Обязательное социальное страхование

Условия социального страхования

В соответствии с трудовым кодексом РФ условия социального страхования в обязательном порядке должны отражаться в трудовом договоре. Наличие в договоре пункта о социальном страховании дает возможность работнику рассчитывать на различные пособия и льготы в случае временной или постоянной потери трудоспособности. Содержание этого пункта может быть разным и зависит от характера и объема выполняемой работы. Чем более вредной является работа, чем большими рисками получения увечий она сопровождается, тем более высокими будут страховые взносы. В трудовом договоре также необходимо отразить наличие услуг дополнительного пенсионного или медицинского страхования, если работодатель оказывает такие услуги.

Социальное страхование в Казахстане. Что такое социальное страхование и что к нему относится. Оформление договоров социального страхования и бесплатная консультация менеджера по страхованию. Выгодные предложения!

В нашей стране действует многоуровневая система социальной защиты населения, которая направлена на социальное обеспечение всехслоев населения с рождения ребенка до глубокой старости.

В рамках Послания Главы государства народу Казахстана от 19 марта 2004 года «К конкурентоспособному Казахстану, конкурентоспособной экономике, конкурентоспособной нации» с 2005 года в Республике Казахстан введено обязательное социальное страхование как дополнительная форма социальной защиты населения.С переходом к новым стандартам социального обеспечения был создан Государственный фонд социального страхования (ГФСС) в форме акционерного общества со 100-процентным участием государства.

ГФСС производит аккумулирование социальных отчислений и выплаты участникам системы обязательного социального страхования, в отношении которых наступил случай социального риска. Участниками системы обязательного социального страхования являются работники или самостоятельно занятые лица, за которых работодатели уплачивают ежемесячные социальные отчисления в ГФСС по ставке 5 процентов от дохода работника в пределах 10-кратного размера минимальной заработной платы.На вопросы, с которыми наиболее часто обращаются в различные инстанции, в том числе и в нашу газету читатели, отвечает президент АО «Государственный фонд социального страхования» Алмас Курманов.

— Кто относится к субъектам страхового рынка Казахстана?
— На страховом рынке Казахстана в конкурентной среде свою деятельность осуществляют страховые компании, которые имеют лицензии уполномоченного государственного органа по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций на осуществление определенной деятельности на финансовом рынке. При этом каждая страховая компания в целях привлечения клиентов разрабатывает как для юридических лиц, так и для населения различные страховые продукты, которые являются предметом договорных отношений между страхователем и страховщиком.
Обычно размер страховых взносов и страховых выплат при наступлении страхового случая определяется договором о страховании. Например, каждый автовладелец, ежегодно выбирая себе страховую компанию, в обязательном порядке страхует автомобиль на один год. Внесенные страховые взносы клиентами в страховую организацию аккумулируются и инвестируются на финансовом рынке.
— Относится ли Государственный фонд социального страхования к страховому рынку?
— ГФСС не осуществляет свою деятельность на конкурентном страховом рынке, а занимается страхованием социальных рисков, предусмотренных Законом Республики Казахстан «Об обязательном социальном страховании».
Обязательному социальному страхованию подлежат работники, за исключением работающих пенсионеров, самостоятельно занятые лица, включая иностранцев и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Республики Казахстан и осуществляющих деятельность, приносящую доход на территории Республики Казахстан. Обязательность уплаты работодателями ежемесячных социальных отчислений предусмотрена законодательством.Следует отметить, что в целях соблюдения основного принципа страхования — зависимости выплат от уплаченных социальных отчислений — учет поступающих социальных отчислений ведется персонифицировано, на базе социального индивидуального кода. В связи с чем существует определенная зависимость социальных выплат из ГФСС от величины дохода работника и его стажа участия в системе обязательного социального страхования. При этом ежемесячные социальные отчисления уплачиваются за всех работников, но получателями являются только те, у кого наступил социальный риск. Таким образом, осуществляется один из общих принципов страхования — солидарность участия застрахованных по обязательному социальному страхованию.
— Какие социальные риски предусматривает обязательное социальное страхование?
— С 2005 года социальные выплаты из ГФСС осуществляются в случаях утраты трудоспособности, потери кормильца и потери работы.
С 2008 года в рамках Послания Главы государства Н.А. Назарбаева народу Казахстана «Новый Казахстан в новом мире» в поддержку материнства и детства введены дополнительные социальные выплаты. Это на случаи потери дохода в связи с беременностью и родами, усыновлением (удочерением) новорожденного ребенка и по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года.
Размер социальной выплаты зависит от стажа участия и среднемесячного дохода участника системы обязательного социального страхования, с которого были уплачены ежемесячные социальные отчисления в ГФСС. Подчеркну: значительное влияние на размер социальной выплаты оказывает своевременная и полная уплата социальных отчислений плательщиками. То есть от того, насколько законопослушным является работодатель, в конечном счете зависит размер социальной выплаты, назначенный работнику при наступлении вышеуказанных социальных рисков.
— Какова роль ГФСС при наступлении риска потери работы?
— В мировой практике пособия по безработице назначаются лицам, потерявшим работу и активно занимающимся поиском работы. В Казахстане также необходимым условием для обращения за назначением социальной выплаты на случай потери работы из ГФСС является регистрация участника системы обязательного социального страхования в качестве безработного в уполномоченном органе по вопросам занятости.При этом за назначением социальной выплаты по потере работы может обратиться физическое лицо, за которое работодатель уплачивал ежемесячные социальные отчисления в ГФСС не менее шести месяцев за последние 24 календарных месяца до даты регистрации в качестве безработного.
Размер социальной выплаты по потере работы определяется на основании уплаченных плательщиком социальных отчислений и стажа участия в системе обязательного социального страхования.
Социальная выплата по потере работы назначается от одного до четырех месяцев в зависимости от стажа участия заявителя в системе обязательного социального страхования.За 2005-2010 годы из ГФСС были осуществлены социальные выплаты на случай потери работы в сумме 1,7 миллиарда тенге.
Социальные выплаты на случай потери работы обеспечивают безработному человеку социально приемлемый уровень жизни, и в этот период он может активно заниматься поиском работы.
— Часто население интересуется вопросами страхования риска потери работы потому, что это связано с получением кредитов и ипотечных займов в банках второго уровня. Какую роль играет ГФСС в этом вопросе?
— Банки второго уровня (БВУ) и страховые компании осуществляют свою деятельность на конкурентном финансовом рынке. В связи с чем БВУ для привлечения клиентов разрабатывают правила кредитования с различными условиями и требованиями по необходимым документам для выдачи кредитов и ипотечных займов. Указанные требования утверждаются внутренними документами БВУ и преследуют цель возвратности предоставляемых кредитов и ипотечных займов. В случае согласия клиента с условиями БВУ заключаются соответствующие договора между клиентом и БВУ.
При этом требование БВУ по страхованию риска потери работы клиента при выдаче ему кредита или ипотечного займа преследует только одну цель — погашение кредита в срок, если заемщик потерял работу. В таких случаях обслуживание кредита будет осуществляться за счет страховой компании, в которой заемщик застраховал риск потери работы. Страхование риска невозврата кредита в случае потери работы заемщиком осуществляется только через компании по страхованию жизни, которые предлагают различные продукты по страхованию рисков на договорных основах в добровольном порядке.
Риск невозврата кредитов и ипотечных займов не является социальным риском, в связи с чем ГФСС не страхует такие риски.
— Куда необходимо обратиться за назначением социальных выплат из ГФСС при наступлении социального риска?
— Заявитель при наступлении социального риска может обратиться за назначением социальной выплаты с соответствующими документами в отделение Государственного центра по выплате пенсий (далее — ГЦВП) по месту прописки. ГЦВП имеет отделения вплоть до районных в разрезе регионов. Это дает возможность населению не тратить время на доставку документов в областные центры и города республиканского значения.
ГЦВП принятые документы от заявителей для назначения социальных выплат из ГФСС передает в уполномоченный орган по назначению социальных выплат — территориальный департамент по контролю и социальной защите Министерства труда и социальной защиты Республики Казахстан (далее — департамент). После чего департамент принимает решение о назначении либо об отказе в назначении социальной выплаты. При этом департамент имеет право проверять достоверность представленных сведений. В этих целях он может запросить в налоговых органах данные о правильности уплаты всех налогов и обязательных платежей, в том числе по уплате плательщиками ежемесячных социальных отчислений.
— Каковы объемы социальных выплат ГФСС на сегодняшний день?
— За 2005-2010 годы осуществлены социальные выплаты из ГФСС на сумму порядка 131 миллиарда тенге по пяти видам вышеизложенных социальных рисков, из них 93 процента — на социальные выплаты в связи с беременностью и родами, усыновлением (удочерением) новорожденного ребенка (детей) и по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года.
— Куда можно обратиться с вопросами, касающимися системы страхования обязательного социального риска?
— ГФСС придает особое значение проведению информационно-разъяснительной работы среди населения, поскольку система обязательного социального страхования затрагивает интересы работающего населения республики. Преимущества системы можно изучить через средства массовой информации, брошюры, буклеты, плакаты, аудиоролики и видеоматериалы, подготовленные ГФСС.
Вместе с тем любой посетитель нашего сайта www.gfss.kz из любой точки мира имеет возможность получить консультацию по интересующим его вопросам в области обязательного социального страхования Казахстана.
Также сотрудники отделений ГЦВП и территориальных департаментов по контролю и социальной защите проводят разъяснительную работу по обязательному социальному страхованию.
— Что вы можете сказать в целом о развитии системы социальной защиты Казахстана за годы независимости?
— В Казахстане за годы независимости построена система социального обеспечения, соответствующая международным стандартам. Она защищает каждого казахстанца, постоянно совершенствуется с учетом реалий сегодняшнего дня и передового мирового опыта.Мировой финансово-экономический кризис, разразившийся в 2008 году, существенно отразился на социально-экономическом положении развитых стран и привел к значительным сокращениям их расходов на социальное обеспечение. Необходимо отметить, что Правительство Республики Казахстан по поручению Главы государства своевременно и оперативно разработало план антикризисных мер, в частности, специальную Стратегию занятости и переподготовки кадров («Дорожная карта»), направленную на обеспечение занятости, недопущение значительного роста безработицы, сохранение и создание новых рабочих мест. В 2009-2010 годах были увеличены периоды социальных выплат по потере работы из ГФСС в зависимости от стажа участия в системе обязательного страхования от двух до шести месяцев.
Также были увеличены расходы на социальное обеспечение путем повышения размеров социальных пособий и пенсий. Тем самым Казахстан, наряду с комплексом мер по оздоровлению финансовой системы, оказавшейся под негативным влиянием кризисных явлений, провел мероприятия по недопущению падения жизненного уровня социально незащищенных слоев населения.
Одним из главных приоритетов Послания Главы государства народу Казахстана «Построим будущее вместе!» от 28 января 2011 года является социальная модернизация — новая социальная политика, нацеленная на повышение уровня и улучшение качества жизни всех граждан страны, укрепление социальной стабильности и защищенности населения.

>Виды страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию

Виды страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию, страховые риски и субъекты

  • финансовая стабильность, когда пополнение происходит средствами социального страхования;
  • обязательный характер и доступность получения социальной помощи;
  • государственная гарантия на соблюдение прав защиты и выполнение страховых обязательств в любом финансовом положении страховщика;
  • регулирование системы государственными органами;
  • паритетность участия субъектов в управлении;
  • обязательная уплата налогов или страховых взносов;
  • ответственность по целевому использованию;
  • общественный контроль;
  • автономность системы.

В обязательном социальном страховании принимают участие страхователи (работодатели), страховщики (коммерческие или некоммерческие организации, обеспечивающие права застрахованных лиц по обязательному социальному страхованию при наступлении страховых случаев), застрахованные лица (граждане РФ, иностранные граждане, постоянно или временно проживающие в России, и лица без гражданства, а также иностранные граждане или лица без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов), временно пребывающие на территории России, работающие по трудовым договорам, заключенным на неопределенный срок либо на срок не менее 6 месяцев в общей сложности в течение календарного года), а также иные органы, организации и граждане (в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования).

Страховое обеспечение по обязательному социальному страхованию – исполнение страховщиком, а в отдельных случаях и страхователем своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством страховых выплат или иных видов обеспечения, установленных федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Субъекты обязательного социального страхования — участники отношений по обязательному социальному страхованию: являются страхователи (работодатели), страховщики, застрахованные лица, а также иные органы, организации и граждане, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Пособие по временной нетрудоспособности предоставляется не только в период болезни застрахованного работника в связи с трудовым увечьем или профессиональным заболеванием, но и на время его санаторно-курортного лечения и протезирования. Следует согласиться с авторами, считающими необходимым разграничить указанные виды пособий в связи с различным характером страховых случаев, при которых оно назначается, поскольку они назначаются не только при временной нетрудоспособности, но и при инвалидности Ковалевский С.М. Указ соч. с. 50..

Виды обеспечения по обязательному социальному страхованию

  • на лечение застрахованного, осуществляемое на территорий Российской Федерации непосредственно после про­исшедшего тяжелого несчастного случая на производстве до восстановления трудоспособности или установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности;
  • на приобретение лекарств, изделий медицинского назначения и индивидуального ухода;
  • на посторонний (специальный медицинский и бытовой) уход за застрахованным, в том числе осуществляемый членами его семьи.
  • на проезд застрахованного, а в необходимых случаях и на про­езд сопровождающего его лица для получения отдельных видов медицинской и социальной реабилитации (лечения непосред­ственно после произошедшего тяжелого несчастного случая на производстве, медицинской реабилитации в организациях, оказывающих санаторно-курортные услуги, получения специ­ального транспортного средства, заказа, примерки, получения, ремонта, замены протезов, протезно-ортопедических изделий, ортезов, технических средств реабилитации) и при направле­нии его страховщиком в учреждение медико-социальной экс­пертизы и в учреждение, осуществляющее экспертизу связи заболевания с профессией;
  • на медицинскую реабилитацию в организациях, оказывающих санаторно-курортные услуги, в том числе по путевке, вклю­чая оплату лечения, проживания и питания застрахованного, а в необходимых случаях оплату проезда, проживания и питания сопровождающего его лица, оплату отпуска застрахованно­го (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, установленного законодательством Российской Федерации) на весь период его лечения и проезда к месту лечения и обратно;
  • на изготовление и ремонт протезов, протезно-ортопедических изделий и ортезов;
  • на обеспечение техническими средствами реабилитации и их ремонт;
  • на обеспечение транспортными средствами, при наличии соответствующих медицинских показаний и отсутствии противо­показаний к вождению, их текущий и капитальный ремонт, оплату расходов на горюче-смазочные материалы;
  • на профессиональное обучение (переобучение).

Среднемесячный заработок исчисляется путем деления общей суммы заработка с учетом премий за 12 месяцев работы, повлекшей повреждение здоровья и предшествовавшей месяцу, в котором произошел несчастный случай или установлен диагноз профессионального заболевания, на 12.

Виды страхового обеспечения, их общая характеристика

Страховое обеспечение представляет собой возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью застрахованного в результате наступления несчастного случая на производстве или профессионального заболевания.

Видами страхового обеспечения являются:

  • — пособие по временной нетрудоспособности
  • — единовременная страховая выплата;
  • -ежемесячные страховые выплаты;
  • — оплата дополнительных расходов, связанных с медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией застрахованного при наличии прямых последствий страхового случая в соответствии с индивидуальной программой реабилитации.

К дополнительным расходам относятся затраты на лечение, приобретение лекарств, изделий медицинского назначения, посторонний (специальный медицинский и бытовой) уход, проезд застрахованного и сопровождающего его лица для получения отдельных видов медицинской и социальной реабилитации (санаторно-курортного лечения, получения специального транспортного средства, заказа, примерки, ремонта, замены протезов), профессиональное обучение (переобучение) и др.

Условия, размеры и порядок оплаты таких расходов определены Правительством РФ от 15.05.2006 г. № 286.

Возмещение застрахованному лицу морального вреда осуществляется страхователем в соответствии с нормами гражданского права.

  • 1. Пособие по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием выплачивается за весь период временной нетрудоспособности до выздоровления или установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности в размере 100% среднего заработка, исчисленного в соответствии с законодательством РФ о пособиях по временной нетрудоспособности.
  • 2. Единовременные страховые выплаты назначаются пострадавшему, если по заключению учреждения медико-социальной экспертизы он утратил профессиональную трудоспособность в результате наступления страхового случая, а его иждивенцам — в случае его смерти. Нетрудоспособным иждивенцам умершего, имеющим право на страховое обеспечение, единовременная выплата назначается в максимальной сумме. В местностях, где применяются районные коэффициенты к заработной плате, размер единовременной выплаты определяется с учетом этих коэффициентов.
  • 3. Ежемесячные страховые выплаты предоставляются в течение всего периода стойкой утраты профессиональной трудоспособности, а в случае смерти застрахованного лица его нетрудоспособным иждивенцам: несовершеннолетним до достижения 18 лет, учащимся — до 23 лет, пенсионерам — пожизненно, инвалидам — на срок установления инвалидности. Размер ежемесячной страховой выплаты определяется как доля среднемесячного заработка застрахованного, исчисленная в соответствии со степенью утраты им профессиональной трудоспособности. При этом учитываются все виды оплаты труда по основному месту работы и по совместительству, вознаграждение по гражданско-правовым договорам и авторский гонорар, на которые начислены страховые взносы. В местностях, где установлены районные коэффициенты, процентные надбавки к заработной плате, размер ежемесячной страховой выплаты повышается на соответствующий коэффициент.

Максимальный размер ежемесячной страховой выплаты устанавливается федеральным законом о бюджете ФСС РФ на финансовый год. (Табл. 1)При назначении страховых выплат по нескольким страховым случаям, а также нескольким лицам ограничение максимальным размером применяется к общей сумме страховой выплаты.

Размер ежемесячной страховой выплаты индексируется с учетом инфляции в пределах средств, предусмотренных на эти цели в бюджете ФСС РФ на соответствующий финансовый год.

Табл. 1. Максимальный размер единовременной страховой выплаты

Период, на который установлен размер выплаты

Максимальный размер единовременной страховой выплаты <*>

Основание

на 2017 год

92339,1 рубля

п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 01.12.2014 N 386-ФЗ

на 2016 год

88787,6 рубля

п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 01.12.2014 N 386-ФЗ

на 2015 год

84964,2 рубля

п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 01.12.2014 N 386-ФЗ

на 2014 год

80534,8 рубля

п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 02.12.2013 N 322-ФЗ

на 2013 год

76699,8 рубля

п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 03.12.2012 N 219-ФЗ

на 2012 год

72701,2 рубля

п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 30.11.2011 N 372-ФЗ

на 2011 год

68586,0 рублей

п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 08.12.2010 N 334-ФЗ

на 2010 год

64400 рублей

п. 1 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 28.11.2009 N 292-ФЗ

на 2009 год

58500 рублей

п. 3 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 25.11.2008 N 216-ФЗ

на 2008 год

50900 рублей

ст. 14 Федерального закона от 21.07.2007 N 183-ФЗ

на 2007 год

46900 рублей

ст. 15 Федерального закона от 19.12.2006 N 234-ФЗ

на 2006 год

46900 рублей

ст. 4 Федерального закона от 22.12.2005 N 180-ФЗ

<*> В местностях, где установлены районные коэффициенты, процентные надбавки к заработной плате, размер единовременной страховой выплаты, назначаемой застрахованному в зависимости от степени утраты им профессиональной трудоспособности, определяется с учетом этих коэффициентов и надбавок.

Обязательное социальное страхование.

Социальное страхование — установленная, контролируемая и гарантированная государством система обеспечения, поддержки престарелых, нетрудоспособных граждан за счёт государственного целевого внебюджетного Фонда социального страхования, а также других коллективных и частных страховых фондов.

Обязательное социальное страхование — часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с ФЗ страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.

Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, иных категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных установленных законодательством РФ социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию.

Обеспечение по обязательному социальному страхованию (далее — страховое обеспечение) — исполнение страховщиком, а в отдельных случаях, установленных ФЗ, — также и страхователем своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством страховых выплат или иных видов обеспечения, установленных ФЗ о конкретных видах обязательного социального страхования;

Виды социальных страховых рисков. Страховые случаи

1. Видами социальных страховых рисков являются: необходимость получения медицинской помощи;

временная нетрудоспособность; трудовое увечье и профессиональное заболевание; материнство;

инвалидность; наступление старости; потеря кормильца; признание безработным; смерть застрахованного лица или нетрудоспособных членов его семьи, находящихся на его иждивении.

2. При наступлении одновременно нескольких страховых случаев порядок выплаты страхового обеспечения по каждому страховому случаю определяется в соответствии с ФЗ о конкретных видах обязательного социального страхования.

Виды страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию

1. Каждому виду социального страхового риска соответствует определенный вид страхового обеспечения.

2. Страховым обеспечением по отдельным видам обязательного социального страхования являются:

1) оплата медицинскому учреждению расходов, связанных с предоставлением застрахованному лицу необходимой медицинской помощи;

2) пенсия по старости; 3) пенсия по инвалидности; 4) пенсия по случаю потери кормильца;

5) пособие по временной нетрудоспособности; 6) пособие в связи с трудовым увечьем и профессиональным заболеванием; 7) пособие по беременности и родам;

8) ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;

9) пособие по безработице; 10) единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; 11) единовременное пособие при рождении ребенка;

12) пособие на санаторно-курортное лечение; 13) социальное пособие на погребение;

14) оплата путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей.

Законодательные основы соц. страхования: Бюджетный кодекс РФ.

ФЗ: «Об основах обязательного социального страхования»

Указ Президента РФ «Об управлении государственным социальным страхованием в Российской Федерации»

ФЗ: «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»,

ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»,

ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию».

Постановление Правительства «О Фонде социального страхования Российской Федерации»

Обязательное социальное страхование в России

Обязательное социальное страхование — часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.

Социальное страхование — это особая система защиты работающих граждан и находящихся на их иждивении членов семей от потери трудового дохода при наступлении нетрудоспособности вследствие старости, инвалидности, болезни, безработицы, материнства, смерти кормильца.

Обязательное социальное страхование в России состоит из 6 частей:

  1. Обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности (болезни),
  2. Обязательное страхование в связи с материнством,
  3. Обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний,
  4. Обязательное медицинское страхование,
  5. Обязательное пенсионное страхование,
  6. Обязательное страхование на случай смерти застрахованного лица или несовершеннолетнего члена его семьи.

Доходы и расходы системы обязательного социального страхования

Финансовые средства аккумулируются и распределяются тремя фондами:

  • Фонд социального страхования
  • Фонд обязательного медицинского страхования
  • Пенсионный фонд Российской Федерации.

Доходы фондов

Фонды имеют собственные бюджеты, независимые от бюджетной системы России. Поэтому они также называются внебюджетными фондами. Источник денежных средств — страховые взносы, которые предприятия (страхователи) перечисляют в соответствующие фонды. В случае дефицита бюджетов фондов недостаток средств покрывается трансфертными платежами из федерального бюджета России.

Размер страховых взносов рассчитывается исходя из размеров оплаты труда работников предприятий, а также иных вознаграждений и выплат работникам предприятий. Индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы определяют суммы взносов в особом порядке.

Случаи, когда взносы не уплачиваются

Взносы не уплачиваются со следующих выплат работникам:

  • суточные — при условии, что в локальном акте организации установлен предельный размер необлагаемых взносами выплат
  • материальная помощь в любом размере:
    • в связи со смертью члена семьи (в соответствии с Гражданским кодексом РФ членами семьи считаются муж, жена, дети и родители)
    • в случае стихийного бедствия, теракта
    • в случае произошедшего у работника чрезвычайного обстоятельства (ограбление, потоп в квартире, и тому подобное), подтверждённого справкой компетентных органов (полиция, ЖЭК и так далее)
  • рождение, усыновление, удочерение детей — не более 50 000 рублей на одного ребёнка, при условии, что выплата совершена в течение первого года после наступления события
  • на любые цели 4 000 рублей на работника в год (можно выплачивать не единовременно)

Также взносы не уплачиваются со следующих расходов предприятия (страхователя):

  • при медицинском страховании работника более года:
    • взносы по договору добровольного медицинского страхования (ДМС)
    • взносы на обслуживание работников в поликлинике напрямую
  • страхование жизни работников
  • страхование вреда здоровью работников
  • платежи по негосударственному пенсионному страхованию.

Основные расходы фондов

  • Выплаты пособий по больничным листам
  • Выплаты пособий в связи с материнством:
    • по беременности и родам
    • при рождении ребёнка
    • по уходу за ребёнком до трёх лет
  • Финансирование санаторно-курортного лечения и отдыха
  • Выплаты в связи с инвалидностью
  • Обеспечение заявок инвалидов на технические средства реабилитации и протезно-ортопедические изделия
  • Расходы на поликлиники, больницы, медицинскую помощь
  • Выплаты пенсий пенсионерам

Администрирование страховых взносов

Начисление страховых взносов — расчёт сумм страховых взносов, которые нужно уплатить в фонды. Начислением страховых взносов занимается бухгалтерия предприятия (страхователя). Страховые взносы уплачиваются в фонды в день выдачи зарплаты, но не позднее 15 числа месяца следующего за расчётным.

Администрирование — это отслеживание правильности исчисления и своевременной уплаты страховых взносов в фонды, приём отчётности от предприятий (страхователей), учёт платежей, зачет или возврат излишне уплаченных страховых взносов, взыскание задолженности по платежам. Администрированием занимаются два фонда:

  • Фонд социального страхования (ФСС) — администрирует страховые взносы на
    • обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности или в связи с материнством
    • обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
  • Пенсионный фонд России (ПФР) — администрирует страховые взносы на
    • обязательное пенсионное страхование
    • обязательное медицинское страхование.

Карточка индивидуального учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений и сумм начисленных страховых взносов открывается на расчётный период (календарный год) и заполняется на каждое физическое лицо — сотрудника организации.

C 1 января 2017 года администрированием страховых взносов по всем видам обязательного пенсионного, социального и медицинского страхования занимается Федеральная налоговая служба.

Взыскание недоимок по страховым взносам, а также пеней и штрафов

В 2015 году сообщалось, что если плательщик добровольно не уплачивал суммы, указанные в «Требовании об уплате недоимки, пеней и штрафов», то обязанность по уплате страховых взносов исполнялась в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства плательщика в банках. Предварительно орган ПФР принимал «Решение о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет денежных средств». При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах плательщика или при отсутствии информации о счетах плательщика орган ПФР имел право взыскать, через судебного пристава-исполнителя, задолженность имуществом должника, при этом, если гражданин прекращал деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, при этом задолженность у него оставалась, взыскание производилось через районный суд.

К 2016 году предприниматели сообщали об отходе налоговых инспекций от сервисной функции в пользу карательной с обвинительным уклоном, что, в результате увеличения уголовных дел, существенно увеличило сборы налогов, в том числе страховых взносов.

В 2017 году была введена уголовная ответственность за уклонение от уплаты страховых взносов, в этом же году, в связи с изменением налогового кодекса и с целью эффективного взыскания долгов, сбор взносов от пенсионных фондов передали в ведение территориальных налоговых инспекций, что привело к существенным ошибкам в налогообложении, о чём бизнес-омбудсмен Борис Титов в указал в письме главе ФНС Михаилу Мишустину. Обязанность платить страховые взносы убыточным, неработающим и не предоставляющим налоговикам отчетность индивидуальным предпринимателям приводила к накоплению начислений и штрафов в крупном размере, кроме того, таким лицам Пенсионный фонд начислял максимальную ставку взносов, в большинстве своем эти колоссальные долги считались безнадежными к взысканию.

К 2018 году ситуация по взысканию страховых недоимок сложилась таким образом, что президент России предложил простить долги по страховым взносам, что и было сделано, однако налоговые органы все равно пытались взимать задолженности несмотря на амнистию зачастую, руководствуясь отсутствием исчерпывающих сведений из органов ПФР о задолженности.

Примечания

  1. Федеральный Закон об основах обязательного социального страхования
  2. Федеральный закон от 03.12.2012 N 219-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов», Приложение 1
  3. Федеральный закон от 03.12.2012 N 218-ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов», Приложение 1
  4. Федеральный закон от 03.12.2012 N 217-ФЗ «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов», Приложение 1
  5. Шульга, Игорь. Cтраховые взносы с 1 января 2017 года будут собирать налоговики. ГАРАНТ.РУ (5 июля 2016). — Администрирование страховых взносов со следующего года возложено на налоговые органы.. Дата обращения 16 января 2017.
  6. «О взыскании задолженности по страховым взносам с индивидуальных предпринимателей». «Пенсионный Фонд Российской Федерации» от 04 марта 2015.
  7. «Мастер-завтрак для пользы дела» «МК» от 11 января 2017
  8. «Прищемят взнос» «Российская газета» — Федеральный выпуск № 7342 (176)
  9. «Страховые взносы по пути в налоговую обросли долгами» Газета «Коммерсантъ» № 170 от 14.09.2017, стр. 2.
  10. «В Госдуме одобрили списание долгов малых предпринимателей» www.rbc.ru от 19 декабря 2017 года.
  11. «У кого списать?» «Российская газета» — Федеральный выпуск № 7455 (289).
  12. «Прощение от Путина: кому президент предложил списать долги по налогам» «РБК» от 14 декабря 2017 года.

> Ссылки

Федеральный закон № 212-ФЗ от 24.07.2009 Закон N 200-ФЗ от 11.07.2011.