Образовательная деятельность лицензирование

Как выйти из тени

Первый способ – подать уведомление в ИФНС о том, что являетесь самозанятым гражданином, и у вас будет законное право продолжать заниматься любимым делом без оплаты налогов ещё два года, после которых надо будет опять же выбрать – зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя или прекратить деятельность.

Получить данный статус могут:

  • граждане России;
  • занимающиеся лично, без наёмных сотрудников, одним из трёх видов деятельности: уходом за детьми, пожилыми старше 80 лет, инвалидами и другими людьми, которым требуется постоянный присмотр; репетиторством; услугами по уборке жилья и другой помощью по хозяйству;
  • не имеющие статуса ИП.

Правовая база для «самозанятых» пока очень сырая, и даже определения в разных структурах, например, в налоговых органах и в пенсионном фонде, для этой категории лиц – разные. Поэтому не удивительно, что в ИФНС пока поступило крайне мало подобных уведомлений.

Второй путь – это всё-таки открыть ИП, и платить налоги в зависимости от режима налогообложения, но не менее фиксированного взноса за индивидуального предпринимателя. Сумма эта каждый год разная, в 2019 году – 32385 рублей. Допустим, вы выбрали второй вариант, возникает закономерный вопрос – раз вы теперь будете на законных основаниях учить людей или нянчить детей, нужна ли вам лицензия на образовательную деятельность?

Кому нужна лицензия

С 2013 года ИП получили право заниматься образовательной деятельностью. Одно «но» – в большинстве случаев для этого нужно получить лицензию.

Рекомендуем к изучению! Перейди по ссылке:

Процесс это довольно трудный и долгий, но давайте рассмотрим, кому она действительно нужна:

  • ИП, планирующим проводить образовательный процесс для детей дошкольного и школьного возраста (детские сады, ясли, школы, гимназии и т. д);
  • ИП, занимающимся профессиональными и профильными программами (техникумы, училища, колледжи);
  • ИП, предоставляющим дополнительное образование для лиц любого возраста (автошколы, курсы профессиональной подготовки, языковые курсы, студии, секции и т. д);
  • ИП, проводящим музыкальное образование.

Из хороших моментов – если предприниматель, имеющий соответствующее образование и опыт, преподаёт один – то лицензия ему не нужна!

Также он может нанять сотрудников, не относящихся к образовательному процессу, например, бухгалтера, администратора или уборщицу. При приёме же на работу второго преподавателя – уже потребуется оформлять лицензию. Второй случай, когда лицензия не нужна, если ИП на разовой, а не на регулярной основе проводит семинар, тренинг, марафон или какое-либо подобное мероприятие, не подразумевающее выдачу свидетельства об окончании – тогда эта деятельность относится не к образовательной, а к досуговой.

Порядок получения лицензии

Первое, что надо сделать предпринимателю, решившему заняться преподавательской деятельностью – добавить соответствующий ОКВЭД. Это можно сделать или сразу при регистрации ИП, вписав его в заявление либо позже, подав в ИФНС заявление по форме Р24001. Образцы заполнения данного бланка, в случае добавления кодов, есть на многих ресурсах в интернете.

Будьте внимательны! Если бланк будет подавать сам ИП – то расписываться заранее не нужно, сделаете это при инспекторе. Если же отправляете заявление почтой или через представителя – тогда его необходимо нотариально заверить и расписаться при нотариусе.

Все существующие программы уже включены в перечень образовательных услуг, насчитывающий двадцать пунктов. Но не волнуйтесь, если вы решили организовать что-то оригинальное, например, курсы «юного космонавта» или секцию по обучению тактики в компьютерных играх, для всего этого есть место в разделе шестнадцать – «дополнительные общеразвивающие программы».

Перечень документов

Далее, для того, чтобы получить образовательную лицензию, необходимо собрать пакет нижеследующих документов и подать их в местный орган, указанный на сайте Рособрнадзора: Рекомендуем к изучению! Перейди по ссылке:

  1. Заявление на получение лицензии.
  2. Копия свидетельства о собственности помещения или договора аренды на помещение в котором предполагается проводить занятия.
  3. Заключение Роспотребнадзора и пожарной инспекции о том, что указанные площади пригодны для ведения образовательного процесса (предварительно необходимо изучить СНиП и СанПин, и подбирать или планировать помещение по их требованиям).
  4. Копия листа записи ЕГРИП.
  5. Копия документа о постановке ИП на налоговый учёт.
  6. Справка о разработанных и утверждённых образовательных программах, соответствующих всем государственным стандартам.
  7. Справка о том, что помещение материально-технически подготовлено (то есть закупить необходимые парты, доски и прочую мебель и специальное оборудование необходимо заранее).
  8. Справка о наличии квалифицированного персонала для осуществления учебного процесса в штате или нанятого по договору ГПХ, с приложенными копиями дипломов и трудовых книжек.
  9. Справка о наличии необходимой литературы и электронных ресурсов, требующихся для заявленной программы.
  10. Справка о наличии условий для функционирования электронной информационно-образовательной среды.
  11. Документы, подтверждающие подходящие условия для питания и охраны здоровья обучающихся.
  12. При наличии кухни и столовой, необходимо соответствующее разрешение от СЭС.
  13. Квитанция об оплате пошлины (7500 рублей).
  14. Опись предоставляемых документов.

Формы справок можно взять на сайте Минобразвития. Весь пакет подаётся при наличии оригиналов, чтобы принимающий сотрудник мог сверить документацию или же все бланки необходимо заверить нотариально. В случае если подача происходит по почте – нотариальное заверение обязательно.

Сейчас есть и вариант подачи через интернет, в этом случае необходимо наличие электронно-цифровой подписи. В целом процесс «доведения до ума» документации трудоёмкий, но для тех, кто не хочет заниматься им самостоятельно, можно обратиться в компании, занимающиеся подготовкой лицензирования. В Москве, например, открытие образовательного бизнеса под ключ (только за услуги, без стоимости госпошлины) обойдётся порядка 30000 рублей.

Заявка подана, что дальше?

Решение будет готово за 45-60 дней, всё это время лицензирующий орган будет проверять сданную вами документацию, в том числе, выезжать для проверки достоверности сведений на объект. Если каких-то данных будет недостаточно – вам в 30-тидневный период вернут документы на доработку.

Есть случаи, при которых в выдаче лицензии может быть отказано:

  • несоответствие предъявленных документов нормам закона (в этом случае их можно исправить и подать заново, но пошлину тоже придётся вносить второй раз);
  • если ИП по решению суда нельзя вести преподавательскую деятельность;
  • если у ИП имела место судимость за тяжкие преступления (против жизни, здоровья, достоинства и тому подобное);
  • признание заявителя недееспособным;
  • имеющиеся у ИП заболевания, которые могут быть опасны для учеников (например, туберкулёз, психические расстройства личности).

Из хороших новостей – всю вышеуказанную процедуру требуется пройти только один раз – лицензия не имеет срока годности, но в случае, если при дальнейшем функционировании учреждения будут выявлены грубые нарушения, она может быть приостановлена и даже отозвана.

Могут возникнуть ситуации, когда требуется внести изменения в лицензию, например, изменение адреса ИП или изменения в оказываемых услугах – в этом случае, за выдачу нового бланка предусмотрена пошлина в 3500 рублей. К этому моменту необходимо отнестись очень внимательно, так как несвоевременное предоставление сведений влечёт за собой штрафные санкции, а также приостановление лицензии. В случае же, если бланк испорчен или утерян, и требуется выдача просто его дубликата – пошлина составит 750 рублей.

Также, после получения лицензии, если ИП зарегистрировано впервые и с момента регистрации прошло не более двух лет, будет не лишним узнать в ИФНС, принят ли в вашем регионе закон о «налоговых каникулах». Если да, то у ИП, трудящегося в сфере образования, есть большая вероятность получить указанную льготу, и два года не платить налог, а только сдавать нулевые декларации. Правда, есть и одно «но», выручка от данной деятельности должна быть не менее 70% в общем доходе предпринимателя.

Некоторые предприниматели, ознакомившись со сложным процессом получения лицензии, могут принять решение работать без неё. Особенно если это развивающие студии или небольшие образовательные центры, контроль за которыми не такой жёсткий, как скажем за детскими садами и школами, и нет необходимости выдавать итоговые документы о прохождении обучения, и не так просто проверить, сколько именно «профильных» человек работает. Однако в случае если деятельность таки будет выявлена, предпринимателю может грозить как штраф до 500 тыс. рублей, так, в серьёзных ситуациях, и уголовное наказание сроком до 5 лет.

Лицензирование образовательной деятельности в 2018: необходимые документы и действия

С 2013 года коммерческие организации и ИП получили право оказывать услуги в сфере образования наравне с некоммерческими организациями. Услуги в области образования лицензируются. Ранее мы расмотрели полный перечень лицензируемых видов деятельности 2018 года, в этой статье расскажем, как получить лицензию на образовательную.

Для начала выясним, когда лицензия на образовательную деятельность не требуется. В постановлении Правительства РФ от 28 октября 2013 г. N 966, утвердившего положение о лицензировании образовательной деятельности, указана только одна такая возможность. Лицензия не нужна, если услуги оказывает лично индивидуальный предприниматель. Это услуги репетиторов, частных учителей, студий, кружков и т.д., где занятия ведет сам предприниматель, имеющий соответствующее образование и стаж работы.

Обращаем внимание индивидуальных предпринимателей – если вы нанимаете других педагогических работников, то лицензия на образовательную деятельность ИП необходима. При этом работников другого профиля, которые не предоставляют непосредственно образовательные услуги, нанимать можно без лицензии.

В предыдущей редакции положение о лицензировании образовательной деятельности допускало еще одну возможность работать без лицензии – если по итогам обучения не проводилась итоговая аттестация и не выдавался документ об образовании. Проводить без лицензии тренинги, семинары, лекции, о прохождении которых не выдаются подтверждающие документы, можно и теперь, но такая деятельность не называется образовательной, а культурной или досуговой.

Перечень услуг, для которых нужна лицензия, включает в себя такие виды образования: дошкольное, общее, среднее профессиональное, высшее, дополнительное общеобразовательное, дополнительное профессиональное и образование религиозного персонала религиозных организаций.

Получение лицензии на образовательную деятельность – сложный и длительный процесс. Только рассмотрение документов и принятие решения о выдачи лицензии или об отказе в выдаче занимает 60 дней. А до этого надо подготовить ещё ряд разрешений других государственных органов и разработать собственные образовательные программы. И всё же, бизнес в сфере образования можно назвать доходным, поэтому если вы хотите заниматься этим направлением, то надо один раз пройти процедуру лицензирования.

Лицензия выдаётся бессрочно, и если вы не будете её переоформлять, то обращаться к чиновникам по этому вопросу уже не придётся.

Лицензионные требования

Положение о лицензировании устанавливает в 2018 году следующие требования к соискателям:

  • собственное или арендованное здание (помещение), соответствующее заявленным образовательным программам;
  • санитарно-эпидемиологическое заключение на это помещение;
  • материально-техническое обеспечение образовательной деятельности в соответствии с требованиями ;
  • соблюдение условий обучающихся;
  • собственные разработанные ;
  • печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы по этим программам;
  • штатные или привлеченные по гражданско-правовому договору педагогические работники, имеющие профессиональное образование и стаж работы.

Полный перечень требований, в зависимости от типа образования, смотрите в тексте .

В нормативных актах, регулирующих лицензирование образовательной деятельности, не совсем чётко рассмотрен вопрос об организационно-правовой форме лицензиата. В законе об образовании № 273-ФЗ даётся следующее понятие образовательной организации: «некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности». Понятие «организация, осуществляющая обучение» означает юридическое лицо, которое ведёт эту деятельность в качестве дополнительной.

Далее приводится ещё одно толкование: «организации, осуществляющие образовательную деятельность», под которыми понимают:

  • образовательные организации;
  • организации, осуществляющие обучение;
  • индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность.

Лицензия на право ведения образовательной деятельности может быть получена независимо от правовой формы и коммерческой направленности лицензиата. При этом ООО получить лицензию на образовательную деятельность может, если это направление бизнеса будет дополнительным, а не основным.

Документы для получения лицензии

Соискатель лицензии должен документально подтвердить, что им созданы все необходимые условия для оказания услуг в сфере образования. Для этого соберите такой пакет документов:

  • заявление о предоставлении лицензии;
  • документ, подтверждающий право пользования помещением (копия свидетельства о праве собственности, договора аренды или субаренды);
  • копия устава ООО или копия свидетельства о регистрации ИП;
  • копия листа записи ЕГРЮЛ или ЕГРИП;
  • копия свидетельства о налоговом учете ООО или ИП;
  • копии заключений СЭС и Госпожнадзора о соответствии помещения необходимым требованиям;
  • справка об условиях для функционирования электронной информационно-образовательной среды;
  • справка о печатных и электронных ресурсах;
  • справка о педагогических работниках;
  • справка об утверждении образовательных программ;
  • справка об условиях для получения образования обучающимися с ОВЗ;
  • справка о материально-техническом обеспечении;
  • подтверждение оплаты госпошлины на сумму 7500 рублей;
  • опись документов.

Формы справок доступны на сайте Минобразования.

Лицензирование образовательной деятельности осуществляют Рособрнадзор и региональные исполнительные органы. В Рособрандзор надо обращаться, если планируется открытие:

  • высшего учебного заведения;
  • организации федерального значения;
  • российской организации, расположенной за пределами РФ;
  • иностранной организации на территории России.

Записаться на приём в Рособрандзор можно онлайн на официальном сайте.

В остальных случаях обращайтесь в региональные государственные органы, имеющие право выдавать лицензии. Контакты этих учреждений опубликованы на сайте Рособрандзора, чтобы найти их, выберите свой регион на интерактивной карте.

Порядок получения образовательный лицензии состоит из следующих шагов:

  1. Изучите СНиП и СанПин для вашего направления обучения.
  2. Подготовьте помещение и оборудуйте его согласно требованиям и стандартам.
  3. Получите на помещение заключение СЭС и пожарной инспекции.
  4. Разработайте и утвердите образовательные программы.
  5. Убедитесь, что педагоги вашей организации имеют необходимые документы об образовании, квалификации, стаже работы.
  6. Приобретите мебель, оборудование, технику, учебную литературу, методические пособия для проведения занятий.
  7. Оплатите госпошлину на выдачу лицензии.
  8. Подайте документы в лицензирующий орган.

Документы принимаются по описи, если в них обнаружены недостатки, то они возвращаются соискателю на доработку (сроком до 30 дней). После этого начинается этап проверки достоверности поданных сведений, причем, не только документальной, но и с выездом на место. В течение 60 дней с даты регистрации заявления чиновники выдают разрешение или отказ в получении лицензии.

Отказ должен быть мотивированным и возможен по двум основаниям: недостоверность сведений или отсутствие условий для процесса обучения. Госпошлина в случае отказа не возвращается.

Примерная форма заявления об аннулировании лицензии на осуществление образовательной деятельности (подготовлено экспертами компании «Гарант»)

В

Заявитель:
адрес:
телефон/факс:
адрес электронной почты:

Заинтересованное лицо:
адрес:

Заявление
об аннулировании лицензии на осуществление образовательной деятельности

(далее — образовательная организация) осуществляет образовательную деятельность на основании лицензии на право ведения образовательной деятельности от , регистрационный N , серия N , выданной .

Согласно приказу (далее — заявитель) от N в отношении образовательной организации проведена внеплановая выездная проверка, по результатам которой выявлены нарушения законодательства Российской Федерации в сфере образования, лицензионных требований, а также содержания и качества подготовки обучающихся.

Результаты проверки были зафиксированы в акте проверки от N .

Образовательной организации выдано предписание об устранении выявленных нарушений лицензионных требований от N со сроком исполнения .

Заявителем составлен и направлен в суд протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) в отношении юридического лица — .

Вступившим в законную силу постановлением от по делу N образовательная организация признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного КоАП РФ.

По истечении срока ранее выданного предписания от N на основании приказа заявителя от N проведена внеплановая проверка образовательной организации по его исполнению.

По результатам проверки составлен акт проверки от N , с которым руководитель образовательной организации ознакомлен , и выдано повторное предписание от N .

В соответствии с указанным актом проверяющими было установлено, что образовательной организацией не были устранены следующие нарушения лицензионных требований: .

Проверяющими в отношении руководителя образовательной организации составлен протокол об административном правонарушении от . Постановлением от по делу N руководитель был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ (невыполнение в установленный срок законного предписания представления органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства).

Ввиду неисполнения повторного предписания, учитывая привлечение руководителя образовательной организации к административной ответственности, на основании части 8 статьи 93 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон об образовании) заявителем было издано распоряжение от N , которым до дня вступления в силу решения суда приостановлено действие выданной лицензии на право ведения образовательной деятельности от , регистрационный N , серия N .

В силу пункта 21 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 N 966, лицензионный контроль осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», с учетом особенностей, установленных Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Так, полномочия заявителя следуют из норм статьи 93 Закона об образовании, статьи 17 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

В соответствии с частью 6 статьи 93 Закона об образовании в случае выявления нарушения требований законодательства об образовании соответствующий орган по контролю и надзору в сфере образования выдает органу или организации, допустившим такое нарушение, предписание об устранении выявленного нарушения. Указанный в предписании срок его исполнения не может превышать шесть месяцев.

В случае неисполнения предписания (в том числе если отчет, представленный органом или организацией, допустившими такое нарушение, не подтверждает исполнение предписания в установленный им срок или этот отчет до истечения срока исполнения предписания не представлен) орган по контролю и надзору в сфере образования возбуждает дело об административном правонарушении в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, выдает повторно предписание об устранении ранее не устраненного нарушения и запрещает прием в данную организацию полностью или частично (часть 7 статьи 93 Закона об образовании).

В соответствии с частью 8 статьи 93 Закона об образовании до истечения срока исполнения выданного повторно предписания орган по контролю и надзору в сфере образования должен быть уведомлен органом или организацией об устранении нарушения требований законодательства об образовании с приложением документов, содержащих сведения, подтверждающие исполнение указанного предписания. В течение тридцати дней после получения такого уведомления орган по контролю и надзору в сфере образования проводит проверку содержащейся в нем информации. В случае вынесения судом решения о привлечении организации, осуществляющей образовательную деятельность, и (или) должностных лиц этой организации к административной ответственности за неисполнение в установленный срок указанного предписания и в случае не устранения нарушений требований законодательства об образовании в установленный органом по контролю и надзору в сфере образования срок исполнения выданного повторно предписания орган по контролю и надзору в сфере образования приостанавливает действие лицензии на осуществление образовательной деятельности этой организации полностью или частично и обращается в суд с заявлением об аннулировании такой лицензии. Действие лицензии на осуществление образовательной деятельности приостанавливается со дня вступления в законную силу решения суда.

Таким образом, неисполнение или несвоевременное исполнение лицензиатом обязанности по устранению нарушения лицензионных требований является самостоятельным основанием для аннулирования лицензии.

Такое полномочие лицензирующего органа по обращению в суд с требованием об аннулировании лицензии предусмотрено также частью 12 статьи 20 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Аннулирование лицензии является мерой воздействия на лицензиатов в целях удержания их от продолжения совершения грубых нарушений лицензионных требований, соблюдения положений действующего законодательства.

Основанием для аннулирования лицензии является не само нарушение, допущенное лицензиатом, а факт невыполнения указаний лицензирующего органа об устранении этих нарушений.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с настоящим заявлением.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 198, 199 АПК РФ,

прошу:

1. Аннулировать лицензию на осуществление образовательной деятельности от , регистрационный N , серия N , выданной .

Приложение:

1) уведомление о вручении или иные документы, подтверждающие направление другим лицам, участвующим в деле, копий заявления и приложенных к нему документов;

2) документ, подтверждающий уплату государственной пошлины;

3) копии свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица;

4) выписка из единого государственного реестра юридических лиц;

5) копия лицензии на право ведения образовательной деятельности;

6) копия приказа о проведении внеплановой выездной проверки;

7) копия акта проверки;

8) копия предписания об устранении выявленных нарушений лицензионных требований;

9) копия протокола об административном правонарушении;

10) копия постановления о привлечении образовательной организации к административной ответственности;

11) копия приказа о проведении повторной проверки;

12) копия акта повторной проверки;

13) копия протокола об административном правонарушении в отношении руководителя образовательной организации;

14) копия постановления о привлечении руководителя образовательной организации к административной ответственности;

15) копия распоряжения о приостановлении действия выданной лицензии;

16) документ, подтверждающий полномочия на подписание заявления;

17) .

>За что могут отобрать лицензию

Целью лицензирования любого из предусмотренных соответствующим законом видов деятельности является предотвращение ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства. Такая формулировка закреплена в Федеральном законе от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон № 99-ФЗ).

Предотвращение ущерба, в свою очередь, достигается путем осуществления уполномоченными в области лицензирования органами действий, связанных с проверкой лиц, претендующих на получение лицензии, а также получивших такие лицензии, на соответствие требованиям профильного законодательства.

Поэтому важно определить, соответствие каким именно требованиям должны подтверждать проверяемые учреждения. Их перечень для каждого вида деятельности будет различен, однако можно выделить общие правила:

  • список таких требований устанавливается положениями о лицензировании отдельных видов деятельности, которые утверждаются Правительством РФ. Никакие другие государственные органы устанавливать дополнительные требования не вправе. Данное правило установлено ч. 1 ст. 8 Закона № 99-ФЗ, а также вытекает из общих принципов лицензирования – обеспечение единства экономического пространства и установление единого порядка лицензирования на территории РФ (ст. 4 Закона № 99-ФЗ). Поэтому если лицензирующий орган предъявляет к соискателю или держателю лицензии требования, которые Правительством РФ не предусмотрены, такие действия проверяющих не могут быть признаны обоснованными;
  • информация о лицензировании и лицензионных требованиях является открытой и доступной (за исключением установленных законом ограничений). В полномочия лицензирующих органов входит обязанность предоставлять заинтересованным лицам информацию по вопросам лицензирования, включая ее размещение в сети Интернет на официальных сайтах лицензирующих органов. При этом указываются адреса электронной почты, по которым пользователями могут быть направлены запросы (п. 4 ч. 1 ст. 5 Закона № 99-ФЗ);
  • не могут устанавливаться лицензионные требования к конкретным видам и объему выпускаемой или планируемой к выпуску продукции, а также требования к объему выполняемых работ, оказываемых услуг (ч. 4 ст. 8 Закона № 99-ФЗ).

Запомнить

Осуществление лицензирования каких-либо видов деятельности в иных целях, кроме предотвращения ущерба (понятие которого определено Законом № 99-ФЗ), не допускается.

Проверка документов

Представленные соискателем лицензии документы проверяются лицензирующим органом в течение 45 календарных дней со дня приема заявления. Дата приема заявления будет определяться в зависимости от выбранного заявителем способа подачи документов. Закон предусматривает три таких способа:

1 предоставление документов заявителем лично в лицензирующий орган – в этом случае дата их принятия указывается в описи, содержащей информацию обо всех предоставленных документах;

2 отправка документов заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении – при таком способе подачи лицензирующий орган также составляет опись принятых документов и отправляет ее заявителю по почте с уведомлением о вручении;

3 заявление о предоставлении лицензии и прилагаемые к нему документы соискатель лицензии вправе направить в лицензирующий орган в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, – и тогда опись документов, составленная лицензирующим органом, также должна быть подписана электронной подписью. Данные подписи должны быть получены в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи».

В течение трех дней с момента приема документов лицензирующий орган проверяет правильность оформления заявления о получении лицензии. При выявлении нарушений заявитель должен быть уведомлен об этом, и ему должен быть предоставлен 30-дневный срок для устранения выявленных нарушений и (или) предоставления недостающих документов.

Для соискателя лицензии значение этих сроков выражается в следующем:

  • общий 45-дневный срок рассмотрения документов соискателя будет исчисляться только с момента устранения выявленных недостатков и предоставления полного пакета документов;
  • в случае если в течение 30 дней с момента получения уведомления лицензирующего органа недостатки не будут устранены, заявление подлежит возврату соискателю.

Решение о предоставлении лицензии, либо об отказе в ее предоставлении оформляется приказом лицензирующего органа, и в течение трех рабочих дней с момента принятия вручается лицензиату либо направляется ему по поч те заказным письмом с уведомлением о вручении. При положительном решении одновременно с приказом оформляется и направляется сама лицензия, а сведения о ее выдаче регистрируются в реестре лицензий.

Реестр лицензий

Реестр лицензий ведется каждым лицензирующим органом в отношении подконтрольных ему лицензируемых видов деятельности. Такой реестр в обязательном порядке содержит общую информацию, которая имеется в выданной лицензии – наименование держателя лицензии, лицензируемый вид деятельности, номер и дата регистрации лицензии, иные сведения, предусмотренные ст. 15 Закона № 99-ФЗ. Для внешних пользователей интересными могут оказаться также дополнительные сведения из реестра, характеризующие соблюдение получившим лицензию учреждением требований к подлицензионной деятельности:

  • приказы (распоряжения) лицензирующего органа о назначении проверок соискателя лицензии, лицензиата, копии актов проверок, предписаний об устранении выявленных нарушений лицензионных требований, протоколов об административных правонарушениях, постановлений о назначении административных наказаний и других связанных с осуществлением лицензионного контроля документов;
  • выписки из решений суда об административном приостановлении деятельности лицензиата или аннулировании лицензии.

Представляется, что при большом количестве выявляемых нарушений вопрос о работе с такой организацией будет решен отрицательно.

Запомнить

Следуя принципу открытости информации о лицензировании, по запросу заинтересованного лица сведения о конкретной лицензии предоставляются лицензирующим органом бесплатно в течение пяти рабочих дней со дня получения запроса. Они представляют собой выпи ску из реестра лицензий либо копию акта лицензирующего органа о принятом решении, либо справку об отсутствии запрашиваемых сведений, которая выдается в случае отсутствия в реестре лицензий сведений о лицензиях или при невозможности определения конкретного лицензиата.

Переоформление лицензии

Нормативный документ

В настоящее время действует Перечень видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью (утв. постановлением Правительства РФ от 23.11.2009 № 944. Согласно этому документу плановые проверки, например, учреждений, оказывающих амбулаторно-поликлиническую медицинскую помощь, производятся не чаще одного раза в год, а учреждений, осуществляющих образовательную деятельность – не чаще одного раза в два года. Установленное ч. 2 ст. 9 Закона № 294-ФЗ ограничение проведения проверок не чаще чем один раз в три года на указанные в Перечне виды деятельности не распространяется.

При наступлении определенных законом условий действующая лицензия подлежит обязательному переоформлению. В частности, в случаях:

  • реорганизации юридического лица в форме преобразования;
  • изменения наименования, адреса места нахождения организации;
  • изменения адресов мест осуществления лицензируемого вида деятельности;
  • изменение перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности (ч. 1 ст. 18 Закона № 99-ФЗ).

Заявление о переоформлении предоставляется в том же порядке, что и заявление о получении лицензии.

Срок его рассмотрения лицензирующим органом составляет 10 рабочих дней со дня приема полного комплекта документов. По истечении этого срока лицензия будет либо переоформлена, либо в переоформлении будет отказано. Однако такой отказ сам по себе не влечет за собой прекращение либо приостановление действия первоначально выданной лицензии, и она будет продолжать действовать на указанных в ней условиях.

Если основанием переоформления лицензии служат изменение адреса, по которому осуществляется деятельность, либо истечение срока направления заявления о переоформлении при реорганизации учреждения, либо выполнение работ, услуг, не указанных в первоначально выданной лицензии, то до момента ее переоформления осуществлять подлицензионную деятельность запрещено (ч . 2 ст. 18 Закона № 99-ФЗ).

Проверка соблюдения требований

Проверка осуществляющих лицензируемые виды деятельности учреждений производится по общим правилам Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ) с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных законом о лицензировании.

При этом выделяют плановые и внеплановые виды проверок: Плановые проверки. Проводятся на основании ежегодно утверждаемого лицензирующим органом плана, при этом основания для включения учреждения в число проверяемых будут следующие:

1 истечение одного года со дня принятия решения о предоставлении лицензии или переоформлении лицензии;

2 истечение трех лет со дня окончания последней плановой проверки лицензиата;

3 истечение установленного Правительством РФ срока со дня окончания последней плановой проверки лицензиата, осуществляющего лицензируемый вид деятельности в сферах здравоохранения, образования, в социальной сфере. Учитывая значимость осуществления деятельности в этих сферах, периодичность плановых проверок для них будет более частая по сравнению с иными лицензионными видами деятельности.

Внеплановые проверки. Основания для их проведения могут быть следующие:

1 истечение срока исполнения лицензиатом ранее выданного лицензирующим органом предписания об устранении выявленных нарушений.

Если требования предписания будут исполнены лицензиатом ранее установленного срока, он имеет право ходатайствовать о досрочном проведении соответствующей проверки;

2 поступление в лицензирующий орган обращений, заявлений информации о фактах грубых нарушений лицензиатом лицензионных требований.

При этом перечень грубых нарушений устанавливается для каждого вида деятельности положением о его лицензировании, является закрытым и не может быть произвольно расширен лицензирующим органом.

Запомнить

Сведения о включении учреждения в план проверок ежегодно размещаются на сайте лицензирующего органа, а также включаются в сводный план проведения проверок, размещаемый на сайте Генеральной прокуратуры РФ.

Пример

Для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, грубыми будут являться следующие нарушения:

  • отсутствие у учреждения помещений и площадей, необходимых для осуществления образовательной деятельности;
  • отсутствие учебно-методической документации по реализуемым образовательным программам;
  • отсутствие в штате требуемых педагогических работников.

3 истечение срока, на который приостановлено действие лицензии;

4 предоставление заявления о переоформлении ранее выданной лицензии.

Проводимые по всем указанным основаниям внеплановые проверки, за исключением проверок по заявлениям о фактах грубых нарушений, не требуют согласования с органами прокуратуры (ч. 2, ч. 6 ст. 19 Закона № 99-ФЗ).

Приостановление и прекращение

Приостановление действия лицензии используется проверяющим органом при выявлении в результате проведенных проверок грубых нарушений учреждением. Сведения о приостановлении в обязательном порядке вносятся в реестр лицензий.

Закон устанавливает следующий порядок приостановления лицензии:

  • если лицензиат привлечен к административной ответственности за неисполнение предписания об устранении грубых нарушений лицензионных требований – в этом случае ему выдается новое предписание и действие лицензии приостанавливается до дня его исполнения;
  • если лицензиату назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности – действие лицензии будет приостановлено до момента истечения срока наказания.

При отсутствии нарушений действие лицензии может быть прекращено в следующих случаях:

  • представление держателем лицензии заявления о прекращении лицензируемого вида деятельности;
  • прекращение деятельности юридического лица (за исключением реорганизации в форме преобразования или слияния при наличии на дату государственной регистрации правопреемника реорганизованных юридических лиц у каждого участвующего в слиянии юридического лица лицензии на один и тот же вид деятельности);
  • наличие решения суда об аннулировании лицензии.