Отчетность ИП в ПФР

Способы сдачи отчетности ИП в ПФР

Существует несколько вариантов сдачи отчетов в пенсионный фонд. Из них самая распространенная форма предоставления отчетности – это личное посещение ПФР.

Представлять отчет ИП в пенсионный фонд нужно в бумажном и электронном виде, обратившись в региональное отделение в месте регистрации ИП. Предоставление документов в электронном виде производится в порядке, установленном правилами ПФР, с любым количеством наемных работников до 50 человек и носит добровольный характер.

ИП имеющие более 50 сотрудников в обязательном порядке представляют отчеты только в электронном виде. Сдача документов в ПФР в электронном виде требует применение специальных компьютерных программ и наличие у индивидуального предпринимателя наличие электронно-цифровой подписи.

Кроме этого, для предоставления отчетности в электронном виде, предпринимателю требуется заключение договора с ПФР.

Весьма распространена форма подачи в пенсионный фонд документов почтовым отправлением. С одной стороны это удобно в случае хронической нехватки времени или невозможности подачи отчетов с помощью электронных каналов связи.

Обычно отчетность посылается заказным письмом с вложением описи и объявлением стоимости письма. Вариант с отправкой документов почтой может быть полезен, в случае, когда крайний срок сдачи отчетов в ПФР подходит к концу, к примеру, последний день сдачи отчетности.

Датой представления отчетности является дата отправки документов, поэтому порой такой способ подачи отчета является единственным способом успеть вовремя.

Особенности

Бывает такое, что в адрес предпринимателя направляется письмо с актом выявленного нарушения и требованием немедленного предоставления отчета. Нередки случаи, когда почта задерживает доставку корреспонденции, в результате чего она приходит с опозданием.

Предприниматель не успевает вовремя отреагировать на сообщение в установленные сроки и налоговая инспекция после обращения к ним ПФР, не слишком разбираясь в создавшейся ситуации, блокирует расчетные счета.

Персонифицированный отчет в пфр индивидуального предпринимателя может сдаваться различными способами. Но при сдаче некоторых из них существуют особенности, которые стоит принимать во внимание.

При помощи «Контур Фокус» проверка контрагентов возможна не только на компьютере, но и на других современных гаджетах: смартфонах и планшетах.

Правильно организованный складской учет на производстве и в реализации товаров позволяет избежать потерь товарных единиц, а также хищений материальных ценностей. О методах ведения учета товара на складе читайте .

Так после сдачи отчетности по средствам электронной связи стоит оставлять для себя печатные копии, так как они могут понадобиться для представления в пенсионный фонд для корректировки данных.

Отчетность при личном посещении ПФР сдается и на бумаге, и на электронном носителе. Если некоторое время назад отчетность принималась исключительно на дискетах, то сейчас они принимаются только на флеш-носителях.

Причем некоторые подразделения ПФР требуют, чтобы на флеш-носителях кроме отчетов не было ничего.

Подготовка отчетности в ПФР

Подготовка отчетов в ПФР, а точнее её сложность, заключается в количестве наемных работников, а также их возрастной категории.

При большом количестве сотрудников, желательно, чтобы отчеты составлял специалист, хорошо разбирающийся в порядке расчета страховых взносов, так как сам предприниматель, порой затрудняется разобраться в нововведениях предложенных пенсионным фондом.

Намного упрощает составленный и проверенный отчет предпринимателей в пенсионный фонд специализированными компьютерными программами и приложения. Правда, залогом успешной работы при применении компьютерных программ является регулярное внесение текущей информации и своевременное обновление программного обеспечения.

Если соблюдены все требования предъявляемые ПФР, то сдача отчетности не вызовет никаких особых проблем.

Стоит сказать, что работники пенсионного фонда осуществляют постоянный контроль за точностью предоставляемых сведений. А при обнаружении ошибок требуют предоставить корректирующую документацию, в которой должны быть указаны необходимые сведения с учетом замечаний.

Новые технологии защиты информации развиваются усиленными темпами, создавая специализированные средства, способные перекрывать доступ к конфиденциальным данным на персональном компьютере и предотвращать программные атаки на систему.

Программа, учитывающая ГСМ, обычно должна иметь возможность сформировать и распечатать путевые листы, а также обработать содержащиеся в них данные для расчета норм ГСМ. О подобных программах читайте .

Обычно документацию о корректировке ПФР запрашивает в письменном виде. Проверку отчетности специалисты пенсионного фонда проводят регулярно, поэтому можно в любой момент ожидать вызова в ПФР.

Не стоит игнорировать данные вызовы, так как в любое время предприниматель может подвергнуться наложению штрафа.

Регистрация в ПФР: нужна или нет

Государственная система социальной защиты населения включает в себя различные виды страхования граждан: пенсионное, медицинское, социальное. Лица, которые должны быть включены в программу ОПС (обязательное пенсионное страхование), в соответствии со ст. 7 закона № 167-ФЗ от 15.12.2001 это граждане страны, легально проживающие иностранцы и лица без гражданства:

  • трудоустроенные по законодательству (есть трудовой договор);
  • самозанятые и частнопрактикующие лица (ИП, адвокаты, нотариусы, арбитражные управляющие);
  • главы и члены КФХ;
  • представители родовых общин малых народностей, занятые традиционным народным промыслом (оленеводы, охотники, рыбаки Севера и Дальнего Востока);
  • служители церкви.

Таким образом, правовые основания регистрации в ПФР вытекают из положений этого нормативного акта. А в соответствии со ст. 419 НК, бизнесмены признаются плательщиками страховых взносов как за себя, так и за своих сотрудников при их наличии.

Важно! При регистрации деятельности предприниматель, не предполагающий использовать наёмный труд, проходить дополнительную постановку на учёт в ПФР не должен. Налоговый орган автоматически передаёт его данные в фонды. Необходимость зарегистрироваться в ПФР возникает только после вступления в трудовые отношения с работником.

Обязательные взносы

Пока бизнесмен находится в статусе действующего предпринимателя и работает без привлечения наёмного труда, он должен по итогам года уплатить обязательные взносы за своё страхование по старости и болезням (ОПС и ОМС). Это касается всех категорий самозанятых граждан, даже тех, кто уже вышел на пенсию.

Внимание! Для предпринимателей без работников обязательными являются только взносы на ОПС и ОМС. Уплата фиксированных взносов на ОСС для них происходит на добровольной основе. Расчёт таких платежей связан со стоимостью страхового года, которая пропорциональна ежегодному МРОТ и тарифной ставке.

Сумма обязательных страховых начислений тоже рассчитывается в зависимости от размера МРОТ и зафиксирована для всех плательщиков как единая. Это означает, что все предприниматели, независимо от выбранных режимов налогообложения, получали ли они доходы за прошедший год или потерпели убытки, должны заплатить одну и ту же сумму за себя. Если бизнесмен ещё нанял сотрудника, то он отдельно рассчитывает и уплачивает сумму за себя и за него.

Фиксированная сумма взносов за себя в 2018-2020 годах регламентирована ст. 430 НК РФ. На 2018 года установлены такие значения:

  • 26545 рублей на ОПС, если ИП заработал менее 300 тыс. рублей;
  • дополнительная прибавка к фиксированной сумме в 26545 рублей на ОПС в виде 1 процента от дохода, который превысил порог в 300 тыс. рублей;
  • 5840 рублей на ОМС вне зависимости от доходов.

Важно! Максимальная сумма страховых начислений по итогам года для рассматриваемой категории лиц равен: 26545х8=212360 рублей. ИП, который заработает меньше 300 тыс. рублей, до конца 2018 года должен сделать платёж на сумму обязательных взносов 26545+5840=32385 рублей. Не стоит забывать, что страховые взносы в ПФР в 2018 году для ИП за себя свыше 300 тыс. рублей делаются по отдельному КБК, а срок их уплаты продлён до начала второго полугодия 2019 года.

В соответствии с п. 7 ст. 430 НК на основании заявления освободить от фиксированных взносов могут плательщиков по уважительным причинам. К обстоятельствам, освобождающим от выплат на определённый период, относится:

  • пребывание на срочной армейской службе;
  • уход за ребёнком до полутора лет, за недееспособными детьми и инвалидами или пожилым человеком, старше 80 лет;
  • проживание за границей супругов дипломатов или проживание в отдалённых или закрытых населённых пунктах супругов военнослужащих, где невозможно было заниматься деятельностью (срок периода освобождения не более 5 лет).

К заявлению на освобождение от уплаты страховых взносам по перечисленным обстоятельствам необходимо приложить копии подтверждающих документов: свидетельства о рождении детей, о браке, об инвалидности, военные билеты, справки с места прохождения службы и т. д.

Подаем отчет в ПФР

Как ранее было указано, персонифицированную отчётность в ПФР формируют только предприниматели работодатели, поэтому задаваться вопросом, как подать отчет, нужно только им. Состав и сроки подачи отчетов для ИП страхователей таковы:

  • ежемесячные сведения СЗВ-М до 15 числа после отчётного месяца;
  • один раз в год СЗВ-СТАЖ до 01.03.

Также не стоит забывать о ФСС, куда сдаётся отчёт «по травматизму» 4-ФСС каждые 3 месяца до 20 числа на бумаге или до 25-го в электронном виде.

При формировании отчётов следует учесть, что старые бланки устарели. Новые формы введены:

  • СЗВ-М – Постановление ПФР № 83п от 01.02.2016, применяется с апреля 2016 года;
  • СЗВ-СТАЖ – Постановление ПФР № 3п от 11.01.2017.

Заполненный отчёт СЗВ-М выглядит так:

Заполненный отчёт СЗВ-СТАЖ выглядит так:

Государственные структуры стараются перейти на электронные способы взаимодействия с гражданами, поэтому работодателям, которые содержат штат работников более 25 человек, вменили в обязанность представлять персонифицированную отчётность в электронной форме с подписью. ИП с меньшим количеством сотрудников могут печатать отчёты на бумаге, однако использовать электронные сервисы им никто не запрещает.

Меры ответственности за просрочку в представлении персонифицированных отчётов или представлении их не в той форме установлены ст. 17 закона № 27-ФЗ:

  • 500 рублей за каждого рабочего за нарушение сроков или за подачу недостоверных данных;
  • 1 тыс. рублей за сдачу отчёта на бумаге, если страхователь должен подавать его в электронном виде.

В качестве основания для штрафа могут ещё применяться положения ст. 15.33.2 КоАП РФ. В этом случае нужно будет заплатить от 300 до 500 рублей.

Таким образом, наличие нанятых сотрудников накладывает на бизнесмена обязанности работодателя и страхователя. Он должен платить за них взносы в фонды в зависимости от их зарплаты, и дополнительно регистрироваться в ПФР и подавать туда отчётность. ИП без сотрудников в этом плане легче: ему не нужно никуда отчитываться, ни в ПФР, ни в налоговую. Однако он должен ежегодно платить фиксированную сумму обязательных взносов за своё страхование, даже если у него низкие доходы или даже убытки по итогам года.

СЗВ-М

4-ФСС

СЗВ-стаж

>Отчетность в ПФР для ИП без работников

Если ИП работает один

Часто на начальном этапе деятельности физическое лицо оформляет ИП и занимается всеми делами самостоятельно, без привлечения работников. Регистрироваться в фондах как работодатель ИП не должен. Но на основании статьи 7 Федерального закона № 167 индивидуальный предприниматель обязан встать на учет в Пенсионном фонде как страхователь и выплачивать фиксированный взнос за себя, чтобы при достижении пенсионного возраста иметь право на пенсионное пособие.

Индивидуальный предприниматель обязан встать на учет в Пенсионном фонде как страхователь и выплачивать фиксированный взнос за себя.

Самостоятельно обращаться в ПФР с документами ИП нет необходимости. При постановке на учет в налоговом ведомстве инспекторы уведомляют все фонды о новом субъекте сами. Эта процедура осуществляется в течение 5 дней с момента включения физического лица в ЕГРИП.

Пенсионный фонд после уведомления из ФНС присваивает физическому лицу регистрационный номер как индивидуальному предпринимателю и информирует об этом. С этого момента ИП обязан делать взносы в ПФР только за себя, если не решит нанять сотрудников.

Обязательные взносы и отчетность

Обязательными для ИП без работников являются взносы в ФНС и ПФР. Суммы выплат зависят от системы налогообложения, которую ИП выбирает при постановке на учет.

В ПФР эта сумма взносов фиксированная за текущий год при условии дохода, не превышающего 300 000 рублей. Выплаты ИП может производить частями, например ежемесячно, или одной суммой в удобное время.

Обычно индивидуальные предприниматели оплачивают пенсионные взносы в конце календарного года. В 2016 году фиксированная сумма для ИП без сотрудников составляет 23 400 рублей, если доход за год не превысил 300 000 рублей (согласно информации на сайте ПФР).

В 2017 году отчет ИП в ПФР без сотрудников не подается, даже при выплатах за себя. Причем это не зависит от того, на какой системе налогообложения находится физическое лицо. ИП не должен собирать квитанции по платежам и заполнять отчетные документы, чтобы передать все в ПФР лично. Информация в ведомство поступает без участия физического лица, на основании уплаченных взносов.

Информация в ведомство поступает без участия физического лица, на основании уплаченных взносов.

Поэтому предпринимателю, вид деятельности которого не сопряжен с фермерским/крестьянским хозяйством, нет необходимости готовить отчет в Пенсионный фонд по форме РСВ-2. Достаточно уплатить фиксированные взносы вовремя, чтобы не получить штраф. Подробнее можно узнать на сайте ПФР.

Если деятельность ИП – это фермерское хозяйство, то сдача отчетности в ПФР обязательна, даже если предприниматель не является работодателем. По данным ПФ РФ, срок отчета установлен до 1 марта 2018 года. Сдать отчет можно на бумажном носителе или в электронном варианте через портал Пенсионного фонда.