Недискреционная политика

Содержание

Виды дискреционной фискальной политики

В норме фискальная государственная политика должна быть автоматической. При ее проведении государство влияет на баланс доходов и расходов минимально и с помощью естественных стабилизаторов (налогов, пособий). В период экономического кризиса эти инструменты становятся малоэффективными. Требуется прибегать к дискреционным способам регулирования. Они могут быть сдерживающими и стимулирующими.

При экономическом спаде применяются стимулирующие методы, способные повысить спрос на товары, производящиеся в стране. В качестве примера можно привести снижение ставок налогов, дающее «передышку» и обеспечивающее конкурентные преимущества отечественному производителю. При перегреве экономики, который грозит высокой инфляцией, нужно применять сдерживающие инструменты. Самые распространенные из них — увеличение налоговых ставок одновременно с увеличением объемов государственных закупок.

Также цели фискальной политики могут достигаться и другими способами:

  • изменением структуры госрасходов (их урезанием);
  • манипулированием налогами;
  • изменением трансфертных платежей.

дискреционная норма

Смотреть что такое «дискреционная норма» в других словарях:

  • Макроэкономическая политика — См. также: Макроэкономика Макроэкономическая политика государственная политика, целью которой является ограничение уровней безработицы и инфляции, поддержка роста экономики, предотвращение экономических кризисов, обеспечение стабильного… … Википедия

  • Макроэкономика — (Macroeconomics) Макроэкономика это наука, изучающая глобальные экономические процессы Определение понятия макроэкономика, макроэкономическая политика, функции и модели макроэкономического развития, макроэкономическая нестабильность и её… … Энциклопедия инвестора

  • Кейнсианство — (Keynesianism) Кейнсианство это экономическое учение регулируемого капитализма Экономическая школа кейнсианства, роль и законы, развитие и теория, представители кейнсианства Содержание >>>>>>>>>>> … Энциклопедия инвестора

  • ПРЕЦЕДЕНТ СУДЕБНЫЙ — (лат. praecedens. praecedentis идущий впереди, предшествующий) решение суда (другого государственного органа) по конкретному делу. обязательное при решении аналогичных дел в последующем этим же судом либо судами, равными или нижестоящими по… … Энциклопедия юриста

  • Финансовый регулятор — (Financial regulator) Финансовый регулятор это орган, осуществляющий надзор, регулирование и контроль над оборотом финансовых инструментов Регуляторы финансового рынка – понятие, цели деятельности и роль финансовых регуляторов, самые известные… … Энциклопедия инвестора

Ограничения активной фискальной политики

Ограничения активной фискальной политики

Дискреционная и автоматическая фискальная политика

Дискреционная (активная) фискальная политика Автоматическая фискальная политика
официально объявляемое изменение государственных расходов и/или налогов действии в экономике автоматических (встроенных стабилизаторов)
Цель изменение уровня совокупных расходов и преодоление рецессионного или инфляционного разрывов. инструментов, которые автоматически уменьшают экономические колебания и помогают стабилизировать выпуск, автоматически изменяя чистые налоговые поступления, когда экономика движется по направлению от или к) уровню выпуска полной занятости.

Автоматические стабилизаторы — это инструменты доходов и расходов государственного бюджета, которые автоматически меняются в зависимости от состояния экономики таким образом, что ВВП стабилизируется. Они включают:

ü государственные трансферты (пособия по безработице, по бедности, талоны на питание и другие программы государственной помощи;

ü личные подоходные налоги;

ü налоги на прибыль корпораций;

ü налог на добавленную стоимость;

ü субсидии фермерам (в США) и т.п.

Например, когда выпуск падает, правительство собирает меньше подоходных налогов; чистые поступления от аккордных налогов также падают из-за роста государственных трансфертных выплат. Поэтому располагаемый доход потребителей падает в меньшей степени, делая потребительские расходы более стабильными в течение экономического цикла, и уменьшая амплитуду колебаний.

•Временные лаги: экономисты различают:

üвнутренний лаг – период времени, необходимый для обсуждения положения дел в экономике (лаг распознавания), принятия решения о том, что нужно сделать для улучшения экономической ситуации (лаг принятия решения) и ввести в действие это решение в экономику (лаг введения в действие) – такой лаг характерен для фискальной политики;

üвнешний лаг – период времени между моментом, когда предпринято изменение экономической политики, и моментом, когда достигнут результат этой политики (лаг эффективности) — такой лаг характерен для монетарной политики.

•Неопределенность:часто очень сложно:

üточно оценить реальную ситуацию в экономике;

üвыбрать наилучший инструмент политики для решения проблемы;

üопределить точный размер изменения политической переменной.

•Эффект вытеснения: Он происходит, когда увеличение государственных закупок и/или снижение налогов приводит к росту выпуска и повышению ставки процента, что уменьшает (вытесняет) чувствительные к изменению ставки процента инвестиционные расходы частного сектора.

•Дефицит государственного бюджета.

Рассмотрим механизм воздействия встроенных стабилизаторов на экономику.

Подоходный налог действует следующим образом: при спаде уровень деловой активности (Y) сокращается, а поскольку налоговая функция имеет вид: Т = tY (где Т – величина налоговых поступлений, t – ставка налога, а Y – величина совокупного дохода (выпуска)), то величина налоговых поступлений уменьшается, а при «перегреве» экономики, когда величина фактического выпуска максимальна, налоговые поступления увеличиваются. Заметим, что ставка налога остается неизменной. Однако налоги – это изъятия из экономики, сокращающие поток расходов и, следовательно, доходов (вспомним модель кругооборота). Получается, что при спаде изъятия минимальны, а при перегреве максимальны. Таким образом, из-за наличия налогов (даже аккордных, т.е. автономных) экономика как бы автоматически «остужается» при перегреве и «подогревается» при рецессии. Как было показано в главе 9, появление в экономике подоходных налогов уменьшает величину мультипликатора (мультипликатор при отсутствии ставки подоходного налога больше, чем при ее наличии: > ), что усиливает стабилизационный эффект воздействия на экономику подоходного налога. Очевидно, что наиболее сильное стабилизирующее воздействие на экономику оказывает прогрессивный подоходный налог.

Налог на добавленную стоимость (НДС) обеспечивает встроенную стабильность следующим образом. При рецессии объем продаж сокращается, а поскольку НДС является косвенным налогом, частью цены товара, то при падении объема продаж налоговые поступления от косвенных налогов (изъятия из экономики) сокращаются. При перегреве, наоборот, поскольку растут совокупные доходы, объем продаж увеличивается, что увеличивает поступления от косвенных налогов. Экономика автоматически стабилизируется.

Что касается пособий по безработице и по бедности, то общая сумма их выплат увеличивается при спаде (по мере того, как люди начинают терять работу и нищать) и сокращаются при буме, когда наблюдается «сверхзанятость» и рост доходов. (Очевидно, что для того, чтобы получать пособие по безработице, нужно быть безработным, а чтобы получать пособие по бедности, нужно быть очень бедным). Эти пособия являются трансфертами, т.е. инъекциями в экономику. Их выплата способствует росту доходов, а, следовательно, расходов, что стимулирует подъем экономики при спаде. Уменьшение же общей суммы этих выплат при буме оказывает сдерживающее влияние на экономику.

В развитых странах экономика на 2/3 регулируется с помощью дискреционной фискальной политики и на 1/3 – за счет действия встроенных стабилизаторов.

1.2 Дискреционная и недискреционная фискальная политика, их взаимодействие

Фискальная политика как способ финансового регулирования экономики осуществляется с помощью мощных рычагов — налогообложения и государственных расходов. В связи с этим проводятся два вида фискальной политики: дискреционная и недискреционная.

Дискреционная фискальная политика – сознательное манипулирование правительственными закупками, ставками налогов и размерами трансфертных платежей.

Основными инструментами дискреционной политики являются:

1) изменение объема налоговых изъятий или отмены налогов или изменение налоговой ставки. Меняя налоговую ставку, правительство может удержать доходы от сокращения в период спада или, наоборот, снизить располагаемый доход в период бума;

2) осуществление за счет средств государственного бюджета программ занятости, ставящих своей целью обеспечение безработных работой;

3) реализация социальных программ, которые включают в себя выплату пособий по старости, инвалидности, пособий малоимущим семьям, расходы на образование.

В модели «расходы-доходы» дискреционная политика рассматривается при неизменном уровне цен. В реальной жизни увеличение государственных расходов, снижение налогов ведут к росту совокупных расходов и спроса, что приводит к повышению уровня цен и росту ставки ссудного процента, которые обуславливают в свою очередь сокращение частных инвестиций. Этот эффект, называемый эффектом вытеснения, снижает действенность фискальной политики.

Недостатком бюджетно-налогового регулирования является также наличие довольно значительного временного лага. Он включает, во-первых, время, которое проходит от осознания того, что в стране начинается спад производства или инфляция, до понимания необходимости принятия конкретных действий. Во-вторых – временной промежуток от осознания этой необходимости до утверждения конкретных мер экономической политики. В-третьих, — период времени от утверждения данных мер до получения эффекта от их реализации. .

Недискреционная фискальная политика – автоматическое изменение налогов и государственных расходов, вызываемое переходом самой экономики из одного состояния в другое при неизменных ставках налогов и трансфертных программ.

Основным инструментом недискреционной фискальной политики служат встроенные стабилизаторы: пособия по безработице, пособия по бедности, прогрессивный подоходный налог, субсидии фермерам, которые воздействуют на увеличение или сокращение дефицита государственного бюджета в зависимости от состояния экономики. Например, в условиях кризиса доходы населения и предприятий падают, а значит, прогрессивные налоги (в том числе подоходный налог с физических лиц) взимаются по более низким ставкам и поступления в государственный бюджет автоматически сокращаются. И, наоборот, в условиях экономического подъема доходы граждан и предприятий растут, прогрессивные налоги взимаются по более высоким ставкам. Следовательно, автоматически увеличивается сумма налоговых поступлений в бюджет.

Встроенные стабилизаторы направлены на преодоление возможного спада производства и отрицательных последствий инфляции, но без необходимости принятия каких-либо конкретных мер со стороны политиков. Встроенная стабильность налоговой системы и пособий, устанавливаемых в процентах от прежнего заработка, смягчает тяжесть экономических колебаний, хотя и не способна полностью скорректировать нежелательные последствия циклического развития экономики. Недискреционная фискальная политика помогает снизить амплитуду циклических колебаний уровня занятости и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики правительства. В качестве таких стабилизаторов в странах с рыночной экономикой обычно выступают прогрессивная система налогообложения и система социальных пособий.

К автоматическим стабилизаторам относят: подоходный налог, косвенные налоги (в первую очередь, налог на добавленную стоимость), пособия по безработице и социальные выплаты.

Налог на добавленную стоимость (НДС) обеспечивает встроенную стабильность следующим образом. При рецессии объем продаж сокращается, а поскольку НДС является косвенным налогом, частью цены товара, то при падении объема продаж налоговые поступления от косвенных налогов (изъятия из экономики) сокращаются. В условиях экономической активности, наоборот, поскольку растут совокупные доходы, объем продаж увеличивается, что увеличивает поступления от косвенных налогов. Экономика автоматически стабилизируется.

Система пособий по безработице и по бедности, это общая сумма их выплат увеличивается при спаде (по мере того, как люди начинают терять работу и их доходы сокращаются) и уменьшается при подъеме, когда наблюдается «сверхзанятость» и рост доходов. Эти пособия являются трансфертами, т.е. инъекциями в экономику. Их выплата способствует росту доходов, а, следовательно, расходов, что стимулирует подъем экономики при спаде. Уменьшение же общей суммы этих выплат при буме оказывает сдерживающее влияние на экономику.

Увеличение степени встроенной стабильности экономики противоречит другой, более долгосрочной цели фискальной политики — укреплению стимулов к расширению предложения факторов производства и росту экономического потенциала. Стимулы к инвестированию, предпринимательскому риску и труду оказываются сильнее при сравнительно более пологой кривой функции, что может быть достигнуто путем снижения предельных ставок налогообложения. Однако это снижение сопровождается сокращением величин циклических бюджетных дефицитов и излишков, а, следовательно, и снижением степени встроенной стабильности экономики. Выбор между краткосрочными и долгосрочными эффектами фискальной политики является сложной макроэкономической проблемой как для промышленно развитых, так и для переходных экономик. Встроенные стабилизаторы не устраняют причины циклических колебаний равновесного ВНП вокруг его потенциального уровня, а только ограничивают размах этих колебаний.

Какая государственная политика называется дискреционной бюджетно-налоговой?

Дискреционная бюджетно-налоговая политика — это политика:

  • представляющая собой преднамеренные действия государства, ориентированные в большей степени на изменения экономической ситуации, чем на законодательные решения;
  • осуществляемая посредством сознательного госманипулирования налогами и госрасходами;
  • имеющая целью воздействие на реальный объем национального производства, занятость населения, инфляционные процессы и экономический рост;
  • направленная на сглаживание циклических колебаний экономики и достижение макроэкономического равновесия;
  • регулирующая сбалансированность госбюджета (финансирование его дефицита или ликвидирование бюджетных излишков);
  • являющаяся элементом экономической политики (наряду с кредитно-денежной и внешнеэкономической политикой) и разновидностью фискальной (бюджетно-налоговой) госполитики (наряду с недискреционной).

Основная задача дискреционной бюджетно-налоговой политики заключается в сознательном целенаправленном создании дефицита госбюджета или его профицита посредством:

  • увеличения или снижения госрасходов (увеличение госрасходов влечет рост потребления и инвестиций, а также приводит к увеличению выпуска продукции и занятости трудоспособного населения);
  • манипулирования налогами (снижение налогов ведет к повышению покупательских расходов, уровня занятости населения и выпуска продукции).

Особенности госрегулирования налоговой сферы изучайте с материалом «Налоговая политика государства на 2016–2018 годы».

В зависимости от фазы, в которой находится экономика, государство применяет один из двух видов дискреционной бюджетно-налоговой политики:

  • стимулирующую или
  • сдерживающую.

Об особенностях данных видов расскажем в следующем разделе.

Какие действия предполагает сдерживающая дискреционная бюджетно-налоговая политика?

Сдерживающая (рестриктивная) дискреционная бюджетно-налоговая политика необходима в период «перегрева» экономики и интенсивных инфляционных процессов.

Для ситуации «перегрева» экономики характерны:

  • высокий темп роста экономики, товарных и фондовых рынков и низкая цена заемных денег;
  • дефицит госбюджета;
  • чрезмерный рост объема бумажных денег, вызывающий их обесценение (инфляция);
  • исчерпание предприятиями своих ресурсов (трудовых, имущественных и др.);
  • переинвестирование в экономические фонды (в связи с низкой ценой заемных денег, высоким потребительским спросом и иными причинами).

Знакомьтесь с алгоритмами расчета финансовых коэффициентов, связанных с процессом привлечения заемных денег, с помощью размещенных на нашем сайте материалов:

  • «Коэффициент долгосрочного привлечения заемных средств»;
  • «Коэффициент финансового левериджа — формула для расчета».
  • «Коэффициент соотношения заемных и собственных средств»

Последствия «перегретой» экономики носят негативный характер, поскольку:

  • наступает экономический спад;
  • возникает безработица;
  • уровень жизни населения снижается.

Одним из инструментов, способствующих предотвращению таких негативных последствий, является своевременное проведение государством мероприятий в рамках сдерживающей дискреционной бюджетно-налоговой политики. Среди таких мероприятий можно назвать:

  • увеличение налогов;
  • сокращение госрасходов.

В результате осуществления указанных мероприятий достигается состояние бюджетного излишка, направляемого на погашение госдолга или изымаемого из обращения.

Стимулирующая дискреционная бюджетно-налоговая политика

Стимулирующая фискальная политика может проводиться, если страна:

  • переживает депрессию;
  • находится в стадии экономического кризиса.

Признаки кризисных явлений в экономике:

  • значительное и резкое падение производства;
  • уменьшение реального валового национального продукта;
  • массовые банкротства, гиперинфляция и прочие «кризисные» признаки.

Как международные нормы предписывают оформлять финансовую отчетность в ситуации гиперинфляции — узнайте из материала «МСФО № 29 Финансовая отчетность в условиях гиперинфляции».

В таких условиях необходимо стимулировать:

  • совокупный спрос (объем товаров и услуг, которые потребители, предприятия и правительство готовы купить);
  • совокупное предложение (стоимостное выражение общего количества произведенных в экономике товаров и услуг);
  • оба вышеуказанных параметра одновременно.

Для достижения этих целей проводится стимулирующая дискреционная бюджетно-налоговая политика, предусматривающая:

  • рост госзакупок;
  • снижение налогов;
  • повышение трансфертов.

Результатом проведения такой политики является увеличение объемов производства и рост благосостояния населения страны.

Дискреционная и недискреционная политика государства — в чем отличия?

Основное отличие дискреционной и недискреционной бюджетно-налоговой политики (БНП) состоит в механизме реализации БНП, заключающейся:

  • в целенаправленном маневрировании налогами и госрасходами — при дискреционной БНП;
  • саморегуляции экономических процессов (автоматических поступлениях в бюджет в условиях роста экономики и их сокращениях при спаде) — при недискреционной БНП.

Автоматическое действие недискреционной БНП позволяет правительству не предпринимать каких-либо специальных мер и основано на действии встроенных стабилизаторов, предназначенных для:

  • стимуляции спроса и производства во время экономического спада;
  • сдерживания роста «перегретой» экономики.

Можно назвать несколько групп встроенных стабилизаторов недискреционной БНП, например:

  • налоговые стабилизаторы — НДФЛ, налог на прибыль, зависящие от продаж косвенные налоги;
  • социальные стабилизаторы — пособие по безработице;
  • нормативные стабилизаторы — бюджетные правила, посредством которых ограничивается рост расходов путем перенаправления избыточных налоговых поступлений в резервные фонды или на погашение госдолга (а в ситуации экономического спада — на компенсацию недостатка доходов из резервов).

Нюансы исчисления «доходных» налогов узнайте при помощи размещенных на нашем сайте материалов:

  • «НДФЛ в 2015–2016 годах — изменения, формы, особенности»;
  • «Налог на прибыль организаций в 2015–2016 годах по НК РФ».

Какой лаг имеет дискреционная налогово-бюджетная политика?

БНП влияет на экономику не сразу, а через определенные временные промежутки (лаги). Лаг — это термин, означающий отставание или запаздывание.

Принятая в экономике классификация предусматривает 2 группы лагов:

  • внешние — представляют собой отрезки времени между проявлением проблемы в экономике и принятием мер экономической политики (необходимые для согласовательных и регламентных парламентских и президентских процедур);
  • внутренние — отражают время между принятием мер экономической политики и получением соответствующих результатов от их введения.

Для дискреционной БНП характерен длительный внутренний лаг.

Существуют и иные классификации лагов — относительно дискреционной БНП можно обозначить следующие их виды:

  • лаг распознавания — отрезок времени между появлением макроэкономической проблемы и осознанием ее на правительственном уровне;
  • административный лаг — временной промежуток между осознанием необходимости бюджетно-финансового регулирования экономической проблемы и фактическим принятием мер правительством;
  • функциональный лаг — промежуток времени между началом мероприятий по урегулированию проблемы и их воздействием на ВВП, уровень цен, занятость и иные показатели.

Длительность каждого из указанных лагов дискреционной БНП зависит от множества факторов: масштабов макроэкономических проблем, степени эффективности принятых решений по их урегулированию и др.

Дискреционная и недискреционная фискальная политика

Фискальная политика представляет систему регулирования, связанную с пра­вительственными расходами и налогами. Под правительственными расходами по­нимаются расходы на содержание государства, а также государственные закупки товаров и слуг. Эти закупки могут быть самых разных видов: от строительства за счет бюджета дорог, школ, до покупки сельхозпродукции, военной техники. В данном случае потреби­телем выступает само государство. Поэтому эти закупки осуществляются либо для собственного потребления, либо для регулирования спроса на рынках благ, услуг, факторов производства и т. д. Существует два типа фискальной политики.

Дискреционная фискальная политика — это сознательное манипулирование правительственными закупками, ставками налогов и размерами трансфертных платежей. Это сознательное регулирование государством налогообложение и государственных расходов с целью воздействия на реальный объем ВВП, занятость, инфляцию и экономический рост. Период спада проводится стимулирующая фискальная политика, т.е. увеличиваются гос.расходы или умен-ся налоги, что приводит к дефициту госбюджета. Если в экономике имеет место инфляция спроса, то проводится сдерживающая фискальная политика, когда умен-ся госрасходы или увел-ся налоги, что приводит к образованию бюджетных излишков.

Недискреционная фискальная политика — это автоматическое изменение налогов и государственных расходов, вызываемое переходом самой экономики из одного состояния в другое при неизменных ставках налогов и трансфертных программ. Основным инструментом недискреционной фискальной политики служат встроенные стабилизаторы: пособия по безработице, пособия по бедности, пропорциональный подоходный налог, которые воздействуют на увеличение или сокращение дефицита государственного бюджета в зависимости от состояния экономики.

Например, в условиях кризиса доходы населения и предприятий падают, а значит, пропорциональные налоги взимаются по более низким ставкам и поступления в государственный бюджет автоматически сокра­щаются. И, наоборот, в условиях экономического подъема доходы граждан и предприятий растут, пропорциональные налоги взимаются по более высоким ставкам. Следовательно, автоматически увеличи­вается сумма налоговых поступлений в бюджет. Эффективность фискальной политики на практике может снижаться в результате ее временного запаздывания по отношению к потребностям конкретной экономической ситуации, что может быть обусловлено внешнеэкономическими факторами (сокращением возможностей наращивания экспорта товаров, изменениями в валютном курсе). Важнейшими составляющими фискальной политики государства являются государственные расходы и налоги.

38. Деньги: виды, функции, агрегаты.

Деньги — всеобщее, общепризнанное средство платежа, с помощью которого в масштабах национальной экономики и всемирного хозяйства происходит обмен товарами и услугами или особый товар, который является всеобщим эквивалентом.

Формы (Д): 1.Товарные (Д) — платежное средство, когда денежная единица изготавливается из драгоценного металла вследствие чего номинальная стоимость и реальная стоимость совпадают. 2.Бумажные (Д) — денежные знаки, выпускаемые государственным казначейством для бюджетных нужд и снабженные принудительной покупательной способностью (выражает то количество товаров и услуг, которые могут приобрести на одну денежную единицу). 3.Кредитные (Д) — знаки стоимости, возникшие на основе развития кредитных отношений.

Существует три функции денег:

1.Мера стоимости. Стоимость товаров находит всеобщее выражение в (Д), т.е. величина их стоимости определяется посредством приравнивания их к определенному количеству (Д). (Д) служат всеобщим воплощением и мерилом стоимостей. Однако основой соизмеримости товаров являются не (Д), а заключенный в них абстрактный, общественно необходимый труд, воплощением которого они и выступают. Т.е. товары мысленно приравниваются к (Д) еще до их обмена. Получившая денежное выр. стоимость товара проявляется в виде цены.

2.Средство обращения. В процессе товарного обращения, Т-Д-Т, (Д) играют роль посредника в обмене товаров и выполняют функцию средства обращения. (Д) легко принимают форму платежа. Как средство обмена (Д) позволяют обществу избежать неудобств бартерного обмена.

3.Средство сбережения. Поскольку (Д) наиболее ликв. имущество, они явл. очень удобной формой хранения богатства. Продажа тов. без последующей покупки дает возм. накапливать богатство, воплощенное в (Д). (Д) выступают в функции образования сокровищ, накоплений и сбережений, когда они временно извлекаются из обращения и оседают в руках товаропроизводителей.

4. Средство платежа.

5. Мировые деньги.

В мире денег:

— Наличные: монеты, банковские билеты (законодательные платежи с принудительным установочным курсом, и миссию которого устанавливает Центробанк), козначеский билет;

— Безналичные.

Денежные агрегаты – вид денег и денежные средства, отличающиеся друг от друга степенью ликвидности (возможности быстрого превращения в наличные деньги или товар). Денежные агрегаты представляют собой иерархическую систему – каждый последующий включает в свой состав предыдущий.

Влияние фискальной политики

На совокупный спрос

Основными параметрами фискальной политики являются государственные закупки (обозн. G), налоги (обозн. Tx) и трансферты (обозн. Tr). Разница между налогами и трансфертами называется чистыми налогами (обозн. T). Все данные переменные включены в состав совокупного спроса (обозн. AD):

Y = A D = C + I + G + X n {\displaystyle Y=AD=C+I+G+Xn}

Потребительские расходы (C) делятся на две группы: автономные от размера доходов домохозяйств и составляющие определенную долю от располагаемого дохода (Yd). Последние зависят от предельной нормы к потреблению (обозн. mpc), то есть на сколько увеличиваются расходы с каждой дополнительной единицы дохода. Таким образом,

C = C ( a u t o n o m o u s ) + m p c ∗ Y d {\displaystyle C=C(autonomous)+mpc*Yd} , где m p c = Δ C Δ Y d {\displaystyle mpc={\frac {\Delta C}{\Delta Yd}}}

Одновременно, располагаемый доход является разницей между совокупным выпуском и чистыми налогами:

Y d = Y − T {\displaystyle Yd=Y-T}

Из этого следует, что налоги, трансферты и государственные закупки являются переменными совокупного спроса:

Y = A D = C ( a u t o n o m o u s ) + m p c ∗ ( Y − T x + T r ) + I + G + X n {\displaystyle Y=AD=C(autonomous)+mpc*(Y-Tx+Tr)+I+G+Xn}

Следовательно, очевидно, что при изменении любого параметра фискальной политики изменяется вся функция совокупного спроса. Влияние данных инструментов также можно выразить с помощью экономических мультипликаторов.

На совокупное предложение

Предложение всех товаров и услуг обеспечивают фирмы, важные макроэкономические агенты. На совокупное предложение влияют налоги и трансферты; государственные расходы не имеют на предложение особого влияния. Налоги фирмы принимают как очередные затраты на единицу продукции, что заставляет их сократить предложение своего товара. Трансферты же, наоборот, приветствуются предпринимателями, поскольку они могут увеличить предложение предоставляемых ими услуг. Когда большое количество фирм проводят одинаковую политику предложений товаров, изменяется совокупное предложение всей рассматриваемой экономики. Таким образом, государство может влиять на состояние экономики с помощью правильного введения налогов и трансфертов.

Фискальная политика и состояние экономики страны

Бизнес-циклы в макроэкономике

Основная статья: Экономические циклы Абстрактное изображение бизнес-циклов в экономике

При любой экономической системе можно выделить циклические колебания: подъёмы и спады в экономике, вызванные шоками совокупного спроса и совокупного предложения и называемые бизнес-циклами, экономическими или деловыми циклами. Фазами бизнес-циклов являются подъём, «пик», рецессия (или спад) и «дно», то есть кризис. Наиболее глубокую рецессию называют депрессией. Нередко такие колебания деловой активности непредсказуемы и нерегулярны. Также существуют разные по периоду, частоте и размеру циклы деловой активности. Причины таких циклов могут быть самыми разными: от войн, революций, технологического процесса и поведения инвесторов до, например, количества магнитных бурь за год и рациональности макроэкономических агентов. В общем, такое нестабильное поведение экономики объясняется постоянным дисбалансом между совокупными спросом и предложением, общими расходами и объёмами производства. Теория бизнес-циклов приобрела большую популярность благодаря американскому экономисту Уильяму Нордхаусу. Большой вклад в развитие теории деловых циклов внесли такие люди, как Роберт Лукас, норвежский экономист Финн Кюдланд и американец Эдвард Прескотт.

Как правило, политика государства зависит от состояния экономики данной страны, то есть от того, на какой фазе цикла находится страна: подъёме или рецессии. Если страна находится в рецессии, то власти проводят стимулирующую экономическую политику, чтобы вывести страну из дна. Если страна испытывает подъём, то правительство проводит сдерживающую экономическую политику, дабы не допустить высоких темпов инфляции в стране.

Стимулирующая политика

Если страна переживает депрессию или находится в стадии экономического кризиса, то государство может принять решение о проведении стимулирующей фискальной политики. В данном случае правительству необходимо стимулировать или совокупный спрос, или предложение или оба параметра сразу. Для этого, при прочих равных условиях, государство повышает размер своих закупок товаров и услуг, снижает налоги и повышает трансферты, если это возможно. Любое из данных изменений приведет к увеличению совокупного выпуска, что автоматически увеличивает совокупный спрос и параметры системы национальных счетов. Стимулирующая фискальная политика приводит к увеличению объёмов выпуска в большинстве случаев.

Сдерживающая политика

Власти проводят сдерживающую фискальную политику в случае краткосрочного «перегрева экономики». В этом случае правительство проводит меры, прямо противоположные тем, что осуществляются при стимулирующей экономической политике. Государство сокращает свои расходы и трансферты и увеличивает налоги, что приводит к сокращению как совокупного спроса, так и, возможно, совокупного предложения. Подобная политика регулярно проводится правительствами ряда стран с целью замедлить темпы инфляции или избежать её высоких темпов в случае экономического бума.

Автоматическая и дискреционная

Фискальную политику экономисты также подразделяют на очередные два типа: дискреционную и автоматическую. Дискреционная политика официально объявляется государством. При этом государство изменяет значения параметров фискальной политики: увеличиваются или уменьшаются государственные закупки, изменяются налоговая ставка, размеры трансфертных выплат и тому подобные переменные. Под автоматической политикой понимают работу «встроенных стабилизаторов». Данными стабилизаторами являются такие как процент подоходного налога, косвенные налоги, различные трансфертные пособия. Размеры выплат автоматически изменяются в случае любой ситуации в экономике. Например, потерявшая своё состояние во времена войны домохозяйка будет платить тот же самый процент, но уже от меньшего дохода, следовательно, размеры налогов для неё автоматически снизились.

Недостатки фискальной политики

Эффект «Crowding-out»

Данный эффект, также известный как эффект вытеснения проявляется при увеличении государственных закупок товаров и услуг с целью стимулирования экономики. Признается как основной недостаток фискальной политики многими экономистами, особенно представителями монетаризма. Когда государство увеличивает свои расходы, ему требуются деньги на финансовом рынке. Таким образом, на рынке заемных средств растет спрос на деньги. Это приводит к тому, что банки повышают цены за свои кредиты, то есть увеличивают свою процентную ставку по таким причинам как мотив максимизации прибыли или просто нехватка денег для выдачи в кредит. Повышение ставки процента не любят инвесторы и предприниматели фирм, особенно начинающих, когда у компании нет собственного «стартового» денежного капитала. В итоге, из-за высоких процентных банковских ставок, инвесторам приходится брать все меньше кредитов, что ведет к снижению инвестиций в экономику страны. Таким образом, стимулирующая фискальная политика не всегда эффективна, особенно если в стране не развивается должным образом бизнес любого рода. Возможен и эффект «Crowding-in», то есть увеличение инвестиций из-за роста государственных расходов.

Другие недостатки

  • Дисбаланс государственного бюджета: постоянные операции государства со своим бюджетом могут привести к неэффективности его распределения. Так например, правительство не может регулярно повышать свои расходы, чтобы увеличить свой ВВП, поскольку оно, как и любой макроэкономический агент, может нести убытки, что, очевидно, не в интересах государства.
  • Неопределенность: состояние экономики невозможно предсказать идеально точно, поскольку не все агенты в экономике действуют рационально или так, как хотелось бы государству. Не всегда удается точно определить лучшую экономическую политику для сглаживания циклических колебаний. Ошибочное проведение не той политики может серьёзно сказаться на экономике.