Обязательно ли применение профессиональных стандартов

Содержание

Как применяются профстандарты для коммерческой организации?

  • 11 ноября 2016
  • 1038

Вопрос

Прошу дать разъяснения по применению профстандартов. Обязательны ли они для коммерческих организаций? Что пошагово необходимо сделать Работодателю, что привезти кадровые документы в соответствие с законодательством?

Ответ

Ответ на вопрос:

Согласно Федеральному закону от 2 мая 2015 г. N 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» профстандарты будут обязательными лишь частично (в том числе и для коммерческих организаций).

Поправки касаются применения профессиональных стандартов.

Уточняется понятие профстандарта. Это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции.

В настоящее время проф. стандарт или единый квалификационный справочник применять обязательно, если в соответствии с Трудовым Кодексом, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, или соответствующим положениям профессиональных стандартов.

С 1 июля 2016 г. вводится обязанность применения работодателями (в том числе, коммерческими организациями) профстандартов в части требований к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, если эти требования установлены законодательством или нормативно-правовыми актами Российской Федерации.

Так, требования к квалификации, в частности, установлены в отношении следующих категорий работников:

  • авиационного персонала, экипажей воздушных судов (ст. 53, 56, 57 Воздушного кодекса РФ);
  • адвокатов (ст. 9 Закона от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ);
  • аудиторов (ст. 4, 11 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ);
  • водителей организаций, которые осуществляют перевозки автомобильным и городским наземным электрическим транспортом (приказ Минтранса России от 28 сентября 2015 г. № 287);
  • врачей-психиатров, иных специалистов и медработников по оказанию психиатрической помощи (ст. 19 Закона от 2 июля 1992 г. № 3185-1);
  • главных архитекторов (ч. 5 ст. 22 Закона от 17 ноября 1995 г. № 169-ФЗ);
  • главбухов в открытых акционерных обществах, страховых организациях, негосударственных пенсионных фондах, акционерных инвестиционных фондах, управляющих компаниях паевых инвестиционных фондов и иных организациях, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах, органах управления государственных внебюджетных фондов, в том числе территориальных (ч. 4 ст. 7 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ);
  • главбухов кредитных и некредитных финансовых учреждений (п. 7 ст. 7 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ);
  • государственных гражданских и муниципальных служащих (ст. 12 Закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ, ст. 9 Закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ);
  • работников, занятых на подземных работах (ч. 1 ст. 330.2 ТК РФ);
  • работников, занятых на работах с химическим оружием (ст. 7 Закона от 7 ноября 2000 г. № 136-ФЗ);
  • работников, занятых на работе, которая непосредственно связана с движением транспорта (ст. 328 ТК РФ);
  • медиаторов (ст. 16 Закона от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ);
  • медиков и фармацевтов (ст. 69 Закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ);
  • научных работников (ст. 4 Закона от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ);
  • нотариусов (ст. 2 Основ законодательства РФ о нотариате, утвержденных Верховным Советом РФ 11 февраля 1993 г. № 4462-1);
  • органов управления и работников профессионального участника рынка ценных бумаг, клиринговой организации (ст. 10.1 Закона от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ, ст. 6 Закона от 7 февраля 2011 г. № 7-ФЗ);
  • охранников (ст. 11.1 Закона от 11 марта 1992 г. № 2487-1);
  • педагогов (ст. 331 ТК РФ, ст. 46 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ);
  • прокуроров (ст. 40.1 Закона от 17 января 1992 г. № 2202-1);
  • работников в сфере госзакупок в рамках Закона № 44-ФЗ (ч. 6 ст. 38, ч. 23 ст. 112 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ);
  • работников области профессионального консультирования, профессионального отбора (подбора), психодиагностики и коррекции (п. 8 Положения, утвержденного постановлением Минтруда России от 27 сентября 1996 г. № 1);
  • руководителей службы управления рисками, службы внутреннего контроля, службы внутреннего аудита кредитной организации (указание Банка России от 1 апреля 2014 г. № 3223-У и др.);
  • сварщиков (Правила, утвержденные постановлением Госгортехнадзора России от 30 октября 1998 г. № 63);
  • сотрудников органов внутренних дел (ст. 9 Закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ);
  • сотрудников Следственного комитета России (ст. 16 Закона от 28 декабря 2010 г. № 403-ФЗ);
  • спасателей (ст. 9 Закона от 22 августа 1995 г. № 151-ФЗ);
  • специалистов в области ветеринарии (ст. 4 Закона от 14 мая 1993 г. № 4979-1);
  • специалистов и должностных лиц страховых организаций (ст. 32.1 Закона от 27 ноября 1992 г. № 4015-1);
  • стажеров нотариуса, помощников нотариуса (ст. 19, 19.1 Основ законодательства РФ о нотариате, утвержденных Верховным Советом РФ 11 февраля 1993 г. № 4462-1);
  • судебных приставов (ст. 3 Закона от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ);
  • судей (ст. 4 Закона от 26 июня 1992 г. № 3132-1).

Соответственно, если по указанным должностям или направлениям деятельности утверждены профстандарты, то работодатели обязаны соблюдать их, в том числе требования к квалификациям.

Например, с 1 июля 2016 года все аудиторские организации, а также индивидуальные аудиторы – работодатели обязаны применять профессиональный стандарт аудитора. На это указывают и специалисты Минфина России в информационном сообщении от 16 декабря 2015 г.

Полного перечня должностей, к сожалению, на законодательном уровне не утверждено. В связи с чем при приеме сотрудника на ту или иную должность нужно проверять, есть ли по данной должности профстандарт и есть ли законодательно установленные требования по данной должности.

В случае, если требования профстандарта обязательны, а работники не соответствуют им, работодатель может быть привлечен к административной ответственности за нарушение трудового законодательства РФ (ст. 5.27 КоАП РФ).

ЕКС и ЕКТС не отменены в связи с введением профстандартов. См. письмо Минтруда от 04.04.2016 № 14-0/10/13-2253.

Также посмотрите материалы: http://1kadry.ru/#/document/189/443135/?step=3, http://1kadry.ru/#/document/189/448139/?step=4, http://pril-kdelo.ru/article.aspx?aid=445707.

Все профессиональные стандарты также размещены в специальном реестре, который ведет Минтруд России на сайте profstandart.rosmintrud.ru.

Полный перечень профстандартов (утвержденных на настоящий момент времени) можно посмотреть и у нас в системе: http://www.1kadry.ru/#/document/117/16367/?step=7.

Списки пополняются по мере разработки профстандартов.

Если профстандарта нет, но требования к той или иной должности закреплены в законе, то нужно руководствоваться законом и продолжать пользоваться квалификационным справочником (ст. 57 ТК РФ, письмо Минтруда от 04.04.2016 № 14-0/10/13-2253)

Если требования к квалификации предусмотрены только квалификационным справочником, и более нигде в законодательстве таких требований нет, то профстандарты применять не обязательно.

Далее. По общему правилу, названия должностей, требования к квалификации работодатель определяет по собственному усмотрению.

Но если с выполнением работ по определенным должностям или профессиям трудовое законодательство связывает предоставление компенсаций и льгот (досрочную пенсию, дополнительный отпуск) либо устанавливает какие-либо ограничения, то наименования таких должностей и профессий, требования к квалификации должны соответствовать квалификационным справочникам, профстандартам. Указанное соответствие должно наблюдаться как в трудовом договоре с сотрудником, где будет указана его должность (выполнение работ по профессии), так и в штатном расписании организации. Это указано в ст. 57 ТК РФ.

Это правило касается:

1. Сотрудников, которые трудятся во вредных условиях труда;

2. Педагогических, медицинских работников, «северных» сотрудников и других, у кого есть право на льготную пенсию: http://1kadry.ru/#/document/117/18147/?step=36;

3. Любых других сотрудников, если в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений.

В остальной части профстандарты будут применяться работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых ими трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда.

См. также ПИСЬМО МИНТРУДА РФ от 04.04.2016 № 14-0/10/13-2253.

Если к Вашей организации применимо сказанное выше, то мы рекомендуем:

— привести наименований профессий и должностей работников в соответствие с проф. стандартом или квалификационным справочником (о переименован должности: http://www.1kadry.ru/#/document/131/4876/?step=2);

— сверить с ЕКС и проф. стандартом функциональные обязанности работника;

— оценить соответствие работника квалификационным требованиям. Возможно организовать проведение аттестации ранее принятых работников на предмет их соответствия выполняемой работе (об аттестации:http://www.1kadry.ru/#/document/130/51135/?step=4);

— подготовить план повышения квалификации работников, а для кого-то и переподготовки в соответствии с требованиями стандарта (Вам может быть полезен материал: Повышение квалификации за счет работодателя. Когда компания вправе взыскать расходы с работника).

Вместе с тем уже сейчас организации, принимая новых работников на должности, по которым профессиональные стандарты утверждены, при необходимости могут пересматривать должностные инструкции и включать в них навыки, знания и умения из новых профстандартов. Однако в настоящее время это является именно правом, а не обязанностью организации.

См. также Приказ Минтруда России от 29.04.2013 N 170н «Об утверждении методических рекомендаций по разработке профессионального стандарта» по данному вопросу.

Также Вам будет интересен материал: http://www.1kadry.ru/?utm_source=www.kdelo.ru&utm_medium=refer&utm_campaign=qa_innerlink&#/document/184/4723//?step=1.

Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2016 г.

Кроме того, в целях проверки соответствия сотрудника занимаемой должности работодатель имеет право провести аттестацию.

Если аттестационная комиссия пришла к выводу о несоответствии сотрудника занимаемой должности, руководитель организации вправе его уволить (п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ).

Также, при наличии волеизъявления работника, его можно в любой момент времени уволить по собственному желанию: http://1kadry.ru/#/document/130/51106/?step=17. Возможно увольнение по соглашению сторон трудового договора: http://1kadry.ru/#/document/130/50734/?step=20.

Таким образом, если работник уже принят на работу, при отсутствии у него необходимого образования, опыта, то уволить его с работы можно будет только в том случае, если он реально не справляется своей работой в связи с недостаточной квалификацией, что должно быть подтверждено результатами аттестации.

При необходимости можно направить сотрудника на обучение, заключив с ним соответствующее соглашение (ст. 249 ТК РФ).

Подробности в материалах Системы Кадры:

1. Ответ: Как применять профессиональные стандарты?

Назначение профстандартов

Для чего разрабатывают профессиональные стандарты?

Профессиональный стандарт представляет собой характеристику квалификации, которая необходима работнику для выполнения определенного вида профессиональной деятельности (ч. 2 ст. 195.1 ТК РФ). Стандарт может быть разработан как для определенной должности или профессии, например для сварщика, педагога, так и на виды деятельности, в которые входят целые группы родственных должностей и профессий, например управление персоналом, СМИ, специалисты в области финансов.

В отличие от применяемых сегодня ЕКС и ЕТКС структура описания квалификационной характеристики в профессиональном стандарте предусматривает использование более современной конструкции, отвечающей реалиям современного бизнеса и рынка труда. В профессиональных стандартах предусмотрены взаимосвязанные требования к уровню знаний работника, его умениям, профессиональным навыкам, опыту работы. Собственно профессиональные стандарты идут на смену тем самым справочникам, которые на текущий момент утратили свою актуальность и уже не могут в полной мере отвечать современным требованиям бизнеса и реальным условиям рынка труда.

Современный профессиональный стандарт представляет собой набор обобщенных трудовых функций с расшифровкой возможных наименований должности работников и необходимых требований к образованию и опыту работы для выполнения данной функции. Далее каждая обобщенная функция распадается на отдельные трудовые функции, содержащие перечень конкретных действий, которые должен выполнять работник, а также требования к знаниям и умениям, необходимым для выполнения данной трудовой функции. В зависимости от наличия соответствующих знаний и умений, а значит, и возможности выполнять ту или иную функцию определяется и уровень квалификации работника.

В результате работодатели смогут широко применять профессиональные стандарты в следующих целях:

  • формирования кадровой политики и управления персоналом, в том числе определения трудовой функции работника для ее фиксирования в трудовом договоре или должностной инструкции;
  • организации обучения и аттестации работников в качестве ориентира и проверки наличия у работников знаний и навыков работы, необходимых современному специалисту;
  • тарификации работ и присвоения тарифных разрядов работникам, а также установления систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления.

Об этом говорится в подпункте «а» пункта 25 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23.

Помимо прочего, профстандарты будут применять при разработке образовательных стандартов и программ как федерального, так и местного уровня (подп. «б», «в» п. 25 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23). Это необходимо, чтобы сократить существующий в настоящее время разрыв между знаниями, которые получают студенты в рамках образовательных программ, и знаниями, которые в реальности нужны современному бизнесу. То есть профессиональные стандарты представляют собой инструменты, позволяющие создать устойчивое и эффективное взаимодействие сферы труда и сферы образования и обеспечить рациональное использование человеческих ресурсов.

При таком комплексном подходе к профстандартам их применение позволит работодателям:

  • повышать производительность труда, улучшать качество производства и выпускаемой продукции и тем самым не только поддерживать, но и усиливать свою конкурентоспособность;
  • снижать издержки на подбор кадров и проведение корпоративного обучения;
  • легко определять умения и знания, необходимые для конкретной профессии;
  • более точно оценивать потребности и возможности в профессиональной подготовке кадров;
  • эффективно обновлять знания, умения и компетенции работников и повышать их уровень.

Работникам же внедрение профстандартов позволит:

  • определять умения и знания, необходимые для конкретной профессии или должности;
  • более точно оценивать свои потребности и возможности в профессиональной подготовке;
  • планировать и реализовывать четкие и ясные пути карьерного роста;
  • получать рекомендации и направления от работодателя для прохождения дополнительного обучения, сертификации.

Внимание: 2 мая 2015 года был опубликован Закон от 2 мая 2015 г. № 122-ФЗ о порядке применения работодателями профессиональных стандартов, который вносит соответствующие изменения в Трудовой кодекс РФ и Закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Так, согласно закону, с 1 июля 2016 года работодатели обязаны будут применять профстандарты, только если требования к квалификации, которая необходима сотруднику для выполнения определенной трудовой функции, установлены Трудовым кодексом РФ, федеральными законами или иными нормативно-правовыми актами. В остальных случаях, когда обязательность применения содержащихся в профстандартах квалификационных характеристик не установлена, применять профстандарты будут в качестве основы для определения требований к квалификации сотрудников.

Кроме того, формирование требований федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования к результатам освоения основных образовательных программ профессионального образования в части профессиональной компетенции будут осуществлять на основе соответствующих профессиональных стандартов при их наличии.

Порядок разработки и утверждения профессиональных стандартов, а также установления тождественности наименований должностей, профессий и специальностей, содержащихся в едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих, едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, наименованиям должностей, профессий и специальностей, содержащимся в профессиональных стандартах, установит Правительство РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Разработка стандартов

Как происходит разработка профессиональных стандартов?

Разработка профессиональных стандартов – большая комплексная задача, которая будет реализована постепенно. В планах на ближайшие три года утверждение порядка 800 стандартов по самым разным направлениям. В настоящее время большинство стандартов находятся в стадии разработки. В то же время в числе первых утверждены стандарты педагога, социального работника, программиста, сварщика.

Полный перечень утвержденных стандартов приведен в таблице.

Разработка стандартов происходит в соответствии с утвержденными планами. Среди них:

  • план разработки профессиональных стандартов на 2014–2016 годы, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2014 г. № 487-р;
  • план-график подготовки профессиональных стандартов в 2013–2014 годах, утвержденный приказом Минтруда России от 30 ноября 2012 г. № 565.

Работодатели вправе принять участие в разработке проектов профессиональных стандартов (п. 3 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23). Для этого необходимо направить уведомление о разработке проекта по адресу prof.standart@niitss.ru (ФГБУ «Научно-исследовательский институт труда и социального страхования»). Рекомендуемый образец уведомления размещен на официальном сайте Минтруда России. Помимо уведомления работодатель представляет в Минтруд России следующий комплект документов:

  • проект профессионального стандарта;
  • пояснительную записку к проекту;
  • сведения об организациях, принявших участие в разработке и согласовании профессионального стандарта;
  • информацию о результатах обсуждения проекта профессионального стандарта с представителями работодателей, профессиональных сообществ, профессиональных союзов и других заинтересованных организаций.

Такой порядок следует из пункта 10 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23.

При разработке проекта профессионального стандарта необходимо руководствоваться следующими документами:

  • постановление Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23 о правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов;
  • Методические рекомендации по разработке профессионального стандарта, утвержденные приказом Минтруда России от 29 апреля 2013 г. № 170н;
  • макет профессионального стандарта, утвержденный приказом Минтруда России от 12 апреля 2013 г. № 147н;
  • уровни квалификаций в целях разработки проектов профессиональных стандартов, утвержденные приказом Минтруда России от 12 апреля 2013 г. № 148н.

На это указывает пункт 6 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23. Аналогичные разъяснения приведены на сайте Минтруда России.

В течение 10 календарных дней со дня поступления проекта профессионального стандарта Минтруд России:

  • информирует его разработчика об отклонении или о принятии проекта к рассмотрению;
  • размещает проект профстандарта, принятого к рассмотрению, на сайте www.regulation.gov.ru для проведения общественного обсуждения;
  • направляет проект профстандарта в соответствующий федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере деятельности, который готовит свои замечания и предложения по проекту.

Срок общественного обсуждения составляет не более 15 календарных дней со дня размещения проекта профессионального стандарта на сайте. Федеральный орган направляет в Минтруд России свои замечания и предложения по проекту профстандарта также в течение 15 календарных дней со дня его получения.

После этого Минтруд России направляет проект профстандарта вместе с результатами его рассмотрения федеральным органом и итогами общественного обсуждения в Национальный совет по профессиональным квалификациям. Национальный совет проводит экспертизу документа и направляет соответствующее экспертное заключение в Минтруд России. На законодательном уровне не закреплен срок проведения такой экспертизы. На практике заседания Национального совета проходят с периодичностью один раз в один или два месяца, то есть примерно столько времени длится экспертиза проектов профстандартов.

В течение семи календарных дней после получения заключения Национального совета Минтруд России принимает решение об утверждении или отклонении проекта профессионального стандарта и информирует о принятом решении разработчика профстандарта.

Такие правила предусмотрены в пунктах 13–15 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23.

В среднем рассмотрение и утверждение профстандарта на практике длится около трех месяцев (п. 13–15 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23).

Сведения об утвержденных профессиональных стандартах вносят в специальный реестр, порядок создания и ведения которого устанавливает Минтруд России (п. 17 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23). Информацию об утвержденных профессиональных стандартах Минтруд России направляет в Минобрнауки России в течение 10 дней после вступления их в силу, для того чтобы их положения были учтены при разработке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования (п. 19 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23).

Проекты профессиональных стандартов могут быть разработаны как за счет собственных средств работодателя, так и за счет средств федерального бюджета на основе государственного контракта, заключаемого в соответствии с Законом от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ (п. 7, 8 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23). Так, например, перечень проектов профстандартов, разрабатываемых за счет средств федерального бюджета, указан в приложении к приказу Минтруда России от 8 мая 2013 г. № 200.

Вопрос из практики: нужно ли менять должностные инструкции из-за введения профессиональных стандартов?

До введения профессиональных стандартов и признания ныне действующих квалификационных справочников утратившими силу обязанность менять должностные инструкции не возникает.

В настоящее время профессиональные стандарты только разрабатывают. Перечень утвержденных стандартов приведен в таблице. Их массовое применение и использование начнется не ранее 2015 года, а возможно, даже позже.

После того как основные профстандарты разработают и утвердят, будет сформирован новый классификатор профессий, разделенный для конкретных отраслей, областей профессиональной деятельности. Планируется, что после этого ныне действующий квалификационный справочник будет отменен, и вот тогда уже, вероятно, потребуются отдельные изменения в должностных инструкциях работников.

Вместе с тем уже сейчас организации, принимая новых работников на должности, по которым профессиональные стандарты утверждены, при необходимости могут пересматривать должностные инструкции и включать в них навыки, знания и умения из новых профстандартов. Однако в настоящее время это является именно правом, а не обязанностью организации.

Вероника Шатрова,

эксперт по трудовому законодательству, директор и главный редактор Системы Кадры

Фото Тимура Громова, Кублог

В связи со вступлением в силу 1 июля 2016 года Федерального закона № 122-ФЗ от 2 мая 2015 г. все чаще возникают вопросы по применению профессиональных стандартов. Из данной статьи вы узнаете ответы на самые популярные из них с учетом разъяснений Минтруда России и иных ведомств.

Для чего разрабатываются и принимаются профессиональные стандарты?

Профессиональные стандарты имеют комплексный характер и раскрывают необходимые знания и умения для выполнения работником трудовых функций. Поддержание в актуальном состоянии информации о востребованных и перспективных профессиях, современных требованиях к работникам и учет этих требований в системе подготовки кадров обеспечивается государством. Повышение профессионального уровня работников влияет на производительность труда, снижение издержек работодателей на адаптацию работников при трудоустройстве, а также на их конкурентоспособность на рынке труда. Профессиональный стандарт задает планку современных требований и ориентиров для выстраивания кадровой политики.

Обязательно ли применять профессиональные стандарты?

Применять не обязательно, за исключением некоторых случаев.

Трудовой кодекс РФ устанавливает следующие условия, при которых требования, содержащиеся в профессиональных стандартах, применять обязательно (в т. ч. при приеме на работу):

  • согласно ч. 2 ст. 57 Трудового кодекса РФ наименование должностей, профессий, специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках или профессиональных стандартах, если в соответствии с Трудовым кодексом РФ или иными федеральными законами с выполнением работ по этим должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений;
  • согласно ст. 195.3 Трудового кодекса РФ требования к квалификации работников, содержащиеся в профессиональных стандартах, обязательны для работодателя, если они установлены Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами. Под иными нормативными правовыми актами подразумеваются постановления и распоряжения Правительства РФ, приказы федеральных органов исполнительной власти, которые специально устанавливают требования к работникам, выполняющим те или иные трудовые обязанности, носящие нормативный правовой характер (например, приказы Минтранса России и др.) (письмо Минтруда России № 14-2/В-299 от 5 апреля 2016 г.). В других случаях эти требования носят рекомендательный характер.

Обязанность применять требования профессиональных стандартов не зависит от формы собственности организации или статуса работодателя (письмо Минтруда России № 14-2/В-299 от 5 апреля 2016 г.). При этом Правительство РФ вправе устанавливать особенности применения профессиональных стандартов государственными внебюджетными фондами России, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также корпорациями, компаниями и хозяйственными обществами, более 50 процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной или муниципальной собственности (ст. 4 Федерального закона № 122-ФЗ от 2 мая 2015 г.). То есть будут определены требования профессиональных стандартов, обязательные для применения указанными организациями. Данная норма закона будет применяться с 1 июля 2016 года.

Работодатели могут по своему усмотрению применять профессиональные стандарты при:

  • формировании кадровой политики и в управлении персоналом;
  • подборе кандидатов на вакансию;
  • организации обучения и аттестации работников;
  • разработке должностных инструкций;
  • тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда;
  • наименовании должностей, профессий и специальностей, определении трудовых функций, требований к образованию и опыту работы с учетом особенностей, обусловленных технологией и организацией производства и труда у данного работодателя.

Подтверждение: пп. «а» п. 25 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ № 23 от 22 января 2013 г., Информация Минтруда России от 10 февраля 2016 г., письма Минтруда России № 14-3/В-3 от 12 января 2016 г., № 14-0/В-1190 от 30 декабря 2015 г., Роспотребнадзора № 01/1185-16-32 от 4 февраля 2016 г.

Будут ли обновляться профессиональные стандарты и как узнавать о планах их разработки и актуализации?

Будут обновляться при наличии обоснованных предложений либо соответствующих изменений в законодательстве.

Разработка профессиональных стандартов в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 23 от 22 января 2013 г. ведется с учетом приоритетных направлений развития экономики и предложений Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям.

Минтруд России ведет Реестр профессиональных стандартов на сайтах Минтруда России и Научно-методического центра системы профессиональных квалификаций ФГБУ «Научно-исследовательский институт труда и социального страхования» Минтруда России. На этих же сайтах размещается вся информация о стандартах, в том числе о разрабатываемых и планируемых к разработке.

Кроме того, профессиональные стандарты, утвержденные приказами Минтруда России, размещаются в справочных системах правовой информации.

Будут ли отменены Единые тарифно-квалификационный справочники (ЕТКС) и Единый квалификационные справочники (ЕКС)?

В перспективе планируется замена ЕТКС и ЕКС профессиональными стандартами, а также отдельными отраслевыми требованиями к квалификации работников, которые имеются и в настоящее время (например, в сфере транспорта и др.). Но такая замена, по мнению Минтруда России, будет происходить в течение длительного периода.

Если сейчас квалификационный справочник и профессиональный стандарт по аналогичным профессиям (должностям) содержат различные требования к квалификации, работодатель самостоятельно определяет, какой из этих документов использовать, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

Требования профессионального стандарта должны быть прописаны в трудовом договоре (должностной инструкции) работника в полном объеме или могут быть какие-либо допущения?

Вносить требования профессионального стандарта в полном объеме в трудовой договор или должностную инструкцию не обязательно.

Работодатель самостоятельно определяет содержание трудового договора с учетом ст. 57 Трудового кодекса РФ. При этом профессиональный стандарт может быть применен как рекомендательный методический документ, за исключением случаев, когда его применение обязательно в соответствии с законодательством.

Применять стандарты можно для определения потребности в работниках с определенным уровнем квалификации, правильного подбора и расстановки кадров, рационального разделения и организации труда, разграничения функций, полномочий и ответственности между категориями работников, определения трудовых обязанностей с учетом особенностей применяемых технологий, организации подготовки и обучения персонала, организации труда, установления систем оплаты труда.

При внедрении профессиональных стандартов следует учитывать, что полномочия по принятию кадровых решений принадлежат работодателю, и он же несет за них ответственность.

Могут ли обязанности работников, требования к образованию и стажу измениться автоматически в связи с принятием профессионального стандарта? Можно ли уволить работника, если его уровень образования или стаж работы не соответствуют указанным в профессиональном стандарте?

Обязанности работников не могут измениться автоматически в связи с принятием профессионального стандарта. Объективной основой изменения обязанностей, связанных с выполнением какой-либо работы, является:

  • изменение организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства и др.) в соответствии со ст. 74 Трудового кодекса РФ (кроме изменения трудовой функции);
  • или соглашение сторон, заключенное работником и работодателем в соответствии со ст. 72, 72.1 Трудового кодекса РФ.

Требования к образованию и стажу, содержащиеся в профессиональных стандартах, являются обязательными только в случаях, установленных законодательством.

Вступление в силу профессиональных стандартов не является основанием для увольнения работников, так как применение стандартов не должно ухудшать их положения. Трудовое законодательство среди оснований для увольнения не предусматривает несоответствие профессиональному стандарту (ст. 77 Трудового кодекса РФ).

Допуск работника к выполнению трудовой функции является полномочием работодателя. Профессиональный стандарт не обязывает и самих работников проходить дополнительное обучение. При применении квалификационных справочников и стандартов лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации», но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по результатам аттестации работников и по рекомендации аттестационной комиссии назначаются на соответствующие должности, так же как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы (п. 8 Порядка, утв. Постановлением Минтруда России № 9 от 9 февраля 2004 г.).

Какие санкции установлены за неприменение или неправильное применение профессиональных стандартов?

Если не соблюдены обязательные требования законодательства, работодателю может быть выдано предписание об устранении выявленных нарушений трудового законодательства, а также он может быть привлечен к административной ответственности в соответствии с ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ.

В остальных случаях требования проверяющих ведомств в части применения профессиональных стандартов неправомерны.

Подтверждение: письмо Минтруда России № 14-0/10/13-2253 от 4 апреля 2016 г.

Фото Бориса Мальцева, Клерк.Ру Профстандарт «Бухгалтер»1 действует уже полтора года. ИПБ России, как разработчик этого документа, обязан проводить мониторинг его применения. Анализ показал, что применение профстандарта вызывает немало вопросов как у работодателей, так и работников бухгалтерских и финансовых служб. Эти вопросы мы обсудили в ходе круглого стола2.

В работе круглого стола приняли участие:

  • Людмила Ивановна Хоружий, президент ИПБ России, руководитель Комиссии по профессиональным квалификациям специалистов в области бухгалтерского учета
  • Евгения Ивановна Копосова, директор ИПБ России
  • Оксана Валерьевна Василевская, руководитель международных и образовательных проектов ИПБ России
  • Наталья Алексеевна Алабушина, начальник методологического отдела ИПБ России
  • Наталья Егоровна Иванец, заместитель начальника методологического отдела ИПБ России

Применять или не применять?

Участники круглого стола начали обсуждение с самого распространенного вопроса, который поступает в ИПБ России, — профстандарт «Бухгалтер» обязателен или нет?

О.В. Василевская: «Рассмотрим, что говорит Трудовой кодекс о применении профстандартов. Во-первых, часть 2 статьи 57 ТК РФ называет обязательной для включения в трудовой договор трудовую функцию (работу по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы).

И здесь же есть уточнение: если в соответствии с Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках или соответствующим положениям профессиональных стандартов.

Во-вторых, часть 1 статьи 195.3 ТК РФ устанавливает, что если Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями».

Н.А. Алабушина: «Ограничением можно назвать установленное рядом законов правило – у главных бухгалтеров не должно быть неснятой (непогашенной) судимости, как правило, за преступления в сфере экономики. Такое репутационное требование установлено, в частности:

  • Законом о бухгалтерском учете3 — в отношении главных бухгалтеров открытых акционерных обществ (за исключением кредитных организаций), страховых организаций и негосударственных пенсионных фондов, акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний паевых инвестиционных фондов, иных экономических субъектов, ценные бумаги которых допущены к обращению на организованных торгах (за исключением кредитных организаций), органов управления государственных внебюджетных фондов, органов управления государственных территориальных внебюджетных фондов;
  • Законом о банках и банковской деятельности4 — в отношении главных бухгалтеров кредитных организаций и их заместителей;
  • Законом о лизинге5 — в отношении главных бухгалтеров лизинговых компаний;
  • Законом о контрактной системе6 — в отношении главных бухгалтеров участников закупки;
  • Законом о ККТ7 — в отношении главных бухгалтеров операторов фискальных данных;
  • Законом о развитии предпринимательства8 — в отношении главных бухгалтеров региональных гарантийных организаций».

Е.И. Копосова: «Что же касается требований к квалификации, то для главных бухгалтеров некоторых организаций они также установлены. Например, Законом о бухгалтерском учете и Законом о банках и банковской деятельности.

Здесь также уместно отметить, что под «иными нормативными правовыми актами Российской Федерации», которые упоминаются в статье 195.3 ТК РФ, понимаются нормативные указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, нормативные правовые акты Банка России, иных органов и организаций, имеющих исключительные права регулирования, которыми установлены требования к работникам, выполняющим те или иные трудовые обязанности (например, приказы Минтранса России, Указания Центрального Банка России, Росатома и др.). Соответственно, подобные акты также могут содержать требования к квалификации бухгалтеров, в том числе главных».

Л.И. Хоружий: «Итак, с выполнением работы в должности главного бухгалтера определенных организаций связано наличие ограничений. Кроме того, для главных бухгалтеров установлены требования к квалификации.
Можно сделать вывод, что при заключении трудового договора с такими сотрудниками кадровая служба обязана руководствоваться профессиональным стандартом «Бухгалтер» в части наименования должности и квалификационных требований.

Хочу обратить внимание, что в перечисленных случаях профстандарт «Бухгалтер» обязателен для работодателей только в той части квалификационных требований, которая установлена законами (иными актами).
К примеру, Закон о бухгалтерском учете обязывает главных бухгалтеров общественно-значимых организаций иметь высшее образование, стаж работы, связанной с ведением бухгалтерского учета, составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности либо с аудиторской деятельностью, не менее трех лет из последних пяти календарных лет, а при отсутствии высшего образования в области бухгалтерского учета и аудита — не менее пяти лет из последних семи календарных лет.

Профстандарт «Бухгалтер» предъявляет к главным бухгалтерам следующие квалификационные требования:

  • высшее или среднее профессиональное образование в сочетании с дополнительными профессиональными программами при необходимости;
  • стаж работы не менее пяти лет из последних семи календарных лет работы, связанной с ведением бухгалтерского учета, составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности либо с аудиторской деятельностью, а при наличии высшего образования — не менее трех лет из последних пяти календарных лет.

В качестве особых условий допуска к работе профстандарт указывает, что в отдельных экономических субъектах к главному бухгалтеру или иному должностному лицу, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета, могут устанавливаться дополнительные требования.

Как видим, профстандарт оставляет «пространство для маневра» в части уровня образования и репутационных требований к главным бухгалтерам».

Применяется ли профстандарт «Бухгалтер» в отношении бухгалтеров и главных бухгалтеров иных организаций?

О.В. Василевская: «Согласно части 2 статьи 195.3 ТК РФ, характеристики квалификации, которые содержатся в профессиональных стандартах и обязательность применения которых не установлена, применяются работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых работниками трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда».

Е.И. Копосова: «Таким образом, можно заключить, что в отношении бухгалтеров и главных бухгалтеров иных организаций (не поименованных в законах о бухгалтерском учете, о банках и банковской деятельности, иных актах) характеристики профстандарта «Бухгалтер» носят рекомендательный характер. Для кадровых служб при установлении квалификационных и профессиональных требований к соискателям и работникам профстандарты являются ориентирами и могут применяться в части:

  • наименования должностей, профессий и специальностей;
  • определения трудовых функций, требований к образованию и опыту работы с учетом особенностей, обусловленных технологией и организацией производства и труда у данного работодателя».

Должны ли государственные и муниципальные учреждения применять профстандарт «Бухгалтер»?

Н.А. Алабушина: «Обязательность применения требований профессиональных стандартов не зависит от формы собственности организации или статуса работодателя. В то же время в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 02.05.2015 № 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»», Правительство РФ может устанавливать особенности применения профстандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами, государственными или муниципальными учреждениями и унитарными предприятиями, а также госкорпорациями, хозяйственными компаниями и обществами, более 50% процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной или муниципальной собственности».

О.В. Василевская: «Правительство воспользовалось предоставленным правом. 1 июля 2016 года вступило в силу соответствующее постановление9.

Согласно этому постановлению, названные компании должны применять профессиональные стандарты поэтапно на основе утвержденных с учетом мнений представительных органов работников планов. Среди прочего эти планы, рассчитанные до 1 января 2020 года, должны содержать:

  • список профессиональных стандартов, подлежащих применению, и этапы их применения;
  • сведения о потребности в профессиональном образовании, профессиональном обучении и (или) дополнительном профессиональном образовании работников, полученные на основе анализа квалификационных требований, содержащихся в профессиональных стандартах, и кадрового состава организаций, а также сведения о проведении соответствующих мероприятий по образованию и обучению;
  • перечень локальных нормативных актов, подлежащих изменению в связи с учетом положений профстандартов, подлежащих применению».

Л.И. Хоружий: «Иными словами, каждая организация из перечисленных в постановлении самостоятельно примет решение, когда в период до 2020 года она начнет применять профстандарт ˮБухгалтер“».

Какова ответственность за неприменение или неправильное применение профстандарта «Бухгалтер»?

Н.Е. Иванец: «Как мы уже говорили, Трудовой кодекс РФ устанавливает обязательность применения требований, содержащихся в профессиональных стандартах, в том числе при приеме работников на работу, в двух случаях, которые указаны в части 2 статьи 57 ТК РФ и статье 195.3. В других случаях эти требования носят рекомендательный характер.

В отношении главных бухгалтеров требования, содержащиеся в профстандарте «Бухгалтер», обязательны для применения и на основании статьи 57, и на основании статьи 195.3 ТК РФ. А значит, если не соблюдены указанные обязательные требования законодательства, работодателю может быть выдано предписание об устранении выявленных нарушений трудового законодательства».

Е.И. Копосова: «Не стоит забывать и об административной ответственности за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Эта ответственность установлена статьей 5.27 КоАП РФ, а именно:

  • для должностных лиц — предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 1000 до 5000 руб.;
  • для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 1000 до 5000 руб.;
  • для юридических лиц — от 30 000 до 50 000 руб.

В остальных случаях требования проверяющих органов в части обязательности применения профессиональных стандартов неправомерны».

Правда ли, что профстандарт «Бухгалтер» предусматривает для работников бухгалтерских служб лишь две должности – бухгалтер и главный бухгалтер?

Н.А. Алабушина: «Профстандарт «Бухгалтер» – это не штатное расписание конкретной организации. А следовательно, в нем не могут быть перечислены все возможные должности.

Бухгалтер и главный бухгалтер – это квалификации, то есть ступени роста работника, но не по должностям, а по мере его овладения сутью профессии. Названия должностей в штатном расписании, количество работников по каждой должности определяет сама организация, исходя из ее конкретных условий и используя, например, единый квалификационный справочник.

Образно говоря, профессиональный стандарт – это «типовой проект», который каждая организация должна «привязать» к своей специфике. Типовой проект закрепляет минимальный уровень требований. Однако каждый работодатель, учитывая отраслевые и иные особенности своей деятельности, может менять уровень этих требований».

Л.И. Хоружий: «Добавлю также, что ИПБ России уже инициировал внесение поправок в профстандарт «Бухгалтер». Среди прочих уточнений – расширение вариативности в названиях должностей.

Так, 5-й уровень квалификации может соответствовать таким наименованиям должностей, как бухгалтер, бухгалтер I, II категории, заместитель главного бухгалтера. 6-му уровню соответствуют главный бухгалтер, начальник отдела по бухгалтерскому учету и отчетности.

Кроме того, ЕКС1 содержит не только перечисленные выше базовые должности, но и производные: старший бухгалтер, ведущий бухгалтер. Их тоже при необходимости можно использовать.

Во многих организациях в штатном расписании присутствуют и другие названия должностей работников бухгалтерских служб, например, руководитель участка учета, специалист по учету и другие. Введение профессионального стандарта «Бухгалтер» не влечет за собой необходимости переименования этих должностей. Организация вправе использовать «старые» наименования, если считает это целесообразным».

Вправе ли организация сформулировать в трудовом договоре трудовую функцию следующим образом: формирование информации для составления бухгалтерской (финансовой) отчетности в части капитальных вложений, основных средств, материально-производственных запасов и т.д.?

О.В. Василевская: «Поясню, в связи с чем возник такой вопрос. В соответствии со статьей 57 ТК РФ в трудовом договоре с работником указывается его трудовая функция – конкретный вид поручаемой ему работы. В определенных случаях наименование трудовой функции в трудовом договоре должно соответствовать наименованию, указанному в квалификационных справочниках или профстандартах.

В крупных организациях конкретный вид поручаемой работы отдельным работникам может быть описан только путем детализации соответствующих трудовых функций. Так, в профстандарте «Бухгалтер» для главного бухгалтера предусмотрена трудовая функция составление бухгалтерской (финансовой) отчетности. Однако выполнение этой функции обеспечивают все структурные подразделения бухгалтерской службы в соответствии с принятым разделением труда».

Н.Е. Иванец: «Работодатель определяет содержание трудового договора и должностные обязанности работников с учетом статьи 57 ТК РФ. С другой стороны, статья 60 ТК РФ запрещает требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором. Следовательно, в трудовом договоре должна указываться трудовая функция с той степенью детализации, чтобы не противоречить статье 60 ТК РФ. При этом профстандарт может быть применен как рекомендательный методический документ, кроме содержащихся в нем требований, предусмотренных Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации».

Л.И. Хоружий: «Главное, что нужно уяснить, заключается в следующем: ответственность и полномочия по принятию кадровых решений являются полномочиями работодателей, а профессиональный стандарт задает планку современных требований и ориентиров для выстраивания кадровой политики.

Работодатель применяет профстандарты для определения потребности в работниках с определенным уровнем квалификации, правильного подбора и расстановки кадров, рационального разделения и организации труда, разграничения функций, полномочий и ответственности между категориями работников с учетом особенностей применяемых технологий, организации подготовки (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования работников, организации труда, установления систем оплаты труда. Поэтому работодатель вправе:

  • предусмотреть, что работником по занимаемой должности выполняется весь спектр работ, предусмотренных квалификационными характеристиками профессионального стандарта;
  • разделить трудовые функции между несколькими должностями;
  • распределить трудовые функции, трудовые действия, содержащиеся в одной обобщенной трудовой функции профстандарта между несколькими работниками, имеющими различные профессии или специальности, с учетом применяемых технологий и организации труда».

Вправе ли организация расширить перечень трудовых функций и трудовых действий, включенных в профстандарт «Бухгалтер»?

Н.А. Алабушина: «Да, организация в соответствии с особенностями ее деятельности вправе расширять перечень трудовых действий, выполняемых работником. Более того, при определении обязанностей работника работодатель может включать в них трудовые функции и (или) трудовые действия, содержащиеся как в одном, так и в нескольких профессиональных стандартах».

Может ли организация расторгнуть трудовой договор с бухгалтером (главным бухгалтером), если его образование и (или) стаж работы не соответствуют указанным в профессиональном стандарте?

Е.И. Копосова: «Требования к образованию и стажу работы являются обязательными в случаях, когда с выполнением соответствующей работы связано наличие льгот, гарантий и ограничений, либо если соответствующие требования уже установлены Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ.

Вступление в силу профстандарта «Бухгалтер» не является основанием для увольнения работников. Работодатель в рамках имеющихся у него финансовых и иных средств может направить работника на повышение квалификации или профессиональную переподготовку. Допуск работника к выполнению трудовой функции является полномочием работодателя».

Л.И. Хоружий: «Не стоит забывать и о такой возможности работодателя, как внутренняя аттестация работников. Если по результатам аттестации выяснится, что работник, не имеющий специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации» справочника или профстандарта, обладает достаточным практическим опытом и выполняет качественно и в полном объеме возложенные на него должностные обязанности, такого работника по рекомендации аттестационной комиссии можно так же назначить на соответствующую должность, как и сотрудника, имеющего специальную подготовку и стаж работы».

Вступление в силу профстандарта «Бухгалтер» означает, что у бухгалтеров и главных бухгалтеров автоматически изменились трудовые обязанности?

О.В. Василевская: «Обязанности бухгалтеров, в том числе главных, не могут измениться автоматически в связи с принятием профстандарта. Объективной основой для изменения обязанностей, связанных с выполнением какой-либо работы, является изменение организационных или технологических условий труда: изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины.

Но даже в этих случаях согласно статье 74 ТК РФ изменение трудовой функции работника по инициативе работодателя не допускается. Оно может осуществляться в соответствии со статьями 72 и 72.1 ТК РФ на основе соглашения между работником и работодателем об изменении определенных сторонами условий трудового договора».

Должны ли бухгалтеры привести свою квалификацию в соответствие с требованиями профстандарта «Бухгалтер»? За чей счет должно происходить обучение?

Л.И. Хоружий: «Статья 196 ТК РФ говорит о том, что необходимость подготовки (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования работников для собственных нужд определяет работодатель. Подготовка работников и их дополнительное профессиональное образование осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором».

Может ли организация трудовые действия, связанные с управлением структурными подразделениями бухгалтерской службы (организация, планирование, координация и контроль) квалифицировать как трудовые функции руководителей этих подразделений?

Н.Е. Иванец: «Руководитель бухгалтерской службы, как правило, не является «освобожденным» руководителем (за исключением случаев, когда руководитель организации возлагает обязанности главного бухгалтера на себя). Трудовые действия по руководству бухгалтерской службой, в том числе по организации, планированию и контролю, не имеют самостоятельного значения. Они нужны для выполнения трудовой функции по составлению бухгалтерской (финансовой) отчетности».

Должна ли измениться структура должностной инструкции работника в связи со вступлением в силу профстандарта?

Н.А. Алабушина: «Понятие должностной инструкции в Трудовом кодексе РФ не содержится. На практике должностная инструкция конкретизирует некоторые положения трудового договора.
Если в связи со вступлением в силу профессионального стандарта трудовой договор изменился, это может повлечь изменение должностной инструкции. В общем виде можно ответить так: должностная инструкция работника входит в список документов, которые необходимо проверить на предмет возможных изменений в связи с учетом требований профессиональных стандартов, подлежащих применению».

Л.И. Хоружий: «Как видим, вопросов по применению профстандарта «Бухгалтер» много и, скорее всего, они будут появляться и в дальнейшем. Уверена, что опрос, который ИПБ России проводит среди работодателей, поможет выявить дальнейшие пути развития нашего профстандарта».

Материал подготовила Н.В. Иволгина

Источник: ИПБ России

Фоторепортаж о мероприятии – в нашей группе «ИПБ. Общение».

  1. ↑ Профессиональный стандарт «Бухгалтер» утвержден приказом Минтруда России от 22.12.2014 № 1061н.
  2. ↑ При обсуждении и подготовке материала использованы:
    — письмо Минтруда России от 07.07.2016 № 14-3/13-621 (ответ на запрос ИПБ России);
    — письмо Минтруда России от 04.04.2016 № 14-0/10/В-2253 «Информация Министерства труда и социальной защиты РФ по вопросам применения профессиональных стандартов»;
    — информация Минтруда России от 10.02.2016 «О применении профессиональных стандартов в сфере труда»;
    — проект приказа Минтруда России «Об утверждении Разъяснений по вопросам применения профессиональных стандартов».
  3. ↑ Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».
  4. ↑ Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-I «О банках и банковской деятельности».
  5. ↑ Федеральный закон от 29.10.1998 № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)».
  6. ↑ Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
  7. ↑ Федеральный закон от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа».
  8. ↑ Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
  9. ↑ Постановление Правительства РФ от 27.06.2016 № 584 «Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности».
  10. ↑ Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих утвержден постановлением Минтруда России от 21.08.1998 № 37 (в ред. от 12.02.2014).