Партнерство в образовании

Социальное партнерство как инструмент управления качеством образования (в рамках реализации ФЗ «Об образовании» в Российской Федерации) \ \ — презентация

1 Социальное партнерство как инструмент управления качеством образования (в рамках реализации ФЗ «Об образовании» в Российской Федерации) \ \

2 Нормативно-правовая база Конституция РФ (1993) Национальная доктрина образования в РФ (2000 г.) Декларация прав ребенка (1959 г.) Конвенция о правах ребенка (1990 г.) ФЗ «Об образовании в РФ» (2013 г.) Госстандарт образования Муниципальная программа развития образования Устав образовательного учреждения Договор о социальном партнерстве Дорожная карта учреждения образования Административные регламенты Программа развития образования учреждения

3 Нормативно-правовая база С правовой точки зрения социальное партнерство — это согласование действий всех сторон на определенной законодательной платформе, отражающей его существо, содержание и инструменты регулирования. В Конституции Российской Федерации провозглашаются принципы социального партнерства, определены основные направления сотрудничества в области культуры, образования и информации (ст. 29, 43, 44), трудовых отношений (ст. 7, 37, 72), социального развития и социальной защиты (ст. 7, 39, 40, 71, 72), охраны здоровья и экологии (ст. 41, 42, 114).

4 Нормативно-правовая база Трудовой кодекс Российской Федерации содержит раздел II «Социальное партнерство в сфере труда» (ст ). В нем социальное партнерство рассматривается как система взаимоотношений между работниками (представителями работников) работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти и местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними экономических отношений. В Федеральных законах РФ «О профессиональных союзах и гарантиях их деятельности» (1995), «Об объединениях работодателей» (2002), «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» (1995), «О коллективных договорах и соглашениях» (1992) обозначены формы, методы и механизмы правового регулирования социального партнерства на договорной основе.

5 Проблема Отсутствие системного подхода во взаимодействии с социальными партнерами Отсутствие системного подхода во взаимодействии с социальными партнерами

6 Актуальность Актуальность обусловлена коренными изменениями содержания деятельности в сфере образования. Позиционирование образования как системы образовательных услуг актуализирует механизм их организации в рамках социального партнерства. В широком смысле социальное партнерство рассматривается как совместная коллективная деятельность различных социальных групп, которая приводит к позитивным и разделяемым всеми участниками эффектам. Открытость образовательного учреждения выражается в построении системы социального партнерства, кооперативных связей с другими сферами общества: органами власти, бизнесом, учреждениями образования, культуры и науки, направленной на взаимовыгодное сотрудничество в тактическом и стратегическом плане, совместную деятельность образовательного учреждения и социальных партнеров. Таким образом, социальное партнерство образовательного учреждения качественно отличается от иных форм взаимодействия: шефства, спонсорства, попечительства. Его основная идея взаимовыгодная кооперация, в которой образовательное учреждение выступает не в роли просителя, а является полноправным партнером. Это означает непосредственный и прямой обмен ресурсами, привлекаемыми от социальных партнеров, на конкретные результаты деятельности образовательного учреждения. Социальное партнерство не ограничивается разовыми акциями, а строится на долгосрочной основе и взаимном доверии.

7 Причины Ситуация «минус» Непродуманность муниципальной политики в сфере взаимодействия учебных заведений и социальных партнёров Недостаточная степень разработанности нормативной базы социального партнёрства в образовании; Отсутствие координирующего центра, объединяющего и направляющего усилия сторон, а также отсутствие разнообразных форм и средств взаимодействия социальных партнеров. Неэффективное взаимодействияе коллектива образовательного учреждения с родителями учащихся, общественными организациями, другими образовательными учреждениями, местным социумом Ситуация «плюс» Взаимовыгодное сотрудничество Улучшения качества образования Внесение вклада в развитие гражданского общества

8 Цель Обеспечить эффективное системное взаимодействие с социальными партнерами учреждения

9 Задачи повысить эффективность взаимодействия коллектива образовательного учреждения с родителями учащихся, общественными организациями, другими образовательными учреждениями, местным социумом; обеспечить общественную поддержку деятельности образовательного учреждения; повысить эффективность использования возможностей сетевого взаимодействия; развивать систему управления учреждения на основе использования принципов государственно-общественного управления образованием; сформировать положительный имиджа образовательного учреждения в местном социуме; развивать ресурсное обеспечение ОУ.

10 Понятие Социальное партнерство это такая совместно распределенная деятельность социальных элементов – представителей различных социальных групп, результатом которой являются позитивные эффекты, принимаемые всеми участниками этой деятельности; – это путь построения гражданского общества.

11 Ориентиры в выборе партнеров: Совпадение нормативных и маркетинговых целей Совпадение интересов в образовательной политике и ее результатов Общность форм, видов и содержание деятельности

12 Участники социального партнерства Социальная группа это относительно устойчивая совокупности людей, имеющих общие интересы, ценности и нормы поведения, складывающиеся в рамках исторически определенного общества. Большие группы: общественные классы, социальные слои, профессиональные группы, этнические общности (нация, народность, племя), возрастные группы (молодежь, пенсионеры). Малые группы, специфический признак которых непосредственные контакты ее членов: семья, школьный класс, производственная бригада, соседские общности, дружеские компании.

13 Участники социального партнерства Педагогический коллектив образовательного учреждения. Администрация учреждения. Родители учащихся. Представители общественных организаций, местного социума, Муниципального совета.

14 Партнерство для образования партнерство внутри системы образования между социальными группами данной профессиональной общности; партнерство, в которое вступают работники системы образования, контактируя с представителями иных сфер общественного воспроизводства; партнерство, которое инициирует система образования как особая сфера социальной жизни, делающая вклад в становление гражданского общества.

15 Социальное партнерство в образовании нужно для того, чтобы учителя, ученики и родители вместе управляли школой чтобы учителя, педагоги могли объединиться для борьбы с государством и властью за свои права чтобы социально-экономически развивалась территория чтобы эффективно привлекать средства для развития школы чтобы предложить ресурсы школы заинтересованным сторонам вовсе не нужно социальное партнерство образовательным учреждениям Всероссийский интернет-педсовет 2013

16 Участники социального партнерства Модель партнерства Государство Местное самоуправление Коммерческий сектор Некоммерческий сектор Предприятия и учебные заведения Родители Модель партнерства Государство Местное самоуправление Коммерческий сектор Некоммерческий сектор Предприятия и учебные заведения Родители

17 Модель партнерства Учреждения образования Органы власти Родители Социальные учреждения и службы Учреждения дополнительного образования Учреждения культуры Учреждения здравоохранения Коммерческие предприятия Некоммерческие организации

18 1. Государство Государство — это партнер особого рода. выступает катализатором перемен в социально- экономической жизни, финансово и институционально поддерживает общественные инициативы, на которых основано партнерство. создает законодательные и нормативные условия для реализации инноваций, развития местного самоуправления, некоммерческого сектора, благотворительной деятельности; формирует целевые программы развития социальной сферы и объединяет для их реализации различные ресурсы; привлекает местное самоуправление, некоммерческие организации и бизнес для осуществления целевых программ, используя различные организационные и финансовые механизмы, в том числе социальный заказ.

19 2. Местное самоуправление Местное самоуправление — явление общественной жизни, а не государственной власти. представляет интересы местного сообщества; в рамках своих полномочий обеспечивает возможность наиболее эффективного решения социальных проблем через реализацию конкретных проектов; действует совместно с общественными объединениями и представителями бизнеса, заинтересованными в развитии местного сообщества.

20 3. Предприятия и Вузы упрощается доступ к информации о рынке труда и образовательных услугах; обеспечивается учет требований работодателей к содержанию подготовки специалистов; упрощается процедура корректировки старых и разработки новых образовательных программ, отвечающих требованиям Вузов и работодателей; открываются более широкие возможности для профессиональной пробы и самоопределения выпускника; расширяются возможности трудоустройства выпускников.

21 4. Некоммерческий сектор Некоммерческие организации, профессиональные ассоциации, независимые аналитические центры: предлагают новые идеи и решения, социальные технологии; обеспечивают гражданский контроль за действиями власти; привлекают к работе волонтеров; выражают интересы определенных групп населения (молодежь, инвалиды и др.); выдвигают новые ценностные ориентиры (экологическое движение, движение за восстановительное правосудие, правозащитное движение и др.).

22 5. Коммерческий сектор Бизнес и ассоциации предпринимателей: предоставляют благотворительные пожертвования; возможность использовать опыт и профессионализм компетентных менеджеров в решении общественно значимых проблем.

23 Роли участников партнерства Коммерческие организации- возможности финансирования Государственные структуры- использование властных рычагов Общественные объединения — формируют и организуют социальные инициативы граждан Даже если проблема выявлена и всеми осознается, это еще не означает, что возможно возникновение социального партнерства.

24 Правила партнерства 1. Это действительно партнерство, а не благотворительность, милосердие в отношении нуждающихся. 2. Это социальное действие, основанное на чувстве человеческой солидарности и разделяемой ответственности за проблему. Социальное партнерство возникает тогда, когда представители трех секторов (или любая пара из них) начинают работать совместно, осознав, что это выгодно каждому из них и обществу в целом.

25 Основа социального партнерства заинтересованность каждой из взаимодействующих сторон в поиске путей решения социальных проблем; объединение усилий и возможностей каждого из партнеров для их реализации; конструктивное сотрудничество между сторонами в разрешении спорных вопросов; стремление к поиску реалистичных решений социальных задач, а не к имитации такого поиска; децентрализация решений, отсутствии государственного патернализма; взаимоприемлемый контроль и учет интересов каждого из партнеров; правовая обоснованность «кооперации», предоставляющей выгодные каждой стороне и обществу в целом условия взаимодействия.

26 Причина партнерства Социальная проблема возникает при наличии неантагонистического конфликта интересов разных групп населения относительно некоего общего ресурса. Ситуация осложняется, если это группы с неравными возможностями. Проблемой также может быть конфликт интересов населения и властей, когда «спрос» каких-нибудь групп населения на удовлетворение их потребностей, не противоречащих общественным интересам, не обеспечивается «предложением» со стороны органов власти в силу каких-то причин, и возникает серьезная социальная напряженность.

27 Методы решения (мероприятия) изучение возможностей сетевого взаимодействия для повышения эффективности образовательной деятельности школы, установление партнерских отношений с другими образовательными учреждениями, учреждениями здравоохранения и культуры; определение потенциально возможных социальных партнеров, сферы общих интересов, использование различных форматов для проведения переговоров; разработка и презентация открытого информационного доклада образовательного учреждения различным видам общественности;

28 Методы решения использование возможностей сетевого взаимодействия для повышения качества образовательной деятельности учреждения; формирование пакета информационно-аналитических материалов, подготовка пакета договорных документов, банка данных о возможных форматах ведения переговоров с социальными партнерами; реализация социальных проектов и программ; повышение степени открытости образовательного учреждения за счет использования общественной оценки деятельности образовательного учреждения; использование самооценки педагогического коллектива для дальнейшего совершенствования деятельности образовательного учреждения;

29 Ресурс Наличие материально-технической базы (техника, оборудованные помещения) Кадры (педагоги, административный персонал, обучающиеся, родители) Информационный (официальный сайт, публичная страничка в соц.сети «ВКонтакте», взаимодействие со СМИ). Финансовый (внебюджетные источник финансирования)

30 В современной системе образования социальное партнерство представлено как один из аспектов государственно- общественного управления образованием. Он касается преобразования трех средств системы управления: кадры (средство, изменение которого направлено на инициацию активности профессионально-педагогических объединений); финансы (средство, изменение которого направлено на обеспечение открытости и рациональности финансовых потоков); информация (средство, которое направлено на трансляцию общественности позитивных, конструктивных и перспективных представлений об образовании).

31 Функции субъектов локальный уровень долевое финансирование образовательных программ; формирование заказа на качество образования; квотирование мест для профессиональной пробы; повышение квалификации преподавателей; осуществление функций социальной поддержки обучающихся; трудоустройство выпускников; защита и поддержка прав и интересов ОУ, реклама его деятельности; установление поощрительных стипендий и премий за учебные и педагогические достижения обучающихся, педагогов; содействие установлению и развитию внутрирегионального, межрегионального и международного делового и культурного сотрудничества.

32 Результат Эффективное системное взаимодействие с социальными партнерами учреждения

33 Критерии эффективности результаты мониторинговых исследований (по разным направлениям); повышение мотивации педагогов и родителей учащихся к повышению эффективности взаимодействия по вопросам организации и осуществлению образовательного процесса (процент родителей, принимающих участие в жизни школы, количество совместных мероприятий, уменьшение количества конфликтов и др.); количество проектов, реализуемых с участием социальных партнеров; повышение степени открытости образовательного учреждения и ее конкурентоспособности; уровень развития школьной системы государственно-общественного управления; совершенствование материально-технической базы школы; объем привлечения внебюджетных средств.

34 Актуальные вопросы Каков источник появления образовательной (социальной) инициативы? Какие разные интересы, каких социальных групп при этом реализуются? Возможно сделать открытым процесс реализации интересов? Насколько эффективно скажется реализация инициативы на благополучии ее участников, широкого социального окружения?

35 Спасибо за внимание!

>Социальное партнерство

Социальное партнерство — это согласование экономической и социальной политики (особенно доходов и налогов) между правительством, предпринимателями и профсоюзами.

Социальное партнерство и его формы

Социальное партнерство — это категория рыночного общества, которая возникает на определенном уровне его зрелости вместе с появлением цивилизованного рынка труда и профсоюзов как представителей работников.

Социальное партнерство — система отношений между представителями работников, работодателей и органов государственной власти, направленная на согласование интересов сторон трудового договора по вопросам регулирования трудовых отношений, а также по вопросам установления более высокого уровня социальных гарантий для трудящихся.

Формальным моментом возникновения социального партнерства в новейшей истории можно считать создание Международной организации труда (МОТ), основывающей свою работу на принципах трипартизма. В нашей стране формальным моментом становления социального партнерства можно считать Указ Президента РФ № 212 «О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)» от 15.11.91.

Формы социального партнерства

  1. Коллективные переговоры при заключении коллективных договоров и соглашений.
  2. Взаимные консультации (переговоры) — в установленных законодательством случаях (например, при увольнении работника состоящего в профсоюзе, когда профсоюз не согласен (ст. 372 ТК РФ).
  3. Участие работников и их представителей в управлении организацией.
  4. Участие представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров.

Функции и принципы социального партнерства

Функции социального партнерства определяются интересами трех социальных партнеров: представительство и защита общегосударственных интересов в сфере труда, интересов бизнеса и интересов наемных работников. Различают прямые функции социального партнерства, реализация которых направлена на обеспечение социального мира в обществе, и косвенные функции (воздействие социального партнерства на формирование гражданского общества и на развитие экономической демократии, обеспечение социальной стабильности, социально- экономической безопасности и социальной справедливости).

Социальное партнерство способно разрешить многие противоречия, возникающие в социально-трудовой сфере. Однако оно не в состоянии снять главное противоречие в условиях господства частной собственности между трудом и капиталом.

Основные принципы социального партнерства:

  • равноправие сторон (каждая из сторон может быть инициатором переговоров);
  • уважение и учет интересов сторон (интересы сторон согласовываются в холе переговоров);
  • заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях (законодатель все больше вопросов отдает на усмотрение сторон, и им придется договариваться);
  • содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе (создаются специальные органы по содействию в урегулировании социально-трудо- вых отношений);
  • соблюдение сторонами и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (каждая из сторон, подписывающая договор или соглашение, обязана выполнять условия);
  • полномочность представителей сторон (представители работников избираются на собрании (конференции), их полномочия подтверждает протока собрания, представители работодателя назначаются — их полномочия подтверждает приказ);
  • свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда (Трудовой кодекс позволяет сторонам выбирать любой круг вопросов, а не только рекомендуемый);
  • добровольность принятия сторонами на себя обязательств без принуждения и угроз);
  • реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами (принимаемые обязательства должны быть выполнимыми);
  • обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;
  • контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений (осуществляют органы надзора);
  • ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений (устанавливается административная ответственность).


Социальное партнерство: виды и уровни

Социальное партнерство: виды и уровни

,

преподаватель педагогических дисциплин ГОУ СПО КПК

Внимание к социальному партнерству в настоящее время не случайно, оно является одним из условий развития открытых образовательных систем и действенным механизмом вовлечения широкого круга заинтересованных лиц в обсуждение и решение проблем развития образования.

Задачи, определяемые доктриной развития образования и модернизацией образования, направлены на обеспечение открытости системы образования разнообразным воздействиям со стороны общества, государства, вовлечение их в решение вопросов образовательной тактики и стратегии.

В педагогику термин «социальное партнерство» пришел из других сфер, где он трактуется не однозначно и многоаспектно:

— механизм взаимоотношений между государственными органами, представителями трудящихся и работодателями;

— способ взаимодействия между различными социальными группами;

— специфический тип общественных отношений;

— механизм регулирования общественных отношений.

Социальное партнерство в образовании имеет свою историю. Идеи педагогической среды нашли свое отражение в работах Д. Дьюи, , . В работах этих авторов определялись различные точки зрения на взаимодействие образовательного учреждения со средой, но при этом во всех отмечалась необходимость устойчивых связей школы с семьей, микрорайоном, общественностью, неформальными объединениями с целью обеспечения не искусственного мира, а реального проживания ребенком своей жизни.

Социально-педагогическое партнерство – это иной опыт, другие формы отношений, опыт межсистемного регулирования, управления при изменении типа взаимодействия образования с внешней средой. Это позволило дать следующие определения:

— объединение усилий лиц или образовательных организаций для достижения общих целей;

— упорядочение координационного взаимодействия систем образования или социальных институтов в пределах их взаимной заинтересованности, в целях сохранения здоровья и целостности общенациональных, общегосударственных «социальных тканей»;

— механизм межсистемного регулирования, управления при резком изменении роли государства, изменении типа взаимоотношений образования с внешней средой;

— инструмент, с помощью которого представители разных субъектов собственности, групп населения, имеющие специфические интересы, достигают консенсус, организуют совместную деятельность, координируют ее в направлении достижения общественного согласия в образовательной политике.

Т. о., в отечественной педагогике социально-педагогическое партнерство базируется на диалогическом отношении социальных субъектов и обеспечивает единство, гармонизацию социальных структур и выработку образовательной стратегии единых действий. Это позволяет обеспечить интеграцию интересов различных социальных групп в едином образовательном и информационном поле.

Определяя социальное партнерство, Шерри Арнштайн предложила рассматривать их с учетом уровня включенности каждой стороны в совместную деятельность. На первом уровне происходит манипулирование, когда одна из сторон не осознанно выполняет действия необходимые другой стороне. Второй уровень – украшение «свадебный генерал», одна из сторон используется лишь как элемент поднятия статуса деятельности, без ее осознанного включения. Символическое участие – третий уровень, на котором стороне предлагается высказать свое мнение о совместной деятельности, но при этом их мнение или не принимается, или ограничивается заранее заданными рамками. Данные уровни не рассматриваются как партнерство.

Уровень подчиненного включения предполагает добровольное включение одной стороны в качестве пассивного исполнителя, принимающего заданные рамки деятельности. Разрешающее включение предусматривает разработку одной стороной проекта деятельности с учетом пожеланий другой стороны и последующей реализации этого проекта. Согласованное включение строится с учетом совместного обсуждения инициативы одной стороны, с дальнейшей совместной ее разработкой. Инициирующее включение отличается высокой активностью одной стороны, при этом другая сторона выступает в качестве консультанта или координатора деятельности. Высшим уровнем участия является – самостоятельное обоюдное включение, где инициатива совместной деятельности может выдвигаться любой стороной, осуществляется двусторонняя поддержка идеи, ее разработка и реализация совместными усилиями с обоюдной ответственностью за успешность достигаемого результата. Выбор уровня включенности в совместную деятельность определяется ситуацией и результатами, которых стремятся достичь стороны.

Для построения социального партнерства следует учитывать следующие принципы.

1. Принцип социальной справедливости и согласования интересов. В условиях социального расслоения необходимо обеспечить равновесие интересов всех групп во избежание социальных конфликтов.

2. Принцип законодательного закрепления отношений, который позволяет сделать партнерство прочным, исключает взаимные претензии.

3. Принцип ответственности партнеров друг перед другом.

4. Принцип добровольности и равновыгодности.

Соблюдение данных принципов позволяет интегрировать в едином образовательном и информационном пространстве интересы различных социальных групп, оказывающих влияние на развитие образовательных процессов и способных предложить эффективную стратегию развития образования.

Система социального партнерства в образовании имеет многоцелевой характер и позволяет выстроить его на нескольких уровнях.

На основе охвата субъектов (по масштабности).

— Как партнерство внутри отдельного коллектива образовательного учреждения.

— Как партнерство внутри системы образования, прежде всего с системами общественно-государственного управления.

— Как партнерство с другими социальными институтами – от органов исполнительской, законодательной и муниципальной власти и до представителей малого и среднего бизнеса.

На основе развития отношений.

— Начальный уровень партнерства представляет собой простейшие контакты с целью обмена информацией. При этом контакты представляют собой специфически новые отношения, в которых большую роль имеет эффект конгруэнции (подтверждение взаимных ожиданий) и минимум рассогласований по основным вопросам обмениваемой информации.

— Средний уровень партнерства предполагает активное сотрудничество при решении определенных проблем образования совместными усилиями.

— Высший уровень партнерства выступает как исключительно эффективная совместная деятельность, сопровождающаяся взаимопониманием и взаимосодействием всех сторон в достижении общей цели.

Вне зависимости от уровня социального партнерства оно всегда имеет одну структуру, в которую входят содержание и стиль взаимодействия партнеров.

Содержание определяет, по поводу чего разворачивается взаимодействие. Полнота содержания социально-педагогического партнерства определяется целью и задачами образовательного учреждения (системы) тактикой и стратегией его развития.

Стиль указывает на то, как взаимодействуют партнеры. Продуктивность стиля определяется следующими критериями:

1) характер активности и позиции партнеров: «рядом с партнером»;

2) характер выдвигаемых целей: совместная выработка близких и дальних целей;

3) характер ответственности: ответственность всех партнеров за результат;

4) характер отношений: доброжелательность и доверие;

5) характер функционирования механизма идентификации – обособления между партнерами.

Формирование партнерства, как и другие виды развития, предполагают прохождение определенных ступеней (этапов развития).

Первый шаг выстраивания партнерства – это поиск точек соприкосновения и опорных позиций. Опорными позициями выступают положительные стороны партнера или заинтересованность в его возможностях другой стороной.

На втором этапе идет накопление согласий. Это позволяет определить сферы и содержание взаимодействия сторон на основе взаимной заинтересованности. Каждая сторона предъявляет свои интересы и раскрывает свои возможности для согласования позиций и уровня включенности в совместную деятельность.

Этап взаимной адаптации основывается на взаимопонимании и принятии интересов другой стороны. Это этап коррекции интересов и совместной выработки нормативов взаимодействия. Предпочтительно закрепление этого этапа договорными отношениями.

Переход к доверительным отношениям в процессе совместной деятельности. На этом этапе развития партнерства снижается уровень взаимоконтроля и повышается взаимная ответственность за результаты совместной деятельности. Совместное обсуждение, взаимопомощь, взаимоподдержка, характерные для этой стадии, обеспечивают сохранение положительного психологического настроя сторон. При этом конфликты, возникающие в процессе деятельности, носят конструктивный характер и разрешаются с учетом согласования позиций обеих сторон.

Высшая ступень партнерства взаимосодействие или сотрудничество. Особенностью отношений этого уровня является то, что они постепенно переходят в совместную творческую деятельность. Это обеспечивает как повышение эффективности отношений, так и развитие и совершенствование субъектов, находящихся во взаимодействии.

Таким образом, рассмотрев сущность, виды, уровни и этапы формирования партнерских отношений, можно утверждать, что любые деловые или личностные контакты, выстраиваемые в открытом образовательном сообществе, обеспечиваются активным взаимодействием различных социальных групп, имеющих собственные стратегические интересы в сфере образования.

Социальное партнерство в образовании: основные термины и определения



Современные тенденции социально-экономического развития, связанные с появлением новых рынков труда, глобализации экономики, трансформации традиционных форматов использования трудовых ресурсов, более широкое обращение к интеллектуальным и информационным технологиям, ориентация на развитие человеческого капитала, активизируют процессы создания и поддержки в различных сферах систем социального партнерства.

Данное понятие первоначально использовалось только в социологии и экономике, описывая процесс взаимодействия работников и работодателей, в силу этого в качестве основных партнеров выдвигались органы власти, представители бизнеса и профсоюзные организации. Именно с этих позиций оно трактуется и Трудовым кодексом РФ: «Социальное партнерство предусматривает построение системы взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, их направленность на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений» .
В настоящее время все чаще указанное явление рассматривается шире и представляется как сложный, многоплановый общественный процесс, где осуществляется «совместно распределенная деятельность социальных элементов в лице представителей различных социальных групп, результатом которой являются позитивные эффекты, принимаемые всеми участниками этой деятельности». В этой логике социальное партнерство – это определенный тип взаимодействия субъектов, объединенных общими усилиями, способами решения актуальных проблем совместной жизни, нацеленный на максимальное согласование и реализацию интересов всех участников этого процесса. Партнерство обеспечивает преодоление имеющихся у субъектов различий в представлении о методах решения общих проблем, гармонизацию общественных отношений, предотвращение конфликтов, согласование и повышение результативности действий.
Расширенная трактовка этого понятия согласуется с определением, принятым Конференцией ООН по устойчивому развитию в Рио-де-Жанейро в 1993 г., где «социальное партнерство – продуктивная кооперация всех субъектов развития территории для ее устойчивого социально-экономического развития и сопутствующего повышения качества жизни населения, совершенствования социальной и производственной инфраструктуры, системы муниципального управления и местного самоуправления и свободы личности».
Рассматривая социальное партнерство в расширенном контексте, можно получить значимый инструмент, позволяющий проектировать, апробировать и устанавливать новую, современную систему образования, отвечающую требованиям времени. В контексте образовательной политики «социальное партнерство трактуется как:

  • особый тип взаимодействия образовательных учреждений с субъектами и институтами рынка труда, государственными и местными органами власти, общественными организациями, нацеленный на максимальное согласование и реализацию интересов всех участников этого процесса» ;
  • особый тип совместной деятельности между субъектами образовательного процесса, характеризующийся доверием, общими целями и ценностями, добровольностью и долговременностью отношений, а также признанием взаимной ответственности сторон за результат их сотрудничества и развития .

По мнению И.М. Реморенко, социальное партнерство по отношению к образованию следует понимать как:

  • партнерство внутри системы образования между социальными группами данной профессиональной общности;
  • партнерство, в которое вступают работники системы образования, контактируя с представителями иных сфер общественного воспроизводства;
  • партнерство, которое инициирует система образования как особая сфера социальной жизни, делающая вклад в становление гражданского общества .

Последние исследования, проведенные ОЭСР, Всемирным банком, Европейским центром профессиональной подготовки и Европейским Фондом Образования, подтверждают ведущую роль профессиональной ориентации в реализации трех главных направлений государственной политики, связанных с:

  • реализацией целей непрерывного образования, основанного на научных знаниях и инновациях в условиях экономической глобализации: предоставление необходимых знаний и навыков для соответствия требованиям общества и обеспечение взаимосвязи между образованием, профессиональной подготовкой и миром труда;
  • развитием рынка труда: сокращение дисбаланса между спросом и предложением на рынке труда, решение проблемы безработицы и обеспечение мобильности рабочей силы.
  • воплощением в жизнь идей социального равенства и активного участия в общественной жизни: реинтеграция социально уязвимых групп населения в сферу образования, профессиональной подготовки и трудовой занятости.

Идея социального партнерства в сфере образования

Социальное партнерство в любой из сфер жизни основано на добровольном и взаимовыгодном сотрудничестве, направленном на достижение его участниками каких-то общих социальных целей. Его правила для взаимодействия по вопросам трудовых отношений законодательно в достаточной степени очерчены (раздел II ТК РФ) и относятся к взаимоотношениям «работники — работодатель» с возможностью участия в них государственных органов.

О том, как государство участвует в партнерстве, регулируемом ТК РФ, читайте в статье «Положение о стимулирующих выплатах с критериями эффективности».

Социальное партнерство в сфере образования, в основе своей имеющее ту же идею (добровольное взаимовыгодное сотрудничество для решения общих задач), не имеет подобной законодательной базы и, хотя базируется на сходных принципах взаимодействия сторон, использует только те из них, которые являются достаточными для достижения поставленных целей:

  • равноправие участников;
  • взаимное уважение;
  • заинтересованность в результатах;
  • свобода обсуждения интересующих вопросов;
  • добровольность принятия на себя обязательств;
  • ответственность.

Состав партнеров в сфере образования формируется в зависимости от уровня образовательного учреждения и задач, подлежащих решению, и поэтому не может быть однозначно регламентирован. Всегда в нем задействованы учебное заведение и сам обучающийся, на уровне ДОУ и школы в этот круг обычно входят также родители учащегося. Более высокий уровень образовательного учреждения определяет и более широкий круг лиц, заинтересованных в социальном сотрудничестве с ним. С повышением уровня могут смещаться акценты в вопросах определения инициатора партнерства:

  • в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) им обычно становится само учреждение;
  • во взаимоотношениях со школой, являющейся промежуточной ступенью между ДОУ и учебным заведением, дающим профессиональное образование, им может выступать как школа, так и оба граничащих с ней образовательных учреждения;
  • в партнерских отношениях с учреждением профессионального образования появляется заинтересованность у государственных органов, работодателей, службы занятости, школ, и они могут стать их инициатором.

Задачи социального партнерства в образовании

Для любого из образовательных учреждений основной задачей социального партнерства будет повышение качества и эффективности образования, т. е. улучшение тех показателей деятельности, ради которых они и создавались. Однако на каждом из уровней образовательного процесса приоритетным окажется свой круг задач, решаемых социальным партнерством в сфере образования:

  • в ДОУ основное внимание уделяется вопросам адаптации ребенка в коллективе, развитию способностей к коммуникации, пробуждению любознательности, выявлению особых способностей;
  • школа дает учащемуся базовые знания, необходимые для дальнейшего профессионального обучения, помогает в профориентации, развивает кругозор, способности к общению, организации, самоорганизации, руководству, творчеству;
  • учреждения профессионального образования готовят будущих работников, владеющих необходимыми знаниями и начальным опытом в соответствующих профессиях, которые будут востребованы на рынке труда.

Между этими уровнями существует достаточно тесное взаимодействие, благодаря которому осуществляется менее болезненный и более целенаправленный переход обучающихся от одного уровня к другому. Учебные заведения профессионального образования, кроме того, в определенной степени заинтересованы в дальнейшем трудоустройстве своих выпускников, т. к. от этого зависит дальнейшая востребованность получаемых профессий и требования к степени подготовленности специалистов.

На современном этапе согласованные партнерские взаимоотношения между школой и учреждениями профессионального образования, с одной стороны, государственными органами, работодателями и иными заинтересованными в специалистах партнерами, с другой стороны, позволяют на базе владения актуальной информацией о потребности в профессиональных кадрах оперативно решать такие вопросы, как:

  • переориентация на подготовку лиц более востребованных профессий;
  • изменение требований к уровню профессиональных знаний, позволяющих поднять качество подготовки специалистов и степень их конкурентоспособности;
  • развитие в будущих работниках определенных моральных и деловых качеств, обусловливающих их ответственное отношение к работе и успешное выполнение своих функций.

Виды социального партнерства в сфере образования

Партнерство в образовании может принимать самые различные формы. Круг их, очевидно, окажется шире, чем при партнерстве в сфере труда, поскольку не только ничем не ограничивается, но и приводит к появлению новых эффективных форм.

Основу видов взаимодействия между партнерами составит обмен информацией (прогнозной или актуальной), позволяющей управлять процессом образования. На уровне ДОУ и школы партнерство чаще всего приобретает характер сотрудничества, не оформляемого договорными отношениями, в то время как в социальном взаимодействии с учреждением профессионального образования договор (соглашение) становится наиболее важной формой взаимоотношений. Договорные отношения могут иметь место в сфере:

  • целенаправленного перехода обучающихся из ДОУ в определенные школы, из школ — в определенные учреждения профессионального образования, из заведения профессиональной подготовки — к определенному работодателю;
  • подготовки необходимых специалистов с устойчивыми практическими навыками, приобретенными ими еще в процессе обучения за счет курирования этого процесса конкретными работодателями.

Достаточно существенной при партнерстве в образовании оказывается роль государственных органов, выполняющих функции по сбору, систематизации данных по регионам, анализу и прогнозированию ситуаций по развитию экономики и востребованности специалистов, принятию необходимых для регулирования положения законодательных актов.

Социальное партнерство в школе

В школе социальное партнерство становится важным в таких аспектах, как:

  • развитие навыков общения и адаптации в коллективе;
  • гражданско-патриотическое воспитание;
  • сохранение и укрепление здоровья;
  • получение знаний, дополняющих школьную программу;
  • знакомство с профессиями и местами работы родителей;
  • помощь в трудоустройстве на время школьных каникул;
  • сотрудничество с ДОУ по подготовке детей к поступлению в школу и с учебными заведениями профессиональной направленности в части профориентации.

На этом уровне партнерство никогда не ограничивается внутренними мероприятиями учебного заведения и часто выносится за пределы школы либо путем проведения мероприятий вне ее (олимпиады, соревнования, поездки, походы, лекции), либо за счет привлечения к работе на территории школы сторонних лиц и организаций (постановка спектаклей, усиленное изучение иностранного языка, специальные курсы лекций).

О том, как участие в социальном партнерстве может отразиться на зарплатах учителей и воспитателей ДОУ, читайте в материале «Критерии для стимулирующих выплат учителям в 2016 году».

Социальное партнерство в учреждениях профессионального образования

Эти учреждения в части соответствия потребностям учащихся и работодателей наиболее подвержены влиянию изменений, возникающих на рынке труда, что заставляет их оперативно реагировать на эти изменения, т. е. приводит к необходимости постоянного самосовершенствования.

Информация об изменениях базируется:

  • на прогнозных данных о востребованности определенных профессий и перспективных планах развития территорий, получаемых от государственных органов;
  • запросах работодателей;
  • текущих данных службы занятости;
  • запросах обучающихся на определенные профессии.

Оптимальность соотношения состояния рынка труда и возможности трудоустройства на нем вновь подготовленных специалистов определяет своевременный и тщательный анализ выявленных тенденций. Отсутствие такого анализа при ориентации только на запросы учащихся в отношении будущих профессий может создать ситуацию, при которой выпущенные специалисты окажутся невостребованными, а рынок труда будет иметь незаполненные вакансии по другим специальностям. Поэтому именно на этом уровне особую важность приобретает роль государства в создании гибкой системы образования и в управлении ей.

Социальное партнерство здесь может иметь место в таких формах, как:

  • разработка учебных программ и квалификационных требований к специалистам;
  • проведение производственных практик на определенных предприятиях;
  • мониторинг рынка труда;
  • проведение переподготовки специалистов по согласованным программам;
  • стажировка преподавателей на предприятиях-партнерах;
  • создание совместных консультационных органов;
  • реализация совместных проектов;
  • привлечение средств партнеров к финансированию реформирования процесса обучения;
  • государственные дотации или налоговые льготы для предприятий, участвующих в процессе подготовки специалистов.

Итоги

Социальное партнерство в образовании осуществляется по своим особым правилам, позволяющим привлечь к нему достаточно широкий круг лиц. С повышением уровня, на котором возникает партнерство, возрастает доля участия в нем сторонних организаций и государственных органов.

Программа взаимодействия с социальными партнерами

ОГБОУ «Школа № 10»

Пояснительная записка

Социальное партнерство объявлено одним из стратегических направлений модернизации российского образования.

Социальное партнерство – особый тип совместной деятельности между субъектами образовательного процесса, характеризующийся доверием, общими целями и ценностями, добровольностью и долговременностью отношений, а также признанием взаимной ответственности сторон за результат их сотрудничества и развития.

Для эффективного социального партнерства необходимо выполнить ряд условий:

  1. Осознание значимости решения возникшей проблемы, возможности ее решения только совместными усилиями.
  2. Осознание выгоды и привлекательности социального партнерства для всех субъектов школьной образовательной среды.
  3. Предоставление возможности всем субъектам образовательного процесса осуществлять деятельность в условиях социального партнерства, руководствуясь следующими принципами:
  • добровольности – предполагает право добровольного и демократичного включения в процесс социального партнерства, и в случае необходимости, выхода из реализуемого проекта;
  • кооперативности – предполагает равноправную включенность субъектов в совместную деятельность по реализации предполагаемого проекта;
  • самостоятельности и ответственности в принятии решений;
  • самодеятельности – выражается в формуле «С+С+С+С=У» (сами планируем, сами готовим, сами проводим и сами анализируем, равняется успеху);
  • сотворчества – реализуется в совместном творчестве всех субъектов партнерской деятельности;
  • открытости, так как социальное партнерство предполагает наличие открытой системы и предоставления возможности расширять круг заинтересованных в проекте лиц;
  • гуманистической направленности, то есть принятие субъектов партнерства с учетом их индивидуальных особенностей;
  • толерантности – предполагает высокую степень терпимости и принятия национальных, культурных, социальных и иных особенностей социальных партнеров;
  • общественной значимости – деятельность в условиях социального партнерства должна иметь значимость не только для конкретных исполнителей, но и для других микро- и макрогрупп (класса, школы, микрорайона, города и т.д.).

В построении партнерских отношений в школьной образовательной среде наша школа выделила 3 этапа:

  • определение общих целей, ценностей и ресурсов (итог – желание партнеров к осуществлению совместной деятельности);
  • совместная деятельность (итог – умение партнеров участвовать в совместной деятельности, то есть их определенная компетентность, основанная на доверии к образовательному учреждению);
  • собственно партнерство в школьной образовательной среде.

Основные виды совместной деятельности

Деятельность

«Продукт»

Обсуждение стратегии и тактики образовательного процесса

Модели, концепции, ресурсы

Проектирование образовательного процесса

Образовательные программы

Реализация образовательного процесса

Творческие дела, конкурсы, соревнования, олимпиады и др.

Взаимоподдержка

Психологический комфорт партнеров

Для нас социальное партнерство – это сотрудничество школы, различных общественных институтов и структур, местного сообщества ради достижения общественно значимого результата. Расширяя круг социальных партнёров, мы ориентируемся на общность форм, видов и содержание деятельности; на совпадение интересов в образовательной политике и ее результатов.

Цель: сформировать мировоззрение, четкую жизненную позицию, социальный интеллект школьника.

Задача: развитие общественного участия в управлении процесса образования через реализацию приоритетных направлений развития;

Планируемый результат:

  • повышение качества образования;
  • обеспечение доступности качественного общего образования;
  • повышение инвестиционной привлекательности сферы образования;
  • формирование эффективного рынка образовательных услуг.

Расширяя круг социальных партнёров, мы ориентируемся на общность форм, видов и содержание деятельности; на совпадение интересов в образовательной политике и ее результатов.

Механизмы взаимодействия:

  • исследовательская деятельность;
  • проектная деятельность (социальные, межпредметные и предметные проекты);
  • социально значимые акции.

Основные направления работы:

  • совместная (коллективная) деятельность;
  • сотрудничество школы и социума на взаимовыгодных условиях;
  • формирование активной жизненной позиции.

Основная часть

В целях повышения эффективности воспитательного процесса организовано взаимодействие школы с учреждениями образовательной, культурной, профилактической направленности. Социальное партнерство мотивирует его участников на совершенствование качества образования.

Взаимодействие ОГБОУ «Школа №10» с социальными партнерами

Социальные партнеры

Совместная деятельность

1

Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище им. генерала В.Ф. Маргелова

Патриотическое воспитание (работа инклюзивного военно-патриотического клуба «Десантное братство», реализация проекта «Честь имею» — уроки мужества, концерты группы «Контакт», совместные мероприятия из цикла «Я служу России»)

2

Управление Федеральной службы судебных приставов по Рязанской области Патриотическое воспитание (работа инклюзивного военно-патриотического клуба «Десантное братство»)

3

Академия ФСИН России Патриотическое воспитание (работа инклюзивного военно-патриотического клуба «Десантное братство»)

4

137 Гвардейского парашютно-десантный Рязанский ордена Красной Звезды полк Патриотическое воспитание (работа инклюзивного военно-патриотического клуба «Десантное братство»)

5

Рязанский городской совет ветеранов Патриотическое воспитание (встречи с ветеранами «Они сражались за Родину», общешкольная акция «Поздравь ветерана»)

6

Рязанский филиал Московского университета МВД РФ; Академия ФСИН России; КДН Правовое воспитание (часы общения из цикла «Права и обязанности», деловые игры, профилактические беседы)

7

Рязанский союз профессиональных литераторов Исследовательская деятельность (реализация проекта «Творчество современных рязанских поэтов как средство духовно-нравственного и патриотического воспитания» -встречи с поэтами и писателями, участие в творческих вечерах)

8

Государственное бюджетное учреждение Рязанской области «Детский санаторно-оздоровительный Центр «Колос»

Проведение семинаров по патриотическому воспитанию

9

Музей истории ВДВ

Музей истории молодёжного движения

Рязанский государственный областной художественный музей им. И.П. Пожалостина

Музейные уроки

10

Общественная организация «Экологический Рязанский Альянс» Социальные акции

11

Благотворительный фонд «ПроДетство»

Реализация программы «Образование для всех»; проект «Мир профессий»; участие школьников в социальных акциях фонда; экскурсии; развитие материально-технической базы школы

12

Рязанский областной клинический наркологический диспансер; «Центр психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям и подросткам»

Совместная реализация программы «Здоровье на 5»; тематические лектории, встречи с медицинскими специалистами

13

«Рязанский городской Дворец детского творчества»

Проведение уроков физкультуры в бассейне

14

Детская музыкальная школа №1

Организация концертных программ, мастер-классов для учащихся школы

15

Рязанский мноопрофильный колледж; Межшкольный учебный комбинат

Профориентационная деятельность (на базе данных учебных заведений учащиеся 8-10 кл. получают образование по выбранным специальностям)

16

Рязанская областная детская библиотека

Библиотечные уроки

17

РГУ им. С. А. Есенина

Школа является базой для прохождения педагогической практики студентов

Самым значимым партнером являются родители, являющиеся активными участниками образовательного процесса: им делегированы полномочия в управлении школой – совет школы, родительский комитет, попечительский совет; они включены в состав инициативной группы, разрабатывающей Программу развития школы, модели самоуправления школьников, являются непосредственными организаторами и участниками экскурсий, поездок, школьных праздников, спортивных соревнований, диспутов и т.п.

Таким образом, социальное партнерство проявляет себя в школе в обмене опытом, в совместной реализации образовательных проектов и социальных инициатив, в сохранении традиций, в совершенствовании образовательной среды школы. Такая деятельность расширяет круг общения всех участников образовательного процесса, позволяет учащимся получить социальный опыт и способствует формированию их мировоззрения.

Доклад «Социальное партнерство, как ресурс для развития субъектности обучающихся в условиях современной школы»

Слайд № 1

Социальное партнерство, как ресурс для развития субъектности обучающихся в условиях современной школы.

Заместитель директор по ВР

Конырева Оксана Александровна

МОУ СОШ № 29

Разумные существа

устроены для некоего

единого сотрудничества

Марк Аврелий

( 121 — 180)

римский император, философ

Слайд № 2

На сегодняшний день связь между современным, качественным образованием и перспективой построения гражданского общества, эффективной экономики и безопасного государства очевидна. Для страны, которая ориентируется на инновационный путь развития, жизненно важно дать системе образования стимул к движению вперед. Это – первоочередная задача приоритетного национального проекта «Образование».

В Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» говорится: новая школа — это центр взаимодействия как с родителями и местным сообществом, так и с учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, другими организациями социальной сферы. Школы как центры досуга будут открыты в будние и воскресные дни, а школьные праздники, концерты, спектакли, спортивные мероприятия будут местом семейного отдыха.

Миссия школы:

Формирование у учащихся мировоззрения, представления о мире как целостной системе взаимосвязанных отношений, действий и поступков.

Формирование четкой жизненной позиции и социального интеллекта.

Определений социального интеллекта несколько. Мы принимаем следующее: социальный интеллект – это способность уживаться с другими людьми; способность иметь дело с другими, иметь знания о людях, умение входить в их положение, ставить себя на их место; способность правильно и критически оценивать настроение, мотивацию поступков других людей. Эти способности необходимы для межличностного взаимодействия и успешной социальной адаптации.

Сформировать мировоззрение, четкую жизненную позицию, социальный интеллект в одиночку невозможно. Поэтому для решения данной проблемы в первую очередь считаем необходимым и важным развивать социальное партнерство.

Слайд № 3

Что означает словосочетание «социальное партнерство»?

«Социальное» — значит общественное, относящееся к жизни людей и их отношениям в обществе.

«Партнер» (от французского слова партия) – участник совместной деятельности. Следовательно, смысловое значение словосочетания «социальное партнерство» — это совместная деятельность, направленная на согласование интересов и решение проблем.

Социальное партнерство для нас – это сотрудничество школы, власти, различных общественных институтов и структур, местного сообщества ради достижения общественно значимого результата. Расширяя круг социальных партнёров, мы ориентируемся на общность форм, видов и содержание деятельности; на совпадение интересов.

Слайд № 4

Школа работает над созданием модели эффективного взаимодействия: «Школа – местное сообщество».

Педагогический коллектив школы № 29 строит тесные отношения со всеми субъектами микросоциума, включая обучающихся, их семьи, социальных партнеров:

  • Рыбинский историко-архитектурный музей — посещение выставок, организация экскурсии

  • Рыбинский драматический театр — коллективное посещений театра, реализация программы «Школа плюс театр»

  • РГАТА- договорное сотрудничество с педагогами кафедры инженерной графики, где учащиеся старшей ступени изучают технологию и информатику

  • УПК — профессиональное обучение старшеклассников, осуществление дополнительного образования специалистами УПК на базе школы

Слайд № 5

  • музей пожарного дела ПЧ №8- проведение ежегодных экскурсий

  • музей ГО и ЧС – экскурсии, совместные занятия по ОБЖ

  • Центральная детская библиотека № 10- проведение совместных праздников, традиционные библиотечные уроки

  • Библиотека им. М.Лермонтова – проведение библиотечных уроков

  • Детский центр развития ребенка № 106 – педагогическое сотрудничество, в т.ч. в рамках реализации инновационной площадки

  • Детский сад № 49- проведение совместных мероприятий

  • ДЭЦ — участие в интеллектуально-познавательных играх, конкурсах

  • ЦДТ «Солнечный»- участие в городских развивающих программах, конкурсах

  • СДЮШОР № 3 – работа по физической подготовке тренерами спортивных школ

  • с/к Метеор— совместная деятельность в рамках программы «Твой путь к здоровью»

  • ГУ ЯО Рыбинский СРЦ «Наставник», центр «Свеча»- договорное пространство, психолого –педагогическое сопровождение детей группы риска , а также семей, находящихся в трудной жизненной ситуации

  • Социальное агентство молодежи – реализация социальных программ, организация летней трудовой деятельности учащихся

  • с/а «Молодые таланты»- получение дополнительных услуг в рамках образовательных дисциплин обучающимися 10,11 классов, работа над проектами, участие в конкурсах

  • ОДН УВД — партнерское сотрудничество по работе с детьми отклоняющегося и девиантного поведения

  • КДН и ЗП — работа с трудными детьми и трудными семьями

  • Рыбинский наркологический диспансер- проведение совместных профилактических мероприятий по употреблению ПАВ, здоровьесбережению

  • НПО «Сатурн»- экскурсии, работа обучающихся в летний период

  • Депутат Рыбинского Муниципального Совета Сахарова И.В. — двустороннее сотрудничество;

  • ОАО «Русская механика»- организация, осуществляющая шефскую помощь школе

Сфера взаимодействия школы с социальными партнерами не только с каждым годом успешно расширяется, приобретая новые направления сотрудничества, реализуя совместные программы и проекты является ресурсом для развития субъектности обучающихся.

Яркими сферами нашего социального партнерства являются:

Слайд № 6

  • Сотрудничество школы с РГАТУ, которая является социальным партнером школы с 1993 года. Преподаватели РГАТУ обучают наших школьников 10-11 классов «Информатику и ИКТ», «Программирование», обучающиеся успешно проходят профилизацию, адаптируются к условиям обучения в вузе.

Слайд № 7

  • Театральная педагогика

Театральное образование в этом аспекте помогает разрешать многие из поставленных новым подходом задач, становясь важной составляющей воспитательной работы. Театр как синтетическое искусство воспитывает логическое мышление, воображение, фантазию, коммуникативные способности, речевую культуру, заставляет, занимается самопознанием, овладевать собственным телом, речью, умением работать в коллективе и внимательно относиться к окружающим. Дети получают дополнительный стимул к саморазвитию, вырабатывают уверенность в себе, лидерские и организаторские качества, тренируют силу воли, умение держаться на публике. Большая часть детей, выбравших это направление – гиперактивные дети, для которых неумение управлять собственными эмоциями и направлять свою энергию в нужное русло становится проблемой в учебном процессе. Поэтому театральное направление, выполняющее воспитательную и организующую функцию для таких детей особенно необходимо, так как в процессе социализации происходит становления личности, ее обучение, воспитание и усвоение социальных норм, ценностей, установок, образцов поведения, присущих современному обществу.

С 2008 года при всесторонней поддержке творческого коллектива Рыбинского Драматического Театра в средней общеобразовательной школе №29 успешно возрождаются традиции отечественной театральной педагогики. Высокий уровень профессионального мастерства, незаурядный педагогический талант, личная заинтересованность актрисы театра, педагога дополнительного образования Сельчихиной М.М. позволили создать в школе для творчески одаренных (и не только) детей, интересующихся театральным искусством, уникальную образовательную нишу – системообразующий курс «Школа плюс Театр». Основной целью этого курса стала интеграция основного и дополнительного образования для всестороннего развития личности школьника, пропаганды театрального искусства, содействия формированию и развитию просвещенной зрительской аудитории, обладающей знаниями для грамотного восприятия сценического искусства.

Структура курса представляет собою смодулированные программы основного и дополнительного образования. Групповые занятия, курсы по выбору, элективные учебные предметы, индивидуальные занятия по исследовательской деятельности – это все модули основного образования, посещая которые уже с пятого класса, ребенок учится лучше понимать окружающий мир во всех его проявлениях, как светлых, так и темных, грамотно выбирать приоритеты, ставить перед собою конкретные цели и задачи, правильно распределять свое время, получает возможность окунуться в мир поэзии, прозы и драматургии, прикоснуться к мудрости, которую в словах, мазках, нотах оставили нам предыдущие поколения.

Слайд № 8

Особое место в системе курса занимает школа – студия «Образы», учащиеся которой в течение четырех лет постигают азы актерской грамоты. Первый год – это тренинги, направленные на раскрепощение, развитие внимания, памяти, воображения, преодоление страха выступления перед публикой; репетиции вхождения в творческое состояние. В течение второго года обучения ребята занимаются импровизацией в предлагаемых обстоятельствах, разработкой и вхождением в новый имидж, постановкой речи (тембр голоса, дыхание, звучание), учатся взаимодействовать с партнером и ощущать пространство. Умение работать в творческом ансамбле, владеть сценическим действием и сценической речью, знание процессов подготовки и сама подготовка профессионального спектакля, развитие авторского направления – это основные ориентиры третий – четвертый года обучения актерской грамоте в школе – студии «Образы».

После окончания основного курса обучения актерской грамоте выпускники получают свидетельства. Есть мнение, что в театральных студиях надо заниматься только тем, кто мечтает связать свою жизнь с актерской профессией. Это не совсем так. Для многих ребят актерская школа – это всестороннее развитие, умение владеть своим голосом, речью, телом, возможность научиться быть обаятельным, веселым, смешным и забавным, нравится с первого взгляда, а главное знать про себя, что ты – лучший. А ребята, которые планируют связать свою профессиональную карьеру с театром, уже сейчас в составе экспериментальной группы «Дебют» участвуют в репертуарных спектаклях на сцене РДТ. Настоящим «звездным часом» для юных актеров стало участие в ежегодном фестивале театров малых городов России, на котором 4 июня 2011 года был показан спектакль «Фронтовичка» (режиссер И. Ротенберг). Целенаправленное продвижение идей театральной педагогики в образовательный процесс школы дает положительные результаты:

— В школе созданы условия для становления и развития субъектности творчески одаренных детей, интересующихся театральным искусством (проводятся групповые занятия пропедевтического характера в 5-х классах, курсы по выбору в рамках ППП, элективные учебные предметы, индивидуальные занятия по исследовательской деятельности; школа – студия «Образы» способствует повышению самооценки обучающихся, дает возможность для творческой самоореализации и профессионального самоопределения).

— Совершенствуется технологичность образовательного процесса. Занятия проводятся с использованием тренинговых и репетиционных технологий, мастер – классов, имитационных игр и др.

— Для обучающихся школы – студии «Образы» разработана система оценки образовательных результатов за каждый курс (открытые уроки, зачеты, семинары, экзамены, курсовые и дипломные спектакли), обучающиеся, успешно завершившие четырехлетнее обучение, получают свидетельство об окончании школы – студии «Образы».

Слайд № 9

— Благодаря системно – программному подходу к инновационной деятельности, реализуется главная идея социального партнерства – взаимовыгодное сотрудничество.

Театр – школе: профессиональное сопровождение программы. Школа – театру: экспериментальная студия «Дебют», участники которой задействованы в репертуарных спектаклях РДТ: «Квадратура круга», «Маленький принц», «В день свадьбы», «Фронтовичка».

— Инновационные подходы к реализации программы «Школа плюс Театр» создают условия для адаптации старшеклассников к условиям поступления и обучения в театральных вузах.

— Средства массовой информации, освещая деятельность школы по театральной педагогике (радиопередача, телерепортаж, заметки в прессе), способствуют формированию привлекательного имиджа школы в образовательном пространстве.

Слайд № 10

  • Программа «Юный полицейский России»

Данная программа была разработана и вступила в действие с сентября 2011 года, с целью совершенствования нравственного воспитания, повышения правосознания детей и подростков, воспитания чувства патриотизма, создания условий для выбора профессии сотрудника МВД.

Основным направлением работы отряда является правоохранительная деятельность, оказание помощи инспектору по делам несовершеннолетних в поддержании общественного порядка в школе, профилактика безопасности и правонарушений среди учащихся, правовое воспитание подростков, подготовка их к работе в правоохранительных органах.

В рамках взаимодействия с сотрудниками УВД, ОМОН школа:

— Создает условия для изучения основ законодательства РФ (встречи с сотрудниками, работа клуба «Правовед»)

— Формирует активную жизненную позицию законопослушного гражданина РФ

— Укрепляет физическое и духовное здоровье обучающихся

— Развивает самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. Организаторами работы с обучающимися являются старший инспектор ОДН ОУУП и ПДН Рыбинского МУ МВД России майор полиции Башмакова Татьяна Владимировна (стаж работы в органах внутренних дел с 01.04.2002), заместитель директора по воспитательной работе МОУ СОШ № 29 Конырева Оксана Александровна

Результатом взаимодействия стало:

— создание нормативно-правовой базы (приказы, положения, планы, Устав)

— участие в следующих мероприятиях:

областных:

в период с 01 по 03.11.2011 на базе учебного центра УМВД России по Ярославской слет отрядов правоохранительной направленности «Юный полицейский России». Отряд СОШ № 29 занял первое место в конкурсе изготовления боевого листка,

10.11.2011 г. отряд СОШ № 29 принял участие в проведении парада, посвященного празднованию Дня сотрудника МВД в г. Ярославле,

20.01.2012 г. отряд отправился в Центр лыжного спорта «Дёмино», для помощи в организации областных соревнований по лыжному спорту среди сотрудников полиции,

23.01.2012 г. участие в конкурсе мультимедийных проектов «Юный полицейский России».

городских:

06.02.2012г. участие в конкурсе рисунков антинаркотической направленности,

20.02.2012 г. участие в конкурсе рисунков «Полицейский в школе».

внутришкольных:

сентябрь:

— формирование отряда, выборы штаба, изучение устава, распределение обязанностей.

— оформление уголка «Отряд в действии».

-тематический классный час по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних.

октябрь:

— строевая подготовка, знакомство с деятельностью и спецификой работы отряда особого назначения г. Рыбинска(ОМОН)

— медицинская помощь

декабрь:

-09.12.2011 на базе СОШ № 29 проведено торжественное мероприятие с участием отряда посвященное Дню Героев России.

-встреча с ветеранами органов внутренних дел, знакомство с историей создания полиции.

Перспективы развития на ближайший период:

— экскурсия на Карякинскую, 49, для изучения особенностей работы подразделений Рыбинского МУ МВД России;

— торжественные мероприятия, посвященные 23 февраля с участием сотрудников отряда особого назначения г. Рыбинска;

— апрель: участие в фестивале музыкального творчества воспитанников отрядов

— май: участие в параде посвященном Дню Победы в г. Рыбинске.

На данное время результатом деятельности стали: повышение успеваемости членов отряда, яркие проявления среди обучающихся активной жизненной позиции, правовое воспитание подростков.

Слайд № 11

  • Семейные праздники микрорайона «Веретье»

С целью оказания действенной помощи семье по воспитанию гармонически развитой личности, способной адаптироваться к изменяющимся условиям жизни общества, установления отношений доверия и сотрудничества между семьей и образовательным учреждением совместно с депутатом городского совета Сахаровой И.В., активом местного самоуправления была создана программа «Семейные праздники», которая нацелена на создание условий для сотрудничества детей и взрослых.

Совместный отдых восторженно принимается детьми и их родителями. Партнерский характер отношений сближает взрослых и детей, делает их союзниками в творческой работе.

С марта 2010 года на школьной территории ежегодно для всех жителей микрорайона проходят спортивные, праздничные программы: «Праздник района Веретье», «День семьи», «Новогодний хоровод», «Масленица».

Слайд № 12

При поддержке и помощи депутата Сахаровой И.В. развивается и благоустраивается пришкольная территория (зимой 2011 года торжественно открыт каток, а осенью 2011 – баскетбольная и волейбольная спортивные площадки).

Считаем, что главный итог взаимодействия этой цепочки «Ребенок-семья-педагог» заключается в конечном результате.

Слайд № 13

  • Интеграция дошкольного и школьного образования

Школа и центр развития ребенка — детский сад №106 осуществляют взаимодействие в форме Детской Академии, в режиме взаимообмена в рамках физкультурно – оздоровительной, театрально – игровой, изобразительной деятельности.

Взаимодействия происходит в трех направлениях:

I. досуговая деятельность: организация и проведение занятий с воспитанниками и обучающимися (с воспитанниками детского сада на базе школы секция баскетбола «Веселый мяч», с обучающимися — на базе сада в рамках внеурочной деятельности «Радуга» (изо –деятельности) , «Цветик – семицветик» (татр. – игров.).

II. методическая работа: проведение совместных семинаров, круглых столов, мастер – классов, дней открытых дверей.

III. мониторинг: совместное проведение мониторинга результатов, проведение диагностических мероприятий.

Данное сотрудничество позволяет нам решать проблемы преемственности в системе «детский сад – школа». Учителя школы имеют возможность ближе познакомиться с формами работы, которые используются в детском саду, узнать основные требования «Программы» по которой работает ДОУ, увидеть своих будущих первоклассников в привычной для них обстановке. А воспитатели детского сада лучше познакомиться с «программами» для детей 1 класса, узнать основные направления работы учителей начальных классов, увидеть своих выпускников на уроках в школе

Результаты мы видим в следующем:

— осуществление преемственности между дошкольным и школьным

образованием (т.к. воспитанники д/с знакомы со школой, педагогами процесс адаптации происходит значительно лучше. В 2010-2011г процент дезадаптантов снизился до 2% от общего числа первоклассников. В 2011-2010 уч.г. все первоклассники прошли успешно школьную адаптацию)

— обеспечение естественности перехода из детского сада в школу

— углубление интереса к жизни в школе

— повышение уровня методической грамотности воспитателей и учителей, взаимообогащение пед.опыта

— обеспечение единства воспитательного влияния школы и семьи, помощь семьи в новой ситуации, возникающей при поступлении ребенка в школу

Возможные риски данных проектов:

— смена социального заказа

— разрыв отношений

— низкий уровень материально-технической базы

— педагогическое выгорание

Еще Юлий Цезарь сказал: «Никто не может добиться успеха и удержаться на его гребне без дружеского участия».

Слайд № 14

Социальное партнерство следует рассматривать как способ построения гражданского общества. Взаимовыгодного результативного партнерства заинтересованных сторон.

При этом указанная деятельность может осуществляться как перманентно, так и в рамках ситуативных, специально планируемых акций.

Таким образом, социальное партнерство проявляет себя в школе в обмене опытом, в совместной реализации образовательных проектов и социальных инициатив, в сохранении традиций, в совершенствовании образовательной среды школы. Такая деятельность расширяет круг общения всех участников образовательного процесса, позволяет учащимся получить социальный опыт и способствует формированию их мировоззрения.

Благодаря расширению социальных партнеров нам удаётся решать приоритетные задачи образовательной сферы: повышение качества образования, формирования социального интеллекта и субъектности школьника.

Дайте детству созреть в детстве.

Руссо Ж.-Ж