Независимая оценка квалификации

Федеральный закон от 03.07.2016 N 238-ФЗ
«О независимой оценке квалификации»

9 декабря 2018 г. 15:38

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКЕ КВАЛИФИКАЦИИ

Принят

Государственной Думой

22 июня 2016 года

Одобрен

Советом Федерации

29 июня 2016 года

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

1. Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются отношения, возникающие при проведении независимой оценки квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности.

2. Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые и организационные основы и порядок проведения независимой оценки квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности, а также определяет правовое положение, права и обязанности участников такой независимой оценки квалификации.

3. Иной порядок проведения оценки квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности, может устанавливаться другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в случае, если в отношении соответствующих категорий работников Трудовым кодексом Российской Федерации определены особенности регулирования труда таких работников, в том числе в связи с выполнением работ с вредными и (или) опасными условиями труда.

4. Настоящий Федеральный закон не применяется в отношении граждан, претендующих на замещение должностей государственной службы, и государственных служащих.

Статья 2. Основные понятия, применяемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:

1) национальное агентство развития квалификаций — автономная некоммерческая организация, созданная в целях обеспечения деятельности по развитию квалификаций в Российской Федерации, в состав учредителей которой входят общероссийские объединения работодателей, общероссийские объединения профессиональных союзов и Российская Федерация, от имени которой функции и полномочия учредителя осуществляют федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством Российской Федерации;

2) национальный совет — национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям, который является консультативным органом при Президенте Российской Федерации для рассмотрения вопросов, касающихся развития квалификаций в Российской Федерации;

3) независимая оценка квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности (далее — независимая оценка квалификации), — процедура подтверждения соответствия квалификации соискателя положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее — требования к квалификации), проведенная центром оценки квалификаций в соответствии с настоящим Федеральным законом;

4) оценочные средства для проведения независимой оценки квалификации — комплекс заданий, критериев оценки, используемых центрами оценки квалификаций при проведении профессионального экзамена;

5) реестр сведений о проведении независимой оценки квалификации — информационный ресурс для обеспечения проведения независимой оценки квалификации (далее — реестр);

6) совет по профессиональным квалификациям — орган управления, наделенный в соответствии с настоящим Федеральным законом полномочиями по организации проведения независимой оценки квалификации по определенному виду профессиональной деятельности;

7) соискатель — работник или претендующее на осуществление определенного вида трудовой деятельности лицо, обратившиеся, в том числе по направлению работодателя, в центр оценки квалификаций для подтверждения своей квалификации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом;

8) центр оценки квалификаций — юридическое лицо, осуществляющее в соответствии с настоящим Федеральным законом деятельность по проведению независимой оценки квалификации.

Статья 3. Участники системы независимой оценки квалификации

Участниками системы независимой оценки квалификации являются:

1) национальный совет;

2) национальное агентство развития квалификаций;

3) советы по профессиональным квалификациям;

4) центры оценки квалификаций;

5) работодатели;

6) соискатели;

7) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда (далее — уполномоченный орган исполнительной власти).

Статья 4. Проведение независимой оценки квалификации

1. Независимая оценка квалификации проводится в форме профессионального экзамена центром оценки квалификаций в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

2. Профессиональный экзамен проводится по инициативе соискателя за счет средств соискателя, иных физических и (или) юридических лиц либо по направлению работодателя за счет средств работодателя в порядке, установленном трудовым законодательством.

3. Для прохождения профессионального экзамена в центр оценки квалификаций представляются письменное заявление соискателя по установленному образцу, поданное лично, через законного представителя или в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», копия паспорта или копия иного документа, удостоверяющего личность, а также иные документы, необходимые для прохождения соискателем профессионального экзамена по соответствующей квалификации, информация о которой содержится в реестре.

4. По итогам прохождения профессионального экзамена соискателю в тридцатидневный срок центром оценки квалификаций выдается свидетельство о квалификации, а в случае получения неудовлетворительной оценки при прохождении профессионального экзамена — заключение о прохождении профессионального экзамена, включающее рекомендации для соискателя. В течение этого срока осуществляются проверка, обработка и признание результатов независимой оценки квалификации соискателя советом по профессиональным квалификациям.

5. Сведения о выданных свидетельствах о квалификации вносятся национальным агентством развития квалификаций в реестр.

6. Соискатель, работодатель, иные указанные в части 2 настоящей статьи физические и (или) юридические лица, которые не согласны с решениями, принятыми центром оценки квалификаций по итогам прохождения профессионального экзамена, в течение тридцати календарных дней с даты информирования их о результатах прохождения профессионального экзамена в порядке, установленном положением об апелляционной комиссии по рассмотрению жалоб, связанных с результатами проведения профессионального экзамена и выдачей свидетельства о квалификации, вправе подать письменную жалобу в апелляционную комиссию совета по профессиональным квалификациям.

Статья 5. Национальный совет

1. Координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти, объединений работодателей, профессиональных союзов (их объединений), ассоциаций (союзов) и иных организаций, представляющих и (или) объединяющих профессиональные сообщества, образовательных, научных и других организаций в сфере независимой оценки квалификации осуществляет национальный совет.

2. В состав национального совета входят представители органов государственной власти Российской Федерации, общероссийских и иных объединений работодателей, общероссийских профессиональных союзов (их объединений), ассоциаций (союзов) и иных организаций, представляющих и (или) объединяющих профессиональные сообщества, образовательных, научных и других организаций.

3. Полномочия национального совета и его состав определяются настоящим Федеральным законом и указом Президента Российской Федерации.

4. Издание нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам независимой оценки квалификации осуществляется после рассмотрения и одобрения этих актов национальным советом.

Статья 6. Национальное агентство развития квалификаций

Национальное агентство развития квалификаций:

1) обеспечивает организационную, методическую, экспертно-аналитическую поддержку деятельности национального совета, советов по профессиональным квалификациям и центров оценки квалификаций;

2) подготавливает для национального совета предложения по наделению советов по профессиональным квалификациям полномочиями по организации проведения независимой оценки квалификации по определенному виду профессиональной деятельности, а также по прекращению таких полномочий;

3) организует формирование и ведение реестра;

4) утверждает на основе предложений советов по профессиональным квалификациям наименования квалификаций и требования к квалификации, на соответствие которым проводится независимая оценка квалификации, с указанием сроков действия свидетельств о квалификации и документов, необходимых для прохождения соискателем профессионального экзамена, после одобрения этих предложений национальным советом, вносит содержащиеся в указанных документах сведения в реестр;

5) осуществляет информирование и консультирование участников системы независимой оценки квалификации по вопросам ее проведения в соответствии с настоящим Федеральным законом;

6) осуществляет иные функции в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Статья 7. Совет по профессиональным квалификациям

1. Совет по профессиональным квалификациям создается по решению национального совета для проведения независимой оценки квалификации по определенному виду профессиональной деятельности в целях развития системы независимой оценки квалификации на общероссийском уровне.

2. Совет по профессиональным квалификациям создается на базе общероссийских и иных объединений работодателей, ассоциаций (союзов) и иных организаций, представляющих и (или) объединяющих профессиональные сообщества, и по решению национального совета наделяется полномочиями по организации проведения независимой оценки квалификации по определенному виду профессиональной деятельности. В состав совета по профессиональным квалификациям входят также представители профессиональных союзов (их объединений), образовательных, научных и других организаций.

3. Совет по профессиональным квалификациям для осуществления своей деятельности разрабатывает на основе примерного положения о совете по профессиональным квалификациям положение и утверждает его.

4. Совет по профессиональным квалификациям по определенному виду профессиональной деятельности:

1) утверждает оценочные средства по соответствующим квалификациям, которые применяются центрами оценки квалификаций при проведении профессионального экзамена по соответствующей квалификации;

2) представляет в национальное агентство развития квалификаций проекты наименований квалификаций и требования к квалификации, на соответствие которым планируется проводить независимую оценку квалификации, с указанием сроков действия свидетельств о квалификации и документов, необходимых для прохождения соискателем профессионального экзамена по соответствующей квалификации;

3) проводит отбор организаций для выполнения ими функций центров оценки квалификаций, наделяет их полномочиями по проведению независимой оценки квалификации и направляет в национальное агентство развития квалификаций информацию о принятом решении для ее внесения в реестр;

4) определяет для каждого центра оценки квалификаций наименования квалификаций, по которым будет проводиться независимая оценка квалификации, и направляет сведения о таких наименованиях в национальное агентство развития квалификаций для их внесения в реестр;

5) осуществляет мониторинг деятельности центров оценки квалификаций и контроль за их деятельностью;

6) принимает решение о прекращении полномочий центров оценки квалификаций и направляет в национальное агентство развития квалификаций информацию о принятом решении для ее внесения в реестр;

7) проверяет, обрабатывает и признает результаты независимой оценки квалификации, принимает решение о выдаче свидетельств о квалификации центром оценки квалификаций и направляет в национальное агентство развития квалификаций информацию о выданных свидетельствах о квалификации для ее внесения в реестр;

8) проводит по решению национального совета независимую оценку квалификации;

9) создает апелляционную комиссию по рассмотрению жалоб, связанных с результатами проведения профессионального экзамена и выдачей свидетельства о квалификации, и организует ее деятельность.

5. Финансовое обеспечение деятельности совета по профессиональным квалификациям осуществляется за счет собственных средств юридического лица, на базе которого он создан, и других не запрещенных законодательством Российской Федерации источников.

Статья 8. Центр оценки квалификаций

1. Центр оценки квалификаций проводит независимую оценку квалификации. Перечень квалификаций определяется для соответствующего центра оценки квалификаций советом по профессиональным квалификациям.

2. Центр оценки квалификаций проводит профессиональные экзамены.

3. Полномочия центра оценки квалификаций могут быть прекращены в случае:

1) несоответствия деятельности центра оценки квалификаций установленным требованиям;

2) неоднократного нарушения центром оценки квалификаций порядка проведения профессиональных экзаменов;

3) представления центром оценки квалификаций заведомо недостоверных сведений в ходе отбора и наделения его полномочиями по проведению независимой оценки квалификации, мониторинга осуществляемой им деятельности или контроля за ней;

4) поступления от юридического лица заявления о прекращении по собственной инициативе осуществления полномочий центра оценки квалификаций;

5) ликвидации юридического лица в порядке, предусмотренном гражданским законодательством Российской Федерации.

4. При прекращении юридическим лицом осуществления полномочий центра оценки квалификаций в случаях, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, сведения о центре оценки квалификаций исключаются национальным агентством развития квалификаций из реестра в срок не позднее пяти рабочих дней со дня принятия советом по профессиональным квалификациям решения о прекращении указанных полномочий.

5. В случае прекращения юридическим лицом осуществления полномочий центра оценки квалификаций совет по профессиональным квалификациям обеспечивает выполнение неисполненных обязательств перед соискателями, в отношении которых не завершена процедура независимой оценки квалификации.

6. Финансовое обеспечение деятельности центра оценки квалификаций осуществляется за счет собственных средств центра оценки квалификаций и других не запрещенных законодательством Российской Федерации источников.

Статья 9. Полномочия уполномоченного органа исполнительной власти

1. Уполномоченный орган исполнительной власти осуществляет следующие полномочия:

1) утверждает примерное положение о совете по профессиональным квалификациям и порядок наделения совета по профессиональным квалификациям полномочиями по организации проведения независимой оценки квалификации по определенному виду профессиональной деятельности и прекращения этих полномочий;

2) утверждает форму бланка свидетельства о квалификации и приложений к нему, технические требования к бланку, порядок заполнения бланка и выдачи дубликата свидетельства о квалификации, а также форму заключения о прохождении профессионального экзамена;

3) утверждает образец заявления для проведения независимой оценки квалификации и порядок подачи такого заявления, в том числе в форме электронного документа, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет»;

4) утверждает требования к центрам оценки квалификаций и порядок отбора организаций для наделения их полномочиями по проведению независимой оценки квалификации и прекращения этих полномочий;

5) утверждает положение об апелляционной комиссии по рассмотрению жалоб, связанных с результатами прохождения профессионального экзамена и выдачей свидетельства о квалификации;

6) утверждает положение о разработке наименований квалификаций и требований к квалификации, на соответствие которым проводится независимая оценка квалификации, с указанием сроков действия свидетельств о квалификации и документов, необходимых для прохождения соискателем профессионального экзамена по соответствующей квалификации;

7) утверждает положение о разработке оценочных средств для проведения независимой оценки квалификации;

8) утверждает порядок формирования и ведения реестра, перечень сведений, содержащихся в реестре, и порядок доступа к ним;

9) утверждает порядок осуществления мониторинга и контроля в сфере независимой оценки квалификации.

2. Уполномоченный орган исполнительной власти осуществляет мониторинг и контроль в сфере независимой оценки квалификации.

Статья 10. Информационное обеспечение независимой оценки квалификации

1. В целях обеспечения проведения независимой оценки квалификации используется реестр, который включает в себя:

1) информацию о деятельности национального совета и национального агентства развития квалификаций в части вопросов, касающихся развития квалификаций;

2) сведения о советах по профессиональным квалификациям и центрах оценки квалификаций;

3) сведения о наименованиях квалификаций и требования к квалификации, на соответствие которым проводится независимая оценка квалификации, с указанием сроков действия свидетельств о квалификации и документов, необходимых для прохождения соискателем профессионального экзамена по соответствующей квалификации;

4) сведения о выданных свидетельствах о квалификации;

5) перечень официальных сайтов национального совета, национального агентства развития квалификаций, советов по профессиональным квалификациям и центров оценки квалификаций в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

6) иные сведения, перечень которых определяется уполномоченным органом исполнительной власти.

2. Национальное агентство развития квалификаций несет ответственность за достоверность и актуальность информации, содержащейся в реестре.

3. Сведения, содержащиеся в реестре, являются открытыми, за исключением сведений, содержащих персональные данные. Доступ граждан и организаций к реестру является бесплатным.

4. Национальное агентство развития квалификаций, советы по профессиональным квалификациям и центры оценки квалификаций формируют общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию об их деятельности, и обеспечивают доступ к этим ресурсам посредством использования официальных сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», перечень которых содержится в реестре.

Статья 11. Переходные положения

В случае, если федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлен иной порядок проведения оценки квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности, чем это предусмотрено настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 1 настоящего Федерального закона), применение указанного порядка допускается до 1 июля 2019 года.

Статья 12. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2017 года.

Президент

Российской Федерации

В.ПУТИН

Москва, Кремль

3 июля 2016 года

N 238-ФЗ

Судебная практика и законодательство — 238-ФЗ О независимой оценке квалификации

«Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 — 2019 годы» (утв. Общероссийским отраслевым объединением работодателей «Союз коммунальных предприятий», Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения 16.03.2017)

В соответствии с социальными проектами Российской Федерации «Доходы государственной казны», «Народный контроль», «Кадры для национальной экономики», «Знак Качества «Сделано в России», «За высокий социальный стандарт», «Забота», «За достойную заработную плату», а также требованиями Федерального закона «О независимой оценке квалификаций» N 283-ФЗ от 03.07.2016 и постановления Правительства Российской Федерации от 27.06.2016 N 584 «О применении профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности» Стороны Соглашения участвуют в решении следующих задач:

Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 298 (ред. от 30.03.2018) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Содействие занятости населения»

количество центров сертификации профессиональных квалификаций (с 2017 года в соответствии с Федеральным законом «О независимой оценке квалификации»), нарастающим итогом;

количество актуализированных профессиональных стандартов в соответствии с требованиями экономики, нарастающим итогом;

«Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 — 2019 годы» (утв. Общероссийским отраслевым объединением работодателей сферы жизнеобеспечения, Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения 08.12.2016) (ред. от 03.08.2018)

В соответствии с социальными проектами Российской Федерации «Доходы государственной казны», «Народный контроль», «Кадры для национальной экономики», «Знак Качества «Сделано в России», «За высокий социальный стандарт», «Забота», «За достойную заработную плату», а также требованиями Федерального закона «О независимой оценке квалификаций» N 283-ФЗ от 03.07.2016 и постановления Правительства Российской Федерации от 27.06.2016 г. N 584 «О применении профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности» Стороны Соглашения участвуют в решении следующих задач:

Приказ Минтруда России от 19.12.2016 N 759н Об утверждении требований к центрам оценки квалификаций и Порядка отбора организаций для наделения их полномочиями по проведению независимой оценки квалификации и прекращения этих полномочий

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 9 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 27, ст. 4171) приказываю:

Приказ Минтруда России от 12.12.2016 N 725н Об утверждении формы бланка свидетельства о квалификации и приложения к нему, технических требований к бланку свидетельства о квалификации, порядка заполнения бланка свидетельства о квалификации и выдачи его дубликата, а также формы заключения о прохождении профессионального экзамена

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 9 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 27, ст. 4171) приказываю:

Приказ Минтруда России от 01.11.2016 N 601н Об утверждении Положения о разработке оценочных средств для проведения независимой оценки квалификации

В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 9 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 27, ст. 4171) приказываю:

Приказ Минтруда России от 19.12.2016 N 758н Об утверждении Примерного положения о совете по профессиональным квалификациям и Порядка наделения совета по профессиональным квалификациям полномочиями по организации проведения независимой оценки квалификации по определенному виду профессиональной деятельности и прекращения этих полномочий

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 9 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 27, ст. 4171) приказываю:

Приказ Минтруда России от 12.12.2016 N 726н Об утверждении положения о разработке наименований квалификаций и требований к квалификации, на соответствие которым проводится независимая оценка квалификации

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 9 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 27, ст. 4171) приказываю:

Приказ Минтруда России от 01.12.2016 N 701н Об утверждении Положения об апелляционной комиссии по рассмотрению жалоб, связанных с результатами прохождения профессионального экзамена и выдачей свидетельства о квалификации

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 9 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 27, ст. 4171) приказываю:

Распоряжение Правительства РФ от 03.11.2016 N 2348-р (ред. от 17.09.2018) <Об осуществлении от имени Российской Федерации функций и полномочий учредителя автономной некоммерческой организации «Национальное агентство развития квалификаций»>

1. В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона «О независимой оценке квалификации» определить, что функции и полномочия учредителя автономной некоммерческой организации «Национальное агентство развития квалификаций» от имени Российской Федерации осуществляют Минтруд России и Минобрнауки России.

Анализ системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров

Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
Главная Менеджмент Оценка кадрового потенциала кафе ООО «Рок-клуб»
< Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ

Анализ системы подготовки и повышения квалификации персонала проводился по нескольким направлениям. В результате исследования были установлены источники обучения, изучены методы развития управленческих знаний, применяемых на предприятии, проведена оценка факторов мобильности персонала, которые имеют влияние на эффективность затрат на обучение, были оценены основные способности управленческого персонала, изучен процесс оценки персонала и его навыков самим предприятием.

В результате исследования были установлены источники обучения — внутренние и внешние, которые использовались для руководителей разных уровней управления в анализируемом предприятии.

Данные представлены на рис. 6.1. и рис.6.2.

Рис.6.1. Внешние источники обучения

Рис.6.2. Внутренние источники обучения

Рассмотрев внешние способы обучения в компании, было сделано заключение, что среди внешних источников развития знаний особой популярностью пользуется обучение персонала в учебных заведениях, следующий по популярности способ — подготовка персонала на производстве, затем идет — переподготовка персонала, и наименее популярны услуги консультационных и тренинговых компаний.

Среди внутренних способов обучения чаще всего применяется внутреннее обучение без отрыва от производства. Реже используется метод внутреннего обучения с отрывом от производства. Также в компании применяются Изучение отчетов и других материалов организации и изучение коммерческих баз данных предприятия.

Для топ-менеджеров основными способами развития управленческих навыков в организации являются обучение персонала в учебных заведениях и услуги консультационных и тренинговых компаний; из внешних источников наиболее часто топ-менеджерами используются Изучение отчетов и других материалов организации.

Для заместителей руководителей — чаще используют переподготовку персонала и услуги консультационных и тренинговых компаний. Среди внутренних источников отметим — внутреннее обучение без отрыва от производства и изучение отчетов и других материалов организации

Для административного персонала наиболее часто используются подготовка персонала на производстве, следующий по частоте использования способ получения знаний — обучение персонала в учебных заведениях. Среди внутренних источников используются внутрифирменное обучение, как отрывом, так и без отрыва от производства.

В обучении и развитии управленческих навыков и знаний персонала можно использовать разные методы, которые зависят от компетенции управленцев и их положения в организации.

В процессе анализа было установлено, что в компании для управления и развитии управленческих навыков используются различные методы — лекции, деловые беседы, диалоги, тренинги, самообразование.

Наглядно данные представлены на рис. 6.3.

Рис. 6.3. Основные методы обучения на предприятии

Таким образом, мы видим, что для топ-менеджеров наиболее популярны в развитии и получении новых знаний и умений деловые беседы и тренинги.

Эти же методы характерны и для заместителей.

Лекции же в основном применяют для служебного персонала.

Самообразование применяют топ-менджеры, заместители и административный персонал.

С рабочими работают в основном посредством диалогов и лекций.

Тренинги в равной степени используют для руководящих сотрудников разных уровней.

То, что в компании в обучении и развитии навыков топ-менеджмента и руководителей используются тренинги является плюсом компании и способствует достижению целей и развитию управленческих компетенций. Однако используемый уровень данного метода является недостаточным, так как именно тренинги позволяют формировать инновационно-качественный подход к развитию персонала и организации в целом их следует применять более часто и эффективно.

Далее рассмотрим способы, которыми компания пользуется для оценки потребности руководящего персонала в обучении и повышении квалификации, т.е. развитии управленческих умений и навыков.

Рассмотрим рис.6.4, на котором представлены основные данные.

Изучив данные рис.6.4, можно сделать вывод, что основным методом оценки потребности управленческого персонала в получении и развитии управленческих навыков, знаний и умений является аттестация персонала. Наиболее часто ее используют при оценке топ-менеджеров, почти в равной степени для руководителей и заместителей, и чуть реже для администраторов.

Рис.6.4. Методы оценки потребности управленческого персонала в получении и развитии управленческих навыков, знаний и умений

Тестирование сотрудников на предмет соответствия навыков и знаний должностным обязанностям наиболее часто проводят среди заместителей.

Анализ работы сотрудников наиболее применим у топ-менеджеров и административного персонала.

В целом можно отметить положительный опыт компании в оценке управленческих навыков персонала, т.к. применение разных методов для проведения оценки потребности управленческого персонала в развитии профессиональных навыков дает оптимальную и полую оценку развития управленческих умений руководящего персонала, хотя и является более сложным и длительным процессом.

Для проведения оценки профессиональных управленческих навыков управленческого персонала в ООО «РОК-КЛУБ» было предложено оценить ряд способностей, которые должны быть развиты у руководителей разных уровней управления. Оценивая собственные способности, многие управленцы разных уровней управления отметили, что у них все предложенные способности имеются.

Анализируя полученные данные, необходимо отметить, у нескольких менеджеров на ряд способностей отсутствуют.

В ООО «РОК-КЛУБ», по результатам проведенных тестирований, аттестаций и анализа работы сотрудников было выявлено, что менеджеры, заместители, руководители отделов, администраторы и рабочие обладают абсолютно разными управленческими навыками и способностями.

Основные способности управленческого персонала представлены на рис.6.5.

Рис. 6.5. Профессиональные навыки управленческого персонала ООО «РОК-КЛУБ»

Исходя из полученных данных, необходимо отметить, что в основном у большинства управленческого персонала сформирована и развита большая часть способностей.

Для определения соответствия управленческих навыков и знаний сотрудников занимаемой должности и должностным обязанностям в компании проводят оценку. Основная цель проведения такой оценки — это оценка уровня знаний и способностей сотрудников. По результатам проведенных оценок в компании иногда происходят сокращения персонала в основном низшего управленческого уровня.

Основным методом оценки является анкетирование, его используют для топ-менеджмента, руководителей отделов, административного персонала.

Для оценки топ-менеджеров в компании прибегают к услугам внешних консультантов, оценку руководителей отделов компании проводит руководство компании, оценку администраторов — их непосредственные руководители.

Проведенное исследование показало, что на исследуемом предприятии не существует единой системы оценки. Оценка проводится не регулярно и не имеет периодичности. Ограниченность методов оценки в компании используется в основном анкетирование, сказывается на уровне и качестве получаемой информации, дает не всегда точные результаты.

Для развития управленческих навыков и умений менеджеров организация вкладывает средства в обучение персонала. Однако не всегда эти затраты бывают эффективными. На эффективность затрат большое влияние оказывает мобильность персонала, т.к. в случае, если работник сменил профессию, то эффект вообще не возникает, а если уволился и перешел в другую компанию, то эффект от обучения возникает вне предприятия, что в равной степени не выгодно организации.

В связи с этим, была проведена оценка факторов мобильности персонала.

Для оценки удовлетворенности трудом персонала ООО «РОК-КЛУБ» было проведено анкетирование сотрудников, в котором участникам анкетирования предлагалось проранжировать основные факторы удовлетворенности и оценить по 5-бальной системе.

Результаты оценки удовлетворенности трудом персонала ООО «РОК-КЛУБ» представлены на рис. 6.6. Их можно сравнивать со следующими нормами (в соответствии с методом оценки мотивации работников по стандартам ISO 9000):

— высокий уровень удовлетворенности — 3 балла (при максимальном уровне в 5 баллов);

— нормальный уровень — от 2 до 3 баллов;

— снижена удовлетворенность — от 0 до 1,5 баллов;

— необходимы срочные меры по повышению удовлетворенности — менее 0 баллов.

Рис. 6.6. Факторы удовлетворенности трудом в ООО «РОК-КЛУБ»

Результаты анкетирования показывают достаточно высокую степень общей удовлетворенности работой в ООО «РОК-КЛУБ» как для служебного персонала (3,5 балла), так и для «управленцев» (3,4 балла). Причем наблюдаются высокие показатели для факторов удовлетворенности, связанных с содержанием работы (важность работы — 3,9 и 4 балла для «административно-служебного персонала» и «управленческого персонала» соответственно, престижность компании — 2,9 и 2,4 балла, отношения в рабочей группе — 4,1 и 2,8 балла).

Более низкие показатели были получены для факторов, связанных с условиями труда: условия работы — 0,8 и 1,4 балла, заработная плата — 1,5 и 2,8 балла, качество управления (организации труда) — 1,8 и 2 балла.

Для «служебного персонала» характерна определенная неудовлетворенность условиями работы. Имеются также некоторая неудовлетворенность заработной платой, причем как ее уровнем, так и системой оплаты. Соединение фактора оплаты труда и качества его организации говорит о проблемах, связанных с уровнем планирования, организации и контроля производственных заданий. Авралы порождают напряженность в семейных и личных отношениях, сокращение свободного времени препятствует стремлению многих к повышению своего образовательного и профессионального уровня, что для многих работников административного персонала является приоритетной трудовой ценностью.

Структура трудовых ценностей персонала ООО «РОК-КЛУБ» представлены в Приложении 2.

Как и в случае факторов удовлетворенности трудом наблюдаются различия между сотрудниками «Административно-служебный персонал» и «управленческий персонал». Если для «административного персонала» приоритетными являются ценности профессионального роста и развития (59,1%), гарантий стабильности и защищенности (54,5%) и затем высокой заработной платы (50%), то для «Управленцев» приоритетной ценностью является высокая заработная плата (80%) и содержание работы (60%).(Приложение 3).

Проведя анализ системы обучения персонала в ООО «РОК-КЛУБ», мы установили источники обучения, изучили методы обучения и развития

управленческих знаний, применяемых на предприятии, провели оценку факторов мобильности персонала, которые имеют влияние на эффективность затрат на обучение, оценили основные способности управленческого персонала, изучили процесс оценки персонала и его навыков самим предприятием.

В целом можно отметить положительный опыт компании в оценке управленческих навыков персонала, т.к. применение разных методов для проведения оценки потребности управленческого персонала в развитии профессиональных навыков дает оптимальную и полую оценку развития управленческих умений руководящего персонала, хотя и является более сложным и длительным процессом.

Проведенное исследование показало, что на исследуемом предприятии не существует единой системы оценки. Оценка проводится не регулярно и не имеет периодичности. Ограниченность методов оценки в компании используется в основном анкетирование, сказывается на уровне и качестве получаемой информации, дает не всегда точные результаты.

Редкое проведение оценки результатов деятельности бригадиров показывает низкую заинтересованность руководителей предприятий в развитии и совершенствовании сотрудников, что недопустимо.

То, что в компании в развитии навыков топ-менеджмента и руководителей используются тренинги является плюсом компании и способствует достижению целей и развитию управленческих компетенций. Однако используемый уровень данного метода является недостаточным, так как именно тренинги позволяют формировать инновационно-качественный подход к развитию персонала и организации в целом их следует применять более часто и эффективно.

Подводя итог необходимо отметить, что исследуемое предприятие ООО «РОК-КЛУБ» использует только традиционные внешние и внутрифирменные способы обучения кадров, что в свою очередь снижает уровень формирования и развития новых знаний руководителей всех уровней управления.

Для менеджеров необходимо использовать инновационные технологии формирования и развития управленческих компетенций, направленных на формирование и развитие ключевых знаний, навыков, способностей менеджеров в конкретной их области деятельности.

На исследуемом предприятии ООО «РОК-КЛУБ» необходимо внедрять комплексную инновационную систему обучения и повышения квалификации персонала.

управление квалификация кадры

< Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ
Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Естествознание
Журналистика
Инвестирование
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Педагогика
Политология
Политэкономия
Право
Психология
Региональная экономика
Религиоведение
Риторика
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее

Подписан закон о независимой оценке квалификации работников

Документы

Президент подписал Федеральный закон «О независимой оценке квалификации».

4 июля 2016 года 08:20

Федеральный закон принят Государственной Думой 22 июня 2016 года и одобрен Советом Федерации 29 июня 2016 года.

Справка Государственно-правового управления

Федеральный закон устанавливает порядок проведения независимой оценки квалификации работников и лиц, претендующих на осуществление определённого вида трудовой деятельности, на соответствие положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами или иными нормативными правовыми актами.

Независимая оценка квалификации проводится в форме профессионального экзамена по соответствующей квалификации центрами оценки квалификации, уполномоченными в установленном Федеральным законом порядке.

Профессиональный экзамен проводится по инициативе соискателя, иных физических и (или) юридических лиц либо по направлению работодателя. По итогам его прохождения соискателю выдаётся свидетельство о квалификации либо, в случае получения неудовлетворительной оценки при прохождении экзамена, заключение о его прохождении, включающее рекомендации для соискателя.

Федеральным законом определяются участники системы независимой оценки квалификации, к числу которых, помимо соискателей, работодателей и центров оценки квалификации, относятся Национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям, Национальное агентство развития квалификаций и советы по профессиональным квалификациям.

Федеральный закон не применяется в отношении граждан, претендующих на замещение должностей государственной службы, и государственных служащих.

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2017 г.

Дополнительно

Федеральный закон №238-ФЗ 3 июля 2016 года

Статус материала

Опубликован в разделе: Документы

Дата публикации: 4 июля 2016 года, 08:20

Ссылка на материал: kremlin.ru/d/52463

Текстовая версия

Текст Поделиться Прямая ссылка на материал http://kremlin.ru/acts/news/52463 Поделиться Последнее обновление материала 7 июля 2016 года, 15:57