Оптимизация налогообложения

Налоговая оптимизация

Бухгалтерский учет. Налоги. Аудит 16.12.2016 Email

Налоговая оптимизация – это комплекс методов и подходов к эффективному планированию (минимизации) налогов, перечисляемых в бюджет.

Налоговая оптимизация — это уменьшение размера налоговых обязательств путем осуществления законных действий, включающих в себя использование всех предоставленных действующим законодательством льгот, налоговых освобождений и других приемов и способов в рамках законодательства.

Цели налоговой оптимизации

Целью налоговой оптимизации является снижение размера всех налогов, в отношении которых у налогоплательщика имеются соответствующие обязанности, сведение к минимуму штрафных санкций со стороны налоговых органов, снижение налоговых рисков.

Наряду с этим целью налоговой оптимизации может являться отсрочка налоговых платежей, т. е. перенос их уплаты на более поздний срок.

Виды налоговой оптимизации

Можно выделить следующие виды оптимизации налогообложения:

1) оптимизация по видам налогов (НДС, налог на прибыль, налог на имущество, налог на доходы физических лиц, единый социальный налог и другие налоги);

2) оптимизация налогообложения у организаций в зависимости от их принадлежности к той или иной сфере финансово-хозяйственной деятельности (например, банки, страховые организации, организации торговли и т. д.);

3) оптимизация налогообложения по категориям налогоплательщиков (организации, индивидуальные предприниматели, крупные, средние и малые предприятия).

Налоговую оптимизацию в зависимости от периода времени, в котором она проводится, можно подразделить на перспективную (долгосрочную) и текущую налоговую оптимизацию.

Если целью налогоплательщика является уменьшение налогообложения в процессе его повседневной (текущей) деятельности, то имеет место текущая налоговая оптимизация.

Текущая налоговая оптимизация заключается в применении совокупности методов, позволяющих снижать налоги в каждом конкретном случае в отдельно взятом налоговом периоде, например, при осуществлении той или иной операции путем выбора оптимальной формы сделки.

Деятельность налогоплательщика, позволяющая уменьшить налогообложение с учетом его деятельности в будущем, рассматривается, как перспективная (долгосрочная) налоговая оптимизация.

Перспективная налоговая оптимизация заключается в применении таких приемов и способов, которые уменьшают налоги в процессе всей деятельности налогоплательщика.

Подобная оптимизация достигается посредством правильной постановки на предприятии бухгалтерского и налогового учета, грамотного применения налоговых льгот и освобождений.

Используя следующие критерии разграничения видов налоговой оптимизации:

  • законность действий налогоплательщика (налогоплательщик нарушает закон или нет);

  • степень налоговой нагрузки: платит ли он налоги, не предпринимая действий по уменьшению налогообложения, либо каким-то образом минимизирует налог.

  • получим такие виды налоговой оптимизации:

  • действия налогоплательщика соответствуют закону, налоговые платежи производятся в обычном порядке. В этом случае осуществляется классическая налоговая оптимизация;

  • действия налогоплательщика соответствуют закону, налоговые платежи при этом по возможности уменьшаются. В этом случае осуществляется минимизация налогов;

  • действия налогоплательщика не соответствуют закону, налоговые платежи не производятся. В этом случае осуществляется противозаконная налоговая оптимизация.

Элементы налоговой оптимизации

Элементами налоговой оптимизации являются:

  • система контроля за правильностью начисления налогов и своевременной уплатой налогов в бюджет;

  • оптимизация налоговых обязательств;

  • точное исполнение налоговых обязательств;

  • недопущение возникновения дебиторской задолженности по хозяйственным договорам за отгруженную продукцию, выполненные работы, оказанные услуги на сроки, которые превышают срок исковой давности;

  • система бухгалтерского и налогового учета, которая дает возможность получать своевременную объективную информацию о хозяйственной деятельности для целей налогового планирования.

Этапы налоговой оптимизации

В процессе налоговой оптимизации можно выделить ряд этапов.

Такими этапами являются:

  • первый этап — непосредственно создание коммерческой организации;

  • второй этап — выбор наиболее выгодного с налоговой точки зрения места расположения как самого предприятия, так и его руководящих органов, филиалов и дочерних компаний. При этом учитывается не только налоговый режим, предоставляемый местным законодательством, но и возможность и условия предоставления налоговых кредитов и иных специальных льгот, возможность безналогового перевода доходов из одной страны в другую, условия налоговых соглашений и т. п.;

  • третий этап — выбор оптимальной для конкретных целей деятельности организационно-правовой формы юридического лица или формы предпринимательства без образования юридического лица;

  • четвертый этап — анализ и максимально правильное использование всех предоставленных налоговым законодательством преимуществ и льгот по каждому из налогов при осуществлении текущей предпринимательской деятельности;

  • пятый этап — анализ всех возможных форм сделок, которые будут осуществляться в коммерческой деятельности, с точки зрения минимизации налогов;

  • шестой этап — решение вопроса о надлежащем размещении активов и прибыли организации с целью получения дохода от инвестиций.

Кто осуществляет налоговую оптимизацию

Непосредственно действия, позволяющие в результате минимизировать налоговые платежи организации, могут совершаться её работниками: бухгалтерами, финансистами, юристами.

Однако налоговая оптимизация может осуществляться по поручению налогоплательщика также на основе соответствующего договора консалтинговыми компаниями, юридическими фирмами, аудиторами и налоговыми консультантами.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Налоговая оптимизация: подробности для бухгалтера

  • Агрессивные механизмы налоговой оптимизации, а не необоснованная налоговая выгода — новая терминология от ФНС … на предотвращение использования «агрессивных» механизмов налоговой оптимизации. Новый термин, по мнению ФНС …
  • Отмена налога на движимое имущество: оптимизация налогов и риски? … № А55-6362/2011). Иные способы налоговой оптимизации Размер налога на имущество зависит …
  • Законные способы сокращения налоговой базы … налоговой выгоды. Когда следует начинать налоговую оптимизацию Задуматься о том, как легально … . Тем не менее, начинать проводить налоговую оптимизацию никогда не поздно. Приступая к …
  • Оптимизация налогообложения – 2018 … статье 54.1. НК РФ. Налоговая оптимизация предполагает проведение определенных действий со … . Можно выделить несколько основных способов налоговой оптимизации: 1. Пробелы в налоговых законах … выбором той или иной модели налоговой оптимизации следует всесторонне изучить все спорные …
  • Серый и официальный бизнес … на бизнес, использующий серые методы налоговой оптимизации, по сравнению с официальным бизнесом … калькулятор, посчитайте расходы на серую налоговую оптимизацию в длительной перспективе, и помимо … . 2. Что дает серая налоговая оптимизация? У серой налоговой оптимизации только один плюс, а … правоохранительные органы), и тогда серая налоговая оптимизация оборачивается: а. Возможным нервным срывом … кодекс четко описывает допустимые методы налоговой оптимизации путем внесения изменений в документы …
  • Оптимизация НДС с помощью штрафов … НДС. Сегодня достаточно популярным способом налоговой оптимизации является способ, связанный с … начисляется НДС. Правовое обоснование налоговой оптимизации При несоблюдении условий договора возможно … образом суды относятся к подобной налоговой оптимизации. Судебная практика в отношении … части возможности применения данного способа налоговой оптимизации. В Постановлении Президиума ВАС … эффект от налоговой оптимизации будет снижен. В целом, данный вариант налоговой оптимизации соответствует …
  • Перевод сотрудников ООО на ИП: риски, судебная практика, альтернативы … мой главный тезис. Времена документальной налоговой оптимизации прошли безвозвратно. На этот раз … мой главный тезис. Времена документальной налоговой оптимизации прошли безвозвратно. На этот раз … одна из самых распространенных схем налоговой оптимизации. Работодатель, чтобы сэкономить на зарплатных … бизнес-процессы подогнаны для схем налоговой оптимизации. Обычно бизнес конфигурируется исходя из … ; 2. подбор наиболее подходящих инструментов налоговой оптимизации; 3. реинжиниринг бизнес-процессов (для …
  • Чертова дюжина или 13 признаков, при которых даже добросовестный налогоплательщик попадает «под прицел» налоговых органов … более сомнительные методы налогового планирования (налоговой оптимизации). Но означает ли это, что … более сомнительные методы налогового планирования (налоговой оптимизации). Но означает ли это, что …
  • Креатив в действии или чем грозит реализация товара через фирму-«однодневку» … хорошо известный инспекторам способ агрессивной налоговой оптимизации. Чем это грозит? При проведении … хорошо известный инспекторам способ агрессивной налоговой оптимизации. Чем это грозит? Если речь …
  • Налоговые проверки 2018 … подтверждает: использование типовых примитивных способов налоговой «оптимизации» (в том числе популяризируемых раскрученными …
  • Перевод бизнеса в комбинированный паевой инвестиционный фонд … . Чем ПИФ может заинтересовать бизнес? Налоговая оптимизация На сегодня главное налоговое преимущество … Кодекса. Таким образом, преследуя цель налоговой оптимизации, имеет смысл задуматься о переходе … – строительство жилья (здесь, к сожалению, налоговая оптимизация будет минимальной в силу запрета … только у квалифицированных инвесторов) и налоговая оптимизация по налогу на прибыль. В …
  • Как налоговики ищут жертв для выездных проверок … устаем повторять: какие бы методы налоговой оптимизации не использовались, у бенефициаров должен … по годам. При неправильно проведенной налоговой оптимизации (независимо от того было ли … грамотном дробление бизнеса, использование схем налоговой оптимизации в группе компаний – не очевидно …
  • Как реорганизовать бизнес в условиях смены налоговых правил: три ключевых сценария … недавно было «хорошо» в вопросах налоговой оптимизации, а стало «плохо». Правда, пять … таких в разрезе подхода к налоговой оптимизации нужно держаться двух моментов. Первое … сложным. Короче говоря, договорные инструменты налоговой оптимизации подкладываются под реальные бизнес-процессы …
  • О пределах осуществления прав по исчислению налогов … в решении споров по агрессивной налоговой оптимизации, далее в консультации. Основной причиной … в решении споров по агрессивной налоговой оптимизации, далее в консультации. От «должной … НДС», позволяющая выявлять цепочки незаконной налоговой оптимизации независимо от количества звеньев цепи …
  • Анализ taxCOACH®: амнистия капиталов. Сообщать ли о своих активах за границей до 28 февраля 2019 г.? … , разделив инструменты защиты активов и налоговой оптимизации. Во-вторых, в сегменте защиты … , выжав максимум из законных инструментов налоговой оптимизации и обеспечив при этом его …

Методы оптимизации налогообложения

Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
Главная Финансы Налоговая политика предприятия
< Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ

Оптимизация налоговой политики предприятия позволяет избежать переплаты налогов в каждый данный момент времени, ведь, как известно, сегодняшние деньги гораздо дороже завтрашних. Наиболее остро проблема оптимизации налоговых платежей ощущается в условиях экономического кризиса.

Существуют три основных пути сокращения налоговых платежей :

  • 1) уклонение от уплаты налогов,
  • 2) налоговое планирование,
  • 3) избежание налогов.

Уклонение от уплаты налогов — это нелегальный путь уменьшения налоговых обязательств по налоговым платежам, основанное на сознательном, уголовно наказуемом (ст. 198 УК РФ для физических лиц, ст. 199 для руководства и ответственных юридических лиц) использовании методов сокрытия доходов и имущества от налоговых органов, создания фиктивных расходов, а также намеренного (умышленного) искажения бухгалтерской и налоговой отчетности.

Любые целенаправленные действия субъекта, нарушающие действующее законодательство, в результате которых бюджет так или иначе недополучает причитающиеся ему по закону суммы налогов, ущербны и нелегальны и ведут к наступлению налоговой либо уголовной ответственности.

Существует несколько распространенных способов уклонения от налогов, которые по своей природе нелегальны. Самым распространенным является способ не оприходования выручки и товарно-материальных ценностей, например продажа за наличные неучтенного товара. Еще один способ — деятельность фирмы без регистрации.

Государство предоставляет много легальных возможностей для снижения налоговых выплат. Это обусловлено и предусмотренными в законодательстве налоговыми льготами, и наличием различных ставок налогообложения и существованием пробелов или неясностей в законодательстве, а также невозможностью учета всех обстоятельств, возникающих при исчислении и уплате того или иного налога.

Поиск путей оптимизации налоговых платежей представляет собой одно из направлений налогового планирования, один из элементов налогового менеджмента предприятия. Под налоговым планированием понимается целенаправленная деятельность налогоплательщика, ориентированная на максимальное использование всех нюансов существующего налогового законодательства с целью уменьшения налоговых платежей в бюджет.

Оптимизация налоговых платежей зависит от тяжести налогового бремени и обоснованности претензий со стороны налоговых администраций. Существенную роль играет общее состояние бюджетно-налогового и финансового регулирования экономики, осуществляемого государством.

Существуют два вида налогового планирования: внешнее и внутреннее.

Внешнее налоговое планирование может проводиться несколькими методами: замены налогового субъекта, замены вида деятельности, замены налоговой юрисдикции.

Метод замены налогового субъекта основывается на использовании в целях налоговой оптимизации такой организационно-правовой формы ведения бизнеса, в отношении которой действует более благоприятный режим налогообложения.

Метод изменения вида деятельности налогового субъекта предполагает переход на осуществление таких видов деятельности, которые облагаются налогом в меньшей степени по сравнению с теми, которые осуществлялись.

Метод замены налоговой юрисдикции заключается в регистрации организации на территории, предоставляющей при определенных условиях льготное налогообложение. Выбор места регистрации (территории и юрисдикции) важен при условии неоднородности территории. При выборе места регистрации ориентируются не только на размер налоговых ставок. При небольших налоговых ставках законодательством обычно устанавливается расширенная налоговая база, что в конечном итоге может привести к обратному эффекту — повышению налоговых платежей. Если небольшая налоговая ставка жестко привязана к единице результата деятельности, то налоговое планирование становится практически невозможным. И наоборот, при формально высоких налоговых ставках вполне возможно снижение налогового бремени

Общие методы внутреннего планирования.

Выбор учетной политики организации, разрабатываемой и принимаемой один раз в финансовый год, — важнейшая часть внутреннего налогового планирования. Согласно ПБУ, существует понятие «допущения», в пределах которых предприятия могут самостоятельно определять политику ряда расходов, а, следовательно, влиять на размер налоговых отчислений. К таким «допущениям» относятся:

Метод списания на себестоимость материалов:

А) по средней себестоимости закупок;

Б) методом ФИФО — по себестоимости закупок первой партии;

В) методом ЛИФО — списание по себестоимости последней партии;

Г) по стоимости единицы товара.

Одним из часто используемых методов налоговой оптимизации является снижение налогооблагаемой прибыли за счет применения ускоренной амортизации и/или переоценки основных средств. Так, если возможности для ускоренной амортизации в России невелики, то переоценка основных средств представляет собой достаточно эффективный способ экономии на налоге на прибыль и налоге на имущество.

Оптимизация налогового режима при осуществлении конкретной сделки. Речь идет об использовании нескольких договоров, обеспечивающих одну сделку. Это помогает выбрать оптимальный налоговый режим осуществления конкретной сделки с учетом графика поступления и расхода финансовых и товарных потоков.

Налоговые льготы — одна из важнейших деталей налогового планирования. Теоретически льготы — один из способов для государства стимулировать те направления деятельности и сферы экономики, которые необходимы государству в меру их социальной значимости или из-за невозможности государственного финансирования.

Практически же большинство льгот и их применение в значительной степени зависят от местного законодательства. Как правило, значительную часть льгот предоставляют местные законы.

Налоговое законодательство предусматривает следующие льготы:

необлагаемый минимум объекта;

изъятия из обложения определенных элементов объекта;

освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий плательщиков;

понижение налоговых ставок;

целевые налоговые льготы, включая налоговые кредиты (отсрочки взимания налогов),

прочие налоговые льготы.

Следующими методами оптимизации налогообложения являются метод отсрочки налогового платежа и метод прямого сокращения объекта.

Метод отсрочки налогового платежа основан на возможности переносить момент возникновения объекта налогообложения на последующий календарный период.

Метод прямого сокращения объекта налогообложения имеет целью снижение размера объекта, подлежащего налогообложению, или замену этого объекта иным, облагаемым более низким налогом или не облагаемым налогом вовсе. Объектом могут быть как хозяйственные операции, так и облагаемое налогами имущество, причем сокращение не должно оказать негативного влияния на хозяйственную деятельность предпринимателя.

Любой метод оптимизации налоговых платежей должен иметь в качестве основы экономическое обоснование и документальное оформление. Большинство судебных решений в пользу налоговых органов ссылаются на отсутствие экономической выгоды от осуществления тех или иных хозяйственных операций. Ведь целью осуществления любой экономической деятельности должна быть прибыль, а не уклонение от уплаты налогов. Все подтвержденные расходы должны быть направлены на получение дохода. А если в результате хозяйственной деятельности образовался убыток — это не вина налогоплательщика, а скорее совокупность сложившихся обстоятельств (изменившаяся конъюнктура рынка, падение цен, изменение структуры спроса и т.п.).

Согласно налоговому законодательству, все расходы должны быть документально оформлены. При этом в целях безопасной оптимизации налоговых платежей не должно быть несоответствий между бухгалтерским учетом и имеющимися документами, подтверждающими расходы. Суммы, контрагенты и условия, предусмотренные договорами, должны соответствовать суммам, контрагентам и условиям, отраженным в учете.

Не следует злоупотреблять применением схем по минимизации налоговых платежей. Если по отчетности рентабельность предприятия является чрезвычайно низкой, это может вызвать подозрение у налоговых органов, что может спровоцировать проведение выездной налоговой проверки. Для самостоятельной оценки налоговых рисков помогут критерии, разработанные налоговыми органами и открыто публикуемые в СМИ.

При минимизации налоговых платежей все детали должны быть тщательно продуманы. Документы, подтверждающие расходы, должны иметь все необходимые реквизиты, цены должны быть рассчитаны таким образом, чтобы соответствовать условиям, предусмотренным налоговым законодательством (в частности, ст.40 НК РФ). Также необходимо оценить экономический эффект от использования планируемого метода оптимизации налоговых платежей и риск наступления возможных негативных последствий.

Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter

< Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ
Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Естествознание
Журналистика
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Педагогика
Политология
Право
Психология
Религиоведение
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее

Принципы налоговой оптимизации

Институт управления и оценки бизнеса Учебные материалы для студентов и аспирантов

Можно выделить следующие принципы налоговой оптимизации.
1. Соизмеримость

Применение необдуманных приемов снижения налогов будет иметь только одно последствие – особое внимание фискальных или правоохранительных органов. Налоговая оптимизация должна быть с юридической точки зрения досконально продумана.

2. Согласованность с законодательством

Налоговая оптимизация является ответственной деятельностью и сопряжена с определенным риском, поскольку, как показывает практика, в данном случае защита интересов налогоплательщика может осуществляться в судебном порядке (на уровне судебного прецедента). Прогнозировать направление судебной практики по тому или иному вопросу невозможно, так как это зависит от множества факторов. Кроме того, эффект от оптимизации может быть нивелирован гонорарами юриста.

Здесь необходимо учитывать, что до 1 августа 2004 года в соответствии со ст. 4 НК РФ нормативные документы Министерства по налогам и сборам РФ (в настоящее время Министерства финансов РФ), то есть инструкции, письма, приказы, методические разъяснения, не относятся к законодательству о налогах и сборах, а следовательно, данные акты не могут регулировать налоговые отношения и изменять или дополнять налоговое законодательство. Данные документы обязательны для исполнения территориальными налоговыми органами, поэтому после 31 июля 2004 года налоговые органы утратили право на издание нормативных документов в области налогообложения.

3. Простота

Способы оптимального налогообложения должны быть простыми, доступными и по возможности основываться на конкретных статьях законодательства РФ. Дело в том, что налоговое законодательство РФ использует разрешительный метод нормативного регулирования налоговых правоотношений, а не оправдательный.

4. Учет наличия самостоятельной отрасли права – системы налогового учета (в отличие от гражданской, банковской, бухгалтерской систем)

При формировании системы налогового законодательства РФ не учитывались взаимосвязь и привязка налогового права к нормам и положениям других отраслей права. Налоговое законодательство реализуется практически в собственной правовой плоскости. Наиболее существенный отрыв произошел от сферы гражданского законодательства. Кроме того, согласно п. 1 ст. 11 НК РФ: «Институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ».

В частности, в настоящее время правила бухгалтерского учета применяются к порядку налогообложения только в случаях, прямо предусмотренных налоговым законодательством. Во всех остальных случаях соответствия порядка бухгалтерского отражения операции и ее учета в целях налогообложения не существует. В целях налогообложения порядок ведения бухгалтерского учета корректируется с учетом требований налогового законодательства.

5. Комплексность

При формировании того или иного способа налоговой оптимизации должны быть рассмотрены все существенные аспекты операции, а также деятельности предприятия в целом.

Во-первых, всестороннему анализу должны быть подвергнуты возможные последствия внедрения конкретного метода налогового планирования с точки зрения всей совокупности налогов.

Во-вторых, при выборе метода налогового планирования необходимо учитывать требования иных отраслей законодательства (антимонопольного, таможенного, валютного и т.д.). Например, при выборе места регистрации оффшорного предприятия необходимо учитывать существенные ограничения на вывоз капитала, перемещение товаров и денежных средств, введенные валютным и таможенным законодательством.

6. Учет «политических» аспектов

Необходимо быть готовым к тому, что резкое сокращение налоговых поступлений одного из наиболее крупных налогоплательщиков привлечет активное внимание местных контролирующих органов и администрации. Например, разделение организации на несколько «упрощенцев».

7. Грамотное документальное оформление операций

Небрежность в оформлении или отсутствие необходимых документов может послужить формальным основанием для переквалификации налоговыми органами всей операции и, как следствие, привести к применению более обременительного для предприятия порядка налогообложения.

Например, при использовании упрощенной системы налогообложения (объект налогообложения – доходы минус расходы) не все расходы учитываются в целях налогообложения. Например, консультативные расходы со стороны не уменьшают налоговую базу единого налога, однако расходы на зарплату сотрудника организации, осуществляющего аналогичные консультационные функции, будут включаться в расходы, уменьшающие величину доходов.

8. Принцип конфиденциальности

Данные принцип означает, что при использовании методов налоговой оптимизации требуется соблюдение конфиденциальности. Распространение сведений об удачно проведенной минимизации налогов может иметь ряд негативных последствий. Дело в следующем:

  • во-первых, уменьшение налогов (в любом виде, будь то налоговая оптимизация или уклонение от уплаты) не входит в перечень одобряемых обществом действий;
  • во-вторых, существует возможность, что примененный налоговым оптимизатором метод будет принят на вооружение другими предпринимателями и приобретет массовое распространение, а это впоследствии неизбежно вызовет оперативное изменение законодательства;
  • в-третьих, неосторожные высказывания налогоплательщика по поводу удачного обхода налогов – это один из источников «оперативной» информации для налоговых органов.

Оптимизация может быть связана с привлечением широкого круга лиц, поэтому необходимо руководствоваться правилом «золотой середины»: с одной стороны – сотрудники должны четко представлять себе свою роль в операции, с другой – они не должны, по возможности, осознавать ее цель и мотивы.

9. Использование разнообразных способов минимизации налогов

Как показывает практика, наиболее эффективные результаты налоговая оптимизация приносит только при использовании нескольких способов в совокупности. При этом важно добиться согласованности в использовании способов и их непротиворечивости.

Классификация методов и способов налоговой оптимизации

Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
Главная Финансы Характеристика и виды налоговой оптимизации
< Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ

С точки зрения применяемых методов налоговая оптимизация может быть классифицирована на оптимизацию через разработку приказа об учетной и налоговой политике организации, через замену или разделение правоотношений, через непосредственное воздействие на объект налогообложения путем его изменения или сокращения его количественных характеристик, использование предусмотренных законом льгот и освобождений и т.д. Подробно классификация мероприятий по налоговой оптимизации по данному основанию рассмотрена ниже.

Налоговая оптимизация (оптимизация налогов) — это деятельность, направленная на уменьшение налоговых платежей путем законных действий налогоплательщика, предполагающее максимально полное использование всех предоставленных законом льгот, налоговых освобождений и других законных методов.

Оптимизация налогов — это организационные мероприятия в рамках действующего законодательства, связанные с выбором места, времени и видов деятельности, созданием и сопровождением наиболее эффективных схем и договорных взаимоотношений, с целью увеличения денежных потоков компании за счет налоговой оптимизации и минимизации налоговых платежей.

Виды:

  • — перспективная (стратегическая) налоговая оптимизация;
  • — текущее налоговое планирование;
  • — налоговая оптимизация отдельных операций.

В момент создания компании, фирмы, предприятия — минимизация к уплате суммы налогов способна принести максимальный эффект, это связано с тем, что пока еще не сделано никаких ошибок, которые трудно исправлять в процессе реальной деятельности. В тоже время, если владелец бизнеса старается незаконным способом минимизировать налоги, через определенное время, данный факт выяснится налоговыми службами. И гораздо затратнее придется внедрять налоговые схемы, которые будут соответствовать законодательству РФ, но компании уже будет причинен заметный финансовый ущерб.

В настоящее время законодательная система налогообложения в РФ сложна, нестабильна, а правоприменительная и судебная практика настолько противоречива, что без профессионалов разобраться во всех аспектах очень сложно.

Оптимизация налогообложения необходима не только по такой очевидной причине, как противодействие увеличению налоговой нагрузки. И даже не по тому, что использовать схемы минимизации налогов в условиях нечестной конкуренции вынуждены даже добросовестные налогоплательщики.

В условиях, когда налоговые поступления в бюджет разворовываются, только в системе госзакупок «Объем воровства можно снизить на триллион рублей», вопрос о целесообразности налоговой оптимизации выходит за рамки только экономики и должен рассматриваться в том числе и с точки зрения морали. Излишние платежи в бюджет следует считать аморальным поступком.

Налоговая оптимизация — это «действия налогоплательщика, которые, хотя и имеют своим следствием неуплату налога либо уменьшение его суммы, но заключаются в использовании предоставленных налогоплательщику законом прав, связанных с освобождением на законном основании от уплаты налога или с выбором наиболее выгодных для него форм предпринимательской деятельности и соответственно — оптимального вида платежа».

Если задача минимизации налогов будет поставлена после того как разработана организационная и финансовая схема бизнеса, решить её будет очень сложно. Внимание налогообложению необходимо уделять с самого начала планирования хозяйственной деятельности. При этом необходимо понимать, что главной целью оптимизации должно быть не снижение налогов, а увеличение доходов от предпринимательской деятельности после уплаты налоговых платежей.

Консультации по налогам и возможному уменьшению налоговых платежей рассматриваются нами как составная часть налогового консалтинга и даются нашим клиентам без дополнительной оплаты.

В наибольшей степени налогообложение зависит от системы налогообложения и вида (условий) договора. Поэтому основные направления законных способов оптимизации сводятся к изменению системы налогообложения и к изменению вида (условий) договора. Отдельно можно выделить максимальное использование всевозможных льгот и компенсаций.

Изменение системы налогообложения.

  • 1. Выделение отдельных подразделений компании в самостоятельные хозяйствующие единицы
  • 2. Заключение договора с предпринимателем (возмездного оказания услуг, выполнения работ, и пр.)

Изменение вида договора.

  • 1. Выбор между договорами поставки и комиссии.
  • 2. Замена трудовых отношений гражданско-правовыми отношениями (выплата арендной платы за использование личного имущества, дивидендные схемы и пр.).
  • 3. Передача части работ на аутсорсинг.
  • 4. Аутстаффинг, или аренда персонала.

Обязательные условия применения всех способов:

  • 1. Повышенное внимание качеству документального оформления расходов
  • 2. Обоснование экономической целесообразности расходов
  • 3. Непритворный характер заключаемых сделок.
  • 4. Неаффилированность контрагентов.
  • 5. Самостоятельность низконалоговых субъектов.

Законные способы оптимизации являются трудозатратными и дорогостоящими в применении.

Для оценки эффективности законных методов снижения налогов следует сравнить сумму налоговой экономии и сумму затрат на документальное и бухгалтерское оформление.

Противозаконные способы оптимизации

Самый эффективный способ уменьшения налогов — не платить налоги совсем.

С некоторой степенью условности можно считать налоговой оптимизацией использование «фирм-однодневок» для целей снижения налоговой базы по НДС и по налогу на прибыль с одновременным обналичиванием денежных средств и выплаты заработной платы «в конвертах».

Основными преимуществами способов незаконной оптимизации является их эффективность и простота.

Для оценки эффективности противозаконных методов снижения налогов следует сравнить сумму экономии и сумму возможных штрафных санкций.

Налоговое планирование.

Для целей снижения налогов наиболее перспективным будет подход, при котором оптимизация налогообложения рассматривается как составная часть налогового планирования.

Необходимость такого подхода вызвана двумя факторами:

  • 1. Взаимосвязанность налогов. Снижение одного из налогов может вызвать увеличение общей суммы налогов предприятия.
  • 2. Изменчивость налогового законодательства, условий деятельности и видов деятельности предприятия.

При налоговом планировании разрабатывается несколько налоговых схем. Затем на основе расчета составляются конкретные планы налоговых платежей, то есть налоговый календарь, и выбирается оптимальная налоговая схема.

Налоговое планирование необходимо применять перед проведением крупных сделок, при подготовке к новым видам экономической деятельности.

Налоговая нагрузка.

Граница между налоговой оптимизацией и уклонением от налогов может быть проведена по-разному.

В этой ситуации полезно внимательно разобраться с Концепцией системы планирования выездных налоговых проверок, которая утверждена Приказом ФНС России от 30.05.07 № ММ-3-06/333@. Приказ содержит Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок, а так же Типовые способы уклонения от налогообложения с использованием фирм-однодневок.

Налоговые органы при принятии решений о назначении выездной налоговой проверки учитывают такой показатель, как налоговая нагрузка. Налоговая нагрузка — это отношение суммы налогов к выручке. Данный показатель сравнивается со средним уровнем в конкретной отрасли либо по виду экономической деятельности.

Налоговые органы рассчитывают налоговую нагрузку в соответствии с методикой, изложенной в Письме от 13.08.1996г №04-01-15 «О программе изучения налогового бремени на отдельных предприятиях и в организациях различных форм собственности, размеров и видов деятельности».

Любой налогоплательщик может быть признан недобросовестным, если он не проявил должной осмотрительности и осторожности, и ему должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом.

Под непроявлением должной осмотрительности понимается как неосведомленность о нарушениях, допущенных контрагентом, так и непринятие мер по проверке добросовестности контрагента. (Постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды»).

В судебных решениях названы следующие действия, свидетельствующие о проявлении налогоплательщиком должной осмотрительности:

Истребование у контрагентов регистрационных и учредительных документов;

Проверка наличия надлежащих полномочий у лиц, действовавших от имени контрагентов;

Запросы в государственные органы.

Основные признаки проблемного контрагента:

Не зарегистрирован на территории осуществления деятельности;

Не представил в налоговый орган бухгалтерскую и налоговую отчетность либо сдал нулевую декларацию;

Не платит налоги в бюджет;

Отсутствует по юридическому адресу;

Не дал ответы по результатам встречной проверки;

Проводит расчеты по сделкам внутри одного банка;

У него отсутствуют производственные возможности и мощности для выполнения условий договора

С точки зрения периода действия мероприятия по налоговой оптимизации могут быть разделены на перспективную или стратегическую налоговую оптимизацию, эффект от которой имеет место в течение длительного периода деятельности субъекта предпринимательской деятельности, и налоговую оптимизацию отдельных хозяйственных операций, эффект от которой имеет разовый характер.

Перспективная налоговая оптимизация предусматривает выбор наиболее приемлемой с точки зрения налогообложения правовой формы осуществления хозяйственной деятельности, построение схемы финансово-хозяйственной деятельности с учетом наиболее типичных отношений, в которых участвует данный субъект предпринимательской деятельности, разработку соответствующей учетной и налоговой политики, а также применение иных методов, имеющих долгосрочное влияние на размер налоговых обязательств налогоплательщика.

Налоговая оптимизация отдельных хозяйственных операций осуществляется путем выбора оптимального вида гражданско-правового договора, подлежащего заключению, определения условий договора, установления порядка совершения конкретных действий в ходе осуществления хозяйственной операции (например, передачи имущества, оплаты товара и т.д.).

Классификация налоговой оптимизации по различным основаниям представлена на рис. 1.

Рис. 1. Методы оптимизации налогов

Самые популярные методы оптимизации налогообложения:

  • 1. Метод замены налогового субъекта основывается на использовании в целях налоговой оптимизации такой организационно-правовой формы ведения бизнеса, в отношении которой действует более благоприятный режим налогообложения. Так, например, включение в бизнес-схему «инвалидных» компаний — имеющих льготы как общества инвалидов или имеющих долю инвалидов в штате более определенного уровня- позволяет экономить на прямых налогах.
  • 2. Метод изменения вида деятельности налогового субъекта предполагает переход на осуществление таких видов деятельности, которые облагаются налогом в меньшей степени по сравнению с теми, которые осуществлялись. Примером использования этого метода может служить превращение торговой организации в торгового агента или комиссионера, работающего по «чужому» поручению с «чужим» товаром за определенное вознаграждение, или использование договора товарного кредита — из соображений более легкого учета и меньшего налогообложения.
  • 3. Метод замены налоговой юрисдикции заключается в регистрации организации на территории, предоставляющей при определенных условиях льготное налогообложение. Выбор места регистрации (территории и юрисдикции) важен при условии неоднородности территории. Когда каждый регион страны наделен полномочиями по формированию местного законодательства и на этом поле субъекты обладают некоторой свободой, каждая территория использует эту свободу по-своему. Отсюда различия в размере налоговых отчислений. Разработка стратегии развития компании подразумевает возможную организацию аффилиационных структур во внешних зонах сминимальным налоговым бременем (офшор).

При выборе места регистрации ориентируются не только на размер налоговых ставок. При небольших налоговых ставках законодательством обычно устанавливается расширенная налоговая база, что в конечном итоге может привести к обратному эффекту — повышению налоговых платежей. Если небольшая налоговая ставка жестко привязана к единице результата деятельности, то налоговое планирование становится практически невозможным.

4. Переход организации на упрощенную систему налогообложения.

Налоговое планирование организации основывается на трех подходах к минимизации налоговых платежей:

  • — использование льгот при уплате налогов;
  • — разработка грамотной учетной политики;
  • — контроль за сроками уплаты налогов (использование налогового календаря).

Однако прежде чем выбрать тот или иной способ учета, организации необходимо обосновать свой выбор с помощью расчетов налогов, величина которых зависит от альтернативного способа учета, и убедиться в правильности сделанного выбора. Это поможет фирме избежать проблем с налоговыми инспекторами. Применение упрощенной системы налогообложения как способ налоговой оптимизации. Упрощенная система налогообложения, «упрощенка» (далее — УСН) является специальным налоговым режимом, применяемым на добровольной основе в соответствии с главой 26.2 Налогового Кодекса РФ(НК). В этом случае организации уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, НДС (за исключением НДС, уплачиваемого при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации). Все остальные налоги уплачиваются в соответствии с общим режимом налогообложения. Организации, применяющие УСН, не освобождаются от исполнения обязанностей налогового агента. Необходимо обратить внимание на то, что, если по итогам налогового (отчетного) периода выполнено хотя бы одно из условий, налогоплательщик считается перешедшим на общий режим налогообложения:

  • — доход организации превышает 15 млн. руб.;
  • — остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов превышает 100 млн. руб.;
  • — доля непосредственного участия других организаций в капитале налогоплательщика составляет более 25% (кроме общественных организаций инвалидов);
  • — средняя численность работников превышает 100 человек.

Таблица 1. Виды налогов по упрощённой системе налогообложения

Налоговые обязательства

Ставка, %

Общий режим

УСН

Налог на прибыль

20

+

Налог на имущество

2,2 (мах)

+

НДС

10; 18

+

Страховые взносы в ПФР

14

+

+

НДС, уплачиваемый на таможне

10; 18

+

+

Обязанности налогового агента

+

+

УСН

6; 15

+

Иные установленные налоги

+

+

Многие специалисты считают, что для определения более выгодного режима налогообложения необходимо сравнить показатели налоговой нагрузки при применении различных режимов и отдать предпочтение режиму с наименьшей налоговой нагрузкой. Но существуют и другие факторы, оказывающие иногда решающее влияние на выбор режима налогообложения.

Таблица 2. Показатели налоговой нагрузки при применении различных режимов

Факторы

Общий режим

УСН

Ведение бухгалтерского учета

Обязательно в полном объеме

Обязательны ведение кассовых операций и бух. учет основных средств и нематериальных активов; требуется ведение бухгалтерского учета для выплаты дивидендов;

Оформление первичных документов

Обязательно в полном объеме

Обязательно, если объектом выбраны доходы за вычетом расходов

Ведение налогового учета

В рамках бухгалтерского учета — для всех налогов, отдельный учет — для налога на прибыль

Если объектом выбраны доходы, то учет только доходов; если объектом выбраны доходы за вычетом расходов, то учет и доходов, и расходов

Налоговая отчетность

Отчетность по всем налогам

Отчетность только по УСН, НДФЛ и взносам в ПФР

Доходы

Для всех налогов (в основном) — по методу начисления; для НДС — как по отгрузке, так и по оплате

Только кассовым методом; авансы включаются в состав доходов

Расходы

В бухгалтерском учете — на основании ПБУ 10/99; в налоговом учете — согласно главе 25 НК РФ; расходы определяются методом начисления

Если объектом выбраны доходы, то ведение бухгалтерского учета необязательно; если объектом выбраны доходы за вычетом расходов, то учет расходов ведется согласно ст. 346.16 НК РФ; расходы определяются кассовым методом

Возможность быть плательщиком НДС

Актуально, если клиент не работает с населением и по УСН; неактуально при реализации товаров населению

Неактуально при реализации товаров (работ, услуг) населению и клиенту, работающему с населением и по УСН

Пособие по временной нетрудоспособности

По установленным нормам выплачивается из средств работодателя и ФСС РФ;

Если объектом выбраны доходы, то УСН может быть уменьшен без ограничений на размер выплаченного пособия, превышающего 1 МРОТ

Порядок включения в состав расходов стоимости основных средств (ОС)

Путем начисления амортизации:

  • — бухгалтерском учете — согласно ПБУ 6/01;
  • — в налоговом учете — согласно ст. 258 НК РФ

Расходы уменьшают налогооблагаемую базу в момент их ввода в эксплуатацию, кроме приобретенных до перехода на УСН;

Реализация ОС, приобретенных после перехода на УСН, до истечения 3 лет

Негативных последствий не влечет

Необходимо пересчитать налоговую базу и дополнительно заплатить налоги и пени

Убыток, полученный до перехода на УСН

Уменьшает налогооблагаемую базу по налогу на прибыль

Не уменьшает налогооблагаемую базу по УСН

Налогообложение дивидендов

33% (24% — налог на прибыль + 9% — НДФЛ)

От 12 до 15% (от 3 до 6% — УСН в зависимости от взносов в ПФР + 9% — НДФЛ)

НДС по приобретаемым товарам

Принимается к вычету НДС

При исчислении УСН включается в состав расходов

Проанализировав размер налоговой нагрузки по данным за предыдущие налоговые периоды (или на основании прогнозных значений) и влияние иных факторов, можно принять оптимальное решение по выбору налогового режима для организации. Если организация все же решила применять УСН, то ей следует выбрать из двух объектов налогообложения: доходы (первый вариант) или доходы, уменьшенные на величину расходов (второй вариант). При этом необходимо учитывать, что объект налогообложения выбирается налогоплательщиком самостоятельно и не может добровольно им изменяться в течение всего срока применения УСН согласно ст. 346.14 НК РФ. В первом варианте налоговая ставка устанавливается в размере 6%. Во втором варианте налоговая ставка равна 15%, но в этом случае уплачивается минимальный налог. Сумма минимального налога составляет 1% доходов.

При выборе варианта УСН (с учетом всего ранее сказанного) необходимо проанализировать сумму исчисленного УСН. На величину УСН непосредственно влияют суммы доходов, расходов, начисленных страховых взносов в ПФР и выплаченных пособий по временной нетрудоспособности.

УСН в первом варианте: УСН во втором варианте:

Д х 6% — П — Б. (Д — Р) х 15%.

В приведенных выражениях обозначено: Д — доходы, Р — расходы, П — сумма начисленных страховых взносов в ПФР, Б — сумма выплаченных пособий по временной нетрудоспособности.

Если не учитывать сумму начисленных страховых взносов в ПФР и сумму выплаченных пособий по временной нетрудоспособности, то приведенная выше формула приобретает вид:

Д х 6% = (Д — Р) х 15%, Р = Д х 0,6.

Таким образом, если расходы составляют менее 60% уровня доходов, предпочтительнее использовать первый вариант. Если же расходы составляют более 60% уровня доходов, то необходимо дополнительно анализировать влияние суммы начисленных страховых взносов в ПФР и суммы выплаченных пособий по временной нетрудоспособности на величину УСН.

Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter

< Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ
Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Естествознание
Журналистика
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Педагогика
Политология
Право
Психология
Религиоведение
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее