НДС налоговый агент

Содержание

Какую необходимо сдать отчетность

Организация, исчисляющая НДС в качестве налогового агента, обязана подать по окончании расчетного периода по налогу (квартала) декларацию. Она составляется по форме, утвержденной Приказом ФНС от 29.10.2014 № ММВ-7-3/ Сумму агентского налога на добавленную стоимость, подлежащую уплате в бюджет, отражают в разделе 2.

Если в течение квартала у организации были иные операции, облагаемые НДС, то в свою декларацию она дополнительно включает раздел 2. В этом случае отчет можно сдать только в электронном виде.

Если же никаких операций, кроме агентских по налогу на добавленную стоимость, у компании не было, то отчет можно сдать и в электронной форме и на бумаге. В его состав необходимо включить:

  • титульный лист;
  • раздел 1 (в нем поставить прочерки);
  • раздел 2 — необходимо отразить исчисленную к уплате сумму НДС по агентским операциям;
  • раздел 9 — содержит сведения обо всех выставленных счетах-фактурах, в том числе и об агентских.

Подробно о заполнении декларации мы писали в статье «Как налоговому агенту заполнить декларацию по НДС».

Когда и как налоговому агенту удержать НДС

Удержать НДС необходимо:

  • если операции связаны с государственным имуществом (арендой или покупкой);

Подробнее о таких действиях можно прочитать в рубрике «Налоговый агент по НДС при сделках с госимуществом».

  • если на территории РФ приобретаются товары (работы, услуги) у иностранной организации, не состоящей на учете в российском налоговом органе;

Условия такого удержания рассмотрены в статье «При приобретении рекламного ролика у контрагента из Белоруссии или Казахстана вы являетесь налоговым агентом по НДС».

  • если посредник, участвующий в расчетах, реализует на территории РФ имущество иностранного поставщика, не состоящего на учете в российском налоговом органе;
  • если уполномоченные организации или ИП осуществляют операции по реализации конфискованного имущества, имущества, реализуемого по решению суда, бесхозяйных ценностей, кладов и скупленных ценностей, а также ценностей, которые перешли по праву наследования государству;
  • если собственник (заказчик) судна не зарегистрировал его в Российском международном реестре судов в течение 45 дней с момента получения права собственности на него.

Сумма налога, которую удерживает агент, может определяться несколькими способами.

О некоторых из них идет речь в публикациях:

  • «Как уплатить «агентский» НДС, если в договоре с иностранным продавцом его сумма не указана?»;
  • «НДС выделяется из цены, только если из сделки нельзя понять, включает цена налог или нет».

Для расчета НДС по валютным платежам важным моментом является определение верного курса операции.

Какой курс следует брать при расчете НДС, разъясняется в материале «По какому курсу для НДС-целей перевести в рубли валютный доход иностранного продавца услуг?».

Когда не возникает обязанности налогового агента

Следует отметить некоторые моменты, наличие которых освобождает от функций агента:

  • при закупке имущества у обанкротившихся лиц;

ВАЖНО! С 2015 года не возникают функции налогового агента ни при продаже имущества в случае банкротства, ни при покупке имущества банкрота. Почему? Читайте в материалах:

«С 2015 г. при реализации имущества должников-банкротов платить НДС не надо»;

«Должники-банкроты сами платят НДС с проданного имущества».

  • по некоторым видам арендных отношений;

Соответствующий пример вы найдете в нашем материале «ФНС напомнила, когда не возникает обязанностей агента при аренде казенного имущества».

  • при покупке имущественных объектов у спецрежимника;

ВАЖНО! При приобретении муниципального имущества у МУП, применяющего упрощенку, покупатель не является налоговым агентом. Читайте об этом в публикации «Если продавец имущества МУП — ”упрощенец”, покупатель не является налоговым агентом по НДС».

  • при операциях с объектами, не подлежащими налогообложению.

Читайте об этом в материале «При приобретении компьютерных программ у иностранной компании можно не платить НДС».

В каких случаях при онлайн-бронировании услуг гостиницы за границей не нужно удерживать НДС, читайте в материале «Бронирование гостиниц, билетов заграницу: кто платит НДС?».

Условия для вычета по НДС налогового агента в 2018-2019 годах

НДС, оплаченный агентом, может быть принят им к вычету. Но для того, чтобы это сделать, необходимо определиться с некоторыми условиями:

  • Важен ли факт оплаты налога?

Ответ на этот вопрос содержится в статье «Для вычета НДС агентом важен факт уплаты».

  • Обязательно ли оприходование объекта?

Выводы ищите в статье «Как принять к вычету НДС по аренде госимущества?».

  • Имеет ли значение место оказания услуг?

Читайте наши материалы «Как налоговому агенту принять к вычету НДС при приобретении товаров (работ, услуг) у иностранного продавца» и «Ваш рекламщик – иностранец? Вы – налоговый агент».

Можно ли вычесть НДС, удержанный налоговым агентом с аванса, при возврате этого аванса иностранным контрагентом, читайте в материале «Иностранный контрагент вернул аванс. Что с НДС у российского покупателя?».

Итак, вопрос исчисления суммы налога налоговым агентам содержит много интересных и специфичных моментов. Хотите узнать о них подробнее – следите за новостями в нашей рубрике «Налоговый агент (НДС)».

Кто такие налоговые агенты по НДС?

Кто такие налоговые агенты?

В некоторых случаях налог в бюджет государства платит не сам налогоплательщик, а другая компания. Как правило, эта компания является источником дохода для самого плательщика налога, она платит налог не из своего кармана, а из денег, причитающихся налогоплательщику. Поэтому эта компания заранее удерживает сумму налога из дохода и сама перечисляет ее в налоговую. Компания, которая платит налог за налогоплательщика, называется налоговым агентом. Иными словами, она выступает посредником между налогоплательщиком и государством. Схема возникла по причине того, что в некоторых ситуациях налогоплательщик сам не может заплатить налог.

Случаи, когда государство возлагает на вас обязанности налогового агента по НДС, перечислены в ст. 161 НК РФ. Вы будете являться налоговым агентом по НДС, если:

  • покупаете товары, работы или услуги у иностранных лиц, которые не состоят на учете в России. При этом местом реализации является РФ (этот нюанс подробно рассмотрим чуть ниже);
  • арендуете государственное имущество у органов власти или купили его в собственность.

Редкие случаи:

  • продаете конфискованное имущество, клады, скупленные ценности и прочие богатства;
  • покупаете имущество банкрота;
  • как посредник реализуете товары, работы, услуги иностранных лиц, не состоящих на учете в России;
  • построили судно и в течение 46 дней после перехода права собственности не зарегистрировали его в Международном реестре судов.

Остановимся на самых распространенных операциях.

Покупка товаров и заказ работ у иностранцев

Строить судно вам, возможно, не придется, а вот покупать у иностранной фирмы импортный товар или заказывать услуги — вполне.

Сделка с иностранцем повлечет за собой отчетность по НДС и перечисление налога, если выполняются следующие условия:

  1. Поставщик-иностранец не состоит на учете в налоговой в России. Всегда уточняйте этот факт при заключении контракта с иностранным продавцом. Если у иностранной компании есть подразделение в России, то отчитываться по НДС вам не придется. Также, если вы заказываете товары или услуги у физлица, то налоговым агентом вы не будете.
  2. Приобретаемый товар или услуга облагаются НДС. Полный перечень операций, освобожденных от НДС, приведен в п.3 ст. 149 НК РФ. Самые распространенные — покупка неисключительных прав на ПО или научно-исследовательские услуги.
  3. Местом реализации является РФ.

Определяем место реализации товаров и услуг

У товаров определить место реализации просто. Если товар изначально в момент отгрузки находится в России, то значит местом реализации и будет РФ. В случае если поставщик будет поставлять товар из своей страны, налоговым агентом по НДС вы не будете и уплатите НДС на таможне.

С услугами дела обстоят сложнее, потому что место реализации определяется по-разному, в зависимости от вида услуги. И тогда местом реализации услуг будет признаваться либо та страна, где вы находитесь, либо место, где находится ваш исполнитель, или какое-то другое место. Место реализации работ и услуг рассматривается в ст. 148 НК РФ. Остановимся на тех, которые встречаются чаще всего в жизни предпринимателей.

Если вы заказываете следующие услуги, то местом их реализации однозначно будет территория РФ, потому что вы работаете в России:

  • передача, предоставление патентов, лицензий, торговых марок, авторских прав и т п.;
  • разработка ПО;
  • консультационные услуги;
  • юридические услуги;
  • бухгалтерские и аудиторские услуги;
  • инжиниринговые услуги;
  • реклама и маркетинг;
  • услуги по обработке информации;
  • предоставление персонала;
  • аренда имущества, кроме недвижимости и авто.

Место реализации всех остальных услуг будет определяться по месту:

  • их фактического оказания, например, если это услуги в сфере образования;
  • нахождения имущества, если это работы или услуги, связанные с ним;
  • нахождения товара при отправлении и в пункте назначения, если вы заказывали транспортные услуги.

Если вы определили, что все три условия выполняются, значит, вы являетесь налоговым агентом по НДС. Поставщик-иностранец не сможет самостоятельно перечислить НДС в налоговую, он не состоит там на учете. Сумму налога вам нужно рассчитать самим и удержать из выплаты иностранцу. Чаще всего сделки происходят в иностранной валюте. Чтобы определить НДС, пересчитайте сумму дохода иностранного поставщика в рубли на дату выплаты денег.

Если в контракте установлена стоимость товаров или услуг с учетом налога, то определить НДС просто: умножьте эту сумму на ставку 18/118. Если вы купили товары, которые облагаются НДС 10%, то нужно умножать на 10/110. Если в контракте указана цена без учета налогов, то сумму НДС можно узнать, умножив стоимость договора на 10% или 18%.

Счет-фактуру вам тоже придется выставить самим себе, но от имени иностранного поставщика. Необходимо это сделать в течение 5 дней со дня оплаты. В строках «Продавец» и «Адрес» нужно указать данные зарубежного контрагента, которые можно взять из контракта. ИНН у иностранца нет, поэтому в строке 2б поставьте прочерк. В полях «Покупатель», «Адрес» и «ИНН» нужно заполнить свои данные. В остальном счет-фактура ничем не отличается от обычных случаев.

НДС, удержанный у иностранца, нужно перечислить в свою налоговую в следующие сроки:

  • при покупке товаров — до 20 числа месяца, следующего за кварталом;
  • при заказе работ и услуг НДС необходимо заплатить одновременно с выплатой денег иностранному лицу. В банк подаются одновременно две платежки — на оплату налога и на оплату услуг контрагенту.

Также до 20 числа месяца, следующего за кварталом, нужно подать декларацию по НДС. За операции налогового агента отвечает второй раздел.

Аренда и покупка государственного имущества у органов власти

В случае с арендой и покупкой имущества вы будете налоговым агентом по НДС, если это государственное имущество и вашим арендодателем или продавцом являются органы власти. Чаще всего это бывает комитет по управлению имуществом.

Как налоговому агенту по НДС вам придется рассчитать сумму налога и удержать ее из арендной платы или из оплаты стоимости имущества, если вы покупаете помещение в собственность.

НДС в этом случае рассчитывается аналогично предыдущему. В договоре аренды или купли-продажи имущества стоимость может быть установлена с учетом НДС или без него. В зависимости от этого условия налог будет вычисляться по-разному.

Если стоимость в договоре указана с учетом НДС, то, чтобы вычислить сумму удержания, вам нужно умножить ее на ставку 18/118. Если в договоре вы видите цену без учета НДС, то вам нужно просто умножить ее на 18%, и вы получите сумму, которую нужно удержать и перечислить в налоговую.

В течение 5 дней со дня оплаты не забудьте составить счет-фактуру. В полях «Продавец», «Адрес» и «ИНН» нужно указать данные арендодателя или продавца из договора. А в данных покупателя нужно заполнить свои реквизиты. Остальные строки счета-фактуры заполняются по общим правилам.

До 20 числа месяца, следующего за кварталом, перечислите НДС в налоговую и подайте декларацию с заполненным разделом 2. На этом все обязанности налогового агента будут исполнены.

С 2014 года отчетность по НДС необходимо сдавать в электронном виде. Обращаем ваше внимание, что это правило не распространяется на налоговых агентов на спецрежимах (УСН, ЕНВД и т д.). В 2014 году вы имеете полное право сдавать отчетность на бумаге, а вот с 2015 года уже только в электронном виде.

Если налоговым агентом выступает организация или ИП на ОСНО, которые являются плательщиками НДС, то такая фирма обязана предоставлять декларации по НДС в электронном виде уже с 2014 года.

Ольга Аввакумова,
эксперт аналитического отдела сервиса «Бухгалтерия.Контур»

Срок для вычета НДС налоговым агентом

Финансовое ведомство не разрешило налоговому агенту отсрочить момент принятия к вычету уплаченного им НДС. Соответствующие разъяснения специалисты Минфина России привели в письме от 17.11.2016 № 03-07-08/67622.

Компания является налоговым агентом по НДС, если она:

  • купила на территории РФ товары (работы, услуги) у иностранной организации, не состоящей на учете в российских налоговых органах (п. 2 ст. 161 НК РФ);

  • приобрела государственное или муниципальное имущество или арендовала его (п. 3 ст. 161 НК РФ);

  • продает конфискованное имущество, бесхозные ценности или имущество, реализуемое по решению суда (п. 4 ст. 161 НК РФ).

В вышеперечисленных ситуациях компания — налоговый агент должна исчислить и заплатить в бюджет соответствующую сумму НДС, а затем принять уплаченную сумму налога к вычету (п. 3 ст. 171, п. 4 ст. 173 НК РФ). Пунктом 1.1 ст. 172 НК РФ установлен трехлетний срок для вычета НДС. Но он касается только вычетов, предусмотренных п. 2 ст. 171 НК РФ. К ним относятся суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) либо уплаченные при ввозе товаров на территорию РФ (письма Минфина России от 06.08.2015 № 03-07-11/45515, от 12.05.2015 № 03-07-11/27161).

Для иных вычетов НДС (например, исчисленного с сумм оплаты, предварительной оплаты; предъявленного продавцом товаров (работ, услуг) в отношении сумм оплаты, частичной оплаты; уплаченного в качестве налогового агента и др.) налогоплательщики не вправе применять положения п. 1.1 ст. 172 НК РФ. В связи с этим такие вычеты следует осуществлять в том налоговом периоде, в котором у налогоплательщика выполнены соответствующие условия, предусмотренные ст. 171 и 172 НК РФ. То есть когда товары (работы, услуги) приняты к учету и их предполагается использовать в операциях, облагаемых НДС, имеются соответствующие первичные документы и счет-фактура. К такому выводу специалисты финансового ведомства пришли в письме от 09.04.2015 № 03-07-11/20290, а в комментируемом письме это еще раз подтвердили.

Итак, положения п. 1 ст. 172 НК РФ на вычеты НДС налоговыми агентами не распространяются. Но это не значит, что налоговый агент теряет возможность вычета НДС, если он не заявил его в налоговом периоде, когда у него возникло право на него.

В своих письмах Минфин России неоднократно разъяснял, что в случае осуществления организацией вычета НДС в более поздние сроки, чем возникло право на вычет, нужно подать уточненную декларацию за налоговый период, в котором появилось право на применение налогового вычета. При этом на основании положений п. 2 ст. 173 НК РФ представить ее можно в течение трех лет после окончания налогового периода, в котором возникло указанное право (письма от 12.03.2013 № 03-07-10/7374, от 13.02.2013 № 03-07-11/3784, от 15.01.2013 № 03-07-14/02). Аналогичного мнения придерживаются ФНС России (письмо от 30.03.2012 № ЕД-3-3/1057@) и арбитры (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 31.01.2011 по делу № А11-2497/2010 (Определением ВАС РФ от 17.05.2011 № ВАС-5739/11 отказано в передаче дела на пересмотр)).

Условия принятия НДС к вычету

При приобретении товаров, работ, услуг на территории России у иностранного поставщика, не зарегистрированного на территории РФ, российская организация или индивидуальный предприниматель становятся налоговыми агентами независимо от того, применяют они освобождение от уплаты НДС или нет, а также независимо от применяемой системы налогообложения (ОСНО, ЕНВД, УСН, ПСН).

ВАЖНО! Если приобретаемые на территории России товары, работы, услуги у иностранного поставщика не облагаются НДС (освобождены от уплаты НДС), то обязанности по уплате налога за иностранного контрагента не возникает (см. письма Минфина России от 17.08.2012 № 03-07-08/252, от 11.07.2012 № 03-07-08/177, от 11.10.2011 № 03-07-08/284, от 02.09.2011 № 03-07-08/274).

При регистрации иностранных организаций в налоговом органе выдается свидетельство о постановке на учет иностранной организации по форме № 11 СВ-Учет. (п. 23 приказа Минфина РФ «Об утверждении Особенностей учета в налоговых органах иностранных организаций, не являющихся инвесторами по соглашению о разделе продукции или операторами соглашения» от 30.09.2010 № 117н, приложение 12 к приказу ФНС России от 13.02.2012 № ММВ-7-6/80@). Если это свидетельство у иностранного поставщика отсутствует, то в российских налоговых органах он не зарегистрирован и при приобретении у него на территории России товаров, работ, услуг, облагаемых НДС, нужно удержать налог. Если иностранным поставщиком, не зарегистрированным в налоговом органе, окажется физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем, то российскому покупателю удерживать и уплачивать НДС не нужно (письмо Минфина России от 27.12.2012 № 03-07-08/350).

Налоговый агент обязан удержать у иностранного поставщика НДС и уплатить его в бюджет (пп. 1, 2 ст. 161 НК РФ).

При этом согласно п. 3 ст. 171 НК РФ суммы налога, удержанные из доходов, выплаченных организацией иностранному поставщику и уплаченные в бюджет, можно принять к вычету (Письма Минфина России от 19.08.2013 № 03-07-13/1/33717, от 03.08.2010 № 03-07-08/220).

Принять к вычету НДС можно и в том случае, когда он уплачен в бюджет РФ за счет собственных средств, если стоимость товаров (работ, услуг) по договору с иностранным поставщиком не содержит НДС (письма Минфина России от 26.05.2016 № 03-07-13/1/30201, от 05.06.2013 № 03-03-06/2/20797).

Налоговый агент принимает НДС к вычету при соблюдении следующих условий:

1. Российская организация (налоговый агент) состоит на учете в налоговых органах и является плательщиком НДС (абз. 2 п. 3 ст. 171 НК РФ).

ВАЖНО! Если организация использует специальные налоговые режимы в виде УСН, ЕНВД, ЕСХН, патентной системы налогообложения или не платит НДС по статьям 145, 145.1 НК РФ, то вычет по НДС не применяется. Согласно п. 2 ст. 170 НК РФ, НДС иностранного поставщика в таком случае включается в стоимость приобретенных товаров (работ, услуг).

2. У налогового агента имеются платежные документы, подтверждающие перечисление НДС в бюджет РФ (абз. 3 п. 3 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ);

3. Товары (работы, услуги), приобретенные у иностранного лица, используются в деятельности, облагаемой НДС (абз. 3 п. 3 ст. 171 НК РФ);

4. Налоговый агент имеет надлежаще оформленный им же счет-фактуру (абз. 2 п. 3 ст. 168 НК РФ);

5. Приобретенные товары (работы, услуги) приняты к учету (абз. 2 п. 1 ст. 172 НК РФ).

ВАЖНО! Вычет «агентского» НДС можно заявить только в том квартале, в котором выполнены условия для этого вычета. Переносить его на более поздние периоды нельзя (письма Минфина от 17.11.2016 № 03-07-08/67622, от 09.04.2015 № 03-07-11/20290). При обнаружении того обстоятельства, что вычет в декларации за квартал, когда возникло право на него, не отражен, нужно подать уточненную декларацию за этот квартал. Сделать это можно в течение трех лет со дня окончания квартала, в котором возникло право на вычет (письмо Минфина от 07.07.2016 № 03-07-08/39963).

Правила применения вычета НДС, уплаченного за товар

При соблюдении перечисленных выше условий, заявить к вычету НДС, уплаченный за иностранного поставщика товаров можно по итогам того периода, в котором уплачен налог в бюджет. Это установлено в п. 3 ст. 171, ст. 172 НК РФ, а также подтверждено Минфином России (Письма Минфина России от 23.10.2013 № 03-07-11/44418, от 13.01.2011 № 03-07-08/06). Уплата налоговым агентом НДС по товарам, приобретенным на территории России у иностранного юридического лица, производится равными долями не позднее 25-го числа каждого из трех месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом (письмо Минфина РФ от 01.11.2010 № 03-07-08/303, п. 1 ст. 174 НК РФ).

Пример

Российская организация «Эталон» 15 марта 2017 года приобрела у иностранной компании SSD товары на сумму 354 000 руб. Оплата за товар перечислена 17 марта. По итогам 1-го квартала 2017 года «Эталон» представила налоговую декларацию с отражением в ней суммы НДС к уплате в качестве налогового агента в размере 54 000 руб. ( 354 000 руб. × 18/118). Налог был перечислен в бюджет тремя равными платежами в размере 18 000 руб. в установленные сроки: 25 апреля, 25 мая и 25 июня 2017 года. Следовательно, в декларации за 2-й квартал 2017 года организация «Эталон» вправе заявить к вычету уплаченные в бюджет суммы НДС.

Налоговый агент по НДС: ответы на самые популярные вопросы

Случаи, когда лицо становится налоговым агентом по НДС, перечислены в статье 161 НК РФ. В частности, организация признается налоговым агентом по НДС:

  • если арендует государственное или муниципальное имущество непосредственно у органов государственной власти и местного самоуправления (абз. 1 п. 3 ст. 161 НК РФ);
  • если приобретает товары (работы, услуги) у иностранных организаций, которые не состоят в России на налоговом учете. При этом сама организация должна состоять на учете в налоговой инспекции, а местом реализации товаров (работ, услуг) должна быть территория России (п. 1 и 2 ст. 161, ст. 147, 148 НК РФ). При приобретении товаров (работ, услуг) у иностранных граждан (не зарегистрированных в России в качестве предпринимателей) обязанности налоговых агентов у российских организаций не возникают (письма Минфина России от 06.06.2011 № 03-07-08/166 и от 05.03.2010 № 03-07-08/62);
  • если приобретает на территории России имущество казны (абз. 2 п. 3 ст. 161 НК РФ). Исключение – приобретение (выкуп) субъектами малого и среднего предпринимательства арендованного ими имущества казны субъектов РФ и муниципальных образований. С 1 апреля 2011 года реализация такого имущества не является объектом обложения НДС (Закон от 22.07.2008 № 159-ФЗ, подп. 12 п. 2 ст. 146 НК РФ). Следовательно, если право собственности на арендованное имущество казны (кроме имущества государственной казны РФ) перешло к субъекту малого (среднего) предпринимательства после 31 марта 2011 года, то он не становится налоговым агентом (письма Минфина России от 23.03.2011 № 03-07-14/17, ФНС России от 12.05.2011 № КЕ-4-3/7618). Если право собственности на такое имущество получено до 1 апреля 2011 года, а оплата имущества производится позже, субъекты малого (среднего) предпринимательства признаются налоговыми агентами (подп. 12 п. 2 ст. 146, письмо ФНС России от 26.04.2011 № АС-2-3/388);
  • если реализует на территории России имущество по решению суда (кроме имущества, изъятого у бывшего собственника при проведении процедуры банкротства а также имущества банкротов) (п. 4 ст. 161 НК РФ). При этом имеет значение, кому это имущество принадлежит. Так, если собственник арестованного имущества не признается плательщиком НДС (например, это компания, применяющая УСН), организация, реализующая такое имущество, не будет выступать налоговым агентом (письмо Минфина России от 11.11.2009 № 03-07-11/300);
  • если выступает в качестве посредника (с участием в расчетах) при реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) иностранными организациями, не состоящими в России на налоговом учете (п. 5 ст. 161 НК РФ).

В каком порядке налоговый агент должен рассчитать и начислить НДС

Чтобы рассчитать сумму НДС, которую налоговый агент должен удержать с контрагента-налогоплательщика и перечислить в бюджет, нужно определить налоговую базу и выбрать необходимую налоговую ставку.

Базой для расчета является сумма выручки (дохода) контрагента-налогоплательщика по операциям, перечисленным в статье 161 НК РФ. О них мы уже поговорили выше.

О том, включать в налоговую базу сам НДС или нет, сказано также в статье 161 НК РФ. Так, налоговая база определяется с учетом НДС:

  • при аренде государственного (муниципального) имущества непосредственно у органов исполнительной власти и управления (абз. 1 п. 3 ст. 161 НК РФ);
  • при (получении) государственного или муниципального имущества, не закрепленного приобретении товаров (работ, услуг) у иностранных организаций, не состоящих в России на налоговом учете (п. 1 ст. 161 НК РФ);
  • при покупке за государственными (муниципальными) организациями (абз. 2 п. 3 ст. 161 НК РФ).

Во всех этих случаях налоговые агенты начисляют налог к уплате в бюджет в день оплаты приобретаемых товаров (работ, услуг). То есть либо в момент предварительной оплаты (в полном объеме или частично), либо в момент окончательного расчета с контрагентом. Причем при приобретении товаров (работ, услуг) у иностранных организаций, не состоящих в России на налоговом учете, налоговую базу определяют по курсу Банка России на дату перечисления денег (п. 3 ст. 153 НК РФ, письмо Минфина России от 01.11.2010 № 03-07-08/303). Пересчитывать сумму налога по курсу, действующему на дату принятия товаров (работ, услуг) к учету, не нужно. Требование, предусмотренное в абзаце 4 пункта 1 статьи 172 НК РФ, на налоговых агентов не распространяется (письмо Минфина России от 03.07.2007 № 03-07-08/170).

Налоговую базу определяют без учета НДС (с учетом акцизов для подакцизных товаров), например, при реализации в качестве посредника (с участием в расчетах) товаров (работ, услуг, имущественных прав) иностранных организаций, не состоящих в России на налоговом учете (п. 5 ст. 161 НК РФ). В подобных случаях налоговые агенты начисляют налог к уплате в бюджет либо в день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), либо в день их оплаты — в зависимости от того, какое из этих событий произошло раньше.

Размер налоговой ставки зависит от вида товаров (работ, услуг), которые организация – налоговый агент покупает или реализует на территории России.

Сумма НДС, которая должна быть перечислена в бюджет, определяется по расчетной ставке, если налоговая база включает в себя НДС. А также при получении аванса (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг), при реализации которых налоговая база определяется без учета НДС (п. 4 ст. 164 НК РФ).

Если в налоговую базу НДС не входит, сумму налога, которая должна быть перечислена в бюджет, считают по ставке 18 или 10 процентов. Рассчитанную таким образом сумму НДС налоговый агент обязан предъявить покупателю дополнительно к цене реализуемых товаров (п. 1 ст. 168 НК РФ).

Как осуществляется уплата НДС налоговым агентом

Сумму НДС, начисленную (удержанную) в том или ином налоговом периоде (квартале), налоговый агент должен перечислять в бюджет ежемесячно равными долями не позднее 25-го числа каждого из трех месяцев, следующих за этим кварталом (п. 1 ст. 174, ст. 163 НК РФ). Например, за III квартал 2015 года — не позднее 26 октября (25 октября — выходной день), 25 ноября и 25 декабря.

Исключение — уплата НДС по работам (услугам), исполнителями которых являются иностранные организации, не состоящие в России на налоговом учете. Налоговый агент обязан перечислить удержанный налог в бюджет одновременно с выплатой денежных средств иностранным организациям. Банкам запрещено принимать платежные поручения на перевод оплаты исполнителю, если одновременно с ними заказчик не предъявил платежное поручение на перечисление НДС в бюджет (абз. 2 и 3 п. 4 ст. 174 НК РФ).

В платежном поручении на перечисление НДС, в частности, укажите (Правила, утвержденные приказом Минфина России от 12.11.2013 № 107н):

  • в поле 101 «Статус лица, оформившего документ» – код 02 (налоговый агент);
  • в поле 104 «КБК» – код бюджетной классификации НДС (в 2015 году это КБК 182 1 03 01000 01 1000 110. Заметьте: КБК НДС налогового агента точно такой же, как и у обычного юридического лица – плательщика НДС);
  • в поле 106 «Основание платежа» – код ТП (платеж текущего года).

Какие проводки составляет налоговый агент по НДС

Удержание НДС из сумм, причитающихся продавцу (арендодателю), оформляют проводками:

Дебет 19 Кредит 60

— учтен НДС, предъявленный продавцом (арендодателем) (у неплательщиков НДС вместо счета 19 может быть сразу счет учета затрат);

Дебет 60 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»

— удержан НДС налоговым агентом.

Перечисление удержанной суммы в бюджет отражают записью:

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 51

— перечислена в бюджет удержанная сумма НДС.

Если налог перечислен в бюджет за счет собственных средств (в случае, когда своевременно налог по какой-либо причине не был удержан из средств контрагента), потребуются такие проводки:

Дебет 19 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»

— отражена сумма НДС, подлежащая уплате за счет собственных средств;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 51

— перечислен в бюджет НДС за счет собственных средств.

При реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) иностранных организаций (не состоящих на налоговом учете в России) по договорам поручения, комиссии или агентским договорам, проводки будут следующие:

Дебет 62 Кредит 76

— реализованы товары (работы, услуги, имущественные права), принадлежащие иностранной организации;

Дебет 51 Кредит 62

— получена оплата за товары (работы, услуги, имущественные права);

Дебет 76 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»

— удержан НДС из доходов иностранной организации;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 51

— перечислена в бюджет удержанная сумма НДС;

Дебет 76 Кредит 51

— перечислена контрагенту полученная оплата за товары (работы, услуги, имущественные права) за минусом удержанного НДС.

Какую отчетность подают налоговые агенты по НДС

При исполнении обязанностей налоговых агентов по НДС нужно составлять счета-фактуры. Общий порядок составления этих документов установлен пунктами 5–7 статьи 169 НК РФ.

Далее налоговые агенты – плательщики НДС отражают сведения в книге продаж и покупок (п. 22 раздела II приложения 4 и абз. 1 п. 3, п. 15 и 16 раздела II приложения 5 к постановлению Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137). Налоговые агенты – неплательщики НДС отражают сведения лишь в книге продаж. Кроме того, в любом случае посредники, экспедиторы, застройщики, которые от своего имени выставляют счета-фактуры или получают счета-фактуры в интересах других лиц, ведут также журнал учета счетов-фактур, полученных и выставленных в рамках посреднической деятельности (деятельности по договорам транспортной экспедиции, при выполнении функций застройщика). Журналы налоговые агенты сдают в ИФНС в составе декларации по НДС (п. 5.1 ст. 174 НК РФ).

В целом декларацию по НДС должны представлять все налоговые агенты. Подавать отчетность нужно по месту своего учета. Формат – электронный (по ТКС). Исключение: если налоговый агент — неплательщик НДС. То есть применяет спецрежим или освобожден от уплаты налога по статье 145 НК РФ. В таком случае можно подавать декларацию на бумаге или электронно – на выбор. Лишь в одном случае данная льгота не применяется: если налоговый агент — посредник, экспедитор или застройщик, который от своего имени выставляет счета-фактуры или получает счета-фактуры в интересах других лиц. Тогда нужно сдать отчетность электронно.

Срок представления декларации по НДС налоговым агентом во всех случаях — не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом (п. 5 ст. 174 НК РФ).

Декларацию по НДС заполняют по общим правилам (приказ ФНС РОССИИ от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@). При этом используют данные, которые отражены:

  • в книге покупок и книге продаж. Отдельно эти сведения указывают в разделах 8 и 9 декларации;
  • журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур. Отдельно эти сведения указывают в разделах 10 и 11 декларации.

За несвоевременное представление налоговой декларации налоговая инспекция может:

  • оштрафовать организацию (ст. 119 и 119.1 НК РФ);
  • заблокировать банковский счет организации (п. 3 ст. 76, п. 6 ст. 6.1 НК РФ).

Источник: Журнал «Российский Налоговый Курьер»

Налоговые агенты и их обязанность по уплате НДС

Главная — Статьи

Налоговые агенты — это лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом РФ возлагается обязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налога в бюджет. Определение «налоговый агент» представлено в ст. 24 НК РФ.
Относительно налога на добавленную стоимость налоговые агенты подразделяются на следующие виды:
1) Налоговые агенты, приобретающие товары (работы, услуги) на территории РФ у иностранных лиц, не состоящих на налоговом учете. К данной категории налогоплательщиков можно отнести как организации, так и индивидуальных предпринимателей, при этом независимо от того, являются ли эти организации или индивидуальные предприниматели плательщиками НДС. Налоговыми агентами могут выступать:
— организации и индивидуальные предприниматели, получившие освобождение от исполнения обязанностей по уплате налога;
— организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся плательщиками единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН);
— организации, индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения (УСН);
— организации и индивидуальные предприниматели, применяющие систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.
Порядок исчисления и уплаты НДС налоговыми агентами регулируется Налоговым кодексом РФ, а именно ст. ст. 161, 164, 170, 171, 173, 174.
Налоговые агенты при исполнении своих обязанностей исчисляют налоговую базу по налогу на добавленную стоимость. Она соответствует сумме доходов от реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ иностранным лицам с учетом налога. Налоговая база исчисляется раздельно по каждой совершенной операции.

Пример. Организация заключает договор с иностранной организацией по закупке товаров. Местом реализации товаров является территория РФ. Первая партия поступила на сумму 360 000 у. е. с учетом НДС. Вторая партия поступила через месяц на сумму 180 000 у. е. В данном случае налоговая база будет определяться раздельно, и при первой партии поступления она будет соответствовать 360 000 у. е., а при второй партии поступления — 180 000 у. е.
При этом при заключении договора необходимо четко обговорить порядок включения НДС: либо НДС включен в цену продажи, либо НДС начисляется сверху. Ведь от этого условия будет зависеть порядок расчета суммы НДС. Вернемся к нашему примеру.
Если сумма поставки включает сумму НДС, то расчет будет осуществляться следующим образом:
1-я партия: 360 000 x 18 / 118 = 54 915 у. е.;
2-я партия: 180 000 x 18 / 118 = 27 458 у. е.
В этом случае, общая сумма составит 540 000 у. е. (360 000 + 180 000).
Если в договоре будет указано, что сумма НДС начисляется сверху суммы товара, то расчет будет осуществляться следующим образом:
1-я партия: 360 000 x 18% = 64 800 у. е.;
2-я партия: 180 000 x 18% = 32 400 у. е.
Общая сумма перечисления составит 604 800 у. е.

Таким образом, при заключении договора необходимо четко обговорить, включает цена сумму налога или не включает.
Налоговая ставка при удержании налога из доходов иностранных налогоплательщиков соответствует 18% или 10%, в зависимости от реализуемых товаров.
Уплата налога в данном случае возлагается на налогового агента одновременно с выплатой (перечислением) средств иностранным организациям. При перечислении денежных средств иностранной организации налоговый агент должен представить в банк, через который осуществляется перечисление средств, поручение на уплату налога. При этом на расчетном счете должно быть достаточно средств для уплаты всей суммы. В ином случае банк не вправе принимать поручение на перевод денежных средств.
Суммы налога, уплаченные налоговыми агентами в бюджет, подлежат возмещению, т.е. вычету. Воспользоваться таким правом могут только налоговые агенты, являющиеся плательщиками НДС. Такие налоговые агенты (плательщики НДС) имеют возможность возместить из бюджета суммы уплаченного НДС в следующих случаях:
— возврат товара продавцу, в данном случае иностранной организации, или отказ от товара;
— отказ от работ или услуг, выполненных иностранной организацией;
— изменение условий договора или его расторжение.
Принятие налога на добавленную стоимость к вычету производится в том же порядке, что и при покупке товаров (работ, услуг) у российских организаций.
Ранее говорилось, что вычет могут получить только налоговые агенты, являющиеся плательщиками НДС. Если налоговый агент не является плательщиком НДС в связи с применением специальных режимов налогообложения (УСН, ЕНВД, ЕСХН) или освобожден от исполнения обязанностей налогоплательщика, то согласно Налоговому кодексу РФ (гл. 25, 26.1 и 26.2) он имеет право включить в состав расходов суммы налога, исчисленные и уплаченные в бюджет.
На налоговых агентов возлагается обязанность по представлению налоговой декларации в инспекцию по месту учета в срок не позднее 20 дней по истечении налогового периода. При заполнении налоговой декларации следует руководствоваться Порядком по заполнению налоговой декларации, утвержденным Приказом Минфина России от 15.10.2009 N 104н, который предусматривает особенности заполнения декларации налоговыми агентами. Если налоговый агент выполнял в налоговом периоде только свои функции, то в налоговой декларации он должен заполнить титульный лист и разд. 2. Если налогоплательщиком в налоговом периоде осуществлялись только операции, не подлежащие налогообложению, но выполнялись функции налогового агента, при сдаче декларации необходимо заполнить разд. 2 и 7, а в разд. 1 проставить прочерки. Налоговые агенты могут и не являться плательщиками НДС, и при сдаче декларации они заполняют только титульный лист и разд. 2 декларации.
И еще одна особенность заполнения налоговой декларации касается налогового агента, функции которого выполняет иностранная организация, состоящая на учете и имеющая несколько подразделений на территории РФ. Налоговая декларация не представляется отдельно. Раздел 2 заполняется и включается в состав общей декларации. Общую декларацию по налогу на добавленную стоимость представляет отделение иностранной организации, уполномоченное осуществлять уплату налогов по всем операциями и по всем подразделениям, находящимися на территории РФ. Стоит отметить, что разд. 2 представляется только в отношении тех подразделений, которые выполняли функции налогового агента. По подразделениям, у которых не возникала обязанность налогового агента, данный раздел не заполняется.
2) Налоговые агенты, выполняющие посредническую функцию при реализации товаров (работ услуг), принадлежащих иностранным организациям на территории РФ, не состоящим на налоговом учете.
Обязанность по уплате налога на добавленную стоимость в этом случае возлагается на налоговых агентов, осуществляющих деятельность с участием различного рода договоров, а именно договоров поручения, договоров комиссии, агентских договоров. В роли налогового агента могут выступать как организации, так и индивидуальные предприниматели, независимо от того, являются они плательщиками НДС или не являются. Налоговые агенты могут являться плательщиками единого налога на вмененный доход, единого сельскохозяйственного налога, единого упрощенного налога. Второй стороной в договоре выступает иностранная организация, которая не состоит на налоговом учете на территории РФ.
Стоит также отметить, что предметом договора могут выступать не только реализация товаров (работ, услуг), а также имущественных прав.
Налоговая база при реализации на территории РФ товаров, принадлежащих иностранным лицам, не состоящим на налоговом учете, определяется налоговыми агентами как стоимость таких товаров с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них суммы налога. Соответственно, налоговую базу необходимо определять только в случае реализации товара. Определение налоговой базы при реализации на основании договора комиссии (поручения или агентского договора) услуг или работ не предусмотрено.
Налоговая ставка также соответствует либо 18, либо 10%.

Пример. Российская организация заключила с иностранной организацией договор комиссии на реализацию товаров, принадлежащих иностранной компании, на территории РФ. Цена товара, подлежащая реализации, равна 185 у. е. без учета НДС. Данная сумма и будет являться налоговой базой для исчисления налога на добавленную стоимость.
Поскольку в данном примере указано, что цена на товар не включает суммы НДС, то расчет будет производиться следующим образом:
185 x 18% = 33 300 руб.

Что касается порядка уплаты налога в данной ситуации, то Налоговый кодекс РФ его устанавливает. Поскольку данный момент не прописан в Налоговом кодексе РФ, необходимо обратить внимание Минфина по данному вопросу или просмотреть сформировавшуюся судебную практику.
По данному вопросу существует мнение, что налоговые агенты должны уплачивать НДС в общем порядке, а именно не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом. Моментом определения налоговой базы будет наиболее ранняя из следующих дат:
— день отгрузки (передачи) товаров покупателям;
— день поступления оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров от покупателей.
Иными словами, операция по реализации налоговым агентом товара, принадлежащего иностранной организации, не состоящей на налоговом учете, в данном случае приравнивается к реализации товара налоговым агентом, принадлежащего российской организации. Данная позиция основывается на Порядке заполнения налоговой декларации по НДС, а также на самой форме разд. 2 этой декларации (Приказ Минфина России от 07.11.2006 N 136н). Но тем не менее поскольку данное положение не предусмотрено Налоговым кодексом РФ, то взимание с налоговых агентов штрафов и пеней за просрочку платежей необоснованно.
Другой позиции придерживаются суды. Они считают, что операции, в которых налоговые агенты выступают посредниками, приравниваются к операциям, когда налоговые агенты приобретают товары (работы, услуги) у иностранных организаций, не состоящих на налоговом учете. Напомним, что в этом случае налоговые агенты должны уплачивать и перечислять налог одновременно с выплатой (перечислением) денежных средств иностранной организации. На это указывает Постановление ФАС СЗО от 10.12.2007 N А56-44624/2006.
Поскольку налоговые агенты в операции по реализации товаров (работ, услуг) иностранной организацией, не состоящей на налоговом учете, выполняют посредническую функцию, то уплаченная сумма НДС не подлежит возмещению. Данное положение указано в п. 3 ст. 171 НК РФ. Обосновано данное положение тем, что налоговые агенты являются связующим звеном между продавцом товаров (иностранной организацией, не состоящей на налоговом учете) и покупателем товаров, на которых и будет возлагаться ответственность по уплате налога.

Пример. Российская организация заключила договор комиссии с иностранной организацией, не состоящей на налоговом учете по НДС, на поставку бытовой техники. Вознаграждение посредника будет составлять 15% от валовой выручки, включая суммы НДС.
Во II квартале 2011 г. организация (посредник) реализовало на территории РФ товар на сумму 354 000 руб., в том числе НДС — 54 000 руб. Соответственно, сумма в размере 54 000 руб. подлежит уплате в бюджет именно посреднической организацией.
Сумма вознаграждения будет соответствовать 35 400 руб. Соответственно, сумма задолженности посредника перед иностранной организацией составит 246 000 руб. (354 000 — 54 000 — 35 400).

Несмотря на то что налоговый агент — посредник не имеет возможности возмещать сумму НДС, он не освобождается от обязанности сдавать налоговую декларацию. Декларация налоговыми агентами представляется в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Сдавать ее необходимо в инспекцию по месту налогового учета.
3) Налоговые агенты, арендующие государственное имущество.
К государственному имуществу относят имущество федеральное, субъектов РФ и муниципальное. Данные нормы регулируются ст. 161 НК РФ.
Арендаторами государственного имущества могут выступать организации и индивидуальные предприниматели, арендующие имущество, предоставленное органами государственной власти. При этом арендовать имущество государственной власти могут не только российские, но и иностранные организации. Стоит также отметить, что налоговые агенты могут и не являться плательщиками налога на добавленную стоимость (использовать специальные режимы налогообложения или иметь освобождение от уплаты НДС).
Налоговой базой при реализации услуг по предоставлению в аренду органами государственной власти имущества будет являться сумма арендной платы с учетом налога. В отличие от предыдущих видов деятельности налоговых агентов, к арендной плате государственного имущества применяется только ставка в размере 18%. Ставка 10% не применяется. Соответственно, сумма налога рассчитывается как отношение налоговой ставки к налоговой базе, принятой за 100 и увеличенной на размер налоговой ставки.

Пример. Организация заключает договор с органами местного самоуправления об аренде помещения. Стоимость арендной платы составляет 11 800 руб. с учетом НДС. В данном случае стоимость арендной платы и будет являться налоговой базой для исчисления налога. Рассчитаем сумму налога на добавленную стоимость:
14 160 x 18 / 118 = 2160 руб.

Уплачивается налог в бюджет в полном объеме налоговыми агентами за счет тех средств, которые подлежат перечислению арендодателю. Уплата производится не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, т.е. за тем периодом, в котором была перечислена арендная плата.
При выполнении общих условий сумма НДС, удержанная из арендной платы, подлежит вычету или относится на соответствующие источники покрытия. Сложности при получении возмещения возникают довольно-таки часто, поскольку арендуемое имущество принадлежит государственным или муниципальным органам, которые не всегда выписывают счета-фактуры.
Налоговые органы в вычете не отказывают, поскольку в этом случае придерживаются своего мнения (Письма УФНС России по г. Москве от 15.11.2004 N 24-11/73835, УМНС России по г. Москве от 26.12.2003 N 24-11/72147). В случае аренды государственного имущества, арендатор должен выписать счет-фактуру сам в одном экземпляре, при этом сделать в нем пометку «Аренда государственного имущества». Как и полагается, счет-фактура регистрируется в книге продаж в момент фактического перечисления в бюджет арендной платы и НДС. Что касается книги покупок, то в ней счет-фактура регистрируется только по части суммы арендной платы. Это связано с тем, что данную сумму налоговый агент будет отражать в составе расходов отчетного периода при исчислении налога на прибыль. Помимо этого, согласно Правилам ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость в книге продаж обязательно регистрируются все счета-фактуры, когда возникает обязанность по исчислению НДС. Данная норма относится и к налоговым агентам.
Данное мнение налоговиков имеет противоречивое мнение судов. В Налоговом кодексе РФ не прописано, что налогоплательщик не обязан выписывать себе счет-фактуру. Поскольку счет-фактура не является единственным документом, на основании которого предоставляется налогоплательщику вычет, то, соответственно, налогоплательщик может воспользоваться иными документами, подтверждающими уплату налога на добавленную стоимость (Определение Конституционного Суда РФ от 02.10.2003 N 384-О).
Налоговые агенты также не уходят от обязанности подачи декларации. Представляется она по месту учета налогового агента в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Еще раз напомним, что при аренде государственного имущества налоговая база определяется как сумма арендной платы с учетом налога. Налоговая база определяется налоговым агентом отдельно по каждому арендуемому объекту. Налоговые агенты обязаны исчислять и уплачивать налог в бюджет, при этом удерживая его из суммы, перечисляемой арендодателю. Таким образом, арендаторы федерального имущества признаются налоговыми агентами в случае предоставления им этого имущества органами государственной власти и управления. Иными словами, ст. 161 НК РФ регулирует только отношения, заключенные между органами государственной власти и арендатором (организацией или физическим лицом). Другие отношения данный норматив не регулирует.
Ранее упоминалось, что организации и индивидуальные предприниматели могут являться плательщиками НДС, а могут таковыми и не быть. С плательщиками НДС все понятно. А как быть с организациями, не являющимися плательщиками НДС?
Согласно п. 5 ст. 346.11 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов. Таким образом, арендаторы государственного имущества (имущества субъекта РФ и муниципального имущества), применяющие упрощенную систему налогообложения, признаются налоговыми агентами по НДС.
Если участником отношений с государственными органами выступает организация или индивидуальный предприниматель, являющийся плательщиком единого налога на вмененный доход, то, согласно п. 3 ст. 161 НК РФ, он не освобождается от исполнения обязанностей налогового агента. Напомним, что организации, применяющие систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, согласно п. 4 ст. 346.26 НК РФ плательщиками налога на добавленную стоимость не являются. Тем не менее данная норма не освобождает такую организацию от обязанностей налогового агента, и поэтому арендаторы государственного имущества, уплачивающие ЕНВД, признаются налоговыми агентами по НДС.
4) Налоговые агенты, покупающие государственное имущество, не закрепленное за государственными организациями.
Налоговыми агентами в данном случае могут выступать индивидуальные предприниматели и организации, приобретающие имущество. Также эти организации и индивидуальные предприниматели могут выступать в качестве плательщика НДС, а могут не являться его плательщиком. Таким образом, приобрести государственное имущество и выступать налоговыми агентами могут индивидуальные предприниматели и организации, находящиеся на общей системе налогообложения, упрощенной системе налогообложения, системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, а также на системе налогообложения в виде единого сельскохозяйственного налога.
Для исчисления суммы НДС необходимо определить налогооблагаемую базу, соответствующую сумме доходов от реализации этого имущества с учетом налога. Налоговая база определяется отдельно по каждой операции.
Налоговая ставка в случае реализации государственного имущества соответствует либо 18%, либо 10%, в зависимости от вида имущества. Поскольку налоговая база включает сумму налога, то расчет производится как процентное отношение налоговой ставки к налоговой базе, принятой за 100, увеличенной на соответствующий размер налоговой ставки. Таким образом, если налогообложение осуществляется по ставке 10%, то расчет суммы налога осуществляется в следующем порядке:

Сумма налога = Налоговая база x 10 / 110.

Если налогообложение осуществляется по ставке 18%, то расчет суммы налога выглядит следующим образом:

Сумма налога = Налоговая база x 18 / 118.

Порядок и срок уплаты налога на добавленную стоимость не прописаны в Налоговом кодексе РФ, но тем не менее обязанность по его уплате в результате приобретения государственного имущества, не закрепленного за государственными организациями, возлагается на налоговых агентов, или, иными словами, на покупателей.
Право на получение налоговых вычетов по данным операциям — только у налоговых агентов, являющихся плательщиками налога на добавленную стоимость и, соответственно, исполняющих свои обязанности налогоплательщика. Еще одно условие использования налогового вычета — приобретение государственного имущества — связано с осуществлением операций, признаваемых объектами налогообложения (например, перепродажа имущества).
Налоговые агенты должны представить в налоговые органы по месту своего учета в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за окончанием налогового периода, декларацию. Для данной операции (приобретение государственного имущества, не закрепленного за государственными организациями) имеются свои особенности заполнения налоговой декларации по НДС. Если налогоплательщик в налоговом периоде осуществляет только функции налогового агента, то им заполняются титульный лист и разд. 2 декларации. Если налогоплательщик осуществляет в налоговом периоде только операции, не подлежащие налогообложению (ст. 149 НК РФ), и выполняет функции налогового агента, то им заполняются титульный лист, разд. 2 и 9 декларации (при заполнении разд. 1 декларации в этом случае ставятся прочерки).
В случае если функции налогового агента выполняют организации и индивидуальные предприниматели, не являющиеся налогоплательщиками НДС в связи с переходом на ЕСХН, на УСН, а также на ЕНВД, то заполняются титульный лист и разд. 2 декларации (при отсутствии показателей для заполнения разд. 1 декларации в строках указанного раздела ставятся прочерки).
Функции налогового агента могут выполнять иностранные организации, состоящие на налоговом учете и имеющие на территории РФ несколько подразделений. В этом случае при заполнении декларации по НДС заполняется разд. 2 декларации и включается в состав представляемой декларации отделением данной иностранной организации, уполномоченным осуществлять уплату налога в целом по операциям всех находящихся на территории РФ отделений.
5) Налоговые агенты, осуществляющие операции по реализации особого имущества.
К категории особого имущества в данном случае можно отнести конфискованное имущество, движимое бесхозяйное имущество, изъятое имущество, которое было обращено в собственность государства, имущество, реализуемое по решению суда, ценности, перешедшие государству по праву наследования. В свою очередь, Российский фонд федерального имущества может привлекать организации для реализации такого имущества. Отбор проходит на конкурсной основе, в котором могут принять участие юридические лица. Реализация имущества осуществляется на основе договора поручения. Организации, которые проходят отбор, являются уполномоченными по реализации имущества, имеющего особый статус, и, следовательно, являются налоговыми агентами по данным сделкам. Порядок исчисления и уплаты НДС налоговыми агентами, уполномоченными осуществлять реализацию имущества, имеющего особый статус, предусмотрен п. 4 ст. 161, п. 3 ст. 164, п. 1 ст. 168, п. 4 ст. 173 НК РФ.
К данному порядку не относят случаи, когда реализации подлежит имущество физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, т.е. не зарегистрированным в установленном порядке. Это связано с тем, что физические лица не являются плательщиками налога на добавленную стоимость. Поэтому организации, реализующие имущество физических лиц, не будут являться налоговыми агентами и, соответственно, не будут исчислять и перечислять налог в бюджет.
При исчислении налога определяется налоговая база, которая, согласно ст. 40 НК РФ, определяется исходя из цены реализуемого имущества. Для подакцизных товаров в цену реализации для исчисления налоговой базы включается сумма акциза.
Налоговая ставка при реализации имущества, имеющего специальный статус, применяется в размере 18%. Исчисление суммы налога будет осуществляться путем умножения налоговой базы на применяемую налоговую ставку.
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется и уплачивается в полном объеме налоговыми агентами за счет средств, полученных от продажи указанного имущества. Сумма удержанного НДС перечисляется в бюджет в те же сроки, которые установлены для уплаты НДС налогоплательщиками (не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом).
То есть начисленный и удержанный НДС подлежит перечислению в бюджет в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за налоговым периодом, в котором имущество было реализовано и сумма НДС была фактически удержана.
Стоит отметить, что налоговый агент не имеет права на применение налоговых вычетов по реализуемому имуществу. Но подавать декларацию налоговый агент обязан в установленном порядке, а именно в срок не позднее 20 дней по истечении налогового периода.

НДС