Налоги некоммерческих организаций

Налоги некоммерческих организаций

Один из первых вопросов, которые возникают у бухгалтеров некоммерческих организаций в связи с налогом на добавленную стоимость, звучит следующим образом: должны ли некоммерческие организации вставать на учет в налоговом органе как плательщики налога на добавленную стоимость?

Согласно Закону «О налоге на добавленную стоимость», который впервые ввел этот налог, экономическая сущность НДС заключается в изъятии в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства.

Налоговые льготы для некоммерческих организаций

Принимая во внимание суть этого налога, любая организация, если она производит или реализует товары (работы, услуги), должна платить налог на добавленную стоимость. Непременным условием выступает наличие самой добавленной стоимости. НДС для некоммерческих организаций — общее название термина, обозначающего расчетную и ограничительную смету доходов и расходов, их роспись за определенный период, утверждаемую соответствующим решением и подлежащую исполнению индивидуальным или коллективным пользователем бюджетных средств. Товар — любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации. Бюджет: 1) по экономической сущности денежные отношения, складывающиеся у органов государственной власти и местного самоуправления с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода (частично и национального богатства) в связи с необходимостью удовлетворения экономических, социальных и политических интересов общества и его граждан; 2) по материально-вещественному воплощению — фонд денежных средств, формируемый для финансового обеспечения мероприятий, связанных с выполнением задач и функций, возложенных обществом на государство и местное самоуправление; 3) по плановой форме — финансовый документ, составляемый в виде баланса доходов и расходов.

Однако известно, что некоммерческие организации, в отличие от коммерческих, созданы не с целью получения прибыли. Некоммерческие организации осуществляют свою деятельность на основании сметы доходов и расходов за счет соответствующих источников. В ст. 26 Закона «О некоммерческих организациях приводится перечень источников формирования имущества некоммерческой организации в денежной и иных формах:

— регулярные и единовременные поступления от учредителей (участников, членов);

— добровольные имущественные взносы и пожертвования; (взнос — внесение определенной суммы денежных средств в виде вклада в банк, платежей за услуги);

— выручка от реализации товаров, работ, услуг;

— дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам;

— доходы, получаемые от собственности некоммерческой организации;

— другие не запрещенные законом поступления.

Дивиденд — любой доход, полученный физическим лицом — акционером (участником) от организации при распределении прибыли, остающейся после налогообложения по принадлежащим акционеру акциям (долям) пропорционально долям акционеров в уставном (складочном) капитале).

Ст. 143 НК РФ признает плательщиками НДС все организации без какого-либо исключения. Поскольку некоммерческие учреждения относятся к организациям, то они являются плательщиками НДС и подлежат обязательной постановке на учет в налоговом органе в соответствии со ст. ст. 83, 84 НК РФ.

Таким образом, некоммерческие организации обязаны встать на налоговый учет по месту своего нахождения, даже если они не осуществляют предпринимательскую деятельность. Это связано с тем, что Налоговый кодекс освобождает отдельные товары и операции от обложения НДС, а также предусматривает определенные условия освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика и не содержит положений об освобождении некоммерческих организаций от уплаты НДС.

В этой связи все общественные объединения, прошедшие государственную регистрацию и, в соответствии со ст. 83 НК РФ, вставшие на учет в налоговых органах Российской Федерации, являются плательщиками налогов и сборов, предусмотренных действующим законодательством, в том числе НДС.

Общественные объединения, являясь субъектом права, несут, как и любые прочие коммерческие и некоммерческие организации, ответственность за полноту и своевременность уплаты налогов при осуществлении предпринимательской деятельности, достоверность предоставления финансовой информации налоговым органам Российской Федерации.

Отличием деятельности всех некоммерческих предприятий от коммерческих является то, что налоговые органы контролируют правильность и полноту использования средств целевого финансирования.

Контроль производится путем проверки отчетности, представляемой в сроки сдачи квартальной и годовой бухгалтерской отчетности, а также путем проверки бухгалтерской и прочей финансовой документации.

Общественные объединения, осуществляющие свою деятельность на целевые средства, должны быть предельно внимательны и аккуратны в ведении бухгалтерского учета и при составлении бухгалтерской отчетности, так как при нарушении налогового законодательства и применении штрафных санкций происходит отвлечение целевых средств, что ведет к штрафам — за нецелевое использование целевых средств.

Действующим налоговым законодательством не предусмотрено единой системы льгот для общественных объединений.

В соответствии с пп. 3, 7 ст. 21 НК РФ право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах, предоставлено всем налогоплательщикам. Согласно вышеприведенному, особое внимание общественным объединениям стоит уделять правильности применения льгот.

Принцип налогообложения всех некоммерческих организаций, включая общественные объединения, в первую очередь зависит от наличия ведения предпринимательской деятельности. А именно – ведется ли параллельно с уставной деятельностью общественной организации любого рода предпринимательская деятельность, не противоречащая законодательству.

Общественные объединения – как осуществляющие, так и не осуществляющие предпринимательскую деятельность, имеют все права и обязанности плательщиков НДС в соответствии с порядком, предусмотренным гл. 21 НК РФ.

Целевые средства, полученные общественными объединениями, не являются объектом обложения НДС. При этом полученные средства не должны быть связаны с реализацией каких-либо товаров, выполнением каких-либо работ или оказанием услуг.

Для приема взносов, пожертвований, прочих поступлений от физических лиц кассовая техника не нужен. Операции по кассе оформляют с помощью унифицированных форм документов. Участники НКО вносят деньги в кассу или на счет организации. Данный порядок должен определяться руководителем либо Уставом объединения. Поступление взносов от участников объединения оформляют так: Дт 50 (51, 52, 55), Кт 86 — отражено поступление средств целевых денег в кассу (на счет). Инвентаризация кассы проводится согласно законодательству РФ. Читайте также статью: → «Инвентаризация кассы на предприятии 2018». Пример №2. Инвентаризация кассы в НКО: проводки В НКО при инвентаризации кассы был выявлен излишек. Бухгалтер отнес его на увеличение доходов и сделал проводки: Дт 50 Кт 91.