05.2015422.91 Кб49Лекции для 1 курса Природопользование.doc
  • # 16.05.2015734.21 Кб62Лекции МСФО.doc
  • # 16.05.201513.98 Mб346ЛЕКЦИИ ПО СТР. МАШИНАМ ВСЕ.doc
  • # 16.05.201583.46 Кб21Лекции по управл.затратами.doc
  • # 16.05.2015546.06 Кб247Лекции по физкультуре.doc
  • # 16.05.2015324.61 Кб412Лекции управление затратами.doc
  • # 16.05.20152.61 Mб23лекции.doc

Практика перехода на МСФО

Сегодня в финансовой практике многих стран разыгрываются три сценария перехода на Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО). Первый рассчитан на развитые в экономическом отношении страны, у которых уже есть собственные проверенные и работающие финансовые законы. Их задача — просто привести свои национальные стандарты в соответствие с международными.

Второй сценарий больше подходит для стран с переходной экономикой, у которых нет потенциала для развития собственных стандартов учета. В качестве примера можно привести Грузию, финансисты которой откровенно признаются, что сами не в состоянии быстро разработать собственные стандарты учета.

Остальные страны, в том числе и Россия, идут по третьему пути, разрабатывая собственные стандарты учета — Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), которые в идеале должны соответствовать международным стандартам. То или иное ПБУ представляется на экспертизу в Лондонский комитет по международным стандартам, эксперты которого дают заключение: соответствует данное положение международным стандартам или нет. Затем эти ПБУ публикуются в открытой печати и предлагаются к исполнению.

Международные стандарты исходят из уровня конкретного предприятия. Для России главное преимущество МСФО заключается в том, что они ориентируют экономику на микроуровень, то есть туда, где и создаются основные материальные ценности.

Стимулы для перехода на МСФО

Есть две группы стимулов, подталкивающих каждое отдельное предприятие к переходу на международные стандарты. Их можно обозначить как внешние и внутренние.

Внешние стимулы связаны с привлечением капитала, и состояние отчетности здесь играет далеко не последнюю роль. Дело в том, что современный предприниматель все чаще сталкивается с профессиональным покупателем. Ведь самый перспективный рынок сегодня не потребительский, а рынок именно профессиональных покупателей, которые хотят знать, от чего зависит та или иная цена или форма оплаты. Тут не удастся уйти от анализа финансовых аспектов сделки, будь то приобретение простого продукта или продукта, требующего предоставления сопутствующих услуг (а таких «сложных» товаров с каждым днем становится все больше и больше). Таким образом, даже на стадии сбыта анализ должен носить профессиональный характер, и прозрачность отчетности способна сделать его короче и конструктивней.

Также нельзя недооценивать и интересы конечного потребителя. Когда в начале 80-х годов прошлого столетия концерн «PHILIPS» стал по собственной инициативе публиковать свою финансовую отчетность с раскрытием всех подробностей, то помимо прочего это оказалось еще и тонко рассчитанной акцией, полностью переменившей отношение потребителей к этому гиганту. Поняв, что здесь на нем не наживаются, потребитель в благодарность за доверие стал тянуться к продукции именно этого концерна.

Внутренние стимулы в первую очередь связаны с взаимоотношениями внутри хозяйствующего субъекта не «на выходе», а в самой системе его экономической деятельности. Международные стандарты, которые основаны на освещении изнутри функционирования предприятия, позволяют, во-первых, избежать мошенничества отдельных сотрудников, а во-вторых, построить финансово-хозяйственные отношения между разными компонентами предприятия таким образом, чтобы объективно оценить работу управленческого персонала.

Сегодня вряд ли найдется специалист, который станет всерьез оценивать работу предприятия (а значит и его менеджмента), основываясь на налоговой отчетности. При таком критерии теряется не только прозрачность, но и сам здравый смысл. Хорошо известно, как на практике ведет себя налоговая инспекция, едва дело доходит до тех или иных вопросов, допускающих неоднозначное толкование.

Сегодня мы пока еще находимся в самом начале длительного перехода на МСФО. Пока еще у предприятия, работающего внутри страны, не возникает неотложной потребности освоить международный язык денег. Но в то же время появилось и серьезное преимущество. Впервые предприятие получило возможность проводить собственную учетную политику. Впервые все хозяйствующие субъекты вошли в систему регулирования финансовой отчетности на государственном уровне.

В настоящее время наметились две тенденции перехода предприятий на МСФО. Первая практикуется в основном такими гигантами, как «Газпром». По самому характеру деятельности таких компаний им приходится вести дела с зарубежными партнерами. Как правило, они раз в год или в квартал приглашают к себе аудиторов из «Большой четверки», которые переводят их отчетность на понятный партнерам язык международных стандартов.

Однако такую роскошь могут позволить себе далеко не все. Поэтому предприятия среднего бизнеса предпочитают другой путь: не внедрять международные стандарты, а сразу, отказавшись от двойного ведения бухгалтерской отчетности, «выращивать» их внутри.

МСФО и управленческая отчетность

Переход российских хозяйствующих субъектов на МСФО большинством специалистов рассматривается прежде всего с точки зрения обеспечения интересов внешних пользователей финансовой информации и необходимости интеграции России в мировую экономику.

МСФО нужны не только крупным российским хозяйствующим субъектам, заинтересованным в доступе к международному рынку капитала. Ориентация на внешнего пользователя характерна для всей реформы отечественной системы бухгалтерского учета. Определенными этапами этой реформы являются введение отчета о движении денежных средств, развитие института независимого аудита, размежевание между бухгалтерским и налоговым учетом и т.д.

Эти преобразования, по сути дела, создают предпосылки для более эффективного внутреннего и внешнего управления, под которым понимаются конкретные действия внешних пользователей, заинтересованных в результатах деятельности хозяйствующего субъекта.

Создаются условия для обеспечения прозрачности и надежности бухгалтерской отчетности как важнейшего источника информации для менеджеров и аналитиков.

В процессе оперативного управления хозяйствующим субъектом менеджерам не меньше чем внешним пользователям необходима информация, удовлетворяющая таким качественным характеристикам, как понятность, уместность, надежность, сопоставимость и т.д. Именно эти качественные характеристики соответствуют тем базовым учетным принципам, которые лежат в основе международных стандартов.

С одной стороны, недооценка управленческого аспекта при переходе на МСФО обусловлена ролью бухгалтеров, традиционно выполняющих главным образом функции сбора и регистрации информации о хозяйственных операциях, имевших место в отчетном периоде.

С другой стороны, на сегодняшний день руководство многих российских хозяйствующих субъектов столкнулось с необходимостью анализа финансовой документации при подготовке отчетности для налоговых органов.

Однако информацию, содержащуюся в отчетности, нельзя в полной мере использовать в системе управления хозяйствующим субъектом по следующим причинам:

  • данная отчетность предназначена для органов надзора и налоговых служб, а не для использования руководством в качестве инструмента принятия решений;
  • эта информация, как правило, готовится на основе кассового метода, а не по принципу наращивания сумм и вследствие этого не дает реальной картины доходов или расходов хозяйствующего субъекта;
  • расчет резерва на возможные потери по ссудам выполняется по предписанным законодательством формулам и не является результатом тщательного анализа кредитоспособности заемщиков.

Финансовая отчетность, полученная в результате трансформации отчетности, составленной в соответствии с Российскими правилами бухгалтерского учета (РПБУ), может обеспечить руководство хозяйствующего субъекта более надежной информацией, необходимой для принятия управленческих решений.

В отдельных случаях, когда данная информация является неполной (поскольку она предназначена для акционеров и контрагентов), субъектам можно рекомендовать ежеквартальную подготовку отчета о прибылях и убытках и бухгалтерского баланса в соответствии с МСФО. Имея такую оперативную информацию, хозяйствующий субъект может получить конкурентное преимущество, обеспечиваемое реальной возможностью более эффективно следить за динамикой показателей своей деятельности.

Специфика управления хозяйствующим субъектом такова, что руководителям всех уровней требуется такая информация, которая отражала бы результаты работы вверенных им подразделений или направлений деятельности. Например, специалист, занимающийся операциями с ценными бумагами, должен знать стоимость своего портфеля на конец рабочего дня, для чего ему требуется информация о независимых рыночных котировках и прибылях (убытках), как реализованных, так и нереализованных, которые он показал на конец дня. Помимо этого ему может понадобиться провести сравнение результатов деятельности с аналогичными показателями за прошлый день, неделю, месяц и т.д.

Оценка менеджмента. Финансовый контроль

В международной практике качество менеджмента определяется компетентностью руководителей хозяйствующего субъекта, уровнем организации и работы системы внутреннего контроля, степенью взаимодействия между акционерами и руководством субъекта, а также уровнем внешнего контроля. Это качество зависит от созданной системы управления хозяйствующим субъектом, оценка которой производится на основе анализа внутренних положений и процедур.

При оценке менеджмента хозяйствующего субъекта согласно существующей методике используются следующие составляющие:

  • компетенция;
  • лидерство;
  • выполнение регулятивных норм;
  • способность к планированию;
  • способность реагировать на изменения конъюнктуры;
  • адекватность проводимой политики положению на рынке;
  • способность к самоконтролю;
  • качество команды менеджеров и их преемников;
  • отношения с инсайдерами.

Рассматривая характеристики хозяйственного менеджмента, следует выделить такие составляющие, как:

  • лидерство и компетентность руководства в стратегическом анализе, планировании и выработке политики, в управленческих функциях;
  • поддержание достаточного уровня капитала, качества активов, доходов и ликвидности;
  • качество планирования;
  • управление персоналом;
  • уровень подготовки персонала;
  • управление рисками;
  • создание систем контроля: аудит, внутренний аудит, мониторинг доходности, ликвидности и рисков;
  • единая информационная технология: комплексная автоматизация документооборота, бухгалтерского учета, текущего анализа и контроля, стратегического планирования.

Эффективный финансовый контроль осуществляется благодаря своевременному представлению руководству точной и надежной информации. Кроме того, в процессе совершенствования хозяйственного менеджмента следует стремиться к тому, чтобы подразделения и отдельные сотрудники предприятия несли всю полноту ответственности за финансовые результаты деятельности вверенных им участков работы.

Для того чтобы понять, существует ли в том или ином хозяйствующем субъекте достаточный уровень финансового контроля, следует: выяснить, есть ли в данном предприятии специальное подразделение, отвечающее за анализ финансовых результатов деятельности; определить степень расхождения ежемесячных (ежеквартальных) финансовых планов при анализе финансовых результатов за один и тот же период деятельности предприятия; выяснить, превышают ли темпы роста затрат темпы роста операционного дохода; определить, отражает ли финансовая отчетность хозяйствующего субъекта реальную прибыль от хозяйственной деятельности.

Основными элементами финансового контроля являются:

  • надежная система управленческой информации;
  • ответственность сотрудников за принятые решения в рамках своих полномочий;
  • согласованность действий между руководителями хозяйствующего субъекта при реализации стратегических финансовых планов.

Для создания системы финансового контроля из всех перечисленных факторов наиболее важным является внедрение системы управленческой информации.

В заключение хотелось бы отметить, что в условиях перехода хозяйствующих субъектов на МСФО происходит выработка элементов учета, определение и формирование учетной политики, то есть фактически создается сама технология реформированного бухгалтерского учета. Происходит также и отработка анализа элементов учета, технологии принятия решения и управления хозяйственными процессами. Однако еще рано говорить о том, что бухгалтерская технология сформировалась окончательно и что она всех устраивает. Рано пока говорить и о высвобождении тех ресурсов, которые сегодня вовлечены в разработку программных продуктов и в подготовку к переходу на МСФО. Но одно несомненно: реформа учета — это и реформа управления хозяйствующим субъектом.

А.Суворов

Д. э. н.,

председатель Ассоциации бухгалтеров

и аудиторов «Феникс»

Новые КБК для уплаты НДФЛ
Составление ттн — право на вычет НДС

Учетные процедуры в МСФО

В статье разъясняется смысл и содержание следующих понятий: «признание актива (обязательства) в финансовой отчетности», «корректировка балансовой стоимости актива (обязательства)», «реклассификация актива (обязательства) в финансовой отчетности», «прекращение признания актива (обязательства) в финансовой отчетности».

Учетные процедуры — это очень обширный и важный предмет исследования. В настоящей статье рассмотрен небольшой круг вопросов, касающихся этого предмета. Мы хотим лишь привлечь внимание специалистов к данной теме и надеемся, что статья даст толчок к интенсивному исследованию этой области бухгалтерского учета.

В МСФО мы нашли определение только одной из указанных выше учетных процедур — прекращение признания. МСФО (IFRS) 9 «Финансовые инструменты» дает определение этой учетной процедуре применительно к финансовым активам (обязательствам). Определения учетным процедурам, которые мы приводим в статье, — это плод нашего творчества.

В МСФО, как правило, применяются следующие термины, обозначающие учетные процедуры в отношении активов и обязательств:

— признание;

— корректировка балансовой стоимости;

— реклассификация;

— прекращение признания.

Признание актива (обязательства) в финансовой отчетности — это первоначальное отражение стоимости элемента, поступившего в состав имущественного комплекса предприятия, в качестве актива (обязательства) в статье (статьях) выпущенного отчета о финансовом положении (далее — баланс).

Для первоначального отражения актива (обязательства) в балансе производятся его классификация и оценка (первоначальные).

В соответствии с Концептуальными основами финансовой отчетности (п. 4.37 гл. 4) признание актива (обязательства) — это процесс включения в бухгалтерский баланс объектов, удовлетворяющих определению этих элементов и соответствующих критериям признания <*>. Признание подразумевает описание объекта при помощи слов и денежной суммы, а также включение такой суммы в итоговые показатели бухгалтерского баланса. Объекты, соответствующие критериям признания, должны признаваться в бухгалтерском балансе. Непризнание таких объектов не компенсируется ни раскрытием информации об используемой учетной политике, ни примечаниями или пояснительными материалами.

<*> Пункт 8.1 Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России воспроизводит определение, данное в Концептуальных основах финансовой отчетности.

Концептуальные основы финансовой отчетности, на наш взгляд, недостаточно точно раскрывают содержание процедуры признания активов (обязательств). Бухгалтерский баланс — это перечень показателей, которые называются статьями баланса, и числовых значений этих показателей (статей). Каждый в отдельности элемент имущественного комплекса не описывается в балансе при помощи слов и денежной суммы, стоимость элемента включается в числовое значение того или иного показателя (статьи) баланса.

Признание актива (обязательства) — это осознанное действие, продиктованное определенными обстоятельствами.

Признать актив (обязательство) можно, только отразив его стоимость в балансе; если информация в отношении актива (обязательства) приводится лишь в примечаниях к финансовой отчетности (отчетная форма, п. 10(e) МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности»; далее — Примечания), то в этом случае речь идет о такой учетной процедуре, как раскрытие актива (обязательства) в финансовой отчетности.

Стоимость признанного актива (обязательства) должна отражаться в статье (статьях) всех последующих балансов до момента его выбытия из состава имущественного комплекса.

При таком подходе факт признания актива, стоимость которого за минусом корректировочного резерва равна нулю, зависит от вида баланса (баланс брутто, нетто).

Перед тем как финансовая отчетность будет представлена пользователям, она утверждается к выпуску. В МСФО (IAS) 10 «События после окончания отчетного периода» много внимания уделяется процессу утверждения финансовой отчетности к выпуску, в частности, приведены примеры, показывающие, как следует определять дату утверждения отчетности к выпуску <*>.

<*> Пользователям важно знать дату утверждения финансовой отчетности к выпуску, так как финансовая отчетность не отражает события после этой даты (п. 18 МСФО (IAS) 10).

Но этот Стандарт не дает четких указаний в отношении того, какие действия следует признать выпуском финансовой отчетности. Понятно, что выпуск финансовой отчетности — это представление ее пользователям, но вопрос в том, каким пользователям.

Всех пользователей можно разделить на две группы: внешние и внутренние. Исполнительные директора, наблюдательный совет (совет директоров), собственники — это все органы управления предприятия, и всех их, на наш взгляд, следует отнести к внутренним пользователям. Позиция МСФО на этот счет, по всей видимости, другая. Так, в соответствии с п. 3(b) МСФО (IFRS) 1 «Первое применение международных стандартов финансовой отчетности» собственники предприятия относятся к внешним пользователям. Наблюдательный совет, в состав которого входят только неисполнительные директора (его членами также могут быть представители сотрудников компании и других внешних заинтересованных пользователей), также рассматривается в качестве внешнего пользователя, и представление ему финансовой отчетности (для утверждения) признается выпуском финансовой отчетности. Такой вывод можно сделать из п. 6 МСФО (IAS) 10.

В соответствии с нашей Концепцией выпуск финансовой отчетности — это представление ее внешним пользователям или собственникам предприятия.

Признание активов (обязательств) — это волевой акт предприятия, и окончательное решение в данном вопросе принимает (утверждая финансовую отчетность) его высший орган управления — собрание собственников. Но этот акт, как правило, носит формальный характер. В отличие от наблюдательного совета, работающего на постоянной основе, собственники обычно не проводят каких-либо процедур с целью подтверждения данных финансовой отчетности, полагаясь на мнение аудиторов и ревизоров предприятия. Часть собственников предприятия вообще не имеют какой-либо возможности проверить правильность составления финансовой отчетности или де-юре имеют право на получение дополнительной информации (документов), но испытывают трудности в реализации этого права. Такого рода собственники мало чем отличаются от внешних пользователей. Некоторые собственники могут получить доступ к документам бухгалтерского учета предприятия, только находясь в составе группы, но отношения в этих группах, как правило, носят неформальный характер. Учитывая указанные обстоятельства, мы всех собственников без исключения приравняли к внешним пользователям.

В соответствии с МСФО, в зависимости от того, на какой стадии утверждения находится финансовая отчетность, можно выделить следующие ее виды:

  1. отчетность, направленная для утверждения наблюдательному совету:

(a) предварительный вариант финансовой отчетности — отчетность, подготовленная исполнительным органом и направленная для рассмотрения наблюдательному совету для ее утверждения к выпуску;

(b) отчетность, выпущенная до ее утверждения наблюдательным советом <*>, — отчетность, подготовленная исполнительным органом и направленная для рассмотрения наблюдательному совету (в состав которого входят только неисполнительные директора) для ее утверждения;

  1. отчетность, утвержденная наблюдательным советом к выпуску;
  2. отчетность, утвержденная собственниками на годовом собрании.

<*> В примере, где описан этот случай (п. 6 МСФО (IAS) 10), отчетность, подготовленная исполнительным органом, не именуется как предварительный вариант финансовой отчетности, не упоминается также, что наблюдательный совет утверждает ее к выпуску.

Согласно п. 1 МСФО (IAS) 10 цель этого Стандарта — определить:

(a) в каких случаях предприятие должно корректировать финансовую отчетность с учетом событий после окончания отчетного периода и

(b) раскрытия, которые предприятие должно представить о дате утверждения финансовой отчетности к выпуску и о событиях после окончания отчетного периода.

Из п. п. 8 и 9 этого Стандарта следует, что в финансовую отчетность могут вноситься поправки путем корректировки сумм, признанных в финансовой отчетности, или путем признания статей (элементов имущественного комплекса), ранее не признанных в отчетности.

Но о какой финансовой отчетности идет речь? В какую отчетность вносятся поправки: в выпущенную или, например, в предварительный вариант финансовой отчетности? На эти и многие другие вопросы МСФО (IAS) 10 не дает ответа. Причина здесь, на наш взгляд, в следующем: содержание данного Стандарта не соответствует заявленным целям. Цель, приведенную в п. 1 МСФО (IAS) 10, необходимо, на наш взгляд, изложить таким же образом, как это сделано в Положении по бухгалтерскому учету «События после отчетной даты» (ПБУ 7/98): определить порядок отражения в финансовой отчетности событий после окончания отчетного периода. К этому следует еще добавить: определить раскрытия, которые предприятие должно представить о дате утверждения финансовой отчетности к выпуску, о наименовании органа, утвердившего финансовую отчетность к выпуску, и о возможностях вносить поправки в нее после ее выпуска <*>.

<*> Предприятие должно раскрывать дату утверждения финансовой отчетности к выпуску и наименование органа, утвердившего финансовую отчетность к выпуску. В случае если собственники предприятия или другие лица имеют право вносить поправки в финансовую отчетность после ее выпуска, предприятие обязано раскрыть данный факт (п. 17 МСФО (IAS) 10).

Используемые в МСФО (IAS) 10 понятия «корректировка финансовой отчетности», «корректировка сумм, признанных в финансовой отчетности», «признание статей, ранее не признанных в отчетности» вводят в заблуждение. Создается впечатление, что этот Стандарт регулирует еще и порядок исправления (корректировки) ошибок в финансовой отчетности. Но на самом деле он хранит молчание в отношении того, что представляют собой эти процедуры.

Для этих целей служит МСФО (IAS) 8 «Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки». Этот Стандарт не предусматривает корректировки финансовой отчетности посредством выпуска новой отчетности взамен старой. В соответствии с ним корректируются ошибки, а не отчетность, и корректировки производятся в первом пакете финансовой отчетности, утвержденной к выпуску, после их обнаружения. В отличие от него, ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности» допускает такой вариант корректировки финансовой отчетности. Так, в этом ПБУ выделены два вида отчетности: первоначально представленная и пересмотренная. Первоначально представленная (внешним пользователям и собственникам предприятия) отчетность до ее утверждения собственниками корректируется (исправляется) путем замены ее на другую новую отчетность, которая называется пересмотренной. При этом в пересмотренной отчетности раскрывается информация о том, что данная отчетность заменяет первоначально представленную отчетность, а также об основаниях составления пересмотренной отчетности. Исправительные же проводки в регистрах бухгалтерского учета датируются декабрем отчетного года. В случае исправления существенной ошибки предшествующего отчетного года, выявленной после утверждения бухгалтерской отчетности, утвержденная бухгалтерская отчетность за предшествующие отчетные периоды не подлежит пересмотру, замене и повторному представлению пользователям бухгалтерской отчетности (п. 10 ПБУ 22/2010).

Таким образом, согласно МСФО ключевым действием в отношении финансовой отчетности является утверждение ее к выпуску, а ключевой датой, соответственно, является дата утверждения финансовой отчетности к выпуску. Пропуски или искажения в финансовой отчетности, не утвержденной к выпуску (предварительном варианте финансовой отчетности), поименованы в МСФО (IAS) 8 как потенциальные ошибки (п. 41) <*>.

<*> Потенциальные ошибки текущего периода, обнаруженные в том же периоде, корректируются до утверждения финансовой отчетности к выпуску.

На основании МСФО финансовая отчетность считается выпущенной после того, как она была утверждена к выпуску органом предприятия (в определенных случаях этим органом могут быть исполнительные органы предприятия) и направлена внешним пользователям, к которым, как мы отмечали выше, относятся собственники предприятия и в определенных случаях — совет директоров предприятия.

Согласно ПБУ ключевым действием в отношении финансовой отчетности является утверждение ее собственниками, а ключевой датой, соответственно, является дата утверждения ее собственниками. До этого утверждения отчетность, представленная внешним пользователям, может быть скорректирована путем выпуска новой отчетности (пересмотренной) и повторного представления ее внешним пользователям.

Корректировка балансовой стоимости актива (обязательства) — это отражение стоимости актива (обязательства) в балансе в иной сумме по сравнению с предшествующим балансом, не являющееся корректировкой ошибки или следствием ошибки.

Корректировка балансовой стоимости — это, как правило, штатная регламентная операция, которая проводится перед составлением баланса. Одни активы учитываются по справедливой стоимости и с определенной периодичностью переоцениваются, другие активы тестируются на обесценение; ряд активов амортизируются; ряд активов при признании оцениваются одним методом, а впоследствии — другим методом. Реклассификация, изменение обменного курса функциональной валюты к иностранной или к валюте представления отчетности могут привести к корректировке балансовой стоимости активов и обязательств.

Создание корректировочного резерва в отношении конкретного актива или обязательства и отражение в отчете первоначальной стоимости активов или обязательств за вычетом суммы этих резервов (оценка на нетто-основе) представляют собой корректировку балансовой стоимости актива (обязательства). Величина корректировочных резервов в отношении конкретных активов и обязательств на конец отчетного периода может изменяться по сравнению с величиной резерва на начало отчетного периода (увеличиваться или уменьшаться), и, соответственно, может изменяться балансовая стоимость конкретных активов и обязательств по сравнению с предшествующим балансом.

Корректировка балансовой стоимости — это учетная процедура, вызванная появлением новой информации или развитием событий, и, следовательно, она не является корректировкой ошибки.

Корректировки балансовой стоимости, вызванные такими обстоятельствами, в МСФО (IAS) 8 определены как изменение в бухгалтерской оценке <*> (п. 5 МСФО (IAS) 8). В п. 48 этого Стандарта указано, что следует различать корректировки ошибок и изменения в бухгалтерских оценках. Последние по своей природе являются приближенными значениями, которые могут нуждаться в пересмотре по мере поступления дополнительной информации.

<*> Изменение в бухгалтерской оценке — это корректировка балансовой стоимости актива или обязательства либо суммы периодического потребления актива, которая возникает в результате оценки текущего состояния активов и обязательств и ожидаемых будущих выгод и обязанностей, связанных с активами и обязательствами. Изменения в бухгалтерских оценках возникают в результате появления новой информации или развития событий и, соответственно, не являются корректировками ошибок.

Но есть исключения: не всякая корректировка балансовой стоимости активов (обязательств) представляет собой изменение в бухгалтерской оценке.

Так, например, отражение в учете износа (начисление амортизации) приводит к корректировке балансовой стоимости актива, но при этом может не наблюдаться изменений в бухгалтерской оценке. Корректировку (в определенном размере), вызванную начислением амортизационных отчислений, следует признать изменением в бухгалтерской оценке лишь в случае, если в отчетном периоде меняются первоначальные вводные данные для расчета суммы амортизации (например, срок полезного использования), другими словами, если только изменяются данные для расчета суммы периодического потребления актива (п. 5 МСФО (IAS) 8).

Не происходит изменений в бухгалтерской оценке и в случае, когда актив (обязательство) в соответствии с установленными правилами при признании оцениваются одним методом, а впоследствии — другим методом.

Корректировка балансовой стоимости актива до нуля не означает, что этот актив выбыл из состава имущественного комплекса.

Реклассификация актива (обязательства) в финансовой отчетности — это:

  • отражение стоимости актива (обязательства) в иной (иных) статье (статьях) баланса по сравнению с предшествующим балансом;
  • включение актива (обязательства) в иную классификационную группу при раскрытии информации в отношении него в Примечаниях по сравнению с предшествующими Примечаниями, не являющееся корректировкой ошибки или следствием ошибки.

Эта учетная процедура именуется в МСФО (IAS) 1 как реклассификация статьи финансовой отчетности, изменения классификации статей в финансовой отчетности (п. п. 40A, 41 МСФО (IAS) 1).

Реклассификация — это учетная процедура, вызванная появлением новой информации или развитием событий, и, следовательно, она не является корректировкой ошибки.

Корректировка балансовой стоимости и реклассификация — это изменения по отношению к данным, указанным в предшествующем отчете, а не по сравнению с первоначальной оценкой или классификацией.

МСФО (IFRS) 9 (Приложение A «Определение терминов») раскрывает (в отношении финансовых активов) содержание понятия «дата реклассификации»: дата реклассификации — первый день первого отчетного периода, последовавшего после изменения бизнес-модели, которое привело к реклассификации финансовых активов предприятием.

В соответствии с нашей Концепцией, если в одном отчете стоимость актива (обязательства) отражена по состоянию на отчетную дату в одной статье (статьях) а в следующем за ним отчете — в другой статье (статьях), и если это обстоятельство не является следствием ошибки или результатом исправления ошибки, то имела место реклассификация актива (обязательства). Дата реклассификации — это отчетная дата, по состоянию на которую составлен второй отчет.

Что же представляет собой дата реклассификации в МСФО (IFRS) 9, что это за дата — первый день первого отчетного периода, последовавшего после изменения бизнес-модели?

Прежде всего необходимо разобраться с отчетными периодами.

Согласно Федеральному закону от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» отчетные периоды делятся на два вида:

  • отчетные периоды для годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (календарный год — с 1 января по 31 декабря включительно, за определенным исключением);
  • отчетные периоды для промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности (период с 1 января по отчетную дату периода, за который составляется промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность, включительно).

Отчетный период — это период, за который отчитываются (представляют отчет).

Отчетный период можно определить как период, за который составляется бухгалтерская (финансовая) отчетность (годовая, промежуточная), для представления ее пользователям.

Отчетная дата — это дата окончания периода, за который составляется финансовая отчетность.

Такой же подход мы наблюдаем и в МСФО, где отчетный финансовый период подразделяется на два вида:

  • полный финансовый год (период с начала финансового года до даты его окончания включительно);
  • промежуточный период <*> (период с начала финансового года до даты окончания отчетного периода (включительно), который короче, чем полный финансовый год).

<*> Промежуточный период представляет собой отчетный финансовый период — короче, чем полный финансовый год (п. 4 МСФО (IAS) 34 «Промежуточная финансовая отчетность»).

Таким образом, первый день любого отчетного периода, будь то финансовый год или промежуточный период, — это первый день финансового года. Но в МСФО (IFRS) 9 мы сталкиваемся с иным подходом к понятию «отчетный период». Из п. B4.4.2 этого Стандарта следует, что под отчетным периодом подразумеваются кварталы финансового года. Так, в соответствии с примером, приведенным в указанном пункте, изменение бизнес-модели происходит 15 февраля, а 1 апреля — это первый день отчетного периода, следующего за данным событием. Согласно этому примеру организация должна реклассифицировать активы 1 апреля, но непонятно, какие действия при этом имеются в виду, если она не составляет для представления пользователям промежуточную отчетность.

Если же организация составляет промежуточную финансовую отчетность, то возникает вопрос: должно ли предприятие отразить финансовые активы в соответствии с их новой классификацией в отчете по состоянию на 31 марта, ведь дата реклассификации — 1 апреля?

Прекращение признания актива (обязательства) в финансовой отчетности — это неотражение в балансе стоимости признанного актива (обязательства) в связи с выбытием его из состава имущественного комплекса.

МСФО (IFRS) 9 — это единственный Стандарт, который дает определение учетной процедуре, к сожалению только одной — прекращение признания (Приложение A «Определение терминов»): прекращение признания — исключение ранее признанного финансового актива или финансового обязательства из отчета о финансовом положении предприятия.

«Исключение ранее признанного актива (обязательства) из отчета о финансовом положении» — эта формулировка требует уточнения. Она, очевидно, подразумевает такую процедуру, как неотражение в отчете стоимости признанного актива (обязательства).

Термин «исключение из отчета» предполагает, по-видимому, осознанное неотражение стоимости актива (обязательства) в отчете, то есть действие, не являющееся следствием ошибки. Эта учетная процедура вызвана определенным обстоятельством — выбытием актива (обязательства) из состава имущественного комплекса. Если же не указывать это обстоятельство в определении, то к этой учетной процедуре можно отнести и действия, направленные на исправление ошибок.

Перечисленный нами выше классический набор учетных процедур не совсем подходит для отдельных видов активов и обязательств, например таких, как права и обязательства по производным инструментам, резервы, отложенные налоговые активы (обязательства) <*>.

<*> Последний элемент вообще, на наш взгляд, с большой натяжкой можно отнести к активам (обязательствам).

Конкретный производный инструмент может быть в одном отчетном периоде признан в одной сумме в качестве актива (права по производному инструменту), а в следующем отчетном периоде — в другой сумме как обязательство (обязательства по производному инструменту). Назвать эти учетные процедуры признанием, реклассификацией и корректировкой балансовой стоимости актива (обязательства) будет неправильно. В МСФО (IFRS) 9 в отношении производных инструментов используются термины «первоначальное признание», «последующее признание».

То же самое можно сказать в отношении отложенных налоговых активов (обязательств) и резервов. Типовые учетные процедуры не совсем подходят для описания действий, которые производятся в отношении этих активов (обязательств). Описанные нами учетные процедуры подразумевают конкретный актив или обязательство. Резервы — это, как правило, не конкретные обязательства. Так, например, условные страховые обязательства (обязательства перед застрахованными лицами до наступления страхового случая или истечения срока действия договора страхования) — это предполагаемые долги, долги, которые могут возникнуть в будущем. Мы не знаем точно, перед какими конкретными застрахованными лицами у нас возникнут долги и в каком размере. Круг застрахованных лиц обычно постоянно изменяется, меняются параметры условных страховых обязательств (сроки, оставшиеся до истечения срока действия договора страхования). По сути, на конец каждого отчетного периода мы имеем другое обязательство и не корректируем оценку этого обязательства, а оцениваем его заново.

Список литературы

  1. Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 9 «Финансовые инструменты» // Приказ Минфина России от 02.04.2013 N 36н (Приложение 1).
  2. Концептуальные основы финансовой отчетности // URL: http://minfin.ru/common/upload/library/2014/06/main/kontseptualnye_osnovy_na_sayt_bez_predisloviya_-_kopiya.pdf.
  3. Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России (одобрена Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Министерстве финансов Российской Федерации и Президентским советом Института профессиональных бухгалтеров 29.12.1997).
  4. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности» // Приказ Минфина России от 25.11.2011 N 160н (Приложение 1).
  5. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 10 «События после окончания отчетного периода» // Приказ Минфина России от 25.11.2011 N 160н (Приложение 5).
  6. Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 1 «Первое применение международных стандартов финансовой отчетности» // Приказ Минфина России от 25.11.2011 N 160н (Приложение 30).
  7. Положение по бухгалтерскому учету «События после отчетной даты» (ПБУ 7/98) // Приказ Минфина России от 25.11.1998 N 56н.
  8. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 8 «Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки» // Приказ Минфина России от 25.11.2011 N 160н (Приложение 4).
  9. Положение по бухгалтерскому учету «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности» (ПБУ 22/2010) // Приказ Минфина России от 28.06.2010 N 63н.
  10. Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».
  11. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 34 «Промежуточная финансовая отчетность» // Приказ Минфина России от 25.11.2011 N 160н (Приложение 23).

С.И.Филиппенков

Независимый эксперт

Обзор изменений трудового законодательства в 2014 — 2015 гг.
Методика оценки степени соблюдения законодательства, контроль исполнения которого возложен на таможенные органы