Налоговая база ЕСХН

Сельскохозяйственный налог, порядок его исчисления и уплаты

Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) в обновленной редакции гл. 26.1 НК РФ был введен в действие с начала 2004 г. в связи с необходимостью учета особенностей сельскохозяйственного производства. На уплату единого налога могут перейти на добровольной основе все организации и ИП, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями. При переходе организации освобождаются от уплаты налога на прибыль, НДС (за исключением НДС, уплачиваемого при импорте товаров) и налога на имущество организаций. При этом установлено, что ЕСХН исчисляется по результатам хозяйственной деятельности организаций за налоговый период, каковым является календарный год.

Все другие налоги и сборы должны уплачиваться организациями, перешедшими на уплату ЕСХН, в соответствии с иными режимами налогообложения.

При переходе на ЕСХН ИП освобождаются от уплаты:

— НДФЛ в части доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности;

— НДС, за исключением НДС, подлежащего уплате при импорте товаров;

— налога на имущество физических лиц в части имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности.

Уплата указанных налогов заменяется, так же как и для организаций, уплатой ЕСХН, который исчисляется по результатам хозяйственной деятельности ИП за налоговый период.

Перейти на уплату ЕСХН могут и крестьянские (фермерские) хозяйства. В зависимости от их статуса на них распространяются правила, действующие соответственно для организаций и для ИП.

Говоря о режиме ЕСХН, необходимо раскрыть понятие «сельскохозяйственный товаропроизводитель». К ним Налоговый кодекс РФ относит организации и ИП, производящих сельскохозяйственную продукцию, осуществляющих ее первичную и последующую, в том числе промышленную, переработку и реализующих эту продукцию. При этом в общем доходе от реализации товаров, работ и услуг доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, должна составлять не менее 70%.

К сельскохозяйственным товаропроизводителям относятся также градо- и поселкообразующие российские рыбохозяйственные организации, численность работающих в которых (с учетом членов семей) составляет не менее половины численности населения соответствующего населенного пункта. При этом указанные организации должны быть зарегистрированы в качестве юридического лица и эксплуатировать только находящиеся у них на праве собственности рыбопромысловые суда. Средняя численность работников в них за налоговый период не должна превышать 300 человек. Кроме того, непременным условием отнесения данных организаций к сельскохозяйственным товаропроизводителям является соблюдение соотношения объема реализованной ими рыбной продукции или вы- ловленных объектов водных биологических ресурсов в общем объеме реализуемой ими продукции. Доля указанной рыбной и другой идентичной продукции должна составлять в стоимостном выражении не менее 70%.

Эта доля дохода определяется по итогам календарного года, предшествующего году, в котором организация или ИП подают заявление о переходе на уплату ЕСХН.

К числу организаций и ИП, которые не могут перейти на уплату ЕСХН относятся производители подакцизных товаров; осуществляющие деятельность по организации и проведению азартных игр; а также казенные, бюджетные и автономные учреждения.

Сельскохозяйственные товаропроизводители, изъявившие желание перейти на уплату ЕСХН, уведомляют об этом налоговый орган по своему местонахождению (месту жительства) не позднее 31 декабря для того, чтобы со следующего года перейти на эту систему налогообложения. В этом уведомлении указываются данные о доле дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции.

Вновь созданные организации и физические лица, зарегистрированные в качестве ИП, вправе уведомить о переходе на уплату ЕСХН не позднее 30 календарных дней с даты постановки на учет в налоговом органе. В этом случае они считаются перешедшими на уплату единого сельскохозяйственного налога в текущем налоговом периоде с даты постановки на учет в налоговом органе.

Налоговым кодексом РФ предусмотрена ситуация, когда по итогам налогового периода окажется, что доля дохода налогоплательщика от реализации произведенной им сельскохозяйственной продукции, включая продукцию первичной переработки, произведенную им из сельскохозяйственного сырья собственного производства, в общем доходе от реализации товаров, работ и услуг составит менее 70%. В этом случае налогоплательщик утрачивает право на применение ЕСХН с начала налогового периода, в котором допущено нарушение указанного ограничения. Такой налогоплательщик обязан за весь отчетный или налоговый период произвести перерасчет налоговых обязательств по НДС, налогу на прибыль организаций (НДФЛ), налогу на имущество организаций (налогу на имущество физических лиц). Перерасчет необходимо провести в тридцатидневный срок по истечении отчетного или налогового периода, в котором допущено нарушение. При этом налогоплательщик не должен уплачивать пени и штрафы за несвоевременную уплату налогов и авансовых платежей по налогам. Одновременно на налогоплательщика возложена обязанность уведомить налоговый орган о прекращении деятельности на основе ЕСХН в срок не позднее 15 дней со дня прекращения такой деятельности.

Объектом налогообложения по ЕСХН являются доходы, уменьшенные на величину расходов.

Организации при определении объекта налогообложения должны учитывать доходы от реализации товаров, работ и услуг и имущественных прав, а также внереализационные доходы в соответствии с порядком определения доходов, установленных при расчете налога на прибыль организаций.

Датой получения доходов установлен день поступления средств на счета в банках или в кассу, получения иного имущества, работ и услуг или имущественных прав (кассовый метод признания доходов).

Расходами налогоплательщиков признаются затраты после их фактической оплаты. При этом установлены определенные особенности учета в составе расходов отдельных видов затрат. В частности, материальные расходы, а также расходы на оплату труда учитываются в составе расходов в момент погашения задолженности путем списания денежных средств с расчетного счета налогоплательщика или выплаты из кассы.

Расходы на приобретение (сооружение, изготовление, достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение) основных средств отражаются в бухгалтерском учете с момента их ввода в эксплуатацию, расходы на приобретение создание самим налогоплательщиком) нематериальных активов отражаются в последний день отчетного или налогового периода. При этом указанные затраты учитываются только по оплаченным основным средствам и нематериальным активам, используемым при осуществлении предпринимательской деятельности.

Налоговой базой для исчисления налога является денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов.

При установлении налоговой базы доходы и расходы должны определяться нарастающим итогом с начала налогового периода. Налогоплательщики вправе уменьшить налоговую базу на сумму убытка, полученного по итогам предыдущих налоговых периодов.

На налогоплательщиков-организации возложена обязанность вести учет показателей своей деятельности, необходимых для исчисления налоговой базы и суммы ЕСХН, на основании данных бухгалтерского учета. ИП обязаны вести учет доходов и расходов для целей исчисления налоговой базы в Книге учета доходов и расходов.

Налоговым периодом по ЕСХН установлен календарный год, а отчетным периодом — полугодие.

Налоговая ставка установлена в размере 6%.

ЕСХН исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

По итогам отчетного периода налогоплательщик обязан исчислить сумму авансового платежа исходя из налоговой ставки и фактически полученных доходов, уменьшенных на величину расходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания полугодия. Уплаченная до 25 июля сумма авансового платежа засчитывается в счет уплаты единого сельскохозяйственного налога по итогам налогового периода.

ЕСХН, подлежащий уплате по истечении налогового периода, должен быть внесен в бюджет не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций за налоговый период, т.е. не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налоговые декларации представляются в налоговые органы организациями по истечении налогового периода по месту своего нахождения, а ИП — по месту своего жительства.

Суммы ЕСХН поступают на счета органов Федерального казначейства для их последующего зачисления в местные бюджеты муниципальных образований (с 2013 г.).

Порядок исчисления и уплаты налогов при применении ЕСХН

Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
Главная Финансы Единый сельскохозяйственный налог: сущность, порядок исчисления и уплаты
< Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ

Единый сельскохозяйственный налог исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Законодательством РФ, в частности статьей 346.8 Налогового кодекса РФ, установлен фиксированный размер налоговой ставки в размере 6% от налоговой базы, не подлежащий изменению в течение налогового периода по единому сельскохозяйственному налогу. Налогоплательщики по итогам отчетного периода исчисляют сумму авансового платежа по ЕСХН по ставке 6 %, исходя из фактически полученных при расчете налоговой базы доходов и расходов нарастающим итогом с начала года (пункт 4 статьи 346.6 НК РФ). Сумма налога, подлежащая уплате по итогам года, рассчитывается налогоплательщиком самостоятельно, как разница между начисленным налогом и величиной авансового платежа по налогу. Эта разница и является единым сельскохозяйственным налогом, подлежащим уплате по истечении налогового периода. Толмачев И.А. Система налогообложения в виде ЕСХН / И.А. Толмачев. — М.: ГроссМедиа: РОСБУХ, 2008. — 80с.

Сумма налога, перечисляемая налогоплательщиками, распределяется между бюджетами и внебюджетными фондами следующим образом:

  • 1) согласно статье 56 Бюджетного кодекса РФ в бюджеты субъектов Российской Федерации подлежат зачислению налоговые доходы от единого сельскохозяйственного налога по нормативу 30%;
  • 2) согласно статье 61 Бюджетного кодекса РФ в бюджеты поселений зачисляются налоговые доходы от единого сельскохозяйственного налога — по нормативу 30%;
  • 3) согласно статье 61.1 Бюджетного кодекса РФ в бюджеты муниципальных районов зачисляются налоговые доходы от единого сельскохозяйственного налога — по нормативу 30%, либо налоговые доходы от единого сельскохозяйственного налога зачисляются в бюджеты городских округов — по нормативу 60%. Это предусмотрено статьей 61.2. Бюджетного кодекса РФ.

В бюджеты государственных внебюджетных фондов подлежат зачислению распределяемые органами Федерального казначейства по уровням бюджетной системы Российской Федерации доходы от единого сельскохозяйственного налога по следующим нормативам:

  • — в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования — по нормативу 0,2 %;
  • — в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования — по нормативу 3,4 %;
  • — в бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации — по нормативу 6,4%.

Для налогоплательщиков ЕСХН, расположенных на территории Москвы и Санкт-Петербурга, сумма налога распределяется следующим образом:

  • 1) в федеральный бюджет — 30,0 %;
  • 2) в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования — 0,2 %;
  • 3) в территориальные фонды обязательного медицинского страхования — 3,4%;
  • 4) в Фонд социального страхования Российской Федерации — 6,4 %;
  • 5) в бюджеты городов Москвы и Санкт-Петербурга — 60,6 %. Бюджетный кодекс Российской Федерации часть 2 глава 17 ст.146

Налогоплательщик может уменьшить налоговую базу на сумму убытка, который получен по итогам предыдущих налоговых периодов, в соответствии с пунктом 5 статьи 346.6 Налогового кодекса РФ. Под убытком понимается превышение расходов над доходами. Федеральный закон № 155-ФЗ снимает ограничение по размеру возможной к учету в текущем периоде суммы убытка прошлых периодов. Плательщики ЕСХН с 2009 года получили возможность переносить на текущий налоговый период весь убыток, полученный в предыдущих налоговых периодах, а не 30%, как было до этого. Он может быть перенесен целиком или частично на любой налоговый период в течение 10 лет с момента его возникновения. Тем самым законодатель выровнял в правах налогоплательщиков, уплачивающих единый сельскохозяйственный налог, с плательщиками, например, налога на прибыль, которые получили возможность учитывать убытки в полном объеме еще с 1 января 2007 года. Налогоплательщики обязаны хранить документы, подтверждающие размер полученного убытка и сумму, на которую булла уменьшена налоговая база по каждому налоговому периоду, в течение всего срока использования права на уменьшение налоговой базы на сумму убытка. Если плательщик ЕСХН получил убыток, то он не сможет перенести сумму убытка при переходе на общий режим налогообложения. Организации и индивидуальные предприниматели, получившие убыток до перехода на ЕСХН не могут перенести убыток при изменении режима налогообложения с общего на ЕСХН. Налоговый кодекс Российской Федерации часть 2 глава 26.1 ст.346.6 п.5.

Перерасчет налоговой базы — одна из важных проблем, с которой при изменении налогового режима сталкиваются налогоплательщики, работавшие по методу начислений. Так как при режиме ЕСХН учет доходов и расходов ведется кассовым методом, организации должны включить в состав доходов на дату перехода суммы, полученные при применении общего режима налогообложения в оплату по договорам, исполнение которых будет произведено после перехода на уплату ЕСХН. Это означает, что авансовые платежи, которые не учитывались при определении дохода при методе начисления на дату перехода к уплате ЕСХН, должны быть включены в налоговую базу. Не включаются в налоговую базу денежные средства, полученные организацией после перехода на ЕСХН, если эти суммы уже были учтены в доходах. Когда оплата и получение, например, сырья и материалов произведены до перехода на ЕСХН, а списание их в производство происходит после перехода, такие расходы уменьшают налоговую базу на дату списания в производство. В налоговую базу включаются суммы денежных средств, полученные в оплату по договорам, исполнение которых произойдет после перехода на ЕСХН.

В соответствии с пунктом 2 статьи 346.9 Налогового кодекса РФ сумма авансового платежа по налогу уплачивается в бюджет не позднее 25 календарных дней со дня окончания отчетного периода, то есть не позднее 25 июля. Просрочка уплаты авансового платежа влечет за собой начисление налоговыми органами пеней. Единый сельскохозяйственный налог уплачивается налогоплательщиками не позднее срока, установленного для подачи налоговой декларации за соответствующий налоговый период на основании пункта 2 статьи 346.10 Налогового кодекса РФ, то есть не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. С 1 января 2009 года налогоплательщики ЕСХН освобождаются от представления налоговой декларации по итогам отчетных периодов и обязаны представить ее только по итогам налогового периода (календарного года). Однако, порядок уплаты единого сельскохозяйственного налога, установленный статьей 346.9 НК РФ, не меняется. Налогоплательщики по итогам отчетного периода (полугодия) обязаны исчислять сумму авансового платежа по единому сельскохозяйственному налогу исходя из налоговой ставки и фактически полученных доходов, уменьшенных на величину расходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания полугодия. Организации уплачивают ЕСХН по своему местонахождению, то есть там, где они проходили государственную регистрацию. А индивидуальные предприниматели — по месту своего жительства, где они постоянно или преимущественно проживают, как того требует пункт 4 статьи 346.9 Налогового кодекса РФ.

Уплата сельскохозяйственными товаропроизводителями единого налога, не освобождает их от обязанности уплаты предусмотренных п.3 ст.346.1 Налогового кодекса РФ иных налогов и сборов. В частности, организации и индивидуальные предприниматели обязаны уплачивать: водный налог, государственную пошлину, транспортный налог, земельный налог, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов. Водный налог рассчитывается сельскохозяйственными производителями как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Налоговая база зависит от конкретного вида пользования водным объектом и является величиной непостоянной. В зависимости от объекта налогообложения устанавливаются различные налоговые ставки:

  • 1) пп.13 п.2 ст.333.9 НК указывает на то, что забор воды из водных объектов для орошения земель сельскохозяйственного назначения, а также для водопоя и обслуживания скота и птицы, которые находятся в собственности сельскохозяйственных организаций, при наличии лицензии на данный вид водопользования, не признается объектом обложения. Следовательно, к числу налогов, которые не платят сельскохозяйственные товаропроизводители можно отнести и водный налог в отношении объекта налогообложения — забор воды из водных объектов для сельскохозяйственных нужд. Однако при отсутствии в лицензии сведений о соответствующих целях водопользования, а так же при осуществлении безлицензионного водопользования водный налог уплачивается в общеустановленном порядке;
  • 2) в случае если в соответствии с пп.2 п.1 ст.333.9 НК РФ объектом налогообложения водным налогом является использование акватории водных объектов, налоговая ставка устанавливается в тысячах рублей в год за 1 квадратный километр используемой акватории в зависимости от экономического района и от внутренних морских вод (пп.2 п.1 ст.333.12 НК РФ). При этом налоговая база определяется как площадь предоставленного водного пространства;
  • 3) если водный объект используется для целей гидроэнергетики, налоговая ставка устанавливается в рублях за 1 тысячу кВт/ч электроэнергии в зависимости от бассейна реки, озера, моря. Налоговая база в этом случае устанавливается как количество произведенной за налоговый период электроэнергии;
  • 4) при использовании водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях, налоговая ставка устанавливается в рублях за 1 тысячу кубических метров сплавляемой древесины на каждые 100 километров сплава. Налоговая база определяется как произведение объема древесины, сплавляемой в плотах и кошелях за налоговый период и расстояние сплава, выраженного в километрах, деленного на 100. Налоговым периодом признается квартал. Налог уплачивается не позднее 20 — го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Декларация подается в срок, установленный для уплаты налога.

Согласно п. 1 ст. 358 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения по транспортному налогу признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые) суда и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ. При этом пп. 5 п. 2 ст.358 НК РФ определено, что объектом налогообложения по транспортному налогу не являются тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции. Плательщики единого сельскохозяйственного налога являются сельскохозяйственными товаропроизводителями, следовательно, они не являются плательщиками транспортного налога в отношении перечисленных выше транспортных средств. В отношении всех остальных транспортных средств сельскохозяйственные товаропроизводители являются плательщиками транспортного налога. Данный налог рассчитывается как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. При этом налоговой базой в зависимости от вида транспортного средства может быть: мощность двигателя в лошадиных силах, паспортная статистическая тяга реактивного двигателя, валовая вместимость в регистровых тоннах, единица транспортного средства. Налоговые ставки устанавливаются в зависимости от объекта налогообложения в рублях за единицу транспортного средства. Допускается уменьшение или увеличение ставки налога законами субъектов РФ, но не более чем в пять раз. Отчетным периодом по транспортному налогу является для налогоплательщиков — организаций признается первый, второй и третий квартал календарного года. Налоговым периодом является календарный год. Налоговая декларация представляется не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом. С 2009 года поправками, внесенными в абзац второй пункта 3 статьи 363.1 НК РФ, налогоплательщики единого сельскохозяйственного налога освобождены от представления налоговых расчетов по авансовым платежам по транспортному налогу

Земельный налог исчисляется плательщиками ЕСХН как произведение налоговой базы и налоговой ставки, в случае если представительными органами не установлены отчетные периоды по налогу. Если установлены отчетные периоды, то сумма земельного налога будет исчисляться следующим образом: ЗН = НБ*НС — Сумма авансового платежа.

Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельного участка признаваемого объектом налогообложения. При этом объектом в соответствии с п.1 ст.389 НК РФ признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог. Налоговая ставка в отношении земель сельскохозяйственного назначения устанавливается в размере 0,3 %. Данная ставка может быть уменьшена нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Так в Волгоградской области данная ставка установлена в размере 0,03%. Налоговым периодом признается календарный год, отчетным периодом является первый, второй, третий кварталы календарного года. С 01.01.09 сельскохозяйственные производители, уплачивающие ЕСХН, освобождены от представления налоговых расчетов по авансовым платежам по транспортному налогу и земельному налогу. Налоговая декларация представляется не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В случае если сельскохозяйственные товаропроизводители, уплачивающие ЕСХН, помимо деятельности, связанной с производством и реализацией сельхозпродукции используют объекты животного мира или водные биологические ресурсы, то в соответствии со ст.333.1 НК РФ они становятся плательщиками сбора за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов. Плательщиками сбора за пользование объектами животного мира признаются организации и физические лица, в т.ч. индивидуальные предприниматели, получающие лицензию (разрешение) на пользование объектами животного мира на территории РФ. Плательщиками сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов — организации и физические лица, в т.ч. индивидуальные предприниматели, получающие лицензию (разрешение) на пользование объектами водных биологических ресурсов. Объектами налогообложения признаются либо объекты животного мира, либо объекты водных биологических ресурсов соответственно. Ставки сбора за каждый объект животного мира устанавливаются в рублях за одно животное (п.1 ст.333.3 НК РФ). Ставки сбора за каждый объект водных биологических ресурсов устанавливаются в рублях за тонну (п.4 и п.5 ст.333.3 НК РФ). Величина ставок зависит от видов животных и водных биологических ресурсов. Сумма сбора за пользование объектами животного мира определяется в отношении каждого объекта животного мира как произведение соответствующего количества объектов и ставки сбора, установленной для соответствующего объекта животного мира. Сумма сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов определяется в отношении каждого объекта как произведение соответствующего количества объектов и ставки сбора, установленной для соответствующего объекта водных биологических ресурсов. В соответствии с п.7 ст.333.3 НК РФ, ставки сбора за объекты водных биологических ресурсов для градо- и поселкообразующих российских рыбохозяйственных организаций устанавливаются в размере 15% от установленных ставок.

Индивидуальные предприниматели при переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога несут обязанность по уплате взносов на обязательное пенсионное страхование. Отчетным периодом является первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Налоговым периодом является календарный год. Уплату взносов на пенсионное страхование в настоящее время регламентирует глава V Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». Тарифы страховых взносов зафиксированы в подпункте 2 пункта 2 статьи 22 данного Закона. В настоящее время в соответствии со статьей 28 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», предприниматели обязаны уплачивать суммы страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда РФ в виде фиксированного платежа. Минимальный размер данного платежа в месяц на 2008 год составляет 322 рубля, из них 214 руб. 67 коп. — на финансирование страховой части трудовой пенсии и 107 руб. 33 коп. — на накопительную часть. Подпунктом 2 пункта 2 статьи 22 Закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» установлено, что в случаях применения индивидуальным предпринимателем в своей деятельности наемного труда других лиц, он обязан исчислять и уплачивать страховые взносы с выплат данным лицам.

По результатам отчетных периодов авансовые платежи по взносам на обязательное пенсионное страхование уплачиваются не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом. Годовая сумма взноса уплачивается не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, то есть не позднее 31 января. Налоговая декларация представляется в налоговый орган не позднее срока уплаты взноса за календарный год. Расчет платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование подается не позднее 20 — го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

Таким образом, сельскохозяйственные товаропроизводители, применяющие единый сельскохозяйственный налог, помимо уплаты единого налога обязаны уплачивать также и иные налоги, предусмотренные налоговым законодательством. Однако даже по этим налогам сельскохозяйственным производителям предоставляются различные льготы. Суть данных льгот заключается либо в частичном освобождении от уплаты налога, либо в понижении ставки того или иного налога. Следовательно, применять ЕСХН сельскохозяйственным производителям будет в любом случае выгоднее, чем общую систему налогообложения.

Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter

< Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ
Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Естествознание
Журналистика
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Педагогика
Политология
Право
Психология
Религиоведение
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее

Среди специальных налоговых режимов в РФ есть один несправедливо недооцененный – единый сельхозналог. Несмотря на очевидные преимущества ЕСХН, работающие в аграрном секторе предприниматели и организации довольно редко переходят на эту систему, предпочитая упрощенную или даже общую, что приводит к значительной налоговой переплате. В этой статье речь пойдет об особенностях сельхозналога: мы расскажем, как производится расчет ЕСХН, кто может его применять и в каком виде предоставляется отчетность в инспекцию.

ЕСХН и налоговый кодекс – сравнение размера налога в разных системах

Единый сельскохозяйственный налог – особый режим, предназначенный для использования исключительно предприятиями, работающими в аграрном секторе. Причем главным видом бизнеса (составляющим 70% выручки и больше) у них должно быть производство сельхозпродукции. Порядок применения ЕСХН и расчет налоговых выплат регламентируется ст. 346 НК.

Помимо ЕСХН кодекс предлагает целый ряд режимов, подходящих для налогообложения описанных выше предприятий. Однако именно специализированный сельхозналог является для них наиболее выгодным в финансовом плане:

Система налогообложения Ставка налога Налоговая база
ОСНО (общая) 20% Прибыль
УСН (упрощенная) доходы 6% Доход
УСН доходы минус расходы 5-15% (в зависимости от региона) Доходы минус расходы
ЕСХН (сельхозналог) 6% Доходы минус расходы

Что заменяет единый сельхозналог

Как можно понять, по размеру выплат сельхозналог «выигрывает» у любого режима, в котором учитываются расходы, даже у весьма популярной среди предпринимателей «упрощенки». При этом плательщики ЕСХН освобождены от некоторых других видов налогов, например, НДС.

ЕСХН – это режим налогообложения, который подходит как ИП, так и организациям других форм собственности – единственным требованием является соблюдение требований к виду деятельности предприятия. Это льготная система, которая подразумевает освобождение налогоплательщика от обязанности выплачивать некоторые взносы в бюджет.

Так, ИП на ЕСХН не уплачивают:

  • НДС (кроме импорта);
  • налог на имущество;
  • НДФЛ .

Для ООО предполагается освобождение от:

  • налога на имущество;
  • НДС (также кроме импорта);
  • налога на прибыль.

При этом плательщики ЕСХН обязаны уплачивать страховые взносы за сотрудников – система их в себя не включает.

Преимущества ЕСХН

Изначально сельхозналог задумывался как система, которая призвана сделать бухучет и уплату взносов для сельхозпроизводителей простой и удобной. Поэтому для ЕСХН НК РФ предполагает ряд условий, который делают этот режим максимально щадящим:

  • ставка налога (6% от базы – «Доходы за минусом расходов») – наиболее низкая среди других режимов, даже льготных;
  • ЕСХН замещает целый ряд налогов – НДС, НДФЛ, налог на прибыль, а также на имущество;
  • применяется для организаций любой формы собственности (ИП, ООО, КФХ );
  • не имеет ограничений по уровню дохода и численности сотрудников (кроме рыболовецких предприятий);
  • возможно совмещение режима ЕСХН с патентной системой, ЕНВД ;
  • предпринимателям не требуется ведение полноценного учета, достаточно сдачи декларации, заполнения книги учета (КУДиР) и архивации первичной документации (организациям на ЕСХН вести бухучет все же необходимо, но отчетность в налоговую не сдается).

При всех этих очевидных преимуществах недостаток у системы ЕСХН только один – жесткие требования, предъявляемые к сфере деятельности предприятия.

Кто может применять сельхозналог

Итак, какие предприятия имеют право перейти на использование сельхозналога? Налоговый кодекс в ст. 346.2 четко определяет этот перечень:

Налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога признаются организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями.

Согласно НК, переход на ЕСХН могут произвести только предприятия, которые самостоятельно производят сельхозпродукцию и получают доход от ее реализации (не менее 70% от всей выручки), а именно:

  • предприниматели, кооперативы, фермерские хозяйства и организации, более 70% дохода у которых занимает выручка от продажи собственной сельхозпродукции. Это могут быть огороднические, животноводческие, садоводческие предприятия и т.д.;
  • рыболовецкие предприятия со среднесписочной численностью работников менее 300;
  • поселко- и градообразующие рыболовецкие предприятия, если на них работает не менее 1/2 от всех жителей населенного пункта.

При этом все описанные предприятия могут как реализовать сельхозсырье (выловленную рыбу, выращенные растения, плоды, скот), так и производить переработку собственной продукции на имеющихся производственных мощностях с целью последующей продажи.

Не имеют права на применение сельхозналога:

  • предприятия, по другим видам деятельности ведущие учет на УСН, ОСНО;
  • казенные, бюджетные и государственные предприятия;
  • организации и предприниматели аграрного сектора, основным видом деятельности которых является переработка закупленной у других производителей продукции;
  • предприятия, которые организуют и проводят азартные игры;
  • организации, которые занимаются производством подакцизных товаров (табака, алкоголя).

Если вы имеете право на уплату ЕСН, специалисты рекомендуют переходить на эту систему – она приносит налогоплательщикам реальную экономию и другие выгоды, при этом ведение учета максимально упрощено.

Налоговая декларация по единому сельскохозяйственному налогу – порядок сдачи

Налоговая декларация по единому сельскохозяйственному налогу

Как уже говорилось выше, основная форма отчетности для обсуждаемого режима – налоговая декларация по единому сельскохозяйственному налогу. Официальная форма этого документа утверждена Приказом ФНС ММВ-7-3/384.

Налоговым периодом по законодательству является год, а это значит, что сдавать декларацию ЕСХН нужно до 31 марта следующего года. Если же организация прекратила свою деятельность, то не позже 25 числа следующего месяца нужно сдать итоговую декларацию.

При этом стоит помнить – в отличие от сдачи декларации оплата по ЕСХН проходит не в один, а в два этапа:

  1. Авансовый платеж вносится не позже 25 июля текущего года. Он рассчитывается по книге учета (6% от базы – разницы доходов и расходов).
  2. Окончательный расчет производится, как и сдача декларации, до 31 марта следующего года. Чтобы подсчитать вторую сумму к оплате, нужно определить сумму налога за весь год, а затем вычесть уже оплаченную.

Взносы можно производить как платежным поручением, так и в банк-клиенте. Просрочки в оплате налогов приводят к начислению штрафов и пеней, а также к отмене данного режима.

Книга учета доходов и расходов ЕСХН – нужно ли вести и как заполнять

Книга учета доходов и расходов есхн

Так как базой для расчета при уплате сельхозналога является разница между доходами и расходами, то налоговой инспекции необходим доступ к отчетности клиента – именно так можно перепроверить отраженные в декларации данные и рассчитать сумму налога к оплате. Такой доступ дает ведение:

  • предпринимателем – КУДиР (книги учета доходов и расходов);
  • организацией – полноценного бухучета.

При этом сдача этих документов в инспекцию не требуется – достаточно налоговой декларации. Но ведение необходимой отчетности (а также соблюдение кассовой дисциплины и работа с ККТ) определены НК РФ и обязательны для исполнения. В ином случае сельхозпроизводителя ждут штрафы.

Если для ведения бухучета организации обычно привлекаются специалисты, то заполнение КУДиР не вызывают сложностей и предприниматели осуществляют его самостоятельно. Книга учета доходов и расходов на ЕСХН ведется следующим образом:

  • отражение операций разрешается производить как в бумажном виде, так и в специальной программе — например, в системе интернет-бухгалтерии;
  • на каждый год заводится новая КУДиР;
  • по окончании года электронная книга распечатывается;
  • бумажная книга (распечатка) должна быть прошита, пронумерована и заверена печатью;
  • каждая доходная или расходная операция в книге отражается отдельной строкой;
  • все отраженные в КУДиР операции при ЕСХН должны подтверждаться соответствующим документом;
  • если у предпринимателя несколько режимов налогообложения, КУДиР по ЕСХН ведется отдельно;
  • незаполненные разделы и «нулевые» книги распечатываются и сшиваются в общем порядке.

Таким образом, любой предприниматель на ЕСХН обязан иметь актуальную КУДиР в любом виде, подтверждающую операции первичную документацию, а также архив из КУДиР в «бумажном» формате за предыдущие налоговые периоды.

Как рассчитать ЕСХН – теория и практические примеры

Переходящих на ЕСХН предпринимателей в первую очередь интересует вопрос – как рассчитать ЕСХН? Важность этого очевидна – ведь оплата налога производится до сдачи и проверки инспекцией налоговой декларации. Значит, для сельхозпроизводителя играет большую роль, насколько верно он подсчитает необходимую сумму.

Так как оплата происходит в два этапа, определим этапы расчета по каждому из них.

Расчет авансового платежа

  • Определить сумму дохода с 1 января по 30 июня (вся выручка по КУДиР).
  • Рассчитать сумму расходов по КУДиР. Заметим – если какие-то расходы (например, зарплата директора) распространяются на несколько применяемых режимов, то они включаются в декларацию не полностью, а пропорционально доле дохода по ЕСХН в общей выручке.
  • Вычислить налоговую базу (вычесть расходы из доходов).
  • Определить авансовую сумму налога (6% от базы).
  • Оплатить аванс не позже 15 июля (без предоставления декларации и другой документации).

Второй этап уплаты (окончательный)

  • определить размер выручки и расходов за весь год;
  • вычислить налоговую базу – то есть вычесть расходы из доходов;
  • учесть убытки за прошедшие годы (при наличии) – уменьшить на них базу;
  • рассчитать общую сумму налога за весь прошедший год (6% от базы);
  • вычесть из полученного значения размер аванса;
  • перечислить окончательную сумму в налоговую до 31 марта;
  • сдать в инспекцию декларацию ЕСХН, подтверждающую рассчитанные значения.

Практический пример. ИП Иванов выращивает на собственном участке овощи и реализует их на ярмарках и находится на режиме ЕСХН. За 2015 году у него образовались убытки в размере 15 тысяч рублей. Общий доход за 2016 год согласно КУДиР составил 480 тысяч, расходы – 212 тысяч, за 1 полугодие соответственно 165 и 132 тысяч рублей.

Исходя из этих данных, за 1 полугодие 2016 года ИП Иванов обязан уплатить (165-132)*6%=1,98 тысячи рублей, которые нужно перечислить не позднее 1 июля. Второй (итоговый) платеж рассчитывается следующим образом:

  • Расходы минус доходы: 480-212=268 тысяч;
  • Уменьшение на сумму убытков за 2015 год: 268-15=253 тысячи;
  • Расчет суммы налога: 253*6%=15,18 тысяч;
  • Учет авансового платежа: 15,18-1,98=13,2 тысячи рублей.

Таким образом, налог в сумме 13200 ИП Иванову необходимо оплатить до 31 марта 2017 г, в тот же срок предоставляется декларация ЕСХН за 2016 г.

Единый сельхозналог – весьма выгодный и довольно удобный для производителей аграрного сектора режим. Перейти на него имеют возможность любые предприятия, реализующие самостоятельно произведенные товары и сырье в сфере растениеводства, животноводства, рыболовства, охоты и т.д.

Налоговый период в этой системе составляет 1 год, по истечении которого предприятия обязаны уплатить взносы и сдать декларацию. Отчетный период – 6 месяцев, то есть требуется внесение авансового платежа по итогам полугодия.