Органы валютного контроля

Органы валютного регулирования

В соответствии с указанным выше Федеральным законом основным органом валютного регулирования являются Центральный Банк РФ (Банк России) и Правительство РФ. Для реализации функций в сфере валютного регулирования эти органы в пределах своей компетенции издают нормативные правовые акты, обязательные для резидентов и нерезидентов.

Выступая в качестве органов валютного регулирования, Банк России и Правительство РФ обладают, как уже отмечалось, нормотворческой функцией, т. е. вправе издавать в пределах своей компетенции нормативные правовые акты, обязательные для резидентов и нерезидентов. Закон различает исключительную компетенцию Банка России, исключительную компетенцию Правительства РФ и совместную компетенцию Банка России и Правительства РФ по принятию актов валютного законодательства. Так, например, нерезиденты на территории РФ вправе открывать банковские счета (банковские вклады) в иностранной валюте и валюте РФ только в уполномоченных банках. Порядок открытия и ведения банковских счетов (банковских вкладов) нерезидентов, открываемых на российской территории, в том числе специальных счетов, устанавливает Банк России.

Акты валютного законодательства принимаются Банком России в форме инструкций, положений и указаний, а Правительством РФ — в форме постановлений и распоряжений. Акты валютного законодательства, принимаемые федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции, имеют форму главным образом приказов, инструкций и положений .

В сфере валютного регулирования Банк России вправе издавать нормативные правовые акты:

  • -устанавливающие порядок осуществления валютных операций по сделкам между уполномоченными банками, совершаемым ими от своего имени и за свой счет ;
  • -устанавливающие порядок открытия и ведения банковских счетов (банковских вкладов) нерезидентов, открываемых на территории РФ .

В качестве органа валютного регулирования Банк России реализует не только нормотворческие, но и контрольные функции. В частности, на него возложена обязанность по установлению единых форм учета и отчетности по валютным операциям, порядка и сроков их представления. В целях реализации этой обязанности Банк России принял указание от 6 января 2004 г. № 376-У «О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации» .

Банк России также готовит и опубликовывает статистическую информацию по валютным операциям.

Особенностью правового статуса органов валютного регулирования является право осуществлять все виды валютных операций без ограничений. Однако в настоящее время такое право предоставлено не только органам валютного регулирования, но и специально уполномоченным на то Правительством РФ федеральным органам исполнительной власти (также служба внешней разведки России).

Эффективной системой валютного регулирования является валютная интервенция. Она заключается в том, что Банк России вмешивается в операции на валютном рынке в целях воздействия на курс рубля путем купли или продажи иностранной валюты. Банк России проводит валютные интервенции для того, чтобы максимально приблизить курс рубля к его покупательной способности и в то же время найти компромисс между интересами экспортеров и импортеров.

В некотором занижении курса рубля заинтересованы предприятия сырьевого комплекса, они обеспечивают основную часть валютной выручки России. В некотором завышении курса рубля заинтересованы предприятия, получающие сырье, материалы, комплектующие детали из-за рубежа, а также отрасли промышленности, пока производящие продукцию, которая неконкурентоспособна по сравнению с иностранной продукцией.

Наряду с валютной интервенцией Банк России предпринимает ряд административных мер, позволяющих адекватно осуществлять валютное регулирование. К таким мерам, в частности, относятся:

  • — лимитирование операций коммерческих банков по купле-продаже иностранной валюты на валютном рынке. Для этого банкам, имеющим валютную лицензию, устанавливается «открытая позиция». Она определяется для банка как разница между суммой иностранной валюты, купленной за свой счет с 1 января отчетного года, и суммой иностранной валюты, проданной банком за свой счет и за тот же период времени;
  • — разработка совместно с Федеральной таможенной службой;
  • — системы методов экономического и административного воздействия на экспортеров, задерживающих возврат валюты в отечественные банки, что было вызвано оседанием значительной;
  • — части валюты в иностранных банках .

Большое внимание Банк России уделяет регулированию обращения наличной иностранной валюты, поскольку этот вопрос имеет для России актуальное значение.

Законодательством РФ определены следующие правовые основы функционирования внутреннего валютного рынка:

  • а) покупка и продажа иностранной валюты в Российской Федерации производятся через уполномоченные банки в порядке, устанавливаемом Банком России;
  • б) Центральному банку РФ в целях регулирования внутреннего валютного рынка РФ предоставлено право устанавливать предел отклонения курса покупки иностранной валюты от курса ее продажи, а также проводить операции по покупке и продаже иностранной валюты;
  • в) при осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты обязаны полученную иностранную валюту зачислять на свои счета в уполномоченных банках и затем репатриировать (возвращать) ее на территорию РФ .

>Валютный контроль

Валютный контроль в Российской Федерации, органы и агенты валютного контроля

1. Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации, органами и агентами валютного контроля в соответствии с настоящим федеральным законом и иными федеральными законами.

2. Органами валютного контроля в Российской Федерации являются Центральный банк Российской Федерации, федеральный орган (федеральные органы) исполнительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством Российской Федерации.

3. Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку Российской Федерации, а также не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, таможенные органы и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, являющиеся органами валютного контроля.

4. Контроль за осуществлением валютных операций кредитными организациями, а также валютными биржами осуществляет Центральный банк Российской Федерации.

5. Контроль за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями или валютными биржами, осуществляют в пределах своей компетенции федеральные органы исполнительной власти, являющиеся органами валютного контроля, и агенты валютного контроля.

6. Правительство Российской Федерации обеспечивает координацию деятельности в области валютного контроля федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля, а также их взаимодействие с Центральным банком Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации обеспечивает взаимодействие не являющихся уполномоченными банками профессиональных участников рынка ценных бумаг и таможенных органов как агентов валютного контроля с Центральным банком Российской Федерации.

Центральный банк Российской Федерации осуществляет взаимодействие с другими органами валютного контроля и обеспечивает взаимодействие с ними, а также с таможенными органами уполномоченных банков как агентов валютного контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Уполномоченные банки как агенты валютного контроля передают таможенным органам для выполнения ими функций агентов валютного контроля информацию в объеме и порядке, установленных Центральным банком Российской Федерации.

Права и обязанности органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц

1. Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право:

  • проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;
  • проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;
  • запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов. Обязательный срок для предоставления документов по запросам органов и агентов валютного контроля не может составлять менее семи рабочих дней со дня подачи запроса.

2. Органы валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции имеют право:

  • выдавать предписания об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;
  • применять установленные законодательством Российской Федерации меры ответственности за нарушение актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.
  • 3. Порядок предоставления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля устанавливается:
  • для предоставления агентам валютного контроля, за исключением уполномоченных банков, — Правительством Российской Федерации;
  • для предоставления уполномоченным банкам — Центральным банком Российской Федерации.

4. В целях осуществления валютного контроля агенты валютного контроля в пределах своей компетенции имеют право запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов следующие документы (копии документов), связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов:

  • документы, удостоверяющие личность физического лица;
  • документ о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;
  • документы, удостоверяющие статус юридического лица,- для нерезидентов, документ о государственной регистрации юридического лица — для резидентов;
  • свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;
  • документы, удостоверяющие права лиц на недвижимое имущество;
  • документы, удостоверяющие права нерезидентов на осуществление валютных операций, открытие счетов (вкладов), оформляемые и выдаваемые органами страны места жительства (места регистрации) нерезидента, если получение нерезидентом такого документа предусмотрено законодательством иностранного государства;
  • уведомление налогового органа по месту учета резидента об открытии счета (вклада) в банке за пределами территории Российской Федерации;
  • регистрационные документы в случаях, когда предварительная регистрация предусмотрена в соответствии с настоящим федеральным законом;
  • документы (проекты документов), являющиеся основанием для проведения валютных операций, включая договоры (соглашения, контракты), доверенности, выписки из протокола общего собрания или иного органа управления юридического лица; документы, содержащие сведения о результатах торгов (в случае их проведения); документы, подтверждающие факт передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг), информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, акты государственных органов;
  • документы, оформляемые и выдаваемые кредитными организациями, включая банковские выписки; документы, подтверждающие совершение валютных операций;
  • таможенные декларации, документы, подтверждающие ввоз в Российскую Федерацию валюты Российской Федерации, иностранной валюты и внешних, внутренних ценных бумаг в документарной форме;
  • паспорт сделки.

5. Агенты валютного контроля вправе требовать предоставления только тех документов, которые непосредственно относятся к проводимой валютной операции.

Все документы должны быть действительными на день предоставления агентам валютного контроля. По запросу агента валютного контроля предоставляются надлежащим образом заверенные переводы на русский язык документов, исполненных полностью или в какой-либо их части на иностранном языке. Документы, исходящие от государственных органов иностранных государств, подтверждающие статус юридических лиц — нерезидентов, должны быть легализованы в установленном порядке. Иностранные официальные документы могут быть предоставлены без их легализации в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации.

Документы предоставляются агентам валютного контроля в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии. Если к проведению валютной операции или открытию счета имеет отношение только часть документа, может быть предоставлена заверенная выписка из него.

Уполномоченные банки отказывают в осуществлении валютной операции, а также в открытии счета в случае непредоставления лицом документов. Оригиналы документов принимаются агентами валютного контроля для ознакомления и возвращаются предоставившим их лицам. В материалы валютного контроля в этом случае помещаются заверенные агентом валютного контроля копии.

6. Органы валютного контроля, налоговые органы, осуществляющие в соответствии с настоящим федеральным законом предварительную регистрацию, в пределах своей компетенции обязаны рассматривать заявления резидентов о предварительной регистрации, требуемой в соответствии с настоящим федеральным законом, и принимать решение о предварительной регистрации либо об отказе в предварительной регистрации.

7. Агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны:

  • осуществлять контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;
  • предоставлять органам валютного контроля информацию о валютных операциях, проводимых с их участием, в порядке, установленном актами валютного законодательства Российской Федерации и актами органов валютного регулирования.

8. Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны сохранять в соответствии с законодательством Российской Федерации коммерческую, банковскую и служебную тайну, ставшую им известной при осуществлении их полномочий.

9. Органы и агенты валютного контроля при наличии информации о нарушении актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования лицом, осуществляющим валютные операции, или об открытии счета (вклада) в банке за пределами территории Российской Федерации, санкции к которому применяются в соответствии с законодательством Российской Федерации иным органом валютного контроля, передают органу валютного контроля, имеющему право применять санкции к данному лицу, следующую информацию:

  • в отношении юридического лица: наименование, идентификационный номер налогоплательщика, место государственной регистрации, его юридический и почтовый адреса, содержание нарушения с указанием нарушенного нормативного правового акта, дату совершения и сумму незаконной валютной операции или нарушения;
  • в отношении физического лица: фамилию, имя, отчество, данные о документе, удостоверяющем личность, адрес места жительства, содержание нарушения с указанием нарушенного нормативного правового акта, дату совершения и сумму незаконной валютной операции или указанного нарушения.

10. Уполномоченные банки передают информацию в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации.

11. Органы и агенты валютного контроля предоставляют органу валютного контроля, уполномоченному Правительством Российской Федерации, необходимые для осуществления его функций документы и информацию в объеме и порядке, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

12. Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации, за неисполнение функций, установленных настоящим федеральным законом, а также за нарушение ими прав резидентов и нерезидентов.

Права и обязанности резидентов и нерезидентов

1. Резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, имеют право:

  • знакомиться с актами проверок, проведенных органами и агентами валютного контроля;
  • обжаловать решения и действия (бездействие) органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • на возмещение в установленном законодательством Российской Федерации порядке реального ущерба, причиненного неправомерными действиями (бездействием) органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц.

2. Резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны:

  • предоставлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, которые предусмотрены ст. 23 настоящего федерального закона;
  • вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее 3 лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора;
  • выполнять предписания органов валютного контроля об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.


Органы валютного контроля

Обновление: 3 апреля 2017 г.

В России функция по валютному контролю возложена на специальные органы и агенты, перечень которых регламентируется Федеральным законом № 173-ФЗ от 10.12.2003 (редакция от 03.07.2016) «О валютном регулировании и валютном контроле». Валютный контроль представляет собой совокупность мер, проводимых государством, предназначенных для обеспечения соблюдения валютного законодательства при проведении операций с иностранной валютой. В основе данного контроля лежит государственное ограничение возможности граждан приобретать иностранную валюту, а также приобретения отечественной валюты нерезидентами. Данное ограничение, как правило, вводится в связи с потребностью стран с частично конвертируемой валютой предотвратить отток капитала. Страны с высоким уровнем экономической стабильности и приемлемым платежным балансом не испытывают необходимости в применении данного инструмента. Так, свободно конвертируемые валюты (доллар США, евро и фунт стерлингов) не контролируются государствами-эмитентами.

В Российской Федерации к органам валютного контроля относятся:

  • Центробанк, в зону ответственности которого входит контроль за операциями с валютой, осуществляемыми основными участниками финансового рынка, такими как валютные биржи и кредитные организации. Важной частью валютного контроля является передача информации по соответствующим операциям от уполномоченных банков таможенным органам. Данный процесс также входит в функционал ЦБ как органа валютного контроля;
  • федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ. Данный орган контролирует валютные операции между участниками рынка, которые являются резидентами и нерезидентами страны и при этом относятся к биржам или кредитным организациям. Ранее данную функцию выполняла Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор), однако по Указу Президента РФ от 02.02.2016 № 41 «О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере» она была упразднена. На сегодняшний момент эти функции выполняют Федеральная таможенная служба и Федеральная налоговая служба РФ.

Правительство Российской Федерации координирует деятельность вышеперечисленных органов в области валютного контроля и контролирует взаимоотношения таможенных органов и участников рынка ценных бумаг с ЦБ РФ.

Валютный контроль (понятие, виды, формы осуществления).

Статья 22. Валютный контроль в Российской Федерации, органы и агенты валютного контроля.

I. Валютный контроль — это контроль государства за соблюдением валютного законодательства при осуществлении валютных операций.

Как и в большинстве развитых стран мира, одними из основных направлений валютного регулирования в России являются разработка в валютном законодательстве и практическое применение системы мер валютного контроля за валютными операциями. Участники внешнеторговой деятельности совершают операции, связанные с движением валютных средств. Такие операции подлежат особому государственному контролю.

В соответствии с валютным законодательством целью валютного контроля является соблюдение валютного законодательства при осуществлении валютных операций. Валютному контролю подлежат все валютные операции независимо от того, осуществляются они свободно либо применительно к ним установлены валютные ограничения.

Даже свободное совершение валютных операций связано с выполнением ряда формальностей, представляющих собой меры пассивного контроля (например, предоставление статистических данных, составление паспорта сделки и т.п.), что позволяет организовать органам валютного контроля наблюдение за проведением валютных операций, накапливать информацию о движении валютных потоков и при необходимости корректировать валютную политику государства.

Валютный контроль является разновидностью финансового контроля, поэтому ему присущи все общие черты последнего. В то же время он имеет некоторые специфические черты.

Основные направления валютного контроля:

— определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений;

— проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством;

— проверка обоснованности платежей в иностранной валюте;

— проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям.

Сущность валютного контроля заключается в том, что уполномоченные на то субъекты, используя организационноправовые способы и средства, выясняют, соответствует ли деятельность подконтрольных субъектов законам и поставленным перед ними задачам; анализируют результаты воздействия субъектов на управляемые объекты, отклонения от поставленных целей и способов их достижения; принимают меры по их предотвращению и привлечению к ответственности виновных.

Валютный контроль является одной из основополагающих функций государственного управления и видом государственного финансового контроля.

Валютный контроль, как и финансовый контроль в целом, осуществляется в целях реализации государственной валютной политики, представляя собой особый вид государственного контроля. В таком качестве валютный контроль рассматривается в нескольких аспектах.

Во-первых, валютный контроль является одной из функций государственного управления. Он обеспечивает проверку деятельности участников валютных отношений на предмет выявления случаев отклонения от выполнения предписаний государства. Контроль представляет собой проверку, а также наблюдение с целью проверки, проверку деятельности кого-или чего-либо, наблюдение за кем- или чем-либо с целью проверки, что характеризует контроль как функцию государственного управления.

Во-вторых, валютный контроль представляет собой стадию конкретных управленческих действий государства. Например, установив правило репатриации резидентами иностранной валюты и валюты РФ (ст. 19 Закона о валютном регулировании), органы и агенты валютного контроля обязаны контролировать соблюдение этого требования через систему паспортов сделок (ст. 20 Закона о валютном регулировании).

В-третьих, валютный контроль представляет собой форму обратной связи в системе регулирования валютных отношений. Посредством валютного контроля осуществляется постоянный мониторинг действий участников валютных правоотношений. Это позволяет оценивать результаты реализации норм валютного права и проводить их корректировку.

В-четвертых, валютный контроль направлен на обеспечение соблюдения установленных валютных ограничений, что характеризует его как средство поддержания правопорядка в валютной сфере.

Понятие валютного контроля необходимо рассматривать в двух аспектах.

В широком аспекте валютный контроль представляет собой совокупность мер государственного регулирования, направленных на обеспечение экономической безопасности государства и соблюдение государственных интересов в валютных правоотношениях.

В узком аспекте под валютным контролем понимается деятельность специально уполномоченных субъектов, направленная на обеспечение соблюдения валютного законодательства и актов органов валютного регулирования участниками валютных правоотношений.

Законом о валютном регулировании были впервые на законодательном уровне закреплены принципы валютного контроля, к которым ст. 3 отнесены:

1) исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;

2) единство внешней и внутренней валютной политики РФ;

3) единство системы валютного регулирования и валютного контроля;

4) обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.

Необходимо обратить внимание, что Закон о валютном регулировании объединяет и принципы валютного регулирования, и принципы валютного контроля. Такой подход законодателя обусловлен необходимостью функционирования единой и согласованной системы валютного регулирования и валютного контроля, поскольку государство может обеспечить соблюдение условий и порядка проведения валютных операций главным образом посредством контроля за их соблюдением и применением мер ответственности к нарушителям валютного законодательства. Примером реализации данного принципа является одновременное наделение Правительства РФ и Банка России функциями не только по валютному регулированию, но и по осуществлению валютного контроля.

Правовое регулирование системы валютного контроля осуществляется по двум направлениям:

1) организационное обеспечение валютного контроля путем создания соответствующих организационных структур и наделения их властными полномочиями в пределах возложенных на них функций в этой области;

2) определение правовых форм взаимоотношений участников валютных операций между собой и с органами (агентами) валютного контроля, использование которых необходимо для осуществления эффективного валютного контроля.

Организационная структура валютного контроля является трехуровневой: ее образуют Правительство РФ, органы валютного контроля и агенты валютного контроля. При этом субъекты каждого уровня указанной системы имеют строго определенный круг полномочий при реализации контрольных функций.

II. Форма валютного контроля — это способ конкретного выражения и организации контрольных действий. Под формой валютного контроля можно понимать и отдельные аспекты проявления сущности контроля в зависимости от времени проведения контрольных мероприятий.

В финансово-правовой теории и практике осуществления валютного контроля традиционно выделяются следующие его формы: предварительный, текущий и последующий.

§ Предварительный валютный контроль проводится до совершения валютных операций в целях их санкционирования. Например, до выдачи разрешения на осуществление валютных операций по контракту (кредитному договору), а также на открытие счета в банке-нерезиденте орган валютного контроля обязан проверить достоверность представленной резидентом документации; до осуществления банковских операций по обслуживанию валютного счета клиента уполномоченный банк должен проверить соответствие информации, указанной резидентом в расчетном документе, сведениям, содержащимся в документах, являющихся основанием для проведения валютных операций, а также соблюдение резидентом и нерезидентом порядка оформления расчетных документов в соответствии с требованиями, установленными нормативными актами Банка России.

Предварительная реализация органами и агентами валютного контроля своих функций имеет большое значение для предупреждения валютных правонарушений и способствует укреплению финансовой дисциплины.

Результаты предварительного валютного контроля внешне могут быть оформлены в виде разрешений на осуществление валютных операций, заключений о соответствии представленной документации действующему законодательству и т.д.

§ Текущий валютный контроль проводится во время осуществления каких-либо валютных операций: купли-продажи иностранной валюты и валютных ценностей, открытии резидентом валютного счета, осуществлении международных расчетов и т.д. Текущий валютный контроль реализуется в повседневной деятельности органов и агентов валютного контроля.

Например, при пересечении таможенной границы РФ таможенные органы проверяют правильность оформления декларации на вывоз наличной валюты; во время совершения расчетов по валютному счету уполномоченный банк проверяет соответствие информации, указанной резидентом в справке о валютных операциях, сведениям, содержащимся в документах, являющихся основанием для проведения валютных операций, а также соблюдение резидентом порядка оформления справки о валютных операциях, установленного Банком России.

Особенностью текущего валютного контроля является его проведение в ходе реализации хозяйственных или финансовых операций, поэтому иначе его называют оперативным контролем. Он основывается на документах и информации, предоставляемых резидентами органам и агентам валютного контроля, на данных бухгалтерского учета, первичных документах, порядке ведения кассовых операций, что позволяет и контролирующим органам, и подконтрольным субъектам быстро реагировать на изменения в финансовой деятельности, предупреждать нарушения валютного законодательства.

§ Последующий финансовый контроль проводится после завершения валютных операций путем сопоставления документов и информации, подтверждающих совершение валютных операций, выполнение обязательств по валютным контрактам, проведения проверок полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов. Результатом последующего валютного контроля являются: выдача органами валютного контроля предписаний, обязывающих участников валютных правоотношений устранить выявленные нарушения валютного законодательства и актов органов валютного регулирования (ч. 2 ст. 23 Закона о валютном регулировании); отказ уполномоченными банками своим клиентам в осуществлении валютных операций, а также в открытии счета в случае непредставления установленных документов или представления недостоверных документов (ч. 5 ст. 23 Закона о валютном регулировании).

Главной целью последующего валютного контроля является предупреждение, выявление и пресечение валютных правонарушений.

Последующий контроль отличается углубленным анализом валютных операций какого-либо субъекта за определенный период и позволяет определить степень эффективности проведенных ранее предварительного и текущего финансового контроля.

III. Классификация валютного контроля

1) В зависимости от субъектов, его осуществляющих, выделяют контроль:

— органов валютного контроля (Банка России и Росфиннадзора);

— агентов валютного контроля (уполномоченных банков, профессиональных участников рынка ценных бумаг, таможенных органов, налоговых органов).

2) В зависимости от специфики контрольных полномочий государственных органов в валютной сфере выделяют:

— опосредствованный валютный контроль (осуществляет Правительство РФ, задача которого состоит в определении статуса органа исполнительной власти как органа валютного контроля и издании нормативных правовых актов, регламентирующих его деятельность в валютной сфере);

— непосредственный валютный контроль (осуществляют иные органы и агенты валютного контроля).

3) В зависимости от специфики объекта валютного контроля выделяются:

— валютный контроль за операциями резидентов;

— валютный контроль за операциями нерезидентов;

— валютный контроль за операциями, связанными с открытием и ведением счетов.

63. Валютный контроль: понятие, направления и субъекты.

Валютный контроль – это контроль Правительства РФ, органов и агентов валютного контроля за соблюдением валютного законодательства, один из видов финансового контроля при проведении валютных операций.

Валютный контроль в Российской Федерации согласно пункту 1 статьи 22 Закона №173-Фз осуществляется Правительством РФ, органами и агентами валютного контроля. В качестве органов валютного контроля действуют Центральный банк РФ и федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ. Правительство РФ и Центральный банк, помимо контрольных функций, наделены полномочиями по осуществлению валютного регулирования. К таким функциям относятся требования: об использовании специального счета и о реализации. Вышеуказанные полномочия Правительства РФ также предусмотрены статьей 15 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 года №2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», а полномочия Центрального банка – статьями 4 и 56 Федерального закона от 10 июля 2002 года №86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Правительство РФ обеспечивает координацию деятельности органов и агентов валютного контроля в сфере их компетенции, а также их взаимодействие с Центральным банком Российской Федерации. Центральный банк в свою очередь осуществляет взаимодействие с другими органами валютного контроля и обеспечивает связь уполномоченных банков с органами и агентами валютного контроля. Кроме того, Центральный банк контролирует осуществление валютных операций кредитными организациями и валютными биржами.

Являясь агентом валютного контроля, Федеральная таможенная служба не уполномочена выдавать предписания об устранении выявленных нарушений валютного законодательства и применять установленные законом меры ответственности за указанные нарушения. Федеральная таможенная служба, аккумулируя информацию о выявленных валютных правонарушениях в сфере её ведения, не управомочена при этом применять какие-либо меры ответственности в связи с данными правонарушениями. Эту функцию выполняет Федеральная служба финансово-бюджетного надзора.

Направления валютного контроля:

  1. Определение соответствия проводимых операция действующему законодательству и наличие необходимых для них лицензий и разрешений;

  2. Проверка обоснованности платежей в иностранной валюте;

  3. Проверка полноты и учета по валютным операциям;

  4. Проверка выполнения резидентами обязательства в иностранной валюте.

Субъекты валютного контроля делятся на три категории – это Правительство РФ, органы валютного контроля, агенты валютного контроля. Правительство обеспечивает координацию деятельности в сфере валютного контроля.

К органам валютного контроля относятся: Центральный Банк РФ, осуществляющий валютный контроль за операциями кредитных организаций и биржами; Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, осуществляющая контроль и надзор за соблюдением резидентами и нерезидентами валютного законодательства РФ, требований актов органов валютного контроля и регулирования, а так же за соответствием проводимых валютных операций условиям лицензий и разрешений; Федеральная налоговая служба, осуществляемая контроль и надзор за валютными операциям между резидентами и не резидентами, не являющимися кредитными организациями.

К агентам валютного контроля относятся подразделения органов валютного контроля: таможенные органы, которые осуществляют в пределах своей компетенции контроль за валютными операциями резидентов и нерезидентов, связаннее с перемещением товаров через таможенную границу; налоговые органы; территориальные подразделения Росфиннадзора.

Валютный режим – это совокупность правил регулирующих использование иностранной валюты и валютных ценностей внутри страны, их ввоз и вывоз за пределы государства. Виды режима: государственная валютная монополия, когда государство разрешает осуществлять валютные платежи, но регулирует их; режим валютного регулирования и контроля (РФ); режим свободного конвертирования валюты.