Ндпи налоговый период

Налог на добычу полезных ископаемых

Налог на добычу полезных ископаемых один из самых «молодых» налогов в российской налоговой системе. Он был введен в действие с принятием 26 главы Налогового кодекса с 1 января 2002 г. Одновременно были отменены действовавшие ранее отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы и некоторые платежи за пользование недрами, а также акцизы на нефть.

Плательщиками налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) являются организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр. В соответствии с Законом «О недрах» пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности, в том числе участники простого товарищества, иностранные граждане, юридические лица, если федеральными законами не установлены ограничения предоставления недр в пользование. Недра могут быть предоставлены в пользование (см. ст. 6 Федерального закона «О недрах») для:

  • регионального геологического изучения, включающего региональные геолого-геофизические работы, геологическую съемку, инженерно-геологические изыскания и другие работы, направленные на общее геологическое изучение недр и иные работы, проводимые без существенного нарушения целостности недр;
  • геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых и иных работ, не связанных с добычей полезных ископаемых;
  • разведки и добычи полезных ископаемых;
  • строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
  • образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздорови- тельное и иное значение;
  • сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.

Как видно из приведенного перечня, только один вид недропользования может формировать объект налогообложения, а именно — добыча полезных ископаемых.

Объектом налогообложения (ст. 336 НК) являются:

  • полезные ископаемые, добытые из недр на территории России на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с российским законодательством;
  • полезные ископаемые, извлеченные из отходов добывающего производства, если такое извлечение подлежит отдельному лицензированию;
  • полезные ископаемые, добытые из недр за пределами территории Российской Федерации, если эта добыча осуществляется на территориях, находящихся под юрисдикцией РФ, а также на арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора территориях.

Таким образом, при определении объекта налогообложения, ключевым является понятие «добытого полезного ископаемого». Добытое полезное ископаемое — это продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров, содержащаяся в добытом (извлеченном) из недр (отходов) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси). Эта продукция — первая по своему качеству соответствующая государственному стандарту РФ, или иным стандартам (отрасли, региональным стандартам, международным или стандартам предприятия, если иных нет) продукция. Не может быть признана полезным ископаемым продукция, полученная при дальнейшей переработке (обогащении) полезного ископаемого, так как она считается уже продукцией перерабатывающей промышленности.

Зачастую у налогоплательщиков возникают определенные сложности при отнесении добываемого полезного ископаемого к конкретному виду полезных ископаемых в соответствии с установленными стандартами. Как следует из текста ст. 337 НК, в основе отнесения полезного ископаемого к конкретному виду лежат, во-первых, государственные, во-вторых, региональные, в-третьих — международные и только, в-четвертых — стандарты качества, установленные самой добывающей организацией. Порядок, в котором перечислены указанные виды стандартов, указывает на последовательность их применения. Так, обращаться к региональным стандартам можно только в случае отсутствия государственных, а к стандартам предприятия только в том случае, если нет ни государственных, ни региональных, ни международных.

Такой подход к определению «добытого полезного ископаемого» означает, что предприятия, осуществляющие весь комплекс операций по добыче полезных ископаемых, их обогащению и дальнейшей переработке и реализующие уже не продукцию добывающей промышленности, а переработанное сырье, должны для целей налогообложения применять специальные методы определения стоимости и объемов собственно добытого полезного ископаемого.

К числу основных видов добываемых полезных ископаемых для целей налогообложения Налоговый кодекс (ст. 337) относит:

  • антрацит, каменный и бурый угли, сланцы;
  • торф;
  • углеводородное сырье (нефть, газовый конденсат, газ горючий природный);
  • руды черных и цветных металлов, редких металлов, многокомпонентные руды;
  • горно-химическое неметаллическое сырье;
  • природные алмазы и другие драгоценные камни;
  • соль природная и чистый хлористый натрий;
  • подземные воды, содержащие полезные ископаемые или природные лечебные ресурсы;
  • сырье радиоактивных металлов и некоторые иные виды полезных ископаемых.

Не признаются объектами налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых:

  • общераспространенные полезные ископаемые и подземные воды, не числящиеся на государственном балансе полезных ископаемых, добытые индивидуальным предпринимателем и используемые им непосредственно для личного потребления;
  • добытые минералогические, палеонтологические и иные геологические коллекционные материалы;
  • полезные ископаемые, извлеченные из собственных отвалов или отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, если ранее при их добыче они уже подлежали налогообложению, и некоторые иные объекты.

Налоговый период при уплате налога на добычу полезных ископаемых составляет один календарный месяц.

Налоговая база НДПИ определяется по каждому виду полезного ископаемого отдельно либо как стоимость добытого полезного ископаемого, либо как объем добытого полезного ископаемого в натуральном выражении. Ставки НДПИ установлены в зависимости от видов полезного ископаемого как специфические или как адвалорные. Так, по большей части полезных ископаемых установлены адвалорные налоговые ставки, а по нефти и природному газу — специфические.

Налоговый кодекс РФ устанавливает следующие ставки налога на добычу полезных ископаемых (см. ст. 341 НК).

Сегодня российское законодательство оперирует фактически с четырьмя моделями исчисления данного налога. Различие между моделями связано с порядком определения налоговой базы и характером установленных налоговых ставок..

Первая модель — общая схема, описанная в 26-ой главе Налогового кодекса, под которую подпадает подавляющее (по перечню видов) число полезных ископаемых. При этой модели налоговая база определяется как стоимость добытого полезного ископаемого, а налоговые ставки установлены как адвалорные.

Вторая модель — налогообложение природного газа, которое предполагает оценку добытого полезного ископаемого в физических измерителях (кубических метров) и применение к ней специфической налоговой ставки.

Третья модель — исключение, предусмотренное 26-ой главой НК для драгоценных металлов. При этой модели налоговая база определяется либо как стоимость драгоценных металлов, оцененная исходя из цен реализации химически чистого продукта либо исходя из цен фактической реализации (при добыче самородков) и в обоих случаях применяется адвалорная налоговая ставка.

Наконец, четвертая модель — предусмотренная Налоговым кодексом при добыче нефти. При этой модели налоговая база определяется в натуральных физических измерителях (тоннах) и к ней применяется специфическая налоговая ставка, скорректированная на два коэффициента Кц и Кв. С определенной долей условности такая ставка может быть определена как специфическая плавающая ставка.

Для трех указанных моделей имеют место различия в определении таких существенных элементов налога как порядок формирования налоговой базы и установление налоговой ставки. Все иные элементы налога для них совпадают и установлены Налоговым кодексом.

Важным элементом обложения налогом на добычу полезных ископаемых является количество добытых полезных ископаемых и порядок его (количества) определения. Так, Налоговый кодекс устанавливает, как следует определять количество добытого полезного ископаемого и каков порядок определения стоимости всего добытого полезного ископаемого (ст. 339 НК).

Количество полезного ископаемого может определяться как прямым способом, так и косвенным. При использовании прямого способа количество добытых полезных ископаемых определяется непосредственно с помощью применения измерительных средств и приборов (вес, объем извлеченного ресурса). Косвенный способ — это определение объема добытого полезного ископаемого расчетно, на основании данных о содержании добытого полезного ископаемого в общем объеме извлеченного минерального сырья. Косвенный метод применяется в тех случаях, когда применение прямого невозможно.

В соответствии с Налоговым кодексом оценка стоимости полезного ископаемого может определяться одним из трех методов.

Первый метод предполагает использование сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации полезного ископаемого без учета полученных государственных субвенций. Второй метод аналогичен первому и применяется в тех случаях, когда государственные субвенции отсутствуют. Для этих методов выручка от реализации определяется без учета НДС (при реализации на территории РФ). Выручка от реализации также уменьшается на расходы налогоплательщика по доставке продукции до потребителя (в том случае если в соответствии с договором поставки расходы на транспортировку несет поставщик). В сумму расходов по доставке продукции до потребителя, которая может быть вычтена из выручки от реализации, в частности, включаются расходы на оплату таможенных пошлин и сборов при внешнеторговых сделках, расходы по доставке или перевозке продукции, расходы по обязательному страхованию перевозимой продукции и некоторые другие.

Третий метод предполагает определение стоимости добытого полезного ископаемого расчетным способом. Этот способ применяется в тех случаях, когда в налоговом периоде отсутствовал факт реализации добытого полезного ископаемого и поэтому невозможно использовать фактические цены реализации. В этом случае определяется расчетная стоимость добытых полезных ископаемых. Для этого учитываются все произведенные в связи с добычей расходы. В частности, материальные расходы, расходы на оплату труда, суммы амортизации, начисленной по имуществу, связанному с добычей полезных ископаемых, расходы на ремонт соответствующего оборудования, расходы на освоение природных ресурсов и некоторые другие виды расходов, связанные с добычей оцениваемого полезного ископаемого. Перечень этих расходов установлен п.4 ст.340 НК РФ.

Рассмотрим второй и третий способы оценки на условных примерах (первая модель).

Пример 1. Допустим, что на одном участке недр добывается железная руда. Объем добычи за истекший налоговый период составил 5 тыс. тонн. Допустим, что оптовая цена реализации железной руды составляет 400 руб. за тонну, в том числе НДС 61 руб. Транспортировка продукции в соответствии с договором осуществлялась за счет покупателя. Государственные субвенции отсутствовали. Налоговая база по НДПИ в этом налоговом периоде составит: 5 тыс. тонн * (400- 61) руб. за тонну = 1695 тыс. руб. При налоговой ставке 4,8% (см. табл.18) сумма налога составит 81,36 тыс. руб.

Пример 2. Допустим, что АО АБВ ведет добычу калийных солей и хлористого натрия на одном участке. Поскольку налогообложение этих двух видов полезных ископаемых осуществляется по различным ставкам (табл.18.), необходимо определить налоговую базу по каждому полезному ископаемому отдельно. Допустим, что ни в текущем, ни в предшествующем налоговом периоде реализация продукции не производилась. Общая сумма расходов составила 72 тыс. руб. Было добыто 150 тонн солей, в том числе 45 тонн калийной соли и 105 тонн натриевой соли. Ставки НДПИ составляют 3,8% по калийной соли и 5,5% по хлористому натрию.

В этом случае общая сумма расходов распределяется между двумя добытыми полезными ископаемыми пропорционального доле каждого из них в общем объеме добычи. Так, на долю калийных солей приходится 30% (45 т / 150 т) расходов или 21,6 тыс. руб., а на долю натриевой соли 70% (105 т/150 т) расходов или 50,4 тыс. руб.

Таким образом, сумма налога на добычу полезных ископаемых составит:

  • по калийной соли: 21,6 тыс. руб. * 0,038 = 0,82 тыс. руб.;
  • по натриевой соли: 50,4 тыс. руб. * 0,055 = 2,77 тыс. руб.

Самостоятельную проблему представляет определение стоимости добытых драгоценных металлов, извлеченных из коренных (рудных), россыпных и техногенных месторождений (третья из выделенных нами моделей). Оценка налоговой базы в этом случае производится исходя из цен реализации химически чистого металла без учета НДС, уменьшенных на расходы налогоплательщика по его аффинажу и доставке до получателя (ст. 340 НК). Таким образом, Налоговый кодекс РФ фактически делает исключение из общего порядка определения налоговой базы для драгоценных металлов. Еще раз подчеркнем, что по всем иным видам полезных ископаемых налоговая база оценивается по первому продукту и не может оцениваться по продуктам дальнейшей переработки (обогащения). А по драгоценным металлам — оценка производится по продукции более высокой степени технологического передела.

Существенное отличие порядка определения налоговой базы по драгоценным металлам связано с тем, что в Законе «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» под добычей драгоценных металлов понимается их извлечение из коренных (рудных), россыпных и техногенных месторождений с получением концентратов и других полупродуктов, содержащих драгоценные металлы. Исходя из такого определения уже в Налоговом кодексе приходится определять иной порядок формирования налоговой базы (и отчасти иной объект налогообложения) для группы драгоценных металлов, чтобы не допускать противоречий между нормативными актами.

В этом случае (драгоценных металлов) стоимость единицы добытого полезного ископаемого определяется как произведение доли (в натуральных измерителях) содержания химически чистого металла в единице добытого полезного ископаемого и стоимости единицы химически чистого металла. При этом стоимость единицы химически чистого металла уменьшается на расходы налогоплательщика по аффинажу и доставке продукции до получателя.

Поясним это на примере.

Пример 3. Предположим, что на золоторудном месторождении AAA было получено 700 кг золотосодержащего сплава. При его переработке на аффинажном заводе получено 428 кг золота. Процент выхода продукции из золотосодержащего сплава составил: (428 кг / 700 кг) * 100% = 61,1 %.

Допустим, что затраты на аффинаж 1 грамма сплава составляют 70 коп.

Налогоплательщик в отчетном периоде реализовал 420 кг золота со скидкой 2,5% от биржевой цены. Транспортировка продукции в соответствии с договором осуществлялась за счет покупателя. Биржевая цена на золото в рассматриваемом периоде составила 365 руб. за 1 грамм.

Определим цену реализации золота налогоплательщиком с учетом расходов на аффинаж:

  • (365 руб. * (1 — 0,025)) — 0,7 руб.) = 355,175 руб. за грамм.

Определим налоговую базу по НДПИ:

  • 420 кг * 355175 руб. за кг * 0,611 = 91145008,5 руб.

Ставка НДПИ при добыче золота составляет 6% (табл.18). Таким образом, сумма НДПИ, подлежащая уплате в бюджет, налогоплательщиком AAA по итогам налогового периода составит: 91145008,5 руб. * 0,06 = 5468700,51 руб.

Налоговым кодексом установлен особый порядок обложения налогом на добычу полезных ископаемых уникальных самородков драгоценных металлов. Налоговая база в этом случае определяется исходя из фактических цен реализации (третья модель вариант Б в табл. 18).

Уникальные самородки, не подлежащие переработке, учитываются отдельно и в расчет общего количества добытого полезного ископаемого не включаются. Оценка и сертификация уникальных самородков осуществляется Госфондом, эта же организация выкупает некоторые самородки. Невыкупленные Госфондом самородки возвращаются добывшим их организациям или реализуются с аукциона. При этом договорная (или аукционная) цена самородка не может быть ниже стоимости драгоценного металла, содержащегося в нем (цена определяется по ценам мирового рынка, действовавшим на момент заключения договора купли-продажи).

Если добытые организацией самородки не относятся к числу уникальных, то они могут продаваться по договорным ценам самими добывающими организациями (в порядке, установленном российским законодательством). Если же самородок реализовать невозможно, организация может направить его на аффинаж и в этом случае учитывает его в составе общего количества добытого полезного ископаемого.

Поскольку не признаются объектами налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых добытые минералогические, палеонтологические и иные геологические коллекционные материалы, самородки, предназначенные для формирования минералогических коллекций, не подлежат налогообложению.

Рассмотрим теперь четвертую из выделенных нами моделей обложения НДПИ, применяемую при налогообложении добычи нефти.

Количество добытых полезных ископаемых в этом случае определяется, как это было описано выше, прямым способом. Налоговая ставка же устанавливается как специфическая — в размере 419 рублей за одну тонну и подлежит применению с коэффициентом, характеризующим динамику мировых цен на нефть (Кц) и поправочным коэффициентом Кв (в некоторых случаях). Оценка проводится для сорта нефти «Юралс» (именно к этому сорту относится нефть, добываемая на территории России).

Коэффициент Кц ежеквартально определяется налогоплательщиками самостоятельно по формуле:

Кц = (Ц — 15) * P/261,

  • Ц — средний за налоговый период уровень цен сорта нефти «Юралс» в долларах США за баррель;
  • Р — среднее значение за налоговый период курса доллара США к рублю, устанавливаемого Центральным банком РФ. Среднее значение курса определяется налогоплательщиком самостоятельно как среднеарифметическое значение курса, устанавливаемого Центральным банком РФ за все дни в соответствующем налоговом периоде.

Коэффициент Кв характеризует степень выработанности запасов конкретного участка недр и также определяется налогоплательщиком самостоятельно. Если степень выработанности запасов (N/V) конкретного участка недр больше или равна 0,8 и меньше или равна 1, коэффициент Кв рассчитывается по формуле:

Кв = 3,8 — 3,5 * N/V,

  • N — сумма накопленной добычи нефти на конкретном участке недр (включая потери при добыче) по данным государственного баланса запасов полезных ископаемых, утвержденного в году, предшествующем году налогового периода;
  • V — начальные извлекаемые запасы нефти, утвержденные в установленном порядке с учетом прироста и списания запасов нефти в соответствии с данными государственного баланса запасов полезных ископаемых на 1 января 2006 года.

В случае, если степень выработанности запасов конкретного участка недр, превышает 1, коэффициент Кв принимается равным 0,3. Если степень выработанности запасов менее 80%, то коэффициент Кв принимает значение равное единице. Фактически применение подобной схемы расчета коэффициента Кв позволяет организациям, добывающим нефть на давно разрабатываемых и значительно истощенных участках недр использовать понижающий общую ставку НДПИ коэффициент.

Таким образом, сумма налога на добычу полезных ископаемых по нефти должна быть исчислена следующим образом:

∑НДПИ = V*419*Кц*Кв, где V — объем добытой в налоговом периоде нефти.

Установление ставки НДПИ по нефти как специфической с автоматическим индексированием в зависимости от динамики мировых цен на этот продукт позволяет в случае устойчивого повышения цен на нефть (что имело место на протяжении 2002 — 2007 гг.) наращивать поступления этого налога в бюджет, при падении цен на нефть (что имело место в 2008 — 2009 гг.) напротив, снижать фактическую ставку налога.

Таким образом, если по итогам некоевого налогового периода средний уровень цен на нефть сорта «Юралс» составил 58,1 долл. США за баррель, а курс 32 руб. за доллар, то повышающий налоговую ставку коэффициент составит:

Кц = (58,1 — 15) * 32/261 = 5,16

Это означает, что при указанных выше мировых ценах на нефть и курсе доллара фактическая ставка НДПИ составит 2162,75 руб./т.

Необходимо обратить внимание на то, что при снижении цены на российскую нефть ниже 15 долл. за баррель, налог на добычу полезных ископаемых фактически не уплачивается — коэффициент приобретает отрицательное значение.

Налог на добычу полезных ископаемых подлежит уплате в бюджет по месту нахождения участка недр, на котором ведется их добыча. Именно по месту нахождения участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование, налогоплательщик должен встать на налоговый учет (ст. 335 НК).

Местом нахождения участка недр, предоставленного в пользование, признается территория субъекта (субъектов) РФ, на которой (которых) расположен участок недр. Если участок недр находится на территории двух и более субъектов РФ, то общая сумма налога должна распределяться между субъектами Федерации пропорционального доле полезного ископаемого добытого на территории каждого региона в общем объем добычи. Однако это не означает, что вся сумма налога зачисляется в субфедеральные бюджеты.

НДПИ, будучи федеральным налогом, поступает как в федеральный бюджет, так и в бюджеты субъектов Федерации. Установлен следующий порядок распределения НДПИ:

Как уже отмечалось выше, налог на добычу полезных ископаемых был введен с 1 января 2002 г. и сразу стал основным платежом за пользование природным ресурсами. Так, по итогам 2009 г. на его долю пришлось более 90% всех ресурсных платежей и 7,9% всех доходов консолидированного бюджета России.

Налог на добычу полезных ископаемых в виде:

В федеральный бюджет

В бюджеты субъектов Федерации

Газа горючего природного

100%

Углеводородного сырья (кроме газа горючего природного)

100%

Общераспространенных полезных ископаемых

100%

Добытых на континентальном шельфе РФ, в исключительной экономической зоне РФ, за пределами территории РФ полезных ископаемых

100%

Природных алмазов

100%

Прочих видов полезных ископаемых

40%

60%


Налогоплательщики

Налогоплательщиками НДПИ признаются пользователи недр — организации (российские и иностранные) и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В РФ практически все полезные ископаемые (за исключением общераспространённых: мел, песок, отдельные виды глины) являются гос. собственностью, и для добычи этих полезных ископаемых необходимо получить специальное разрешение и встать на учёт в качестве плательщика НДПИ (ст. 335 НК РФ).

Постановка на учёт налогоплательщика

Налогоплательщики подлежат постановке на учёт в качестве налогоплательщика НДПИ по месту нахождения участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации в течение 30 календарных дней с момента государственной регистрации лицензии (разрешения) на пользование участком недр. Местом нахождения участка недр в данном случае признаётся территория субъекта Российской Федерации, на которой расположен участок недр.

Если налогоплательщик осуществляет добычу полезных ископаемых на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также за пределами территории Российской Федерации (если эта добыча осуществляется на территориях, находящихся под юрисдикцией РФ, например на территориях арендуемых у иностранных государств) на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование, то в таком случае налогоплательщик подлежат постановке на учёт в качестве налогоплательщика налога по месту нахождения организации либо по месту жительства физического лица.

Налоговая база

Налоговой базой является стоимость добытых полезных ископаемых (для всех полезных ископаемых, кроме нефти, природного газа и угля). Для нефти, природного газа и угля налоговой базой является количество добытого полезного ископаемого.

Применяемый налогоплательщиком метод определения количества добытого полезного ископаемого подлежит утверждению в учетной политике налогоплательщика для целей налогообложения и применяется налогоплательщиком в течение всей деятельности по добыче полезного ископаемого. Метод определения количества добытого полезного ископаемого, утверждённый налогоплательщиком, подлежит изменению только в случае внесения изменений в технический проект разработки месторождения полезных ископаемых в связи с изменением применяемой технологии добычи полезных ископаемых.

Налоговая база определяется отдельно по каждому виду добытого полезного ископаемого.

Оценка стоимости добытых полезных ископаемых определяется налогоплательщиком самостоятельно.

В 2012 году возникла юридическая неопределённость, что является налоговой базой для газового конденсата. Министерство финансов Российской Федерации разъяснило, что налоговая база для конденсата с 2012 года должна определяться как его количество.

Налоговые ставки

Глава 26 НК РФ устанавливает различные налоговые ставки в зависимости от вида полезных ископаемых. Так, налогообложение производится по ставке 3.8% при добыче калийных солей; 4.0% — торфа, горючих сланцев, апатитовых и фосфоритовых руд; 4.8% — руд черных металлов; 5.5% — сырья радиоактивных металлов, соли природной и чистого хлористого натрия, подземных промышленных и термальных вод, бокситов; 6.0% — горнорудного неметаллического сырья; 6.5% — концентратов и других полупродуктов, содержащих драгоценные металлы (за исключением золота); 7.5% — минеральных вод; 8.0% — руд цветных и редких металлов, природных алмазов и других драгоценных и полудрагоценных камней; 16.5% — углеводородного сырья. При добыче некоторых полезных ископаемых устанавливается ставка 0%.

Ставки бывают двух видов: твёрдые (для нефти, газа, газового конденсата и угля) и адвалорные (для всех остальных ископаемых). Для ставок для нефти, газа и угля предусмотрены понижающие коэффициенты, которые применяются при выполнении налогоплательщиками условий, оговоренных в Налоговом кодексе РФ.

Существует зависимость между типом ставки и способом определения налоговой базы, к которой эта ставка должна применяться. Твердые ставки применяются к налоговой базе, выраженной в количестве добытого полезного ископаемого. Адвалорные ставки применяются к налоговой базе, выраженной в стоимости добытого полезного ископаемого.

В 2012 году существовала проблема несоответствия налоговой ставки и налоговой базы по газовому конденсату.

С 1 января 2012 года для газового конденсата действовавшая ранее адвалорная ставка 17,5 процентов была заменена на твердую ставку 556 рублей (на период с 1 января по 31 декабря 2012 года включительно), 590 рублей (на период с 1 января по 31 декабря 2013 года включительно), 647 рублей (начиная с 1 января 2014 года) за 1 тонну добытого газового конденсата из всех видов месторождений углеводородного сырья. Однако налоговая база и до 2012 года, и в 2012 году согласно статье 338 Налогового кодекса РФ определялась как стоимость добытого газового конденсата.

29 ноября 2012 года был опубликован Федеральный закон от 29.11.2012 № 204-ФЗ «О внесении изменений в главу 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», который исправил указанное выше несоответствие. При этом закону была придана обратная сила.

Вопрос несоответствия налоговой ставки и налоговой базы по газовому конденсату в 2012 году стал предметом судебного разбирательства. 16 июля 2013 года Конституционный Суд РФ в определении № 1173-О указал, что данная ситуация не нарушает Конституции РФ. Вопрос рассогласования должен быть разрешен арбитражными судами путём толкования.

Налоговые льготы

Формально глава 26 Налогового кодекса не оперирует термином «налоговая льгота». Однако с экономической точки зрения к таковым следует отнести нулевые ставки, понижающие коэффициенты, налоговые вычеты, а также установленные в статье 336 Налогового кодекса РФ исключения из объекта налогообложения.

Налоговые вычеты по НДПИ предусмотрены для угля (добытого после 1 апреля 2011 года) и нефти, добытой после 1 января 2012 года на участках недр, расположенных полностью или частично в границах Республики Татарстан или Республики Башкортостан.

Понижающие коэффициенты корректируют базовые налоговые ставки. Коэффициенты предусмотрены прежде всего для нефти (причём для нефти есть как понижающие коэффициенты — Кв, Кз, так и повышающий — Кц). Для независимых (от Газпрома) производителей газового конденсата также предусмотрен понижающий коэффициент. Кроме перечисленного, Налоговый кодекс РФ предусматривает понижающий коэффициент 0,7 для любых видов полезных ископаемых, однако он не имеет широкого применения в виду невозможности выполнить условия для его получения для большинства недропользователей.

Изъятия из объекта налогобложения отличается от ставки 0 тем, что недропользователи, которые добывают ископаемые, исключенные из объекта налогообложения, не обязаны отчитываться по ним перед налоговыми органами. Например, угольные предприятия не обязаны отчитываться по метану угольных пластов, который они добывают попутно с углем. Если бы метан угольных пластов облагался бы по ставке 0, то угледобывающие предприятия все равно не платили бы с него НДПИ, но при этом были бы обязаны вести учет добычи этого ископаемого и отчитываться по нему перед налоговыми органами.

Общая информация об НДПИ

Налог на добычу полезных ископаемых регулируется Главой 26 Налогового кодекса. Его плательщиками признаются организации и ИП, которые на основании лицензии добывают из недр полезные ископаемые.

После того как лицензия на пользование участком недр зарегистрирована, субъект должен в течение 30 календарных дней встать на учет в налоговом органе в качестве плательщика НДПИ. Постановка осуществляется по месту нахождения участка, а если он располагается за пределами России — по месту нахождения налогоплательщика.

НДПИ облагаются полезные ископаемые, добытые на территории России, в том числе извлеченные из отходов добывающего производства (если на это требуется отдельная лицензия), а также за пределами страны. Есть ситуации, когда полезные ископаемые не являются объектом обложения налогом. Более подробно об этом сказано в статье 336 НК РФ.

Налоговым периодом по НДПИ является календарный месяц. Сумма налога исчисляется и уплачивается не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным. Платится налог в бюджет по месту нахождения участка недр, на котором добываются ископаемые. Если участок расположен не на территории России, то налог уплачивается в «свою» ИФНС.

Расчет налога

Для целей налогообложения полезные ископаемые делятся на множество видов, среди которых: уголь, торф, углеводородное сырье, горючие сланцы, сырье редких металлов, неметаллическое сырье, соли, сырье радиоактивных металлов и другие. Полный список видов ископаемых приведен в пункте 2 статьи 337 НК РФ.

Расчет налоговой базы осуществляется в зависимости от того, к какому виду относится полезное ископаемое. Если речь о нефти, природном газе, угле и некоторых других видах ископаемых, то базой для налогообложения является их добытое количество. Для остальных видов базой служит стоимость добытых ископаемых, которая определяется способами, приведенными в статье 338 НК РФ.

Налог рассчитывается как произведение налоговой базы и налоговой ставки. Последние бывают двух типов:

  1. Адвалорные, то есть в процентах. Применяются, если базой является стоимость добытых ископаемых.
  2. Специфические, то есть в рублях за тонну. Применяются, если базой является количество добытых ископаемых.

НДПИ является федеральным налогом, поэтому ставки четко определены в статье 342 НК РФ. Кроме того, для расчета налога применяется ряд коэффициентов и показателей, которые приведены в статьях 342.1-342.5 НК РФ (см. таблицу 2).

Сроки и порядок отчетности

Декларация по НДПИ подается ежемесячно не позднее последнего дня месяца, следующего за отчетным. То есть декларация за апрель подается до конца мая, за май — до конца июня и так далее. Если последний день месяца попадает на выходные, крайний срок переносится на следующий рабочий день. Поэтому последним днем подачи декларации за март 2018 года является 3 мая, а не 30 апреля.

Подавать отчет нужно с того месяца, когда организация фактически начала добывать полезные ископаемые. То есть если лицензия получена, регистрация в качестве плательщика НДПИ произведена, но добыча не началась, то подавать декларацию не нужно. Однако если добыча была начата и затем приостановлена, освобождения от отчетности не предусмотрено.

Внимание! Если организация приостановила добычу ископаемых, декларацию по НДПИ все равно подавать необходимо.

Декларация подается по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя. При этом не имеет значения, что в качестве плательщика НДПИ субъект зарегистрирован в другой налоговой инспекции — подавать отчет нужно в «свою» ИФНС.

Формат представления зависит от размера налогоплательщика. Если среднесписочная численность сотрудников за предыдущий год больше 100 человек, то отчитываться нужно только в электронном виде по ТКС. Остальные субъекты могут выбрать по своему усмотрению электронный или бумажный формат. В последнем случае подать документы можно лично, через уполномоченного представителя или по почте.

Состав декларации и ее заполнение

В декларации о НДПИ помимо титульного листа еще 7 разделов. Общим для всех подателей отчета является титул и Раздел 1, в котором отражается сумма налога к уплате. В остальном необходимо заполнять лишь те разделы, для которых имеются показатели. Соответственно, если для раздела показателей нет, то включать в декларацию его не нужно. В следующей таблице представлены сведения о том, при каких видах деятельности нужно заполнять тот или иной раздел отчета.

Таблица 1. Нужные разделы декларации по НДПИ в зависимости от деятельности

Номер раздела

Когда заполняется / что отражается

Титульный лист

Заполняют все

Раздел 1

Заполняют все. Отражается сумма налога, подлежащая уплате в бюджет

Раздел 2

При добыче нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной, за исключением добычи на новом морском месторождении углеводородного сырья

Раздел 3

При добыче газа горючего природного и газового конденсата, за исключением добычи на новом морском месторождении углеводородного сырья

Раздел 4

При добыче углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья

Раздел 5

Данные, служащие основанием для исчисления и уплаты налога, за исключением углеводородного сырья (кроме попутного газа) и угля

Раздел 6

Определение стоимости единицы добытого полезного ископаемого исходя из расчетной стоимости

Раздел 7

При добыче угля по участку недр

Бланк декларации по НДПИ и порядок ее заполнения (далее Порядок) утверждены приказом ФНС России от 14 мая 2015 г. № ММВ-7-3/197.

Заполнение титульного листа

В верхней части титульного листа налогоплательщик указывает:

  1. ИНН. Если номер состоит из 10 знаков, в первых двух ячейках проставляются нули.
  2. КПП. Заполняют только организации. Необходимо указать КПП, присвоенный организации ИФНС по месту подачи декларации.
  3. Номер корректировки. Если декларация подается за отчетный месяц впервые, ставится «0—«. При подаче уточненной декларации ставится номер корректировки «1—«, «2—» и так далее.
  4. Налоговый период (код). Нужно взять код из приложения №1 к Порядку. Если компания не претерпела реорганизацию и не была ликвидирована, то код соответствует порядковому номеру месяца, за который подается отчет. То есть 01 — январь, 02 — февраль и так далее.
  5. Отчетный год. Указывается год, к которому принадлежит отчетный месяц.
  6. Предоставляется в налоговый орган (код). Необходимо указать код налогового органа, куда направляется декларация. Код можно взять из Свидетельства о постановке на налоговый учет.
  7. По месту нахождения (учета) (код). Ставится код согласно приложению № 1 к Порядку. Компании, которые не были реорганизованы и не относятся к разряду крупнейших, указывают код 214, ИП — 120.
  8. Налогоплательщик. Наименование организации указывается полностью, включая организационно-правовую форму (так, как указано в учредительных документах). Фамилия, имя и отчество ИП указываются построчно.
  9. Код вида экономической деятельности по ОКВЭД.
  10. Строка для реорганизованных компаний. Указывается код формы организации из приложения № 1 к Порядку, а также ИНН и КПП реорганизованной либо ликвидированной компании.
  11. Номер контактного телефона. Следует указать действующий номер для связи.
  12. Строка для указания количества страниц. Указывается, на скольких страницах подается декларация, а также количество страниц копий подтверждающих документов (при наличии).

Здесь указываются основные сведения о налогоплательщике и отчете

Нижняя часть титульного листа предназначена для подтверждения приведенных в отчете данных. В ней указывается:

  1. Код в зависимости от того, кто подтверждает данные:
    • 1 — если подпись ставит лично налогоплательщик;
    • 2 — если подпись ставит его представитель.
  2. Фамилия, имя и отчество построчно. Заполняется в зависимости от того, кто будет ставить подпись в декларации. Это может быть:
    1. Индивидуальный предприниматель. Его ФИО повторного указывать не нужно.
    2. Директор организации. Нужно указать его ФИО полностью.
    3. Представитель налогоплательщика — физическое лицо. Указывается его ФИО.
    4. Представитель налогоплательщика — юридическое лицо. Указывается ФИО сотрудника, который уполномочен подписать декларацию. При этом в следующих строках указывается наименование организации-представителя.

Если декларацию подписывает представитель, в двух нижних строках необходимо указать реквизиты документа, который подтверждает его полномочия.

Раздел заполняется в отношении лица, которое подписывает декларацию

Заполнение Раздела 1

Раздел содержит результаты расчетов, которые производятся в остальных разделах декларации. Он состоит из блоков, в каждом из которых всего 3 строки:

  1. Строка 010. В ней отражается код бюджетной классификации, по которому налог зачисляется в бюджет.
  2. Строка 020. Отражается код муниципального образования, на территории которого мобилизуются денежные средства. Получить ОКТМО можно в ИФНС по месту постановки на учет. Если код состоит из 8 знаков, в последних трех ячейках следует поставить прочерки.
  3. Строка 030. Отражается сумма, подлежащая уплате в бюджет в виде налога за ископаемые, добытые из недр, в отношении которых уплата производится по указанному в строке 020 ОКТМО.

Раздел 1 декларации по НДПИ заполняется всеми подателями

Порядок подсчета суммы в строке 030 зависит от кода вида добытого полезного ископаемого. Этот код, в свою очередь, берется из приложения № 2 к Порядку и проставляется в строке 010 разделов 2-5 декларации, а также в графе 1 подраздела 7.1.

Например, ископаемому «Нефть обезвоженная, обессоленная и стабилизированная» соответствует код 03100. В этом случае налогоплательщик заполняет Раздел 2 декларации. При этом в строке 030 Раздела 1 будет указывается сумма значений по Строке 150 всех заполненных Разделов 2 по соответствующему ОКТМО.

>Заполнение Разделов 2-7

Порядок отражения данных в разделах 2-7 декларации указан в таблице в конце статьи.

Таблица 2. Порядок заполнения разделов декларации по НДПИ

Строка
Раздел 2. Заполняется отдельно по нефти, добытой на каждом участке
010 Код вида ископаемого 03100 (уже вписан)
020 КБК для НДПИ по нефти

Код единицы измерения количества добытой нефти «168» по ОКЕИ (приложение 4 к Порядку)

Подраздел 2.1. Отражается количество нефти отдельно по каждой лицензии

Код по ОКТМО территории, на которой организация платит налог

Параметры лицензии — серия, номер, вид

Значение показателя Дм (статья 342.5 НК РФ)

Значение показателя Кндпи (пункт 1 статьи 342.5 НК РФ)

Значение коэффициента Кц (пункт 3 статьи 342 НК РФ)

Значение коэффициента Кв (пункт 2 статьи 342.5 НК РФ)

Степень выработанности запасов участка Св, рассчитываемая для коэффициента Кв (пункт 2 статьи 342.5 НК РФ)

Значение коэффициента Кз (пункт 3 статьи 342.5 НК РФ)

Значение коэффициента Кдв (подпункт 4 пункта 3 статьи 342.5 НК РФ)

Значение коэффициента Ккан (пункт 4 статьи 342.5 НК РФ)

Сумма налога по нефти, добытой на участке недр, рассчитанная в соответствии с подпунктом 5.5.11 Порядка

Сумма налогового вычета (если есть)

Сумма налога к уплате: Строка 130 — Строка 140

Подраздел 2.1.1. Заполняется по залежам на участках, реквизиты лицензии на право пользования которыми указаны в строке 050 подраздела 2.1, для которых коэффициент равен 1

Графа 1

Код основания налогообложения ископаемого (приложение № 3 к Порядку)

Графа 2

Количество добытой нефти, подлежащее обложению по ставке, соответствующей коду из графы 1

Подраздел 2.1.2. Заполняется при условиях, определенных в пункте 5.7 Порядка

Наименование залежи

Эффективная нефтенасыщенная толщина пласта в метрах. Если нефть добывается из залежей, не указанных в подпунктах 3 и 4 пункта 1 статьи 342.2 НК РФ, ставится прочерк

Показатель проницаемости залежи в мкм2 в случае применения значения коэффициента Кд. Если нефть добывается из залежей, не указанных в подпунктах 3 и 4 пункта 1 статьи 342.2 НК РФ, ставится прочерк

Глубина залегания продуктивных залежей в метрах

Плотность нефти г/см3

Показатель Дм (статья 342. 5 НК РФ). Определяется в соответствии с условиями из пункта 5.7.6 Порядка

Степень выработанности запасов залежи (пункт 5 статьи 342. 2 НК РФ)

Значение коэффициента Кд (статья 342.2 НК РФ)

Количество налоговых периодов применения коэффициента Кд<1 (пункт 2 статьи 346.21 НК РФ). По залежам, для которых Кд=1, ставится прочерк

Значение коэффициента Кдв (статья 342.2 НК РФ). Если Кд=1, ставится прочерк

Количество налоговых периодов применения ставки 0 рублей (подпункт 21 пункта 1 статьи 342 НК РФ)

Сумма исчисленного налога в соответствии с пунктом 5.7.12 Порядка

Графа 1

Код основания налогообложения ископаемых (приложение № 3 к Порядку)

Графа 2

Количество нефти, добытой из залежи, облагаемое по ставке, соответствующей коду из графы 1

Раздел 3. Заполняется отдельно по КБК и отдельно по газу и газовому конденсату

Код вида ископаемого: 03200 — для газового конденсата, 03300 — для газа (приложение № 2 к Порядку)

КБК для НДПИ по газу или газовому конденсату

Код единицы измерения количества добытых полезных ископаемых по ОКЕИ: 114 — для газа, 168 — для газового конденсата (приложение № 4 к Порядку)

Сумма налога = Сумма значений, указанных в Строке 190 всех подразделов 3.1.1 по всем залежам, относящимся к участку недр, реквизиты лицензии на право пользования которым указаны в строке 090 подраздела 3.1

Значение показателя Тг (пункт 14 статьи 342.4 НК РФ). По газовому конденсату ставится прочерк

Значение коэффициента Ов (пункт 5 статьи 342.4 НК РФ)

Значение коэффициента Кгпн (пункт 6 статьи 342.4 НК РФ)

Подраздел 3.1. Указывается количество ископаемого отдельно по каждой лицензии

Код по ОКТМО

Сведения о лицензии — серия, номер и вид

Показатель Свг (пункт 13 статьи 342.2 НК РФ)

Базовое значение единицы условного топлива Еут (пункт 1 статьи 342.4 НК РФ)

Значение коэффициента Ккм (подпункт 15 статьи 342.4 НК РФ). По природному газу ставится прочерк

Значение коэффициента Дг (пункт 3 статьи 342.4 НК РФ)

Подраздел 3.1.1. Указывается количество ископаемого, добытого на участке недр в соответствии с лицензией из строки 90 подраздела 3.1. Информация отражается отдельно по каждой залежи

Полное наименование конкретной залежи

Глубина залегания

Плотность:

  • для залежи газового конденсата — в г/куб. см;

  • для залежи газа горючего природного — плотность газа по воздуху

Значение коэффициентов Квг, Кр, Кгз, Кас, Корз (пункты 8-12 статьи 342.4 НК РФ соответственно)

Значение коэффициента Кс (пункт 7 статьи 342.4 НК РФ)

Сумма налога, исчисленная в в соответствии с пунктом 6.10.5 Порядка

Графа 1

Код основания налогообложения в соответствии с приложением № 3 к Порядку

Графа 2

Количество добытого ископаемого, подлежащего обложению по ставке, соответствующей коду из графы 1

Раздел 4. Заполняется отдельно по каждому виду ископаемого, добытого на морском месторождении

Код вида ископаемого (приложение № 2 к Порядку):

  • 03100 — нефть;

  • 03200 — газовый конденсат;

  • 03300 — газ;

  • 03401 — попутный газ

КБК, по которому уплачивается налог. В отношении попутного газа указываются нули

Код единицы измерения количества добытых полезных ископаемых по ОКЕИ (приложение № 4 к Порядку)

ОКТМО территории, где уплачивается налог

Параметры лицензии — серия, номер, вид

Наименование нового морского месторождения углеводородного сырья (как в лицензии)

Месяц и год начала добычи

Графа 1

Код основания налогообложения добытых ископаемых (приложение № 3 к Порядку)

Графа 2

Количество добытого ископаемого, облагаемого по ставке, которая соответствует коду, проставленному в графе 1

Месяц и год начала добычи

Стоимость единицы добытого ископаемого

Минимальная предельная стоимость единицы углеводородного сырья

Количество реализованного добытого ископаемого

Выручка от реализации

Скорректированная сумма выручки (пункт 6 статьи 105.3 НК РФ). При отсутствии ставится прочерк

Налоговая база по добытому ископаемому (пункт 7.16 Порядка)

Сумму налога = Строка 130 х Налоговая ставка. В отношении попутного газа ставится ноль

Скорректированная сумма налога (пункт 6 статьи 105.3 НК РФ). При отсутствии ставится прочерк

Раздел 5. Заполняется по ископаемым, налог по которым рассчитывается исходя из стоимости добытого сырья, данные о которых не отражаются в разделах 2-4 и 7

Код ископаемого (Приложение № 2 к Порядку)

КБК для налога по соответствующему коду. В отношении попутного газа — нули

Код единицы измерения количества добытых полезных ископаемых по ОКЕИ (приложение № 4 к Порядку)

Ставка НДПИ по соответствующему коду

Код муниципального образования, где платится НДПИ

Сведения о лицензии — серия, номер и вид

Графа 1

Код основания налогообложения ископаемых (приложение № 3 к Порядку)

Графа 2

Количество ископаемого, облагаемого по ставке по соответствующем коду

Графа 3

Значение коэффициента Кподз. Заполняется при добыче кондиционных руд черных металлов (подпункт 3 пункта 2 статьи 342 НК РФ)

Графа 4

Значение коэффициента Ктд. Заполняется участниками региональных инвестиционных проектов (статья 342.3 НК РФ)

Стоимость единицы добытого полезного ископаемого (подпункт 8.7.1 пункта 8.7 Порядка)

Доля содержания химически чистого драгоценного металла в единице добытого полезного ископаемого. Указывается только в отношении драгметаллов и продуктов, их содержащих, в отношении остальных ископаемых ставится прочерк

Количество реализованного добытого ископаемого. При отсутствии реализации ставится прочерк. В этом случае следует заполнить Раздел 6

Выручка от реализации

Скорректированная выручка от реализации (пункт 6 статьи 105.3 НК РФ). При отсутствии ставится прочерк

Расходы на доставку (пункты 2 и 3 статьи 340 НК РФ, по концентратам и другим полупродуктам, содержащим драгоценные металлы — пункт 5 статьи 340 НК РФ)

Расходы по аффинажу химически чистого драгоценного металла, по остальным ископаемым — прочерк

База на НДПИ

Сумма налога (подпункт 8.7.9 пункта 8.7 Порядка)

Скорректированная сумма налога (пункт 6 статьи 105.3 НК РФ). При отсутствии ставится прочерк

Раздел 6. Заполняется в единственном экземпляре. Определяется стоимость единицы добытого ископаемого исходя из расчетной стоимости

Сведения для расчета прямых расходов, относящихся к добытым ископаемым

Сведения для расчета косвенных и иных расходов, относящихся к добытым ископаемым

Сумма расходов по строкам 040 и 090

Код единицы измерения количества добытых полезных ископаемых по ОКЕИ (приложение № 4 к Порядку)

Графа 1

Код ископаемого (Приложение № 2 к Порядку)

Графа 2

Количество добытого ископаемого по соответствующему коду

Графа 3

Доля добытого ископаемого в общем количестве добытых ископаемых: Значения по графе 2 для данного ископаемого / Сумма значений по всем строкам графы 2

Графа 4

Сумма расходов по добыче ископаемого: Строка 100 х Графа 3

Раздел 7. Заполняется отдельно по соответствующему КБК и отдельно по каждому участку недр, на которых был добыт уголь

КБК по НДПИ за добытый уголь

Сведения о лицензии — серия, номер, вид

Код единицы измерения количества добытых полезных ископаемых по ОКЕИ (приложение № 4 к Порядку)

ОКТМО территории, где уплачивается налог

Значение коэффициента Ктд (статья 342.3 НК РФ)

Подраздел 7.1. Отражается количество добытого угля отдельно по каждому его виду

Графа 1

Код вида ископаемого (приложение № 2 к Порядку)

Графа 2

Код основания налогообложения добытого угля по ставке из статьи 342 НК РФ (приложение № 3 к Порядку)

Графа 3

Количество добытого угля по ставке из графы 2

Подраздел 7.2. Отражаются данные по НДПИ по каждому участку недр

Сумма остатков, неучтенных при определении налогового вычета расходов на начало налогового периода (пункт 4 статьи 343.1 НК РФ)

Сумма расходов, связанных с обеспечением безопасных условий и охраны труда при добыче угля (пункт 5 статьи 343.1 НК РФ):

Строка 070 = Строка 080 + Строка 090 + Строка 100

Сведения для расчета строки 070:

  • строка 080 — материальные расходы (глава 25 НК РФ);

  • строка 090 — расходы на покупку или создание амортизируемого имущества;

  • строка 100 — расходы по достройке, дооборудованию, модернизации основных средств

Сумма расходов, связанных с обеспечением безопасных условий и охраны труда при добыче угля, включаемых в налоговый вычет (не более предельной величины вычета):

Строка 060 + Строка 070 не более, чем Строка 140

Значение коэффициента Кт (пункт 3 статьи 343.1 НК РФ):

Строка 120 не более, чем 0,3

Сумма налога без учета вычета, определенная в соответствии с пунктом 10.8.6 Порядка

Предельная величина вычета = Строка стр. 130 x Строка120

Сумма налога с учетом вычета = Строка 130 — Строка 110. При добыче угля без учета налогового вычета ставится прочерк

Сумма остатков, неучтенных при определении вычета расходов на конец периода (пункт 4 статьи 343.1 НК РФ):

Строка 160 = Строка 060 + Строка 070 — Строка 110

Подраздел 7.3

Месяц и год, когда возникло право на вычет

Сумма вычета на дату из строки 170

Сумма вычета, учтенная при исчислении налога в предыдущие периоды

Сумма вычета, учтенная при исчислении налога в текущем периоде

Остаток суммы вычета: Строка 180 — Строка 190 — Строка 200

Месяц и год окончания права на вычет

Что обновилось в НК РФ для НДПИ-2018?

В текст гл. 26 НК РФ, посвященной НДПИ, с 2018 года вносится всего 3 новшества двумя законами:

  • «О внесении изменений…» от 29.07.2017 № 254-ФЗ, откорректировавшим границы периодов применения одного из коэффициентов, участвующих в расчете показателя, характеризующего особенности добычи нефти (п. 1 ст. 342.5 НК РФ);
  • «О внесении изменений…» от 30.09.2017 № 286-ФЗ, дополнившим главу текстом ст. 343.3, описывающей новый налоговый вычет, и добавившим еще 1 пункт (п. 6), отсылающий к этому новому вычету, в текст ст. 343, посвященной порядку расчета налога.

Первое из нововведений в 2018 году НДПИ никак не касается, поскольку корректировка относится к периоду, ранее соответствовавшему 2019 году, а после внесения в его продолжительность изменений — оказавшемуся равным 2 годам (2019 и 2020). Соответственно, с 2020-го на 2021 год сместилась и дата начала периода применения значения коэффициента, следующего за тем, который будет использоваться в 2019–2020 годах.

Новым налоговым вычетом, описываемым в ст. 343.3 НК РФ, в период 2018–2020 годов могут воспользоваться налогоплательщики, зарегистрированные в Республике Крым до 2017 года, которые осуществляют добычу природного газа из месторождений (не новых), располагающихся в Черном море.

Сумму вычета составят расходы на приобретение и доведение до состояния пригодности к эксплуатации основных средств, включенных в инвестиционную программу развития газотранспортной системы Крыма и Севастополя. Величина вычета может достигать 90% от суммы начисленного налога. Применение этого вычета освобождает плательщика от использования в налоговых расчетах коэффициента, характеризующего принадлежность месторождения к региональной системе газоснабжения.

Об иных льготах, существующих для НДПИ, читайте в материале «Льготы по налогу на добычу полезных ископаемых».

Ставки НДПИ-2018

Все ставки для расчета в 2018 году НДПИ, являющегося налогом федерального уровня, отражены в НК РФ (ст. 342). Делятся они на 2 вида:

  • выраженные в процентах;
  • установленные в рублях.

Ко многим из них предусмотрено применение коэффициентов, учитывающих:

  • колебание потребительских цен;
  • способ добычи;
  • характеристики территории разрабатываемого месторождения;
  • колебание мировых цен;
  • уровень сложности добычи;
  • степень выработанности месторождения.

Некоторые из применяемых коэффициентов имеют отношение только к ископаемому определенного вида, другие действительны для нескольких видов, а ряд коэффициентов к некоторым из ископаемых применяется в комплексе. К числу ископаемых последнего вида относятся нефть и газ, что делает расчет налога по ним достаточно сложным.

Коэффициенты могут иметь конкретное значение или рассчитываться. При этом конкретное значение может меняться в зависимости от года применения показателя. Последнее, например, относится к коэффициенту, характеризующему экспортную доходность единицы условного топлива и задействованному в расчетах по газу (ст. 342.4 НК РФ).

В определенных ситуациях налогоплательщики имеют право на снижение ставок:

  • на 30%, если они за свой счет осуществляют поиск и разведку месторождений;
  • на 40%, при добыче ископаемых (но не углеводородных или общераспространенных) в особой зоне Магаданской области.

О том, каковы особенности определения объекта обложения налогом, читайте в статье «Что является объектом налогообложения по НДПИ?».

Коэффициенты для расчета налога на нефть

При расчете НДПИ на нефть в 2018 году используются такие особые (связанные только с этим ископаемым) показатели, как:

  • учитывающий колебания мировых цен и определяемый ежемесячно Правительством РФ или самостоятельным расчетом (п. 3 ст. 342 НК РФ);
  • характеризующий степень сложности добычи и принимающий определенное значение в зависимости от конкретных характеристик залежи и года начала разработки (пп. 1, 2 ст. 342.2 НК РФ);
  • отражающий степень выработанности месторождения; в зависимости от величины предыдущего коэффициента может принимать либо конкретное значение, либо становиться расчетным (пп. 3, 6 ст. 342.2 НК РФ);
  • характеризующий особенности добычи нефти и рассчитываемый по формуле, включающей несколько коэффициентов, как расчетных, так и принимающих определенное цифровое значение в зависимости от года применения (ст. 342.5 НК РФ).

Особенным для такого ископаемого, как нефть, является и предусмотренный НК РФ вычет, применяемый к рассчитанной сумме налога. Он используется при добыче, осуществляемой в Республике Татарстан и Башкортостане, и предоставляется по нефти, которая обессолена, обезвожена и стабилизирована. Величина вычета зависит от объема начальных запасов месторождения и определяется по формуле, принимающей конкретный вид в зависимости от года, в котором она применяется (ст. 343.2 НК РФ).

Пример расчета налога на нефть смотрите .

Сроки для платежей и отчетов по НДПИ

Сроки, устанавливаемые для уплаты налога и сдачи отчетности по нему, привязаны к завершению налогового периода. Таким периодом является месяц (ст. 341 НК РФ). То есть платить налог и сдавать декларацию по нему надо ежемесячно в месяце, наступающем после отчетного.

Предельные даты для этого определены в НК РФ и соответствуют:

  • для платежей — 25-му числу (ст. 344);
  • для отчета — последнему дню месяца (п. 2 ст. 345).

Установленные даты подчинены общему правилу переноса дней, попавших на выходные, на ближайший будний день (п. 7 ст. 6.1 НК РФ).

С учетом вышеизложенного даты истечения сроков, применяемых для налога в 2018 году, будут такими:

Период уплаты и отчета

Срок уплаты НДПИ в 2018 году

Срок сдачи декларации по НДПИ в 2018 году

Декабрь 2017

Январь 2018

Февраль 2018

Март 2018

Апрель 2018

Май 208

Июнь 2018

Июль 2018

Август 2018

Сентябрь 2018

Октябрь 2018

Ноябрь 2018

Сроки для осуществления платежей и сдачи отчета за декабрь 2018 года придутся на январь 2019 года и будут соответствовать 25.01.2019 и 31.01.2019.

Декларация по НДПИ формируется на бланке, утвержденном приказом ФНС России от 14.05.2015 № ММВ-7-3/197@ в его актуальной редакции.