Обязанности по воинскому учету

Обязанности граждан по воинскому учету

Воинскому учету в военных комиссариатах, органах местного самоуправления и организациях подлежат призывники (граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе), а также другие военнообязанные, в число которых входят:

  • мужчины, пребывающие в запасе (в том числе уволенные с военной службы);
  • офицеры запаса — выпускники вузов, успешно окончившие военные кафедры;
  • не прошедшие военную службу в связи с освобождением от призыва на военную службу;
  • не прошедшие военную службу в связи с предоставлением отсрочек от призыва на военную службу или не призванные на военную службу по каким-либо другим причинам, по достижении ими возраста 27 лет;
  • прошедшие альтернативную гражданскую службу;
  • женщины, имеющие военно-учетные специальности.

Женщины подлежат постановке на воинский учет, если они получили подготовку по следующим специальностям в сферах:

  • связи (монтажники, телефонисты, телеграфисты, радисты, специалисты в области радиотехники, телекоммуникаций и др.);
  • вычислительной техники (операторы ЭВМ, электромеханики по ремонту и обслуживанию ЭВМ, специалисты в области информатики, вычислительной техники и др.);
  • оптических и звукометрических средств измерения и метеорологии (метеорологи, оптики, геодезисты и др.);
  • медицины (врачи, провизоры, средний медицинский и фармацевтический персонал);
  • полиграфии (граверы, цинкографы, наладчики полиграфического оборудования, полиграфисты, специалисты в области издательского дела);
  • картографии, топогеодезии, фотограмметрии и аэрофотослужбы (техники, картографы, географы и др.).

Получить эти специальности возможно в системе профессионального образования, в высших, средних специальных учебных заведениях, а также в системе Российской оборонной спортивно-технической организации — РОСТО (ДОСААФ).

Не обязаны состоять на воинском учете граждане:

  • освобожденные от исполнения воинской обязанности;
  • проходящие военную службу или альтернативную гражданскую службу;
  • отбывающие наказание в виде лишения свободы;
  • женского пола, не имеющие военно-учетной специальности;
  • постоянно проживающие за пределами РФ.

Определенный круг лиц освобождается от воинского учета в связи со службой в иных органах и формированиях. Например, военнообязанные, принятые на должности начальствующего состава федеральной фельдъегерской связи, снимаются с воинского учета и состоят на специальном учете в МВД РФ.

Гражданин, подлежащий воинскому учету, обязан:

  • состоять на воинском учете по месту жительства в военном комиссариате (в органе местного самоуправления);

Примечание. Офицеры запаса СВР и ФСБ РФ состоят на воинском учете в своих органах.

  • явиться по вызову (повестке) в военкомат с военным билетом (временным удостоверением) или удостоверением гражданина, подлежащего призыву на военную службу, российским паспортом и водительским удостоверением (при наличии). К повестке также приравнивается вызов соответствующего органа местного самоуправления поселения или соответствующего органа местного самоуправления городского округа, осуществляющего первичный воинский учет;
  • явиться в военкомат по месту жительства для постановки на воинский учет в 2-недельный срок со дня наступления следующих событий:
    • увольнения с военной службы в запас;
    • увольнения с альтернативной гражданской службы;
    • освобождения от отбывания наказания в виде лишения свободы;
    • получения женщиной военно-учетной специальности;
    • приобретения российского гражданства (для граждан, подлежащих постановке на воинский учет);
  • сообщить в 2-недельный срок в военкомат либо в соответствующий орган местного самоуправления поселения или соответствующий орган местного самоуправления городского округа, осуществляющий первичный воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы (должности), места жительства в пределах района или города (иного муниципального образования);
  • сняться с воинского учета при переезде на новое место жительства или место временного пребывания (на срок более 3 месяцев), а также при выезде из РФ на срок свыше 6 месяцев, и встать на воинский учет в 2-недельный срок по прибытии на новое место жительства или место временного пребывания либо по возвращении в РФ;
  • обеспечить сохранность военного билета (временного удостоверения), удостоверения гражданина, подлежащего призыву на военную службу (в случае утраты в 2-недельный срок обратиться в военкомат).

Невыполнение обязанностей по воинскому учету, а также умышленная порча, уничтожение или небрежное хранение военного билета, повлекшее его утрату, наказываются предупреждением или административным штрафом в размере от 100 до 500 руб.

Граждане, получившие мобилизационные предписания или повестки военкомата, обязаны выполнять изложенные в них требования. В период мобилизации и в военное время состоящие на учете граждане не имеют права самостоятельно выезжать с места жительства (временного пребывания). Они обязаны обратиться за разрешением к военкому с письменным заявлением, в котором должна быть указана причина выезда и новое место жительства (временного пребывания).

Офицеры запаса и граждане, подлежащие призыву на военную службу, для постановки на воинский учет и снятия с воинского учета обязаны лично являться в военные комиссариаты.
Снятие с воинского учета граждан, подлежащих призыву на военную службу, производится по их письменным заявлениям с указанием причины снятия и нового места жительства или места временного пребывания.

Территориальные органы Федеральной миграционной службы при регистрации или снятии с регистрационного учета граждан по месту жительства выявляют граждан, обязанных состоять, но не состоящих на воинском учете, сообщают о них в соответствующие военные комиссариаты или органы местного самоуправления, осуществляющие воинский учет.

Должностные лица территориальных органов Федеральной миграционной службы проверяют наличие в паспортах граждан отметок об отношении их к воинской обязанности и направляют таких граждан в военные комиссариаты или органы местного самоуправления для постановки на воинский учет.

В случае неявки для постановки на учет без уважительной причины гражданин привлекается к административной ответственности в виде предупреждения или штрафа от 100 до 500 рублей.

Уважительной причиной является:

  • заболевание или увечье, связанное с утратой работоспособности;
  • тяжелое состояние здоровья либо участие в похоронах близкого родственника гражданина (отца, матери, жены, мужа, сына, дочери, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки, усыновителя);
  • препятствие, возникшее в результате действия непреодолимой силы, или иное обстоятельство, не зависящее от воли гражданина;
  • иные причины, признанные комиссией или судом уважительными.

Эти причины снимают ответственность за неявку, однако не отменяют вызова в военкомат. При первой возможности граждане должны немедленно явиться в военный комиссариат без дополнительной повестки.

Если вина призывника в уклонении от призыва будет доказана, он подлежит уголовному наказанию в виде:

  • штрафа до 200 тыс. руб. или
  • штрафа в размере заработной платы (иного дохода) осужденного за период до 18 месяцев или
  • ареста на срок до 6 месяцев или
  • лишения свободы на срок до 2 лет.

Уклонение от призыва состоит в неявке гражданина в срок, указанный в повестке, в военкомат по месту своего жительства на медицинское освидетельствование для определения годности к военной службе, а также в неявке по вызову для отправки в воинскую часть.

Уклонение от призыва — преступление длящееся, его окончание определяется моментом задержания уклоняющегося или явкой с повинной в военкомат или милицию. Кроме неявки по повестке к уклонению от призыва относят подделку документов, представление подложных документов, уничтожение документов учетного дела призывника, похищение документов и тому подобные действия.

Предыдущая
глава

(статья 18 Закона «О воинской обязанности и воинской службе»)

В целях обеспечения воинского учета граждане обязаны:

  • состоять на воинском учете в военном комиссариате по месту жительства, а в населенных пунктах, где нет военных комиссариатов, – в местных исполнительных и распорядительных органах и, кроме того, в организациях по месту работы (учебы). Граждане, уволенные из органов государственной безопасности в запас органов государственной безопасности, обязаны состоять на воинском учете в управлении Комитета государственной безопасности Республики Беларусь по области по месту жительства;
  • являться в установленные время и место по вызову (повестке) военного комиссариата по месту жительства или иного органа, осуществляющего воинский учет;
  • при увольнении с военной службы, службы в резерве в запас, а также со службы в органах и подразделениях, указанных в части четвертой статьи 17 Закона «О воинской обязанности и воинской службе», явиться в месячный срок со дня исключения их из списков личного состава воинской части в военный комиссариат по месту жительства или иной орган, осуществляющий воинский учет, для принятия на воинский учет;
  • сообщать в недельный срок в военный комиссариат по месту жительства или иной орган, осуществляющий воинский учет, об изменении своего семейного положения, образования, места работы (учебы), места жительства в пределах административно-территориальной единицы или места пребывания;
  • при переезде на новое место жительства в пределах Республики Беларусь стать в месячный срок на воинский учет по новому месту жительства. В случае отказа в регистрации по новому месту жительства граждане обязаны в течение пяти рабочих дней со дня получения письменного отказа в регистрации по новому месту жительства стать на воинский учет по прежнему месту жительства;
  • при выезде за границу на срок более шести месяцев лично прибыть в военный комиссариат по месту жительства, а граждане, состоящие в запасе органов государственной безопасности, – в управление Комитета государственной безопасности Республики Беларусь по области по месту жительства и сообщить об этом; по прибытии из государства временного пребывания в месячный срок лично прибыть в военный комиссариат по месту жительства, а граждане, состоящие в запасе органов государственной безопасности, – в управление Комитета государственной безопасности Республики Беларусь по области по месту жительства и сообщить об этом;
  • иметь и хранить удостоверение призывника, военный билет, военный билет офицера запаса (временное удостоверение, выданное взамен военного билета, военного билета офицера запаса), положения о которых утверждаются Министерством обороны Республики Беларусь. В случае утраты этих документов граждане обязаны в недельный срок обратиться в военный комиссариат по месту жительства, за исключением случаев нахождения за границей;
  • иметь и хранить военный билет офицера запаса органов государственной безопасности (временное удостоверение, выданное взамен военного билета офицера запаса), положение о котором утверждается Комитетом государственной безопасности Республики Беларусь. В случае утраты этих документов граждане обязаны в недельный срок обратиться в управление Комитета государственной безопасности Республики Беларусь по области по месту жительства, за исключением случаев нахождения за границей;
  • исполнять иные обязанности, установленные Положением о воинском учете.

Граждане, подлежащие призыву на военную службу, службу в резерве и выезжающие с места жительства в период проведения призыва на срок более одного месяца, должны лично сообщить об этом в военный комиссариат по месту жительства.

С 17 февраля у работодателей появятся новые обязанности в сфере воинского учета

goceristeski / .com

Внесены изменения в Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее – Закон № 53-ФЗ). Помимо прочего, редакции подверглась ч. 1 ст. 4 Закона № 53-ФЗ, устанавливающая обязанности руководителей, других ответственных за военно-учетную работу должностных лиц (работников) организаций. Теперь законом на работодателей возложено две новые обязанности.

Во-первых, лица, ответственные за воинский учет в организации, должны направлять в двухнедельный срок в военные комиссариаты сведения о случаях выявления граждан, не состоящих на воинском учете, но обязанных состоять на воинском учете. Отметим, что похожее требование было предусмотрено и ранее. Так, ч. 1 ст. 4 Закона № 53-ФЗ и п. 32 Положения о воинском учете (утв. постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. № 719) устанавливали необходимость направления в 2-недельный срок по запросам соответствующих военных комиссариатов и (или) органов местного самоуправления необходимых сведений о гражданах, состоящих на воинском учете, а также о гражданах, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете (форма для подачи соответствующих сведений приведена в приложении № 10 к Методическим рекомендациям по ведению воинского учета в организациях). Однако, как видно, в данных нормах речь шла только об ответах на запросы компетентных органов, теперь же закон предполагает подачу работодателем указанных сведений по факту их выявления. Впрочем, это не значит, что раньше работодатель мог не информировать военкоматы об уклоняющихся от постановки на воинский учет гражданах. Так, согласно п. 30 Положения о воинском учете организации должны информировать военкоматы в том числе о случаях неисполнения гражданами обязанностей в области воинского учета, мобилизационной подготовки и мобилизации (к которым можно отнести и сам факт отсутствия постановки гражданина на воинский учет в нарушение закона). Однако для исполнения этой обязанности не было предусмотрено конкретного срока (Федеральный закон от 6 февраля 2019 г. № 8-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе»).

Узнайте последние изменения правового регулирования трудовых отношений и кадрового делопроизводства, пройдя обучение по программе повышения квалификации, и получите диплом установленного образца

Во-вторых, в законе теперь прописана обязанность лиц, ответственных за воинский учет в организациях, вручать гражданам, не состоящим на воинском учете, но обязанным состоять на воинском учете, направление в военный комиссариат для постановки на воинский учет. Ранее работодатели были обязаны лишь вручать работникам повестки, полученные от военкомата (п. 1 ст. 4 Закона № 53-ФЗ, подп. «ж» п. 32 Положения о воинском учете, п. 34 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе). Теперь же, как видно, при выявлении граждан, не состоящих на воинском учете, работодатели должны сами письменно напомнить им о необходимости явиться в военкомат. Отметим, однако, что ответственности за неисполнение данной обязанности пока не предусмотрено. Так, в силу ст. 21.2 КоАП состав административного правонарушение образует неоповещение руководителем или другим должностным лицом организации, ответственными за военно-учетную работу, граждан о вызове их по повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, а равно необеспечение гражданам возможности своевременной явки по вызову по повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет.

Закон вступит в силу 17 февраля 2019 года.