Направления налоговой политики

Введение.

Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В условиях рыночных отношений, и особенно в переходный к рынку период, налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

С точки зрения науки об управлении государство как объект управления ничем не отличается в этом качестве от частной корпорации. Если правильно выбраны цели, известны имеющиеся средства и ресурсы, то остается лишь научиться эффективно применять эти средства и ресурсы. Основным финансовым ресурсом государства являются налоги, поэтому эффективное управление налогами можно считать основой государственного управления вообще.

Все важнейшие направления развития государства невозможны без соответствующего финансирования, следовательно, необходима развитая экономика для более полного выполнения государством своих функций. Развитая экономика возможна при развитой системе органов государственной власти, грамотной и продуманной налоговой политике. В нашей стране период становления налоговой системы не закончился, и о грамотной налоговой политике говорить пока тоже рано. Ввиду этого актуальность данной работы бесспорна.

1. Развитие налогообложения в России.

Не останавливаясь подробно на истории развития налогов, уходящей в глубину веков, отметим основные вехи становления отечественных налогов. Это связано с тем, что вопросы исторического развития отечественного налогообложения рассмотрены в литературе крайне скудно, разрозненно, зачастую в отрыве от исторических реалий. Однако отечественная история налогов имеет длительный период, весьма интересна, поучительна, многие исторические аспекты налогообложения являются актуальными и для нынешнего этапа формирования российской налоговой системы.

В древнейший период основные формы налогообложения выступали в виде личных повинностей и натуральных сборов. Указанные сборы главным образом направлялись на содержания князя, его окружения, проведение различного рода военных мероприятий. Со временем развилась весьма разветвленная система личных повинностей окрестного населения в пользу князя и его двора.

Особое влияние на становление российской налоговой системы оказало монголо-татарское нашествие. В результате на русские княжества была наложена дань, представляющая собой прямой денежный налог . Для определения размера дани периодически проводились переписи населения.

Постепенно в налоговой системе начинают выделяться прямые и косвенные налоги. Среди косвенных основное место первоначально занимали внутренние таможенные платежи. Характерной особенностью было их чрезвычайное многообразие – платежи охватывали практически все этапы продвижения товара от изготовителя до конечного потребителя. По мере развития внешней торговли возрастают внешние таможенные пошлины.

Весьма интересный и драматичный период в истории российский налогов связан с эпохой Петра Великого. Общеизвестно, что именно в этот период чрезвычайно высоких размеров достигают военные расходы, связанные с ведением войн, переоснащением армии и созданием российского флота. Рост расходов сопровождался беспрецедентным увеличением налоговых сборов. Следует подчеркнуть, что в отличие от многих нынешних российских нововведений в налоговой сфере, Петровская налоговая реформа была тщательно продумана и предварительно проведена большая подготовительная работа.

В период царствования Екатерины 2 проводятся мероприятия по расширению налогооблагаемой базы.

Наиболее крупные и прогрессивные изменения в налоговой сфере произошли в период царствования Александра 3.

Новый этап становления российской налоговой системы начался в 1990-е годы, он связан с переходом от административной системы управления к рыночной, характеризуется постепенным построением налоговой системы, имеющей общие с развитыми экономическими странами черты.

2. Сущность и функции налогов.

В течение многих веков на развитие налогов не оказывали какое-либо существенное воздействие теоретические соображения. Налоги, как правило, формировались из чисто практических подходов, прежде всего из потребностей пополнения доходов казны. Однако в начале 19 века начинается формирование серьезных теоретических воззрений на природу и сущность налогов, их место в жизни общества. По мере становления налогов менялось представление об их месте и роли в обществе, углублялось и конкретизировалось и определение налогов.

Сущность налогов проявляется в их функциях. При обосновании функций налогов отчетливо проявляются две тенденции – зауженная трактовая функций и расширительная. Согласно первой считается, что единственной функцией налогов является фискальная. Действительно, само появление налогов прежде всего было обусловлено необходимостью обеспечения доходами бюджета государства.

Вместе с тем было бы ошибочно сводить все функции налогов к одной, хотя и весьма важной. Очевидно, что установленный налог, его ставки, выбор налогоплательщиков, льготы, механизм изъятия оказывают серьезное влияние на экономические интересы распределение и перераспределение финансовых потоков. Следовательно, наряду с фискальной необходимо выделить как минимум еще одну функцию – распределительную. В экономической литературе имеются попытки выделить и другие функции – стимулирующую, контрольную, экономическую и др.

Главной, определяющей функцией является фискальная. Оценивая эффективность налоговой системы, необходимо прежде всего анализировать, насколько успешно налоги наполняют доходами казну или бюджет. Однако, рассматривая фискальную функцию налогов, и давая ей предпочтение, следует иметь в виду, что налоговое обложение не должно создавать трудностей и препятствий для экономического роста, гармоничного развития товаропроизводителей и сферы обращения. В противном случае будет значительно сужена налогооблагаемая база, вместо ожидаемых доходов бюджет получит только их часть со всеми негативными последствиями.

Для того чтобы налоги выполняли свои функции в полном объеме, необходима выработки налоговой политики, адекватной объективным экономическим и социальным условиям.

3.1. Сущность и значение налоговой политики.

Налоговая политика – комплекс правовых действий органов власти и управления, определяющий целенаправленное применение налоговых законов. Это также правовые нормы осуществления налоговой техники при регулировании, планировании и контроле государственных доходов. Налоговая политика является частью финансовой политики. Содержание и цели налоговой политики обусловлены социально-экономическим строем общества и социальными группами, стоящими у власти. Экономическая обоснованная налоговая политика преследует цель оптимизировать централизацию средств через налоговую систему.

В условиях высокоразвитых рыночных отношений налоговая политика используется государством для перераспределения национального дохода в целях изменения структуры производства, территориального экономического развития, уровня доходности населения.

Задачи налоговой политики сводятся к:

— обеспечению государства финансовыми ресурсами;

— созданию условий для регулирования хозяйства страны в целом;

— сглаживанию возникающего в процессе рыночных отношений неравенства в уровнях доходов населения.

Можно выделить три типа налоговой политики .

Первый тип – политика максимальных налогов, характеризующаяся принципом “взять все, что можно”. При этом государству уготовлена “налоговая ловушка”, когда повышение налогов не сопровождается приростом государственных доходов. Предельная граница ставок определена и зависит от множества факторов в каждом конкретном случае. Зарубежные ученые называют предельную ставку в 50%.

Второй тип – политика разумных налогов. Она способствует развитию предпринимательства, обеспечивая ему благоприятный налоговый климат. Предприниматель максимально выводится из-под налогообложения, но это ведет к ограничению социальных программ, поскольку государственные поступления сокращаются.

Третий тип – налоговая политика, предусматривающая достаточно высокий уровень обложения, но при значительной социальной защите. Налоговые доходы направляются на увеличение различных социальных фондов. Такая политика введет к раскручиванию инфляционной спирали.

При сильной экономике все указанные типы налоговой политики успешно сочетаются. Для России характерен первый тип налоговой политики в сочетании с третьим.

Налоговая политика

Налоговая политика — это система мероприятий государства в области налогообложения, которая строится с учетом компромисса интересов государства и налогоплательщиков.
Как часть общей экономической политики государства она определяется целями общества. Эти цели формулируют требования к налоговой базе, тяжести налогообложения и способам изъятия доходов.
Государство, призванное обеспечить наилучшие условия для эффективного экономического роста, нуждается в ресурсах для выполнения этой миссии. Такие ресурсы не могут сформироваться исключительно, за счет собственных источников государства, доходов от государственных предприятий. И государство для формирования своих денежных доходов вынуждено изымать часть доходов частного сектора.
При перемещении дохода в пользу государства происходит смена собственника. Ресурсы изымаются на безвозмездной основе. Такая неэквивалентная форма отношений между государством, с одной стороны, и частными предприятиями и отдельными гражданами, с другой — свидетельствует о безусловной форме денежных отношений, в которых стороны не являются равными партнерами. Государство вынуждает частный сектор подчиниться макроэкономическим и национальным интересам.
Налогообложению подлежат: прибыль; доходы; стоимость определенных товаров; стоимость, добавленная обработкой; имущество; передача собственности (дарение, продажа, наследование); операции с ценными бумагами; отдельные виды деятельности.
Налоги — это обязательные платежи-физических и юридических лиц государству.
Уплата налогов является одной из главных обязанностей граждан.
Налогоплательщиками являются: физические лица — работники, непосредственно своим трудом создающие материальные и нематериальные блага и получающие определенный доход, и юридические лица — хозяйствующие субъекты.
Можно выделить три системы налогообложения:
1. Пропорциональный налог — сумма налога пропорциональна доходам работников.
2. Регрессивный налог — налог тем выше, чем ниже доход.
3. Прогрессивный налог — налог тем выше, чем выше доход. Налоги подразделяются на прямые и косвенные. Прямые налоги — обязательные платежи, взимаемые государством с доходов или имущества юридических и физических лиц (подоходный налог с населения и налог на прибыль с фирм, налог на имущество, недвижимость, дарение, наследство, финансовые операции).
Косвенные налоги — устанавливаются в виде надбавок к цене товара и услуг (акцизные сборы, налог с продаж, частично налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины, налог на экспорт).
При формировании налоговой системы необходимо учитывать принципы налогообложения — правила, которыми следует руководствоваться при построении налоговой системы.
Основные принципы налогообложения:
1) Принцип справедливости — равенство налогов на доходы рыночных структур. Налоги должны быть равными для каждого уровня дохода.
2) Принцип определенности и точности налогов — размер налогов, сроки, способ и порядок их начисления должны быть точно определены и понятны налогоплательщикам.
3) Принцип удобства взимания налогов для налогоплательщиков — каждый налог должен взиматься в то время и тем способом, при котором плательщику легче выполнить требования налогообложения.
4) Принцип экономичности (эффективности) — необходимость соблюдения условий, при которых: — разрыв между расходами по сбору и организации налогообложения и самими налоговыми поступлениями должен быть наибольшим; — тяжесть налогообложения не должна подрывать возможность продолжения производства и лишать государство в последующем налоговых поступлений.
5) Принцип обязательности — неизбежность осуществления платежа.
Функции налогов:
1) Фискальная — обеспечение финансирования государственных расходов на содержание государственного аппарата, обороны страны и той части непроизводственной сферы, которая не имеет достаточных средств, например, фундаментальной науки, многих учебных заведений, библиотек и т. д.
2) Распределительная — перераспределение доходов между разными социальными слоями с целью сглаживания неравенства в обществе.
3) Стимулирующая (антиинфляционная) — стимулирование развития научно-технического прогресса, увеличения числа рабочих мест, капитальных вложений в расширение производства путем применения льготного налогообложения.
4) Социально-воспитательная — сдерживание потребления вредных для здоровья продуктов путем устанавления на них повышенных налогов.
5) Конкретно-учетная — осуществление учета доходов граждан, предприятий и организаций.
В современной России налоговая система как необходимое условие формирования цивилизованных рыночных экономических отношений формируется с 1992 г. По структуре и принципам построения она в основном отражает общераспространенные в мировой практике тенденции.
Виды налогов:
1) Федеральные — налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, таможенная пошлина, подоходный налог, налог на покупку валюты и др.
2) Региональные — налог на имущество предприятий, лесной налог, плата за воду и др.
3) Местные — земельный налог, курортный налог, налог на рекламу, налог на содержание жилого фонда и др.
Направления совершенствования налоговой системы в России:
— Уменьшение налогового бремени, особенно для тех, кто инвестирует в развитие новых технологий.
— Уменьшение структуры налоговых поступлений за счет поэтапного увеличения доли физических лиц (доходов и имущества), а также рентных платежей в природоэксплуатирую-щих отраслях и, соответственно, сокращения доли, приходящейся на бизнес.
— Сокращение налоговых льгот.
— Расширение налогооблагаемой базы за счет перекрытия каналов ухода от налогов и перетока их в теневой сектор экономики.

Налоговая политика – это система мероприятий государства в области налогообложения, которая строится с учётом компромисса интересов государства и налогоплательщиков.
Налоги – это обязательные платежи физических и юридических лиц, взимаемые государством.
Субъект налога (налогоплательщик) – физическое или юридическое лицо, которое обязано платить этот налог в законодательном порядке.
Объект налога – предмет (доход, имущество, товар), подлежащий налогообложению.
Источник налога – это доход налогоплательщика (заработная плата, прибыль, процент), из которого оплачивается налог.
Налоговая ставка – величина налога, приходящаяся на единицу обложения (единица измерения объёма налогообложения – рубль, гектар и т.д.).
Классификация налогов:
1. По виду объектов налогообложения и способа взимания:
1) прямые (подоходный налог, налог на прибыль хозяйственных организаций, налог на наследование или дарение, земельный налог, налог на пользование недрами, налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы, лесной налог, водный налог, налог на имущество организаций и т. п.);
2) косвенные (НДС = налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины, акцизы, налоги с продаж).
Таможня – (от тюрк. танга, тамга – знак собственности, подтверждающий денежный налог с торговли) – государственная служба, следящая за ввозом и вывозом товаров через границу и взимающая таможенные пошлины и сборы, другие налоги.
Таможенная пошлина – налог, взимаемый государственными органами по ставкам таможенного тарифа с провозимых через государственную границу товаров.
Таможенный тариф – перечень товаров, с которых взимаются пошлины, с указанием ставок таможенного налога на единицу данного товара.
Акциз (фр. accise, от лат. accidere обрезать) – косвенный налог на продажу определённого вида товаров массового потребления; акциз включается в цену товара и изымается в государственный и местный бюджеты; чаще всего акцизным сбором налогом (сбором) облагаются винно-водочные изделия, пиво, табачные изделия, деликатесы, предметы роскоши, автомобили, нефтепродукты; плательщиками акциза являются потребители, приобретающие товары, которые облагаются акцизным сбором.
Косвенные налоги устанавливаются в виде надбавок к цене товаров или к тарифам на услуги и не зависят от доходов налогоплательщиков (прямые налоги связаны с доходами). При введении косвенных налогов производители (продавцы) товаров и услуг продают их по ценам и тарифам с учётом налоговой надбавки, которую затем передают государству. Т.о. производители и продавцы выступают в роли сборщика налогов, уполномоченного на то государством, а !!! покупатель становится плательщиком этого налога.
2. По уровням взимания налогов:
1) федеральные (НДС, акцизы, таможенные пошлины, подоходный налог, налог на покупку валюты);
2) региональные (налог на имущество предприятий, лесной налог, плата за воду и пр.);
3) местные (земельный налог. курортный налог, налог на рекламу, налог на содержание жилого фонда и др.).
3. В зависимости от характера ставок:
1) пропорциональный налог (ставка, которого для всех одинакова );
2) прогрессивный налог (ставка тем больше, чем выше уровень дохода );
3) регрессивный налог (ставка тем ниже, чем выше уровень дохода ).
4. Налоги с 1) физических и 2) юридических лиц.
Налоги, уплачиваемые предприятиями:
1) налог на добавленную стоимость;
2) налог на прибыль;
3) акцизы;
4) налог на имущество предприятий;
5) налог на доходы физических лиц;
6) единый социальный налог;
7) налог на добычу полезных ископаемых;
8) водный налог;
9) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
10) государственная пошлина;
11) транспортный налог;
12) земельный налог;
13) налог на имущество физических лиц;
14) налог на внешнюю торговлю.
Налог на добавленную стоимость (НДС) – взимаемый с предприятий косвенный налог на сумму прироста стоимости на данном предприятии, исчисляемую в идее разности между выручкой от реализации товаров и услуг и суммой затрат на сырьё, материалы, полуфабрикаты, полученные от других производителей, со стороны. Впервые введён в 60-х гг. XX в. В России этот налог введён в 1992 г. и является ключевым в налоговой системе. За счёт поступлений этого налога формируется более трети доходной части федерального бюджета. В России в 2004 г. ставка налога установлена на уровне 18%. (Франция – 18,6%, Англия – 15%, Германия – 14%).
Налог на прибыль – существующий во всех странах с рыночной экономикой прямой налог на доходы юридических лиц, взимаемый по определённым ставкам на основании налоговых деклараций этих лиц. Объектом налогообложения является валовая прибыль компаний за вычетом отдельных видов расходов, осуществляемых из прибыли, и скидок (расходов на расширение производства, выплат процентов по задолженности, расходов на научные исследования, благотворительные мероприятия). В большинстве случаев налог на прибыль составляет 35% от валовой прибыли, т.е. разницы между всеми доходами и всеми расходами фирмы. Доходы от казино и игорного бизнеса облагаются по ставке 90%.
Прибыль, полученная от производства и реализации сельскохозяйственной продукции, не подлежит налогообложению.
Предпринимателю также приходится производить платежи в различные внебюджетные фонды (пенсионный, социального страхования, обязательного медицинского страхования и др.).
Налоги, уплачиваемые гражданами:
1) основной налог НДФЛ (налог на доходы физических лиц) – удерживается из заработной платы и перечисляется работодателем (государственная пошлина);
2) налог на имущество физических лиц (налог на строения, помещения, сооружения, транспортные средства);
3) налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения;
4) земельный налог;
5) транспортный налог;
6) водный налог;
7) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов.
Общественные отношения, возникающие при установлении, взимании налогов и сборов регламентируются нормами финансового права. Указанные нормы имеют определенные специфические признаки, позволяющие объединить их в самостоятельную группу. Эту совокупность финансовых норм, регулирующих налоговые отношения, принято называть институтом финансового права или даже подотраслью – «налоговое право». Нормы налогового права содержатся в различных нормативных актах: Конституции РФ, федеральных законах о налогах, в иных нормативных актах, регулирующих налоговые отношения. Совокупность указанных нормативных актов образует налоговое законодательство.
Как связана величина ставки налогов с поступлением средств в государственный бюджет?
Кривая Лаффера – кривая, характеризующая в графическом виде зависимость объёма государственных доходов от среднего уровня налоговых ставок в стране.
Кривая иллюстрирует наличие оптимального уровня налогообложения, при котором государственные доходы достигают своего максимума. Американский экономист Артур Лаффер показал, что не всегда повышение ставки налога ведёт к росту доходов государства. Если налоговая ставка превышает некую границу, поступления начнут уменьшаться. С ростом налогов часть предпринимателей разорится, часть уйдёт в «теневую экономику», стимулы к труду угаснут. Лаффер доказал, что один и тот же доход в госбюджет может быть достигнут и при достаточно высокой и при низкой налоговых ставках. Хорошую налоговую систему формирует широкая налоговая база и низкие налоговые ставки.
Налоговая база – база налогообложения; сумма, с которой взимается налог; налогооблагаемый доход и стоимость облагаемого налогом имущества.
Принципы налогообложения:
1) справедливость (налоги должны быть равными для каждого уровня дохода);
2) определённость и точность налогов (размер налогов, сроки, способ и порядок их начисления должны быть точно определены и понятны);
3) удобство взимания для налогоплательщиков;
4) экономичность = эффективность (разрыв между расходами по сбору и организации налогообложения и самими налоговыми поступлениями должен быть наибольшим, тяжесть налогообложения не должна подрывать возможность продолжения производства и лишать государство в последующем налоговых поступлений);
5) обязательность (неизбежность осуществления платежа).
Принципы налогообложения были сформулированы А. Смитом (1723-1790) в классическом сочинении «Исследование о природе и причинах богатства народов»: 1) всеобщность налогов и их пропорциональность доходу; 2) справедливость (равноценность изъятия налоговых средств у различных категорий физических и юридических лиц); 3) определённость (налоги должны быть определёнными, а не произвольными: должно быть определено время уплаты, количество, место уплаты); 4) удобство (каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, какие представляют наибольшее удобство для налогоплательщика).
Функции налогов:
1) фискальная (финансирование государственных расходов, пополнение бюджета);
2) экономическая (поднимая или снижая налоги, государство либо способствует его развитию, либо сдерживает темпы экономического развития);
3) распределительная = социальная (через налоги перераспределяются доходы населения и поддерживаются неимущие слои населения);
4) социально-воспитательная (сдерживание потребления вредных для здоровья продуктов путём установления на них повышенных налогов);
5) конкретно-учётная (учёт доходов граждан, предприятий и организаций).
Направления совершенствования налоговой системы в России: 1) уменьшение налогового бремени, особенно для тех, кто инвестирует в развитие новых технологий; 2) сокращение налоговых льгот; 3) перекрытие каналов ухода от налогов и перетока их в теневой сектор экономики; 4) переход к прогрессивной системе налогообложения; 5) увеличение рентных платежей в природоэксплуатирующих отраслях.

Пояснение.

При анализе ответа учитывается:

— соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;

— наличие пунктов плана, позволяющих раскрыть содержание данной темы по существу;

— корректность формулировок пунктов плана.

Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1) Понятие «налоги».

2) Функции налогов:

а) фискальная;

б) стимулирующая;

в) социально-воспитательная и др.

3) Принципы налогообложения:

а) принцип справедливости;

б) принцип определённости и точности налогов и др.

4) Виды налогов:

а) прямые;

б) косвенные.

5) Системы налогообложения:

а) пропорциональный налог;

б) прогрессивный налог;

в) регрессивный налог.

6) Уровни налогообложения в РФ:

а) федеральные;

б) региональные;

в) местные.

7) Специальные налоговые режимы в РФ

Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.

Налоговая тарифная политика

Главная » Налоги » Налоговая тарифная политика


Вернуться назад на Налоговая политика
Несмотря на то, что налоговые органы до сих пор не выиграли у банков ни одно арбитражное дело, связанное с применением к тарифам на услуги банков ст. 40 НК РФ, опасность таких разбирательств сохраняется. Снизить налоговые риски в такой ситуации можно путем разработки тарифной политики банка для целей налогообложения прибыли.
Нередко банки в интересах бизнеса и для целей привлечения клиентов или дальнейшего развития сотрудничества с действующими клиентами устанавливают разного рода индивидуальные тарифы на свои услуги для разных категорий юридических и физических лиц, в частности на услуги по открытию и ведению банковских счетов.
Несмотря на повсеместное применение в финансово-хозяйственной деятельности индивидуальных тарифов, в настоящее время практически отсутствуют разъяснения контролирующих органов и статьи специалистов по этой теме. Поэтому попытаемся осветить интересные вопросы налогообложения, связанные с установлением индивидуальных тарифов.
Обратим внимание на то, что есть разъяснения Минфина России по вопросу о последствиях «завышения» тарифов на услуги банков.
Минфин России в Письме N 03-02-07/1-143 на вопрос о том, применяется ли ст. 40 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль в случае, если установленный тариф по обслуживанию банками организаций отклоняется более чем на 20% от средневзвешенной величины тарифа на услуги по открытию и ведению банковских счетов, ответил, что согласно п. п. 1 и 4 ст. 40 НК РФ для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки.
Пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен. Рыночной ценой товара (работы, услуги) признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии — однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях.
Налоговые органы при осуществлении контроля за полнотой исчисления налогов вправе проверять правильность применения цен по сделкам при отклонении более чем на 20% в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени (пп. 4 п. 2 ст. 40 НК РФ).
В соответствии с пп. 2 п. 2 ст. 290 НК РФ в составе доходов банков от осуществления банковской деятельности при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций учитываются доходы в виде платы за открытие и ведение банковских счетов клиентов.
Ограничений в отношении применения ст. 40 НК РФ при проверке правильности применения цен по сделкам банков на оказание услуг по открытию и ведению счетов клиентов гл. 25 НК РФ не установлено.
Согласимся с Минфином России — действующее законодательство не установило никаких исключений в отношении банков при применении положений ст. 40 НК РФ. Следовательно, на наш взгляд, если банк устанавливает индивидуальные тарифы с отклонениями более 20% от рыночных цен, то единственным действенным механизмом обоснования таких тарифов и преференций является тарифная политика банка для целей налогообложения прибыли.
Под индивидуальным тарифом мы понимаем тариф, устанавливаемый на банковскую услугу с учетом специфики взаимоотношений с определенным клиентом.
Индивидуальные тарифы, как правило, формируются с учетом скидок (надбавок) по отношению к стандартным тарифам, обоснованных экономическим расчетом.
Оговоримся сразу, что далее не будем затрагивать тарифы, устанавливаемые или контролируемые государством.
В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, а именно ст. 424 ГК РФ, тариф является одной из разновидностей цены договора. Следовательно, предполагается, что, как и во всяких иных договорных отношениях, вторая сторона — потребитель услуги — при заключении договора должна быть осведомлена о размере установленного тарифа и по подписании договора согласна получать услуги в соответствии с согласованными тарифами.
Основным документом банка, применяющего в процессе своей финансово-хозяйственной деятельности тарифы, должна быть утвержденная приказом тарифная политика. Такая политика должна разрабатываться для целей налогообложения прибыли. Ведь правовой нормой, соблюдение требований которой является основной задачей тарифной политики, является ст. 40 «Принципы определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения» НК РФ.
В п. 2 ст. 40 НК РФ содержится положение о том, что «при отклонении более чем на 20% в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени», налоговые органы при осуществлении контроля за полнотой исчисления налогов вправе проверять правильность применения цен по сделкам. Нарушение этого отклонения (20%) и является основным камнем преткновения при определении индивидуальных тарифов кредитной организации.
Включение в тарифную политику тех или иных положений об установлении определенных тарифов может играть решающую роль в разногласиях с налоговыми и другими контролирующими органами.
Таким образом, нельзя недооценивать значимость тарифной политики банка. По возможности следует максимально полно и аргументированно отразить в ней все те нюансы, которые могут вызвать вопросы у налоговых органов при проведении проверок.
Тарифная политика для целей налогообложения по своей сущности должна помочь решить ряд проблем, которые стоят перед банком:
• снизить налоговые риски;
• формализовать и упорядочить процесс установления тарифов, перейти от стихийного ценообразования к аргументированной системе установления тарифов;
• сделать четким и понятным процесс ценообразования для клиента, в том числе определить четкие критерии, позволяющие клиенту рассчитывать на установление индивидуальных тарифов;
• усилить конкурентоспособность предоставляемых банком услуг и в целом конкурентоспособность банка.
Для минимизации налоговых рисков необходимо осуществлять экономическое обоснование устанавливаемых индивидуальных тарифов, а также разработать и отразить в тарифной политике конкретные уровни экономических показателей, при достижении которых возможно установление индивидуальных тарифов, причем рекомендуем также определить и диапазон предоставляемых скидок (надбавок), которые гарантируются клиенту при достижении экономических показателей.
Итак, для целей снижения налоговых рисков, которые могут возникнуть при применении налоговиками ст. 40 НК РФ, тарифная политика должна содержать следующие положения:
• обоснование неидентичности и неоднородности услуг;
• определение услуг, имеющих одинаковую сущность, то есть одинаковые количественные, качественные, технологические, целевые признаки и характеристики, что позволяет им быть взаимозаменяемыми, то есть однородными;
• четкое экономическое обоснование либо расчет, на основании которого возможно предоставление индивидуальных тарифов, надбавок и скидок;
• соблюдение 20%-ного лимита отклонения цены, что означает невозможность установления в течение непродолжительного промежутка времени цен на однородные (идентичные) услуги, отклоняющихся друг от друга более чем на 20%.
Считаем целесообразным определить в тарифной политике непродолжительный промежуток времени для всех тарифицируемых услуг.
По мнению автора, существуют определенные случаи, при которых в обязательном порядке необходимо обоснование неоднородности услуг:
• установление индивидуальных тарифов для определенной группы клиентов;
• установление индивидуальных тарифов при видимом отсутствии различия параметров между контрагентами, к которым применяются стандартные тарифы и для которых устанавливаются индивидуальные тарифы;
• введение новых тарифов по услугам, имеющим сходные количественные, качественные, технологические, целевые признаки и характеристики.
Можем рекомендовать следующее: если индивидуальный тариф устанавливается путем надбавок к стандартному тарифу, предусматривающему расход банка (например, выплата по договору банковского вклада повышенных процентов клиенту), либо скидок к стандартному тарифу, приносящему доход банку (например, взимание пониженной комиссии с клиента за проведение операций по его счету), то целесообразно выяснение совокупного экономического эффекта, что лишний раз будет доказывать правомерность установления индивидуальных тарифов и с точки зрения соответствия требованиям п. 1 ст. 252 НК РФ.
Как правило, индивидуальные тарифы устанавливаются уже действующим клиентам банка, однако нередко банку может быть выгодно привлечь стратегически важного клиента путем установления такому клиенту льготных индивидуальных тарифов. Возможно и правомерно ли это с точки зрения налогообложения?
Для положительного решения данного вопроса в тарифной политике необходимо предусмотреть положение о том, что с целью привлечения на обслуживание стратегически и экономически значимых клиентов возможно предоставление индивидуальных тарифов с составлением расчета экономического эффекта и скидок, основанного на прогнозируемых показателях обслуживания клиента в банке.
При этом следует установить конкретный срок с даты применения к клиенту индивидуального тарифа, по истечении которого ответственное подразделение обязано проконтролировать соответствие прогнозируемых показателей фактическим показателям за данный период и подтвердить (или опровергнуть) правомерность предоставления индивидуальных тарифов на основании экономических показателей таким клиентам.

Налоговая база
Налоговое планирование
Государственные налоги
Минимальный налог
Налоговые пени

| | Вверх