Объекты начисления страховых взносов

Плательщики страховых взносов

Плательщики страховых взносов (страхователи) — это те лица, которые обязаны по закону уплачивать взносы на обязательное социальное страхование.

К плательщикам страховых взносов относятся:

1. Лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (по трудовым или некоторым гражданско-правовым договорам):

  • организации;

  • индивидуальные предприниматели;

  • главы крестьянских фермерских хозяйств;

  • физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями, но использующие наемный труд других физических лиц для решения своих бытовых проблем (например, когда нанимается няня для ребенка или домработница).

2. Индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, частные детективы и другие лица, которые осуществляют частную практику, уплачивают страховые взносы за себя и не производят выплат другим физическим лицам.

Если плательщик страховых взносов относится одновременно к нескольким указанным категориям (например, нотариус, имеющий наемных работников), то он исчисляет и уплачивает страховые взносы по каждому основанию.

Куда платить страховые взносы

Адресатами страховых взносов являются:

  • ПФР или Пенсионный фонд РФ. В данном случае деньги, отчисляемые в ПФР, накапливаются на специальных пенсионных счетах граждан и служат основой для будущей пенсии;
  • ФФОМС или Федеральный фонд обязательного медицинского страхования — сюда производятся выплаты на всевозможные медицинские цели;
  • ФСС или Фонд социального страхования – еще один фонд, выплаты в который являются обязательными. Отсюда в дальнейшем идет возмещение средств, полагающихся к выплатам работницам организаций, ушедших в отпуск по беременности и родам, а также уходу за ребенком. Сюда же, в случаях предусмотренным трудовым законодательством, идут отчисления по страховке от различных травм, полученных в процессе выполнения трудовых задач и профессиональных заболеваний.

Как правило, выплаты в ФФОМС и ФСС по большей части покрывают затраты государственных медицинских учреждений на медикаменты, оборудование, транспортные расходы, зарплату персонала и т.д.

При этом, обязательная страховка необходима для бесплатной реализации услуг населению. по:

  • базовой поликлинической помощи;
  • стоматологии;
  • скорой помощи;
  • вакцинации;
  • протезированию;
  • некоторых других видах медицинской помощи.

Как уже говорилось выше, граждане не обязаны оплачивать за себя взносы во всевозможные государственные страховые фонды. Вместо них это должны делать их работодатели. В частности:

  • организации, предприятия, юридические лица, использующие труд наемного персонала;
  • индивидуальные предприниматели, не привлекающие к своему бизнесу других людей — в этом случае они должны отчислять страховые выплаты за себя лично;
  • индивидуальные предприниматели при наличии наемных сотрудников или подрядчиков по договорам, должны в полном объеме вносить взносы за каждого из них;
  • физические лица, не имеющие статуса ИП, но занимающиеся профессиональной деятельностью. Этом могут быть адвокаты, врачи или юристы;
  • граждане, нанимающие работников для повседневных услуг, например, домработниц, водителей, садовников, нянь или гувернанток.

Важно! Встречаются ситуации, когда работодатель или плательщик по данным страховкам относится сразу к нескольким вышеозначенным категориям. К примеру, индивидуальный предприниматель в частном порядке пользуется услугами горничной и охранника. В этом случае обязательство по оплате страховых взносов разграничивается и наступает по каждому отдельному основанию.

К сведению! Оплачивать страховые взносы должны коммерческие организации и ИП, независимо от того, на какой системе налогообложения они работают.

Юридические лица должны начислять и оплачивать страховые взносы ежемесячно, а вот индивидуальные предприниматели в данном случае имеют более широкий выбор: они могут производить страховые выплаты ежемесячно, поквартально или единовременно по итогам года. Каждый ИП самостоятельно определяет тот режим выплаты, который ему наиболее удобен.

Размеры страховых выплат

Размер страховых взносов в каждый фонд является строго фиксированным и закреплен в процентном соотношении к зарплате сотрудников.

  • Пенсионный фонд России. С 2014 года этот вид страховки не надо делить на накопительную и страховую части, а необходимо оплачивать в размере 22 % по страховой составляющей одной платежкой;
  • Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Здесь фиксированный размер выплат сотставляет 5,1% от выплаченной работнику заработной платы;
  • Фонд социального страхования. В данном случае размер взноса составляет 2,9% от начисляемой з/п. Отдельно страхователи должны отчислять еще два взноса в ФСС:
    1. на случай ухода сотрудницы в отпуск по беременности и родам, или для присмотра за ребенком;
    2. на случай травм, полученных на производстве, а также развития профессиональных заболеваний.

Стоит отметить, что некоторые категории плательщиков могут рассчитывать на пониженные страховые тарифы. К примеру, предприятия и ИП, занимающиеся текстильным производством или изготовлением пищевых продуктов, платят в Пенсионный фонд РФ взносы по ставке в 20%.

И, напротив, некоторые работодатели обязаны делать взносы в более высоком размере, например за тех сотрудников, которые работают во вредных и опасных условиях труда, горячих цехах и т.п.- за них отчисления в ПФР должны быть на 9% выше стандартного тарифа.

Общие суммы по годам и более подробную информацию смотрите на странице страховых взносов ИП.

Сделать онлайн-расчет конкретно вашей суммы вы можете в специальном калькуляторе страховых взносов ИП.

Возмещение налоговых выплат за счет страховых взносов

Фиксированные страховые взносы, выплачиваемые регулярно и без задержек могут в дальнейшем сослужить представителям бизнеса хорошую службу. Например:

  • ИП, не имеющие наемных работников могут возместить оплаченные налоги в 100% размере суммы, выплаченной по страховым взносам;
  • ИП, пользующиеся трудом наемных сотрудников, имеют право уменьшить налоговые выплаты на 50% от общей суммы внесенных страховых взносов за сотрудников;
  • предприятия и организации, также при своевременной оплате взносов в государственные страховые фонды, могут зачесть их в качестве компенсации по налогам в 50% размере от выплат за всех работников.

То есть, производить страховые выплаты в полном размере и в правильные сроки работодателям крайне выгодно.

Таким образом, при начислении и внесении страховых взносов нужно помнить про множество факторов. Тем не менее, первое, о чем точно не следует забывать – то, что все предприятия, ИП, ровно как и обычные граждане РФ, пользующиеся услугами наемного персонала, или говоря иначе, являющиеся работодателями, обязаны оплачивать во все внебюджетные фонды соответствующие фиксированные страховые взносы.

Сколько должны платить ИП за себя

Сначала о размере взносов, которые каждый предприниматель должен вносить за себя в 2018 году, даже если он не ведёт реальную деятельность или не имеет доходов от бизнеса. Формула расчёта этих сумм по сравнению с прошлыми годами изменилась. Теперь взносы больше не привязаны к МРОТ, который показывает быстрый и значительный рост — с 7500 рублей на начало 2017 года до 9 485 рублей на начало 2018 года.

Ожидается, что МРОТ приравняют к минимальному прожиточному минимуму уже к маю 2018 года. Если учесть, что эта сумма составляет 11 163 рубля, то прежняя привязка размера страховых взносов к минимальной зарплате вызвала бы резкий рост платежей ИП за себя. Чтобы этого не допустить, Правительство решило установить фиксированный размер страховых взносов на 2018 год.

Закон от 27.11.2017 № 335-ФЗ изменил нормы статьи 430 НК РФ, установив страховые взносы ИП на 2018 год в фиксированной сумме:

  • на обязательное пенсионное страхование — 26 545 рублей;
  • на обязательное медицинское страхование — 5 840 рублей.

Таким образом, каждому предпринимателю надо будет заплатить за себя в 2018 году не менее 32 385 рублей, что, по сравнению с предыдущим годом, означает рост на 4395 рублей. Если предприниматель был зарегистрирован в этом качестве не весь год, то годовая сумма соответственно пересчитывается.

Не изменилось правило расчёта дополнительного взноса при доходах свыше 300 000 рублей за год: по-прежнему для пенсионного страхования взимается 1% от суммы сверх лимита. Также продолжает действовать ограничение размера взносов предпринимателя за своё пенсионное страхование. Максимальные взносы в ПФР в 2018 году ИП за себя составляют 212 360 рублей: из расчёта 8 * 26 545 * 12 месяцев * 26%. Взносы на своё социальное страхование ИП за себя выплачивают добровольно.

В таблице указаны обязательные платежи предпринимателя в 2018 году, рассчитанные по новому закону

Вид страхования

Медицинское

Пенсионное при доходах до 300 тысяч

Пенсионное при доходах свыше 300 тысяч

Сумма

5 840 рублей

26 545 рублей

дополнительно 1% от доходов свыше 300 000 рублей , но не более 212 360 рублей всего на ОПС

Сроки уплаты платежей ИП частично изменились: фиксированная сумма в 32 385 рублей должна быть уплачена не позднее 31 декабря 2018, а дополнительный 1%-ный взнос теперь можно уплатить позже — до 1 июля 2019 года, а не до 1 апреля, как было раньше.

Рассмотрим на примере, как рассчитать страховые взносы с 2018 года предпринимателя за себя.

ИП Сергиенко А.М. получил в 2018 году доход в 1,3 млн рублей. Дополнительный взнос на пенсионное страхование составит ((1 300 000 – 300 000) * 1%) = 10 000 рублей. То есть, всего ИП Сергиенко А.М. должен заплатить за себя при таком доходе 42 385 рублей. При этом, фиксированная сумма в 32 385 рублей должна быть перечислена не позже 31.12.18, а 10 000 рублей могут быть уплачены как в 2018 году, так и до 01.07.19 года.

Для удобства оплаты налогов и страховых взносов советуем открыть расчётный счёт. Тем более сейчас многие банки предлагают выгодные условия по открытию и ведению расчётного счёта.

Сколько должны перечислять плательщики взносов за работников

Согласно новой главе 34 НК РФ плательщиками страховых взносов (кроме ИП без работников, нотариусов, адвокатов, занимающихся частной практикой) являются также лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам. К этой категории относятся:

  • работодатели по трудовым договорам;
  • заказчики по гражданско-правовым договорам;
  • обычные физические лица, не зарегистрированные в качестве ИП.

Взносы плательщики выплачивают за свой счёт, а не удерживают их из выплат физическому лицу. Тарифы страховых взносов в 2018 году за сохранились на прежнем уровне и составляют в общем случае 30% от выплат работникам. Кроме того, есть некоторые категории плательщиков, для которых ставка страховых взносов в 2018 году существенно снижена. Чтобы иметь возможность производить отчисления по этим пониженным тарифам, плательщик должен соблюдать обязательные условия статьи 427 НК РФ.

Постановлением Правительства РФ от 15.11.2017 № 1378 установлена предельная база для начисления страховых взносов в 2018 году:

  • на пенсионное страхование — 1 021 000 рублей;
  • на обязательное социальное страхование — 815 000 рублей.

По достижению этих выплат (отдельно по каждому работнику) плательщик выплачивает взносы по пониженным тарифам. Если же плательщик входит в льготную категорию, то после достижения предельной базы взносы за пенсионное и социальное страхование работника не выплачиваются. Что касается выплат на медицинское страхование, то их тариф по достижению предельной базы не меняется.

Страховые взносы в 2018 году ставки, установленные Налоговым Кодексом Российской Федерации (таблица общих и пониженных тарифов)

Категория плательщиков

Пенсионное страхование

Социальное страхование

Медицинское страхование

Страхователи, не имеющие права на льготы до достижения предельной базы для начисления взносов

22%

2,9%

5,1%

Страхователи, не имеющие права на льготы, после достижения предельной базы для начисления взносов

10%

0%

5,1%

1.Организации и ИП на УСН, по некоторым видам деятельности (ст. 427 НК РФ)

2. Аптеки, работающие на ЕНВД

3.ИП на ПСН, кроме занятых торговлей, общепитом, арендой

4. Некоммерческие и благотворительные организации на УСН

20%

0%

0%

1.Хозяйственные общества и партнёрства на УСН, внедряющие изобретения, патенты, образцы, права на которые принадлежат государству

2.Ор­га­ни­за­ции и ИП, заключившие соглашения с особыми экономическими зонами на тех­ни­ко-внед­рен­че­скую и ту­рист­ско-ре­кре­а­ци­он­ную де­я­тель­но­сть

13% 2,9% 5,1%
Аккредитованные IT-организации 8% 2% 4%

Страхователи в отношении членов экипажей судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов

0%

0%

0%

Участ­ни­ки про­ек­та «Скол­ко­во» в России

14%

0%

0%

1.Участники свободной экономической зоны на территории Республики Крым и Севастополя

2. Резиденты территории опережающего социально-экономического развития

3. Резиденты свободного порта «Владивосток»

6%

1,5%

0,1%

Дополнительно в уплачивается взнос на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний (от 0,2% до 8,5%). Сроки перечисления взносов за работников не изменились: не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным (п.3 ст. 431 НК РФ).

Элементы обложения по страховым взносам

страховой бухгалтерский отчетность внебюджетный

Элементы страхового взноса — это ряд взаимодействующих составляющих используемых для исчисления величины платежа по страховым взносам, каждый из которых имеет самостоятельное юридическое значение.

В Федеральном законе «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» от 24.07.2009 №212 — ФЗ (ред. от 03.12.2011) закреплены все элементы обложения для исчисления суммы страховых взносов.

Плательщиками страховых взносов признаются :

  • — лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями;
  • — индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.

Объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями . Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными «законами» о конкретных видах обязательного социального страхования.

База для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования и Фонд обязательного медицинского страхования определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц .

В Пенсионный фонд Российской Федерации страховые взносы рассчитываются отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода по истечении каждого календарного месяца нарастающим итогом.

Тарифы страховых взносов — это размер страхового взноса на единицу измерения базы для начисления страховых взносов . Тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования в 2012 году для плательщиков, не относящихся к льготной категории (ПРИЛОЖЕНИЕ 1).

Порядок исчисления страховых взносов плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам :

  • 1. Сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается плательщиками страховых взносов отдельно в каждый государственный внебюджетный фонд.
  • 2. В течение расчетного (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца плательщики страховых взносов производят исчисление ежемесячных обязательных платежей по страховым взносам, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца, и тарифов страховых взносов, за вычетом сумм ежемесячных обязательных платежей, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно.
  • 3. В течение расчетного периода страхователь уплачивает страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей.
  • 4. Плательщики страховых взносов обязаны вести учет сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм страховых взносов, относящихся к ним, в отношении каждого физического лица, в пользу которого осуществлялись выплаты.
  • 5. Уплата страховых взносов осуществляется отдельными расчетными документами, направляемыми в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на соответствующие счета Федерального казначейства.
  • 6. Плательщики страховых взносов, у которых среднесписочная численность физических лиц, в пользу которых производятся выплаты и иные вознаграждения, за предшествующий расчетный период превышает 50 человек, а также вновь созданные организации, у которых численность указанных физических лиц превышает данный предел, представляют расчеты, в орган контроля за уплатой страховых взносов по установленным форматам в форме электронных документов, порядок оформления которых определяется Правительством Российской Федерации, если иной порядок представления сведений, отнесенных к государственной тайне, не предусмотрен законодательством Российской Федерации.
  • 7. Сумма страховых взносов, подлежащая уплате по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из величины базы для начисления страховых взносов, относящейся к этому обособленному подразделению.
  • 8. Сумма страховых взносов, которая подлежит уплате по месту нахождения организации и в состав которой входят обособленные подразделения, определяется как разница между общей суммой страховых взносов, подлежащей уплате организацией в целом, и совокупной суммой страховых взносов, подлежащей уплате по месту нахождения обособленных подразделений организации.

Порядок исчисления страховых взносов плательщиками страховых взносов, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам :

  • 1. Расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период, производится плательщиками страховых взносов самостоятельно.
  • 2. Страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года.
  • 3. Сумма страховых взносов исчисляется плательщиками страховых взносов отдельно в отношении Пенсионного фонда Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
  • 4. Уплата страховых взносов осуществляется отдельными расчетными документами, направляемыми в Пенсионный фонд Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на соответствующие счета Федерального казначейства.
  • 5. В случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, прекращения либо приостановления статуса адвоката, прекращения полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения деятельности иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения (приостановления) их деятельности включительно.

Расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год .

Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год .

Согласно ст. 14 Федерального закона РФ от 24.07.2009 г. №212-ФЗ плательщики страховых взносов — индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд и Федеральный фонд обязательного медицинского в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года.

Стоимость страхового года — это сумма денежных средств, которые должны поступить за застрахованное лицо по обязательному социальному страхованию в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда в течение одного финансового года для предоставления этому лицу обязательного страхового обеспечения в размере, определенном законодательством Российской Федерации .

Стоимость страхового года определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в соответствующий государственный внебюджетный фонд, увеличенное в 12 раз.

Сроки уплаты страховых взносов устанавливаются Федеральным законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» от 24.07.2009 №212-ФЗ (ред. от 03.12.2011)». И осуществляются ежемесячно, в виде обязательного платежа, подлежащего уплате в срок не позднее 15 числа месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется ежемесячный обязательный платеж отдельно в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации и территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации . Фактической датой начисления страховых взносов является дата выдачи заработной платы.

Страховые взносы

Страховые взносы — обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования.

В налогообложениями страховыми взносами также признаются взносы, взимаемые с организаций в целях дополнительного социального обеспечения отдельных категорий физических лиц.

Страховые взносы на пенсионное, социальное и медицинское страхование граждан присутствуют в той или иной форме практически во всех странах мира (см. Paying Taxes).

Страховые взносы — это обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования.

В налогообложении страховыми взносами также признаются взносы, взимаемые с организаций в целях дополнительного социального обеспечения отдельных категорий физических лиц (п. 3 ст. 8 НК РФ).

С 1 января 2017 года страховые взносы регулируются главами 2.1. и 34 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ).

В период с 2010 по 2016 годы страховые взносы регулировались федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

Элементы обложения страховых взносов (ст. 18.2. НК РФ):

1) объект обложения страховыми взносами;

2) база для исчисления страховых взносов;

3) расчетный период;

4) тариф страховых взносов;

5) порядок исчисления страховых взносов;

6) порядок и сроки уплаты страховых взносов.

Плательщики страховых взносов

Статья 419. Плательщики страховых взносов НК РФ (применяется с 1 января 2017)

1. Плательщиками страховых взносов (далее в настоящей главе — плательщики) признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования:

1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам:

организации;

индивидуальные предприниматели;

физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями;

2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, медиаторы, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее — плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).

2. Если плательщик относится одновременно к нескольким категориям, указанным в пункте 1 настоящей статьи, он исчисляет и уплачивает страховые взносы отдельно по каждому основанию.

Статья 5 закона 212-ФЗ. Плательщики страховых взносов (применяется до 01.01.2017)

1. Плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся:

1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам:

а) организации;

б) индивидуальные предприниматели;

в) физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями;

2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное. Эта группа плательщиков именуется в Законе 212-ФЗ как плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.

Срок уплаты страховых взносов

Сумма страховых взносов, исчисленная для уплаты за календарный месяц, подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа следующего календарного месяца (п. 3 ст. 431 НК РФ).

Объект обложения

Статья 420. Объект обложения страховыми взносами НК РФ (применяется с 1 января 2017)

1. Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в абзацах втором и третьем подпункта 1 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей, признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса):

1) в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг;

2) по договорам авторского заказа в пользу авторов произведений;

3) по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями.

2. Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в абзаце четвертом подпункта 1 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, признаются выплаты и иные вознаграждения по трудовым договорам (контрактам) и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг в пользу физических лиц (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса).

3. Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, признается минимальный размер оплаты труда, установленный на начало соответствующего расчетного периода, в случае, предусмотренном абзацем третьим подпункта 1 пункта 1 статьи 430 настоящего Кодекса, объектом обложения страховыми взносами также признается доход, полученный плательщиком страховых взносов и определяемый в соответствии с пунктом 9 статьи 430 настоящего Кодекса.

4. Не признаются объектом обложения страховыми взносами выплаты и иные вознаграждения в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество (имущественные права), и договоров, связанных с передачей в пользование имущества (имущественных прав), за исключением договоров авторского заказа, договоров об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательских лицензионных договоров, лицензионных договоров о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.

5. Не признаются объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, по трудовым договорам, заключенным с российской организацией для работы в ее обособленном подразделении, место расположения которого находится за пределами территории Российской Федерации, выплаты и иные вознаграждения, исчисленные в пользу физических лиц, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, в связи с осуществлением ими деятельности за пределами территории Российской Федерации в рамках заключенных договоров гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг.

6. Не признаются объектом обложения страховыми взносами выплаты добровольцам в рамках исполнения заключаемых в соответствии со статьей 7.1 Федерального закона от 11 августа 1995 года N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» гражданско-правовых договоров на возмещение расходов добровольцев, за исключением расходов на питание в размере, превышающем размеры суточных, предусмотренные пунктом 3 статьи 217 настоящего Кодекса.

7. Не признаются объектом обложения страховыми взносами выплаты иностранным гражданам и лицам без гражданства по трудовым договорам или по гражданско-правовым договорам, которые заключаются с FIFA (Federation Internationale de Football Association), дочерними организациями FIFA, Организационным комитетом «Россия-2018», дочерними организациями Организационного комитета «Россия-2018» и предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, а также выплаты, производимые волонтерам по гражданско-правовым договорам, которые заключаются с FIFA, дочерними организациями FIFA, Организационным комитетом «Россия-2018» и предметом деятельности которых является участие в мероприятиях, предусмотренных Федеральным законом от 7 июня 2013 года N 108-ФЗ «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», на возмещение расходов волонтеров в связи с исполнением указанных договоров в виде оплаты расходов на оформление и выдачу виз, приглашений и аналогичных документов, оплаты стоимости проезда, проживания, питания, спортивной экипировки, обучения, услуг связи, транспортного обеспечения, лингвистического сопровождения, сувенирных изделий, содержащих символику чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года, проводимых в Российской Федерации.

Статья 7 Закона 212-ФЗ. Объект обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (применяется до 01.01.2017)

Для работодателей:

1. Объектом обложения страховыми взносами (для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 1 части 1 статьи 5 Закона 212-ФЗ), признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона).

Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте «а» пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Для физических лиц, не признаваемые индивидуальными предпринимателями:

2. Объектом обложения страховыми взносами (для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте «в» пункта 1 части 1 статьи 5 Закона 212-ФЗ), признаются выплаты и иные вознаграждения по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, выплачиваемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона).

Не признается объектов обложения (страховые взносы не уплачиваются):

3. Не относятся к объекту обложения страховыми взносами выплаты и иные вознаграждения, производимые в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество (имущественные права), и договоров, связанных с передачей в пользование имущества (имущественных прав), за исключением договоров авторского заказа, договоров об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательских лицензионных договоров, лицензионных договоров о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.

4. Не признаются объектом обложения для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, выплаты и иные вознаграждения, начисленные в пользу физических лиц, являющихся иностранными гражданами и лицами без гражданства, по трудовым договорам, заключенным с российской организацией для работы в ее обособленном подразделении, расположенном за пределами территории Российской Федерации, выплаты и иные вознаграждения, начисленные в пользу физических лиц, являющихся иностранными гражданами и лицами без гражданства, в связи с осуществлением ими деятельности за пределами территории Российской Федерации в рамках заключенных договоров гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.

5. Не относятся к объекту обложения страховыми взносами выплаты, производимые добровольцам в рамках исполнения заключаемых в соответствии со статьей 7.1 Федерального закона от 11 августа 1995 года N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» гражданско-правовых договоров, на возмещение расходов добровольцев, за исключением расходов на питание в размере, превышающем размеры суточных, предусмотренные пунктом 3 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации.

Льготы по страховым взносам

С 01.01.2017

Статья 422. Суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами НК РФ

Статья 427. Пониженные тарифы страховых взносов НК РФ

Подробнее: Пониженные тарифы страховых взносов

До 01.01.2017

Льготы указаны в статье 9 закона 212-ФЗ. «Суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам».

Пониженные тарифы страховых взносов для отдельных категорий плательщиков страховых взносов в переходный период 2011 — 2027 годов определены статьей 58 закона 212-ФЗ.

Расчетный и отчетный периоды

С 01.01.2017

Статья 423. Расчетный период. Отчетный период НК РФ

1. Расчетным периодом признается календарный год.

2. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года.

До 01.01.2017

Статья 10 закона 212-ФЗ. Расчетный и отчетный периоды

1. Расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год.

2. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.

Налоговая база

С 01.01.2017

Статья 421. База для исчисления страховых взносов для плательщиков, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам

До 01.01.2017

Статья 8 закона 212-ФЗ. База для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам

Для работодателей:

1. База для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Федерального закона.

Для физических лиц, не признаваемые индивидуальными предпринимателями:

2. База для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте «в» пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 2 статьи 7 настоящего Федерального закона, за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Федерального закона.

Тарифы страховых взносов

Особенности уплаты страховых взносов для индивидуальных предпринимателей читайте в: Страховые взносы индивидуального предпринимателя (ИП)

С 01.01.2017

Статья 425. Тарифы страховых взносов НК РФ

1. Тариф страхового взноса представляет собой величину страхового взноса на единицу измерения базы для исчисления страховых взносов, если иное не предусмотрено настоящей главой.

2. Тарифы страховых взносов устанавливаются в следующих размерах, если иное не предусмотрено настоящей главой:

1) на обязательное пенсионное страхование в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования — 26 процентов;

2) на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования — 2,9 процента;

на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих в Российской Федерации (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»), в пределах установленной предельной величины базы по данному виду страхования — 1,8 процента;

3) на обязательное медицинское страхование — 5,1 процента.

Статья 426. Тарифы страховых взносов в 2017 — 2020 годах НК РФ

В 2017 — 2019 годах для плательщиков, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса (за исключением плательщиков, для которых установлены пониженные тарифы страховых взносов), применяются следующие тарифы страховых взносов:

1) на обязательное пенсионное страхование:

в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование — 22 процента;

свыше установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование — 10 процентов;

2) на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования — 2,9 процента;

на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих в Российской Федерации (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»), в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования — 1,8 процента;

3) на обязательное медицинское страхование — 5,1 процента.

Предельная величина базы страховых взносов — установленная законодательством величина базы для страховых взносов, сверх которой тариф страховых взносов снижается или не применяется.

До 01.01.2017

Статья 12. Тарифы страховых взносов

1) Пенсионный фонд Российской Федерации — 26 процентов;

2) Фонд социального страхования Российской Федерации — 2,9 процента;

3) Федеральный фонд обязательного медицинского страхования — с 1 января 2012 года — 5,1 процента;

То есть, итого — 34%

Но, на 2012 — 2017 гг. установлены пониженные тарифы ст. 58.2 Закона 212-ФЗ) (для плательщиков, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 Закона 212-ФЗ, за исключением плательщиков страховых взносов, указанных в статьях 58 и 58.1 закона):

В пределах установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов:

Пенсионный фонд Российской Федерации 22,0%

Фонд социального страхования Российской Федерации 2,9%

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования 5,1%.

То есть, итого — 30%.

Сверх установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов:

Пенсионный фонд Российской Федерации 10,0%

Фонд социального страхования Российской Федерации 0%

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования 0%.

В 2017 году

Предельная величина базы для начисления страховых взносов в ПФР составляет в отношении каждого физического лица 876 000 рублей нарастающим итогом с 1 января 2017 г (Постановление Правительства РФ от 29 ноября 2016 года № 1255).

Предельная величина базы для начисления страховых взносов в ФСС составляет в отношении каждого физического лица 755 000 рублей нарастающим итогом с 1 января 2017 г (Постановление Правительства РФ от 29 ноября 2016 года № 1255).

Для взносов в ФФОМС предельная величина базы для начисления страховых взносов не установлена (Федеральный закон от 01.12.14 № 406-ФЗ).

В 2016 году

Предельная величина базы для начисления страховых взносов в ПФР составляет в отношении каждого физического лица 796 000 рублей нарастающим итогом с 1 января 2016 г (Постановление Правительства РФ от 26.11.15 № 1265).

Предельная величина базы для начисления страховых взносов в ФСС составляет в отношении каждого физического лица 718 000 рублей нарастающим итогом с 1 января 2016 г (Постановление Правительства РФ от 26.11.15 № 1265).

Для взносов в ФФОМС предельная величина базы для начисления страховых взносов не установлена (Федеральный закон от 01.12.14 № 406-ФЗ).

В 2015 году

Предельная величина базы для начисления страховых взносов в ПФР составляет в отношении каждого физического лица 711 000 рублей нарастающим итогом с 1 января 2015 г (Постановление Правительства РФ от 04.12.14 № 1316).

Предельная величина базы для начисления страховых взносов в ФСС составляет в отношении каждого физического лица 670 000 рублей нарастающим итогом с 1 января 2015 г (Постановление Правительства РФ от 04.12.14 № 1316).

Для взносов в ФФОМС предельная величина базы для начисления страховых взносов не установлена (Федеральный закон от 01.12.14 № 406-ФЗ).

Пример

В 2015 году доход работника нарастающим итогом составил 1 млн. рублей.

С этого дохода будут уплачены страховын взносы:

В ПФР — с суммы 711 тыс. рублей по тарифу 22%, а с остальной суммы — 10%

В ФСС — с суммы 670 тыс. рублей по тарифу 2,9%, а с остальной суммы — 0%

В ФФОМС — 5,1% с 1 млн. рублей.

В 2014 году:

Предельная величина базы для начисления страховых взносов составляет в отношении каждого физического лица 624000 рублей нарастающим итогом с 1 января 2014 г (Постановление Правительства РФ от 30.11.2013 N 1101 «О предельной величине базы для начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 1 января 2014 г.»).

Дополнительные тарифы страховых взносов применяются для лиц, выплачивающих вознаграждение (плательщики страховых взносов, указанные в п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона) в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и указанных в подпунктах 2 — 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Дополнительные тарифы указаны в ст. 428 НК РФ (до 01.01.2017 — в ст. 58.3 Закона 212-ФЗ).

Пониженные тарифы страховых взносов для отдельных категорий плательщиков страховых взносов указаны в статье 427 НК РФ (до 01.01.2017 — в ст. 58 Закона 212-ФЗ).

Тарифы страховых взносов, уплачиваемых плательщиками страховых взносов, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам указаны в ст. 430 НК РФ (до 01.01.2017 — в ст. 14 Закона 212-ФЗ) (см. Самозанятые лица (граждане)).

Историческая справка

С 1 января 2017 года страховые взносы регулируются Налоговым кодексом РФ (глава 34).

В период с 2010 по 2017 годы страховые взносы регулировались Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

С 2002 по 1 января 2010 года применялся Единый социальный налог (ЕСН), который регулировался главой 24 НК РФ и был отменен Федеральным законом от 24.07.2009 N 213-ФЗ.

До 2002 года страховые взносы регулировались отдельными нормативными актами.

Дополнительно

Форма 4-ФСС — форма расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения.

Форма РСВ-1 ПФР — форма расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.

Расчет по страховым взносам — письменное заявление или заявление плательщика страховых взносов, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика, об объекте обложения страховыми взносами, о базе для исчисления страховых взносов, об исчисленной сумме страховых взносов и о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты страховых взносов.

Самозанятые лица (граждане) — лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой и не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (адвокатов, индивидуальных предпринимателей и нотариусов, занимающихся частной практикой)

Страховые взносы индивидуального предпринимателя (ИП) — страховые взносы, уплачиваемые индивидуальным препринимателем (ИП).

Фиксированный размер страховых взносов — размер страховых взносов, устанавливаемый для плательщиков страховых взносов, не производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой).

Индивидуальные предприниматели

Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)

Единый социальный налог (ЕСН) — налог, которым облагаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским договорам.

Внешние ссылки

Страховые взносы 2017 (nalog.ru)

Контрольные соотношения показателей формы расчета страховых взносов, утвержденной приказом ФНС России от 10.10.2016 № ММВ-7-11/551@ (nalog.ru)

Федеральный закон от 03.07.2016 N 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» (consultant.ru) — документ ввел главу 34 НК РФ

Налоги, сборы и страховые взносы. Правила исчисления (А. В. Гартвич, 2014)

Срок уплаты

Срок уплаты налога и сбора устанавливается в Налоговом кодексе применительно к каждому налогу и сбору. Срок уплаты определяется календарной датой, истечением периода времени или указанием на событие. Если налоговая база рассчитывается инспекцией ФНС, то обязанность по уплате налога возникает только после получения налогового уведомления.

Срок уплаты страховых взносов устанавливается следующим образом.

Если страхователь осуществляет выплаты физическим лицам (то есть страхователь является организацией или физическим лицом, занимающимся предпринимательской деятельностью или частной практикой с привлечением наемных работников), страховые взносы должны уплачиваться не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется платеж. Если указанное число попадает на выходной или праздничный день, то днем окончания срока считается ближайший следующий рабочий день.

Если страхователем является физическое лицо, которое занимается предпринимательской деятельностью или частной практикой без привлечения наемных работников, оно должно платить страховые взносы до окончания расчетного периода (то есть до 31 декабря).

При ликвидации организации или прекращении предпринимательской деятельности или частной практики физического лица сроки уплаты отсчитываются от даты ликвидации или прекращения деятельности.

При уплате налога, сбора или взноса позже установленного срока налогоплательщик (страхователь) должен начислить пени пропорционально количеству календарных дней просрочки.

Пеня (множественное число – пени) – это небольшой штраф за просрочку платежа, рассчитываемый пропорционально сумме причитающегося платежа и количеству дней просрочки. По принципу своего расчета пени аналогичны процентам по банковскому кредиту. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной 1/300 доли действующей в это время ставки рефинансирования Банка России.

Ставка рефинансирования – это годовая ставка кредита, предоставляемого Банком России коммерческим банкам. Таким образом, ставка пени за день просрочки получается чуть больше однодневной ставки кредита Банка России, которая в пересчете составляет 1/360 от ставки рефинансирования (где 360 – приблизительное количество дней в году).

В 2013 году ставка рефинансирования Банка России составила 8,25 %. Если разделить эту ставку на 300, то получим, что пеня за каждый календарный день просрочки уплаты налога, сбора или взноса составила 0,0275 %. А теперь, если умножить последний результат на 360, получим, что пеня соответствует годовой ставке кредита 9,9 %.

Казалось бы, чудесная ставка! Российские коммерческие банки выдают кредиты под заметно более высокие проценты. А если организация или физическое лицо находится в трудном финансовом положении, то кредит просто не дадут.

Поэтому почему бы налогоплательщику-страхователю, испытывающему финансовые трудности, не «взять кредит» у государства, просто отложив уплату налогов и взносов?

Однако такой возможностью лучше не пользоваться. Налоги и взносы следует платить вовремя. В арсенале ФНС и Пенсионного фонда достаточно средств (их мы рассмотрим позже), чтобы у налогоплательщиков и страхователей не возникало желания играть в «кредитные игры» с государством.

В некоторых случаях налогоплательщик может воспользоваться отсрочкой или рассрочкой уплаты налога, а также инвестиционным налоговым кредитом. Но об этом надо договариваться с ФНС.

Пени уплачиваются одновременно с уплатой налога, сбора и взноса или после такой уплаты.

Отсрочка и рассрочка уплаты налогов могут быть предоставлены группам налогоплательщиков решением Правительства Российской Федерации или министра финансов. Кроме того, отсрочка может быть предоставлена правительством или министром финансов по заявлению налогоплательщика по следующим обстоятельствам:

• налогоплательщику причинен ущерб в результате стихийного бедствия;

• налогоплательщик своевременно не получил причитающиеся ему бюджетные ассигнования;

• налогоплательщик испытывает угрозу банкротства и др.

В зависимости от обстоятельств отсрочка и рассрочка предоставляются без процентов или под проценты по ставке, равной одной второй ставки рефинансирования Центрального банка, то есть под существенно более щадящие проценты, чем при начислении пени.

Отсрочка и рассрочка уплаты налогов предоставляется только благонадежным налогоплательщикам.

Инвестиционный налоговый кредит – это рассрочка уплаты налога, которую можно получить через инспекцию ФНС. Инвестиционный налоговый кредит предоставляется под проценты по ставке, которая составляет от одной второй до двух третей ставки рефинансирования Центрального банка, что хотя и больше, чем при предоставлении отсрочки и рассрочки, но все равно весьма приемлемо.

Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен налогоплательщикам, которые занимаются инновационной и внедренческой деятельностью и выполняют особо важные социальные заказы.

Для обязательных же страховых взносов отсрочка и рассрочка уплаты, а также инвестиционные кредиты не предусмотрены.

>Страховые взносы

Страховые взносы — это неналоговый сбор, который обязаны уплачивать все организации, а также индивидуальные предприниматели в РФ.

задачи

ЗАДАЧИ
Задача 1
В ходе проведения налоговой проверки в ОАО «Ромашка» были выявлены нарушения, связанные с перечислением страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, в результате чего образовалась недоимка по платежам. За данные нарушения ОАО «Ромашка» было привлечено к налоговой ответственности. Руководство ОАО «Ромашка» обжаловало действия налоговых органов, аргументируя жалобутем, что уплата и перечисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации не регламентируется нормами налогового законодательства.
Вопросы:
1. Правомерны ли действия налоговых органов?
2. К разновидности каких платежей относятся страховые взносы?
3. Охарактеризуйте порядок защиты прав и законных интересов налогоплательщиков.
Действия налоговых органов неправомерны, т.к. всоответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 г. №212-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховыхвзносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, и Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования РоссийскойФедерации.
Страховые взносы — обязательный платёж, заменивший единый социальный налог. Законодательство не относит данный платёж ни к налогам, ни к сборам, хотя, учитывая специфику рассматриваемого платежа, оставшуюся от ЕСН (обязательность платежа, контроль за его уплатой( проверки, как выездные, так и камеральные) неотъемлемую часть которой составляет обязательность, кажется целесообразным причислить страховойвзнос к категории налогов, однако законодатель не посчитал нужным урегулировать данный, спорный, момент в определении рассматриваемого платежа, оставив его под действующим определением «взнос».
Налогоплательщикам (плательщикам сборов) гарантируется административная и судебная защита их прав и законных интересов.
Порядок защиты прав и законных интересов налогоплательщиков (плательщиков сборов)определяется Налоговым Кодексом и иными федеральными законами.
Права налогоплательщиков (плательщиков сборов) обеспечиваются соответствующими обязанностями должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов.
Налогоплательщики имеют право:
1) получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве оналогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения;
2) получать от Министерства финансов Российской Федерации письменные разъяснения по вопросамприменения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, от финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований — по вопросам применения соответственно законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах;
3) использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке,установленном законодательством о налогах и сборах;
4) получать отсрочку, рассрочку или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных НК;
5) на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов;
5.1 на осуществление совместной с налоговыми органами сверки расчетов по налогам,…