Налоговый кодекс водный налог
Содержание
- Что включает декларация по водному налогу?
- Пример расчета водного налога
- Порядок заполнения декларации по водному налогу
- Распространенные ошибки при заполнении декларации
- Как рассчитать водный налог
- Что нужно знать
- Общие правила заполнения
- Налоговые ставки
- Налоговый кодекс РФ
- Перечень федеральных, региональных и местных налогов в 2019 году (таблица)
- Что такое водный налог?
- Объекты налогообложения
- Срок и уплаты
- Налоговая база
- Заполнение декларации
Что включает декларация по водному налогу?
Форма налоговой Декларации по данному виду налога установлена государством. Это значит, что вся информация, которую потребуется предоставить, уже включена в форму, самостоятельно приписывать ничего не придется. Обратимся к следующей таблице, чтобы уточнить основные данные для Декларации:
Пункт декларации | Описание |
Титульный лист | Содержит контактные данные лица, реквизиты, а также информацию, через которую с ним можно связаться (номер телефона, адрес и т.д.). Для лиц, которые являются и не являются ИП титульный лист выглядит по-разному и включает разную информацию. |
Раздел 1 | Включает суммы налога, подлежащие уплате, вместе с кодами ОКТМО и КБК. |
Раздел 2 | Содержит расчеты налоговой базы, а также общей суммы водного налога. |
Подраздел 2.1 | Здесь рассчитывается налоговая база вместе с суммой водного налога в случаях забора воды из водного объекта. |
Подраздел 2.2 | Здесь рассчитывается налоговая база вместе с суммой водного налога в случаях использования водного объекта, но без забора воды. |
|
Пример расчета водного налога
Колоссальную часть заполнения Декларации составляют расчеты — им нужно уделить особое внимание. Налог рассчитывается, исходя из ставки, установленной государством. Ставка отличается в зависимости от того, для какой цели лицо использует водные объекты:
- Забор воды из водного объекта для общих целей.
- Водные объекты применяются в целях гидроэнергетики, при этом не происходит забора воды.
- Пользование акваторией водного объекта (кроме лесосплава в кошелях и плотах).
- Использование водных объектов для лесосплава в кошелях и плотах.
Информация об этих ставках подробно предоставлена на официальном сайте ФНС. Если же воду берут для водообеспечения населения, то устанавливается ставка в 81 рубль за 1000 кубов воды. Необходимые для вычета налогов коэффициенты указаны в статье 333 НК РФ. Для наглядности обратимся к следующему расчету.
Допустим, для определенного юридического лица установлен лимит забора воды в 320 000 куб. м. Лимит был превышен на 40 000 куб. м. Из-за превышения лимита, расчет будет производиться в 2 этапа. Для начала подсчитывается налог на добытый в рамках лимита ресурс: 320 м. х 300 рублей (ставка по налогу) х 1, 32 (коэффициент для ставки по налогу) = 126 720
На лимит налог рассчитывается по той же формуле, только результат потребуется умножить еще на 5 — коэффициент, который применяется к лимитированному расходу. В данном случае налог составит 79 200 рублей. Общая сумма налога = 126 720 + 79 200 = 205 920 рублей.
|
Порядок заполнения декларации по водному налогу
Существуют особые требования к порядку заполнения деклараций, которые помогут провести заполнение максимально правильно, исключая недочеты:
- Значения стоимостных показателей необходимо указывать только в полных рублях. Это значит, что копейки необходимо округлять. Если сумма менее 50 копеек, она округляется до нуля, более — до полного рубля.
- Все страницы, включенные в Декларацию, имеют сквозную нумерацию.
- Все имеющиеся ячейки, предусмотренные для написания цифр, должны быть заполнены. Например, если необходимо вписать цифру 1, а ячеек дано 3, то нужно будет вписать 001.
- Заполнение декларации числами или текстом осуществляется строго слева направо.
- Для заполнения документа допускаются только чернила черного, синего или фиолетового цветов.
- Исправление ошибок не допускается. При допущении ошибки рекомендуется переписать лист.
- Для заполнения текстового поля необходимо использовать только заглавные печатные буквы.
- В каждое поле можно вписывать только один показатель и не более.
- Если какое-то знакоместо отсутствует, обязательно нужно поставить на его месте прочерк.
Если декларация заполняется при помощи электронных средств, то все показатели необходимо выровнять по правому знакоместу.
Распространенные ошибки при заполнении декларации
Многие начинающие часто допускают ошибки при заполнении декларации, после которых возникают проблемы, документ приходится переписывать и нести в ФНС заново. Среди наиболее распространенных ошибок отмечают:
- При заполнении указывается не полное, а сокращенное название организации. Например, вместо Общество с ограниченной ответственностью пишут ООО.
- В документации необходимо указывать данные лиц, то есть, фамилию, имя и отчества. Иногда эти данные указывают сокращенно, однако, рекомендуется вписывать полные ФИО, без сокращений.
- Заполняя ИНН, следует помнить, что если поле состоит из 12 ячеек, а вам необходимо вписать 10 цифр, то в оставшихся 2 ячейках строго ставятся нули.
- Некоторые налогоплательщики считают, что на титульном листе достаточно указать ИНН и наименование организации. Такой подход в корне неверен — необходимо заполнять все необходимые данные.
Подавать декларацию в первый раз рекомендуется как можно раньше, чтобы в случае каких-либо ошибок при заполнении налогоплательщик смог переписать документы — и успеть подать их заново в установленный срок.
Оцените качество статьи. Мы хотим стать лучше для вас:
Если вы не нашли ответ на свой вопрос, то вы можете получить ответ на свой вопрос позвонив по номерам ⇓
Юридическая Консультация бесплатная
Москва, Московская область звоните: +7 (499) 288-17-58
Звонок в один клик
Санкт-Петербург, Ленинградская область звоните: +7 (812) 317-60-16
Звонок в один клик
Из других регионов РФ звоните: 8 (800) 550-34-98
Звонок в один клик
Как рассчитать водный налог
Налоговая база по водному налогу определяется отдельно в отношении каждого объекта налогообложения. А если по нему установлены разные налоговые ставки, то база считается применительно к каждой из них (п. 1 ст. 333.10 НК РФ).
Среди плательщиков водного налога большинство – это те организации и ИП, которые занимаются добычей подземных вод. У них налоговая база определяется по объему воды, забранной за налоговый период, в соответствии с показаниями водоизмерительных приборов (п. 2 ст. 333.10 НК РФ).
По общему правилу налог рассчитывается, как произведение налоговой базы на ставку. Но в зависимости от целей добычи воды порядок расчета может отличаться (п. 2 ст. 333.13 НК РФ).
Так, если из скважины добывается вода для целей снабжения ею населения, то налог считается по формуле (п. 3 ст. 333.12 НК РФ):
Сумма налога = Объем воды за квартал (тыс. куб. м) х Ставка налога (в 2018 году она составляет 122 руб. за 1 тыс. куб.м)
Если же забор воды производят для других целей, то:
- во-первых, ставка водного налога берется с коэффициентом. На 2018 год установлен коэффициент, равный 1,75 (п. 1.1 ст. 333.12 НК РФ);
- во-вторых, при расчете налога учитывается, уложилась ли организация (ИП) в лимит по забору воды, указанный в лицензии. Поскольку объем воды, добытый сверх лимита, облагается налогом по ставке, увеличенной в 5 раз (п. 2 ст. 333.12 НК РФ).
Поэтому формула расчета налога выглядит несколько иначе:
Что нужно знать
Разберемся, какие нормативные акты регулируют порядок заполнения документации и уплаты. Необходима такая информация для налогоплательщиков, которые используют в различных целях водные объекты в соответствии с законами РФ.
Порядок уплаты
По окончанию налогового периода плательщик водного налога обязуется провести расчеты (самостоятельно) согласно порядку, предусмотренному ст. 333.13 НК.
Для этого определяют базу налога (объем водных ресурсов, что забран, площадь объекта, что используется и т. д.), умножают ее на налоговую ставку, которая соответствует таким видам пользования водой, экономическим регионам и водным бассейнам.
Порядок водного налога содержит гл. 25.2 НК по месторасположению объектов, что облагаются налогом. Если лицо пользуется несколькими объектами, то оплачивать необходимо будет в то отделение, где оно поставлено на учет, как налогоплательщик.
Затем поступившие средства будет распределено между субъектами РФ, в пределах территории которых располагаются водные ресурсы.
Решая вопросы по перечислению налогов за водопользование, стоит опираться на то, что облагается налогом водный ресурс, а значит, перечисление рассчитанной суммы должно осуществляться по месту его расположения.
При нахождении объектов в разных регионах следует составить соглашения с государственным представительством этих субъектов.
Условия и сроки подачи отчетности в виде декларации регулирует ст. 333.15 НК. Этот закон позволяет избежать проблем, которые могут возникнуть при представлении документа.
Плательщиком должна подаваться одна декларация по месту расположения водного ресурса. При наличии в пользовании лица нескольких объектов просто добавляется информация в составляющуюся отчетность.
Подать нужно будет в таком случае саму декларацию и ее ксерокопию: оригинал – по месту, где состоит на учете организация, ксерокопию – по месту фактического места пользования ресурсом.
Кто сдает декларацию
В соответствии со ст. 333.8 главы 25.2 НК РФ плательщиками водного налога считаются юридические и физические (ИП) лица, которые используют водные объекты.
Водопользование может быть специальным (для этого необходимо получить соответствующее разрешение) и особым.
Эти же лица обязуются проводить расчеты сумм и составлять декларацию, которая в дальнейшем представляется налоговому органу.
В том случае, когда плательщик не использует водные объекты, то в отчете ставят прочерк в соответствующих пунктах.
Законные основания
Правила начисления и уплаты водного налога регламентированы гл. 25.2 НК (закон от 28 июля 2004 г. № 83-ФЗ).
Объектом, что облагается налогом, является:
- осуществление забора воды из водного ресурса;
- пользование акватории рек, морей и др. водоемов, кроме осуществления лесосплава;
- если используется водоем для работы гидроэлектростанции;
- если используется водоем для лесосплава.
Объекты, которые не облагаются налогом, перечислены в ст. 333.9 НК.
Налоговую базу определяют индивидуально по каждой категории объектов, отличаются и ставки, по которым производится расчет:
Условие | Описание |
Если осуществляется забор воды | Для расчета берут объем воды (м3), что отображается водоизмерительными приборами и записывается на страницах первичного журнала. При отсутствии прибора, который может измерить количество потребленной воды, будут брать время функционирования техники для забора вод |
Для плательщиков, которые используют акваторию водоемов | Мера – площадь водного объекта |
Если налогоплательщик использует водоем для лесосплава | Сумма объемов дерева, что сплавляется (1000 м3) и расстояние (км) |
Для использования водного ресурса гидроэлектростанцией | кВт произведенной электрической энергии |
Льготы по водному налогу лицам не предоставляются. Налоговый период – 3 месяца (кварталы).
Ставки описаны в ст. 333.12 НК. Если организация или физическое лицо перерасходовало норму, придется оплачивать налог в пять раз больше.
Отчетность по налогу – декларация, которую стоит подать в региональное отделение того субъекта, где зарегистрирован налогоплательщик или на территории которого расположен используемый водоем.
Общие правила заполнения
Документ допускается заполнять в электронном или бумажном формате. Если вы пишете отчет от руки, тогда стоит использовать черную, синюю или сиреневую ручку. Не допустимо наличие ошибок или исправлений с помощью корректора.
Если нужно внести правку, стоит зачеркнуть значение, вписав другое, подтвердить такое исправление нужно печатью. Для правильного заполнения можно воспользоваться утвержденной законодательством Инструкцией.
Каждой строке соответствует один показатель. Числовое обозначение суммы вносится целыми числами, текстовое – заглавными буквами.
В декларации имеется такой перечень страниц:
Страница | Назначение |
Титульный лист | Для ознакомления |
1 раздел | Для отображения налоговых сумм, что должны уплачиваться в отделение налогового органа по месторасположению водоема |
2 раздел | Для отображения расчета базы налога и сумм налога по водопользованию |
Раздел 2.1 | Для отображения базы налога и сумм налога на использование водных объектов, если осуществляется забор воды из водоема |
2.2 | Для расчета, если используется акватория водоема, кроме лесосплавов |
2.3 | Если используется водоем для гидроэнергетических целей |
2.4 | Когда осуществляется налогоплательщиком лесосплав |
Первые три страницы необходимо заполнять в обязательном порядке всем, а остальные – в зависимости от того, какой вид водопользования осуществляется.
Раздел 1
Строка | Описание |
010 | Отображается название соглашений о выпускаемой продукции (если используется участок недр на водном объекте). Если расчет сумм проводится по объектам, которые не касаются раздела продукции, то пропустите этот пункт |
020 | КБК в соответствии с нормативными актами РФ, которые предусматривают зачисление средств налогов на счет органа федерального уровня |
030 | ОКАТО (ОК 019-95) по месторасположению водного ресурса, налог на который стоит уплатить в государственную казну в соответствии с исчисленной суммой, что указана в пункте 020 |
040 | Общий размер налога по объектам, который подлежит оплате по месторасположению объекта водопользования, учитывая код ОКАТО и КБК. Рассчитывают сумму методом сложения показателей по каждому объекту в разделах 2.1 – 2.4 |
Если строк для заполнения не достаточно, на дополнительном листе дописывают необходимые данные. Полнота сведений подтверждается подписью лица, которое подписывало и титульный лист. Ставится дата.
Раздел 2
Содержит данные по всем водным ресурсам, что используются при заборе воды, учитывая каждую лицензию (если такая имеется) относительно целевой направленности забранной воды.
Кто является плательщиком водного налога смотрите в статье: кто платит водный налог.
Все о водном налоге, .
Наличие использования водоема для разных нужд, что имеют различия и в определении ставок, нужно будет вписать в раздел 2.1 в нескольких экземплярах.
Количество листов будет соответствовать количеству применяемых ставок.
Строка | |
010 | КБК, согласно которому проводится зачисление суммы налогов на счет органа федерального уровня |
020 | ОКАТО |
025 | Название водного ресурса, что является объектом налогообложения (море, болото, ручей и т. д.). Если вода используется из подземного источника, ставят номер регистрации скважин |
030 | Показатели, что отражают информацию о наличии лицензий у плательщика налога за использование воды: серия, номера, тип лицензий, что при вписывании разделяют знаком препинания «;» |
040 | Коды использования водных объектов, что определяются согласно приложению № 3 о кодах водного пользования |
050 | Вписывают код целей водного пользования забранной воды, что выбирается из приложения № 4 о кодах цели забора воды |
060 | Прописывают лимиты, что установлены правовыми актами для данного водоема и определенного целевого использования. Если не установлена квартальная норма, тогда лимит необходимо определить как ¼ от годовой нормы |
070 | Объемы воды по факту, в независимости от того, проводилось ли использование из водоема в текущем периоде вод в соответствии с лимитами или потреблено воды сверх норм |
080 | Объемы воды по факту, что была забрана из налогооблагаемого объекта в течение налогового периода в рамках установленных норм |
090 | Объемы воды по факту, если потребление осуществлялось свыше установленных лимитов. Это разница сумм, что прописываются в строках 070 – 080 |
100, 110 | Показатели ставок в рублях за 1000 м3. 100 – в пределах нормы, 110 – свыше лимита |
120 | Размер налога, что подлежит перечислению в бюджет. Это сложенная сумма показателей пунктов 080 – 110 |
Пример заполнения декларации
Приведем пример, как будет заполняться декларация.
Раздел. 2.1
Водный объект, из которого проводится забор воды, находится в Бурейском р-не, Амурской обл. Стоит заполнить один экземпляр. Объемы воды, что забрано – 65 тыс. м3, лимит – 45 тыс.
Ячейка | |
Строка 010 | 000 1 07 03000 01 0000 110 – КБК |
020 | 10215 (ОКАТО) |
025 | Река Бурейка |
030 | Код лицензий – БАГ; 00010; ТРВ30. Расшифруем последний показатель: Т – то, что лицензию выдало региональное отделение МПР РФ, Р – на использование вод реки, В – цель – питьевое и хозяйственное водоснабжение, 3 – проводится изъятие вод, 0 – воздействие – в объеме. |
040 | Код 11084, поскольку Бурейку стоит отнести к другим рекам |
050 | Число 3 (для иных целей) |
060 | 45 (тыс. м3) |
070 | 65 (тыс. м3) |
080 | Опять ставим 45 |
090 | 20 (разница строки 070 и 080) |
100 | Ставка – 252 (рубля за 1 тыс. м3) |
110 | Увеличенный размер ставки в пять раз – 1260 |
120 | Суммированные показатели – 36540 ((45 тыс. * 252 руб./1 тыс. м3) + (20 тыс. * 1260 руб./1 тыс. м3)) |
Раздел 2.2
Такой раздел будет заполняться в отдельности по каждому объекту. Пользователем было размещено плавательный транспорт на площади 2 км2 на 1 речке (Зейский р-н, Амурская обл.). Нужно заполнить один экземпляр.
010 | 000 1 07 03000 01 0000 ПО |
020 | 10225 |
025 | Речка Зея |
030 | БЛГ; 00004; ТОАБК |
031 | Данные договора |
040 | Код 21110 |
050 | Указание площади – 2 (км2) |
060 | Ставка – 31, 32 (тыс. руб./км2) |
070 | Сумма в рублях – 15 660 ((2 км2 *31, 32 000 руб./км2) : 4) |
Раздел 2.3
На речке произведено электроэнергию – 1400 тыс. кВт в час.
010 | КБК тот же |
020 | 10228 |
025 | р. Ивановка |
030 | БЛГ; 00002; ТРГБВ |
040 | 30800 |
050 | Электроэнергия за налоговый период – 1400 (тыс. кВт в час) |
060 | Ставка – 9, 24 |
070 | 12936 (1400 тыс.* 9, 24 руб./1000 кВт) |
Раздел 2.4
Проводился лесосплав (Омская обл., р. Тында), объем которого 7 тыс. м3 древесного материала, расстояние – 200 км.
010 | Тот же КБК |
020 | 10254 |
030 | БЛГ; 00003; РПБВ |
040 | 40700 |
050 | 7 |
060 | 200 |
070 | Ставка – 1476 |
0808 | Сумма – 20664 ((7 тыс. м3 * 200 км * 1476 руб./1000 куб. м) : 100) |
Далее – заполняем раздел 1:
010 | Прочерк |
020 | КБК 000 1 07 03000 01 0000 110 |
030, 040 | Вписываются показатели (суммы) всех разделов |
Образец заполненной отчетности по водному налогу можно .
Налоговые ставки
Ставки водного налога согласно НК РФ установлены в рублях за единицу налоговой базы.
Ставки зависят от вида водопользования и устанавливаются по экономическим районам, бассейнам рек, озерам и морям:
-
при заборе воды мира;
-
при использовании акватории;
-
при использовании водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики;
-
при использовании водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях;
-
при заборе воды сверх установленных лимитов водопользования ставки в части такого превышения устанавливаются в пятикратном размере. В случае отсутствия утвержденных квартальных лимитов квартальные лимиты определяются расчетно как 1/4 утвержденного годового лимита.
Ставка водного налога при заборе (изъятии) водных ресурсов из водных объектов для водоснабжения населения устанавливается:
-
с 1 января по 31 декабря 2015 года включительно — в размере 81 рубля за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;
-
с 1 января по 31 декабря 2016 года включительно — в размере 93 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;
-
с 1 января по 31 декабря 2017 года включительно — в размере 107 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;
-
с 1 января по 31 декабря 2018 года включительно — в размере 122 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;
-
с 1 января по 31 декабря 2019 года включительно — в размере 141 рубля за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;
-
с 1 января по 31 декабря 2020 года включительно — в размере 162 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;
-
с 1 января по 31 декабря 2021 года включительно — в размере 186 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;
-
с 1 января по 31 декабря 2022 года включительно — в размере 214 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;
-
с 1 января по 31 декабря 2023 года включительно — в размере 246 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;
-
с 1 января по 31 декабря 2024 года включительно — в размере 283 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;
-
с 1 января по 31 декабря 2025 года включительно — в размере 326 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта.
Начиная с 2026 года ставка водного налога при заборе (изъятии) водных ресурсов из водных объектов для водоснабжения населения определяется ежегодно путем умножения ставки водного налога для этого вида водопользования, действовавшей в предыдущем году, на коэффициент, учитывающий фактическое изменение (в среднем за год) потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации, определенный федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития, в соответствии с данными государственной статистической отчетности для второго по порядку года, предшествующего году налогового периода.
При этом ни Правительством РФ, ни законодательными органами субъектов РФ ставки, определенные Налоговым кодексом, не могут быть изменены (увеличены или уменьшены).
Общая сумма налога определяется как результат сложения сумм налога, исчисленных по всем видам водопользования.
Налоговый кодекс РФ
Главная :: Налоговый кодекс РФ :: Глава 25.2 (статьи 333.8-333.15)
Глава 25.2. Водный налог.
Статья 333.8. Налогоплательщики.
1. Налогоплательщиками водного налога (далее в настоящей главе — налогоплательщики) признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 333.9 настоящего Кодекса.
2. Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица, осуществляющие водопользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование, соответственно заключенных и принятых после введения в действие Водного кодекса Российской Федерации.
Статья 333.9. Объекты налогообложения.
1. Объектами налогообложения водным налогом (далее в настоящей главе — налог), если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи, признаются следующие виды пользования водными объектами (далее в настоящей главе — виды водопользования):
1) забор воды из водных объектов;
2) использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях;
3) использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики;
4) использование водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях.
2. Не признаются объектами налогообложения:
1) забор из подземных водных объектов воды, содержащей полезные ископаемые и (или) природные лечебные ресурсы, а также термальных вод;
2) забор воды из водных объектов для обеспечения пожарной безопасности, а также для ликвидации стихийных бедствий и последствий аварий;
3) забор воды из водных объектов для санитарных, экологических и судоходных попусков;
4) забор морскими судами, судами внутреннего и смешанного (река — море) плавания воды из водных объектов для обеспечения работы технологического оборудования;
5) забор воды из водных объектов и использование акватории водных объектов для рыбоводства и воспроизводства водных биологических ресурсов;
6) использование акватории водных объектов для плавания на судах, в том числе на маломерных плавательных средствах, а также для разовых посадок (взлетов) воздушных судов;
7) использование акватории водных объектов для размещения и стоянки плавательных средств, размещения коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования для осуществления деятельности, связанной с охраной вод и водных биологических ресурсов, защитой окружающей среды от вредного воздействия вод, а также осуществление такой деятельности на водных объектах;
8) использование акватории водных объектов для проведения государственного мониторинга водных объектов и других природных ресурсов, а также геодезических, топографических, гидрографических и поисково-съемочных работ;
9) использование акватории водных объектов для размещения и строительства гидротехнических сооружений гидроэнергетического, мелиоративного, рыбохозяйственного, воднотранспортного, водопроводного и канализационного назначения;
10) использование акватории водных объектов для организованного отдыха организациями, предназначенными исключительно для содержания и обслуживания инвалидов, ветеранов и детей;
11) использование водных объектов для проведения дноуглубительных и других работ, связанных с эксплуатацией судоходных водных путей и гидротехнических сооружений;
12) особое пользование водными объектами для обеспечения нужд обороны страны и безопасности государства;
13) забор воды из водных объектов для орошения земель сельскохозяйственного назначения (включая луга и пастбища), полива садоводческих, огороднических, дачных земельных участков, земельных участков личных подсобных хозяйств граждан, для водопоя и обслуживания скота и птицы, которые находятся в собственности сельскохозяйственных организаций и граждан;
14) забор из подземных водных объектов шахтно-рудничных и коллекторно-дренажных вод;
15) использование акватории водных объектов для рыболовства и охоты.
Статья 333.10. Налоговая база.
1. По каждому виду водопользования, признаваемому объектом налогообложения в соответствии со статьей 333.9 настоящего Кодекса, налоговая база определяется налогоплательщиком отдельно в отношении каждого водного объекта.
В случае, если в отношении водного объекта установлены различные налоговые ставки, налоговая база определяется налогоплательщиком применительно к каждой налоговой ставке.
2. При заборе воды налоговая база определяется как объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период.
Объем воды, забранной из водного объекта, определяется на основании показаний водоизмерительных приборов, отражаемых в журнале первичного учета использования воды.
В случае отсутствия водоизмерительных приборов объем забранной воды определяется исходя из времени работы и производительности технических средств. В случае невозможности определения объема забранной воды исходя из времени работы и производительности технических средств объем забранной воды определяется исходя из норм водопотребления.
3. При использовании акватории водных объектов, за исключением сплава древесины в плотах и кошелях, налоговая база определяется как площадь предоставленного водного пространства.
Площадь предоставленного водного пространства определяется по данным лицензии на водопользование (договора на водопользование), а в случае отсутствия в лицензии (договоре) таких данных по материалам соответствующей технической и проектной документации.
4. При использовании водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики налоговая база определяется как количество произведенной за налоговый период электроэнергии.
5. При использовании водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях налоговая база определяется как произведение объема древесины, сплавляемой в плотах и кошелях за налоговый период, выраженного в тысячах кубических метров, и расстояния сплава, выраженного в километрах, деленного на 100.
Статья 333.11. Налоговый период.
Налоговым периодом признается квартал.
Статья Статья 333.12. Налоговые ставки.
1. Налоговые ставки устанавливаются по бассейнам рек, озер, морей и экономическим районам в следующих размерах: 1) при заборе воды из: поверхностных и подземных водных объектов в пределах установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования:
Экономический район | Бассейн реки, озера | Налоговая ставка в рублях за 1 тыс. куб. м воды, забранной | |
из поверхностных водных объектов | из подземных водных объектов | ||
1 | 2 | 3 | 4 |
Северный | Волга | 300 | 384 |
Нева | 264 | 348 | |
Печора | 246 | 300 | |
Северная Двина | 258 | 312 | |
Прочие реки и озера | 306 | 378 | |
Северо-Западный | Волга | 294 | 390 |
Западная Двина | 288 | 366 | |
Нева | 258 | 342 | |
Прочие реки и озера | 282 | 372 | |
Центральный | Волга | 288 | 360 |
Днепр | 276 | 342 | |
Дон | 294 | 384 | |
Западная Двина | 306 | 354 | |
Нева | 252 | 306 | |
Прочие реки и озера | 264 | 336 | |
Волго-Вятский | Волга | 282 | 336 |
Северная Двина | 252 | 312 | |
Прочие реки и озера | 270 | 330 | |
Центрально-Черноземный | Днепр | 258 | 318 |
Дон | 336 | 402 | |
Волга | 282 | 354 | |
Прочие реки и озера | 258 | 318 | |
Поволжский | Волга | 294 | 348 |
Дон | 360 | 420 | |
Прочие реки и озера | 264 | 342 | |
Северо-Кавказский | Дон | 390 | 486 |
Кубань | 480 | 570 | |
Самур | 480 | 576 | |
Сулак | 456 | 540 | |
Терек | 468 | 558 | |
Прочие реки и озера | 540 | 654 | |
Уральский | Волга | 294 | 444 |
Обь | 282 | 456 | |
Урал | 354 | 534 | |
Прочие реки и озера | 306 | 390 | |
Западно-Сибирский | Обь | 270 | 330 |
Прочие реки и озера | 276 | 342 | |
Восточно-Сибирский | Амур | 276 | 330 |
Енисей | 246 | 306 | |
Лена | 252 | 306 | |
Обь | 264 | 348 | |
Озеро Байкал и его бассейн | 576 | 678 | |
Прочие реки и озера | 282 | 342 | |
Дальневосточный | Амур | 264 | 336 |
Лена | 288 | 342 | |
Прочие реки и озера | 252 | 306 | |
Калининградская область | Неман | 276 | 324 |
Прочие реки и озера | 288 | 336 |
территориального моря Российской Федерации и внутренних морских вод в пределах установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования:
Море | Налоговая ставка в рублях за 1 тыс. куб. м морской воды |
Балтийское | 8,28 |
Белое | 8,40 |
Баренцево | 6,36 |
Азовское | 14,88 |
Черное | 14,88 |
Каспийское | 11,52 |
Карское | 4,80 |
Лаптевых | 4,68 |
Восточно-Сибирское | 4,44 |
Чукотское | 4,32 |
Берингово | 5,28 |
Тихий океан (в пределах территориального моря Российской Федерации) | 5,64 |
Охотское | 7,68 |
Японское | 8,04 |
при использовании акватории:
поверхностных водных объектов, за исключением сплава древесины в плотах и кошелях:
Экономический район | Налоговая ставка (тыс. рублей в год) за 1 кв. км используемой акватории |
Северный | 32,16 |
Северо-Западный | 33,96 |
Центральный | 30,84 |
Волго-Вятский | 29,04 |
Центрально-Черноземный | 30,12 |
Поволжский | 30,48 |
Северо-Кавказский | 34,44 |
Уральский | 32,04 |
Западно-Сибирский | 30,24 |
Восточно-Сибирский | 28,20 |
Дальневосточный | 31,32 |
Калининградская область | 30,84 |
территориального моря Российской Федерации и внутренних морских вод:
Море | Налоговая ставка (тыс. рублей в год) за 1 кв. км используемой акватории |
Балтийское | 33,84 |
Белое | 27,72 |
Баренцево | 30,72 |
Азовское | 44,88 |
Черное | 49,80 |
Каспийское | 42,24/td> |
Карское | 15,72 |
Лаптевых | 15,12 |
Восточно-Сибирское | 15,00 |
Чукотское | 14,04 |
Берингово | 26,16 |
Тихий океан (в пределах территориального моря Российской Федерации) | 29,28 |
Охотское | 35,28 |
Японское | 38,52 |
3) при использовании водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики:
Бассейн реки, озера, моря | Налоговая ставка в рублях за 1 тыс. кВт.ч электроэнергии |
Нева | 8,76 |
Неман | 8,76 |
Реки бассейнов Ладожского и Онежского озер и озера Ильмень | 9,00 |
Прочие реки бассейна Балтийского моря | 8,88 |
Северная Двина | 8,76 |
Прочие реки бассейна Белого моря | 9,00 |
Реки бассейна Баренцева моря | 8,76 |
Амур | 9,24 |
Волга | 9,84 |
Дон | 9,72 |
Енисей | 13,70 |
Кубань | 8,88 |
Лена | 13,50 |
Обь | 12,30 |
Сулак | 7,20 |
Терек | 8,40 |
Урал | 8,52 |
Бассейн озера Байкал и река Ангара | 13,20 |
Реки бассейна Восточно-Сибирского моря | 8,52 |
Реки бассейнов Чукотского и Берингова морей | 10,44 |
Прочие реки и озера | 4,80 |
при использовании водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях:
Бассейн реки, озера, моря | Налоговая ставка в рублях за 1 тыс. куб. м сплавляемой в плотах и кошелях древесины на каждые 100 км сплава |
1 | 2 |
Нева | 1 656,0 |
Реки бассейнов Ладожского и Онежского озер и озера Ильмень | 1 705,2 |
Прочие реки бассейна Балтийского моря | 1 522,8 |
Северная Двина | 1 650,0 |
Прочие реки бассейна Белого моря | 1 454,4 |
Печора | 1 554,0 |
Амур | 1 476,0 |
Волга | 1 636,8 |
Енисей | 1 585,2 |
Лена | 1 646,4 |
Обь | 1 576,8 |
Прочие реки и озера, по которым осуществляется сплав древесины в плотах и кошелях | 1 183,2 |
2. При заборе воды сверх установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования налоговые ставки в части такого превышения устанавливаются в пятикратном размере налоговых ставок, установленных пунктом 1 настоящей статьи. В случае отсутствия у налогоплательщика утвержденных квартальных лимитов квартальные лимиты определяются расчетно как одна четвертая утвержденного годового лимита.
3. Ставка водного налога при заборе воды из водных объектов для водоснабжения населения устанавливается в размере 70 рублей за одну тысячу кубических метров воды, забранной из водного объекта.
Статья 333.13. Порядок исчисления налога.
1. Налогоплательщик исчисляет сумму налога самостоятельно.
2. Сумма налога по итогам каждого налогового периода исчисляется как произведение налоговой базы и соответствующей ей налоговой ставки.
3. Общая сумма налога представляет собой сумму, полученную в результате сложения сумм налога, исчисленных в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи в отношении всех видов водопользования.
Статья 333.14. Порядок и сроки уплаты налога.
1. Общая сумма налога, исчисленная в соответствии с пунктом 3 статьи 333.13 настоящего Кодекса, уплачивается по местонахождению объекта налогообложения.
2. Налог подлежит уплате в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Статья 333.15. Налоговая декларация.
1. Налоговая декларация представляется налогоплательщиком в налоговый орган по местонахождению объекта налогообложения в срок, установленный для уплаты налога.
При этом налогоплательщики, в соответствии со статьей 83 настоящего Кодекса отнесенные к категории крупнейших, представляют налоговые декларации (расчеты) в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.
2. Налогоплательщики — иностранные лица представляют также копию налоговой декларации в налоговый орган по местонахождению органа, выдавшего лицензию на водопользование, в срок, установленный для уплаты налога.
Главная :: Налоговый кодекс РФ :: Глава 25.2 (статьи 333.8-333.15)
Перечень федеральных, региональных и местных налогов в 2019 году (таблица)
Вид налога |
Налог |
Налогопла-тельщики |
Объект |
Ставки |
Федеральные налоги |
НДС Разобраться со сложными вопросами, возникающими при исчислении, уплате и формировании отчетности по этому налогу, поможет рубрика «НДС» |
Ст. 143 |
Ст. 146 |
Ст. 164 |
Акцизы Ответы на вопросы, какие товары являются подакцизными, каковы ставки налога, как заполнить декларацию, ищите в рубрике «Акцизы» |
Ст. 179 |
Ст. 182 |
Ст. 193 |
|
НДФЛ Как исчислить и удержать НДФЛ, какие вычеты и льготы применяются, как составить отчетность, смотрите в рубрике «НДФЛ» |
Ст. 207 |
Ст. 209 |
Ст. 224 |
|
Налог на прибыль В рубрике «Налог на прибыль» вы можете ознакомиться со всеми новостями, посвященными исчислению, уплате и представлению декларации по этом налогу |
Ст. 246 |
Ст. 247 |
Ст. 284 |
|
Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов |
Ст. 333.1 |
Ст. 333.2 |
Ст. 333.3 |
|
Налог на добычу полезных ископаемых |
Ст. 334 |
Ст. 336 |
Ст. 342 |
|
Водный налог В материалах рубрики «Водный налог» ищите информацию о перечне объектов обложения, нюансах расчета и уплаты налога, а также сроках его перечисления и размерах ставок |
Ст. 333.8 |
Ст. 333.9 |
Ст. 333.12 |
|
Госпошлина |
Ст. 333.17 |
Ст. 336.16 |
Ст. 333.19, 333.21, 333.23, 333.24, 333.26, 333.28, 333.30, 333.31, 333.32.1, 333.32.2, 333.32.3, 333.33 |
|
Региональные налоги |
Налог на имущество организаций О нюансах исчисления имущественного налога организациями можно прочитать в рубрике «Налог на имущество» |
Ст. 373 |
Ст. 374 |
Ст. 380 |
Транспортный налог О порядке расчета, возможных льготах, сроках уплаты транспортного налога вы узнаете из материалов нашей специальной рубрики «Транспортный налог» |
Ст. 357 |
Ст. 358 |
Ст. 361 |
|
Налог на игорный бизнес Особенности исчисления этого налога рассмотрены в рубрике «Налог на игорный бизнес» |
Ст. 365 |
Ст. 366 |
Ст. 369 |
|
Местные налоги |
Налог на имущество физических лиц |
Ст. 400 |
Ст. 401 |
Ст. 406 |
Земельный налог Из чего он складывается, кто должен его рассчитывать и уплачивать, читайте в материалах одноименной рубрики |
Ст. 388 |
Ст. 389 |
Ст. 394 |
|
Торговый сбор |
Ст. 411 |
Ст. 412 |
Ст. 415 |
Что такое водный налог?
Большинство водных объектов (реки, крупные озера, моря) находятся в полном распоряжении государства и не могут быть отданы в собственность иным лицам. Это означает, что прочие субъекты, кроме государства, вправе только использовать воду или акваторию для своих целей, т.е. осуществлять водопользование.
Таким образом, основной характеристикой водного налога является взимание с налогоплательщиков денег за право использования, а не за собственность на воду или доходы, приобретенные от использования воды.
Следующим важным элементом в понимании данного государственного сбора можно назвать знание о том, что представляет собой особое (другое название — специальное) и общее водопользование. Разница между ними описана в таблице.
Особое | Общее |
Оно делается:
|
Оно делается:
|
По закону указанный сбор уплачивается только субъектами, применяющими особое пользование водой.
Объекты налогообложения
А настоящее время государство считает целесообразным облагать налоговым бременем описанные ниже типы деятельности:
- Забор воды. Что понимается под этим? Изъятие необходимых объемов для питьевых и прочих целей населения, и, в том числе, для обеспечения функционирования технологических процессов на промышленных объектах, а также для заполнения нефтяных скважин.
- Использование водного пространства для собственных потребностей субъектов, кроме сплава дерева при помощи кошелей либо плотов.
- Использование водного пространства для сплава дерева с помощью кошелей либо плотов.
- Использование воды для гидроэнергетических целей (работа ГЭС по выработке электричества) без потребности изъятия воды.
Важно!
Налоговое законодательство не ставит своей задачей затруднить применение воды, поэтому существуют виды занятий, свободные от налогов.
К ним относятся:
- Рыболовство.
- Полив дач, сельскохозяйственных земель, огородов и личных хозяйств, а также использование воды для питья и мытья животных, если эти животные являются собственностью физлиц или сельскохозяйственных организаций.
- Строительство канализационных мелиоративных, водозаборных, сооружений.
- Использование воды для тушения пожаров либо при ликвидации техногенных катастроф или стихийных бедствий.
- Использование воды для технических потребностей (например, охлаждение двигателей) судами.
- Использование акватории в целях плавания по ней на судах или для разовой посадки либо взлета самолетов и иных воздушных судов.
- Строительство портов и стоянка в них судов.
- Применение водных объектов в целях обеспечения либо повышения обороноспособности России.
- Забор воды, в которой были найдены полезные ископаемые либо были обнаружены ее лечебные свойства, из подземных источников.
>Налоговый период
Согласно требованиям НК сборы за воду должны перечисляться в бюджет 1 раз в квартал или 4 раза за 1 год.
Срок и уплаты
По смыслу соответствующей статьи НК последним днем для исполнения обязательства по уплате сбора считается двадцатое число месяца, который наступает после окончания очередного квартала. Для подробного разъяснения по срокам нужно обратиться к таблице ниже.
Первый квартал
(январь – март) |
Второй квартал (апрель – июнь) | Третий квартал (июль – сентябрь) | Четвертый квартал (октябрь – декабрь) |
По двадцатое апреля включительно. | По двадцатое июня включительно. | По двадцатое октября включительно. | По двадцатое января включительно. |
Данный налог перечисляется в бюджет и по нему предоставляется декларация в ту инспекцию ФНС, которая находится в месте расположения водного объекта, используемого по лицензии юридическим лицом, «физиком» или ИП. Например, ГЭС выплачивает требуемые с нее сборы в том населенном пункте, где расположена данная электростанция.
В отношении крупнейших плательщиков установлено исключение. Они предоставляют отчетность и осуществляют выплаты в месте их регистрации.
Среди юристов ранее был спор о том, к какому виду сборов отнести водный налог: к прямым или косвенным. Он был решен в пользу того, чтобы признать данный налог прямым по следующим причинам:
- Он декларируется. Иными словами, для него существует четкий порядок исчисления и уплаты, который отражается в периодически подаваемой в налоговую отчетности.
- Он рассчитывается по общедоступной формуле, с которой может ознакомиться каждый желающий.
- Он непосредственный, т.е. обязательство по выплате этого сбора возлагается исключительно на пользователя водного объекта.
- Он обязательный, что означает его принудительное взимание в случае необходимости у водопользователя.
Налоговая база
В главе «Объекты налогообложения» были определены 4 вида водопользования, на которые распространяется взимание данного сбора. По каждому виду водопользования рассчитывается своя база. Порядок подсчета описан в таблице.
Забор воды | Для расчета используется объем забранной воды за 1 квартал. Он измеряется на основании:
|
Использование акватории, кроме сплава дерева | Площадь предоставленной водопользователю акватории.
Она определяется по следующим документам:
|
Использование воды для гидроэнергетики | Суммарный объем электричества, сгенерированный за 1 квартал. |
Использование воды для сплава дерева с помощью кошелей и плотов | В расчетах используется 2 множителя:
Произведение этих 2 множителей дает величину базы. |
Заполнение декларации
Чистый бланк допускается распечатать и заполнить от руки или внести в него сведения через Адоб Ридер для отправки сведений в электронной форме.
Требования для титульных листов деклараций в целом идентичны. С ними можно ознакомиться . Гораздо больший интерес и сложность для заполнения представляют 1 и 2 разделы.
В 1 раздел (суммы налога) по номерам строк, указанным в списке, нужно внести такие данные:
- 010 – КБК или, иными словами, код бюджетной классификации.
- 020 – здесь пишется ОКТМО того места, где будет выплачиваться сбор и подаваться декларация.
- 030 – заполняется общей суммой взимаемого сбора.
- Подпись и дата подписания.
Внимание!
Подписывать листы должно то же самое лицо, что ставило аналогичную подпись на титульном листе.
Во 2 раздел (расчет по каждой лицензии либо каждому отдельному водному объекту) по номерам строк, указанным в списке, нужно внести такие данные:
- 010 – КБК или, иными словами, код бюджетной классификации.
- 020 – здесь пишется ОКТМО того места, где будет выплачиваться сбор и подаваться декларация.
- 030 — Название объекта водного мира либо номер скважины, откуда производится забор воды.
- 040 — Сведения о лицензии. Они включают тип выданной лицензии, серию, а также номер. Данные виды информации вносятся в строку и разделяются символом «;».
- 050 – указывается код для водопользования.
- 060 – общий объем воды, который был изъят из водного объекта за 1 квартал (сумма 070 и 100).
- 070 – объем воды, который был изъят из водного объекта для целей, не облагаемых государственным налогом.
- 080 – цель для забора воды (кодовый номер).
- 090 – лимит, указанный в лицензии.
- 100 – общий объем воды, который был изъят из водного объекта для целей, облагаемых государственным налогом (сумма 101 и 102).
- 101 – объем изъятой воды в пределах установленного в лицензии лимита.
- 102 – объем изъятой воды выше установленного в лицензии лимита.
- 110 – описывается ставка (цифрами) для потребления в пределах установленного лицензией лимита.
- 120 – описывается ставка (цифрами) для потребления выше установленного лицензией лимита.
- 130 -150 – коэффициенты для ставки.
- 160 – общая сумма налога.
СПРАВКА!
В том случае, когда к одному объекту применяются разные ставки налога, расчет производится на отдельных листах раздела 2 декларации для каждой ставки.
>Полезное видео
Добавить комментарий