Ответственность за нецелевое использование земельного участка
Содержание
- КоАП РФ Статья 8.8. Использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению
- Закон о бюджетных учреждениях
- Нормы законодательства о бюджетных учреждениях
- Нюансы законодательной базы (отдельных положений)
- Предприятия и учреждения как субъекты административного права
- Понятие и виды предприятий, учреждений и иных субъектов административного права
- Основы административно-правового положения предприятий, учреждений и иных хозяйственных субъектов
КоАП РФ Статья 8.8. Использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению
Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 27.12.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.01.2019) (в ред. Федерального закона от 08.03.2015 N 46-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 1. Использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 2.1 и 3 настоящей статьи, — (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 354-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 0,5 до 1 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее десяти тысяч рублей; на должностных лиц — от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей. 2. Неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которого регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в течение срока, установленного указанным Федеральным законом, за исключением случая, предусмотренного частью 2.1 настоящей статьи, — (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 354-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 0,3 до 0,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее трех тысяч рублей; на должностных лиц — от 0,5 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от 2 до 10 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двухсот тысяч рублей. 2.1. Неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которого регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», по целевому назначению в течение одного года с момента возникновения права собственности, если такой земельный участок приобретен по результатам публичных торгов на основании решения суда о его изъятии в связи с неиспользованием по целевому назначению или использованием с нарушением законодательства Российской Федерации и (или) если в отношении земельного участка у уполномоченного органа исполнительной власти по осуществлению государственного земельного надзора имеются сведения о его неиспользовании по целевому назначению или использовании с нарушением законодательства Российской Федерации в течение срока, указанного в пункте 3 статьи 6 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», — влечет наложение административного штрафа на граждан и индивидуальных предпринимателей в размере от 0,1 до 0,3 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двух тысяч рублей; на юридических лиц — от 1 до 6 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей. (часть 2.1 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 354-ФЗ) 3. Неиспользование земельного участка, предназначенного для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях в случае, если обязанность по использованию такого земельного участка в течение установленного срока предусмотрена федеральным законом, — влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на должностных лиц — от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от 3 до 5 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее четырехсот тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей. 4. Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей. Открыть полный текст документа
Ст. 8.8 КоАП РФ. Использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению
Закон о бюджетных учреждениях
Федеральный закон Российской Федерации от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» определяет все позиции деятельности бюджетных учреждений. Нужно сразу же сказать, что государственные и муниципальные учреждения разделены на казенные, а также бюджетные. И именно данное законодательство определяет все особенности деятельности бюджетных учреждений.
Нормы законодательства о бюджетных учреждениях
- Законодательство определяет, что бюджетное учреждение вправе выполнять определенные работы, а также оказывать определенные услуги, которые относятся к основным видам деятельности данной инстанции. То есть, другими словами, определяются возможности производить реализацию полномочий государственных инстанций, и местного самоуправления в сфере культуру, образования, здравоохранения, социальной защиты, занятости населения и пр. При этом, данные инстанции предоставляют перечисленные услугу за определенную плату и на одинаковых условиях. Обратим ваше внимание на то, что формирование платы устанавливается исключительно соответствующими органами;
- Законодатель также определил, что существует определенное финансовое обеспечение, которое производится и выполняется только бюджетными учреждениями. То есть, определяются особенности инвестирования в виде субсидий, причем из четко определенного бюджета. Таким образом, устанавливаются точные нормы, правила, а также особенности, которые имеют существенное значение посредством использования процесса рациональных субсидий;
- Нормы законодательства устанавливают особенности правового положения казенных учреждений, а также особенности ликвидации данных учреждений.
Нюансы законодательной базы (отдельных положений)
В соответствии с установленными нормами, формируется правовой статус учреждений данного характера, четко описываются особенности их деятельности, вносятся дополнения и изменения, которые позволяют всецело контролировать деятельность бюджетных учреждений. То есть, другими словами, речь идет о дополнениях законодательства, которые стали основой его сутью, и которые изначально определили самые важные аспекты. Кроме всего прочего, появились нормативы, которые способны регулировать действительность бюджетной системы, сферы государственных и муниципальных заказов, и процесса защиты конкуренции. Также, задета взаимосвязь деятельности бюджетных организаций с местным самоуправлением. Определены понятия архивного и музейного дела. Все изменения, о которых идет речь, вступили в законную силу с первого января 2011 года. Некоторые положения законодательства вступают в силу в другие сроки.
Закон о контрактной системе
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»…
Закон о бюджете
Федеральный закон от 03.12.2012 N 216-ФЗ (ред. от 02.12.2013) «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» определяет положения формирования, и…
Федеральный закон об электроэнергетике 35-ФЗ
Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об электроэнергетике» содержит в себе восемь глав и 47 статей. Именно данное законодательство предполагает…
Закон об энергоснабжении
Весьма важным моментом развития нашей страны является рациональное использование различных ресурсов, включая энергетические ресурсы. Правильное распределение данных ресурсов…
Предприятия и учреждения как субъекты административного права
Понятие и виды предприятий, учреждений и иных субъектов административного права
К числу субъектов административного права относятся предприятия, учреждения и иные некоммерческие организации, осуществляющие, соответственно, хозяйственные, управленческие, социально- культурные и иные функции, обеспечивающие материальные и духовные потребности людей, общества и государства.
Под предприятием понимается хозяйственная организация, образованная для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.
В зависимости от форм собственности предприятия подразделяются на государственные; муниципальные; находящиеся в собственности общественных объединений, иностранных государств, юридических и физических лиц, а также образованные на базе смешанных форм собственности.
По значению и видам собственности государственные предприятия подразделяются на федеральные предприятия и предприятия субъектов Федерации. Муниципальные предприятия, находящиеся в ведении местных органов самоуправления, имеют районное, городское, поселковое значение.
К негосударственным относятся частные (индивидуальные и семейные) предприятия, хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы и другие виды негосударственных предприятий.
По характеру (виду) выпускаемой продукции или оказанию услуг, т. е. по отраслевой специализации, предприятия подразделяются на промышленные (заводы, фабрики, шахты, комбинаты и др.); сельскохозяйственные (кооперативы, объединения, фермерские хозяйства и др.); строительные (строительно-монтажные управления, строительные кооперативы и др.); транспортные (железнодорожные станции, вагоноремонтные заводы, депо, пароходства, аэрокомпании и др.); связи (телеграфы, почтамты, узлы связи и др.); торговли (универмаги, универсамы, торговые базы и др.); жилищно-коммунальные (ремонтно-эксплутационные, энергосети, газоснабжения и др.).
Предприятия могут объединяться в концерны, союзы, ассоциации и другие объединения на договорной основе.
Учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая полностью или частично этим собственником.
К учреждениям, осуществляющим управленческие функции, относятся органы государственной власти (аппараты представительных органов, органы исполнительной власти — министерства, комитеты, управления, отделы и т. п., аппараты судебных органов, прокуратуры и др.). В данном случае речь идет об учреждениях такого вида, которые осуществляют социально-культурные и иные функции, не связанные с материальным производством.
Учреждения так же, как и предприятия, подразделяются на виды по разным основаниям:
по форме собственности (государственные, муниципальные, негосударственные, частные и др.);
по масштабу и значению своей деятельности (федеральные, субъектов Федерации, местные);
по характеру и сфере деятельности выделяются учреждения:
а) образования (школы, высшие учебные заведения и др.);
б) науки (научно-исследовательские институты, академии наук и др.)
в) культуры (театры, музеи, библиотеки и др.);
г) здравоохранения (больницы, поликлиники);
д) социальной защиты (интернаты и др.).
е) исполняющие уголовные наказания и т. д.
К иным некоммерческим организациям относятся потребительские кооперативы, фонды.
Потребительским кооперативом признается добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.
Фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учреждаемая гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.
Учреждения и иные некоммерческие организации могут добровольно объединяться в ассоциации (союзы), члены которых сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица. Их наименование должно содержать указание на основной предмет деятельности членов с включением слова «ассоциация» или «союз».
Основы административно-правового положения предприятий, учреждений и иных хозяйственных субъектов
Административно-правовой статус предприятий, учреждений, иных коммерческих и некоммерческих организаций определяется ГК РФ, федеральными законами, законами субъектов Федерации и иными нормативными актами (положениями, уставами и т. п.).
Предприятия, учреждения, иные коммерческие и некоммерческие организации являются субъектами административного права. Они вступают в административно-правовые отношения с органами исполнительной власти и иными субъектами административного права в связи с осуществлением своих функций.
Нормы права, определяющие административно-правовой статус предприятий, учреждений и иных некоммерческих организаций независимо от форм собственности, устанавливают:
- общий порядок их взаимоотношений с исполнительными органами государственной власти;
- порядок производства государственной регистрации юридических лиц и основания отказа в регистрации;
- общеобязательный порядок ведения и представления бухгалтерской и статистической отчетности государственным органам, не-обходимый для налогообложения и ведения общегосударственной экономической информации.
Предприятия, учреждения и иные некоммерческие организации обязаны соблюдать природоохранительное законодательство, правила безопасности на производстве, санитарно-гигиенические нор- мы и правила об охране здоровья работников предприятий и других организаций, законодательство о пожарной безопасности, антиалкогольное законодательство, налоговое законодательство, законодательство о качестве выпускаемой продукции и др.
Компетентные органы исполнительной власти осуществляют контроль (надзор) за соблюдением предприятиями и учреждениями законодательства. Они наделены правом применять к нарушителям меры административного принуждения, предусмотренные законодательством. В частности, могут приостановить работу предприятий и других организаций, привлекать к административной ответственности, налагать административные наказания.
Вместе с тем административно-правовой статус государственных и негосударственных предприятий и учреждений имеет особенности.
К особенностям административно-правового статуса государственных предприятий и учреждений относится прежде всего то, что они являются собственностью государства.
Следует отметить, что Правительством РФ в целях ускорения структурной перестройки экономики, повышения эффективности предприятий и иных коммерческих организаций своим постановлением от 9 сентября 1999 г. № 1024 утвердило Концепцию управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации.
Концепция определила основные цели, задачи и принципы государственной политики РФ в сфере управления государственным сектором экономики, под которым понимается совокупность общественных отношений, связанных с использованием государственного имущества, закрепленного за федеральными государственными унитарными предприятиями, основанными на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, государственными учреждениями, государственной казны РФ, а также имущественных прав РФ, вытекающих из ее участия в коммерческих организациях.
Концепция содержит два раздела. В первом из них рассмотрены цели, задачи, приоритеты и механизмы, направленные непосредственно на повышение эффективности управления государственным имуществом; во втором разделе — вопросы осуществления государственной политики в сфере приватизации государственного имущества.
Концепция позволила Правительству РФ предпринять определенные шаги по совершенствованию системы управления, прежде всего федеральными государственными унитарными предприятиями. В этих целях Правительство РФ принимает постановление от 6 декабря 1999 г. № 1348 «О федеральных государственных унитарных предприятиях, основанных на праве хозяйственного ведения».
Данным постановлением было предписано федеральным органам исполнительной власти провести анализ деятельности находящихся в их ведении предприятий и представить в Министерство имущественных отношений РФ обоснованные предложения: по реорганизации предприятий, включая их преобразование в открытые акционерные общества; созданию федеральных казенных предприятий; продаже предприятий как имущественных комплексов; ликвидации предприятий; сохранению предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения.
При принятии решения о закреплении в федеральной собственности акций акционерных обществ, образуемых при приватизации предприятий, необходимо было исходить из использования специального права на участие РФ в управлении этими обществами («золотой акции»).
Виды деятельности, осуществляемые предприятиями:
- добыча, переработка и сбыт нефти, природного газа и газового конденсата, угля; геология;
- функционирование трубопроводного транспорта;
- эксплуатация газового хозяйства;
- выработка и распределение электроэнергии;
- морской и речной транспорт, связь;
- строительство и эксплуатация объектов, предназначенных для эксплуатации национальной безопасности;
- разработка, производство и ремонт любых видов вооружения, военной и космической техники, боеприпасов;
- производство продуктов детского питания.
Процесс приватизации стал приобретать цивилизованные рамки в связи с принятием Федерального закона от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного имущества», который определил, что под приватизацией понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности РФ, субъектов Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и юридических лиц.
Рассмотрим полномочия Правительства РФ, органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления в сфере приватизации.
Для реализации единой государственной политики в сфере приватизации Правительство РФ осуществляет следующие функции:
- представляет Президенту РФ для утверждения предложения о формировании перечня стратегических предприятий и акционерных обществ, включающего в себя:
- федеральные государственные унитарные предприятия, осуществляющие производство продукции (работ, услуг), имеющей стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан РФ (далее: стратегические предприятия);
- открытые акционерные общества, акции которых находятся в федеральной собственности и участие РФ в управлении которыми обеспечивает стратегические интересы государства, обороноспособность и безопасность государства, защиту нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан РФ (далее: стратегические акционерные общества);
- представляет Президенту РФ предложения о внесении в перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ изменений, касающихся:
- состава федеральных государственных унитарных предприятий из числа стратегических предприятий, в том числе для их последующей приватизации (преобразования в открытые акционерные общества);
- необходимости и степени участия РФ в открытых акционерных обществах из числа стратегических акционерных обществ, в том числе для последующей приватизации акций указанных акционерных обществ;
- ежегодно утверждает прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на соответствующий год;
- представляет в Государственную думу Федерального собрания Российской Федерации (далее: Государственная дума) отчет о результатах приватизации федерального имущества за прошедший год;
- издает нормативно-правовые акты по вопросам приватизации;
- руководит работой федеральных органов исполнительной власти по вопросам приватизации федерального имущества;
- принимает решения об условиях приватизации федерального имущества;
- осуществляет контроль за приватизацией федерального имущества;
- осуществляет иные предусмотренные Федеральным законом полномочия.
Правительство РФ вправе наделить федеральный орган исполнительной власти полномочиями на осуществление функций по приватизации федерального имущества (далее: уполномоченный федеральный орган исполнительной власти).
По специальному поручению Правительства РФ от его имени функции по продаже приватизируемого федерального имущества могут осуществлять специализированное государственное учреждение или специализированные государственные учреждения.
Полномочия органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления в сфере приватизации определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления соответственно.
Используются следующие способы приватизации государственного и муниципального имущества:
- преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество;
- продажа государственного или муниципального имущества на аукционе; акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе; государственного или муниципального имущества на конкурсе; за пределами территории РФ находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ (ОАО); ОАО через организатора торговли на рынке ценных бумаг; государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения; государственного или муниципального имущества без объявления цены.
Важной мерой по управлению предприятиями явилось принятие Федерального закона от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».
По этому закону унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. Собственником унитарного предприятия являются Российская Федерация, субъекты Федерации, муниципальные образования.
Закон определяет следующие виды унитарных предприятий:
- унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения: федеральные государственные предприятия, государственные предприятия субъектов Федерации;
- унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления: федеральные казенные предприятия, казенные предприятия субъектов Федерации.
Учредителем унитарного предприятия может выступать Российская Федерация, субъект Федерации или муниципальное образование.
Решение об учреждении федерального государственного предприятия принимается решением Правительства РФ или другими федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их полномочиями.
Федеральное казенное предприятие учреждается решением Правительства РФ.
Решение об учреждении государственного предприятия субъекта Федерации (в том числе казенного) принимается решением соответствующего органа субъекта Федерации.
Государственное предприятие может быть создано в случае:
а) необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, которое необходимо для обеспечения безопасности РФ;
б) социальных задач (в том числе реализации определенных товаров и услуг по минимальным ценам), а также организации и проведения закупочных и товарных интервенций для обеспечения продовольственной безопасности государства;
в) необходимости осуществления деятельности, предусмотренной федеральными законами исключительно для государственных унитарных предприятий;
г) необходимости осуществления научной и научно-технической деятельности в отраслях, связанных с обеспечением безопасности Российской Федерации;
д) необходимости разработки и изготовления отдельных видов продукции, находящейся в сфере интересов РФ и обеспечивающей безопасность РФ;
е) необходимости производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной.
Казенное предприятие может быть создано в следующих случаях:
- если преобладающая или значительная часть производимой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг предназначена для федеральных государственных нужд, нужд субъекта Федерации или муниципального образования;
- необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, необходимого для обеспечения безопасности РФ, функционирования воздушного, железно-дорожного и водного транспорта, реализации иных стратегических интересов РФ;
- необходимости осуществления деятельности по производству товаров, выполнению работ, оказанию услуг, реализуемых по установленным государством ценам в целях решения социальных задач;
- необходимости разработки и производства отдельных видов продукции, обеспечивающей безопасность РФ;
- необходимости производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной;
- необходимости осуществления отдельных дотируемых видов деятельности и ведения убыточных производств;
- необходимости осуществления деятельности, предусмотренной федеральными законами исключительно для казенных предприятий.
Собственник имущества унитарного предприятия в отношении указанного предприятия осуществляет следующие управленческие действия:
- принимает решение о создании унитарного предприятия;
- определяет цели, предмет, виды деятельности унитарного предприятия, а также дает согласие на участие унитарного предприятия в ассоциациях и других объединениях коммерческих организаций;
- определяет порядок составления, утверждения и установления показателей планов (программы) финансово-хозяйственной деятельности унитарного предприятия;
- утверждает устав унитарного предприятия, вносит в него изменения, в том числе утверждает устав унитарного предприятия в новой редакции;
- принимает решение о реорганизации или ликвидации унитарного предприятия в порядке, установленном законодательством, назначает ликвидационную комиссию и утверждает ликвидационные балансы унитарного предприятия;
- формирует уставный фонд государственного или муниципального предприятия;
- назначает на должность руководителя унитарного предприятия, заключает с ним, изменяет и прекращает трудовой договор в соответствии с трудовым законодательством и иными содержащими нормы трудового права нормативными правовыми актами;
- согласовывает прием на работу главного бухгалтера унитарного предприятия, заключение с ним, изменение и прекращение трудового договора;
- утверждает бухгалтерскую отчетность и отчеты унитарного предприятия;
- дает согласие на распоряжение недвижимым имуществом, а в случаях, установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или уставом унитарного предприятия, на совершение иных сделок;
- осуществляет контроль за использованием по назначению
- и сохранностью принадлежащего унитарному предприятию имущества;
- утверждает показатели экономической эффективности деятельности унитарного предприятия и контролирует их выполнение;
- дает согласие на создание филиалов и открытие представительств унитарного предприятия; на участие унитарного предприятия в иных юридических лицах; на совершение крупных сделок, сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, и иных сделок;
- принимает решения о проведении аудиторских проверок, утверждает аудитора и определяет размер оплаты его услуг;
- имеет другие права и несет другие обязанности, определенные законодательством РФ.
Собственник имущества казенного предприятия помимо правомочий, указанных выше, вправе:
- изымать у казенного предприятия излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество;
- доводить до казенного предприятия обязательные для исполнения заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд;
- утверждать смету доходов и расходов казенного предприятия.
После принятия решения об учреждении предприятия и утверждении его устава наступает период государственной регистрации в территориальных органах Федеральной регистрационной службы в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» с внесением их в государственный реестр юридических лиц и выдачей им свидетельства об индивидуальном номере налогоплательщика.
Некоторые виды деятельности разрешаются только государственным предприятиям, например производство любых видов оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, изготовление и реализация наркотических средств. В связи с этим у руководителя предприятия возникает необходимость вновь вступать в отношения с органами исполнительной власти по поводу получения лицензии на изготовление продукции (оказание услуг).
Этот порядок возникновения административно-правовых отношений урегулирован Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Кроме того, в целях получения сертификата качества на выпускаемую продукцию, руководители предприятий обращаются в органы исполнительной власти для решения этих проблем на основании Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании».
Должностные лица государственных предприятий наделены полномочиями государственно-властного характера. На них распространяется дисциплинарная власть уполномоченных государственных органов и должностных лиц.
Как было отмечено выше, на административно-правовой статус государственных предприятий существенным образом влияет правовой режим их имущества. С этой точки зрения они подразделяются на два вида: унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, и унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления, т. е. федеральные казенные предприятия.
Поскольку право хозяйственного ведения дает больше самостоятельности в распоряжении имуществом собственника, чем право оперативного управления, то объем и характер взаимоотношений этих предприятий с собственником различен.
В отношении казенных предприятий, основанных на праве оперативного управления, уполномоченные государственные органы наделены решающей властью по более широкому кругу вопросов, по-скольку такое предприятие реализует полномочия в отношении закрепленного за ним имущества: а) в пределах, установленных законом; б) в соответствии с целями своей деятельности; в) заданиями собственника; г) назначением имущества.
Оно может распоряжаться этим имуществом с согласия собственника, который вправе изъять лишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению. Предприятию же, основанному на праве хозяйственного ведения, необходимо, например, согласие собственника на распоряжение лишь недвижимым имуществом.
Федеральные казенные предприятия создаются по решению Правительства РФ на базе имущества, находящегося в федеральной собственности. Учредительным документом казенного предприятия является устав, утвержденный Правительством Российской Федерации. Оно вправе принимать решения и о реорганизации и ликвидации такого предприятия.
В отношении федеральных казенных предприятий предусмотрен режим директивного планирования. Он установлен постановлением Правительства РФ от 6 октября 1994 г. № 1138 «О порядке планирования и финансирования деятельности казенных заводов (казенных фабрик, казенных хозяйств)».
Казенные предприятия осуществляют свою деятельность в соответствии с планами-заказами и планами их развития. Они вправе осуществлять только ту деятельность, которая разрешена уполномоченным государственным органом. Последний утверждает и доводит до казенного предприятия обязательный для исполнения план- заказ по установленным показателям с учетом плана развития предприятия.
Иными словами, казенными предприятиями осуществляется непосредственное государственное управление с использованием директивного планирования.
Органом управления предприятия является администрация, осуществляющая функции оперативного управления им.
Управленческие отношения администрации распространяются на отношения внутри предприятия или учреждения. Возглавляет администрацию единоличный руководитель (директор, начальник, ректор и т. д.), ответственный за всю работу предприятия или учреждения, в том числе за работу его аппарата управления.
В руках администрации находятся все необходимые для непосредственного руководства процессами производственно-хозяйственной, социально-культурной и иной деятельности предприятий или учреждений распорядительные полномочия юридически властного характера.
Руководитель предприятия наделен определенными полномочиями по представительству, распоряжению имуществом, средствами и организации работы предприятия. Он действует от имени предприятия, представляет его интересы, распоряжается имуществом предприятия, заключает договоры, в том числе трудовые, выдает доверенности, открывает в банках расчетный и другие счета, пользуется правом распоряжения средствами, утверждает штаты, издает приказы и дает указания, обязательные для всех работников предприятия.
Административно-правовой статус муниципальных предприятий не аналогичен статусу государственных предприятий.
В частности, отношениям органов местного самоуправления с муниципальными предприятиями, организациями и учреждениями посвящены ст. 17 и 49 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Этим органам предоставлено право создавать предприятия, учреждения и организации для осуществления хозяйственной деятельности, решать вопросы их реорганизации и ликвидации. Они определяют цели, условия и порядок деятельности предприятий, учреждений и организаций, находящихся в муниципальной собственности, регулируют цены и тарифы на их продукцию (услуги), утверждают их уставы, назначают и увольняют руководителей указанных предприятий, учреждений и организаций, заслушивают отчеты об их деятельности.
Отношения между органами местного самоуправления и руководителями указанных предприятий, учреждений и организаций строятся на контрактной основе в соответствии с трудовым законодательством.
Однако следует учитывать, что субъектами властных отношений с муниципальными предприятиями являются в некоторых случаях органы местного самоуправления и администрации городов и районов, еще не отнесенным к органам местного самоуправления.
Особенностью административно-правового статуса негосударственных предприятий, учреждений, иных коммерческих и некоммерческих организаций является то, что влияние на них со стороны государства ограничено. Оно не управляет ими. Управление негосударственными предприятиями и другими организациями осуществляют собственники (учредители) или уполномоченные ими органы, не обладающие государственно-властными полномочиями.
Добавить комментарий