Налоговая база ндпи

42. Налог на добычу полезных ископаемых.

  • •Контрольные вопросы ко всем темам
  • •1. Понятие, признаки и функции налогов. Отличительные признаки налога, сбора, пошлины.
  • •2. Система налогов и сборов Российской Федерации: понятие, структура. Классификация налогов и сборов.
  • •3. Понятие налогового режима. Виды налоговых режимов.
  • •4. Понятие и значение налоговой модели. Элементы налоговой модели.
  • •5. Установление и введение налогов и сборов: понятие, общая характеристика.
  • •6. Налоговое право: понятие, предмет, метод.
  • •7. Соотношение налогового права с другими отраслями, подотраслями и институтами права.
  • •8. Основные начала законодательства о налогах и сборах (принципы налогового права).
  • •9. Нормы налогового права. Понятие и виды. Действие норм налогового права в пространстве, по кругу лиц, во времени.
  • •Особенности норм налогового права
  • •Особенности норм налогового права:
  • •Виды норм налогового права Виды норм налогового права
  • •10. Понятие налогового правоотношения, его элементы.
  • •11. Юридические факты в налоговом праве: понятие, значение, виды.
  • •12. Источники налогового права: понятие и виды.
  • •13. Понятие налогоплательщика, плательщика сборов и налогового агента. Резиденты и нерезиденты.
  • •Налоговые резиденты и нерезиденты
  • •14. Права и обязанности налогоплательщиков и плательщиков сборов. Права и обязанности налогоплательщиков
  • •2.1 Права налогоплательщиков (плательщиков сборов)
  • •2.2 Обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов)
  • •2.3 Налоговые агенты, их права и обязанности
  • •15. Представительство в налоговых правоотношениях: понятие, виды, общая характеристика. Представители налогоплательщиков, их полномочия, права и обязанности
  • •16. Обжалование актов (решений) налоговых и иных органов, действий и бездействия их должностных лиц. Обжалование актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц
  • •1.1 Право на обжалование
  • •1.2 Порядок и сроки подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу
  • •1.3 Права вышестоящего налогового органа или должностного лица при рассмотрении жалобы и по итогам ее рассмотрения
  • •1.4 Порядок рассмотрения жалоб, поданных в суд
  • •17. Понятие и система налоговых органов. Права и обязанности налоговых органов.
  • •18. Понятие и система таможенных органов. Права и обязанности таможенных органов в сфере налогообложения.
  • •19. Понятие и система финансовых органов. Полномочия финансовых органов в сфере налогообложения.
  • •6. Финансовая система Российской Федерации как совокупность входящих в нее элементов, ее состав
  • •20. Полномочия органов внутренних дел в сфере налогов и сборов. Статья 36. Полномочия органов внутренних дел, следственных органов
  • •Основания возникновения, изменения и прекращения обязанности по уплате налогов и сборов Основания возникновения налоговой обязанности
  • •Основания для прекращения налоговой обязанности
  • •Взыскание налога или сбора за счет имущества налогоплательщика или налогового агента Взыскание налога или сбора за счет имущества налогоплательщика или налогового агента
  • •22. Понятие и формы изменения срока уплаты налога, сбора.
  • •23. Понятие и виды способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
  • •24. Взыскание налога, сбора, пени и штрафа. Внесудебный и судебный порядок взыскания.
  • •25. Понятие и порядок зачёта и возврата излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов, пеней, штрафов.
  • •26. Понятие налогового контроля. Формы и виды налогового контроля. Органы, осуществляющие налоговый контроль.
  • •Государственный налоговый учет
  • •Мониторинг и оперативный налоговый контроль
  • •27. Учёт налогоплательщиков. Основания и порядок постановки на налоговый учёт и снятия с налогового учёта.
  • •29. Налоговые проверки: понятие и виды, общая характеристика.
  • •30. Налоговая декларация и её значение для налогового контроля. Форма налоговой декларации. Обязанность подачи и внесение изменений в налоговую декларацию.
  • •Кто сдает налоговую декларацию
  • •Сроки представления налоговой декларации
  • •Виды налоговых деклараций
  • •31. Участие свидетеля, переводчика, понятых, эксперта и специалиста в мероприятиях налогового контроля.
  • •32. Место ответственности за налоговые правонарушения в системе нарушений законодательства о налогах и сборах.
  • •33. Понятие налогового правонарушения. Общие условия привлечения к ответственности за совершение налоговых правонарушений.
  • •34. Понятие и юридический состав налогового правонарушения.
  • •35. Налоговые санкции: понятие, виды, порядок и давность взыскания.
  • •36. Виды налоговых правонарушений.
  • •37. Понятие, виды и значение косвенных налогов.
  • •38. Налог на добавленную стоимость.
  • •Налогообложение ндс
  • •Налоговая
  • •Порядок расчета
  • •Порядок возмещения
  • •Восстановление налога
  • •Декларирование
  • •40. Налог на доходы физических лиц.
  • •41. Налог на прибыль организаций.
  • •42. Налог на добычу полезных ископаемых.
  • •43. Водный налог.
  • •44. Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов. Общая характеристика. Плательщики сборов. Сбор за пользование объектами животного мира
  • •Сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов
  • •45. Государственная пошлина.
  • •46. Налог на имущество организаций.
  • •47. Транспортный налог.
  • •48. Налог на игорный бизнес.
  • •49. Налог на имущество физических лиц.
  • •50. Земельный налог.
  • •51. Понятие и виды специальных налоговых режимов. Общая характеристика и значение специальных налоговых режимов.
  • •52. Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог).
  • •53. Упрощённая система налогообложения.
  • •54. Система налогообложения в виде единого налога на вменённый доход для отдельных видов деятельности.
  • •55. Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.
  • •56. Особенности налогообложения в особых экономических зонах.

НДПИ: правила определения налоговой базы и налоговой ставки

НК РФ установлено, что налогоплательщик может определять налоговую базу НДПИ либо в объеме извлеченного сырья, либо в размере его стоимости. Количественное определение налоговой базы исчисляется для таких полезных ископаемых, как уголь, нефть, природный и попутный газ, газовый конденсат, при условии освоения месторождения на территории РФ. Для определения налоговой базы принимается стоимостное значение по всем остальным видам добываемых ресурсов (п. 2 ст. 338 НК РФ).

ВАЖНО! Рассчитывая налоговую базу, обязательно учитывайте фактические потери ресурсов (исключение составляет определение налоговой базы по нефти).

Несмотря на определение налоговой базы в стоимостном выражении, для расчета НДПИ каждый плательщик обязан произвести расчет добытого сырья по количеству (подп. 3 п. 2 ст. 338 НК РФ). Существующие способы расчета добытого сырья указаны в п. 2 ст. 339 НК РФ:

  • прямой метод (при наличии возможности определить количество добываемого ископаемого с помощью приборов для измерения веса или объема);
  • косвенный метод (количественный размер вычисляется путем расчета доли полезного ископаемого в добытом сырье, применим во всех остальных случаях).

Налоговая ставка НДПИ может быть адвалорной (процентной) и специфической.

Адвалорные ставки

Специфические ставки

Выражаются в процентном соотношении от налоговой базы

Определяются как стоимостное выражение за единицу добытого ресурса

Устанавливаются в отношении каждого вида полезного ископаемого

Устанавливаются в рублях за тонну ископаемого ресурса

Как рассчитать НДПИ, используя специальные формулы?

Расчет налога на добычу полезных ископаемых проводится по правилам, регламентированным ст. 340 НК РФ:

Читайте нас в Яндекс.Дзен Яндекс.Дзен

  1. Расчет необходимо производить по каждому месторождению и всем видам ископаемых отдельно.
  2. Используемый метод расчета необходимо закрепить в учетной политике плательщика на год. Возможность замены метода предусмотрена только по окончании календарного года.
  3. При определении суммы НДПИ к налоговому учету принимается сырье, прошедшее полный технологический цикл. Объем сырья, реализованного или использованного для нужд плательщика до окончания технологического цикла, включается в расчет НДПИ (п.8 ст. 339 НК РФ).
  4. При расчетах НДПИ в отношении некоторых видов ископаемых установлено применение повышающих и понижающих коэффициентов.

Ниже представлены использующиеся для расчетов НДПИ формулы:

НДПИ = Налоговая база × Налоговая ставка.

Стоимость добытого ПИ = Количество добытого ПИ × Стоимость единицы добытого ПИ.

Стоимость единицы добытого ПИ = Выручка от реализации / Количество реализованного ресурса.

Стоимость единицы добытого ПИ = Расчетная стоимость / Количество реализованного ресурса.

Выручка от реализации = Цена без НДС и акциза – Сумма расходов плательщика по доставке ПИ, где ПИ — полезное ископаемое.

Законодательство предусматривает применение специальных коэффициентов для ряда полезных ископаемых, являющихся наиболее значимыми для экономики страны. Таким образом, расчетная формула налога в конечном счете зависит от вида добываемого сырья, условий и места добычи.

Льготы для плательщиков налога на добычу полезных ископаемых

Ресурсодобывающие организации и предприниматели при расчете налога на добычу ископаемых активно используют льготы, которые в том или ином виде предоставляются им как плательщикам НДПИ.

В ряде случаев они не просто получают льготу, но и вовсе освобождаются от уплаты:

  • Налог не взимается, если добываемое сырье относится к перечню, приведенному в п.2 ст. 336 НК РФ, добывается ИП в собственных нуждах и относится к общераспространенным полезным ресурсам, а также извлекается из земли на глубине менее 5 м.
  • Добытый полезный ресурс относится к видам, указанным в п.1 ст. 342 НК РФ и облагаемым по льготной ставке в размере 0%. Общим случаем применения нулевой налоговой ставки является добыча некондиционного либо попутного ископаемого.

Условия применения вычетов зависят от особых факторов, например от несения расходов на повышение уровня безопасности труда (ст. 343.1, 343.2 НК РФ). Плательщик имеет право применять льготы по НДПИ в форме вычета одним из следующих способов (при условии его закрепления в учетной политике):

  • включать потраченные суммы в состав прочих расходов на производство и реализацию (подп.7 п. 1 ст. 264 НК РФ);
  • уменьшать начисленный налог на ископаемые на сумму понесенных расходов (в порядке ст.1 НК РФ).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Льготы по налогу на добычу полезных ископаемых предоставляют плательщикам право законно уменьшить сумму НДПИ. Заявляя вычеты по НДПИ, плательщик обязан не только обосновать их документально, но и доказать их экономическую целесообразность.

НДПИ: судебная практика

Налог на добытые полезные ископаемые вследствие запутанности формул, неопределенности положений и, как следствие, различного толкования норм НК РФ порождает огромное количество споров между плательщиками и налоговой службой.

Большинство исков в арбитражные суды подаются с целью оспаривания принятых решений ФНС о доначислении сумм НДПИ при проверках:

  1. Объем ископаемого, в отношении которого уплачивается НДПИ, рассчитывается исходя из общего количества добытого ресурса. Расчет исходя из объема чистого вещества в добытом ископаемом недопустим. Такое решение вынесли 3 арбитражные инстанции, рассмотрев материалы дела № А27-8159/2013. Решение ИФНС о доначислении налога организации, добывающей уголь и учитывающей для целей расчета налога только добытое чистое сырье без примесей, было признано законным.
  2. Частота отражения фактических потерь не зависит от воли налогоплательщика, а предопределяется особенностями технологического процесса добычи ресурса. Подобной позицией по делу № А40-91054/15 суд обязывает плательщиков НДПИ отражать реальные потери ресурса ежемесячно, а не тогда, когда это применяется в целях оптимизации налога.
  3. При отсутствии или несвоевременном утверждении нормативов потерь при добыче полезных ископаемых все потери полезных ресурсов относятся к сверхнормативным до момента официального утверждения размера потерь. Право плательщика применять нулевую налоговую ставку не исчезает, а может быть реализовано в виде перерасчета после утверждения нормативов. Аналогичный вывод содержится в судебных актах по делу № А19-16360/2011 и А27-13282/2013.

Как видно из приведенных примеров, НДПИ — довольно специфичный налог, а с учетом сложившейся экономической обстановки в стране перечень судебных споров по нему только увеличивается.

***

Как рассчитать НДПИ — актуальный вопрос для многих организаций и предпринимателей. Специальные формулы расчета НДПИ помогают верно определить сумму налога, подлежащую перечислению в бюджет.

Поскольку этот вид деятельности достаточно ресурсоемок и трудозатратен, действующее законодательство предоставляет плательщикам налога на полезные ископаемые право уменьшить расчетную сумму отчислений на вычеты и льготы, использовать нулевую ставку. При расчетах и определении ставки налога на добычу полезных ископаемых необходимо соблюдать точность, поскольку большое количество споров по НДПИ связано именно с неверным учетом добычи полезных ископаемых.

5.1. Налог на добычу полезных ископаемых

1. Плательщиками налога на добычу полезных ископаемых являются:

а) организации;

б) индивидуальные предприниматели;

в) пользователи недр на условиях соглашений о разделе продукции;

г) организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Налогоплательщики подлежат постановке на учет как плательщики налога на добычу полезных ископаемых:

а) по месту нахождения участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование на территории субъекта Российской Федерации;

б) по месту нахождения участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование на территории местного органа самоуправления;

в) по месту нахождения организации либо по месту жительства физического лица, если налогоплательщики осуществляют

— добычу полезных ископаемых на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также за пределами Российской

Федерации, если эта добыча осуществляется на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации (или арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора).

3. Объектом обложения налогом на добычу полезных ископаемых является:

а) полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации;

б) добыча полезных ископаемых на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации;

в) полезные ископаемые, извлеченные из отходов (потерь) добывающего производства, если такое извлечение подлежит отдельному лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах;

г) общераспространенные полезные ископаемые и подземные воды, не числящиеся на государственном балансе запасов полезных ископаемых, добытые индивидуальным предпринимателем и используемые им непосредственно для личного потребления.

4. В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации добытым полезным ископаемым признается:

а) продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров, содержащаяся в фактически добытом из недр (отходов, потерь) минеральном сырье, первая по своему качеству соответствующая определенному стандарту;

б) продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров, содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), предназначенная для дальнейшей переработки;

в) продукция, полученная при дальнейшей переработке (обогащении, технологическом переделе) полезного ископаемого, являющаяся продукцией обрабатывающей промышленности.

Для целей налогообложения следующий вид газа признается попутным:

а) газ горючий природный из газовых месторождений;

б) газ горючий природный из газоконденсатных месторождений;

в) газ горючий природный (растворенный газ или смесь растворенного газа и газа газовой шапки) из нефтяных, газонефтяных, газоконденсатнонефтяных, нефтегазовых, нефтегазоконденсат-ных месторождений, добываемый через нефтяные скважины.

6. Налоговая база по налогу на добычу полезных ископаемых определяется:

а) как количество добытого полезного ископаемого в натуральном выражении;

б) как стоимость добытого полезного ископаемого;

в) в натуральном или стоимостном выражении в зависимости от вида добытого полезного ископаемого.

7. Налог на добычу полезных ископаемых определяется:

а) по твердым ставкам;

б) по процентным ставкам;

в) по твердым либо процентным ставкам в зависимости от вида полезного ископаемого.

8. Налоговым периодом по налогу на добычу полезных ископаемых является:

а) декада;

б) календарный месяц;

в) квартал;

г) календарный год.

9. По ставке 0% (0 руб.) облагаются следующие виды полезных ископаемых:

а) полезные ископаемые в части нормативных потерь полезных ископаемых;

б) попутный газ;

в) газ горючий, природный из газоконденсатных месторождений;

г) полезные ископаемые при разработке некондиционных (остаточных запасов пониженного качества) или ранее списанных запасов полезных ископаемых в результате выборочной отработки месторождения).

10. Углеводородное сырье облагается по ставке: а) 13%;

б) 10%;

в) 16,5%;

г) 16%.

11. Верным является утверждение, что при определении количества добытого полезного ископаемого:

а) применяется прямой либо косвенный метод без ограничений;

б) применяется метод, установленный в приказе об учетной политике в целях налогообложения;

в) применяются прямой и косвенный методы одновременно, при этом налоговая база приравнивается к наименьшей величине, определенной на основе разных методов;

г) применяется косвенный при невозможности использования прямого метода.

12. Фактические потери полезного ископаемого определяются:

а) по данным инвентаризации;

б) как разница между расчетным количеством полезного ископаемого, на которое уменьшаются запасы полезного ископаемого, и количеством фактически добытого полезного ископаемого;

в) как разница между количеством фактически добытого полезного ископаемого и количеством полезного ископаемого, реализованного и (или) переданного на дальнейшую переработку.

ОТВЕТЫ К ТЕСТАМ ПО ТЕМЕ 5.1 Номер теста Ответ Номер теста Ответ 1 г 7 в 2 а, в 8 б 3 а, в 9 а, б, г 4 а 10 в 5 в 11 в 6 в 12 в

Если налоговая база по НДПИ определяется как количество полезного ископаемого: нюансы расчета

Количество ископаемого может фиксироваться в тех или иных единицах (п. 1 ст. 339 НК РФ):

  • массы — например, в тоннах, если речь идет об угле;
  • объема — например, в кубических метрах, если речь идет о природном газе.

Измерение соответствующих показателей может быть:

  • прямым — который предполагает задействование различных измерительных приборов;
  • косвенным — который предполагает расчетное определение массы или объема добытого сырья или минерала на основе сведений о его наличии в минеральном сырье, что извлекается компанией из недр.

Приоритетным должен быть первый метод, второй задействуется, если первый применить невозможно (п. 2 ст. 339 НК РФ). Конкретный способ определения объема либо массы добытого сырья или минералов должен быть утвержден в учетной политике предприятия.

В случае если метод подсчета объема или массы ископаемых — прямой, то соответствующие показатели устанавливаются с учетом фактических потерь сырья в ходе добычи. Они представляют собой разницу между расчетной массой или объемом сырья или минералов, на которые снижаются их запасы, и фактическими объемом или массой, которые устанавливаются по окончании технологического цикла извлечения.

Особым способом рассчитываются показатели при добыче нефти — в соответствии с п. 9 ст. 339 НК РФ. Расчет базы по черному золоту применяется с учетом довольно сложной системы дополнительных коэффициентов, установленных только для соответствующего ископаемого.

Узнать больше об определении налоговой базы и иных особенностях исчисления НДПИ для нефти вы можете в статье «Данные для расчета НДПИ за февраль 2016 года».

Итоговый объем добытого сырья или минералов в налоговом периоде фиксируется только по окончании технологических этапов, что предусмотрены процессом его добычи (п. 7 ст. 339 НК РФ). Но если минеральное сырье реализуется до завершения всех технологических операций, то этот объем определяется как количество полезного ископаемого в том же минеральном сырье, задействованном для собственных нужд налогоплательщика (п. 8 ст. 339 НК РФ).

Налоговая база как стоимость ископаемого: расчет

Стоимость сырья или минерала как показатель, соответствующий налоговой базе, может устанавливаться:

  • исходя из реализационных цен плательщика, получающего субсидии из бюджета;
  • исходя из реализационных цен плательщика, не получающего субсидии;
  • исходя из расчетной стоимости сырья (если его реализация не осуществляется).

Плательщики НДПИ чаще всего получают бюджетные субсидии на покрытие разницы между оптовыми ценами закупки и отпускными ценами на полезные ископаемые. Например, в соответствии с подп. 15 п. 1 ст. 24 закона «О федеральном бюджете на 2011 год» от 13.12.2010 № 357-ФЗ подобные субсидии получал «Газпром» — как раз таки на покрытие разницы между ценой покупки газа у оператора «Сахалин-2» и реализационной — что была установлена на входе в распределительную систему «Сахалин — Хабаровск — Владивосток».

Стоимость сырья или минерала определяется в два этапа:

1. Определяется стоимость единицы ископаемого — сумма выручки от реализации сырья или минерала делится на количество проданного.

2. Определяется стоимость добытого сырья или минерала — стоимость единицы умножается на добытое количество (которое, в свою очередь, рассчитывается в соответствии с положениями ст. 339 НК РФ).

Если фирма получает субсидии из бюджета, то ее выручка определяется исходя из отпускных цен на продукт, уменьшенных на величину соответствующих субсидий, и исчисляется без учета НДС, акцизов, а также издержек по доставке реализуемого продукта покупателю (п. 2 ст. 340 НК РФ). Если хозяйствующий субъект не получает субсидий, то выручка подсчитывается без учета НДС, акцизов, а также издержек на доставку (п. 3 ст. 340 НК РФ).

В числе основных расходов на доставку, которые можно высчитать:

  • таможенные пошлины, внешнеторговые перечисления;
  • оплата услуг по перевозке продукта от склада к потребителю;
  • оплата услуг по транспортировке продукта магистральным трубопроводом;
  • расходы на услуги по сливу, наливу, погрузке, разгрузке, перегрузке продукта;
  • оплата услуг, которые оказаны транспортными, экспедиционными компаниями.

Порядок исчисления стоимости сырья или минералов определяется плательщиком самостоятельно исходя из данных, отраженных в налоговом учете, а также в соответствии с порядком фиксации доходов и расходов при исчислении суммы налога на прибыль (п. 4 ст. 340 НК РФ). При этом берутся в рассмотрение расходы, перечень которых отражен в подп. 1–7 п. 4 ст. 340 НК РФ.

Рядом нюансов характеризуется оценка стоимости добытых драгметаллов, а также драгоценных камней.

Стоимость добытых драгметаллов и драгоценных камней как налоговая база: нюансы

Оценка стоимости драгметаллов осуществляется исходя из установленных налогоплательщиком отпускных цен на химически чистый драгоценный металл без учета НДС, а также уменьшенных на издержки, связанные с аффинажем, то есть очисткой и доставкой до покупателя.

Стоимость единицы драгметалла определяется посредством умножения доли химически чистого драгметалла, которая содержится в единице добытого сырья, на цену соответствующей единицы химически чистого драгметалла (п. 5 ст. 340 НК РФ).

Стоимость добытых фирмой камней устанавливается исходя из результатов осуществления их первичной оценки, которая проводится в соответствии с нормативно-правовыми актами, регулирующими оборот драгоценных камней в РФ.

Если камни, а также самородки драгметаллов, что добыты из недр, не подлежат дальнейшей обработке, то их оценка осуществляется исходя из их реализационной стоимости без учета НДС, а также уменьшенной на расходы, связанные с доставкой до покупателя (п. 6. ст. 340 НК РФ).

Налоговая база по углеводородам на морских месторождениях: нюансы расчета

Особым способом считается стоимость углеводородов, добытых на новых морских залежах. Выше мы отметили, что именно по стоимости определяется налоговая база по НДПИ для соответствующих типов сырья.

Стоимость рассматриваемых углеводородов может устанавливаться:

1. Умножением количества извлеченного сырья или минерала, исчисленного по ст. 339 НК РФ, на стоимость единицы сырья или минерала, рассчитанную на основе ст. 340 НК РФ. Если последняя величина окажется ниже минимальной величины, рассчитанной на основании ст. 340.1 НК РФ, то для целей налогообложения используется та стоимость единицы продукта, что рассчитана как минимальная по ст. 340.1 (п. 1 ст. 340.1 НК РФ).

2. Умножением количества добытого сырья или минерала на минимальную предельную стоимость единицы добытого сырья.

Фирма-налогоплательщик, добывающая углеводороды на новых месторождениях в море, имеет право выбрать 1 из 2 отмеченных методов определения стоимости добытого сырья или минерала. То, как именно определяется стоимость сырья, фиксируется в учетной политике фирмы. Соответствующий метод обязательно применяется в течение последующих 5 лет (п. 5 ст. 340.1 НК РФ).

Минимальный предельный критерий стоимости единицы сырья, не относящегося к природному или же попутному газу и добываемого на новой залежи на море, определяется посредством умножения:

  • средней цены продукта на мировых рынках в долларах США в расчете на единицу данного сырья;
  • средней стоимости доллара США в российских рублях по курсу, устанавливаемому ЦБ РФ.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Средние цены на углеводороды исчисляются с учетом положений Правительства РФ, регулирующих порядок их установления (п. 3 ст. 340.1 НК РФ). Средний курс доллара к рублю за налоговый период определяется налогоплательщиком самостоятельно как среднее арифметическое значение курса, установленного ЦБ, за все дни в рамках соответствующего налогового периода (п. 4 ст. 340.1 НК РФ).

Если сырье — природный или попутный газ, то, в свою очередь, минимальная предельная стоимость единицы его добычи определяется как средневзвешенная цена соответствующего вида топлива, исчисленная на основе показателей внутренних и экспортных поставок (п. 2 ст. 340.1 НК РФ). Особенности определения внутренней и экспортной цен на газ отражены в п. 2 ст. 340.1 НК РФ.

Если фирма не осуществляет реализацию сырья или минералов, добытых предприятием на новом месторождении в море, в том или ином налоговом периоде, то для подсчета налоговой базы применяется минимальная предельная стоимость, установленная для соответствующего типа полезных ископаемых (п. 6 ст. 340.1 НК РФ).