Налогообложение субсидий на возмещение затрат

Содержание

Обзор документа

Письмо Минфина России от 15 апреля 2016 г. N 02-01-11/21926 Об учете денежных средств в виде субсидий, получаемых налогоплательщиком из бюджетов бюджетной системы РФ на возмещение затрат по приобретению товаров (работ, услуг), для целей налогообложения

2 июня 2016

Департамент бюджетной методологии Министерства финансов Российской Федерации (далее — Департамент) рассмотрел в пределах своей компетенции обращение о разъяснении применения положений пункта 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее — Бюджетного кодекса), и сообщает.

В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.

Согласно подпунктам 1 и 2 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг, должны определять категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц — производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий (далее — получатели субсидий), а также цели, условия и порядок предоставления субсидий.

Учитывая изложенное, указанные субсидии предоставляются на определенные цели, и переуступка прав по ним получателем субсидии в пользу третьих лиц невозможна.

Согласно положениям статьи 78 Бюджетного кодекса при предоставлении субсидий получателям субсидий обязательным условием их предоставления, включаемым в договоры (соглашения) о предоставлении субсидий, является согласие их получателей (за исключением государственных (муниципальных) унитарных предприятий, хозяйственных товариществ и обществ с участием публично-правовых образований в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческих организаций с участием таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах) на осуществление главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставившим субсидии, и органами государственного (муниципального) финансового контроля проверок соблюдения получателями субсидий условий, целей и порядка их предоставления.

Аналогичная норма содержится в подпункте «а» пункта 24 постановления Правительства Российской Федерации от 28.12.2015 N 1456 «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2016 год» (далее — Постановление).

Кроме того, подпунктом «а» пункта 24 Постановления предусматривается, что в соглашение (договор) о предоставлении субсидии включаются также порядок и сроки представления отчетности об осуществлении расходов, источником финансового обеспечения которых является субсидия, установленные главным распорядителем средств федерального бюджета по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации. Аналогичные нормы также могут быть установлены на уровне субъекта Российской Федерации (муниципального образования) в нормативных правовых актах, (муниципальных правовых актах), определяющих правила предоставления субсидий.

По вопросу включения денежных средств, получаемых коммерческой организацией в качестве субсидии на возмещение недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в налогооблагаемую базу по налогу на добавленную стоимость и налогу на прибыль необходимо отметить следующее.

Согласно пункту 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Налоговый кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 162 Налогового кодекса налоговая база по налогу на добавленную стоимость увеличивается на суммы денежных средств, полученных в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг). Денежные средства, не связанные с оплатой товаров (работ, услуг), подлежащих налогообложению налогом на добавленную стоимость, в налоговую базу не включаются.

Таким образом, денежные средства в виде субсидий, получаемые налогоплательщиком из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на возмещение затрат по приобретению товаров (работ, услуг), в налоговую базу не включаются, поскольку указанные денежные средства не связаны с оплатой реализуемых этим налогоплательщиком товаров (работ, услуг).

При этом следует отметить, что в случае оплаты указанных товаров (работ, услуг) за счет средств, выделенных из федерального бюджета, суммы налога на добавленную стоимость вычету не подлежат, поскольку принятие к вычету (возмещению) налога, оплаченного за счет средств федерального бюджета, приведет к повторному возмещению налога из бюджета. Поэтому суммы налога на добавленную стоимость, ранее принятые к вычету по таким товарам (работам, услугам), следует восстановить на основании подпункта 6 пункта 3 статьи 170 Налогового кодекса.

В случае если субсидии получены налогоплательщиком в качестве оплаты реализуемых этим налогоплательщиком товаров (работ, услуг), подлежащих налогообложению, то налог на добавленную стоимость в отношении таких субсидий исчисляется в общеустановленном порядке.

Что касается налога на прибыль организаций, то в соответствии с положениями статьи 41 Налогового кодекса, закрепляющей принципы определения доходов, доходом для целей главы 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить в соответствии с данной главой Налогового кодекса.

Согласно пункту 1 статьи 248 Налогового кодекса к доходам относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав (далее — доходы от реализации) и внереализационные доходы.

Доходы определяются на основании первичных документов и других документов, подтверждающих полученные налогоплательщиком доходы, и документов налогового учета.

Положениями статьи 249 Налогового кодекса установлено, что в целях главы 25 Налогового кодекса доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав.

Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.

Внереализационными доходами признаются доходы, не указанные в статье 249 Налогового кодекса (статья 250 Налогового кодекса).

Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль, поименованы в статье 251 Налогового кодекса. Перечень таких доходов является исчерпывающим. Субсидии, полученные коммерческими организациями в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в статье 251 Налогового кодекса не поименованы, следовательно учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в общеустановленном порядке.

Дата признания доходов в виде субсидий, полученных организациями, определяется в соответствии с пунктом 4.1 статьи 271 Налогового кодекса.

Директор Департамента С.В. Романов

Обзор документа

В силу БК РФ субсидии юрлицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), ИП, а также физлицам — производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за некоторым исключением), выполнением работ, оказанием услуг.

Указанные субсидии предоставляются на определенные цели. Переуступка прав по ним получателем субсидии в пользу третьих лиц не возможна.

Денежные средства в виде субсидий, получаемые налогоплательщиком из бюджетов бюджетной системы на возмещение затрат по приобретению товаров (работ, услуг), в налоговую базу по НДС не включаются, поскольку указанные средства не связаны с оплатой реализуемых товаров (работ, услуг).

При этом в случае оплаты указанных товаров (работ, услуг) за счет средств, выделенных из федерального бюджета, суммы НДС вычету не подлежат. Поэтому суммы НДС, ранее принятые к вычету, следует восстановить.

Если субсидии получены налогоплательщиком в качестве оплаты реализуемых им товаров (работ, услуг), подлежащих налогообложению, то НДС в отношении таких субсидий исчисляется в общеустановленном порядке.

Субсидии, полученные коммерческими организациями в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль в общеустановленном порядке.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Налогообложение и бухучет полученных субсидий

Главная → Бухгалтерские статьи

Статья из журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» актуальна на 21 декабря 2012 г.

Содержание журнала № 1 за 2013 г.На вопросы отвечала Е.А. Шаронова, экономист

Налогообложение полученных субсидий различается в зависимости от их целевого назначения. А назначение субсидий может быть разное — на возмещение части недополученных доходов, на частичное возмещение затрат, на погашение убытков прошлых лет, на развитие собственного дела по государственным программам поддержки субъектов малого и среднего бизнеса. Если вы получали субсидии, то ищите свою ситуацию и рекомендации, как надо поступать.

С полученных субсидий НДС платить не надо

С.В. Крутских, г. Калининград

Муниципальное казенное предприятие (МКП) перевозит пассажиров по городу транспортом общего пользования и не платит с этих услуг НДСподп. 7 п. 2 ст. 149 НК РФ. При этом МКП получает из городского бюджета следующие виды субсидий на:

  • компенсацию разницы в цене билетов для льготников;
  • частичное возмещение затрат в связи с оказанием услуг по перевозке пассажиров электрическим и автомобильным транспортом;
  • погашение убытков прошлых лет.

Какие из этих субсидий включаются в облагаемую базу по НДС?

: Все указанные в вопросе субсидии не облагаются НДС.

Первая субсидия представляет собой компенсацию недополученных МКП доходов, которые возникают из-за оказания услуг по льготным тарифамп. 1.2 Порядка предоставления субсидий, утв. Постановлением администрации городского округа «Город Калининград» от 06.02.2012 № 153; п. 2.1 Порядка предоставления субсидий, утв. Постановлением администрации городского округа «Город Калининград» от 16.04.2012 № 554. И в НК прямо сказано, что не учитываются при определении налоговой базы субсидии, которые организация получает из бюджета (в том числе и городского) в связи с тем, что она оказывает отдельным потребителям услуги по льготным ценамп. 2 ст. 154 НК РФ.

Две другие субсидии — на возмещение затрат и на погашение убытков, возникших из-за применения льготных цен, также не включаются в базу по НДС, поскольку их получение не связано с расчетами по оплате реализованных товаров (работ, услуг)подп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ.

Такой позиции придерживаются и МинфинПисьма Минфина от 06.03.2012 № 03-07-11/64, от 07.05.2008 № 03-07-11/175, и судыПостановления Президиума ВАС от 08.02.2005 № 11708/04; ФАС ДВО от 03.03.2011 № Ф03-15/2011; ФАС УО от 18.09.2012 № Ф09-8226/2012; ФАС СКО от 17.02.2012 № А22-933/2011, от 15.02.2012 № А22-926/2011; ФАС ЦО от 30.05.2012 № 36-3283/2011; ФАС ВВО от 11.02.2010 № А29-4039/2009; ФАС ПО от 28.06.2010 № А55-30676/2009.

А представитель ФНС предлагает другое обоснование для невключения всех указанных вами субсидий в объект обложения НДС.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

ДУМИНСКАЯ Ольга Сергеевна Советник государственной гражданской службы РФ 2 класса

“Поскольку предприятие оказывает услуги по перевозке пассажиров и использует льготу по подп. 7 п. 2 ст. 149 НК РФ, все средства, поступающие из городского бюджета в виде компенсаций и частичного возмещения затрат, НДС не облагаются. Ведь предприятие получает их в рамках своей деятельности — перевозки пассажиров по установленным тарифам”.

По субсидиям на проценты НДС восстанавливать не нужно

О.Г. Володкина, г. Ростов-на-Дону

Организация на основании Постановления администрации Ростовской области от 13.05.2009 № 220 получала из федерального бюджета субсидию на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным для закупки сельхозсырья для первичной и промышленной переработки.
Нужно ли восстанавливать НДС и если да, то как это сделать?

: Восстанавливать НДС, ранее принятый к вычету по сельхозсырью, вы не должны. Ведь эта обязанность возникает только при получении из федерального бюджета субсидий «на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров»подп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ.

Если бы вы получали из бюджета субсидию на возмещение затрат по погашению самого кредита (основного долга), тогда у вас была бы обязанность восстановить НДС по сельхозсырью, приобретенному за счет этого кредита. Ведь в этом случае это сырье было бы оплачено за счет бюджетных средств.

Вы же получаете из бюджета субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитуприложение № 4 к Постановлению администрации Ростовской области от 13.05.2009 № 220 (утратило силу); Постановление Правительства Ростовской области от 13.01.2012 № 9. А кредит вы гасите из своих средств. Так что на приобретение сельхозсырья вы потратили свои деньги, а не бюджетные.

С субсидии на компенсацию недополученных доходов нужно платить налог на прибыль

Ю.А. Барышникова, г. Тула

Наша транспортная организация получает из бюджета Тульской области субсидии на возмещение части недополученных доходов в связи с перевозкой по регулярным маршрутам (с посадкой и высадкой только в установленных остановочных пунктах) льготных категорий пассажиров (пенсионеров, студентов, детей-сирот и др.).
Надо ли полученную субсидию отражать на счете 86 «Целевое финансирование»? Какая сумма дохода учитывается в целях налогообложения прибыли?

: Из действующего в вашей области Порядка предоставления субсидий следует, что ваша организация получает субсидию из областного бюджета в месяце, следующем за месяцем оказания услуг. Для этого вы ежемесячно представляете в министерство транспорта и дорожного хозяйства Тульской области отчеты о количестве реализованных единых месячных проездных билетов льготным категориям жителей Тульской области и детям-сиротампп. 5—8 Порядка предоставления субсидий из бюджета Тульской области транспортным организациям… — приложение № 2 к Постановлению Правительства Тульской области от 05.05.2012 № 173. На основании этих данных вы и определяете сумму недополученных доходов.

В бухгалтерском учете операции, связанные с получением субсидии и ее расходованием, не нужно отражать по счету 86 «Целевое финансирование». Более того, это даже неправильно, поскольку в ПБУ 13/2000 прямо написано, что оно не применяется в отношении экономической выгоды, связанной с госрегулированием цен и тарифовп. 3 ПБУ 13/2000.

Полученная из бюджета субсидия — это оплата за оказанные услуги по перевозке с той лишь разницей, что деньги вы получаете не от пассажиров-льготников, а от государства. А выручка — это стоимость перевозки всех пассажиров (и обычных, и льготников) за каждый месяцпп. 5, 6 ПБУ 9/99; Письмо Минфина от 06.09.2007 № 03-07-11/389. И отражается выручка в бухучете по методу начисленияпп. 6, 12 ПБУ 9/99.

Для наглядности приведем пример. Допустим, что общая выручка от перевозки всех пассажиров по регулярным маршрутам — 250 000 руб., в том числе от льготников — 100 000 руб. Из бюджета получена субсидия 100 000 руб. В бухучете надо сделать такие записи.

Дт Кт Сумма, руб.
На последний день месяца
Отражена выручка от пассажиров-нельготников 50 «Касса» 90 «Продажи», субсчет 1 «Выручка» 150 000
Отражена выручка от пассажиров-льготников 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Расчеты с министерством транспорта» 90, субсчет 1 «Выручка» 100 000
На день получения субсидии
Получена из бюджета субсидия 51 «Расчетные счета» 76, субсчет «Расчеты с министерством транспорта» 100 000

В налоговом учете в составе выручки надо отразить стоимость услуг по перевозке всех пассажиров (и обычных, и льготников) по регулярным маршрутам (в нашем примере — 250 000 руб.)пп. 1, 2 ст. 249 НК РФ.

Возмещение прошлогодних затрат надо включить в доходы

Г.М. Ахазова, г. Новочебоксарск

Организация, занимающаяся инновационной деятельностью, получила субсидию как субъект малого предпринимательства в соответствии с Порядком, утвержденным Постановлением Кабинета министров Чувашской Республики от 24.09.2010 № 320. Эта субсидия получена из регионального бюджета на возмещение части затрат (в том числе и на приобретение амортизируемого имущества), произведенных за 2 предыдущих года.
Организация применяет общий режим налогообложения. Включается ли субсидия в налогооблагаемый доход? Надо ли восстанавливать НДС по возмещенным затратам?

: Для субсидий, полученных на развитие бизнесастатьи 17, 22 Закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ, гл. 25 НК предусмотрен льготный порядок налогообложения. Он заключается в том, что полученная субсидия в течение 2 календарных лет со дня получения включается в доходы на ту же дату, на которую учитываются расходы, произведенные за счет этой субсидии и в сумме этих расходовп. 4.3 ст. 271 НК РФ. Двухлетнее ограничение не распространяется на случаи приобретения амортизируемого имущества. Потраченную на его покупку субсидию надо учитывать в доходах в течение всего срока начисления амортизации по этому имуществу — ежемесячно в сумме начисленной амортизациип. 4.3 ст. 271, пп. 1, 3, 5 ст. 259.1 НК РФ. В то же время рассмотренный льготный порядок налогообложения работает, только если субсидия получена на предстоящие расходы. То есть сначала получили субсидию, а потом стали ее тратить.

В вашем же случае вы сначала израсходовали свои деньги, а потом вам бюджет частично возместил расходы. Как указано в Порядке, на основании которого вам предоставлена субсидия, деньги из бюджета предоставляются единовременно на основании документов, подтверждающих расходы, за 2 предыдущих годап. 6, подп. 13 п. 9 Порядка, утв. Постановлением Кабинета министров Чувашской Республики от 24.09.2010 № 320. Так что вам придется включить во внереализационные доходы субсидию в полной сумме на дату полученияст. 250, п. 4 ст. 271 НК РФ. По сути, налог с этой операции у вас получается нулевой. Ведь в предыдущих годах вы уже учли эти расходы в целях налогообложения.

А вот входной НДС, относящийся к затратам, частично возмещенным вашей организации из республиканского бюджета, восстанавливать не нужно. Ведь в гл. 21 НК четко сказано, что восстанавливать НДС надо при получении субсидии только из федерального бюджетаподп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ. И Минфин уже выпустил несколько Писем на этот счетПисьма Минфина от 30.10.2012 № 03-07-11/462, от 23.03.2012 № 03-07-11/78.

Субсидия учитывается при расчете минимального налога

С.Г. Сафронов, г. Ульяновск

В сентябре зарегистрировался предпринимателем, применяю 15%-ю упрощенку. В октябре получил от центра занятости субсидию на себя (58 800 руб.) и на создание трех рабочих мест (176 400 руб.) — всего 235 200 руб. Сейчас я только все трачу (оплатил аренду за 3 месяца, купил оборудование и др.). Доходов пока нет.
Я правильно понимаю, что, если у меня по итогам года будет убыток, я не буду платить налог в бюджет? Я ведь потратил субсидию только на то, что согласовано с центром занятости.

: Нет, вы понимаете неправильно. Дело в том, что упрощенцы с объектом «доходы минус расходы» платят минимальный налог, еслип. 6 ст. 346.18 НК РФ:

  • <или>по итогам года получен убыток;
  • <или>сумма исчисленного за год налога при УСНО ((доход – расход) х 15%) окажется меньше суммы минимального налога.

Сумма минимального налога рассчитывается так: доходы за год х 1%.

При этом доходами у упрощенца являются как выручка от реализации, так и внереализационные доходы, к которым как раз и относится полученная субсидияст. 250, п. 1 ст. 346.15 НК РФ; Письмо ФНС от 21.06.2011 № ЕД-4-3/9835@. И тот факт, что вы ее тратите строго по согласованию с центром занятости, значения не имеет.

Так что если вы всю субсидию до конца года израсходуете, а доходов у вас не будет, вам придется заплатить в бюджет 2352 руб. (235 200 руб. х x 1%). Причем эту сумму вы сможете включить в расходы по итогам следующего, 2013 г.пп. 6, 7 ст. 346.18 НК РФ

При получении субсидии вмененщику надо подать декларацию по ОСНО

И.Н. Плотников, г. Щербинка, Московская обл.

Я предприниматель, оказываю населению фотоуслуги, поэтому плачу ЕНВД. В сентябре получил субсидию от центра занятости на открытие своего дела. Сейчас уже всю потратил.
За III квартал представил в налоговую инспекцию декларацию по ЕНВД и заплатил налог. Но там меня предупредили, что когда буду сдавать декларацию по ЕНВД за IV квартал, то нужно сдать еще и декларацию по НДФЛ. Потому что им пришла информация из центра занятости, что я получал субсидию. А это уже доход не по «вмененной» деятельности.
Я ничего не понимаю, вот это помощь малому бизнесу? Мне что, еще и НДФЛ придется платить?

: Не переживайте, НДФЛ вам платить не придется. Проблема в том, что ФНС и Минфин считают: в рамках «вмененной» деятельности можно учесть только субсидии, полученные на возмещение недополученных доходов в связи с реализацией товаров (работ, услуг) по регулируемым ценам. Если же плательщик ЕНВД получает субсидию на развитие бизнеса, то, по мнению контролирующих органов, ее нельзя учесть как доход от «вмененной» деятельности, даже если она полностью израсходована на эту деятельность. А значит, эта субсидия должна облагаться налогами в рамках или общего режима, или УСНОПисьма Минфина от 17.01.2012 № 03-11-11/3; ФНС от 21.06.2011 № ЕД-4-3/9835@.

Но при этом по нормам гл. 23 НК РФ доход в виде субсидии облагается в особом порядке: по мере использования субсидия одновременно отражается в доходах и расходах на дату произведения расходап. 3 ст. 223 НК РФ. А при приобретении амортизируемого имущества израсходованную на его покупку субсидию надо учитывать в доходах в течение всего срока начисления амортизации по этому имуществу — ежемесячно в сумме начисленной амортизациип. 3 ст. 223, пп. 1, 3, 5 ст. 259.1 НК РФ. Так что если вы всю субсидию в 2012 г. истратили, то НДФЛ вам платить не нужноПисьмо Минфина от 17.01.2012 № 03-11-11/3.

Таким образом, по итогам 2012 г. вам, кроме декларации по ЕНВД за IV квартал, придется подать декларацию 3-НДФЛ и отразить в ней потраченную сумму субсидии и в расходах, и в доходах. В результате налоговая база будет равна нулю и НДФЛ не нужно будет платить.

Но учтите один момент. Чтобы доказать целевое использование субсидии, вам необходимо вести учет расходов, произведенных за счет субсидии. При этом записывать расходы, оплаченные за счет субсидии, вы можете в любой удобной форме. Если хотите, то можете это делать в Книге учета доходов и расходов и хозяйственных операций, разработанной Минфином для предпринимателей, применяющих общий режим налогообложенияутв. Приказом Минфина № 86н, МНС № БГ-3-04/430 от 13.08.2002.

Другие статьи журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» на тему «НДС — начисление / вычет / возмещение»:

2019 г.

2018 г.

  1. Безопасная доля вычетов по НДС, № 6
  2. Сложные налоговые разрывы по НДС, № 24
  3. Разъяснения ФНС о переходе на 20%-й НДС, № 22
  4. Новости от Минфина про вычет НДС, № 20
  5. Готовимся к новой ставке НДС, № 19 НДС по сделкам, переходящим на 2019 год, № 19
  6. Решаем задачки по НДС-вычетам, № 14
  7. НДС-декларация: после сдачи, № 10

2017 г.

  1. По следам НДС-декларации, № 8
  2. Обновленная декларация по НДС, № 6
  3. Характерные НДС-ошибки, № 24
  4. НДС-регистры бывшего упрощенца, № 23
  5. НДС: вычеты, авансы, возвраты, № 21
  6. Готовимся к сдаче НДС-декларации, № 20
  7. Как подавать пояснения к НДС-декларации, № 19
  8. Новые правила для НДС-документации, № 18
  9. Июльские НДС-новшества, № 13
  10. Спорные вопросы по НДС, № 11 Исправляем НДС-ошибки, № 11

ИНДЕКСЫ Ваше местоположение определено правильно?, изменить Москва Индекс
потребительских
цен

Используется
для индексации зарплаты

0.5% ноябрь 2018 г. МРОТ
по регионам

Используется для
регулирования зарплаты

18 781

Примечание

История

Ставка
рефинансирования

Используется для
расчёта отдельных показателей

7.75%

История

РАБОЧИЙ СТОЛ БУХГАЛТЕРА ОПРОС Хотели бы вы открыть свое дело?

Нет, свой бизнес – это слишком рискованно
Да, но мне не хватает знаний
Хочу открыть свое дело, зарегистрировав организацию
Хочу открыть свое дело, зарегистрировав ИП
Хочу открыть свое дело, но как самозанятый
У меня уже свое дело

«ГЛАВНАЯ КНИГА»
РЕКОМЕНДУЕТ БЛИЖАЙШИЕ БУХГАЛТЕРСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ Информации о мероприятиях в данный момент нет

Субсидия: помощь малоимущим или грандиозная афера?

Опубликовано: 22 Май, 2015

В связи с астрономическими расценками на коммунальные услуги правительство настойчиво призывает нас оформлять субсидии и убеждает, что это чуть ли не единственное спасение от взлетевших тарифов.

Для «спасения» нуждающихся государство готово раскошелиться на 24,5 млрд. грн. Сумма, сама по себе, огромная за всю 20-летнюю историю субсидирования услуг ЖКХ. Но что кроется за таким широким жестом государства?

На Днепропетровщине бум на субсидии

В Днепропетровской области, по данным Главного управления статистики, субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг на конец марта получали 131 тыс.279 семей. По этому показателю область лидирует в Украине, уступая только Харьковской (116 тыс.543 семей). На сайте Днепропетровской облгосадминистрации можно получить всю необходимую информации о процедуре оформления. Если с начала года претенденты на субсидию особо не активничали, то начиная с середины апреля в Днепропетровске и области – бум на оформление субсидии.

Количество желающих получить скидку от государства с каждой неделей возрастает вдвое – рапортуют в департаменте социальной защиты населения Днепропетровской облгосадминистрации.

«За первую неделю с момента рассылки бланков заявления и декларации управления соцзащиты Днепропетровщины получили около 3 тысяч пакетов документов, по итогам второй недели — до 7 тысяч, а по итогам трех недель — почти 16 тысяч», — сообщила журналистам начальник отдела персонификации и расчетов по льготам и субсидиям департамента соцзащиты населения Александра Довидовская.

Только за последнюю майскую неделю заявки на оформление субсидии поступили от 10 тысяч претендентов, и сегодня в области в общей сложности подано уже 38,7 тыс. заявок, из них 8 тыс. – в Днепропетровске.

По мнению Александры Довидовской, количество желающих оформить субсидию будет только возрастать – новые правила получения такой госпомощи снимают практически все ограничения, и претендовать на нее могут не только малообеспеченные, но и далеко не бедные люди. Однако член совета Лиги аудиторов Украины Михаил Крапивко считает, что рост заявок – это только на первых порах, пока население не разобралось, в какую игру под названием «субсидия» его вовлекают.

«Безусловно, шок от платежек за коммунальные услуги заставит многих обратиться за субсидией, и, конечно, какой-то части семей такая поддержка поможет справиться с новыми тарифами, но большинство граждан об этом пожалеют, — говорит Михаил Крапивко. – Единственные, кто останутся в «шоколаде», — это коммунальные предприятия-монополисты, предоставляющие услуги ЖКХ».

В чем же коварство нового порядка субсидирования?

Риски для граждан

Эксперты предупреждают: новая система оформления субсидии содержит ряд ловушек для граждан и необходимо сто раз подумать, прежде чем ринуться за скидкой от государства. Не стоит безоговорочно радоваться отмене всех ограничений, из-за которых ранее отказывали в субсидии. Наличие двух квартир, машин, «средних» зарплат, безработный в доме — все это теперь не причина для отказа. Главное – не забыть указать в декларации информацию обо всех официальных и неофициальных доходах, включая всевозможные денежные выплаты вплоть до стипендий и процентов по депозитам.

Между тем отмена всех ограничений, говорит глава отраслевого совета участников рынка недвижимости в Днепропетровской области Сергей Логутенко, и должна в первую очередь насторожить граждан.

Подумайте сами: с чего бы это государству отменять все ограничения и раздавать субсидии всем желающим? Да еще и по неожиданному принципу: утром стулья – вечером деньги? Получается, что сначала назначат субсидию, выудив из вас все данные, а уже потом будут определять, у кого есть на это право.

«Заставляя нас добросовестно афишировать свои персональные данные и все источники доходов, чиновники хотят установить контроль над нашим имущественным и финансовым состоянием. Это значит, что информация попадет во все госреестры, а налоговики не заставят себя долго ждать. В частности, за предоставлением права на субсидию гражданам, арендующим жилье, вряд ли кроется забота о квартиросъемщиках – скорее всего, государство хочет «прощупать» рынок аренды и заставить арендодателей платить налоги. Не исключено, что квартиросъемщик может без злого умысла приложить к заявлению договор аренды, и тем самым подложить свинью арендодателю, не желающему делиться доходами с государством. Спору нет, днепропетровский рынок аренды давно нуждается в легализации, но вот делать это нужно более корректными методами», — рассказал Сергей Логутенко.

Но это еще не все. Настоящим капканом для граждан станет заполнение декларации. Заявителю нужно учесть буквально все виды доходов, полученных за прошлый год. В случае же неполной либо недостоверной информации о доходах и расходах гражданам грозят серьезные штрафы. Если после обязательной проверки окажется, что данные не соответствуют действительности – назначенную субсидию придется вернуть в двойном размере. И неважно, сделали вы ошибку по неведению или по досадной оплошности – деньги все равно с вас возьмут.

«Наши власти захотели очень хорошо заработать на гражданах. Получается, что бюджет, ничего не потратив, может смело приплюсовать себе сумму субсидий в доходную часть. Заставляя нас играть по-честному, государство само играет не по правилам», – отметил Михаил Крапивко.

Новый порядок оформления субсидии будет способствовать делу прикарманивания бюджетных средств на всех уровнях, считает адвокат Александр Круглов. Ведь старые коррупционные схемы никто не отменял. В частности, субсидии могут начисляться на «мертвых душ» — зарегистрированных в квартире, но временно не проживающих, пропавших без вести и т. д.

«Деньги, выделяемые на субсидию, пойдут на счета обслуживающих коммунальных предприятий, а потом будут выводиться всевозможными способами и распределяться между «своими людьми». Казус в том, что у государства нет права забирать с этих счетов деньги даже в судебном порядке. Деньги могут быть взысканы только с субъекта, но попробуй его найти. Решение суда попадает в исполнительную службу, поскольку никем не будет обжаловано, и через 3- 6 месяцев дело просто прекращается», – пояснил адвокат.

По мнению экспертов, самый главный тайный смыл, который стоит за субсидией, – собрать как можно больше заявок от доверчивых граждан. Ведь это дает право правительству получить из бюджета огромную сумму государственных денег в свое распоряжение и направить их в «нужном направлении».

Кому это выгодно?

Правительство заявляет, что намерено потратить на новую систему субсидий 24,5 млрд.грн. Сумма, скажем прямо, беспрецедентная, по сравнению с прошлыми годами. Но куда пойдут эти деньги и скольким семьям они помогут справиться с космически возросшими тарифами?

Весь фокус в том, говорит Михаил Крапивко, что субсидии назначаются заявителям, но этих денег люди все равно не увидят и не подержат в руках.

«Вопреки требованию МВФ, субсидии не стали адресными. Они прямиком поступают на счета предприятий-монополистов, поставляющих газ, электроэнергию, тепло, воду. По сути, это перекачивание денег из бюджета поставщикам под видом спасения граждан от возросших тарифов, которые же и взвинтили сами поставщики», — рассказал Михаил Крапивко.

При этом никто не объясняет, откуда взялись новые расценки, так же, как никто не пресекает тарифные махинации и никто не собирается убирать с рынка монополистов, диктующих эти самые завышенные тарифы.

«Так, по данным НАК «Нафтогаз Украины», средневзвешенная цена на природный газ в апреле выросла в 3,5 раза. А согласно официальному сообщению Государственной службы статистики за апрель 2015 года, цены на газ для населения выросли в 5,5 раза – до 7,2 грн. за 1 куб.м. Куда дели разницу? Вопрос остается без ответа», — говорит директор Украинского аналитического центра Александр Охрименко.

Никто также не объясняет, почему тарифы на газ для населения установлены на основе цены импортируемого газа, который значительно дороже отечественного. Но даже если брать в расчет импортируемый газ стоимостью $248, или 5,8 тыс. грн. за 1 тыс. куб, то почему для населения он идет по цене 7,2 тыс. грн. за 1 куб. м?

Между тем, по данным ПАО «Днепропетровскгаз», отечественный газ, стоимость которого составляет всего 1590 грн. за 1 тыс. куб (цена, по которой ПАО «Укргазвидобування» реализует газ НАК «Нафтогаз Украины»), может покрыть львиную долю газа, потребляемого населением. А если учесть, что на Днепропетровщине за 1 квартал этого года объемы потребление газа уменьшились на 13,5%, или на 112 млн. куб (больше всего сократило потребление население – на 70 млн. куб), то также возникает вопрос: почему это не повод снизить тарифы и почему людям не вернули переплаченные деньги?

«Высокие тарифы нам объясняют требованием МВФ. Но МВФ советовал сначала ликвидировать монополию на рынке ЖКХ, а потом уже поднимать тарифы, — рассказал Александр Охрименко. – У нас же сделали по-другому: оставили на рынке монополиста (шикарная кормушка для любой власти) и взвинтили цены в несколько раз. В Днепропетровске есть Днепрооблэнерго, есть Днепроблгаз, есть Днепрводоканал. Не имеет значения, приватизированы эти предприятия или нет — они монополисты. Только они поставляют услуги ЖКХ, причем без всякого контроля. Получается, что они сами формируют цены, а местные советы, без независимого аудита и без публичного информирования о расчетах, эти цены утверждают. Все это непрозрачно и запутанно. Как результат, цены на их услуги завышены в несколько раз».

Вместо того чтобы установить нормальные тарифы, говорит Александр Охрименко, государство предлагает почти 25 млрд грн направить на субсидии, которые чиновникам выгодно гонять через бюджет. В конечном итоге через местные бюджеты эти деньги уйдут монополистам ЖКХ, а они опять будут химичить с гостендерами и самое главное — завышать себестоимость услуг.

«С учетом того, что сейчас откат по гостендерам составляет 50-57%, нетрудно подсчитать, сколько от выделенной суммы на субсидии уйдет на сторону», — считает Александр Орхименко.

По его мнению, субсидия не понадобится, если тарифы будут обоснованными и прозрачными. А для этого нужно немедленно требовать от Президента принятия Закона о независимом аудите и об обязательной прозрачности всей бизнес-информации о монополистах. А самое главное – нужно разогнать НКРЭКУ и создать новую комиссию из настоящих профессионалов, отмечает эксперт.

По словам Александра Охрименко, нужно сделать потребительский рынок услуг ЖКХ прозрачным, свободным от коррупции и конкурентным. А пока будет монополист, пока власть будет получать супердоход за счет монополиста, у нас всегда будут высокие тарифы на ЖКХ, проблемы с оплатой и пустые разговоры о субсидиях для населения.

24,5 млрд. грн: много это или мало?

В Минсоцполитики прогнозируют, что деньги, выделяемые на субсидии, помогут 4 млн. семей (по данным Премьер-министра, – 3 млн.) Если брать в расчет эту цифру, то на каждую семью в среднем придется по 6 тыс.125 грн. субсидий в год, или 510 грн. в месяц. Это примерно на 238 грн. больше, чем сегодняшний средний размер субсидии по Украине.

«Это маленькая сумма, по сравнению с возросшими счетами, которые еще больше возрастут с началом отопительного сезона и новым витком цен на электроэнергию», — считает Александр Охрименко.

Но в действительности размер субсидии может оказаться и того меньше – все зависит от уровня доходов заявителя, размера обязательного платежа, который, к слову, также рассчитывается по хитромудрой формуле. К тому же не факт, что все претенденты субсидию получат.

Если учесть, что с 1 апреля, по данным облстата, тарифы на газ выросли в 5,5 раза, на электроэнергию – на 33,5%, а с 1 мая, по данным НКРЭКУ, тарифы на отопление и горячую воду — на 67%, то чек за коммуналку превысит все мыслимые размеры. Только за отопление, к примеру, стандартной 2-комнатной квартиры площадью 65 кв.м, днепропетровцы выложат 1170 грн. в месяц, тогда как весь прошлый отопительный сезон обходился в чуть больше 2000 грн.

При неизменности зарплат и пенсий платежки за коммуналку станут неподъемными даже для получателей субсидий. А стало быть, обещанное государством спасение граждан окажется банальным обманом.

Валентина Троцкая