Пенсионные отчисления в 2011 году
Содержание
- Страховые взносы в 2011 году: переходим на новые тарифы
- Пенсионные отчисления в 2011 году
- Ставки страховых взносов в 2011году
- Пониженные ставки страховых взносов на 2011 год установлены для следующих восьми льготных категорий плательщиков.
- Новые ставки страховых взносов в 2011г. Новые ставки страховых взносов в 2011 году
- Размер ставок страховых взносов в 2011 году
- Таблица ставок страховых взносов в 2011 году
- Service Temporarily Unavailable
- Тарифы страховых взносов на 2011 – 2014 г.г., ставки для работодателей
- Тарифы для «упрощенцев»
- Льготы для СМИ
- Сельхозпроизводители
- IT-компании
Страховые взносы в 2011 году: переходим на новые тарифы
Бухгалтерский учет. Налоги. Аудит 27 января 2011 г. 13:21 E-mail Об авторе статьи Архив
Журнал «Учет в строительстве» № 2/2011
Для большинства строительных компаний с этого года увеличились тарифы взносов, уплачиваемых во внебюджетные фонды. Но не для всех одинаково, как планировалось первоначально. Есть и другие поправки – по составу учитываемых выплат, по срокам сдачи отчетности и т. д. Обо всех изменениях по взносам – в нашей статье.
Какие тарифы применять
Федеральный закон от 24 июля 2009 г. № 212ФЗ, регулирующий уплату страховых взносов, действует уже второй год. Период применения прежних ставок завершился. Теперь компании должны производить начисления по иным тарифам.
Основные ставки. C 1 января 2011 года взносы распределяются так:
– в Пенсионный фонд РФ – 26 процентов. При этом для лиц 1967 года рождения и моложе 6 процентов направляются на финансирование накопительной части пенсии, 20 процентов – на финансирование страховой части; для лиц 1966 года рождения и старше – 26 процентов – полностью на финансирование страховой части трудовой пенсии (п. 2.1 ст. 22 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ);
– в ФСС России – 2,9 процента;
– в Федеральный фонд обязательного медстрахования – 3,1 процента;
– в территориальные фонды обязательного медстрахования – 2,0 процента.
Такие тарифы установлены в пункте 2 статьи 12 Закона № 212-ФЗ. Кстати, со следующего года (2012-го) в территориальные фонды медстрахования ничего платить не придется – всю сумму надо будет направлять в Федеральный ФОМС (по тарифу 5,1%).
Сроки уплаты и реквизиты не поменялись. Напомним, ежемесячный обязательный платеж подлежит уплате не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за месяцем, за который начисляется этот платеж.
Пониженные тарифы. В конце прошлого года законодатели все-таки приняли дополнение, устанавливающее пониженный тариф страховых взносов в ПФР для организаций, применяющих упрощенную систему и осуществляющих определенные виды деятельности, в том числе и строительство. Для них на 2011–2012 годы утвержден тариф страховых взносов в ПФР – 18 процентов. Сумма взносов для лиц 1966 года рождения и старше распределяться не будет (полностью пойдет на страховую часть пенсии). Для лиц 1967 года рождения и моложе 12 процентов перечисляются на страховую часть и 6 процентов на накопительную. В остальные фонды эти компании будут платить взносы, как все – по тем же тарифам (мы привели их выше).
Таким образом, общий размер взносов для строительных фирм на «упрощенке» повысится пока с 14 до 26 процентов (а не до 34 процентов, как предполагалось).
Льготы. Кроме того, некоторые компании, упомянутые в пункте 1 статьи 58 Закона № 212-ФЗ, также могут применять пониженные тарифы. В частности, организации, выплачивающие вознаграждения инвалидам. В 2011 году с этих выплат взносы они начисляют так:
– в ПФР – 16 процентов (с распределением: 10 процентов на страховую часть и 6 процентов на накопительную часть трудовой пенсии – для лиц 1967 года рождения и моложе и без распределения – для остальных);
– в ФСС России – 1,9 процента;
– в Федеральный ФОМС – 1,1 процента;
– в территориальные фонды обязательного медицинского страхования – 1,2 процента (п. 2 ст. 58 Закона № 212-ФЗ).
Что еще изменилось в 2011 году
Есть и другие нововведения.
Предел базы для начисления взносов увеличен
Предельную величину базы для начисления взносов, подлежащую ежегодной индексации, теперь определяет Правительство РФ, округляя ее до полной тысячи рублей, при этом сумма менее 500 руб. отбрасывается (п. 5 ст. 8 Закона № 212ФЗ). Постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2010 г. № 933 установлено, что предел выплат для 2011 года – 463 000 руб.
Перечень необлагаемых выплат пополнен
Во-первых, Федеральным законом от 8 декабря 2010 г. № 339-ФЗ уточнен сам объект обложения взносами. Им признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц «в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров»… (а не «по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам», как было сформулировано в предыдущей редакции п. 1 ст. 7 Закона № 212-ФЗ).
Во-вторых, есть изменения и в составе необлагаемых выплат. К ним добавлены взносы работодателя, уплачиваемые в соответствии с законодательством о дополнительном соцобеспечении отдельных категорий работников (подп. 6.1 п. 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ). А вот компенсационные выплаты за неиспользованный отпуск, не связанные с увольнением, взносами должны облагаться согласно подпункту 2 («и») пункта 1 той же статьи.
Сроки сдачи отчетности перенесены
Законом № 339-ФЗ внесены исправления в сроки сдачи отчетов. Предлог «до» заменен на словосочетание «не позднее», что исключит двусмысленность в определении конечного срока. На две недели продлен период, в течение которого нужно отчитаться в Пенсионный фонд. Правда, теперь вместе с расчетом по взносам компания представляет сведения персонифицированного учета.
Итак, форму 4 ФСС РФ в соцстрах нужно сдавать в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за отчетным периодом. В ПФР компании должны отчитываться не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом. Такие сроки действуют с 1 января 2011 года. Распространяются они и на отчетность за 2010 год, представляемую после 1 января 2011 года (в ПФР это подтвердили). Таким образом, сдать годовую форму РСВ-1 ПФР можно не позднее 15 февраля 2011 года (включительно). Персонифицированную же отчетность за второй отчетный период 2010 года (календарный год) – до 1 февраля (31 января 2011 года) – такой срок установлен в пункте 12 статьи 37 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 213-ФЗ. А затем уже – за отчетные периоды 2011 года (кварталы) – сроки сдачи отчетов в ПРФ – по взносам и персонифицированных – будут совпадать, что, конечно, удобнее (подп. 1 п. 9 ст. 15 Закона № 212ФЗ, п. 2 ст. 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27ФЗ).
Информация ПФР от 11 января 2011 г. «Изменения для плательщиков страховых взносов в 2011 году» размещена .
Порядок представления расчетов уточнен
Напомним, в 2010 году в электронном виде обязаны были отчитываться только те компании, у которых за предшествующий период (то есть за 2009 год) среднесписочная численность работников превысила 100 человек, а также вновь созданные (в том числе при реорганизации) компании, у которых численность превышает данный предел. Такой порядок изложен в статье 61 Закона № 212-ФЗ. Отметим, это правило действует и в отношении представления отчета за 2010 год, несмотря на то, что сдается он уже в 2011 году. Поскольку расчет численности ведется за предыдущий год.
А для отчетности 2011 года порядок меняется – в электронном формате отчитываться придется уже всем компаниям (в том числе вновь созданным) с численностью более 50 человек (п. 10 ст. 15 Закона № 212-ФЗ). Если организация с меньшей численностью пожелает отчитаться электронно (хотя она и не обязана), препятствий нет. Отчет у нее примут и направят подтверждение. Раньше это тоже не запрещалось, но законодательное уточнение в пункте 10 статьи 15 Закона № 212-ФЗ действует с этого года.
Зачет расходов возможен
Кроме положений по зачету и возврату взносов, приведенных в статье 26 Закона № 212-ФЗ, дополнительное правило внесено в статью 15 – это новый пункт 2.1. В нем определено, что, если расходы организации на выплату обязательных пособий по нетрудоспособности и в связи с материнством в пределах расчетного периода (календарного года) превысили сумму начисленных взносов по указанному виду страхования, сумму превышения расходов компания вправе зачесть в счет предстоящих платежей в ФСС по соответствующим взносам.
Исправление некоторых ошибок возможно
Ошибки в платежках исправить будет проще, что, несомненно, избавит бухгалтера от лишних хлопот.
Но это касается только неточностей, не повлекших за собой неперечисление взносов в бюджет соответствующего фонда на соответствующий счет Федерального казначейства.
Обнаружив неверное оформление поручения на перечисление взносов, пеней и штрафов, организация вправе подать в ПФР или ФСС заявление об уточнении основания, типа и принадлежности платежа, отчетного (расчетного) периода или статуса плательщика взносов в связи с допущенной ошибкой с приложением документов, подтверждающих уплату. Теперь это прямо определено в новом пункте 8 статьи 18 Закона № 212-ФЗ.
А сверить платежи помогут совместные сверки, проводимые как по предложению фонда, так и по предложению организации.
Результаты оформляются актом, который подписывается обеими сторонами (п. 9 ст. 18 Закона № 212-ФЗ). Причем полученные данные учитываются при принятии решения по заявлению об исправлении ошибок: фонд может пересчитать (уменьшить) пени, начисленные за время «выяснений».
Контроль ужесточен
В целях контроля над обоснованностью применения пониженных тарифов к проверкам подключатся налоговые органы. Они не только предоставят контролирующим органам (ПФР и ФСС России) необходимую информацию по налогоплательщикам, но и примут участие в выездных проверках фондов (п. 5, 6 ст. 33 Закона № 212ФЗ). Раньше это не предусматривалось.
Совмещение режимов
Еще раз подчеркнем, что строительные фирмы, применяющие «упрощенку» или «вмененку», с 1 января 2011 года платят страховые взносы по пониженным тарифам (мы привели их выше). А вот для ЕНВД пониженные тарифы не предусмотрены (их общий размер увеличен до 34 процентов).
Поэтому в случае совмещения режимов все равно нужно обеспечить раздельный учет. При «вмененке» и упрощенной системе с объектом «доходы» сумма налога по-прежнему уменьшается на сумму страховых взносов (не более чем наполовину). Если же, например, применяются упрощенная система с объектом «доходы минус расходы» и ЕНВД, нужно отделять сумму взносов, уменьшающих единый налог на вмененный доход (с выплат работникам, занятым в деятельности, переведенной на «вмененку»), от суммы взносов, учитываемых в составе расходов (в части остальной деятельности, облагаемой по упрощенному режиму).
Обособленные подразделения
Порядок регистрации и снятия с регистрационного учета в территориальных органах Фонда социального страхования РФ страхователей – юридических лиц по местонахождению обособленных подразделений утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 7 декабря 2009 г. № 959н (далее – Порядок). В течение 2010 года был дан ряд разъяснений по его применению. Обобщим их.
Итак, если у организации есть подразделения, ей нужно учесть следующие нюансы.
Самостоятельная уплата взносов
Обособленные подразделения – это подразделения, имеющие отдельный баланс и расчетный счет и начисляющие выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц. Они исполняют обязанности по уплате страховых взносов (ежемесячных обязательных платежей), а также по представлению расчетов по взносам по своему местонахождению исходя из величины базы для начисления взносов, относящейся к этому подразделению.
Cпециалисты Минздравсоцразвития России пояснили, что, если подразделение не обладает хотя бы одним из указанных признаков, взносы за него должна платить организация по своему местонахождению, то есть по месту ее регистрации в территориальных органах ПФР и ФСС (письмо от 9 марта 2010 г. № 492-19).
База при переводе работников
При переводе работников в течение года из одного подразделения строительной компании в другое не следует путать два показателя, связанные с расчетом базы для начисления взносов:
– в базе для начисления взносов каждого обособленного подразделения учитывают только те выплаты, которые начислены за период работы человека в данном подразделении;
– при определении базы для начисления взносов (в целях контроля лимита) по конкретному работнику должны учитываться выплаты, начисленные ему с начала расчетного периода (то есть по всем подразделениям данной организации).
Это отмечено в письме Минздравсоцразвития России от 12 марта 2010 г. № 551-19.
Открытие (закрытие) подразделений
Организация обязана письменно сообщать в контролирующие органы – ПФР и ФСС – по своему местонахождению (по месту своей регистрации в указанных фондах) о создании или закрытии любого территориально обособленного от нее подразделения, если на срок более одного месяца где-то ею оборудованы стационарные рабочие места. Причем эта обязанность (по сообщению) не ставится в зависимость от наличия у такого подразделения отдельного баланса, расчетного счета, а также начисления выплат в пользу физических лиц (письмо Минздравсоцразвития России от 9 сентября 2010 г. № 2891-19).
В соцстрах достаточно одного заявления
Постановка обособленных подразделений на учет в качестве страхователей в территориальных органах Фонда социального стархования осуществляется одновременно по двум видам страхования: от несчастных случаев на производстве и по временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Значит, регистрация производится согласно двум документам.
Это:
– Порядок, утвержденный постановлением ФСС России от 23 марта 2004 г. № 27;
– Порядок, утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 7 декабря 2009 г. № 959н.
Однако ставить на учет обособленное подразделение в органах фонда по обоим видам страхования можно по одному заявлению (письмо ФСС России от 6 сентября 2010 г. № 02-03-09/06-1922П).
Важно запомнить
Тарифы взносов на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний на 2011 год остались без изменений. Как и в 2010 году, они уплачиваются в порядке, установленном Федеральным законом от 22 декабря 2005 г. № 179-ФЗ (это предусмотрено Федеральным законом от 8 декабря 2010 г. № 331-ФЗ). При начислении взносов «на травматизм» следует учесть, что объект обложения и база их начисления с 1 января 2011 года унифицированы – по аналогии с нормами Закона № 212-ФЗ: уточнены понятия «объект обложения страховыми взносами», «база для начисления страховых взносов», «страховой тариф», а также установлен перечень выплат, на которые страховые взносы не начисляются. Изменения в Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ внесены Федеральным законом от 8 декабря 2010 г. № 348-ФЗ. Прежний перечень необлагаемых выплат утратил силу, приведены в соответствие с действующим законодательством и другие документы (постановление Правительства РФ от 31 декабря 2010 г. № 1231). Таким образом, теперь объект обложения всеми взносами (включая взносы от несчастных случаев) и база для их начисления совпадают, хотя и регулируются по-прежнему разными законами.
Пенсионные отчисления в 2011 году
Ставки страховых взносов в 2011году
В 2011 году ставки страховых взносов (так называемые тарифы страховых взносов) для всех категорий плательщиков (за исключением 8 отдельных категорий льготников) установлены в следующих размерах:
- Ставка страхового взноса в Пенсионный фонд в 2011 году составляет — 26% (ПФ 2011)
- В Фонд социального страхования ставка страховых взносов установлена в размере — 2,9% (ФСС 2011)
- Тариф страховых взносов в 2011 году в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования – 3,1 % (ФФОМС 2011)
- Для Территориального фонда обязательного мед страхования – 2,0% (ТФОМС 2011)
Таким образом, при сложении, совокупный процент ставки страховых взносов в 2011 году составляет – 34%.
С 2012 года, при сохранении неизменным общего размера тарифа страховых взносов, в связи с отменой платежа в ТФОМС, ставки взносов будут иметь следующий размер:
- ПФ РФ – 26%
- ФСС РФ – 2,9%
- ФФОМС – 5,1%
Пониженные ставки страховых взносов на 2011 год установлены для следующих восьми льготных категорий плательщиков.
На 2011 год ставка страховых взносов в размере 20,2% установлена для:
- Сельскохозяйственных товаропроизводителей
- Организаций и ИП применяющих единый сельскохозяйственный налог
- Плательщиков взносов производящих выплаты в пользу инвалидов
Ставка страховых взносов, на 2011 год, предусмотрена в размере 14%, для:
- Хозяйственных обществ, созданных бюджетными научными учреждениями
- Организаций и ИП, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны и производящих выплаты физлицам, работающим на территории таковой зоны
- Организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий (за исключением указанных в пункте 5)
На 2011 год тарифы страховых взносов в размере 26% установлены для:
- Плательщиков взносов осуществляющих производство, выпуск в свет и (или) издание средств массовой информации (СМИ), основным видом деятельности которых является деятельность в области организации отдыха и развлечений, культуры и спорта, издательская и полиграфическая деятельность и т.д.
Ставки страховых взносов в размере 26% предусмотрены, на 2011 год, для:
- Организаций и ИП применяющих УСНО и основным видом экономической деятельности которых являются виды деятельности прямо поименованные в Законе
К материалам на данной странице применяются правила изложенные в разделе «Уведомление о рисках при применении консультаций и разъяснений» расположенные на этом сайте по адресу http://nalog2000.ru/uvedomlenie.php
Новые ставки страховых взносов в 2011г. Новые ставки страховых взносов в 2011 году
Тарифы страховых взносов на 2011 г.
С 1 января 2011 г. для большинства плательщиков страховых взносов действуют следующие тарифы ( Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ):
— Пенсионный фонд РФ — 26 процентов. Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ предусмотрено следующее распределение взносов: в отношении сотрудников 1966 года рождения и старше вся сумма взносов перечисляется на финансирование страховой части трудовой пенсии, в отношении работников 1967 года рождения и младше — 20 процентов на финансирование страховой части, 6 процентов — накопительной части;
— Фонд социального страхования РФ — 2,9 процента;
— Федеральный фонд обязательного медицинского страхования — 3,1 процента;
— территориальные фонды обязательного медицинского страхования — 2 процента.
Таким образом, в целом налоговая нагрузка на плательщиков составит 34 процента. В 2010 г. она составляла 26 процентов.
Необходимо отметить, что страховые взносы в указанном размере уплачивают и лица, применяющие УСН или ЕНВД. В 2010 г. эти страхователи рассчитывали взносы исходя из тарифа 14 процентов. Следует отметить, что Федеральным от 28.12.2010 N 432-ФЗ для некоторых плательщиков налога при УСН установлены пониженные тарифы.
Индивидуальные предприниматели, адвокаты и нотариусы, занимающиеся частной практикой (плательщики, не производящие выплат физлицам), должны определять стоимость страхового года с применением указанных тарифов ( Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ). В 2011 г. они уплачивают:
— в ПФР — МРОТ x 26% x 12;
— в ФФОМС — МРОТ x 3,1% x 12;
— в ТФОМС — МРОТ x 2% x 12.
В соответствии со Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ на 1 января 2011 года МРОТ составлял 4 330 руб. в месяц. Таким образом, с учетом МРОТ, действующего на начало финансового года ( Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ), плательщики, которые не производят выплат физлицам, в 2011 году должны перечислить в ПФР — 13509.60 руб., в ФФОМС — 1610.76 руб., в ТФОМС — 1039.20 руб.
Напомним, что данная категория плательщиков взносы в ФСС РФ не перечисляет в соответствии с Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ.
Размер ставок страховых взносов в 2011 году
2) Для организаций, получивших статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом «Об инновационном центре «Сколково» (далее — участники проекта), в случае установления налоговым органом соответствия критериям, указанным в статье 145.1 Налогового кодекса Российской Федерации, в течение десяти лет со дня получения ими статуса участников проекта применяются следующие тарифы страховых взносов:
- сельскохозяйственных товаропроизводителей, отвечающих критериям, указанным в статье 346.2 Налогового кодекса Российской Федерации, для организаций народных художественных промыслов и семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования;
- организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих единый сельскохозяйственный налог;
- плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, являющимся инвалидами I, II или III группы, — в отношении указанных выплат и вознаграждений;
- общественных организаций инвалидов, для организаций, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и в которых среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50 процентов, а доля заработной платы инвалидов в фонде оплаты труда составляет не менее 25 процентов;
- учреждений, созданных для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям (иным законным представителям), единственными собственниками имущества которых являются общественные организации инвалидов, за исключением плательщиков страховых взносов, занимающихся производством и (или) реализацией подакцизных товаров, минерального сырья, других полезных ископаемых, а также иных товаров в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов
- хозяйственных обществ, созданных после 13 августа 2009 года бюджетными научными учреждениями в соответствии с Федеральным законом от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» и образовательными учреждениями высшего профессионального образования в соответствии с Федеральным законом от 22 августа 1996 года N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Реестр учета уведомлений о создании хозяйственных обществ ведется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и передается в орган контроля за уплатой страховых взносов не позднее 1-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;
- организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны и производящих выплаты физическим лицам, работающим на территории технико-внедренческой особой экономической зоны;
- для организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий (за исключением организаций, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны), которыми признаются российские организации, осуществляющие разработку и реализацию программ для ЭВМ, баз данных на материальном носителе или в электронном виде по каналам связи независимо от вида договора и (или) оказывающие услуги (выполняющие работы) по разработке, адаптации, модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), установке, тестированию и сопровождению программ для ЭВМ, баз данных
5) Для российских организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство, выпуск в свет (в эфир) и (или) издание средств массовой информации (за исключением средств массовой информации, специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного и (или) эротического характера), в том числе в электронном виде, основным видом экономической деятельности которых является:
- деятельность в области организации отдыха и развлечений, культуры и спорта — в части деятельности в области радиовещания и телевещания или деятельности информационных агентств;
- издательская и полиграфическая деятельность, тиражирование записанных носителей информации — в части издания газет или журналов и периодических публикаций, в том числе интерактивных публикаций.
6) Для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН, основным видом экономической деятельности (классифицируемым в соответствии с ОКВЭД) которых являются:
а) производство пищевых продуктов;
б) производство минеральных вод и других безалкогольных напитков;
в) текстильное и швейное производство;
г) производство кожи, изделий из кожи и производство обуви;
д) обработка древесины и производство изделий из дерева;
е) химическое производство;
ж) производство резиновых и пластмассовых изделий;
з) производство прочих неметаллических минеральных продуктов;
и) производство готовых металлических изделий;
к) производство машин и оборудования;
л) производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования;
м) производство транспортных средств и оборудования;
н) производство мебели;
о) производство спортивных товаров;
п) производство игр и игрушек;
р) научные исследования и разработки;
с) образование;
т) здравоохранение и предоставление социальных услуг;
у) деятельность спортивных объектов;
ф) прочая деятельность в области спорта;
х) обработка вторичного сырья;
ц) строительство;
ч) техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств;
ш) удаление сточных вод, отходов и аналогичная деятельность;
щ) вспомогательная и дополнительная транспортная деятельность;
ы) предоставление персональных услуг;
э) производство целлюлозы, древесной массы, бумаги, картона и изделий из них;
ю) производство музыкальных инструментов;
я) производство различной продукции, не включенной в другие группировки;
я.1) ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования;
я.2) управление недвижимым имуществом;
я.3) деятельность, связанная с производством, прокатом и показом фильмов;
я.4) деятельность библиотек, архивов, учреждений клубного типа (за исключением деятельности клубов);
я.5) деятельность музеев и охрана исторических мест и зданий;
я.6) деятельность ботанических садов, зоопарков и заповедников;
я.7) деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий, за исключением организаций и индивидуальных предпринимателей, указанных в пунктах 5 и 6 части 1 статьи 58 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ.
Тарифы страховых взносов для страхователей, не производящих выплаты физическим лицам
Стоимость страхового года | Фонды обязательного медицинского страхования | |
---|---|---|
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования | территориальные фонды обязательного медицинского страхования | |
МРОТ x Тариф x 12 | 3,1% | 2,0% |
Предельная величина базы для начисления страховых взносов в отношении каждого физического лица устанавливается в сумме, не превышающей 463 000 рублей нарастающим итогом с начала расчетного периода. С сумм выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица, превышающих 463 000 рублей нарастающим итогом с начала расчетного периода, страховые взносы не взимаются.
Предельная величина базы для начисления страховых взносов подлежит ежегодной (с 1 января соответствующего года) индексации в соответствии с ростом средней заработной платы в Российской Федерации. Размер указанной индексации определяется Правительством Российской Федерации.
Таблица ставок страховых взносов в 2011 году
С 1 января 2011 г. для большинства плательщиков страховых взносов произошло существенное повышение тарифов страховых взносов. В общем случае, налоговая нагрузка на налогоплательщиков составит 34%.
Важно, что нововведения касаются не только работодателей, находящихся на общей системе налогообложения, а также и организаций, применяющих УСН и ЕНВД.
Упрощенцев в 2011 году ожидает повышение взносов в Пенсионный фонд с 14% до 26%. Также организации, применяющие спецрежимы, с 1 января 2011 года обязаны производить уплаты в Федеральный и Территориальный фонды обязательного медицинского страхования (3,1% и 2,0%), в Фонд Социального страхования Российской Федерации (2,9%).
Таким образом, суммарная нагрузка на «упрощенцев» возрастает с 14 до 34 процентов.
Ставки страховых взносов для разных категорий работодателей, применяемые в 2011 году
Пенсионный фонд | Фонд медицинского страхования | Фонд социального страхования | Итого
Сумма взносов |
||||
Для лиц 1966 года рождения и старше | Для лиц 1967 года рождения и моложе | ФФОМС | ТФОМС | ||||
Страховая часть | Страховая часть | Накопительная часть | |||||
Общий режим | 26 | 20 | 6 | 3,1 | 2 | 2,9 | 34 |
Плательщики, применяющие УСН | |||||||
Плательщики переведенные на ЕНВД | |||||||
Организаций, осуществляющих деятельность в области СМИ (за искл. реклама и эротика) | 20 | 14 | 6 | 1,1 | 2 | 2,9 | 26 |
Организации и ИП, указанные в статье 58 часть 1 п. 8 212-ФЗ от 24.07.2009 г. (изменения от 28.12.2010 N 432-ФЗ) * | 18 | 12 | 6 | 3,1 | 2 | 2,9 | 26 |
Начисления инвалидов и общественных организаций инвалидов | 16 | 10 | 6 | 1,1 | 1,2 | 1,9 | 20,2 |
Плательщики, применяющие ЕСХН | |||||||
Сельскохозяйственные товаропроизводители | |||||||
Организации, имеющие статус резидента технико-внедренческой зоны | 8 | 2 | 6 | 2 | 2 | 2 | 14 |
Хозяйственные общества, созданные после 13.08.09 г. бюджетными научными учреждениями в соответствии с 127-ФЗ | |||||||
Организации осуществляющие разработку и реализацию программ для ЭВМ, БД |
* для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, основным видом экономической деятельности (классифицируемым в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности) которых являются:
а) производство пищевых продуктов;
б) производство минеральных вод и других безалкогольных напитков;
в) текстильное и швейное производство;
г) производство кожи, изделий из кожи и производство обуви;
д) обработка древесины и производство изделий из дерева;
е) химическое производство;
ж) производство резиновых и пластмассовых изделий;
з) производство прочих неметаллических минеральных продуктов;
и) производство готовых металлических изделий;
к) производство машин и оборудования;
л) производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования;
м) производство транспортных средств и оборудования;
н) производство мебели; о) производство спортивных товаров;
п) производство игр и игрушек;
р) научные исследования и разработки;
с) образование;
т) здравоохранение и предоставление социальных услуг;
у) деятельность спортивных объектов;
ф) прочая деятельность в области спорта;
х) обработка вторичного сырья;
ц) строительство;
ч) техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств;
ш) удаление сточных вод, отходов и аналогичная деятельность;
щ) вспомогательная и дополнительная транспортная деятельность;
ы) предоставление персональных услуг;
э) производство целлюлозы, древесной массы, бумаги, картона и изделий из них;
ю) производство музыкальных инструментов;
я) производство различной продукции, не включенной в другие группировки;
я.1) ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования;
я.2) управление недвижимым имуществом;
я.3) деятельность, связанная с производством, прокатом и показом фильмов;
я.4) деятельность библиотек, архивов, учреждений клубного типа (за исключением деятельности клубов);
я.5) деятельность музеев и охрана исторических мест и зданий;
я.6) деятельность ботанических садов, зоопарков и заповедников;
я.7) деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий, за исключением организаций и индивидуальных предпринимателей, указанных в пунктах 5 и 6 настоящей части
О применении пониженных ставок страховых взносов в Пенсионный фонд, Фонды медицинского страхования и Фонд Социального Страхования Российской Федерации читайте в нашей статье.
Тарифы страховых взносов на 2011 – 2014 г.г., ставки для работодателей
Сайт о налоговом планировании и оптимизации налогообложения Налоговое планирование
www.pnalog.ru Главная — Статьи
Вопросы начисления и уплаты страховых взносов регулирует Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ (далее — Закон).
С 1 января 2011 г. большинство плательщиков перечисляет взносы по тарифам, указанным в таблице 1. Отметим, что в Законе указана общая ставка взносов на пенсионное страхование. Распределение тарифа на страховую и накопительную части пенсии по каждому случаю приводится в Федеральном законе от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ.
Таблица 1. Тарифы страховых взносов в 2011 году
Наименование |
2011 г. |
|
Пенсионный фонд (для лиц |
страховая часть |
26,0 |
Пенсионный фонд (для лиц |
страховая часть |
20,0 |
накопительная часть |
6,0 |
|
Фонд социального страхования |
2,9 |
|
Федеральный фонд обязательного медицинского |
3,1 |
|
Территориальные фонды обязательного медицинского |
2,0 |
Таким образом, общий тариф составит 34 процента. Заметим, что страховые взносы в указанном размере перечисляют в том числе коммерсанты, применяющие УСН (на кого не распространяются льготы) и ЕНВД. В 2010 г. эти лица перечисляли взносы исходя из тарифа 14 процентов.
Для некоторых категорий бизнесменов установлен переходный период, предусматривающий пониженные тарифы взносов. Тарифы переходного периода 2011 — 2019 гг. регулирует ст. 58 Закона, в которую внесены изменения Федеральными законами от 8 декабря 2010 г. N 339-ФЗ и от 28 декабря 2010 г. N 432-ФЗ. Оба Закона вступили в силу с 1 января 2011 г.
Тарифы для «упрощенцев»
Для предпринимателей и организаций, применяющих УСН, на период 2011 — 2012 гг. предусмотрены пониженные ставки взносов. Общий тариф для них составит 26 процентов (таблица 3).
Таблица 3. Тарифы страховых взносов на период 2011 — 2012 гг. для «упрощенцев», осуществляющих определенные виды деятельности
Наименование |
2011 г. |
2012 г. |
|
Пенсионный фонд (для лиц |
страховая |
18,0 |
18,0 |
Пенсионный фонд (для лиц |
страховая |
12,0 |
12,0 |
накопительная |
6,0 |
6,0 |
|
Фонд социального страхования |
2,9 |
2,9 |
|
Федеральный фонд обязательного |
3,1 |
5,1 |
|
Территориальные фонды обязательного |
2,0 |
0,0 |
Но льгота предоставляется только «упрощенцам», осуществляющим определенные виды деятельности (таблица 2), причем данный вид деятельности должен быть для коммерсанта основным. Это означает, что доля доходов от реализации продукции или оказанных услуг по данному виду деятельности составляет не менее 70 процентов в общем объеме доходов. Доходы определяются по правилам ст. 346.15 Налогового кодекса, которая устанавливает общий порядок определения доходов на «упрощенке». Коммерсанты и фирмы должны подтверждать основной вид деятельности в порядке, установленном Минздравсоцразвития.
Таблица 2. Виды деятельности, при осуществлении которых «упрощенцы» вправе применять пониженные тарифы страховых взносов
N п/п |
Вид деятельности |
Производство пищевых продуктов |
|
Производство минеральных вод и других безалкогольных напитков |
|
Текстильное и швейное производство |
|
Производство кожи, изделий из кожи и производство обуви |
|
Обработка древесины и производство изделий из дерева |
|
Химическое производство |
|
Производство резиновых и пластмассовых изделий |
|
Производство прочих неметаллических минеральных продуктов |
|
Производство готовых металлических изделий |
|
Производство машин и оборудования |
|
Производство электрооборудования, электронного и оптического |
|
Производство транспортных средств и оборудования |
|
Производство мебели |
|
Производство спортивных товаров |
|
Производство игр и игрушек |
|
Научные исследования и разработки |
|
Образование |
|
Здравоохранение и предоставление социальных услуг |
|
Деятельность спортивных объектов |
|
Прочая деятельность в области спорта |
|
Обработка вторичного сырья |
|
Строительство |
|
Техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств |
|
Удаление сточных вод, отходов и аналогичная деятельность |
|
Вспомогательная и дополнительная транспортная деятельность |
|
Предоставление персональных услуг |
|
Производство целлюлозы, древесной массы, бумаги, картона |
|
Производство музыкальных инструментов |
|
Производство различной продукции, не включенной в другие |
|
Ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования |
|
Управление недвижимым имуществом |
|
Деятельность, связанная с производством, прокатом и показом фильмов |
|
Деятельность библиотек, архивов, учреждений клубного типа |
|
Деятельность музеев и охрана исторических мест и зданий |
|
Деятельность ботанических садов, зоопарков и заповедников |
|
Деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и |
|
Вид деятельности определяется в соответствии с Общероссийским |
Если по итогам отчетного (расчетного) периода основной вид деятельности не будет соответствовать заявленному основному виду, коммерсант лишится права на применение льготных тарифов и с начала отчетного (расчетного) периода, в котором допущено несоответствие, должен перечислить взносы по общему тарифу. При этом на недоимку начисляются пени. Таковы правила п. 1.4 ст. 58 Закона, и они требуют разъяснений, которые могут дать только ведомства.
В Законе приводится список видов деятельности и дается отсылка к ОКВЭД. Конечно, было бы проще, если бы в Законе указали конкретные коды видов деятельности в соответствии с Классификатором. Изучать перечень кодов законотворцы оставили на долю бизнесменов.
При расчете основного вида деятельности коммерсанты учитывают только доходы, то есть суммы, фактически поступившие в кассу и на расчетный счет. В Законе не уточняется, но, скорее всего, расходы (даже если «упрощенец» уплачивает налог с разницы доходов и расходов) для определения 70-процентной доли не учитываются.
И наконец, основной вопрос — подтверждение вида деятельности. Не исключено, что будет разработана отдельная форма, а до ее появления коммерсантов заставят руководствоваться существующим порядком. В настоящий момент подтверждать основной вид деятельности должны только организации. Для индивидуальных предпринимателей эта обязанность не установлена. Компании ежегодно подают сведения в Порядке, утвержденном Приказом Минздравсоцразвития России от 31 января 2006 г. N 55.
Необходимо это для установления класса риска деятельности и тарифа взносов на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Предприниматели основной вид деятельности не подтверждают. У них основным считается вид деятельности, указанный таковым в ЕГРИП, и ежегодного подтверждения не требуется (п. 10 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2005 г. N 713). Напомним, что при регистрации ИП может указать в заявлении несколько видов деятельности, но только один из них (он указывается первым) является основным. В дальнейшем коммерсант вправе внести изменения в сведения, внесенные в госреестр, в том числе добавить или исключить какие-либо виды деятельности, заменить основной вид. В этом случае, конечно, следует обратиться в соцстрах для установления нового класса профессионального риска и тарифа взносов по «травме».
Закон требует соблюдения 70-процентной доли по итогам отчетного (расчетного) периода. В отношении страховых взносов таковыми являются квартал, полугодие, 9 месяцев и календарный год. Нужно ли будет ежеквартально сообщать в ведомства об уровне доходов — неясно. Закон не обязывает, но ведомства вполне могут разработать правила, по которым придется отчитываться по доходам ежеквартально. Срока подтверждения основного вида деятельности Закон не устанавливает.
Льготы для СМИ
Пониженные ставки установлены еще для одной категории страхователей — предпринимателей и организаций, осуществляющих производство, выпуск в свет (в эфир) и (или) издание средств массовой информации, в том числе в электронном виде (таблица 4). Исключение — СМИ, специализирующиеся на сообщениях и материалах рекламного и (или) эротического характера.
Таблица 4. Тарифы страховых взносов на период 2011 — 2014 гг. для предпринимателей и организаций, относящихся к СМИ
Наименование |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
|
Пенсионный фонд (для лиц |
страховая |
20,0 |
20,8 |
21,6 |
23,2 |
Пенсионный фонд (для лиц |
страховая |
14,0 |
14,8 |
15,6 |
17,2 |
накопительная |
6,0 |
6,0 |
6,0 |
6,0 |
|
Фонд социального страхования |
2,9 |
2,9 |
2,9 |
2,9 |
|
Федеральный фонд обязательного |
1,1 |
3,3 |
3,5 |
3,9 |
|
Территориальные фонды обязательного |
2,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Чтобы воспользоваться льготным тарифом для СМИ, основным видом деятельности коммерсанта должна быть:
— либо деятельность в области организации отдыха и развлечений, культуры и спорта — в части деятельности в области радиовещания и телевещания или деятельности информационных агентств;
— либо издательская и полиграфическая деятельность, тиражирование записанных носителей информации — в части издания газет или журналов и периодических публикаций, в том числе интерактивных публикаций.
Порядок подтверждения основного вида деятельности будет установлен Правительством РФ (п. 1.1 ст. 58 Закона). Кроме того, Правительство должно разработать порядок подтверждения полномочий коммерсантов и организаций работать в сфере СМИ, а также порядок ведения уполномоченным ведомством реестра фирм и бизнесменов, передачи этого реестра в соцстрах и Пенсионный фонд (органы контроля за уплатой страховых взносов). Данный реестр передается в ведомства не позднее 1-го числа месяца, следующего за окончанием квартала.
Если по итогам квартала, полугодия, 9 месяцев, календарного года (то есть отчетного или расчетного периода) вид деятельности бизнесмена не соответствует заявленному или коммерсант исключен из реестра, упомянутого выше, то ему придется уплатить взносы по общеустановленным тарифам с начала периода, в котором допущено несоответствие или произошло исключение из реестра. При этом на недоимку начисляются пени. В Законе не уточняется, какой период нужно рассматривать — пересчитывать взносы за квартал, в котором допущено несоответствие, либо за весь период, начиная с 1 января календарного года. Скорее всего, рассматриваться должен период с 1 января, ведь взносы рассчитываются за период нарастающим итогом (квартал, полугодие, 9 месяцев, год), а не по итогам отдельного квартала. С другой стороны, в полном отчетном периоде до того, как ИП лишился права на льготный тариф, он вправе был уплачивать взносы по пониженным тарифам.
Сельхозпроизводители
На период 2011 — 2019 гг. устанавливаются пониженные тарифы для сельхозпроизводителей (таблица 5). Они предусматривались с момента принятия Закона (пп. 3 п. 1 ст. 58 Закона), однако перечень льготников несколько расширен. Пониженные тарифы вправе применять:
— коммерсанты и организации, являющиеся сельхозпроизводителями и отвечающие критериям, установленным в ст. 346.2 Налогового кодекса. Эта статья оговаривает требования для налогоплательщиков ЕСХН. Данный спецрежим является добровольным. Таким образом, если коммерсант удовлетворяет всем требованиям, предъявляемым к сельхозпроизводителю, но работает на ином режиме, он вправе воспользоваться льготными тарифами. Информацию о соответствии и несоответствии сельскохозяйственных товаропроизводителей критериям налоговая инспекция в электронном виде представляет в Пенсионный фонд и ФСС РФ (пп. 1 п. 1 ст. 58 Закона);
— предприниматели и организации, уплачивающие ЕСХН (пп. 2 п. 1 ст. 58 Закона).
Таблица 5. Тарифы страховых взносов на период 2011 — 2014 гг. для сельхозпроизводителей и некоторых других категорий страхователей
Наименование |
2011 г. |
2012 г. |
2013 — 2014 гг. |
|
Пенсионный фонд (для лиц |
страховая |
16,0 |
16,0 |
21,0 |
Пенсионный фонд (для лиц |
страховая |
10,0 |
10,0 |
15,0 |
накопительная |
6,0 |
6,0 |
6,0 |
|
Фонд социального страхования |
1,9 |
1,9 |
2,4 |
|
Федеральный фонд обязательного |
1,1 |
2,3 |
3,7 |
|
Территориальные фонды обязательного |
1,2 |
0,0 |
0,0 |
Кроме того, данные льготные тарифы (таблица 5) вправе применять:
— плательщики страховых взносов, производящие выплаты и иные вознаграждения физлицам, являющимся инвалидами I, II или III группы, — в отношении указанных выплат и вознаграждений (пп. 3 п. 1 ст. 58 Закона);
— организации народных художественных промыслов (пп. 1 п. 1 ст. 58 Закона);
— семейные (родовые) общины коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования;
— общественные организации инвалидов (пп. 3 п. 1 ст. 58 Закона);
— организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и в которых среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50 процентов, а доля заработной платы инвалидов в фонде оплаты труда составляет не менее 25 процентов (пп. 3 п. 1 ст. 58 Закона);
— учреждения, созданные для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям (иным законным представителям), единственными собственниками имущества которых являются общественные организации инвалидов (пп. 3 п. 1 ст. 58 Закона).
IT-компании
Еще одна льготная категория страхователей — коммерсанты и фирмы, имеющие статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны и производящие выплаты физическим лицам, работающим на территории технико-внедренческой особой экономической зоны (пп. 5 п. 1 ст. 58 Закона).
Кроме того, пониженные тарифы установлены для организаций, работающих в области информационных технологий. К таковым относятся фирмы, осуществляющие разработку и реализацию программ для ЭВМ, баз данных на материальном носителе или в электронном виде по каналам связи, независимо от вида договора и (или) оказывающие услуги (выполняющие работы) по разработке, адаптации, модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), установке, тестированию и сопровождению программ для ЭВМ, баз данных (пп. 6 п. 1 ст. 58 Закона). Тарифы для этих категорий страхователей приведены в таблице 6.
Таблица 6. Тарифы страховых взносов на период 2011 — 2019 гг. для резидентов технико-внедренческих зон и IT-компаний
Наименование |
2011 г. |
2012 — 2017 гг. |
2018 г. |
2019 г. |
|
Пенсионный фонд |
страховая |
8,0 |
8,0 |
13,0 |
20,0 |
Пенсионный фонд |
страховая |
2,0 |
2,0 |
7,0 |
14,0 |
накопительная |
6,0 |
6,0 |
6,0 |
6,0 |
|
Фонд социального страхования |
2,0 |
2,0 |
2,9 |
2,9 |
|
Федеральный фонд обязательного |
2,0 |
4,0 |
5,1 |
5,1 |
|
Территориальные фонды |
2,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Добавить комментарий