Общественный контроль за охраной труда

Содержание

Общественный контроль за охраной труда



Регулярный и систематический общественный контроль за охраной труда – инструмент поддержания безопасности трудоустроенных в организации сотрудников. Благодаря ему предупреждаются ситуации возникновения травматизма и профзаболеваний.

Цель и принципы реализации общественного контроля за охраной труда

Ключевая цель подобного контроля охраны труда (ОТ) – обеспечение сотрудникам необходимых для их безопасного функционирования условий.

Он должен отличаться:

  • эффективностью;
  • объективностью;
  • многогранностью;
  • своевременностью;
  • систематичностью.

Кем проводится общественный контроль

Ст. 370 ТК РФ постановляет, что контролирует ОТ на уровне общественности профсоюз (или другой уполномоченный локальный орган). Для этого им создается трудовая инспекция.

Профсоюзные организации и иные органы:

  • контролируют соблюдение норм трудового законодательства в субъекте, выполнение руководством обязательств, вмененных ему колдоговорами и иными соглашениями;
  • осуществляют проверку соблюдения управленцем требований ОТ и формировать предложения по ликвидации найденных нарушений;
  • инициируют экспертную оценку рабочих условий хозяйствующего субъекта;
  • запрашивают у менеджмента информацию об ОТ, статистику производственного травматизма;
  • отстаивают интересы членов в разбирательствах по поводу компенсации ущерба здоровью, полученного на работе;
  • выступают независимыми экспертами при вводе в эксплуатацию производственных ОС;
  • оповещают инстанции о необходимости привлечения к ответственности субъектов, игнорирующих трудовое законодательство.

Если по каким-либо причинам в компании отсутствует профессиональный союз, всеми указанными правами наделяются уполномоченные трудовым коллективом лица по ОТ (избирающиеся путем общего голосования работников).

Основные задачи уполномоченных субъектов:

  • общественный контроль за охраной труда на предприятии с целью создания условий, отвечающих принятым требованиям норм и правил;
  • консультирование штатных единиц по вопросам ОТ и защиты их права на нее.

Важный факт — управленец должен обеспечивать требуемые для их работы условия, снабжать информацией и запрашиваемыми материалами различного характера.

Уполномоченные по охране труда:

  • отчитываются на коллективном собрании;
  • могут досрочно отзываться по решению коллектива (если не выполняют свои функции).

Кроме того, согласно ст. 218 ТК РФ, для совместного обеспечения администрацией и сотрудниками требований охраны труда по инициативе любой из сторон могут создаваться комитеты (комиссии) по охране труда.

Нюансы их создания и деятельности прописываются в коллективном договоре, а состав – в приказе (распоряжении) управленца. Численность членов варьируется в зависимости от размера штата, производственной специфики и других особенностей хозяйствующего субъекта.

Как осуществляется общественный контроль

Общественный контроль охраны труда в организации проходит в три этапа:

  1. общественный контроль за охраной труда на предприятии руководителя работ (бригадира, мастера, инженера) на рабочем участке. Проверка осуществляется каждый день перед тем, как сотрудники предприятия приступят к реализации своих должностных обязанностей. На данном этапе важно проверить состояние рабочего места подчиненного, обратить внимание на исправность оборудования и устройств, ознакомиться с наличием инструкций. Если обнаружены неисправности или поломки, требуется принять меры по их оперативной ликвидации (информация о них фиксируется документально).
  2. контроль руководителя подразделения (начальника отдела) и представителя комиссии по охране труда (не реже раза в месяц). Проверяется состояние и надежность помещений, проводятся испытания защитных средств и мероприятия по результатам аттестации рабочих мест.
  3. контроль руководителя предприятия (технического директора). Помимо него, охрану труда контролирует председатель комитета/комиссии, инженер по охране труда. Проверка осуществляется не реже одного раза в квартал. Данный этап включает в себя контроль состояния условий труда на участках, выполнения всех требуемых плановых процедур для их улучшения. Кроме того, организовываются медицинские осмотры и иные процедуры профилактического характера.

Обратите внимание — также проводятся внеплановые контрольные проверки, необходимость которых обусловлена возникновением разного рода аварий на предприятии, отказов оборудования. К ним привлекают главного механика.

Результаты проверок оформляются актом, на основании которого издается приказ по организации. Кроме того, в специальный журнал заносятся все данные о проведенных мероприятиях, фиксируются выявленные в ходе работы нарушения, а также рекомендации по их ликвидации.

Полученные итоги общественной контрольной проверки рассматриваются на производственном совещании.

Отличие общественного контроля от ведомственного

Кроме общественного, существует еще и ведомственный контроль охраны труда, который выполняется министерствами, а также вышестоящими организациями. К примеру, органы самоуправления контролируют соблюдение правил, гигиенических нормативов на территории конкретного района, на производственных объектах, государственный пожарный надзор определяет уровень следования требованиям к пожарной безопасности на каждом предприятии и так далее.

Ведомственный контроль охраны труда — это проверка комплексного характера. Она не имеет установленных временных отрезков проведения, поэтому осуществляется по необходимости. Его главные задачи:

  • изучение условий работы на каждом предприятии;
  • установление причин травматизма;
  • расследование происшествий;
  • организация обучения сотрудников предприятия;
  • оценка состояния конкретного рабочего места.

Таким образом, ведомственный и общественный контроль за охраной труда на предприятии – это важная составляющая системы управления безопасностью в конкретной организации. Общественный контроль, согласно законодательству, должен организовываться каждым без исключения управленцем, а проводится профсоюзами или иными выборными органами.

Обеспечение безопасности работ является прямой и основной обязанностью каждого работодателя. Основные нормы закреплены в профильных законах. Указанные положения развиваются и находят свое отражение в ведомственных локальных документах. Они разрабатываются на основании положений закона и профильных Постановлений Правительства.

Работодатель назначает ответственных лиц, которые осуществляют контроль за соблюдением инструкций и соответствию условий труда действующим правилам (по сути, это регулирование СУОТ организации). Но это ведомственный контроль за охраной труда.

Между тем, трудовым законодательством предусмотрена еще одна форма контроля за охраной труда – общественная (является частью трехступенчатого контроля, инициируемого посредством соответствующего приказа).

Кто осуществляет общественный контроль за охраной труда?

Общественный надзор, как форма осуществления деятельности по охране работ прямо предусмотрена в ст. 22 ТК РФ. Указанная статья закона устанавливает, какие организации осуществляют общественный контроль за охраной труда.

Их следует перечислить более подробно:

  • Профсоюзы. Это профессиональные организации, которые действуют в той или иной отрасли либо на конкретном крупном предприятии. Они создаются и действуют в интересах работников. Среди функций профессиональных союзов имеется и общественный надзор за охраной труда;
  • Выборные органы организации из числа персонала. Такая форма осуществления функций предусмотрена для случаев, когда профсоюзных органов не имеется. Тогда сотрудники самостоятельно вправе определить своих выборных представителей, которые будут защищать их права в сфере безопасности работ.

Следует указать, что осуществление общественного контроля является правом коллектива, а не его обязанностью. Такие органы можно и не создавать. Одновременно с этим, работодатель не имеет права препятствовать созданию данного органа и обязан учитывать его мнение.

Административно общественный контроль по охране труда

Это наилучший вариант. Он действует, когда руководство понимает значимость задачи по обеспечению охраны труда и реально заинтересовано в правильном исполнении данной функции.

В этом случае, представители коллектива и руководства осуществляют обеспечение безопасности совместно. Для этого допускается создавать постоянно действующие комиссии.

Указанные органы наделяются следующими полномочиями:

  • Проверять правильность ведения инструктажа. Необходимо в каждом случае выяснять, имело ли место такое мероприятие и насколько правильно оно проведено. При необходимости, в ходе исполнение мероприятий по инструктажу, могут присутствовать выборные представители сотрудников либо члены организации профсоюза;
  • Они могут проверять соответствие локальных инструкций и распоряжений на предмет их соответствия с нормативными актами и законом. Если инструкции составлены не верно или включает не полный перечень обязанностей работодателя, орган может потребовать внесения в них изменений;
  • Общественный контроль за охраной труда в организации осуществляет разбирательство по фактам несчастных случаев и травматизма. Работа комиссии является совместной, поскольку в ней принимают участие представители органа общественного надзора и руководства организации;
  • Наличие и состояние защитных средств, средств тушения огня и прочего оборудования. Все должно находиться в рабочем состоянии.

Профессиональный союз или выборный орган от работников организации наделен и другими полномочиями, которые вытекают из обязанностей работодателя. Соответственно, перечень его обязанностей является перечнем правомочий указанного органа.

Приказ об организации административно общественного контроля за состоянием охраны труда

Создание органа из работников профессионального союза и представителей работодателя, а также их деятельность осуществляется на основании приказа. Для оформления полномочий и закрепления факта, руководство должно издать специальный приказ об этом.

В приказе декларируется создание комиссии и отражаются ее основные задачи. А оформление ее структуры и конкретный порядок деятельности определяются другими ведомственными актами. Например, это может быть положение об участии профессионального союза в надзоре за безопасностью работ.

Скачать образец приказа

Образец заполнения журнала административно-общественного контроля по охране труда

Осуществление указанной деятельности подлежит обязательному документированию. Установлена специальная форма заполнения журнала. Он включает несколько граф по каждой степени надзора. Скачать правильный образец можно здесь

Помимо самой формы, он содержит еще и примечания. Они позволят не ошибиться и верно заполнять данный учет.

Государственный контроль и общественный надзор за охраной труда

Государственные службы в данной сфере представлены инспекцией и прокуратурой. Оба этих субъекта наделенными широкими возможностями по проведению проверок организаций. При установлении нарушений, они вправе требовать привлечения виновных лиц к дисциплинарной ответственности, составлять административные протоколы.

В ряде случаев, указанные субъекты могут приостанавливать деятельность предприятия и подавать иски в суд в интересах работников. При этом органы внутреннего контроля могут обращаться в инспекцию или прокуратуру с заявлением о проведении проверок и сообщать об имеющихся нарушениях.

7.10. Общественный контроль за охраной труда

Добавил: student_tipo Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам. Вуз: Предмет: Файл: лекции / kukin (БЕЗОПАСНОСТЬ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ И ПРОИЗВОДСТВ ОХРАНА ТРУДА ).doc Скачиваний: 213 Добавлен: 28.01.2014 Размер: 6.81 Mб ☆ 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 < Предыдущая Стр 54 из 55 54 55

Общественный контроль за соблюдением законных прав и интере­сов работников в области охраны труда осуществляют в соответствии со статьей 22 Основ законодательства РФ об охране труда профессио­нальные союзы в лице их соответствующих органов и иные уполномоченные работниками представительные органы, которые могут созда­вать в этих целях собственные инспекции.

Профессиональные союзы в лице их соответствующих органов и иные уполномоченные работниками представительные органы имеют право:

  • осуществлять контроль за соблюдением работодателями зако­нодательных и других нормативных актов по охране труда;

  • проводить независимую экспертизу условий труда и обеспече­ния безопасности работников предприятия;

  • принимать участие в расследовании несчастных случаев и про­фессиональных заболеваний на производстве, а также осуществлять самостоятельное их расследование;

  • получать информацию от руководителей и иных должностных лиц предприятий о состоянии условий и охраны труда, а также о всех подлежащих регистрации несчастных случаях на производстве;

  • предъявлять требования о приостановке работ в случаях непос­редственной угрозы жизни и здоровья работников;

  • осуществлять выдачу работодателям обязательных к рассмотре­нию представлений об устранении выявленных нарушений законода­тельства об охране труда;

  • осуществлять проверку состояния условий охраны труда, пре­дусмотренных коллективными договорами или соглашениями;

  • принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приемке в эксплуатацию производственных объектов и средств производства в качестве независимых экспертов;

  • принимать участие в разработке и согласовании нормативных актов об охране труда;

  • обращаться в соответствующие органы с требованием о при­влечении к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении нормативных требований по охране труда, сокрытии фактов несчаст­ных случаев на производстве;

  • принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением законодательства об охране труда, обязательств, уста­новленных коллективными договорами или соглашениями по охране труда, с изменением условий труда.

В связи с этой статьей Исполнительный Комитет Генерального Совета Федерации независимых профсоюзов (ФНПР) своим постанов­лением от 16 июня 1994 г. № 5-5 утвердил Положение о технической инспекции труда ФНПР, Типовое положение об уполномоченном профсоюзного комитета по охране труда и одобрил Рекомендации по организации и осуществлению профсоюзами контроля за соблюдением законодательства по охране труда и окружающей среды на предприя­тии.

Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов или трудового коллектива действуют в соответствии с Рекомендациями по организации работы уполномоченного (доверен­ного) лица по охране труда профессионального союза или трудового коллектива, утвержденными постановлением Министерства труда РФ от 8 апреля 1994 года № 30.

При организации общественного контроля за охраной труда на предприятии необходимо принимать во внимание, что успешное вы­полнение уполномоченными поставленных задач и функций возможно при условии оказания им необходимой помощи и поддержки со стороны администрации предприятия, профсоюзных и иных уполно­моченных работниками представительных органов, органов государст­венного контроля и надзора, инспекции профсоюзов. Правовые гарантии для этого содержатся в Кодексе законов о труде РФ, Основах законодательства РФ об охране труда и других нормативных правовых актах, регламентирующих деятельность перечисленных органов. Инс­титут уполномоченных создается для организации общественного контроля за соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда на предприятиях всех форм собственности независимо от сферы их хозяйственной деятельности, ведомственной подчинен­ности и численности работников. В зависимости от конкретных усло­вий производства в структурном подразделении может быть избрано несколько уполномоченных. Численность, порядок их избрания и срок полномочий могут быть оговорены в коллективном договоре или ином другом совместном решении работодателя и представительного органа работников. Профсоюзы, иные уполномоченные работниками пред­ставительные органы или трудовые коллективы организовывают вы­боры уполномоченных в структурных подразделениях или на предприятии в целом. Выборы уполномоченных рекомендуется про­водить на общем собрании трудового коллектива подразделения на срок не менее двух лет. При наличии на предприятии нескольких профсоюзов, иных уполномоченных работниками представительных органов — каждому из них должно быть предоставлено право выдви­гать кандидатуры на выборы уполномоченных. Уполномоченные могут быть также избраны из числа специалистов, не работающих на данном предприятии (по согласованию с работодателем). Не рекомендуется избирать уполномоченными работников, которые по занимаемой дол­жности несут ответственность за состояние охраны труда на предпри­ятии. Уполномоченные входят, как правило, в состав комитета (комиссии) по охране труда предприятия. Уполномоченные организу­ют свою работу во взаимодействии с руководителями производствен­ных участков, выборными профсоюзными органами или иными уполномоченными работниками представительными органами, со службой охраны труда и другими службами предприятия, с государст­венными органами надзора за охраной труда и инспекцией профсою­зов. Уполномоченные в своей деятельности должны руководствоваться Кодексом законов о труде РФ, законодательными и иными норматив­ными правовыми актами по охране труда РФ, коллективным договором или соглашением по охране труда, нормативно-технической докумен­тацией предприятия.

Уполномоченные периодически отчитываются на общем собрании трудового коллектива, избравшего их, и могут быть отозваны до истечения срока действия их полномочий по решению избравшего их органа, если они не выполняют возложенных функций или не прояв­ляют необходимой требовательности по защите прав работников на охрану труда.

В процессе своей деятельности уполномоченные решают следую­щие основные задачи:

  • содействие созданию на предприятии (в производственном подразделении) здоровых и безопасных условий труда, соответствую­щих требованиям норм и правил по охране труда;

  • осуществление контроля за состоянием охраны труда на пред­приятии (в производственном подразделении) и за соблюдением за­конных прав и интересов работников в области охраны труда;

  • представление интересов работников в государственных и об­щественных организациях при рассмотрении трудовых споров, связан­ных с применением законодательства об охране труда, выполнением работодателем обязательств, установленных коллективными договора­ми или соглашениями по охране труда;

  • консультирование работников по вопросам охраны труда, ока­зание им помощи по защите их прав на охрану труда.

Для выполнения возложенных на уполномоченных задач им дол­жны быть предоставлены следующие функции:

  • контролировать соблюдение работодателями законодательных и других нормативных правовых актов об охране труда, состоянием охраны труда, включая контроль за выполнением со стороны работ­ников их обязанностей по обеспечению охраны труда;

  • участие в работе комиссий (в качестве представителей работ­ников) по проведению проверок и обследований технического состо­яния здании, сооружений, оборудования, машин и механизмов на соответствие их нормам и правилам по охране труда, эффективности работы вентиляционных систем, санитарно-технических устройств и санитарно-бытовых помещений, средств коллективной и индивидуаль­ной защиты работников и разработке мероприятий по устранению выявленных недостатков;

  • участие в разработке мероприятий по предупреждению несча­стных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, улучшению условий труда работников;

  • осуществление контроля за своевременным сообщением руко­водителем подразделения (работ) о происшедших несчастных случаях на производстве, соблюдением норм о рабочем времени и времени отдыха, предоставлением компенсаций и льгот за тяжелые работы и работы с вредными или опасными условиями труда;

  • участие в организации первой помощи (а после соответствую­щего обучения — оказание первой помощи) пострадавшему от несча­стного случая на производстве.

Работодатель обязан создавать необходимые условия для работы уполномоченных, обеспечивать их правилами, инструкциями, другими нормативными и справочными материалами по охране труда за счет средств предприятия. Уполномоченным выдается соответствующее удостоверение и для выполнения возложенных на них функций реко­мендуется предоставлять необходимое время в течение рабочего дня, устанавливать дополнительные социальные гарантии на условиях, определяемых коллективным договором или совместным решением работодателя и представительных органов работников.

34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 < Предыдущая Стр 54 из 55 54 55

Соседние файлы в папке лекции

  • # 28.01.201441.47 Кб914.DOC
  • # 28.01.201439.94 Кб857.DOC
  • # 28.01.201467.58 Кб78fem-0656.doc
  • # 28.01.201455.3 Кб93GigienaTruda.doc
  • # 28.01.20141.03 Mб85gost 12.1.004-91 ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ.doc
  • # 28.01.20146.81 Mб213kukin (БЕЗОПАСНОСТЬ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ И ПРОИЗВОДСТВ ОХРАНА ТРУДА ).doc
  • # 28.01.2014558.08 Кб66lekcii_bgd.doc
  • # 28.01.201471.68 Кб60Lekz-ioniz.doc
  • # 28.01.2014104.96 Кб57Lekz-UZO.doc
  • # 28.01.2014255.54 Кб55npb_101_95.pdf
  • # 28.01.20143.66 Mб61pue_7.pdf

ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ТРЕБОВАНИЙ ОХРАНЫ ТРУДА

Длительное время функции государственного надзора и контроля за со­блюдением законодательства о труде и охране труда осуществляли профсою­зы, а также состоящая в их ведении инспекция труда.

В настоящее время в соответствии со ст. 22 «Закона об основах» общест­венный контроль в области охраны труда осуществляется профессиональны­ми союзами и иными уполномоченными работниками представительными органами, которые вправе создавать в этих целях собственные инспекции, а

также избирать уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профсо­юзов и иных уполномоченных работниками представительных органов.

Профессиональные союзы в лице их соответствующих органов и иные уполномоченные работниками представительные органы имеют право:

— осуществлять контроль за соблюдением работодателями законодатель­ства об охране труда;

— проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения без­ опасности работников организации;

— принимать участие в расследовании несчастных случаев на производ­стве и профессиональных заболеваний, а также осуществлять их само­стоятельное расследование;

— получать информацию от руководителей и иных должностных лиц ор­ганизаций об условиях и охране труда, а также о всех несчастных слу­чаях на производстве и профессиональных заболеваниях;

— предъявлять требования о приостановлении работ в случаях угрозы жизни и здоровью работников;

— осуществлять выдачу работодателям обязательных к рассмотрению
представлений об устранении выявленных нарушений требований ох­
раны труда;

— осуществлять проверку условий и охраны труда, выполнения обяза­тельств работодателей по охране труда, предусмотренных коллектив­ными договорами и соглашениями;

— принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приемке в эксплуатацию производственных объектов и средств производства в качестве независимых экспертов;

— принимать участие в разработке проектов подзаконных нормативных правовых актов об охране труда, а также согласовывать их в установ­ленном Правительством Российской Федерации порядке;

— обращаться в соответствующие органы с требованиями о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении требований охраны труда, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве;

— принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с на­рушением законодательства об охране труда, обязательств, предусмот­ренных коллективными договорами и соглашениями, а также с изме­нениями условий труда.

Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов имеют право беспрепятственно проверять в организациях соблюдение требо­ваний охраны труда и вносить обязательные для рассмотрения должностны­ми лицами предложения об устранении выявленных нарушений требований охраны труда.

Постановлением Минтруда от 8 апреля 1994 года № 30 утверждены Ре­комендации по организации работы уполномоченного (доверенного)лица по охране труда профессионального союза или трудового коллектива.

При организации общественного контроля за охраной труда на пред­приятии необходимо принимать во внимание, что успешное выполнение уполномоченными поставленных задач и функций возможно при условии оказания им необходимой помощи и поддержки со стороны администрации предприятия, профсоюзных и иных уполномоченных работниками предста­вительных органов, органов государственного контроля и надзора, инспек­ции профсоюзов. Правовые гарантии для этого содержатся в Кодексе зако­нов о труде Российской Федерации, Основах законодательства Российской Федерации об охране труда и других нормативных правовых актах, регла­ментирующих деятельность перечисленных органов.

Институт уполномоченных создается для организации общественного контроля за соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда на предприятиях всех форм собственности независимо от сфе­ры их хозяйственной деятельности, ведомственной подчиненности и чис­ленности работников.

В зависимости от конкретных условий производства в структурном под­разделении может быть избрано несколько уполномоченных. Численность, порядок их избрания и срок полномочий могут быть оговорены в коллектив­ном договоре или ином другом совместном решении работодателя и предста­вительного органа работников.

Профсоюзы, иные уполномоченные работниками представительные ор­ганы или трудовые коллективы организовывают выборы уполномоченных в структурных подразделениях или на предприятии в целом.

Выборы уполномоченных рекомендуется проводить на общем собрании трудового коллектива подразделения на срок не менее двух лет. При наличии на предприятии нескольких профсоюзов, иных уполномоченных работника­ми представительных органов — каждому из них должно быть предоставлено право выдвигать кандидатуры на выборы уполномоченных. Уполномоченные могут быть также избраны из числа специалистов, не работающих на данном предприятии (по согласованию с работодателем). Не рекомендуется избирать уполномоченными работников, которые по занимаемой должности несут от­ветственность за состояние охраны труда на предприятии.

Уполномоченные входят, как правило, в состав комитета (комиссии) по охране труда предприятия.

Уполномоченные периодически отчитываются на общем собрании тру­дового коллектива, избравшего их, и могут быть отозваны до истечения сро­ка действия их полномочий по решению избравшего их органа, если они не выполняют возложенных функций или не проявляют необходимой требова­тельности по защите прав работников на охрану труда.

Основными задачами уполномоченных являются:

1. Содействие созданию на предприятии (в производственном подразде­лении) здоровых и безопасных условий труда, соответствующих требо­ваниям норм и правил по охране труда.

Осуществление контроля за состоянием охраны труда на предприятии (в производственном подразделении) и за соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда.

Представление интересов работников в государственных и обществен­ных организациях при рассмотрении трудовых споров, связанных с применением законодательства об охране труда, выполнением работо­дателем обязательств, установленных коллективными договорами или соглашениями по охране труда. Консультирование работников по вопросам охраны труда, оказание им помощи по защите их прав на охрану труда.

В соответствии с назначением института уполномоченных и задачами, стоящими перед ними, рекомендуется возложить на уполномоченных следу­ющие функции:

1. Осуществление контроля за соблюдением работодателями законода­тельных и других нормативных правовых актов об охране труда, состо­янием охраны труда, включая контроль за выполнением со стороны работников их обязанностей по обеспечению охраны труда, то есть:

— соблюдением работниками норм, правил и инструкций по охране труда;

— правильностью применения ими средств коллективной и индивиду­альной защиты (использованием специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты по назначению и со­держанием их в чистоте и порядке).

2 Участие в работе комиссий (в качестве представителей работников) по проведению проверок и обследований технического состояния зда­ний, сооружений, оборудования, машин и механизмов на соответст­вие их нормам и правилам по охране труда, эффективности работы вентиляционных систем, санитарно-технических устройств и санитарно-бытовых помещений, средств коллективной и индивидуальной за­
щиты работников и разработке мероприятий по устранению выявлен­ных недостатков.

3 Участие в разработке мероприятий по предупреждению несчастных
случаев на производстве и профессиональных заболеваний, улучше­нию условий труда работников.

4 Осуществление контроля за своевременным сообщением руководите­лем подразделения (работ) о происшедших несчастных случаях на производстве, соблюдением норм о рабочем времени и времени отды­ха, предоставлением компенсаций и льгот за тяжелые работы и рабо­ты с вредными или опасными условиями труда.

5 Участие в организации первой помощи (а после соответствующего
обучения — оказание первой помощи) пострадавшему от несчастного
случая на производстве.

6. По поручению профсоюзного органа или иного представительного
органа трудового коллектива — участие в расследовании несчастных
случаев на производстве.

7. Информирование работников подразделения, в котором они являют­ся уполномоченными, о выявленных нарушениях требований безопас­ности при проведении работ, состоянии условий и охраны труда на предприятии (в своих подразделениях), проведение разъяснительной работы в трудовом коллективе по вопросам охраны труда.

Для выполнения задач, возложенных на уполномоченных, им должно быть предоставлено право:

1 Контролировать соблюдение в подразделении, в котором они являют­ся уполномоченными, законодательных и других нормативных право­вых актов об охране труда.

2 Проверять выполнение мероприятий по охране труда, предусмотрен­ных коллективными договорами, соглашениями, результатами рассле­дования несчастных случаев.

3 Принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приемке в
эксплуатацию средств труда.

4 Получать информацию от руководителей и иных должностных лиц
своих подразделений и предприятия о состоянии условий и охраны
труда, происшедших несчастных случаях на производстве.

5 Предъявлять требования к должностным лицам о приостановке работ
в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников.

6 Обращаться в соответствующие органы с предложениями о привлече­нии к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении нор­мативных требований по охране труда, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве.

7 Принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с из­менением условий труда, нарушением законодательства об охране тру­да, обязательств, установленных коллективными договорами или сог­лашениями по охране труда.

Работодатель обязан создавать необходимые условия для работы уполно­моченных, обеспечивать их правилами, инструкциями, другими нормативны­ми и справочными материалами по охране труда за счет средств предприятия.

Дата добавления: 2015-03-22; просмотров: 1672; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных |

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Правила организации общественного контроля за охраной труда на предприятии

Проведение мероприятий по охране труда имеет разнообразный характер и сопряжено с различного вида инструктажами, проверками и иными контрольными мероприятиями.

Во время их проведения проверка соблюдения норм и правил безопасности осуществляется со стороны работодателя.

Однако законодательство предусмотрело возможность и общественного контроля со стороны работников и их законных представителей.

Уважаемые читатели! Статья описывает типовые ситуации, но каждый случай уникальный.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — воспользуйтесь формой онлайн-консультанта в правом нижнем углу сайта или позвоните по прямым телефонам:

+7 (499) 653-60-72 доб.445 — Москва — ПОЗВОНИТЬ

+7 (812) 426-14-07 доб.394 — Санкт-Петербург — ПОЗВОНИТЬ

— если вы проживаете в другом регионе.

Это быстро и бесплатно!

Кроме того, в самом процессе производства представители работников могут и должны осуществлять общественный контроль за нормами и соблюдением условий охраны труда, как со стороны работодателя, так и со стороны работников.

Для этого согласно законодательству представители работников наделены определенными правами и могут выдвигать условия в части организации рабочего процесса и работы в рамках законодательства об ОТ.

Понятие

Общественный контроль представляет собой комплекс мероприятий по профилактике негативных проявлений на производстве и соблюдению норм и правил охраны труда на предприятии.

Нередки случаи, когда нарушения норм безопасности при производстве происходит при попустительстве или с санкции самого работодателя.

Органы общественного контроля призваны воспрепятствовать нарушению законодательства об охране труда и предотвратить проявление негативных последствий – несчастных случаев на производстве, нештатных и чрезвычайных ситуаций.

Законодатель наделяет такие общественные органы не только правом осуществления контроля, но и обращения в государственные органы для восстановления нарушенных прав работников.

Данное понятие закреплено в Трудовом кодексе РФ и иных федеральных нормативных актах по охране труда.

Наличие органов общественного контроля зависит от размеров предприятия и, в целом, присуще крупным и средним производствам, однако встречается и в малых организациях.

Другие виды контроля состояния ОТ на предприятии:

  • государственный;
  • производственный;
  • трехступенчатый.

Цели и задачи

Целями и задачами такого контроля на предприятии выступают:

  • Защита прав и законных интересов работников перед руководством предприятия и иными контролирующими органами.
  • Принятие участия в разработке и реализации локальных нормативных актов в области безопасности в организации.
  • Принятие участия в составе комиссий по проведению инструктажей и проверок знаний по ОТ.
  • Проведение профилактических мероприятий в области охраны труда при осуществлении проверок и в соответствии с собственным графиком.
  • Издание обращения и жалобы в соответствующие государственные органы с информацией о допускаемых нарушениях.
  • При возникновении несчастного случая или внештатной ситуации на производстве и нанесении травмы и вреда жизни и здоровью сотруднику общественные органы имеют право представлять его интересы в суде, а также защищать его права и законные интересы.
  • Предъявление представителям руководства организации требования об устранении выявленных нарушений в области и безопасности производства в установленные сроки по результатам проверки или по заявлениям работников.
  • Участвовать при разрешении конфликтных ситуаций и споров между работником и работодателем.

Кто осуществляет на предприятии?

Осуществлением таких полномочий занимается профсоюзная организация рабочих.

Такой орган создается на предприятии в добровольном порядке как форма самоорганизации рабочих для отстаивания собственных прав.

Также контроль профсоюзом осуществляется, помимо положений федерального законодательства, внутренними актами организации – коллективным договором, положением о профсоюзной организации и иными актами, имеющими юридическую силу на территории предприятия.

Таким профсоюзом может выступать как отделение на одном предприятии, так и общая организация, объединяющая сотрудников определенной отрасли на территории региона или всей страны.

Главным условием является действительное и эффективное отстаивание интересов сотрудников.

Порядок организации процесса

Порядок организации общественного контроля по охране труда состоит из нескольких этапов:

  1. Проявление конфликтной ситуации или нарушения в области безопасности производства. Такая ситуация может быть как выявлена самой профсоюзной организацией в рамках проводимых мероприятий ( с санкции руководства организации и решения руководства профсоюзного органа), так и в результате внешнего воздействия (несчастный случай на производстве), а также по требованию рабочих.
  2. На основании собственных нормативных актов профсоюз инициирует проведение мероприятий по устранению или разрешению внештатной ситуации или минимизации последствий произошедшего несчастного случая на производстве.
  3. В зависимости от складывающейся ситуации профсоюз может предъявить требования к работодателю или обратиться в надзорные или судебные органы для отстаивания прав сотрудников и возмещения полученного ущерба.
  4. В рамках проводимой проверки профсоюзный орган может составить собственный акт о выявленных нарушениях и потребовать от работодателя немедленного устранения недочетов.

Действия профсоюзной организации во многом зависят от реакции руководства. При достижении соглашения об устранении обращения в государственные органы за восстановлением нарушенных прав не последует

Выводы

Общественный контроль выступает важнейшим способом защиты прав трудящихся на предприятии, выявления и устранения нарушений в области охраны труда и законодательства.

Не нашли в статье ответ на Ваш вопрос?

Получите инструкции, как решить именно Вашу проблему. Позвоните по телефону прямо сейчас:

+7 (499) 653-60-72 доб.445 — Москва — ПОЗВОНИТЬ

+7 (812) 426-14-07 доб.394 — Санкт-Петербург — ПОЗВОНИТЬ

— если вы проживаете в другом регионе.

Это быстро и бесплатно!

© 2019 Азбука трудового права · Политика конфиденциальности · Копирование материалов сайта разрешено только при наличии активной ссылки на источник · Сайт носит информационный характер. На сайте размещены неофициальные редакции текстов законов и нормативных документов. Автор и соавторы azbukaprav.com не гарантируют точность, актуальность и полноту предоставленной информации. За получением точной юридической информации необходимо обращаться к первоисточникам и официально публикуемым документам.