Образовательный ценз
Энциклопедия юриста
Образовательный ценз
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНЗ — требование избирательного закона, в соответствии с которым избирательное право (активное или пассивное) предоставляется только тем гражданам, которые имеют определенный, зафиксированный соответствующим документом уровень образования. В РФ О.ц. в сфере избирательного права не предусмотрен.
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
Похожие главы из других книг
Ценз Ценз (лат. census, от censeo — делаю опись, перепись), 1) в Древнем Риме перепись граждан с указанием имущества для определения их социально-политического, военного и податного положения. Согласно античной традиции, введение Ц. приписывается царю Сервию Туллию (6 в. до н. э.),
55. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА В РОССИИ. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ Систему образования в России составляет совокупность учреждений дошкольного воспитания, общеобразовательных школ, лицеев, гимназий, школ-интернатов, учреждений по воспитательной работе с
Возрастной ценз ВОЗРАСТНОЙ ЦЕНЗ — установленный в законодательстве возраст, при наличии которого предоставляется право избирать (активное избирательное право) и быть избранным (пассивное избирательное право).В РФ право избирать предоставляется по всем видам выборов с
Гражданства ценз ГРАЖДАНСТВА ЦЕНЗ — установленное конституцией или избирательным законом требование, согласно которому избиратель или кандидат на выборную государственную должность должен обладать гражданством данного государства.Г.ц. — один из самых
Грамотности ценз ГРАМОТНОСТИ ЦЕНЗ — один из разновидностей образовательного ценза, требование избирательного закона, согласно которому избиратель или кандидат на выборную государственную должность должен уметь читать и писать на официальном языке (или одном из
Образовательный ценз ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНЗ — требование избирательного закона, в соответствии с которым избирательное право (активное или пассивное) предоставляется только тем гражданам, которые имеют определенный, зафиксированный соответствующим документом уровень
Оседлости ценз ОСЕДЛОСТИ ЦЕНЗ — в конституционном праве установленное законом требование, согласно которому получение гражданином активного или пассивного избирательного права обусловлено определенным сроком проживания в данной местности или стране к моменту
Партийный ценз ПАРТИЙНЫЙ ЦЕНЗ — в ряде государств с однопартийными режимами требование, согласно которому для обладания пассивным избирательным правом необходимо принадлежать к правящей политической партии. Иного рода П.ц. существуют в настоящее время в ряде стран с
Профессиональный ценз см. Служебный ценз.
Ценз пола ЦЕНЗ ПОЛА — законодательное ограничение избирательного права (активного или пассивного) по признаку пола, а именно отказ в избирательном праве женщинам. В XIX и начале XX в. существовал повсеместно. Отменен в Новой Зеландии в 1893 г., в Финляндии в 1906 г., в
Языковой ценз ЯЗЫКОВОЙ ЦЕНЗ — требование, согласно которому для обладания избирательными правами необходимо владеть официальным (государственным) языком (либо одним из официальных языков, либо всеми официальными языками) данного государства. Имеет распространение в
8. Образовательный статус русского языка Без воссоздания и развития почти полностью утратившей свою самобытность национальной русской школы невозможно сколько-нибудь длительное существование других национальных школ, всегда уважаемых и поддерживаемых в России, – все
Государственный образовательный стандарт нормативный документ, устанавливающий обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников (Закон РФ «Об
Образовательный процесс целенаправленная и организованная учебно-воспитательная деятельность преподавателя в единстве с учебно-познавательной деятельностью обучающихся. Образовательный процесс представляет собой целостную динамическую систему, спланированно
Институт законодательства и
сравнительного правоведения при
Правительстве Российской Федерации
Экспертно-аналитическое сопровождение правового обеспечения модернизацииобщего и профессионального образования, управления качеством и доступностью образовательных услуг в рамкахФедеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы
Конференции
26 августа 2015
Белаенко Надежда Васильевна, воспитатель структурного подразделения № 1064 ГБОУ г. Москвы «Средняя общеобразовательная школа № 436»
Об образовательном цензе
Статья 331 Трудового кодекса Российской Федерации устанавливает, что к педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в сфере образования.
Этот образовательный ценз установлен в статье 46 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», где указано, что право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.
Таким образом, образовательный ценз – это наличие любого (а не только педагогического) среднего профессионального или высшего образования. В других законах Российской Федерации есть четкие требования к специальности. Так, ст. 69 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» установлено, что в медицинской или фармацевтической деятельности допускаются лица, имеющие медицинское или фармацевтическое образование соответственно.
В ст. 4 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» еще более четко определено, что судьей может быть лицо, имеющее высшее образование по специальности или направлению подготовки «Юриспруденция».
Однако имеющиеся в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» нормы не означают, что к педагогической деятельности будут допускаться лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование по любой специальности или направлению подготовки. Дело в том, что требования к лицам, осуществляющим ту или иную деятельность устанавливаются еще и в профессиональных стандартах и требованиях. Так, согласно приказу Минтруда России от 18.10.2013 № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» для учителей и воспитателей установлены более конкретные требования:
1) высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлениям подготовки «Образование и педагогика»;
2) высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей преподаваемому предмету;
3) высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации.
Для второго случая в приказе сделана существенная оговорка: с последующей профессиональной переподготовкой по профилю педагогической деятельности.
В отличие от иных профессий (например, судей, врачей и т.п.) для учителей и воспитателей не установлено ни в законе, ни в профессиональном стандарте требований к опыту работы. Следовательно, даже без какого-либо стажа можно при наличии необходимого образования осуществлять педагогическую деятельность.
Следует также учитывать, что вне зависимости от того, что лицо обладает требуемым образовательным цензом, к педагогической деятельности не допускаются лица:
- лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;
- имеющие или имевшие судимость, подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности;
- имеющие неснятую или непогашенную судимость за иные умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;
- признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;
- имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.
С 2015 года эти лица и лица, уголовное преследование в отношении которых по обвинению в совершении этих преступлений прекращено по нереабилитирующим основаниям, могут быть допущены к педагогической деятельности при наличии решения комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, о допуске их к педагогической деятельности.
Добавить комментарий