Обязательному аудиту не подлежат

Содержание

3. Квалификационные требования, предъявляемые к аудитору.

Требование к уровню профессионализма аудитора определяются Временным положением о системе аттестации, обучения и повышения квалификации аудитора в РФ (Приказ МФ РФ от 12 сентября 2002г.)

Претендентом на получение квалификационного аттестата аудитора необходимо:

стаж работы не менее 3 лет по экономической или юридической специальности.

Наличие высшего экономического или юридического образования.

Свободное владение деловым русским языком.

Сдача экзамена на получение квалификационного аттестата.

Экзамен сдается в 3 этапа: тест, письменный экзамен (бухгалтерский учет, аудит, финансы, налоги, право), практические задачи.

Прохождение процедуры аттестации предшествует обучение по спецкурсу в объеме 240 часов.

Каждый аудитор имеющий аттестат в аккредитованном учебно-методическом центре обязан каждый год проходить курс повышения квалификации в объеме 40 часов.

Аудиторы, не проходящие такой курс теряют право заниматься аудиторской деятельностью.

Профессиональн требования и этические нормы к аудитору в ходе проведения аудита: 1.честность, 2объективность, 3проф. компетентность, 4.следование правилам проф. поведения, 5. соблюдение правил (стандартов) аудиторск деят-ти, 6. скромность (конфеденциальность инф-ции).

4. Ответственность аудитора. Независимость аудитора.

В соответствии со статьей 16 ФЗ Об аудиторской деятельности квалификационный аттестат аудитора может быть аннулирован в следующих случаях:

1. Установлен факт получения квалификационного аттестата с использованием подложных документов.

2. Вступил в законную силу приговор суда, предусматривающий наказание в виде лишения права заниматься аудиторской деятельностью в течении определенного срока.

3. Установлен факт несоблюдения аудитором требования конфиденциальности и независимости.

4. Установлен факт систематического нарушения аудитором при проведении проверки законодательства.

5. Установлен факт подписания аудитором аудиторского заключения без проведения проверки.

6. Установлен факт, что в течении 2 календарных лет подряд аудитор не осуществляет аудиторскую деятельность.

7. Аудитор нарушает требования о прохождении обучения по программам повышения квалификации в объеме 40 часов.

Лицо, квалификационный аттестат которого аннулирован не вправе обращаться повторно за его получением в течении 3 лет с момента аннулирования, а если аудитор был приговором суда лишен права заниматься аудиторской деятельностью на определенный срок, то в течении этого срока.

Решение об аннулировании квалификационного аттестата принимается уполномоченным органом, то есть Минфин, а по банковскому аудиту- Центробанк.

Требования независимости специалиста аудиторской организации от экономического субъекта явл-ся обязательн при проведении аудита:

В статье 12 ФЗ Об аудиторской деятельности предусмотрено, что аудит не может осуществляться в следующих случаях.

1. Аудиторами, являющимися учредителями аудируемых лиц, их руководителями, бухгалтерами и иными лицами ответственными за организацию и ведение бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности.

2. Аудиторами, состоящими с учредителями аудируемых лиц их должностными лицами, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета в близком родстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, братья, сестры, родители и дети супругов).

3. Аудиторскими организациями руководители и иные должностные лица, которых являются учредителями аудируемых лиц, их должностными лицами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета.

4. аудиторскими организациями руководители и иные должностные, которых состоят в близком родстве с учредителями аудируемых лиц их должностными лицами, бухгалтерами и иными лицами , несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета.

5. Аудиторскими организациями в отношении аудируемых лиц, являющихся их учредителями, а так же в отношении аудируемых лиц с которыми аудиторская организация имеет общих учредителей.

6. Аудиторскими организациями, оказывавшимми в течении 3 лет непосредственно предшествовавших проведению аудиторской проверки услуги несовместимые с проведением обязательной проверки: по восстановлению бухгалтерского учета, ведению бухгалтерского учета, составлению бухгалтерской отчетности.

5.Сопутствующие аудиту услуги. Договор на оказание аудиторских услуг.

Сопутствующие аудиту услуги. Помимо проведения непосредственно аудиторских проверок аудиторские фирмы могут оказывать сопутствующие аудиту услуги, среди них выделяются услуги действия, услуги контроля и информационные услуги.

К услугам действия относятся такие услуги, при выполнении которых аудитор создает какие- либо документы предприятия. К ним относятся: ведение бухгалтерского учета, восстановление бухгалтерского учета, составление бухгалтерской и налоговой отчетности.

К услугам контроля относятся услуги, в ходе которых аудитором осуществляется контроль за состоянием бухгалтерского учета и финансово- хозяйственной деятельности предприятия к ним относятся: аудиторская проверка, услуги анализа хозяйственной деятельности, оценка финансового состояния.

К информационным услугам относятся различные виды услуг, в ходе выполнения которых аудиторы предоставляют аудируемому лицу информацию, в частности: постановка бухгалтерского учета; разработка учетной политики; бухгалтерское, налоговое, управленческое и правовое консультирование, в том числе представительство в судебных и налоговых органах по налоговым и таможенным спорам; автоматизация бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий; оценка стоимости имущества; разработка и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов; проведение маркетинговых исследований; проведение научных исследований, издание и распространение учебно-методической литературы; обучение специалистов, проведение семинаров, в том числе тестирование и подбор персонала для предприятия.

Аудиторские организации не имеют права заниматься никакими другими видами деятельности , помимо аудита и сопутствующих аудиту услуг.

Договор на оказание аудиторских услуг. В системе гражданского законодательства договор на оказание аудиторских услуг относится к категории договоров возмездного оказания услуг. В соответствии с договорами совместного оказания услуг исполнитель обязуется оказать услуги, а заказчик оплатить эти услуги. Причем отличительной особенностью данного типа договоров является то, что заказчик должен принять и оплатить сам факт оказания услуги, а не осуществленный результат. Помимо договоров на оказание аудиторских и сопутствующих услуг к данному типу относится образовательные, медицинские, туристические услуги. В соответствии с общими правилами о договорах возмездного оказания услуг, предусмотренными гражданским кодексом исполнитель обязуется оказать услуги лично, если договором или иным соглашением не предусмотрено другое.

Привлечение к проверке третьих лиц (экспертов, консультантов, других аудиторов) возможно лишь с согласия заказчика.

Если договор в одностороннем порядке расторгнут по инициативе заказчика, то заказчик возмещает исполнителю фактически понесенные последним расходы.

6.Виды аудиторских заключений.

Аудиторское заключение- это официальный документ, предназначенный для пользователей бухгалтерской отчетности аудируемых лиц, составленный по форме , определенной в стандарте и содержащей выраженной в установленном порядке мнение аудитора о достоверности отчетности. Аудиторское заключение бывает: безоговорочно положительное, модифицированное.

Безоговорочно положительное заключение выдается тогда, когда аудитор подтверждает во всех существенных аспектах бухгалтерскую отчетность/ Пример. Формулировка итоговой части такого заключения следующее: «По нашему мнению финансовая (бухгалтерская) отчетность организации ОАО «А» отражает достоверно во всех существенных отношениях финансовое положение на 31 декабря 20__ года и результаты финансово-хозяйственной деятельности организации за период с 01.01 по 31.12 20__ года».

Модифицированное заключение выдается тогда, когда аудитор либо не подтверждает отчетность, либо подтверждает, но считает нужным сделать оговорки, либо не в состоянии выразить мнение о достоверности отчетности. В соответствии с этим модифицированное заключение подразделяется:

с оговоркой

отрицательное

отказ от выражения аудитором своего мнения.

Модифицированное заключение с оговорками выдается тогда, когда аудитор в целом подтверждает отчетность, но вынужден обратить внимание пользователей на какие- либо моменты. При этом различают 4 вида оговорок:

В части привлекающей внимание,

Из-за ограничения объема,

Из-за разногласий относительно учетной политики и ненадлежащего метода учета.

Из-за разногласий относительно раскрытия информации.

1. Оговорка в части привлекающей внимание делается тогда, когда аудитор подтверждает достоверность отчетности, но обращает внимание пользователей на какие- либо существенные моменты, касающиеся финансового положения организации. Примерная формулировка заключения с оговоркой в части, привлекающей внимание следующее: «после подтверждения бухгалтерской отчетности смотря форму 1 не изменяя мнения о достоверности бухгалтерской отчетности мы обращаем внимание на информацию, изложенную в пояснениях бухгалтерской отчетности (указывается пункт), а именно на то, что до настоящего времени не законченно судебное разбирательство между организацией «А» и налоговым органом по вопросам исчисления налоговой базы по налогам на прибыль и га добавленную стоимость за 20__ год. Сумма иска составляет (указывается сумма) финансовая (бухгалтерская) отчетность не предусматривает никаких резервов на выполнение обязательств, которые могут возникнуть в результате решения суда не в пользу организации.»

2. Оговорка из-за ограничения объема делается тогда, когда аудитору не была представлена документация или он не смог проверить наличие материальных ценностей в натуре, но данное ограничение объема не носит существенного характера, чтобы дать отказ от выражения своего мнения. Формулировка оговорки в следствии ограничения объема примерно следующая «мы предполагаем, что проведенный аудит представляет достаточные основания для выражения нашего мнения о достоверности бухгалтерской отчетности и соответствие порядка ведения бухгалтерского учета законодательства РФ. Вместе с тем, мы не наблюдали за проведением инвентаризации товарно- материальных запасов по состоянию на 31.12.20__ года, так как эта дата предшествовала привлечению нас в качестве аудиторов организации. По нашему мнению за исключением корректировок (при наличии таковых), которые могли бы оказаться необходимыми, если бы смогли проверить количество товарно-материальных запасов, финансовую (бухгалтерскую) отчетность организации, отражает достоверно во всех существенных отношениях финансовое положение на 31.12.20__ и результаты финансово-хозяйственной деятельности за период с 01.01. до 31.12.20__ «.

3.Оговорка из-за разногласия относительно учетной политики и ненадлежащего метода учета дается тогда, когда аудитором выявлены нарушения правил бухгалтерского учета и искажения отчетности, но их суммы не превышают установленного для данного предприятия уровня существенности. Формулировка: «В результате проведенного аудита нами установлено нарушение действующего порядка составления финансовой (бухгалтерской) отчетности и ведение бухгалтерского учета, а именно в составе внеоборотных активов по строке 190 бухгалтерского баланса не отражена стоимость производственного оборудования в сумме (указывается сумма в тысячах рублей), а в состав оборотных активов по строке 220 не отражены сумма налога на добавленную стоимость, приходящаяся на это оборудование в размере (указывается сумма). Соответственно по строке 621 не отражена кредиторская задолженность перед поставщиком в размере(указывается сумма). По нашему мнению за исключением влияния на финансовую (бухгалтерскую) отчетность обстоятельств, изложенных в предыдущей части, финансовая (бухгалтерская) отчетность отражает достоверно во всех существенных отношениях финансовое положение на 31.12 20__ и результаты финансово-хозяйственной деятельности за период с 01.01. по 31.12.20__».

4. Оговорка относительно раскрытия информации дается тогда, когда показатели отраженные в отчетности учтены правильно, но в то же время в формах отчетности либо в пояснительной записке не раскрыта какая-либо существенная информация, подлежащая раскрытию в соответствии с правилами (ПБУ)БУ. Примерная формулировка заключения: «В финансовой отчетности организации «А» не раскрыта существенная информация об обеспечении обязательств и платежей в размере (указывается сумма в тысячах рублей) и об арендованных основных средствах в размере(указывается сумма в тысячах рублей). По нашему мнению за исключением обстоятельств изложенных в предыдущей части финансовая (бухгалтерская) отчетность организации отражает достоверно во всех существенных отношениях финансовое положение на 31.12.20__ года и результаты финансово-хозяйственной деятельности за период с 01.01.20__ по 31.12.20__ включительно».

Отрицательное заключение выдается тогда, когда сумма выявленных ошибок превышает уровень существенности и соответственно у аудитора складывается мнение, что бухгалтерская отчетность не достоверна. Примерная формулировка: » Дается перечень выявленных существенных нарушений, которые повлияли на то, что аудитор не может подтвердить достоверность бухгалтерской отчетности. Сумма расхождений указывается в тысячах рублей. Указываются какие именно строки форм бухгалтерской отчетности искажены на соответствующие суммы. По нашему мнению вследствие влияния указанных обстоятельств финансовая (бухгалтерская) отчетность организации не достоверно отражает финансовое положение на 31.12.20__ года и результаты финансово-хозяйственной деятельности за период с 01.01.20__ по 31.12.20__ «.

Отказ от выражения мнения о достоверности отчетности из-за ограничения объема. Отказ отдается тогда, когда у аудитора не сложилось мнение о достоверности отчетности по независящим от них причинам. Например: в случае неполного представления информации и документации. Примерная формулировка отказа аудитора от выражения своего мнения следующая: «Мы не смогли присутствовать при инвентаризации товарно-материальных запасов из-за ограничений установленных организацией (обстоятельства указываются) мы также не получили достаточных документов кратко указать причины в отношении дебиторской задолженности, выручки от реализации товаров, работ, услуг, кредиторской задолженности, нераспределенной прибыли. Вследствие существенности указанных обстоятельств мы не в состоянии выразить мнение о достоверности бухгалтерской отчетности организации и соответствие порядка ведения бухгалтерского учета законодательства РФ».

Обязательный аудит: критерии и порядок проведения в 2017 году


Проведение обязательного аудита строго регламентировано законодательством, а несоблюдение сроков и требований грозит штрафами.
Узнать больше…

В рамках обязательного аудита проводятся следующие процедуры:

  • проверка достоверности финансовой отчетности;
  • оценка эффективности хозяйственной деятельности;
  • выявление налоговых угроз и рисков;
  • разработка рекомендаций по устранению недочетов.


Проведение обязательного аудита позволяет оценить бизнес и разработать стратегию дальнейшего развития.

При выборе организации для проведения обязательного аудита стоит обратить внимание на репутацию компании, срок ее деятельности на рынке, наличие лицензий на осуществление аудиторской деятельности, а также на опыт специалистов.

Для проведения налогового аудита стоит привлекать зарекомендовавших себя профессионалов. От этого зависят сроки проведения процедуры.
Где можно заказать обязательный аудит?

В 2017 году в России в процедуре проведения обязательного аудита появились существенные изменения, вызванные введением в действие Международных стандартов аудита (МСА). Что это за изменения, как они отразятся на самой процедуре аудита и какая ответственность грозит за невыполнение требований?

Зачем, кем и когда проводится обязательный аудит

Обязательный аудит — это ежегодная аудиторская проверка бухгалтерской и финансовой отчетности компании с целью выражения мнения о ее достоверности. Процедура регламентируется государством и может проводиться только аудиторскими организациями или индивидуальными аудиторами, имеющими соответствующий квалификационный аттестат и являющимися членами саморегулируемых организаций аудиторов (часть 2 статьи 1, статьи 3, 4 Федерального закона от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее — 307-ФЗ)). Особняком стоят государственные корпорации и предприятия, негосударственные пенсионные фонды, компании, в которых доля государственной собственности составляет не менее 25%, кредитные и страховые организации — для них обязательный аудит проводится только аудиторской компанией.

Основным нормативным документом, регулирующим проведение обязательного аудита в РФ, является 307-ФЗ. На аудиторскую деятельность также распространяются федеральные правила (стандарты), утвержденные приказами Минфина и постановлениями Правительства РФ, документы, одобренные Советом по аудиторской деятельности. С января 2017 года обязательный аудит выполняется в полном соответствии с Международными стандартами аудита (МСА).

Цель обязательного аудита закреплена Федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности № 1 и заключается в выражении мнения о достоверности финансовой и бухгалтерской отчетности аудируемого лица во всех существенных отношениях и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ.

На заметку
С 1 января 2017 года цель обязательного аудита также определяется МСА 200.

Согласно пункту 2 статьи 5 307-ФЗ, обязательная аудиторская проверка проводится ежегодно. Но если аудит охватывает весь объем финансовой отчетности за год и требует большого количества времени, специалисты рекомендуют организовывать проверку поэтапно на протяжении всего года. Такое распределение объема позволяет получить более точные данные о ведении отчетности и практически не отвлекать сотрудников организации от их основной деятельности.

Критерии проведения обязательного аудита в 2017 году

Статья 5 307-ФЗ определяет предприятия, которые подлежат обязательному аудиту.

  1. Акционерные общества.
  2. Государственные компании, корпорации и ФГУП, находящиеся в списке распоряжения Правительства РФ от 27 октября 2015 года № 2179-р.
  3. Публично-правовые компании.
  4. Организации, осуществляющие определенный вид деятельности:
  • кредитные организации и бюро кредитных историй;
  • страховые и клиринговые организации;
  • микрофинансовые компании;
  • негосударственные пенсионные и иные фонды;
  • профессиональные участники рынка ценных бумаг и организаторы торговли;
  • управляющие компании акционерного инвестиционного фонда;
  • политические партии (в отдельных случаях).

Обязательный аудит проводится в организациях независимо от организационно-правовой формы и сферы деятельности, в том числе в ООО:

  • если ценные бумаги компании допущены к организованным торгам;
  • если стоимость активов компании за предшествующий период составила 60 млн рублей, а балансовый объем выручки 400 млн рублей и выше;
  • если организация представляет и (или) раскрывает сводную (консолидированную) бухгалтерскую отчетность.

В некоторых случаях обязательный аудит может быть проведен и в отношении предприятий, которые не определены в законе. К ним, в частности, относятся организации, ведущие высокорисковую налоговую политику. Критерии, по которым компания может быть отнесена к высокорисковым, изложены в приказе ФНС России от 30 мая 2007 года № ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок». Например, одним из признаков является привлечение к сотрудничеству фирм-однодневок или отсутствие информации о фактическом местоположении компании. Соответствие организации хотя бы нескольким критериям из списка, содержащегося в Концепции, может стать причиной назначения обязательного аудита.

Этапы проведения

Обязательный аудит — сложная и трудоемкая процедура, состоящая из нескольких этапов:

  1. Подготовка к аудиту, или этап планирования. Целью этого этапа является организация эффективной и экономически оправданной проверки. В ходе планирования разрабатывается стратегия и тактика, обычно обсуждаемая с клиентом, график проведения, общий план и программа аудита, организуется взаимодействие с подразделениями внутри фирмы, формируется аудиторская группа, направляются письма-запросы. На этом этапе аудитор должен получить представление о финансово-хозяйственной деятельности проверяемой компании и информацию о внешних и внутренних факторах, влияющих на нее.
  2. Проведение аудита — сбор и анализ данных. Проверяются все первичные документы, регистры бухгалтерского учета, уставные документы, достоверность расчетов, учетная политика компании. Вся собранная бухгалтерская информация и достоверность ее обработки оценивается с точки зрения соответствия требованиям законодательства. Формируются рекомендации по устранению недочетов, оказавших влияние на конечный результат финансовой и бухгалтерской деятельности и отраженных в отчетности. Эти рекомендации и информация о выявленных недочетах и ошибках, обоснованные документально, предоставляются руководству аудируемой компании.
  3. Формирование аудиторского заключения. На основании всей собранной и проанализированной информации формируется аудиторское мнение о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности организации и составляется аудиторское заключение, являющееся главным итогом проверки. Аудиторское заключение может быть двух типов:
    • Немодифицированное. Выдается в том случае, если бухгалтерская отчетность достоверно отражает финансовое положение компании и ее хозяйственной деятельности во всех существенных отношениях.
    • Модифицированное. Аудитор модифицирует заключение в тех случаях, когда приходит к выводу, что отчетность содержит существенные искажения или у него отсутствует возможность получения доказательств, что бухгалтерская отчетность не содержит искажений. Заключение может быть выражено аудитором в трех формах: мнение с оговоркой, отрицательное мнение, отказ от выражения мнения.
  4. Подача компанией аудиторского заключения в Росстат. С 1 января 2014 года компании, подлежащие обязательному аудиту, обязаны предоставить аудиторское заключение в территориальные органы статистики. Оно должно быть предоставлено вместе с годовой бухгалтерской отчетностью, подлежащей обязательному аудиту, в срок не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой составления аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным (пункт 2 статьи 18 Федерального закона от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»).

На заметку
На практике заключения с отрицательным мнением или с отказом от его выражения аудиторами выдаются чрезвычайно редко. По данным Минфина России, в 2015 году среди аудиторских заключений 77,6% содержали положительное мнение, 21,6% мнение с оговоркой. Отрицательное мнение составило всего 0,5%, а отказ от его выражения — 0,3%.

В соответствии с требованиями новых стандартов аудитор обязан сообщить собственнику о предполагаемой модификации заключения и вызвавших ее обстоятельствах. Таким образом, узнав о выявленных нарушениях, собственник сможет предоставить аудитору дополнительную информацию, объясняющую причины этой модификации.

Новые правила в проведении обязательного аудита

2017 год ознаменовался введением в РФ Международных стандартов аудита — МСА. Приказом Минфина РФ от 24 октября 2016 года № 192н введено 30 стандартов, Приказом Минфина РФ от 9 ноября 2016 года № 207н — еще 18 стандартов.

Кроме МСА приняты Международные стандарты проверок, заданий и сопутствующих услуг.

Стандарты МСА вступили в силу на территории России со дня их официального опубликования и применяются с 1 января 2017 года. Однако если договор на проведение аудита был заключен до этой даты, то компания имеет право проводить аудит и составлять аудиторское заключение в соответствии с теми правилами (стандартами), которые применялись до вступления в силу МСА.

Новшества коснулись и формы аудиторского заключения. По всем новым договорам, заключенным с 1 января 2017 года на проведение обязательного аудита, в соответствии с МСА составляется новое, более информативное заключение. Эта форма содержит не только оценку финансовой отчетности организации, но и должна обращать внимание на самые важные моменты в деятельности аудируемой компании: что привлекло внимание аудитора, в чем аудитор видит наибольшие риски для бизнеса и так далее. Такое заключение будет содержать информацию, важную не только для бухгалтерии и руководителей фирмы, но и для всех заинтересованных лиц — акционеров, совета директоров, внешних пользователей, принимающих решения о стратегии развития бизнеса организации.

Новые требования МСА также предполагают увеличение объема данных, необходимых для анализа деятельности аудируемого предприятия, и рост публичности результатов аудита. Существует вероятность, что в 2018 году будет отменено требование о сохранении аудиторской тайны. Во всяком случае, на федеральном портале проектов нормативно-правовых актов для публичного обсуждения сейчас размещен проект Федерального закона о внесении изменении в статьи 82 и 93/1 части первой Налогового кодекса РФ. Нынешняя его редакция не допускает сбор, хранение и распространение информации о налогоплательщике, полученной от аудиторов и аудиторских организации.

Перечисленные новшества, по оценкам специалистов, увеличат трудоемкость проведения аудита на 30–40%, поскольку возрастет количество аудиторских процедур, появится необходимость заполнения новых форм, таблиц и других документов. Увеличат они и стоимость услуг по проведению обязательного аудита. Тем не менее применение новых стандартов сделает аудиторское заключение более прозрачным и информативным, а значит, даст возможность инвесторам и контрагентам компаний принимать более продуманные бизнес-решения.

Ответственность за непредставление вовремя аудиторского заключения или непроведение обязательного аудита

Российское законодательство обязывает компанию ежегодно проводить обязательный аудит и сдавать аудиторское заключение в органы статистики одновременно со сдачей бухгалтерской отчетности или в четко определенные законодательством сроки. Такое требование закреплено частью 2 статьи 18 № 402-ФЗ.

При этом административная ответственность предусмотрена не за непроведение обязательного аудита, а именно за непредоставление информации:

  • За непредоставление аудиторского заключения в территориальные органы Росстата в установленный срок налагается штраф в размере от 300 до 500 рублей для должностных лиц и от 3000 до 5000 рублей для юридических лиц (статья 19.7 КоАП РФ). Дополнительно штраф может быть наложен за представление бухгалтерской отечности в неполном составе (письмо Росстата от 16 февраля 2016 года № 13-13-2/28-СМИ).
  • За неопубликование аудиторского заключения на странице официального сайта АО в интернете в установленные сроки согласно требованию Центробанка. Штраф за это составляет от 30 000 до 50 000 рублей или дисквалификация на срок от 1 до 2 лет для должностных лиц и штраф от 700 000 до 1 000 000 рублей для юридических лиц (часть 2 статьи 15.19 КоАП РФ).
  • За невнесение сведений о результатах проведения обязательного аудита или их несвоевременное внесение в Единый федеральный реестр о фактах деятельности юридических лиц — штраф в размере от 5000 до 50 000 рублей (пункты 6–8 статьи 14.25 КоАП РФ).
  • За отсутствие аудиторского заключения в течение установленных сроков хранения (от 5 лет), выявленное в ходе выездной налоговой проверки, — штраф в размере от 5000 до 10 000 рублей (часть 1 статьи 15.11 КоАП).

Подавать аудиторское заключение в налоговые органы не требуется, поскольку оно не входит в состав бухгалтерской отчетности.

Как выбрать надежную аудиторскую компанию?

Чтобы получить ответ на этот важный вопрос, мы обратились к Виктории Языковой, руководителю практики «Консалтинг. Экспертиза. Аудит» консалтинговой компании КСК групп:

«Поскольку обязательная аудиторская проверка — это очень важная и ответственная процедура, то и подходить к выбору компании-аудитора нужно столь же ответственно. Ведь от того, насколько профессионально будет проведен аудит и составлено заключение по его итогам, зависит будущая деятельность компании. Образно выражаясь, аудитор подписывает что-то вроде приговора, и ему, так же как судье, нужно быть компетентным и беспристрастным.

Для того чтобы не ошибиться с выбором, я могу посоветовать составить минимальный список вопросов, на которые обязательно нужно получить ответы.

Во-первых, узнайте, сколько лет компания работает на рынке и занимается аудиторской деятельностью. Чем больше срок ее существования, тем больший опыт работы она имеет, тем выше уровень квалификации ее специалистов, тем больше проектов ею выполнено.

Во-вторых, удостоверьтесь, что компания имеет свидетельство о членстве в СРО аудиторов. Без этого проведение обязательного аудита незаконно.

В-третьих, поинтересуйтесь опытом работы именно в вашей отрасли или хотя бы смежной.

В-четвертых, найдите компании, с которыми работал ваш потенциальный аудитор, изучите рекомендательные письма или отзывы клиентов.

В-пятых, уточните, сколько аттестованных аудиторов постоянно работают в штате, сколько и каких специалистов компания может привлечь со стороны для проведения проверки.

В-шестых, внимательно изучите информацию в прессе, в интернете, в различных рейтингах. Как правило, солидные компании занимают в них не последние места, а сотрудники нередко выступают с публикациями в серьезных профильных изданиях.

Что касается КСК групп, то мы присутствуем на рынке аудита уже более 22 лет. За это время нашими клиентами стали более 1000 компаний из разных сфер реального бизнеса, завершено около 4000 проектов. При проведении обязательной проверки финансовой отчетности наши аудиторы используют системный подход, учитывают особенности управления. По итогам аудита мы формируем рекомендации для руководства по принятию бизнес-решений».

P.S. КСК групп — один из лидеров рынка аудиторско-консалтинговых услуг. В 2016 году в списке крупнейших российских аудиторских компаний (субъектов аудиторской деятельности), по версии агентства «Эксперт РА», компания заняла 12-е место.

Источники:

Когда проведение аудита — обязанность

Критерии обязательного аудита в 2017 году содержатся в ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

Основные критерии обязательного аудита – критерии юридические и стоимостные. В первом случае обязательность аудита возникает в случае принадлежности организации к определенной организационно-правовой форме (к примеру, компания является акционерным обществом) или в случае ведения определенных видов деятельности, а во втором – в случае превышения выручки или величины активов определенных ограничений.

Приведем в таблице для обязательного аудита критерии 2017 года для ООО и организаций иных форм. При наличии хотя бы одного из перечисленных условий проведение аудита является обязательным.

Обязательный аудит за 2017 год: критерии

Критерий Условие
Организационно-правовая форма или вид деятельности — акционерное общество;
— кредитная организация;
— бюро кредитных историй;
— профессиональный участник РЦБ;
— страховая организация;
— клиринговая организация;
— общество взаимного страхования;
— организатор торговли;
— негосударственный пенсионный или иной фонд;
— акционерный инвестиционный фонд;
— управляющая компания акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов)
Обращение ценных бумаг допущены к организованным торгам
Выручка от продажи продукции (выполнения работы, оказания услуг) за 2016 год* превышает 400 миллионов рублей
Сумма активов организации на 31.12.2016 по данным бухгалтерского баланса* превышает 60 миллионов рублей
Представление (раскрытие) организацией годовой сводной (консолидированной) отчетности** представляет или раскрывает годовую сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность

* За исключением органов госвласти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов.

** За исключением органа госвласти, органа местного самоуправления, государственного внебюджетного фонда, а также государственного и муниципального учреждения.

Что представляет из себя обязательный аудит организации?

Обязательный аудит — это ежегодная проверка бухгалтерской и финансовой отчетности компаний c целью контроля достоверности отчетности. Проводят ее организаторы или индивидуальные аудиторы, прошедшие аттестацию и являющиеся членами СРО аудиторов.

Заключение аудиторы выдают руководителям компании, а те, в свою очередь, обязаны предоставить его в территориальное подразделение Росстата. Сделать это необходимо вместе с подачей бухгалтерской отчетности или не позднее 10 рабочих дней после получения заключения. Крайний срок — 31 декабря года, следующего за отчетным.

Двум типам организаций необходимо сдавать отчет в Министерство юстиции:

  • Структурным подразделениям некоммерческих и негосударственных представительств. До 1 апреля года, следующего за отчетным.
  • Российским некоммерческим организациям, которые были признаны иностранными агентами. До 15 апреля года, следующего за отчетным.

Важный момент! Для структурных подразделений некоммерческих и государственных представительств проверку должны осуществлять только российские аудиторы.

Какие требования предъявляют к аудиторскому заключению?

В отличие от инициативного аудита (про виды аудитов вы можете прочитать в нашей предыдущей статье) к заключению обязательной проверки предъявляются весьма строгие требования.

Документ должен содержать:

  • название;
  • указание на круг лиц, которым адресована информация;
  • название (согласно уставу) хозяйствующего субъекта, прошедшего проверку, его юридический адрес, ОГРН;
  • информация о компании-аудиторе (наименование, адрес и ОГРН, № в реестре аудиторов, ссылка на СРО, куда входит проверяющий);
  • полный перечень проанализированных бухгалтерских форм;
  • список мер и инструментов проверки;
  • итоговое мнение аудиторов относительно степени достоверности изученных форм;
  • указание на важные моменты, повлиявшие на выводы аудиторов;
  • дата составления заключения.

Составляется заключение на русском языке, стоимостные показатели должны выражаться в рублях.

Остановимся подробнее на мнении аудиторов. Закон № 307-ФЗ устанавливает 3 типа мнения:

  • Положительное. Аудиторы подтверждают, что отчетность достоверно отражает реальное положение дел.
  • Модифицированное. Аудиторы не могут выразить однозначного мнения по ряду причин.
  • Отрицательное. Аудитор обнаружил полностью искаженную информацию о состоянии компании.

Модифицированное мнение может быть положительным, отрицательным, с оговоркой или отказом в выражении мнения. Соответственно, в первом случае аудитор не может на 100% назвать мнение положительным. Во втором — отрицательным. Мнение с оговоркой подразумевает, что ситуация, которая может существенно повлиять на достоверность отчетности полностью не раскрыта. А в случае, если аудитор пишет отказ выражать мнение, ему необходимо будет расписать причину такого решения.

Какие организации подлежат обязательному аудиту в 2018 году?

Согласно ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ на сегодняшний день в список тех, кому необходимо пройти обязательный аудит попадают компании, отвечающие следующим критериям:

  • акционерные общества, независимо от их типа;
  • юридические лица, выручка которых в прошлом году превысила 400 млн. руб. в год или те, у кого активы баланса на конец года превышают 60 млн. руб.;
  • организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам;
  • организации, составляющие консолидированную бухгалтерскую отчетность;
  • организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, организацией;
  • профессиональные участники рынка ценных бумаг;
  • страховые организации, клиринговые организации и общества взаимного страхования;
  • организаторы торговли;
  • негосударственные пенсионные или иные фонды;
  • акционерные инвестиционные фонды;
  • управляющее компании акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов).

Кроме этого, обязательный аудит нужно проходить организациям, попадающим под критерии других федеральных законов, а именно:

Тип организаций

Законодательная база

государственные организации

п. 8 ст. 7.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ

некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента

п. 1 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ

жилищные накопительные кооперативы

ст. 54 Федерального закона от 30.12.2004 № 215-ФЗ

государственным корпорациям

п. 2 ст. 7.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ

саморегулируемым организациям

ч. 4 ст. 12 Федерального закона от 01.12.2007 № 315-ФЗ

застройщикам

ч. 5 ст. 3 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ

Штрафы за отсутствие обязательного аудита

Вас может ввести в заблуждение информация о том, что штрафов за непрохождение обязательного аудита организации не установлено. Этот вопрос стоит пояснить отдельно, т.к. уверенность в безнаказанности может обойтись компании очень дорого!

Действительно, никакая ответственность за непрохождение аудиторской проверки не прописана в законах. Однако, организацию могут оштрафовать за отсутствие аудиторского заключения (которое, в свою очередь, вы не можете получить без прохождения процедуры) по целому ряду законов. Рассмотрим подробнее какие последствия могут быть, если организация не провела обязательный аудит.

Штрафы за грубые нарушения ведения бухучета

Отсутствие аудиторского заключения у организаций, для которых проверка является обязательной, относится к грубым нарушениям ведения бухгалтерского учета. А значит, согласно закону от 30.03.2017 г. №77-ФЗ в КоАП РФ, нарушителей могут ожидать следующие штрафы:

  • штраф на должностных лиц организации от 5 000 до 10 000 рублей;
  • штраф за повторное нарушение в течение календарного года от 10 000 до 20 000 рублей либо дисквалификация должностного лица на срок от 1 до 2 лет.

Штрафы за непредставление заключения по требованию акционера

Пункт 2 статьи 15.23.1 КоАП РФ предусматривает штрафы за непредставление аудиторского заключения по требованию акционера:

  • от 20 000 до 30 000 рублей на должностных лиц;
  • от 500 000 до 700 000 рублей на юридических лиц

Штрафы за нарушения в части раскрытия информации о деятельности АО

Согласно ст. 15.19 КоАП, за нарушение законодательства в части раскрытия информации о деятельности акционерных обществ, размещающих в публикации свою бухгалтерскую (финансовую) отчетность и аудиторское заключение по ней, полагается штраф от 500 000 до 700 000 рублей.

Банк России в этом случае может применить следующие санкции:

  • наложение административных штрафов от 30 000 до 50 000 рублей на должностных лиц либо дисквалификацией на срок от одного года до двух;
  • штраф на юридических лиц от 700 000 до 1 000 000 рублей.

Штрафы за непредставление аудиторского заключения в Росстат

Росстат может взимать штрафы за отсутствие аудиторского заключения:

  • от 300 до 500 рублей на должностных лиц;
  • от 3000 до 5000 рублей на юридических лиц.

Как привести в порядок документацию перед проверкой?

Один из эффективных способов избежать проблем с обязательным аудитом — это заранее привести всю документацию в порядок. При этом наличие высококвалифицированных опытных бухгалтеров в штате не гарантирует того, что аудитор не найдет у вас нарушений.

Почему? Тут есть несколько причин:

  • В связи с большой нагрузкой ваши сотрудники могут упустить определенные моменты.
  • Штатные бухгалтера не всегда успевают отслеживать изменения в законодательстве.
  • Сторонний специалист всегда скорее найдет ошибку, т.к. оценить чужую работу бывает проще, чем свою собственную.

Мы предлагаем услуги по бухгалтерскому консультированию от целой команды специалистов и способны обеспечить успешное прохождение обязательного аудита. В нашей компании работают не только специалисты бухгалтерского дела, но и юристы, поэтому мы всегда в курсе всех изменений законодательства, знаем актуальные требования, находим и помогаем исправлять ошибки.

Позвоните по номеру телефона, указанному на сайте или заполните форму обратной связи, чтобы мы могли рассказать подробнее о наших услугах и сориентировать по цене.

Не откладывайте подготовку к аудиту — лучше заранее убедиться в отсутствии ошибок и быть уверенными в результате проверки.