Ошибка в КБК

Как бухгалтер узнает об ошибке в платежке?

Вариантов несколько:

  • <или>неисполненное платежное поручение вернул банк, и тогда поручение нужно переоформить;
  • <или>вы сами заметили неточность уже после того, как платежка ушла в банк;
  • <или>об ошибке сообщили из фонда, например пришло требование об уплате недоимки и пени.

Как будем исправлять ошибку? Сначала нужно определить ее критичность.

Дело в том, что все ошибки, допускаемые при заполнении платежного поручения, можно условно разделить на критичные и некритичные. К первым относятся те, из-за которых суммы не попали на нужные счета Казначейства. В таком случае вам придется повторно делать платеж. А некритичными можно считать те ошибки, которые не приводят к непоступлению денег в бюджет ПФР или ФСС, поэтому они исправляются простым уточнением платежа.

Покажем на примере платежного поручения на уплату взносов на страховую часть трудовой пенсии за февраль 2012 г., в каких графах платежки ошибки будут критичными (они выделены красным), а в каких — нет (они выделены синим).

ПЛАТЕЖНОЕ ПОРУЧЕНИЕ № 3 06.03.2012 Дата Вид платежа 01Статус плательщика
Сумма прописью Шестнадцать тысяч рублей 00 копеек
ИНН 7723045954 КПП 772301001 Сумма 16000-00

ООО «Марафон»

Плательщик

Сч. № 40702810838110104803

Московский банк Сбербанка России (ОАО) г. Москва

Банк плательщика

БИК 044525225
Сч. № 30101810400000000225
Отделение 1 Московского ГТУ Банка России г. Москва 705 БИК 044583001
Банк получателя Сч. №
ИНН 7703363868 КПП 770301001 Сч. № 40101810800000010041
УФК по г. Москве (для ГУ — Отделения ПФР по г. Москве и Московской области)
Вид оп. 01 Срок плат.
Наз. пл. Очер. плат. 3
Получатель Код Рез. поле
39210202010061000160КБК 45286575000 ТПОснование платежа МС.02.2012Период уплаты 0 0 ВЗТип платежа

Страховые взносы на выплату страховой части трудовой пенсии.
Регистрационный номер в ПФР 087-503-112241

Некритичные ошибки

Какие ошибки не так страшны

Некритичные ошибки не приводят к непоступлению сумм «по адресу», а значит, не приводят к начислению пеней. Контролирующие органы это подтверждаютПисьма ПФР от 09.06.2011 № 30-26/6418, от 25.10.2010 № ТМ-30-25/11272; Минздравсоцразвития от 14.12.2010 № 3758-19. Разберемся с тем, ошибки в каких реквизитах необходимо уточнять, а когда и это не потребуется.

Неверные ИНН, КПП получателя, назначение платежа (если оно противоречит иным сведениям в платежке). Эти ошибки приводят к тому, что платежи относятся к невыясненным поступлениямпп. 12, 13 Порядка. Их нужно уточнятьч. 8 ст. 18 Закона № 212-ФЗ.

Неверные ИНН, КПП, название плательщика. Без уточнения этих сведений фонд не сможет определить, от кого поступил платеж. Конечно, если вы указали свой регистрационный номер плательщика, ПФР может «вычислить» вас по нему. Но это не спасет, если вы, например, укажете ИНН одной организации, а название — другой.

Неверные статус плательщика, основание платежа, период уплаты, тип платежа. Эти ошибки не должны повлечь никаких проблем. Их можно в принципе не уточнять, поскольку все деньги, поступившие от плательщика, будут отражены на его лицевом счете.

Чтобы уточнить платеж, нужно направить в свое отделение ПФР или ФССч. 8 ст. 18 Закона № 212-ФЗ:

  • заявление об уточнении с указанием в нем верных реквизитов;
  • копии платежки и выписки банка.

Оформить заявление можно по форме, которую в одном из своих писем предложил страхователям ПФРПисьмо ПФР от 06.04.2011 № ТМ-30-25/3445. Причем ее можно дополнять своими реквизитами, если в самой форме графы для уточнения нужных вам сведений нет. После подачи заявления отделение внебюджетного фонда:

  • принимает решение об уточнении платежа (для решений ФСС утверждена формаутв. Приказом ФСС от 31.10.2011 № 434) на дату уплаты взносов;
  • пересчитывает пени (если все было уплачено вовремя — обнуляет их);
  • в течение 5 рабочих дней с момента принятия решения уведомляет вас о немч. 6 ст. 4, ч. 11, 12 ст. 18 Закона № 212-ФЗ. Но сколько времени отводится на принятие решения, нигде не сказано. С этим вопросом мы обратились к специалисту ФСС.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

ИЛЬЮХИНА Татьяна Митрофановна Начальник отдела правового обеспечения страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством Правового департамента ФСС РФ

“Законодательно такой срок не установлен. И никаких локальных нормативных актов на этот счет в ФСС нет. Но чем быстрее региональное отделение примет решение об уточнении, тем быстрее платеж страхователя поступит в бюджет фонда”.

А вот что думают по этому поводу специалисты московского отделения ПФР.

ДАШИНА Тамара Николаевна Заместитель управляющего Отделением Пенсионного фонда РФ по г. Москве и Московской области

“На принятие решения дается 5 рабочих дней, которые будут отсчитываться со дня получения заявления от плательщика об уточнении основания, типа и принадлежности платежа, отчетного (расчетного) периода или статуса плательщика страховых взносов в связи с допущенной ошибкой. Такой срок указан в наших методических рекомендациях ПФР по проведению зачетов и возвратов. Хотя уточнение платежа — немного иная ситуация, мы все равно пользуемся этим документом”.

Выходит, что в отделении ФСС рассматривать ваше заявление могут сколь угодно долго. А вот ПФР, скорее всего, вышлет вам уведомление о решении в течение 10 рабочих дней с даты подачи заявления об уточнении.

Ошибки в КБК: особый подход

С ошибками в КБК не все так однозначно. С одной стороны, это критичная ошибка, влекущая начисление пеней и даже штрафа, если неуплату обнаружил фонд. С другой стороны, если ошибка в КБК не помешала поступлению взносов в бюджет соответствующего фонда, то у организации есть основания настаивать на уточнении платежа. Спор, конечно, очень вероятен. Но в конечном счете вы сможете избежать и пени, и ответственностиПостановления ФАС ЦО от 07.10.2011 № А14-11622/2010, от 24.01.2012 № А14-1357/2011.

Как видим, в определенных случаях ошибку в КБК можно исправить. Кстати, в форме заявления об уточнении, разработанной ПФР, в числе уточняемых реквизитов поименован и КБК. Так что косвенно ПФР и сам признает, что ошибка в этом коде не всегда приводит к перечислению денег не туда.

Сразу после нового года большое количество платежей, предназначенных для ТФОМС, зависли в невыясненных поступлениях как раз из-за неразберихи с КБКПисьмо Казначейства от 17.02.2012 № 42-7.4-05/2.0-93. В связи с этим Казначейство России и ПФР приняли решение о самостоятельном уточнении платежей, не дожидаясь заявлений от страхователейПисьмо Казначейства № 42-7.4-05/5.4-53, ПФР № КА-30-24/1165 от 02.02.2012. Это, пожалуй, приятная новость.

***

Внебюджетные фонды тоже заинтересованы в том, чтобы платежи по страховым взносам приходили к ним своевременно. Поэтому региональные отделения разместили на своих страницах образцы заполнения платежек отдельно для каждого взноса.

Другие статьи журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» на тему «Ошибки — исправление»: