Некоммерческая организация отчетность

Бухгалтерская отчетность некоммерческой организации

Бухгалтерскую отчетность НКО сдают по общим правилам раз в год, в стандартные сроки – в течение 90 календарных дней после завершения отчетного года. Исключения есть для некоммерческой организации – потребительских кооперативов. Они могут использовать упрощенные формы бухотчетности из приложения 5 к приказу Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н.

Быстро определить состав бухгалтерской отчетности для некоммерческой организации можно по таблице. О том, как заполнить формы бухотчетности, см. Какие документы сдавать в составе бухгалтерской отчетности.

Общие правила такие. Все НКО сдают:

  • Бухгалтерский баланс;
  • Отчет о целевом использовании средств.

Это указано в пункте 2 статьи 14 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

Плюс к этому некоторые НКО сдают Отчет о финансовых результатах. Это нужно делать, когда:

  • НПО получила существенный доход от предпринимательской деятельности;
  • невозможно оценить финансовое положение НКО без показателя полученного дохода.

Во всех остальных случаях НКО отражает данные от предпринимательской деятельности в отчете о целевом использовании по строке «Прибыль от приносящей доход деятельности». Но если этого недостаточно, чтобы отразить финансовое положение НКО, сдайте отчет о финансовых результатах. Об этом говорится в информации Минфина России № ПЗ-10/2012.

Бухгалтерский баланс

НКО заполняют баланс по-особому. Некоторые разделы нужно переименовать. К примеру, Раздел III нужно назвать не «Капитал и резервы», а «Целевое финансирование». Ведь у некоммерческой организации нет цели получить прибыль. Вместо капитала и резервов НПО отражают остаток целевых поступлений. Строки баланса, которые НКО должны заменить в разделе III, названы в таблице ниже.

Код строки баланса, название которой НКО нужно заменить Название строк у коммерческих организаций Название строк у НКО
Раздел III Бухгалтерского баланса «Капитал и резервы» Раздел III Бухгалтерского баланса «Целевое финансирование»
1310 Уставный капитал Паевой фонд
1320 Собственные акции, выкупленные у акционеров Целевой капитал
1350 Добавочный капитал (без переоценки) Целевые средства
1360 Резервный капитал Фонд недвижимого и особо ценного движимого имущества
1370 Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) Резервный и иные целевые фонды

Такой порядок прописан в примечании 6 к Бухгалтерскому балансу и в примечании к приложению 4 приказа Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н.

Отчет о движении денежных средств

Отчет о движении денежных средств НКО в состав бухгалтерской отчетности не включают. Это прямо прописано в пункте 85 положения, утвержденного приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н.

Другие отчеты

Для фондов есть особенности. Они обязаны ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества (п. 2 ст. 7 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ).

Налоговая отчетность: ОСНО

НКО на общем режиме сдают налоговую отчетность, обязательную для всех организаций.

Налог на прибыль

Сдавать декларацию по налогу на прибыль обязаны все НПО. Эта обязанность не зависит от того, есть облагаемые доходы или нет. Такой вывод следует из статьи 246 и пункта 1 статьи 289 Налогового кодекса РФ.

Для НКО, у которых нет прибыли, есть особенности. Они сдают декларацию только раз в год в упрощенном составе:

  • Титульный лист (лист 01);
  • Расчет налога на прибыль организаций (лист 02);
  • Отчет о целевом использовании имущества (в т. ч. денежных средств), работ, услуг, полученных в рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений, целевого финансирования (лист 07);
  • приложение № 1 к налоговой декларации.

Это следует из статьи 285 и пункта 2 статьи 289 Налогового кодекса РФ, пункта 1.2 Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 26 ноября 2014 г. № ММВ-7-3/600.

Если некоммерческая орагнизация получает прибыль, декларацию нужно сдавать ежеквартально. При этом авансовые платежи не платят НКО, если доходы от реализации за предыдущие четыре квартала не превысили в среднем 10 млн руб. за каждый квартал (п. 3 ст. 286 НК РФ).

НДС

НКО на общем режиме обязаны сдавать декларацию по НДС ежеквартально в общем порядке. Если объекта обложения НДС нет, сдайте только титульный лист и раздел 1 (п. 3 Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 29 октября 2014 г. № ММВ-7-3/558).

Сдавать единую (упрощенную) налоговую декларацию, которая утверждена приказом Минфина России от 10 июля 2007 г. № 62н, НКО может, только если у нее одновременно нет:

  • объекта налогообложения по НДС;
  • операций по расчетным счетам.

Налог на имущество

НКО на общем режиме сдают декларацию по налогу на имущество ежеквартально, в общем порядке. Исключение – организации, у которых нет основных средств. Порядок заполнения налоговой декларации по налогу на имущество изложен в статье.

Так как НПО амортизацию не начисляют, по строкам 020–140 раздела 2 декларации укажите разницу между остатком по счету 01 «Основные средства» и суммой износа на забалансовом счете 010 (п. 1 ст. 375 НК РФ).

Что касается остальных налоговых деклараций, то обязанность по их сдаче зависит от наличия у НКО облагаемого соответствующим налогом объекта.

Налоговая отчетность: УСН

НКО на упрощенке сдают отчетность, обязательную для всех организаций. Кроме того, НКО на упрощенке сдают ежегодно в налоговую инспекцию декларацию по единому налогу, который они платят (п. 1 ст. 346.12 НК РФ). Причем обязанность сдавать декларации не зависит от того, были доходы и расходы в отчетном периоде или нет.

Такой вывод следует из положений пункта 1 статьи 346.19 и пункта 1 статьи 346.23 Налогового кодекса РФ.

Кроме того, НКО на упрощенке обязаны вести книгу учета доходов и расходов. Об этом сказано в статье 346.24 Налогового кодекса РФ и пункте 1.1 Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 22 октября 2012 г. № 135н.

Подробнее на эту тему см.:

  • Как составить и сдать декларацию по единому налогу при упрощенке;
  • Как вести книгу учета доходов и расходов при упрощенке.

НКО на упрощенке не платят налог на прибыль, налог на имущество и НДС (п. 2 ст. 346.11 НК РФ). Поэтому и сдавать декларации по перечисленным налогам некоммерческая организация не обязана. Но из этого правила есть исключения:

  • НПО, у которых есть имущество, облагаемое по кадастровой стоимости (п. 2 ст. 346.11 НК РФ), платят налог с этого имущества и сдают декларацию по нему в общем порядке;
  • некоммерческие орагнизации – налоговые агенты по НДС, которые, например, арендуют государственное или муниципальное имущество (п. 3 ст. 161 НК РФ), обязаны удержать и перечислить НДС и сдать декларацию.

Тема 6. Бухгалтерская отчетность

Курс «Теория бухгалтерского учета» 13

  1. Адреса и сроки представления бухгалтерской отчетности

  2. Состав бухгалтерской отчетности

  3. Статистическая отчетность

  4. Срок хранения первичных документов

  5. Исправление бухгалтерских ошибок

1. Адреса и сроки представления отчетности

  1. Все организации, за исключением бюджетных, представляют годовую бухгалтерскую отчетность в соответствии с учредительными документами учредителям, участникам организации или собственникам ее имущества, а также территориальным органам государственной статистики по месту их регистрации. Государственные и муниципальные унитарные предприятия представляют бухгалтерскую отчетность органам, уполномоченным управлять государственным имуществом.

Другим органам исполнительной власти, банкам и иным пользователям бухгалтерская отчетность представляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

  1. Организации, за исключением бюджетных, представляют квартальную бухгалтерскую отчетность в течении 30 дней по окончании квартала, а годовую – в течении 90 дней по окончании года, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Представляемая годовая бухгалтерская отчетность должна быть утверждена в порядке, установленным учредительными документами организации.

3. Бюджетные организации предоставляют месячную, квартальную и годовую бухгалтерскую отчетность вышестоящему органу в установленные им сроки.

День представления организацией бухгалтерской отчетности определяется по дате ее почтового отправления или дате фактической передачи по принадлежности.

2.Состав бухгалтерской отчетности

Основные принципиальные положения о бухгалтерской отчетности изложены в главе 111 Федерального закона Российской Федерации «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ.

Технические вопросы бухгалтерской отчетности коммерческих организаций регламентируются регулярно переиздаваемыми Инструкциями Минфина России о порядке заполнения форм годовой и квартальной бухгалтерской отчетности, среди которых отметим последние по времени выхода:

Инструкция о порядке заполнения форм годовой бухгалтерской отчетности, утвержденная приказом Минфина Росси от 12 ноября 1996 г. № 97;

Инструкция о порядке заполнения форм квартальной бухгалтерской отчетности, утвержденная приказом Минфина России от 3 февраля 1997 г. № 8.

Основные принципиальные моменты изложены также в положении по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/96), утвержденном приказом Минфина Росси от 8 февраля 1996 г. № 10 и в положении о бухгалтерском учете.

Данными документами определено, что бухгалтерская отчетность, являясь завершающим этапом учетного процесса, представляет собой систему показателей, отражающих имущественное и финансовое положение организации на отчетную дату, а также результаты хозяйственной деятельности за отчетный период (месяц, квартал, год).

Бухгалтерская отчетность состоит из образующих единое целое взаимосвязанных:

  • бухгалтерского баланса;

  • отчета о прибылях и убытках;

  • приложений к ним, предусмотренных нормативными актами;

  • аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательной аудиторской проверке;

  • пояснительной записки.

Бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление об имущественном и финансовом положении организации на последний календарный день отчетного периода, а также финансовых результатах ее деятельности за отчетный период. При этом отчетным годом для всех организаций является календарный год – с 1 января по 31 декабря включительно, а квартальная и месячная отчетность является промежуточной и составляется нарастающим итогом с начала отчетного года.

Некоммерческие организации в России

Первой некоммерческой организацией, зарегистрированной в качестве иностранного агента, стало некоммерческое партнерство «Содействие развитию конкуренции в странах СНГ» (27 июня 2013 г.). Первой НКО, признанной иностранным агентом, стала Ассоциация некоммерческих организаций «В защиту прав избирателей «Голос» (5 июня 2014 г.).

НКО — иностранными агентами являются межрегиональная общественная организация «Правозащитный центр «Мемориал» (Москва; включена 21 июля 2014 г.), межрегиональная общественная организация «Комитет против пыток» (Нижний Новгород; 16 января 2015 г.), некоммерческая организация «Фонд защиты гласности» (Москва; 19 ноября 2015 г.), автономная некоммерческая организация «Институт прав человека» (Москва; 20 ноября 2015 г.) и др.

По состоянию на 24 июня 2016 г., в реестре НКО, выполняющих функции иностранного агента, числятся 100 организаций. Всего иностранными агентами были признаны 133 некоммерческих организаций, впоследствии 33 из них были исключены из списка Минюста в связи с ликвидацией или прекращением данной деятельности. Последняя включена 22 июня 2016 г. — Некоммерческое партнерство по поддержке социально-профилактических программ в сфере общественного здоровья «ЭСВЕРО» (Москва). Согласно информации на сайте организации, она занята вопросами профилактики распространения ВИЧ среди наркозависимых.

НКО — иностранные агенты на сайте Минюста России.

Финансирование

Законодательством РФ предусмотрено несколько видов источников финансирования НКО: федеральные гранты (гранты Министерства экономического развития, президентские гранты), региональные гранты (субсидии министерств экономического развития субъектов РФ, гранты глав регионов), донорские средства (средства крупных НКО, фондов), частные пожертвования (меценатство, система привлечения частных средств, электронная благотворительность).

Конкурс президентских грантов проводится на основании распоряжения главы государства, впервые он состоялся в 2005 г. В 2014 г. общий денежный фонд грантов составил 2 млрд 698 млн руб. Победителями конкурса на распределение президентских грантов в 2014 г. стали 347 НКО (было отобрано 1,2 тыс. проектов).

В 2014 г. финансовая господдержка институтов гражданского общества в России составила около 10 млрд руб. Финансирование некоммерческих структур через президентские гранты увеличилось более чем в три раза, для реализации социально значимых проектов было выделено более 3 млрд 200 млн руб. (данные с V Съезда некоммерческих организаций России, который проходил 2-5 декабря 2014 г. в Москве).

В 2015 г. на поддержку некоммерческих неправительственных организаций, реализующих социальные проекты и в сфере защиты прав и свобод человека, было выделено из федерального бюджета 4,23 млрд руб. (соответствующее распоряжение президента РФ подписано 1 апреля 2015 г.). Поддержку получили 1,4 тыс. проектов НКО из 78 субъектов РФ. Как заявил 4 ноября 2015 г. на гражданском форуме «Сообщество» президент РФ Владимир Путин, всего грантовая поддержка НКО в 2015 г. составила почти 6 млрд руб.

В 2016 г. президент РФ Владимир Путин распорядился выделить 4,59 млрд руб. на поддержку некоммерческих организаций, реализующих социально значимые проекты и проекты в сфере защиты прав человека. Деньги из федерального бюджета пойдут на проведение четырех конкурсов (должны состояться до 16 декабря 2016 г.) и на гранты по их результатам. Распоряжением главы государства (от 5 апреля 2016 г., № 68-рп) утвержден список из 9-ти НКО: Российский союз молодежи, Российский союз ректоров, Союз пенсионеров России, Союз женщин России и др.

Статистический портрет некоммерческого сектора России

По данным Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора ГУ–ВШЭ, уровень занятости и добровольчества в российских негосударственных некоммерческих организациях сопоставим с аналогичным показателем в странах Восточной Европы, но значительно ниже, чем в странах Западной Европы. Однако множество организаций существует лишь на бумаге, таких больше половины. Они искажают наши представления о потенциале российского некоммерческого сектора, его ресурсах и способности решать социально значимые задачи, отмечает директор Центра Ирина Мерсиянова

Результаты эмпирических исследований гражданского общества, которые ведет в последние годы Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора ГУ-ВШЭ (научный руководитель Центра — первый проректор ГУ-ВШЭ Лев Якобсон), позволяют уточнить границы некоммерческого сектора как составной части гражданского общества, выявить число российских реально действующих НКО.

Центр осуществляет прикладные научно-исследовательские проекты, реализуемые по методологии и в партнерстве со Всемирным альянсом за гражданское участие (CIVICUS) — влиятельной независимой организацией, занимающейся исследованием гражданского общества, а также в партнерстве с Центром исследований гражданского общества Университета им. Джонса Хопкинса (США).

Численность организаций некоммерческого сектора экономики

По данным Росстата, общая численность некоммерческих организаций (исключая органы государственной и муниципальной власти) в России на 1 января минувшего года составляла 669,9 тыс. человек.

Законодательство предусматривает более 30 различных организационно-правовых форм НКО. Такое многообразие связано с тем, что в отличие от коммерческих организаций организационно-правовые формы НКО устанавливаются не только Гражданским кодексом (ГК РФ), но и рядом специальных законов.

Примерно половина от общего числа зарегистрированных НКО приходится на учреждения, общественные и религиозные организации (объединения) — 36% и 22%, соответственно, от общей численности НКО (рис. 1).

Рисунок 1. Структура некоммерческого сектора

По данным Росстата, общая численность НКО (исключая органы государственной и муниципальной власти) в РФ за период с 1 января 2008 г. по 1 января 2009 г. увеличилась с 655,4 тыс. до 669,9 тыс., или на 2 %.

Опережающими темпами росло число ТСЖ (почти на 20 тыс., прирост за год составил 77%), садоводческих и дачных товариществ (более чем на 2 тыс., прирост за год составил почти 5%), некоммерческих партнерств (более чем 1,5 тыс., прирост за год составил 6,5%), потребительских кооперативов (почти на 2 тыс., прирост за год составил 2,2%).

Наибольшее абсолютное сокращение числа наблюдалось среди общественных и религиозных организаций (их число сократилось почти на 8,5 тыс., т.е. на 5,5%), фондов (их число сократилось на 1 тыс., т.е. на 3,5%).

За пять лет

Динамика изменения численности некоммерческих организаций в разрезе их основных организационно-правовых форм за период 2004-2009 гг. (выборочно) представлена на рисунках 2 и 3.

Рисунок 2. Число НКО (без органов государственной и муниципальной власти) в 2004–2009 гг., по данным Росстата на 01.01.2009

Рисунок 3. Число общественных и религиозных организаций (объединений) в 2004–2009 гг. (выборочно по годам, по данным Росстата на 01.01.2009)

По критериям ООН

В числе организаций, которые официальная статистика относит к «некоммерческим» (опираясь на определение ГК РФ), есть такие, которые не относятся к структурам гражданского общества. Для статистического определения границ «расширительный» подход к перечню организационно-правовых форм НКО представляет известную проблему, уверена Ирина Мерсиянова. Вместе с тем уточнить границы можно, если воспользоваться подходом, принятым ООН. Согласно этому подходу, к некоммерческому сектору как сегменту гражданского общества рекомендуется относить такие организации, которые отвечают пяти критериям:

  • представляют собой организацию, имеющую юридический статус;
  • не преследуют цель получения прибыли и не распределяют прибыль между учредителями, членами и участниками;
  • независимы от органов госвласти;
  • являются самоуправляющимися;
  • образуются на основе добровольности, а не принуждения.

На этих основаниях из общей численности НКО (по данным Росстата) следует исключить организации, не соответствующие указанным критериям. Наиболее многочисленные группы — это органы государственной и муниципальной власти, созданные ими учреждения, а также потребительские кооперативы. За их минусом число российских зарегистрированных НКО составляло по данным на 1 января 2009 г. примерно 360 тыс. организаций.

Рисунок 4. Распределение некоммерческих организаций по организационно-правовым формам, соответствующим критериям ООН для структур гражданского общества (по данным Росстата на 01.01.2009)

На бумаге и на деле

Не секрет, что ряд организаций существует только на бумаге, не ведет по тем или иным причинам деятельности, предусмотренной их уставами. Такие организации искажают наши представления о потенциале российского некоммерческого сектора, его ресурсах и способности решать социально значимые задачи.

Вместе с тем информация о динамике численности реально действующих НКО могла бы послужить важным индикатором качества среды, в которой живет российский некоммерческий сектор, а также индикатором состояния гражданского общества.

Согласно результатам всероссийского обследования НКО, проведенного Центром исследований гражданского общества и некоммерческого сектора ГУ-ВШЭ в 2007 году, доля реально действующих НКО в общей численности официально зарегистрированных составляет не более 38%.

Таким образом, в действующее ядро некоммерческого сектора как сегмента гражданского общества сегодня в России входят приблизительно 136 тыс. некоммерческих организаций.

Сколько занятых в НКО?

Согласно данным всероссийского обследования НКО (Всероссийское обследование НКО, проведенное Центром исследований гражданского общества и некоммерческого сектора Государственного университета – Высшей школы экономики, 2009 г.), в негосударственных некоммерческих организациях по найму на условиях полного или неполного рабочего дня (полной или неполной рабочей недели) трудится 1,13% экономически активного населения России (люди в возрасте от 15 до 72 лет, по методологии МОТ). Данная категория используется для расчетов вместо доли занятых, чтобы снять зависимость занятых от экономических условий — уровня безработицы и т.п. Следует подчеркнуть, что занятость в некоммерческом секторе России носит, в основном, характер полной занятости — 79% сотрудников НКО работают полный рабочий день, то есть 40 часов в неделю. Частично занятые сотрудники НКО работают в среднем по 16,8 часов в неделю. В пересчете на полный рабочий день (при 40-часовой неделе) доля занятых в российском некоммерческом секторе составляет 0,89% численности экономически активного населения.

Рисунок 5. Трудовые ресурсы некоммерческого сектора (доля занятых в некоммерческом секторе в численности экономически активного населения в 2008 году, данные по России — 2009 г.)

Уровень вовлеченности

Труд добровольцев в той или иной мере используют более 75% российских НКО. Общий уровень вовлеченности в добровольческую деятельность в некоммерческом секторе в 2008 году составлял 3,02% от численности экономически активного населения (3,2% от числа занятых в экономике). В среднем добровольцы работают в НКО 26 часов в месяц. В пересчете на полную занятость получается, что трудовые ресурсы добровольцев равны 0,43% численности экономически активного населения или 0,46% от числа занятых в экономике. Таким образом, объем ресурсов добровольческого труда, задействованного в российских некоммерческих организациях, сопоставим с объемом трудовых ресурсов оплачиваемых сотрудников НКО. Можно дать и стоимостную оценку ресурсов труда добровольцев, участвующих в деятельности российских НКО: если бы труд добровольцев оплачивался также, как труд наемных сотрудников НКО, то стоимость ресурсов добровольного труда в некоммерческом секторе составила бы 16,5 млрд руб.

Половина россиян — филантропы в одиночку

Уровень занятости и добровольчества в российских негосударственных некоммерческих организациях сопоставим с аналогичным показателем в странах Восточной Европы, однако он значительно ниже, чем в странах Западной Европы (рис. 6).

Рисунок 6. Трудовые ресурсы некоммерческого сектора (в 2008 году, данные по России — 2009 год)

Таким образом, уровень развития добровольческой деятельности в российских НКО сопоставим с показателями других стран мира. В странах Восточной Европы он в среднем не ниже, чем в России. В целом добровольческая активность как повседневная социальная практика россиян достаточно высока. По данным всероссийского опроса населения, почти треть граждан России за последние 2-3 года несколько раз добровольно и безвозмездно трудились на благо других людей (не членов своей семьи или близких родственников), 9% россиян делали это постоянно и 7% — лишь однажды. Кроме того, необходимо отметить, что почти половина наших сограждан предпочитает проявлять свою добровольческую активность в одиночку, а не в рамках деятельности в НКО.

Подготовила Наталья Гетьман