Оператор по переводу денежных средств

Статья 14. Требования к деятельности оператора по переводу денежных средств при привлечении банковского платежного агента (субагента)

  • ДОКУМЕНТ
  • Главная
  • Федеральный закон от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ «О национальной платежной системе»
  • Глава 3. Субъекты национальной платежной системы и требования к их деятельности (ст.ст. 11 — 19)
  • Статья 14. Требования к деятельности оператора по переводу денежных средств при привлечении банковского платежного агента (субагента)

ГАРАНТ:

Действие статьи 14 настоящего Федерального закона распространяется на отношения, возникшие из договоров, ранее заключенных кредитными организациями и организациями, не являющимися кредитными организациями, а также индивидуальными предпринимателями в соответствии со статьей 13.1 Федерального закона «О банках и банковской деятельности»

Статья 14. Требования к деятельности оператора по переводу денежных средств при привлечении банковского платежного агента (субагента)

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 14 настоящего Федерального закона

1. Оператор по переводу денежных средств, являющийся кредитной организацией, в том числе небанковской кредитной организацией, имеющей право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций в соответствии с Федеральным законом «О банках и банковской деятельности», вправе на основании договора привлекать банковского платежного агента:

1) для принятия от физического лица наличных денежных средств и (или) выдачи физическому лицу наличных денежных средств, в том числе с применением платежных терминалов и банкоматов;

2) для предоставления клиентам электронных средств платежа и обеспечения возможности использования указанных электронных средств платежа в соответствии с условиями, установленными оператором по переводу денежных средств;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 5 мая 2014 г. N 110-ФЗ пункт 3 части 1 статьи 14 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции

См. текст пункта в предыдущей редакции

3) для проведения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма идентификации или упрощенной идентификации клиента — физического лица в целях осуществления перевода денежных средств без открытия банковского счета, в том числе электронных денежных средств, а также предоставления указанному клиенту — физическому лицу электронного средства платежа.

2. Банковский платежный агент, являющийся юридическим лицом, в случаях, предусмотренных договором с оператором по переводу денежных средств, вправе привлекать банковского платежного субагента на основании заключаемого с ним договора для осуществления деятельности (ее части), указанной в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи. При таком привлечении соответствующие полномочия банковского платежного субагента не требуют нотариального удостоверения.

3. Привлечение оператором по переводу денежных средств банковского платежного агента может осуществляться при одновременном соблюдении следующих требований:

1) осуществлении указанной в части 1 настоящей статьи деятельности (ее части) (далее — операции банковского платежного агента) от имени оператора по переводу денежных средств;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 5 мая 2014 г. N 110-ФЗ пункт 2 части 3 статьи 14 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции

См. текст пункта в предыдущей редакции

2) проведении банковским платежным агентом в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма идентификации или упрощенной идентификации клиента — физического лица в целях осуществления перевода денежных средств без открытия банковского счета, в том числе электронных денежных средств, а также предоставления указанному клиенту — физическому лицу электронного средства платежа;

Информация об изменениях:

Пункт 3 изменен с 8 июля 2018 г. — Федеральный закон от 27 июня 2018 г. N 169-ФЗ

См. предыдущую редакцию

3) использовании банковским платежным агентом специального банковского счета (счетов) для зачисления в полном объеме полученных от физических лиц наличных денежных средств в соответствии с частями 4.1 — 6 настоящей статьи;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 290-ФЗ пункт 4 части 3 статьи 14 изложен в новой редакции

См. текст пункта в предыдущей редакции

4) подтверждении банковским платежным агентом принятия (выдачи) наличных денежных средств путем выдачи (направления) кассового чека;

5) предоставлении банковским платежным агентом физическим лицам информации, предусмотренной частью 15 настоящей статьи;

6) применении банковским платежным агентом платежных терминалов и банкоматов в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов.

4. Привлечение банковским платежным агентом банковского платежного субагента может осуществляться при одновременном соблюдении следующих требований:

1) осуществлении указанной в части 1 настоящей статьи деятельности (ее части) (далее — операции банковского платежного субагента) от имени оператора по переводу денежных средств;

2) осуществлении операций банковского платежного субагента, не требующих идентификации физического лица в соответствии с законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

3) запрете для платежного банковского субагента на привлечение других лиц к осуществлению операций банковского платежного субагента;

Информация об изменениях:

Пункт 4 изменен с 8 июля 2018 г. — Федеральный закон от 27 июня 2018 г. N 169-ФЗ

См. предыдущую редакцию

4) использовании банковским платежным субагентом специального банковского счета (счетов) для зачисления в полном объеме полученных от физических лиц наличных денежных средств в соответствии с частями 4.1 — 6 настоящей статьи;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 290-ФЗ пункт 5 части 4 статьи 14 изложен в новой редакции

См. текст пункта в предыдущей редакции

5) подтверждении банковским платежным субагентом принятия (выдачи) наличных денежных средств путем выдачи (направления) кассового чека;

6) предоставлении банковским платежным субагентом физическим лицам информации, предусмотренной частью 15 настоящей статьи;

7) применении банковским платежным субагентом платежных терминалов и банкоматов в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов.

Информация об изменениях:

Статья 14 дополнена частью 4.1 с 8 июля 2018 г. — Федеральный закон от 27 июня 2018 г. N 169-ФЗ

4.1. Банковский платежный агент (субагент) вправе совмещать свою деятельность с деятельностью по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами, и использовать специальный банковский счет, предусмотренный настоящей статьей, в качестве специального банковского счета платежного агента в порядке, установленном Федеральным законом от 3 июня 2009 года N 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами».

5. По специальному банковскому счету банковского платежного агента (субагента) могут осуществляться следующие операции:

1) зачисление принятых от физических лиц наличных денежных средств;

2) зачисление денежных средств, списанных с другого специального банковского счета банковского платежного агента (субагента);

3) списание денежных средств на банковские счета;

Информация об изменениях:

Часть 5 дополнена пунктом 4 с 8 июля 2018 г. — Федеральный закон от 27 июня 2018 г. N 169-ФЗ

4) операции, осуществляемые по специальному банковскому счету платежного агента в соответствии с Федеральным законом от 3 июня 2009 года N 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», в случае совмещения банковским платежным агентом (субагентом) своей деятельности с деятельностью по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами.

6. Осуществление иных операций, помимо предусмотренных частью 5 настоящей статьи, по специальному банковскому счету не допускается.

7. Контроль за соблюдением банковскими платежными агентами (субагентами) обязанностей по сдаче оператору по переводу денежных средств полученных от физических лиц наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а также по использованию банковскими платежными агентами (субагентами) специальных банковских счетов для осуществления расчетов осуществляют налоговые органы Российской Федерации.

8. Оператор по переводу денежных средств обязан выдавать налоговым органам справки о наличии у него специальных банковских счетов и (или) об остатках денежных средств на специальных банковских счетах, выписки по операциям на специальных банковских счетах организаций (индивидуальных предпринимателей), являющихся банковскими платежными агентами (субагентами), в течение трех дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа. Справки о наличии специальных банковских счетов и (или) об остатках денежных средств на специальных банковских счетах, а также выписки по операциям на специальных банковских счетах организаций (индивидуальных предпринимателей), являющихся банковскими платежными агентами (субагентами) у такого оператора по переводу денежных средств, могут быть запрошены налоговыми органами в случаях проведения контроля, предусмотренного частью 7 настоящей статьи, в отношении этих организаций (индивидуальных предпринимателей), являющихся банковскими платежными агентами (субагентами).

9. Форма (форматы) и порядок направления налоговыми органами запроса оператору по переводу денежных средств устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Форма и порядок предоставления оператором по переводу денежных средств информации по запросам налоговых органов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Центральным банком Российской Федерации. Форматы предоставления оператором по переводу денежных средств в электронном виде информации по запросам налоговых органов утверждаются Центральным банком Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 290-ФЗ часть 10 статьи 14 изложена в новой редакции

См. текст части в предыдущей редакции

10. Кассовый чек, выдаваемый (направляемый) покупателю (клиенту) банковским платежным агентом, банковским платежным субагентом, должен соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.

11. Утратила силу.

Информация об изменениях:

См. текст части 11 статьи 14

12. Кассовый чек может содержать также иные реквизиты в случаях, если это предусмотрено договором между оператором по переводу денежных средств и банковским платежным агентом.

13. Утратила силу.

Информация об изменениях:

См. текст части 13 статьи 14

14. В случае изменения адреса места установки платежного терминала или банкомата банковский платежный агент (субагент) обязан в день осуществления такого изменения направить соответствующее уведомление в налоговый орган с указанием нового адреса места установки контрольно-кассовой техники, входящей в состав платежного терминала или банкомата.

15. При привлечении банковского платежного агента (субагента) в каждом месте осуществления операций банковского платежного агента (субагента) до начала осуществления каждой операции физическим лицам должна предоставляться следующая информация:

1) адрес места осуществления операций банковского платежного агента (субагента);

2) наименование и место нахождения оператора по переводу денежных средств и банковского платежного агента (субагента), а также их идентификационные номера налогоплательщика;

3) номер лицензии оператора по переводу денежных средств на осуществление банковских операций;

4) реквизиты договора между оператором по переводу денежных средств и банковским платежным агентом, а также реквизиты договора между банковским платежным агентом и банковским платежным субагентом в случае его привлечения;

5) размер вознаграждения, уплачиваемого физическим лицом в виде общей суммы, включающей в том числе вознаграждение банковского платежного агента (субагента) в случае его взимания;

6) способы подачи претензий и порядок их рассмотрения;

7) номера телефонов оператора по переводу денежных средств, банковского платежного агента и банковского платежного субагента.

16. При использовании банковским платежным агентом (субагентом) платежного терминала или банкомата информация, предусмотренная частью 15 настоящей статьи, должна предоставляться физическим лицам в автоматическом режиме.

17. Банковский платежный агент вправе взимать с физических лиц вознаграждение, если это предусмотрено договором с оператором по переводу денежных средств.

18. Банковский платежный субагент вправе взимать с физических лиц вознаграждение, если это предусмотрено договором с банковским платежным агентом и договором банковского платежного агента с оператором по переводу денежных средств.

19. Оператор по переводу денежных средств должен вести перечень банковских платежных агентов (субагентов), в котором указываются адреса всех мест осуществления операций банковских платежных агентов (субагентов) по каждому банковскому платежному агенту (субагенту) и с которым можно ознакомиться по запросу физических лиц. Оператор по переводу денежных средств обязан предоставлять перечень банковских платежных агентов (субагентов) налоговым органам по их запросу. Банковский платежный агент обязан передавать оператору по переводу денежных средств информацию о привлеченных банковских платежных субагентах, необходимую для включения в указанный перечень, в порядке, установленном договором с оператором по переводу денежных средств.

20. Оператор по переводу денежных средств должен осуществлять контроль за соблюдением банковским платежным агентом условий его привлечения, установленных настоящей статьей и договором между оператором по переводу денежных средств и банковским платежным агентом, а также законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

21. Несоблюдение банковским платежным агентом условий его привлечения, требований настоящей статьи и законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма является основанием для одностороннего отказа оператора по переводу денежных средств от исполнения договора с таким банковским платежным агентом.

22. Банковский платежный агент должен осуществлять контроль за соблюдением банковским платежным субагентом условий его привлечения, установленных настоящей статьей и договором между банковским платежным агентом и банковским платежным субагентом, а также требований настоящей статьи.

23. Несоблюдение банковским платежным субагентом условий его привлечения и требований настоящей статьи является основанием для одностороннего отказа банковского платежного агента от исполнения договора с таким банковским платежным субагентом, в том числе по требованию оператора по переводу денежных средств.

24. Порядок осуществления контроля оператором по переводу денежных средств за деятельностью банковских платежных агентов устанавливается нормативными актами Банка России и договором между оператором по переводу денежных средств и банковским платежным агентом.

25. Порядок осуществления контроля банковским платежным агентом за деятельностью банковского платежного субагента устанавливается договором между оператором по переводу денежных средств и банковским платежным агентом, а также договором между банковским платежным агентом и банковским платежным субагентом.

36.Национальная платежная система рф: понятие, субъекты. Понятие и примеры платежных систем.

Добавил: Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам. Вуз: Предмет: Файл: банковское дело.docx Скачиваний: 85 Добавлен: 03.05.2015 Размер: 1.38 Mб ☆ 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 < Предыдущая Стр 21 из 26 21 22 23 24 25 26

Платежная система – финансовый институт, представляющий собой совокупность организаций, взаимодействующих по общим правилам, в рамках договорных отношений, использующих технологию перевода денежных средств и методы расчетов, которые позволяют всем участникам производить финансовые и платежно-расчетные операции.

НПС представляет собой конфигурацию видов институционального взаимодействия и инфраструктуры, способствующая переводу денежных средств между сторонами.

Платежные инструменты – те, что используются для расчетов, а также документы.

Элементы НПС:

  1. Платежные инструменты (Используются для инициирования и направления перевода денежных средств со счетов плательщиков на счета получателя в финансовых учреждениях).

  2. Финансовая инфраструктура (для использования и клиринга платежных инструментов, обработки и передачи платежной информации, а также перевода денежных средств между учреждениями-плательщиками и получателями).

  3. Фин. учреждения (предоставляющие счета для осуществления платежей, платежные инструменты и услуги потребителям, а также предприятия и организации, являющиеся операторами сетей операционных, клиринговых и расчетных услуг по платежам для этих финансовых учреждений).

  4. Рыночные соглашения (такие как договоренности, обязательные предписания и договоры по созданию различных платежных инструментов и услуг, формированию цен на них, а также их предоставлению и приобретению).

  5. Законы, стандарты, правила, процедуры (установленные судебными и регулирующими органами, которые определяют и регулируют механизм перевода платежей и рынки платежных услуг).

Субъекты НПС:

  1. Оператор по переводу денежных средств (Банк России, Кредитные организации, Внешэкономбанк)

  2. Банковские платежные агенты (субагенты) – (юридическое лицо, кроме кредитных организаций и ИП)

  3. Оператором электронных денежных средств является кредитная организация, в том числе небанковская кредитная организация, имеющая право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов

  4. Операторы платежных систем (Кредитные организации, ЦБ РФ, Внешэкономбанк, Организации, не являющиеся кредитными орг-ми)

  5. Операторы услуг платежной инфраструктуры (Кредитная организация, организация, не являющаяся кредитной организацией, Банк России или Внешэкономбанк).

  6. Платежеспособные агенты

  7. Федеральная почтовая служба

Примеры платежных систем

Системы расчётов электронными деньгами в Интернет

  • Яндекс.Деньги

  • Единый кошелёк

  • Google Checkout

  • Liberty Reserve

  • МОНЕТА.РУ

Системы расчётов по банковским картам

  • VISA (платёжная система)

  • Сберкарт

  • Золотая Корона

  • Union Card

  • Белкарт

  • Diners Club

Системы передачи финансовых данных

  • SWIFT (платёжная система) — международная система передачи финансовых данных

  • Платёжная система Банка России

Клиринговые системы

  • EURO 1

  • Хавала

Прочие платёжные системы

  • American Express

  • Diners Club

37. Критерии значимости платежных систем

Критерии

Системно-значимые

Социально-значимые

1. Объем, сроки, сумма, условия переводов

Осуществление в рамках ПС подряд в течение 3 календарных мес. Переводов ДС с общим объемом 240 млдд. руб, в том числе отдельные переводы составляют 100 млн. р.

Осуществление в рамках ПС подряд в течение 3 календарных мес. Переводов ДС с общим объемом не менее 12 млрд. и более 50% эти переводов ДС составляют более 100 млн. р.

2. Условия переводов

Осуществляется в рамка ПС Банка России перевод ДС при рефинансировании КО и осуществлении операций на открытом рынке

Осуществлении в течение календарного года в рамках ПС переводов ДС с использованием платежных карт в количестве более 100 млн. р

3. Условия переводов

Осуществляется в рамках ПС переводов ДС по сделкам совершенных по организованным торгам

Осуществлении в течение календарного года в рамках ПС переводов ДС без открытия банковского счета или по текущим счетам физ. лиц в количестве более 2 млн. р.

ПС является системно-значимой, когда при её недостаточной защищенности от риска возникающее внутри системы нарушение может вызвать дальнейшее нарушения у участников либо приводить к системным нарушениям в финансовой сфере в целом.

К социально-значимымПС относят системы, которые принимают на себя обязательства:

— по обслуживанию значительных объемов переводов денежных средств, либо

— по обслуживанию платежно-расчетных операций большого количества клиентов

— а также предоставляющих большой набор платежных услуг

38. Виды банковских счетов. Договор банковского счета

Перечень счетов, попадающих под категорию «банковских» определен Инструкцией ЦБ РФ №153-И.

Банки открывают в валюте Российской Федерации и иностранных валютах: текущие счета; расчетные счета; бюджетные счета; корреспондентские счета; корреспондентские субсчета; счета доверительного управления; специальные банковские счета; депозитные счета судов, подразделений службы судебных приставов, правоохранительных органов, нотариусов; счета по вкладам (депозитам).

Текущие счета открываются физическим лицам для совершения операций, не связанных с предпринимательской деятельностью или частной практикой.

Расчетные счета открываются юридическим лицам, не являющимся кредитными организациями, а также индивидуальным предпринимателям или физическим лицам, занимающимся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, для совершения операций, связанных с предпринимательской деятельностью или частной практикой. Расчетные счета открываются представительствам кредитных организаций, а также некоммерческим организациям для совершения операций, связанных с достижением целей, для которых некоммерческие организации созданы.

Бюджетные счета открываются в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, юридическим лицам, осуществляющим операции со средствами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Корреспондентские счета открываются кредитным организациям, а также иным организациям в соответствии с законодательством Российской Федерации или международным договором. Банку России открываются корреспондентские счета в иностранных валютах.

Корреспондентские субсчета открываются филиалам кредитных организаций.

Счета доверительного управления открываются доверительному управляющему для осуществления операций, связанных с деятельностью по доверительному управлению.

Специальные банковские счета, в том числе специальные банковские счета банковского платежного агента, банковского платежного субагента, платежного агента, поставщика, торговый банковский счет, клиринговый банковский счет, счет гарантийного фонда платежной системы, номинальный счет, счет эскроу, залоговый счет, специальный банковский счет должника, открываются юридическим лицам, физическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, занимающимся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, в случаях и в порядке, установленных законодательством Российской Федерации для осуществления предусмотренных им операций соответствующего вида.

Депозитные счета судов, подразделений службы судебных приставов, правоохранительных органов, нотариусов открываются соответственно судам, подразделениям службы судебных приставов, правоохранительным органам, нотариусам для зачисления денежных средств, поступающих во временное распоряжение, при осуществлении ими установленной законодательством Российской Федерации деятельности и в установленных законодательством Российской Федерации случаях.

Счета по вкладам (депозитам) открываются соответственно физическим и юридическим лицам для учета денежных средств, размещаемых в банках с целью получения доходов в виде процентов, начисляемых на сумму размещенных денежных средств.

Статья 845. Договор банковского счета

По договору банковского счета банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счет, открытый клиенту (владельцу счета), денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету.

Содержание договора банковского счета подробно не регламентировано в законодательстве, но, основываясь на банковской практике, как правило, состоит из след разделов:

  1. Предмет договора

  2. Права и обязанности сторон

  3. Порядок оплаты услуг

  4. ответственность сторон

  5. Срок действия и порядок расторжения договора

  6. Особые условия

  7. Реквизиты сторон

39.Очередность совершения операций по счету. Картотеки расчетных документов.

Очередность совершения операций по счету регулируется нормами ГК РФ (гл. 45 «Договор банковского счета» ст. 855) и определяется: во-первых, достаточностью денежных средств на счете и, во-вторых, установленной законом приоритетностью платежа. При наличии на счете денежных средств, сумма которых достаточна для удовлетворения всех требований, предъявленных к счету, списание этих средств со счета осуществляется в порядке поступления распоряжений клиента и других документов на списание (календарная очередность), если иное не предусмотрено законом. При недостаточности денежных средств на счете для удовлетворения всех предъявленных к нему требований списание денежных средств осуществляется в следующей очередности:

в первую очередьпо исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счетадля удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов;

во вторую очередьдля расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими или работавшими по трудовому договору (контракту), по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;

в третью очередьпо платежным документам, предусматривающим выдачу денежных средствдля расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), поручениям налоговых органов на списание задолженности по уплате налогов и сборов в бюджеты бюджетной системы РФ, а также поручениям органов контроля за уплатой страховых взносов на списание и перечисление сумм страховых взносов в бюджеты государственных внебюджетных фондов;

в четвертую очередьпо исполнительным документам, предусматривающим удовлетворениедругих денежных требований;

в пятую очередьпо другим платежным документам в порядке календарной очередности.

С введением Положения Банка России №383- П, понятие «картотека расчетных документов»заменено на»очередь распоряжений», но суть процедуры осталась прежней –это организованный учет хранящихся в банке неоплаченных расчетных документов, предъявленных к расчетному счету конкретного плательщика.В зависимости от причин неоплаты поступивших к счету плательщика расчетных документов, банком ведется три очереди распоряжений (три вида картотек):

  • очередь ожидающих акцепта распоряжений — картотека № 1 (не связана с финансовым состоянием владельца счета: она предназначена для временного хранения расчетных документов, ожидающих акцепта плательщика (согласия владельца счета на оплату)) ,

  • очередь не исполненных в срок распоряжений-картотека № 2(напрямую связано с отсутствием или недостаточностью денежных средств на счете клиента: она предназначена для учета сумм распоряжений своевременно неисполненных владельцем счета),

  • очередь распоряжений, ожидающих разрешения на проведение операций(возникает по причине ареста счета или иного ограничения операций по нему в соответствии с законом (например, блокировка счета по решению налоговых органов).

40. Расчеты платежными поручениями: сущность, сфера применения, схема расчетов

Расчеты платежными поручениями являются самой распространенной формой безналичных расчетов.

При расчетах платежными поручениями банк плательщика обязуется осуществить перевод денежных средств по банковскому счету плательщика или без открытия счета плательщика – физического лица получателю средств, указанному в распоряжении плательщика. (Без открытия счета, если плательщик – физ. лицо)

Сфера применения расчетов платежными поручениями многообразна, они широко используются в расчетах по товарным операциям и операциям нетоварного характера:

— за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги, объекты интеллектуальной собственности;

— перечисление денежных средств в качестве предоплаты;

— погашение кредиторской задолженности;

— перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджет и внебюджетные фонды;

— перечисление средств в негосударственные внебюджетные фонды;

— для перевода денежных средств со счета по вкладу (депозиту)

— покупка ценных бумаг;

— уплата страховых премий;

— плата за аренду помещений;

— уплата штрафов, пенни, неустоек и др.

Схема расчетов платежными поручениями по товарным операциям

  1. Заключение основного договора

  2. выполнение обязательств по договору

  3. распоряжение об оплате

  4. перевод денежных средств

5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 < Предыдущая Стр 21 из 26 21 22 23 24 25 26

Соседние файлы в предмете

  • # 01.04.2015451.07 Кб4Б.3.Б.13 Земельное право.doc
  • # 01.04.2015390.14 Кб8Б.3.Б.18 Международное частное право.doc
  • # 14.03.2016272.9 Кб6Базы данных в Excel.doc
  • # 01.04.2015251.39 Кб18Банкетинг.doc
  • # 02.04.2015533.23 Кб68Банковские информационные системы.pdf
  • # 03.05.20151.38 Mб85банковское дело.docx
  • # 14.03.2016790.53 Кб87Батычко В.Т. Муниципальное право.doc
  • # 01.04.2015283.72 Кб4Безлобенко 1.docx
  • # 02.04.2015137.1 Кб18Безопасность в туризме-RTM.pdf
  • # 01.04.20151.22 Mб36БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛНОСТИ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ.pdf
  • # 01.04.201522.23 Кб11Безопасность жизнедеятельности.docx

Статья 12. Оператор электронных денежных средств и требования к его деятельности
 

Федеральный закон от 27.06.2011 N 161-ФЗ (ред. от 28.11.2018) «О национальной платежной системе» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019) 1. Оператором электронных денежных средств является кредитная организация, в том числе небанковская кредитная организация, имеющая право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций, предусмотренная пунктом 1 части третьей статьи 1 Федерального закона «О банках и банковской деятельности». 2. Лицо, не являющееся оператором электронных денежных средств, не вправе становиться обязанным по электронным денежным средствам и осуществлять перевод электронных денежных средств. 3. Лицо, не являющееся оператором электронных денежных средств, не вправе становиться обязанным по денежным обязательствам, которые используются для исполнения денежных обязательств между иными лицами или совершения иных сделок, влекущих прекращение обязательств между иными лицами, на основании распоряжений, передаваемых в электронном виде обязанному лицу. Положения настоящей части не распространяются на прекращение денежных обязательств с участием организаций, осуществляющих профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, клиринговую деятельность, деятельность центрального контрагента и (или) деятельность по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами, в соответствии с законодательством, регулирующим деятельность указанных организаций. 4. Оператор электронных денежных средств обязан уведомить Банк России в установленном им порядке о начале деятельности по осуществлению перевода электронных денежных средств не позднее 10 рабочих дней со дня первого увеличения остатка электронных денежных средств. В уведомлении должны быть указаны: 1) наименование и место нахождения оператора электронных денежных средств, а также номер его лицензии на осуществление банковских операций; 2) вид (виды) предоставляемых клиентам электронных средств платежа; 3) наименования организаций, привлеченных оператором электронных денежных средств для оказания операционных услуг и (или) услуг платежного клиринга (при их привлечении). 5. Оператор электронных денежных средств обязан установить правила осуществления перевода электронных денежных средств, включая: 1) порядок деятельности оператора электронных денежных средств, связанной с переводом электронных денежных средств; 2) порядок предоставления клиентам электронных средств платежа и осуществления перевода электронных денежных средств с их использованием; 3) порядок деятельности оператора электронных денежных средств при привлечении банковских платежных агентов, организаций, оказывающих операционные услуги и (или) услуги платежного клиринга; 4) порядок обеспечения бесперебойности осуществления перевода электронных денежных средств; 5) порядок рассмотрения претензий оператором электронных денежных средств, включая процедуры оперативного взаимодействия с клиентами; 6) порядок обмена информацией при осуществлении переводов электронных денежных средств. 6. Оператор электронных денежных средств обязан обеспечить бесперебойность осуществления перевода электронных денежных средств в соответствии с требованиями, установленными нормативными актами Банка России. 7. Оператор электронных денежных средств вправе заключать договоры с другими организациями, по условиям которых эти организации вправе оказывать оператору электронных денежных средств операционные услуги и (или) услуги платежного клиринга при осуществлении перевода электронных денежных средств. Открыть полный текст документа

Статья 18. Требования к деятельности платежного клирингового центра
 

Федеральный закон от 27.06.2011 N 161-ФЗ (ред. от 28.11.2018) «О национальной платежной системе» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019) 1. Платежный клиринговый центр осуществляет свою деятельность в соответствии с правилами платежной системы и на основании договоров об оказании услуг платежного клиринга, заключаемых с участниками платежной системы, операционным центром и расчетным центром, если заключение таких договоров предусмотрено правилами платежной системы. 2. В платежных системах, в рамках которых осуществляются переводы денежных средств по сделкам, совершенным на организованных торгах, услуги платежного клиринга могут оказываться в рамках клиринговой услуги клиринговой организацией, осуществляющей свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 7-ФЗ «О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте». (в ред. Федерального закона от 18.07.2017 N 176-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 3. В платежной системе может быть несколько платежных клиринговых центров. 4. Договор об оказании услуг платежного клиринга, заключаемый с участниками платежной системы, является договором присоединения. 5. В соответствии с договором об оказании услуг платежного клиринга, заключаемым с расчетным центром, платежный клиринговый центр обязуется передавать расчетному центру от имени участников платежной системы подлежащие исполнению распоряжения участников платежной системы. 6. Платежный клиринговый центр несет ответственность за убытки, причиненные участникам платежной системы и расчетному центру вследствие неоказания (ненадлежащего оказания) услуг платежного клиринга. 7. Правилами платежной системы и договором об оказании услуг платежного клиринга ответственность платежного клирингового центра за убытки может быть ограничена размером неустойки, за исключением случаев умышленного неоказания (ненадлежащего оказания) услуг платежного клиринга. 8. Центральным платежным клиринговым контрагентом может выступать кредитная организация, Банк России или ВЭБ.РФ в порядке, предусмотренном правилами платежной системы и договорами об оказании услуг платежного клиринга. (в ред. Федерального закона от 28.11.2018 N 452-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 9. Центральный платежный клиринговый контрагент обязан: 1) обладать денежными средствами, достаточными для исполнения своих обязательств, либо обеспечивать исполнение своих обязательств, в том числе за счет гарантийного фонда, в размере наибольшего обязательства, по которому центральный платежный клиринговый контрагент становится плательщиком, за период, определяемый правилами платежной системы; 2) ежедневно осуществлять контроль за рисками неисполнения (ненадлежащего исполнения) участниками платежной системы своих обязательств по переводу денежных средств, применять в отношении участников платежной системы, анализ финансового состояния которых свидетельствует о повышенном риске, ограничительные меры, включая установление максимального размера платежной клиринговой позиции, и предъявлять требования о повышенном размере обеспечения исполнения обязательств участников платежной системы по переводу денежных средств. Открыть полный текст документа