Налогообложение в бюджетных учреждениях

Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение

  • Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения
  • Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение
  • Бухгалтер Крыма
  • Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение
  • Налог на прибыль: учет доходов и расходов
  • НДС: проблемы и решения
  • Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение
  • Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение
  • Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение
  • Строительство: акты и комментарии для бухгалтера
  • Туристические и гостиничные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение
  • Услуги связи: бухгалтерский учет и налогообложение
  • Бухгалтер Крыма: учет в унитарных предприятиях
  • Бухгалтер Крыма: учет в сельском хозяйстве
  • Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение
  • Бюджетные организации: акты и комментарии для бухгалтера
  • Автономные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение
  • Автономные учреждения: акты и комментарии для бухгалтера
  • Казенные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение
  • Казенные учреждения: акты и комментарии для бухгалтера
  • Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений
  • Разъяснения органов исполнительной власти по ведению финансово-хозяйственной деятельности в бюджетной сфере
  • Оплата труда в государственном (муниципальном) учреждении: бухгалтерский учет и налогообложение
  • Оплата труда в государственном (муниципальном) учреждении: акты и комментарии для бухгалтера
  • Отдел кадров государственного (муниципального) учреждения
  • Учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение
  • Учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение
  • Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение
  • Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение
  • Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение
  • Руководитель автономного учреждения
  • Руководитель бюджетной организации
  • Акты и комментарии для бухгалтера (2016 – 2017)
  • Транспортные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение (2016 – 2017)
  • Торговля: бухгалтерский учет и налогообложение (2016 – 2017)
  • Промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение (2016 – 2017)
  • Предприятия общественного питания: бухгалтерский учет и налогообложение (2016 – 2017)
  • Налоговая проверка (2016 – 2017)
  • Отдел кадров коммерческой организации (2016 – 2017)
  • Оплата труда: акты и комментарии для бухгалтера (2016 – 2017)

Законодательству о налоге на добавленную стоимость идет второй десяток лет. Впервые этот налог был введен в действие 1 января 1992 года Законом РСФСР «О налоге на добавленную стоимость». Но, несмотря на такой стаж, это едва ли не самый «популярный» налог в СМИ и арбитражной практике, у финансовых и налоговых органов, у аудиторов, юристов и, конечно же, у налогоплательщиков. Особенности его начисления, возмещения и уплаты должны знать даже те организации, которые применяют специальные режимы налогообложения: УСНО, ЕНВД, ЕСХН и др. Для бухгалтерских работников бюджетной сферы этот налог представляет особый интерес. В данной статье мы рассмотрим основные вопросы, связанные с его применением.

Являются ли бюджетные организации плательщиками НДС?

Один из вопросов, которые возникают у бухгалтеров бюджетной сферы в связи с налогом на добавленную стоимость, звучит следующим образом: должны ли бюджетные учреждения вставать на учет в налоговом органе как плательщики налога на добавленную стоимость? Согласно Закону «О налоге на добавленную стоимость» экономическая сущность НДС заключается в изъятии в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства. При этом добавленная стоимость определяется как разница между стоимостью реализованных товаров (работ, услуг) и стоимостью материальных затрат по их производству (выполнению, оказанию). Так вот, принимая во внимание суть этого налога, любая организация, если она производит или реализует товары (работы, услуги), должна платить налог на добавленную стоимость. Непременным условием выступает наличие самой добавленной стоимости, то есть дохода или, другими словами, прибыли, поскольку разница между стоимостью реализованных товаров (работ, услуг) и стоимостью материальных затрат по их производству (выполнению, оказанию) и есть прибыль.

Однако известно, что бюджетные организации в отличие от коммерческих созданы не с целью получения прибыли. В соответствии со ст. 161 БК РФ бюджетное учреждение создается органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических и иных функций некоммерческого характера. Бюджетные организации осуществляют свою деятельность на основании сметы доходов и расходов за счет соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда, то есть за счет государства. Вполне очевидно, что уплата НДС государству за счет государства не имеет смысла. Несмотря на это, ст. 143 НК РФ признает плательщиками НДС организации без какого-либо исключения. А поскольку бюджетные учреждения относятся к организациям, то они являются плательщиками НДС и подлежат обязательной постановке на учет в налоговом органе в соответствии со ст. 83, 84 НК РФ.

Обратите внимание: бюджетные организации обязаны встать на налоговый учет по месту своего нахождения, даже если они не осуществляют предпринимательскую деятельность. Это связано с тем, что Налоговый кодекс освобождает отдельные товары и операции от обложения НДС (ст. 146, 149, 150 НК РФ), а также предусматривает определенные условия освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика (ст. 145 НК РФ) и не содержит положений об освобождении от НДС бюджетных организаций.

Право на освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС

Такая возможность есть, и она закреплена в ст. 145 НК РФ. Если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога не превысит одного миллиона рублей, то организация имеет право на освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС. Это освобождение не распространяется на операции по ввозу товаров на таможенную территорию РФ (п. 3 ст. 145 НК РФ). Кроме того, организация не должна заниматься реализацией подакцизных товаров в течение трех указанных месяцев, а также в течение всего последующего периода, когда действует право на освобождение от НДС. В противном случае организация утрачивает данное право. Утрачивается оно и в случае, если сумма выручки за каждые три последовательных календарных месяца превысит один миллион рублей с 1-го числа месяца, в котором произошло такое превышение (п. 5 ст. 145 НК РФ).

Обратите внимание: выручка должна исчисляться именно за каждые три последовательных календарных месяца, а не за квартал.

Пример 1.

Детская спортивная школа (ДСШ) пользуется правом на освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС с 1 февраля 2005 г. Выручка ДСШ без учета НДС в 2005 г. составила:

– в феврале – 300 000 руб.;

– в марте – 340 000 руб.;

– в апреле – 310 000 руб.;

– в мае – 330 000 руб.;

– в июне – 360 000 руб.;

– в июле – 320 000 руб.

За первые три последовательных месяца – февраль, март, апрель – выручка составила 950 000 руб. (300 000 + 340 000 + 310 000). За вторые три последовательных месяца – март, апрель, май – 980 000 руб. (340 000 + 310 000 + 330 000). За три следующих месяца – апрель, май, июнь – выручка будет равна 1 000 000 руб. (310 000 + 330 000 + 360 000). А вот за последние три месяца – май, июнь, июль – 1 010 000 руб., то есть в июле 2005 года произойдет превышение лимита выручки.

Таким образом, в соответствии с п. 5 ст. 145 НК РФ с 1 июля 2005 года ДСШ утратит право на освобождение от обязанностей плательщика НДС.

Документальное оформление права на освобождение от НДС

Для того чтобы получить такое право, в налоговые органы до 20-го числа месяца, начиная с которого оно будет использоваться, необходимо представить уведомление и документы, подтверждающие право на освобождение от исполнения обязанностей по уплате НДС (выписки из бухгалтерского баланса и книги продаж, копию журнала полученных и выставленных счетов-фактур). Поскольку бухгалтерский баланс не содержит данных о выручке организации, выписка составляется на основании данных «Отчета об исполнении сметы доходов и расходов по внебюджетным источникам» (ф. 4), если организация не перешла на новую Инструкцию по бюджетному учету, или «Отчета о финансовых результатах деятельности» (ф. 0503121), если учет ведется по новой инструкции.

После того как уведомление будет направлено в налоговые органы, организация не может по своей воле отказаться от освобождения в течение 12 последовательных календарных месяцев, за исключением случая утраты права на него в соответствии с п. 5 ст. 145 НК РФ.Если вернуться к нашему примеру и предположить, что ДСШ не утрачивала права на освобождение от уплаты НДС в связи с превышением лимита выручки, то до 1 февраля 2006 года она будет обязана пользоваться освобождением.

При использовании права на освобождение от исполнения обязанности по уплате НДС необходимо помнить, что его нужно периодически (каждый год) подтверждать. То есть по истечении 12 календарных месяцев не позднее 20-го числа следующего месяца (в нашем примере до 20 марта 2006 года) необходимо представить в налоговые органы документы, подтверждающие, что в течение указанного срока освобождения соблюдались условия относительно выручки. А также направить уведомление о продлении использования права на освобождение или об отказе от него. При отказе от права на освобождение от НДС налогоплательщики могут представлять в налоговый орган уведомление в произвольной форме.

Обратите внимание: условие подтверждения права на освобождение является непременным, и о нем следует помнить.

Для бюджетных учреждений освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС не только вполне законный способ минимизации налогообложения, но и возможность сокращения объема работы бухгалтерии по представлению налоговой отчетности. В соответствии с п. 5 ст. 174 НК РФ в обязанность любого бюджетного учреждения как налогоплательщика входит представление налоговой декларации либо ежемесячно, либо один раз в квартал. Организации, получившие право на освобождение от уплаты НДС, в соответствии со ст. 145 НК РФ могут непредставлять налоговые декларации. Именно к такому заключению пришел ВАС РФ в решении от 13.02.03 № 10462/02.

Еще на один аспект использования права на освобождение от НДС хотелось бы обратить внимание читателей. Освобождение от исполнения обязанности по уплате НДС не снимает с налогоплательщика иные обязанности, в том числе обязанности налогового агента. Так, например, если бюджетная организация является арендатором федерального имущества, имущества субъектов РФ или муниципального имущества, за ней сохраняются обязанности налогового агента по начислению, удержанию и перечислению НДС в бюджет.

Определение суммы выручки для получения права на освобождение от НДС

Практическая реализация этого права вызывает немало спорных вопросов у бюджетных организаций. Один из них – учитывается ли при определении выручки стоимость товаров (работ, услуг), произведенных в рамках основной (бюджетной) деятельности? Или выручка определяется только на основании данных по внебюджетной деятельности?

По моему мнению, суммы финансирования бюджетной (основной) деятельности учреждения не должны участвовать в расчете лимита выручки при освобождении от НДС. На основании п. 2 ст. 153 НК РФ при определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг) определяется исходя из всех доходов организации, связанных с расчетами по оплате товаров (работ, услуг). Вполне очевидно, что финансирование бюджетной деятельности учреждения не относится к оплате товаров (работ, услуг). Кроме того, в п. 32.1.Методических рекомендаций по НДСуказано,что в налоговую базуне включаются денежные средства в виде целевых поступлений на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие в качестве финансовой помощи от других организаций и (или) физических лиц, не связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг), и использованные указанными получателями по назначению.

К целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, в свою очередь, относятся суммы финансирования из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов. Поскольку бюджетные учреждения относятся к некоммерческим организациям (ст. 120 ГК РФ), это положение вполне к ним применимо. Отсюда следует вывод, что денежные средства, полученные на финансирование бюджетной (основной) деятельности учреждения, не учитываются при определении налогооблагаемой базы по НДС и, следовательно, не участвуют при расчете лимита выручки для получения права на освобождение от НДС по ст. 145 НК РФ. Значит, в расчет принимается выручка от реализации товаров (работ, услуг) в рамках разрешенной предпринимательской деятельности.

А если учреждение занимается предпринимательской деятельностью, облагаемой и не облагаемой НДС? Участвует ли в расчете выручка от реализации продукции, не облагаемой НДС? Положительный ответ на этот вопрос содержится в п.2.2. Методических рекомендаций по НДС: сумму выручки от реализации товаров (работ, услуг) для целей применения пункта 1 статьи 145 Кодекса следует определять в соответствии с учетной политикой для целей налогообложения, исходя из выручки от реализации как облагаемых (в том числе по налоговой ставке 0 процентов), так и необлагаемых товаров (работ, услуг), полученной в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами, в том числе от реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых не признается территория Российской Федерации (в соответствии со статьями 147 и 148 Кодекса).

В учетной политике для целей налогообложения организация должна закрепить метод определения налоговой базы. В соответствии со ст. 167 НК РФ налоговую базу по НДС можно определять двумя способами:

– по отгрузке (по мере предъявления покупателю расчетных документов – день отгрузки, передачи товаров, работ, услуг);

– по оплате (по мере поступления денежных средств – день оплаты отгруженных товаров).

Учетная политика формируется организацией до получения права на освобождение. Так, в нашем примере при расчете лимита выручки для получения права на освобождение от уплаты НДС должна участвовать выручка, полученная ДСШ в ноябре, декабре 2004 года и в январе 2005 года. Следовательно, в учреждении должен быть приказ об учетной политике для целей налогообложения на 2004–2005 годы. Наличие этого приказа имеет значение в том случае, если организация выбрала метод определения выручки по оплате. Если учреждение не указало, какой способ определения выручки оно будет использовать для целей исчисления и уплаты НДС, то выручка определяется по отгрузке (п. 12 ст. 167 НК РФ).

При расчете лимита выручки для получения права на освобождение от исполнения обязанности по уплате НДС не учитываются:

– суммы денежных средств, перечисленные в ст. 162 НК РФ, в частности авансы, полученные по предстоящую поставку продукции;

– операции по реализации товаров (работ, услуг) на безвозмездной основе;

– операции, приведенные в пп. 2, 3, 4 п. 1 и п. 2 ст. 146 НК РФ;

– операции, осуществляемые налоговыми агентами в соответствии со ст. 161 НК РФ.

НДС в период действия права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика

Особый интерес для организаций, которые на момент получения права на освобождение от уплаты НДС определяли выручку по оплате, представляет ситуация, когда плата за продукцию, отгруженную до получения данного права, поступила в период действия права на освобождение от исполнения налогоплательщиком обязанности по уплате НДС.

Пример 2.

Продолжим пример 1. Учетная политика ДСШ в 2004–2005 гг. – «по оплате». В феврале 2005 г. школа получила плату за услуги, оказанные в январе 2004 г. – 118 000 руб., в том числе НДС – 18 000 руб.

У бухгалтера ДСШ возникнут сразу два вопроса:

1. Учитываются ли полученные суммы при подсчете выручки за каждые три последовательных месяца?

2. Надо ли платить НДС с полученных сумм?

Ответим на них.

1. При подсчете выручки за каждые три последовательных календарных месяца учитывается выручка за продукцию, отгруженную в период действия освобождения. Другими словами, выручка в этом случае считается по отгрузке, и суммы, полученные за услуги, оказанные в декабре 2004 года, в расчет не включаются. Это следует из п. 5 ст. 145 НК РФ.

2. С полученной суммы надо заплатить НДС. Такое требование содержится в п. 2.10. Методических рекомендаций по НДС. С позицией налоговых органов трудно не согласиться. Дело в том, что НДС облагается реализация товаров, работ или услуг, то есть передача их покупателю. Так как организация в момент отгрузки являлась плательщиком НДС, у нее появился объект налогообложения и обязательство по уплате налога. При этом Налоговый кодекс не связывает возникновение этого обязательства с методом определения выручки для целей налогообложения, устанавливающим срок исполнения обязательства. В нашем примере он наступает в день получения оплаты, то есть в феврале 2005 года.

В бухгалтерском учете ДСШ в 2005 году на основании Плана счетов бюджетного учета оформляются следующие записи :

Дата Дебет Кредит Сумма, руб.
Февраль Поступила плата за услуги, оказанные в декабре 2004 года 2 210 02 130

Расчеты с ОФК по поступившим в бюджет доходам от рыночных продаж товаров, работ, услуг

2 205 03 660

Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от рыночных продаж товаров, работ, услуг

118 000
Февраль Перечислен в бюджет налог на добавленную стоимость 2 303 04 830

Уменьшение кредиторской задолженности по НДС

2 304 05 251

Расчеты с ОФК по перечислениям другим бюджетам

18 000

Не менее интересна ситуация, когда до использования права на освобождение от исполнения обязанности по уплате НДС организация на основании ст. 171, 172 НК РФ приняла к вычету НДС по товарам, работам, услугам (в том числе по основным средствам и нематериальным активам), приобретенным для осуществления операций, облагаемых налогом, но не использованных по назначению. Или, наоборот, в период действия указанного права суммы НДС по приобретенным товарам, работам, услугам учитывались в их стоимости, а после его утраты они были использованы для осуществления операций, облагаемых НДС.

Пример 3.

По данным бухгалтерского учета ДСШ по состоянию на 1 февраля 2005 г. на счетах учета материальных ценностей имелись остатки:

–25 000 руб. – на счете 2 105 05 000 «Прочие материальные запасы»;

– 8 000 руб. – на счете 2 101 06 000 «Производственный и хозяйственный инвентарь».

В мае 2005 г. ДСШ приобрела и оплатила 4 спортивных велосипеда на общую сумму 59 000 руб., в том числе НДС – 9 000 руб. Напомним, что ДСШ получила право на освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС 1 февраля 2005 г. и утратит его с 1 июля 2005 г.

По состоянию на 1 июля 2005 г. на счетах учета материальных ценностей будут числиться остатки:

– 8 000 руб. – на счете 2 101 06 000 «Производственный и хозяйственный инвентарь»;

– 59 000 руб. – на счете 2 101 05 000 «Транспортные средства».

По моему мнению, выход из описанной ситуации может быть следующим.

Во-первых, сумму НДС, относящуюся к остатку на 1 февраля 2005 года на счете «Прочие материальные запасы», ДСШ обязана восстановить в последнем налоговом периоде перед отправкой уведомления об использовании права на освобождение от НДС путем уменьшения налоговых вычетов (п. 8 ст. 145 НК РФ).Это право используется организацией с 1 февраля 2005 года, значит, последним периодом перед отправкой уведомления будет январь 2005 года. В налоговой декларации по НДС за январь 2005 года должны быть уменьшены налоговые вычеты (строка 310 «Сумма налога, предъявленная налогоплательщику и уплаченная им при приобретении на территории РФ товаров (работ, услуг))» на 4 500 руб. (25 000 руб. x 18%). На сумму восстановленного НДС надо увеличить стоимость прочих материальных запасов.

Во-вторых, необходимо определить остаточную стоимость основных средств, числящихся на счете 2 101 06 000 «Производственный и хозяйственный инвентарь». Допустим, что это гантели (5 шт.), каждая стоимостью 1 600 руб. Всего – 8 000 руб. По правилам бюджетного учета на основные средства стоимостью от 1 000 до 10 000 руб. амортизация начисляется в размере 100% при вводе их в эксплуатацию (п. 44 Инструкции № 70н). О том, что спортивный инвентарь был выдан, свидетельствует требование-накладная на гантели. Таким образом, остаточная стоимость спортивного инвентаря равна нулю.

По мнению автора, восстанавливать НДС не с чего. Налоговые органы могут не согласиться с такой позицией, так как прямых указаний на восстановление налога с остаточной стоимости основных средств относительно утраты права на освобождение от НДС Налоговый кодекс не содержит. В этом случае можно сослаться на Письмо Минфина РФ от 27.04.04 № 04-03-11/66, в котором говорится о необходимости восстановления НДС с остаточной стоимости основных средств при переходе на упрощенную систему налогообложения.

В-третьих, при утрате организацией права на освобождение от исполнения обязанности по уплате НДС сумма налога, относящаяся к основным средствам, приобретенным в период освобождения, принимается к вычету в порядке, установленном ст. 171, 172 НК РФ. Следуя логике вышеприведенных рассуждений, принимать к вычету НДС нужно в части, которая относится к остаточной стоимости.

В бюджетном учете срок полезного использования объектов основных средств определяется в соответствии с Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы. Начисление амортизации начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия объекта к бухгалтерскому учету и производится ежемесячно в размере 1/12 годовой суммы. (п. 39 – 41 Инструкции № 70н).

Согласно указанной классификации велосипеды относятся к третьей амортизационной группе со сроком полезного использования от трех до пяти лет. Установленный организацией срок эксплуатации велосипедов – три года. На учет они были поставлены в мае 2005 года. В июне бала начислена амортизация в сумме 1 639 руб. (59 000 руб. / 36 мес.). НДС, относящийся к остаточной стоимости, будет равен 8 750 руб. ((59 000 руб. -1639 руб.) / 118 % x 18 %)).На сумму НДС, поставленного к вычету, придется уменьшить стоимость велосипедов и пересчитать норму дальнейшей их амортизации.

В бухгалтерском учете ДСШ в 2005 году на основании Плана счетов бюджетного учета должны быть отражены следующие операции:

Дата

Особенности учета и отчетности НОУ

Ирина Стародубцева, аудитор-эксперт RosCo — Consulting & audit

Рассмотрим особенности бухгалтерского и налогового учета НОУ (негосударственное образовательное учреждение), состав и порядок представления отчетности.

НОУ представляет собой некоммерческую организацию, созданную собственником (гражданином или юридическим лицом) для оказания образовательных услуг (ст.9 Федерального закона от 12.01.1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», п.18 ст.2, п.4 ст.22 Федерального закона от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании» (далее по тексту – Закон №273-ФЗ)).

К образовательным организациям относятся некоммерческие организации, осуществляющие образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности на основании лицензии (п.18 ст.3 Закона №273-ФЗ).

Важно!

НОУ должны иметь в собственности или на ином законном основании имущество, необходимое для осуществления образовательной деятельности, а также иной предусмотренной уставами образовательных организаций деятельности (п.1 ст.102 Закона №273-ФЗ).

Образовательное учреждение вправе осуществлять образовательную деятельность за счет средств физических и (или) юридических лиц по договорам об оказании платных образовательных услуг (ст.101 Закона №273-ФЗ).

Как и любая НКО, НОУ вправе осуществлять предпринимательскую деятельность только для достижения целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям.

Как зарегистрировать НОУ?

Особенности бухгалтерского учета и отчетности учреждения

НОУ представляют налоговую, бухгалтерскую, пенсионную, статистическую отчетность в установленном порядке. Годовая бухгалтерская отчетность учреждения состоит из бухгалтерского баланса, отчета о целевом использовании денежных средств и отчета о финансовых результатах (п.2 ст.14 Закона №402-ФЗ, приказ Минфина РФ №66н, информация Минфина РФ «Об особенностях формирования бухгалтерской отчетности некоммерческих организаций» (ПЗ-1/2015)).

При этом учреждение как НКО самостоятельно определяет детализацию показателей по статьям отчетов. При формировании показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности учреждение должно исходить из требования существенности, то есть, если показатель существенный, то его нужно детализировать (информация Минфина РФ ПЗ-1/2015).

Кроме того, существует и специальная отчетность, которую должны формировать НКО. НОУ должны представлять в Минюст отчеты о деятельности и другую отчетность (п.32 Закона №7-ФЗ, рекомендации по заполнению приведены в Методических рекомендациях по заполнению, утв. приказом Минюста РФ от 17.03.2011 г. №81).

Льгота по налогу на прибыль

Cогласно ст.246 НК РФ НОУ признаются плательщиками налога на прибыль. При этом средства, полученные учреждениями на содержание и ведение уставной деятельности, не облагаются налогом на прибыль (п.1 пп.14 ст.251 НК РФ). При этом учреждением должен быть обеспечен раздельный учет таких средств и использование их в соответствии с условиями получения. По окончании налогового периода учреждение обязано представить в налоговый орган отчет о целевом использовании полученных средств (лист 07 декларации по налогу на прибыль).

Доход, полученный НОУ от оказания платных образовательных услуг, облагается налогом на прибыль в общеустановленном порядке (ст.249 НК РФ, письмо Минфина РФ от 24.06.2010 г. №03-03-04/63, постановление ФАС Поволжского округа от 12.12.2013 г. №А55-5909/2013, определение ВАС РФ от 09.04.2014 г. №ВАС-3384/14 — в передаче в Президиум ВАС было отказано).

Важно!

Образовательные учреждения вправе применять ставку 0 процентов по налогу на прибыль при выполнении условий, установленных ст.284.1 НК РФ. Применение 0 ставки возможно только в части видов образовательной деятельности, включенных в Перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 10.11.2011 г. №917.

Льгота по НДС

НОУ являются плательщиками НДС (за исключением учреждений, применяющих спецрежимы). Объектом налогообложения признаются операции по реализации товаров, продукции, работ и услуг (ст.146 НК РФ). При этом полученные НОУ целевые средства (вступительные и членские взносы, пожертвования и иные средства) не облагаются НДС в случае, если их получение не связано с реализацией товаров, работ, услуг (пп.1 п.1 ст.146 НК РФ).

При этом для НОУ предусмотрены льготы. Так, освобождены от налогообложения НДС услуги, оказываемые некоммерческими образовательными организациями по реализации общеобразовательных и (или) профессиональных образовательных программ (основных и (или) дополнительных), программ профессиональной подготовки, указанных в лицензии, или воспитательного процесса, а также дополнительных образовательных услуг, соответствующих уровню и направленности образовательных программ, указанных в лицензии, за исключением консультационных услуг, а также услуг по сдаче в аренду помещений (пп.14 п.2 ст.149 НК РФ, письмо ФНС РФ от 25.08.2015 г. №ГД-3-3/3230@).

Важно!

Освобождены от налогообложения НДС операции по реализации дополнительных образовательных услуг, в том числе семинаров, мастер-классов и лекций, без выдачи документа об образовании, в случае если указанные услуги соответствуют уровню и направленности образовательных программ, указанных в лицензии (письма Минфина РФ от 04.12.2015 г. №СД-4-3/21268@, от 05.12.2012 г. №03-07-07/127, от 01.11.2012 г. №03-07-07/112).

При этом если стоимость блокнотов, ручек и продуктов питания слушателям по условиям договора включена в стоимость семинаров, то НДС при оказании образовательных услуг не исчисляется (письмо Минфина РФ от 27.05.2015 г. №03-07-11/30461).

> Льготы по иным налогам

Налоговые льготы в части иных налогов на федеральном уровне для НКО не установлены. Однако такое право дано субъектам РФ.

Статья актуальна на 23.05.2016

Привет студент

Экономика образования «Бухгалтерский учет в образовательных учреждениях» (ОЗО 2 курс 4 семестр) Информатика Выполнила: Зюкова А.В. Проверила: Макуха Н.А. 2013 год Особенности бухгалтерского учета в образовательных учреждениях
Ответственность за организацию бухгалтерского учета, за соблюдение норм действующего законодательства при выполнении финансово-хозяйственных операций и хранение бухгалтерской документации несут руководители образовательных учреждений в соответствии с положениями Федерального закона РФ от 21.11.1996 №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (ст.6)1.
· В зависимости от объемов учетной работы руководители образовательных учреждений имеют право:
o организовать службу бухгалтерского учета в виде структурного подразделения, возглавляемого главным бухгалтером;
o ввести в штатное расписание учреждение необходимое количество должностей бухгалтерских работников;
o передать на условиях договора ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту;
o вести бухгалтерский учет лично.
В случае создания службы бухгалтерского учета в образовательном учреждении на главного бухгалтера возлагается ответственность за обеспечение соответствия проводимых финансово-хозяйственных операций действующему законодательству, контроль над движением имущества образовательного учреждения и выполнением различных обязательств учреждения. Главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю учреждения, несет ответственность за ведение бухгалтерского учета, а также своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности.
Требования главного бухгалтера по документальному оформлению хозяйственных операций и предоставлению в бухгалтерию необходимых документов и сведений обязательны для всех работников образовательного учреждения. Без подписи главного бухгалтера денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению.
В случае принятия решения руководителем образовательного учреждения о централизации бухгалтерского учета за руководителем обслуживаемого учреждения сохраняются права получателей.
· В частности, в пределах ассигнований, предусмотренных утвержденной распорядителем сметой доходов и расходов могут быть следующие права:
o получать в установленном порядке авансы на хозяйственные и другие нужды;
o разрешать выдачу авансов и заработной платы работникам учреждения;
o расходовать в соответствии с установленными нормами материалы, продукты питания и другие материальные ценности на нужды учреждения;
o утверждать авансовые отчеты подотчетных лиц, документы по инвентаризации, акты о списании пришедших в ветхость и негодность основных средств и других материальных ценностей в соответствии с действующим законодательством;
o решать другие вопросы, относящиеся к финансово-хозяйственной деятельности учреждения.
Централизованная бухгалтерия представляет руководителям обслуживаемых образовательных учреждений необходимые им сведения об исполнении смет доходов и расходов в сроки, установленные главным бухгалтером централизованной бухгалтерии по согласованию с руководителями этих учреждений.
В случае передачи ведения бухгалтерского учета образовательного учреждения по договору оказания услуг специализированной организации или специалисту по бухгалтерскому учету, выступающего в качестве предпринимателя без образования юридического лица, конкретные функции и обязанности сторон определяются условиями договора.
Требования главного бухгалтера или лица, выполняющие его функции в специализированной организации в части порядка оформления и представления в службу бухгалтерского учета или специализированную организацию необходимых документов и сведений являются обязательными для всех работников образовательного учреждения, а при централизации учета — для всех обслуживаемых учреждений.
Бухгалтерский учет в образовательном учреждении должен обеспечивать систематический контроль над ходом исполнения смет доходов и расходов, состоянием расчетов с юридическими и физическими лицами, сохранностью денежных средств и материальных ценностей. Бухгалтерский учет ведется образовательным учреждением непрерывно с момента его регистрации в качестве юридического лица до момента реорганизации или ликвидации в порядке, установленном действующим законодательством.
· Документами, обеспечивающими нормативно-законодательное регулирование бухгалтерского учета в образовательных учреждениях, являются:
o Гражданский кодекс Российской Федерации, первая и вторая части которого приняты Федеральными законами РФ от 30.11.1994 №51-ФЗ и от 26.01.1996 №14-ФЗ соответственно.
o Федеральный закон от 21.11.1996 г. №129-ФЗ «О бухгалтерском учете».
o Приказ Минфина РФ от 30.03.2001 №26н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01″2;
· а для государственных или муниципальных образовательных учреждений, финансируемых из средств бюджетов различных уровней ещё дополнительно:
o Бюджетная классификация, введенная Федеральным законом Российской Федерации от 15.08.1996 г. №115-ФЗ;
o Бюджетный кодекс Российской Федерации, принятый Федеральным законом РФ от 31.07.1998 №145-ФЗ, который введен в действие с 1 января 2000 года Федеральным законом РФ от 9.07.1999 №159-ФЗ3
o Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Министерства финансов Российской Федерации 25.05.1999 №38н4 (утратили силу с 01 января 2003 года в связи с выходом приказа Минфина РФ от 11 декабря 2002 года № 127н5);
o Инструкция по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, утвержденная приказом Минфина РФ от 30.12.1999 №107н;
o Изменения и дополнения в Инструкцию по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, введенные приказом Минфина РФ от 10.07.2000 № 65н6;
o Изменения и дополнения к Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина РФ от 25.05.1999 № 38н, введенные приказом Минфина РФ от 28.12.2001 №118н, продлившего срока действия выше упомянутых Указаний7 (утратили силу с 01 января 2003 года в связи с выходом приказа Минфина РФ от 11 декабря 2002 года № 127н);
o Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Министерства финансов Российской Федерации 11.12.2002 №127н8;
o Инструкция по бюджетному учету, утвержденная приказом Минфина РФ от 26.08.2004 № 70н9 введенной в действие с 1 января 2005 года.
Как видно из приведенной хронологии формирования и введения в действие нормативно-правовых актов, регулирующих систему бухгалтерского учета в бюджетных образовательных учреждениях различные изменения правил происходят в среднем 2 раза в течение календарного года, в то время как для негосударственных образовательных учреждений ситуация с правилами учета более стабильная. Учитывая необходимость ведения в образовательных учреждениях дополнительно еще и налогового учета с принятием части первой и части второй Налогового кодекса РФ Федеральными законами РФ от 31.07.1998 №146-ФЗ и от 05.08.2000 №117-ФЗ, то можно сделать некоторые выводы.
Рис.8.0.1.Основные задачи системы бухгалтерского учета образовательных учреждений
В первую очередь, заключение о том, что достаточно консервативная по своей природе система учета в государственных образовательных учреждениях находится в сфере непрерывных инновационных изменений, которые не всегда положительно сказываются на деятельности системы образования в целом. Задачи, решаемые при организации системы бухгалтерского учета в образовательных учреждениях, представлены на рисунке 8.0.1.
· Основными задачами бухгалтерского учета образовательных учреждений являются:
o формирование полной и достоверной информации о состоянии активов и обязательств образовательного учреждения, а также об имущественном положении и финансовых результатов его деятельности необходимой как для руководителей, учредителей и собственников имущества образовательного учреждения, так и для внешних инвесторов и другим пользователям финансовой отчетностью;
o обеспечение контроля над соответствием осуществляемых в ходе исполнения сметы доходов и расходов операций законодательству Российской Федерации, их целесообразностью, наличием и движением имущества, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;
o формирование необходимой отчетности для исполнительных органов власти, учредителей и собственников имущества;
o предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности образовательного учреждения и выявления внутрихозяйственных резервов обеспечения её финансовой устойчивости.
Формирование современных систем бухгалтерского учета в образовательных учреждениях основано на принципах и методологии, которые были закреплены в Положении о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, утвержденном более десятилетия назад приказом Минфина РФ от 20.03.1992 №1010. Это Положение к настоящему времени утратило силу в связи с выходом приказа Минфина РФ от 2612.1994 г № 17011, действие которого в свою очередь отменено в связи с выходом приказа Минфина РФ от 29.07.1998 г. № 34н12. Последнее Положение действует в настоящее время.
Содержание базовых принципов и методологии учета мы излагаем и приводим на рисунке 8.0.2. на основе использования материалов автора учебного пособия13, заслуживающего, на наш взгляд, серьезного внимания специалистов в области экономики образования, а также управленческого, финансового, бухгалтерского и налогового учета в образовательных учреждениях.
Рис. 8.0.2. Основные принципы бухгалтерского учета и отчетности образовательных учреждений
Под методом бухгалтерского учета принято понимать совокупность способов и приемов, обеспечивающих бухгалтерскому учету контрольные функции, функции анализа и управления хозяйственной деятельностью предприятия. Метод бухгалтерского учета имеет сложную структуру и состоит из ряда элементов, составляющих основу метода. Элементы метода бухгалтерского учета представлены на рисунке 8.0.3.
Рис.8.0.3. Структура и элементы метода бухгалтерского учета
Под документацией в методе бухгалтерского учета принято понимать письменное свидетельство о совершении хозяйственной операции, придающее юридическую силу данным бухгалтерского учета. Каждая хозяйственная операция, подлежащая отражению в бухгалтерском учете, должна быть оформлена документами. В документах дается описание совершенных операций их точное количественное выражение и денежная оценка. Достоверность сведений, приводимых в документах, подтверждается подписью лиц, ответственных за совершенные операции.
Текущее отражение хозяйственного имущества, обязательств и операций по качественно однородным признакам осуществляется способом группировки по счетам, с применением приема двойной записи.
Двойная запись это способ регистрации хозяйственных операций в счетах бухгалтерского учета. Особенность двойной записи заключается в том, что сумма каждой хозяйственной операции записывается в двух счетах — по дебету одного и кредиту другого счета. Двойная запись обеспечивает возможность контроля над правильностью отражения хозяйственных операций.
Основной принцип образования отдельного счета основан на однородности учитываемых объектов.
Если данные счёта дают возможность анализировать состояние дел организации в целом, то его называют синтетическим счетом. Однако часто требуются более подробные показатели и сведения. Для более детального учета применяются аналитические счета. Аналитические счета открываются в развитие каждого синтетического счета.
При учете также используются субсчета, которые являются промежуточными элементами между синтетическими и аналитическими счетами. Их назначение заключается в обеспечении дополнительной группировки некоторых аналитических счетов. Они используются при составлении отчетности и при анализе хозяйственной деятельности для получения обобщенных показателей в дополнение к информации, содержащейся на синтетических счетах. При проведении учета на синтетических счетах и на субсчетах применяется только денежный измеритель; а на аналитических счетах, — как трудовые, натуральные; так и денежный измерители.
Оценка представляет собой способ, с помощью которого хозяйственные средства получают денежное выражение. Оценка разнообразных хозяйственных средств каждого субъекта хозяйствования базируется на их фактической себестоимости. Этим достигается реальность и адекватность оценки.
Способ группировки затрат и определения себестоимости приобретенных материальных ценностей, изготовленной продукции, выполненных работ, оказанных услуг, применяемый при оценке и учете хозяйственных операций, называется калькуляцией.
Инвентаризация представляет собой проверку наличия числящегося на балансе предприятий, организаций и учреждений имущества, которая проводится путем подсчета, описания, взвешивания, взаимной сверки, оценки выявленных средств, и сравнения полученных данных с данными бухгалтерского учета. Инвентаризация проводится как в установленные плановые сроки, так и при смене материально ответственных лиц, а также по требованию аудиторов или следственных органов.
Схема учета хозяйственных операций на активных и пассивных счетах с применением приема двойной записи представлена на рисунке 8.0.4.
Рис. 8.0.4. Схема учета хозяйственных операций на активных и пассивных счетах с применением двойной записи
· Ещё в XV веке францисканским монахом Лукой Пачоли был описан метод, в соответствии с которым и сегодня осуществляется учет на бухгалтерских счетах. В соответствии с этим методом при учете используются несколько правил:
1. Любой счет, на котором осуществляется учет, делится на две части. Левая сторона счета условно называется дебет (лат. debet — он должен), правая — кредит (лат. credit — он верит).
2. Каждая хозяйственная операция записывается дважды: по дебету одного счета и кредиту другого (двойная запись). Сумма по дебету равна сумме по кредиту, т.е. сумма должна быть сбалансирована, поэтому баланс понимается как равновесие (фр. balance — весы). Если равенства дебетовой и кредитовой сумм нет, хозяйственная операция отражена неверно.
3. Исходя из основного бухгалтерского уравнения все счета делятся на активные (лат. aktivus — деятельный) и пассивные (лат. passivus — недеятельный).
4. Правила отражения движения средств на активных и пассивных счетах противоположны. На активном счете увеличение средств учитывается по его дебету, а уменьшение — по кредиту. На пассивном счете увеличение средств отражается по его кредиту, а уменьшение — по дебету. Остаток средств на счете по активному счету (сальдо счета) может быть только дебетовым, по пассивному — кредитовым.
На активных счетах учитываются средства образовательного учреждения, а на пассивных — источники средств. Для учета расчетов применяются активно-пассивные счета.
· По активно-пассивному счету сальдо может быть:
o дебетовым или кредитовым;
o одновременно дебетовым и кредитовым, т.е. развернутым.
Двойная запись, фиксирующая проведение хозяйственной операции и затрагивающая два счета, отражаясь по дебету одного из них и кредиту другого, называется простой проводкой. Если один счет дебетуется (кредитуется), а несколько других кредитуются (дебетуются), то осуществляется сложная проводка. Взаимосвязь между двумя и более счетами, отражающими совершённую хозяйственную операцию, называется корреспонденцией счетов. Говорят, что счета корреспондируют друг с другом или являются корреспондирующими.
· Объектами сплошного, непрерывного и документального бухгалтерского учета в образовательных учреждениях являются имущество, а также их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые в процессе деятельности, а именно:
o имущество, находящееся на балансе на правах оперативного управления или хозяйственного ведения учреждения;
o доходы и расходы бюджетов, доходы и расходы по внебюджетным средствам;
o бюджетные и внебюджетные средства на счетах в учреждениях Центрального банка Российской Федерации, на лицевых счетах в органах казначейства, в кредитных организациях;
o финансовые активы и обязательства учреждения;
o расчеты, возникающие в ходе исполнения бюджета;
o прочие хозяйственные операции, осуществляемые в процессе деятельности образовательного учреждения.
Совокупность объектов бухгалтерского учета в образовательных учреждениях и описание их особенностей приведены на рисунке 8.0.5
Рис.8.0.5. Объекты системы бухгалтерского учета хозяйственной деятельности образовательного учреждения
Приведем перечень совокупности объектов обеспечения хозяйственной деятельности образовательного учреждения, составляющих хозяйственные средства:
Основные средства это здания, машины, лабораторное и технологическое оборудование, транспортные средства, инвентарь, учебники и учебно-методические пособия. Они действуют и используются в хозяйственной деятельности образовательного учреждения длительное время, изнашиваются постепенно, что позволяет их стоимость включать в расходы производства продукции (организации образовательного процесса и оказания образовательных услуг) частями, по мере износа, через начисление амортизации.
Нематериальными активами являются различного рода права (на пользование землей, водой, недвижимостью, месторождениями природных ископаемых), патенты, изобретения, интеллектуальная собственность. Основные средства и нематериальные активы, как правило, используются больше одного года и изнашиваются постепенно.
Нормативный срок службы основных средств и нематериальных активов устанавливается государством в соответствии с их видами. Если в документе, подтверждающем наличие нематериального актива, не установлен его срок службы, то износ этого вида актива начисляется в течение десяти лет, начиная с даты его приобретения. В настоящее время ещё не решен на уровне нормативно-законодательного обеспечения ряд экономических проблем учета нематериальных активов образовательных учреждений, поскольку постановка на учет нематериального актива и отражение его в балансе образовательного учреждения в современных условиях приведет к определенному повышению уплачиваемых образовательным учреждением налогов.
Оборотные средства это сырье, материалы, топливо, комплектующие изделия, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы и другие объекты учета. Они используются в одном производственном цикле, поэтому их стоимость сразу относится в затраты образовательного учреждения. В состав данной группы включаются готовая продукция и незавершенное производство.
Денежные средства это наличные денежные средства в кассе образовательного учреждения, денежные средства на лицевых счетах в органах Казначейства, на расчетных счетах (рублевом, валютном) в банках, вложения в ценные бумаги (акции, облигации, сберегательные сертификаты, векселя).
Средства в расчетах это сумма долгов сторонних юридических и физических лиц, а также собственников и работников данного образовательного учреждения перед ним, т.е. дебиторская задолженность за произведенные работы, оказанные услуги, товары, по выданным авансам, полученным векселям, а также суммы денежных средств, числящиеся за подотчетными лицами.
Отвлеченные средства это средства, отвлекаемые бюджетом в форме налогов, а также средства, используемые на образование специальных фондов образовательного учреждения.
Хозяйственные средства (активы) образовательного учреждения для обеспечения деятельности формируются за счет различных источников (пассивов):
Собственные источники: уставный фонд (если таковой предусмотрен учредительными документами), амортизационный фонд, фонд развития образовательного учреждения, страховой фонд, фонд оплаты труда и др.
Заемные средства из временно привлеченных источников составляют кредиты банка, задолженность поставщикам, задолженность работникам (начисленная, но невыплаченная заработная плата), задолженность бюджету, социальному страхованию и прочим организациям и лицам.
Совокупность объектов бухгалтерского учета, определяющих состав хозяйственной деятельности образовательного учреждения, объединяет хозяйственные процессы и результаты деятельности.
В число хозяйственных процессов входят процесс заготовления, производства и реализации. Кроме того, к числу хозяйственных процессов могут быть отнесены процессы развития образовательной деятельности и совершенствования материальной базы образовательного процесса, реализуемого образовательным учреждением. Они совершаются одновременно и состоят из отдельных хозяйственных операций. Результатом процессов заготовления и производства может быть экономия или перерасход ресурсов, а процесса реализации — доход или убыток. Результатом процесса развития и совершенствования может быть стабилизация или повышение качества образовательных процессов (производственной деятельности), реализуемой образовательным учреждением.
Прибыль от деятельности образовательного учреждения представляет собой денежную сумму, на которую доходы организации превышают ее издержки (по реализации продукции, работ, услуг и по внереализационным операциям) за определенный учетный период, если они направляются не на развитие и совершенствование учебного процесса в данном образовательном учреждении в связи с реализацией его уставных задач.
Под хозяйственной операцией понимается отражение в бухгалтерском учете с помощью двойной записи (записи по дебету и кредиту корреспондирующих счетов) движения средств образовательного учреждения, которое осуществляется в денежной форме. Хозяйственной операцией является каждый совершившийся в деятельности образовательного учреждения документально оформленный факт.
Список литературы:
1. http://www.ido.rudn.ru/open/econom/8.htm
2. Экономика и финансы в СОО. Тема 8
Скачать: У вас нет доступа к скачиванию файлов с нашего сервера.