Нарастающим итогом

Что значит «нарастающий итог»?

Нарастающий итог означает, что все доходы, полученные последовательно в отчетных периодах, складываются между собой, формируя от квартала к кварталу налогооблагаемую базу по прибыли, увеличиваясь (нарастая) и образуя к концу года доход, полученный от обычных видов деятельности и от внереализационных операций.

Аналогично, нарастая от одного отчетного периода к другому, складываются все расходы, принимаемые для формирования налогооблагаемой базы в целях расчета налога на прибыль. Причем складываются они отдельно по статьям, которые соответственно включаются в расчет в составе прямых или косвенных расходов.

К концу года в результате такого сложения вырисовывается окончательная картина по налогооблагаемой базе по прибыли. Четко видны все доходы:

  • сколько их было получено от ведения обычной деятельности;
  • объем доходов от внереализационных операций;
  • после сложения предыдущих двух пунктов — весь доход, включаемый в налоговую базу.

Аналогично по расходам можно проследить:

  • сколько произведено косвенных расходов;
  • объем прямых расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу;
  • в результате получается сумма всех произведенных и принятых к учету в налоговом периоде расходов.

Получив все данные по доходам и расходам сначала в 1-м квартале, а затем нарастающим итогом по полугодию, за 9 месяцев и, наконец, за год, с полученной таким образом налоговой базы рассчитывается налог на прибыль или выявляется налоговый убыток.

Как отражаются показатели в декларации по прибыли?

Результаты расчета доходов и расходов, учитываемых для целей налогообложения, фиксируются в декларации по налогу на прибыль также нарастающим итогом.

В результате полученные доходы предыдущего отчетного периода складываются с доходами текущего квартала, аналогично — по расходам.

К уплате за квартал, полугодие и 9 месяцев показывается сумма аванса по налогу на прибыль за вычетом сумм, уплаченных за предыдущие отчетные периоды. А при получении убытка сумма налога к уплате будет уменьшена на сумму, уплаченную в бюджет ранее авансом.

01 Декабрь 2015

Стандартная ситуация – вы ведете в табличке продажи по дням. Примерно так:

Вроде все видно и наглядно, однако очень часто нужно видеть сумму нарастающим итогом для каждой даты
Для этого обычно используется формула которую вы видите в этом примере в окне формул

Суть ее – берем предыдущую сумму и добавляет продажи за текущий день.
Но есть более грамотный и красивый способ.
В колонке «Сумма нарастающим итогом» пишем формулу =СУММ($D$4:D4)
Важно чтобы верхняя граница суммируемого диапазона не изменялась, именно для этого перед координатами ячейки ставится знак «$», а нижняя наоборот при копировании изменялась так, чтобы при копировании вниз изменялся нужный нам диапазон

Вы можете видеть, что при копировании этой формулы на одну строку вниз, верхняя граница суммирования осталась неизменной, а нижняя расширяется в соответствии с выбранной строкой.

Вы спросите — чем этот способ лучше?
Допустим вам нужна сумма нарастающим итогом не на каждый день а через день или раз в неделю или в пять дней. При первом варианте, если вы удалите сумму нарастающим в каком-то из дней, все ваши вычисления «поплывут» и будут показывать неправильные значения.
Во втором варианте, вы можете оставлять значения нарастающим итогом в тех ячейках, которые вам нужны, например каждую пятницу или каждый четный день. Данные всегда будут отражаться корректно.
Да, насчет пятницы, интересная мысль. Что теперь сидеть с календарем и выбирать эти самые пятницы?
Совершенно не обязательно, вы уже догадались, что и эту задачу легко можно решить с помощью формулы в Excel
Для этого существует функция =ДЕНЬНЕД(). Она как раз подходит для нашего случая.
Создаем такую вот формулу:
=ЕСЛИ(ДЕНЬНЕД(A11)=5;СУММ($D$4:D11);»»)
В переводе на обычный язык она говорит следующее: Если день недели в ячейке с датой имеет номер 5 (а это как известно пятница), то тогда нужно показать сумму нарастающим итогом, если же нет, то ничего не показывать. «Ничего» и 0 это разные понятия. Поэтому «Ничего» мы обозначаем двумя кавычками ( «» ). В результате таблица будет выглядеть примерно так:

Как видите все получилось довольно аккуратно и информативно.
Надеюсь работа в Excel будет доставлять вам только удовольствие.