Налоги и их виды

Super User Налоговое право 28 мая 2016

Виды налогов и основания их классификации

Классификация налогов — это обоснованное распределение нало­гов и сборов по определенным группам, обусловленное целями и задачами систематизации и сопоставлений.

Классифицирующие признаки:

    • способ взима­ния;
    • принадлежность к определенному уровню управления;
    • субъект налогообложения;
    • способ или источник обложения;
    • характер при­меняемой ставки;
    • назначение налоговых платежей;
    • дру­гой признак.

Виды налогов:

1) По степени переложения:

    • прямые;
    • косвенные.

2) По принадлежности к уровню правления:

    • федеральные;
    • региональные;
    • местные.

3) По объекту обложения:

    • с имущества (имущественные);
    • с доходов (фак­тические и вмененные);
    • с потребления (индивидуальные, универ­сальные и монопольные);
    • с использования ресурсов (рентные).

4) По бухгалтерским источникам уплаты разгра­ничивает налоги по конкретным источникам их уплаты в составе выручки предприятия и ее структурных элементов. В качестве таких источников может выступать:

    • выручка от реализации;
    • себестоимость продукции;
    • финансовые результаты деятельности до налогообложения прибыли;
    • оплата труда и предпринимательский доход;
    • валовая налогооблагаемая прибыль и другие доходы предприятия.

5) По субъекту обложения:

    • взимаемые с юридических лиц;
    • взимаемые с физических лиц;
    • смешанные.

6) По способу обложения (в за­висимости от способа определения налогового оклада):

    • «по деклара­ции»;
    • «у источника»;
    • «по уведомлению».

7) По применяемой ставке:

    • прогрессивные;
    • регрессивные;
    • пропорциональные;
    • твердые.

8) По назначению:

    • абстрактные;
    • целевые.

9) По срокам уплаты:

    • срочные;
    • периодические.

Из представленной совокупности следует выделить безусловную значимость четырех классификаций. Наибольшее теоретико-методологическое значение имеет разделение налогов на прямые и косвенные, а с практической точки зрения для федеративного госу­дарства, каким и является Россия, принципиальное значение имеет разграничение налогов по уровню правления. Для целей ведения системы национальных счетов (СНС) в России используют в сово­купности два классифицирующих признака: по объекту обложения и по источнику уплаты. Разграничение налогов по объекту обложе­ния используется также в международных классификациях ОЭСР и МВФ. Классифицирующий признак (по способу взимания) заложен в основу построения европейской системы экономических интегри­рованных счетов. Все остальные классификации имеют в большей мере локальную теоретическую или практическую востребованность.

По степени переложения

Прямые налоги — это малопереложимые налоги, взимаемые не­посредственно с дохода или имущества налогоплательщика. В этом случае основанием для налогообложения служат факты получения доходов и владения имуществом налогоплательщиком, а налоговые отношения возникают непосредственно между налогоплательщиком и государством. К группе прямых налогов в российской налоговой системе следует отнести такие налоги, как НДФЛ, ЕСН, на при­быль организаций, на имущество организаций, на имущество физи­ческих лиц, земельный и транспортный налоги.

Косвенные налоги — это успешно переложимые налоги, взимае­мые в процессе оборота товаров (работ и услуг), при этом включае­мые в виде надбавки к их цене, которая оплачивается в итоге ко­нечным потребителем. Производитель товара (работы, услуги) при их реализации получает с покупателя цену и сумму налога в виде надбавки к цене, которую в последующем перечисляет государству. Таким образом, косвенные налоги изначально предназначаются для перенесения реального налогового бремени их уплаты на конечного потребителя, а данную группу налогов зачастую характеризуют как налоги на потребление.

Косвенные налоги наиболее желанны для фискальных целей го­сударства, так как наиболее просты в аспекте их взимания и доста­точно сложны для налогоплательщиков в плане уклонения от их уплаты. Кроме того, они обеспечивают определенную устойчивость налоговых поступлений даже в условиях экономического спада, то­гда как поступления от прямых налогов на доходы более сущест­венно коррелируют с уровнем экономической активности.

Косвенное налогообложение менее заметно и более завуалиро­вано для конечного потребителя, так как номинальные и фактиче­ские налогоплательщики здесь различны. Номинальным налогопла­тельщиком, у которого с государством возникают налоговые право­отношения, являются производители и продавцы товаров (работ, услуг). Фактический (реальный) налогоплательщик — покупатель, не вступает в эти отношения и соответственно не замечает тяжести косвенных налогов. Характерным примером косвенного налогооб­ложения служат такие признанные общемировой практикой налоги, как НДС, акцизы, таможенные пошлины.

Вместе с тем при всех очевидных преимуществах косвенные на­логи имеют значимые недостатки. В первую очередь они не учиты­вают материального состояния реального налогоплательщика. Пря­мые налоги определяются уровнем дохода и стоимостью имущества налогоплательщика, косвенные же завязаны на уровень потребле­ния. Естественно, потребление обеспеченных людей в абсолютном исчислении больше объема потребления бедных, но в долевом со­отношении к доходам этих групп населения картина совершенно иная. Удельный вес потребления богатых в их доходах мал (у них превалируют сбережение и инвестиции, рекреация за рубежом, об­разование и т.д., не облагаемые косвенными налогами), в то время как все низкие доходы бедных «съедает» потребление. Поэтому кос­венное налогообложение для малообеспеченных слоев населения является более тяжелым, чем прямое, по которому им, как правило, предоставляются значительные преференции. А сами косвенные налоги зачастую характеризуют как «налоги на бедных». Кроме то­го, данные налоги, приводя к повышению цен на товары, ограни­чивают в определенной степени объем потребления, т.е. спроса, дестимулируя тем самым и предложение, а значит, и производство этих товаров.

По объекту обложения
Налоги с имущества (имущественные) — это налоги, взимаемые с организаций или физических лиц по факту владения ими опреде­ленным имуществом или с операций по его продаже (покупке). Следует отметить характерную черту — их взимание и размер не зависят от индивидуальной платежеспособности налогоплательщи­ка, а определяются характеристиками имущества: в транспортном налоге — мощностью двигателя, налоге на имущество — стоимо­стью, в земельном налоге — несколькими характеристиками, на­пример назначением земель, кадастровой оценкой.

Налоги с дохода — это налоги, взимаемые с организаций или физических лиц при получении ими дохода. Эти налоги в полной мере определяются платежеспособностью налогоплательщика. Раз­личают налоги с дохода:

  • фактические, т.е. взимаемые по фактически полученному доходу;
  • вмененные, взимаемые по доходу, который устанавливается заранее государством исходя из того, какой доход условно должен получить налогоплательщик, занимаясь данным видом предпринимательской деятельности.

К фактическим налогам с доходов можно отнести налог на прибыль организаций, НДФЛ, ЕСН, а также налоги в специальных режимах: единый сельскохо­зяйственный налог и налог в упрощенной системе налогообложе­ния.

К вмененным налогам с доходов можно отнести систему нало­гообложения в виде единого налога на вмененный доход для от­дельных видов деятельности, а также применение упрощенной сис­темы налогообложения на основе патента. Встречается также выде­ление в данной группе в отдельную категорию налогов, взимаемых с фонда оплаты труда (ЕСН). Думается, что данный налог более логично вписывается в категорию фактических налогов, а разница в налогоплательщиках (в НДФЛ — налогоплательщик тот, кто полу­чает доход, а в ЕСН — тот, кто его выплачивает) в данном случае не является классифицирующим признаком.

Налоги с потребления (аналог группы косвенных налогов в пре­дыдущей классификации) — это налоги, взимаемые в процессе оборота товаров (работ, услуг), подразделяемые на индивидуальные, универсальные и монопольные. Индивидуальными налогами облага­ется потребление строго определенных групп товара, например ак­цизы на отдельные виды товара, универсальными — все товары (ра­боты, услуги), за отдельным исключением, например НДС, а моно­польными — производство и (или) реализация отдельных видов то­варов, являющиеся исключительной прерогативой государства. К таким товарам ранее традиционно относилась соль, два последних века основу их составляли алкогольные напитки и табачные изде­лия. В настоящее время большинство стран отходит от практики монопольного производства, отсутствуют такие налоги и в россий­ской налоговой системе.

Налоги с использования ресурсов (рентные) — это налоги, взи­маемые в процессе использования ресурсов окружающей природ­ной среды, а рентными их называют также потому, что их установ­ление и взимание связаны в большинстве случаев с образованием и получением ренты. К данной группе налогов следует отнести НДПИ, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов, земельный налог.

По субъекту обложения

Классификация налогов по субъекту обложения, где различают налоги, взимаемые с юридических лиц, физических и смешанные, явля­ется также достаточно распространенной.

Следует отметить, что теоретическая значимость этой класси­фикации в последнее время существенно снизилась. Ранее доста­точно точная классифицирующая основа теперь размывается в свя­зи с бурным развитием малого бизнеса не столько в форме юриди­ческих лиц, сколько в форме физических лиц — индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица. Поэтому практически все налоги сейчас следует относить к смешанной группе, за исключением НДФЛ и на имущество физических лиц, составляющих группу налогов с физических лиц, и на прибыль ор­ганизаций и на имущество организаций, соответственно состав­ляющих группу налогов с юридических лиц.

По способу обложения

Классификация налогов по способу обложения востребована практикой администрирования. Здесь разграничивают налоги в за­висимости от способа определения налогового оклада: «по декларации», «у источника» и «по уведомлению». Наиболее распространен­ный способ определения налогового оклада, заложенный в подав­ляющем большинстве налогов, «по декларации», т.е. сумме налога, объявляемого (декларируемого) самим налогоплательщиком. Спо­соб «у источника» закладывается в налогах, предусматривающих институт налоговых агентов, на которых возлагается обязанность при выплате дохода в пользу налогоплательщика произвести удер­жание и перечисление налога в бюджет до момента его фактиче­ской выплаты, дабы исключить возможность уклонения от его уп­латы. В чистом виде данный способ реализуется только в ЦЦФЛ, но встречается также ограниченное использование налоговых аген­тов в НДС и налоге на прибыль организаций. Способ «по уведом­лению» закладывается чаще в налогах с немобильными объектами обложения, когда государственными органами составляется полный реестр (кадастр) этих объектов, а налоговым органом производится исчисление и уведомление налогоплательщика. Исчисление налога производится исходя из сопоставлений внешних признаков, напри­мер предполагаемой средней доходности, объектов налогообложе­ния. Данный способ реализуется в налогах: земельном, на имущест­во физических лиц, транспортном (для физических лиц).

По применяемой ставке

Классификация по применяемой ставке, подразделяет налоги на прогрессивные, регрессивные, пропорциональные и твердые.

Налоги с процентными (адвалорными) ставками — это налоги, величина ставки которых устанавливается в процентном исчисле­нии от стоимостной оценки объекта налогообложения (налоговой базы). Эти налоги напрямую зависят от размера дохода, прибыли или имущества налогоплательщиков. В данную группу входят на­логи с пропорциональными, прогрессивными и регрессивными ставками.

В налогах с пропорциональными ставками размер налоговых пла­тежей прямо пропорционален размеру дохода, прибыли или имуще­ства налогоплательщика, т.е. такие ставки действуют в неизменном проценте к стоимостной оценке объекта налогообложения (налого­вой базы). Данные налоги построены так, что отношение доходов (прибыли) после уплаты налогов к доходам (прибыли) до их уплаты остается неизменным вне зависимости от величины этих доходов (прибыли). Таким образом, превалирование этих налогов в налого­вой системы формирует ее нейтральность, не увеличивающую и не уменьшающую, а воспроизводящую неравенство граждан после уп­латы налогов. К таким налогам относятся, в частно­сти, НДФЛ, налог на прибыль организаций, НДС, налог на имуще­ство организаций и физических лиц.

В налогах с прогрессивными ставками размер налоговых пла­тежей находится в определенной прогрессии к размеру дохода, прибыли или имущества налогоплательщика, т.е. такие ставки действуют в увеличивающемся проценте к стоимостной оценке объекта налогообложения (налоговой базы). Данные налоги построены так, что отношение доходов (прибыли) после уплаты налогов к доходам (прибыли) до их уплаты уменьшается при уве­личении этих доходов (прибыли). Таким образом, использование данных налогов в налоговой системе формирует ее прогрессив­ность, уменьшающую неравенство граждан после уплаты налогов. В настоящее время в российской налоговой систе­ме нет ни одного налога, использующего прогрессивную ставку, а до 2001 г. прогрессивным был подоходный налог (в подавляю­щем большинстве развитых стран он является прогрессивным).

В налогах с регрессивными ставками размер налоговых платежей находится в определенной регрессии к размеру дохода, прибыли или имущества налогоплательщика, т.е. такие ставки действуют в уменьшающемся проценте к стоимостной оценке объекта налогооб­ложения (налоговой базы). Данные налоги построены так, что от­ношение доходов (прибыли) после уплаты налогов к доходам (при­были) до их уплаты увеличивается при росте этих доходов (прибы­ли). Таким образом, использование данных налогов в налоговой системе формирует ее регрессивность, увеличивающую неравенство граждан после уплаты налогов. Характерным приме­ром являлся ЕСН.

Следует также отметить возможность использования в налогах прогрессии или регрессии простой и сложной (каскадной). Про­стая прогрессия (регрессия) равномерно увеличивает (уменьшает) налоговую ставку при росте стоимостной оценки объекта налого­обложения (налоговой базы). Сложная, или, как ее еще называют, каскадная, прогрессия (регрессия) предусматривает деление стои­мостной оценки объекта налогообложения (налоговой базы) на определенные части, при этом каждая последующая часть облага­ется повышенной (пониженной) процентной ставкой. Эти ставки увеличиваются (уменьшаются) ступенчато (каскадами), отсюда и соответствующее название.

В зависимости от метода установления налоговых ставок раз­граничивают:

  • налоги с твердыми (специфическими) ставками — величина ставки устанавливается в абсолютной, твердой денежной сумме на единицу измерения налоговой базы; к ним относятся значительная часть акцизов, водный налог, сборы за пользование объектами жи­вотного мира и водных биологических ресурсов, большая часть государственной пошлины, транспортный налог, налог на игорный бизнес;
  • налоги с процентными (адвалорными) ставками — величина ставки устанавливается в процентном исчислении от стоимостной оценки объекта налогообложения (налоговой базы); к таковым от­носятся, например, налог на прибыль, ЦЦФЛ, НДС;
  • налоги с комбинированными (смешанными) ставками — вели­чина ставки устанавливается посредством сочетания (комбинирова­ния) специфических и адвалорных ставок; в качестве основной здесь, как правило, используется адвалорная ставка, но ее приме­нение ограничивается специфической ставкой снизу и(или) сверху определенной величины налоговой базы; характерным примером такого налога являлся ЕСН.

По назначению

Классификация налогов по назначению разграничивает их на абстрактные и целевые.

Абстрактные (общие) налоги, поступая в бюджет любого уровня, обезличиваются и расходуются на цели, определенные приоритетами соответствующего бюджета, т.е. посту­пления от общих налогов являются основным доходным источни­ков разноуровневых бюджетов. В любой налоговой системе к таким налогам относится подавляющее их большинство.

В отличие от об­щих целевые (специальные) налоги имеют заранее определенное це­левое назначение и строго закреплены за определенными видами расходов. Как правило, за счет специальных налогов формируются бюджеты соответствующих государственных внебюджетных фондов.

Характерным примером специального налога служил ЕСН (а ныне это страховые взносы обязательного, но не налогового характера), поступления от которого формируют бюджеты трех государственных внебюджетных фондов РФ: пенсионного, обязательного меди­цинского страхования и социального страхования.

По срокам уплаты

Классификация налогов по срокам уплаты означает, что разли­чают налоги срочные и периодические.

Срочные (их еще называют разовые) — это налоги, уплата которых не имеет систематически регулярного характера, а производится к сроку при наступлении определенного события или совершения определенного действия. Характерным примером срочного налога до начала 2006 г. Служил налог на наследование или дарение, ныне отмененный. Из остав­шихся налогов и сборов срочный характер имеет госпошлина.

Периодические (их еще называют регулярные или текущие) — это нало­ги, уплата которых имеет систематически регулярный характер в установленные законом сроки. Таким периодом, например, может быть месяц, квартал или год.

По бухгалтерским источникам уплаты

Классификация по бухгалтерским источникам уплаты разгра­ничивает налоги по конкретным источникам их уплаты в составе выручки предприятия и ее структурных элементов. В качестве таких источников может выступать: выручка от реализации, себестоимость продукции, финансовые результаты деятельности до налогообложения прибыли, оплата труда и предпринимательский доход, валовая налогооблагаемая прибыль и другие доходы предприятия.

Эта классификация имеет значительную востребованность в первую очередь со стороны налогоплательщиков, осуществляющих пред­принимательскую деятельность, и проверяющих их налоговых орга­нов. Для налогов, уплачиваемых физическими лицами, не осущест­вляющими этой деятельности, данная классификация не примени­ма. Источником уплаты налогов для них является исключительно доход в той или иной форме.

К налогам и сборам, уплачиваемым из выручки от реализации, от­носятся: НДС, таможенные пошлины, а также единые налоги, уп­лачиваемые организациями при применении специальных налого­вых режимов.

Налогами и сборами, относимыми на себестоимость продукции, являются: акцизы, государственная пошлина, транспортный и зе­мельный налоги, уплачиваемые в связи с осуществлением предпри­нимательской деятельности, НДПИ, водный налог, сборы за пользо­вание объектами животного мира и водных биологических ресурсов, обязательные страховые взносы (для плательщиков, производящих выплаты физическим лицам).

Налоги, относимые на финансовый результат деятельности, — это налог на имущество организаций и на игорный бизнес.

Налоги, относимые на оплату труда и предпринимательский доход, — это НДФЛ и обязательные страховые взносы (для адвокатов, инди­видуальных предпринимателей по собственным доходам), а также единые налоги, уплачиваемые индивидуальными предпринимателями при применении специальных налоговых режимов.

Налогом, уплачиваемым с валовой налогооблагаемой прибыли, яв­ляется налог на прибыль организаций.

Иногда в качестве отдельного источника уплаты налогов выде­ляют также чистую прибыль, из которой уплачиваются платежи штрафного характера, например, за сверхнормативное загрязнение окружающей среды.

По принадлежности к уровню правления

Классификация налогов по принадлежности к уровню правления подразделяет все налоги на федеральные, региональные и местные. Данная классификация единственная из всех описанных выше име­ет законодательный статус — на ней построена вся последователь­ность изложения Налогового кодекса РФ.

ВНИМАНИЕ!

Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами»

Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 49 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора»

Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 48 «О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан»

Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 46 «О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)»

Пленума ВС РФ от 29 ноября 2018 года № 41 «О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов»

Согласно Федеральному от 28.11.2018 N 451-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» пересмотрен порядок разрешения гражданских и административных дел в судах (со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, но 1 октября 2019 года).

Классификация налогов

Классификация налогов может быть проведена по разным основаниям. Ниже представлены некоторые возможные варианты классификации налоговых платежей с конкретными примерами налогов.

1. По способу взимания различают:

  • прямые налоги, которые взимаются непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика. Конечным плательщиком прямых налогов является владелец имущества (дохода). Эти налоги подразделяются на:

  • реальные прямые налоги, уплачиваемые с учетом не действительного, а предполагаемого среднего дохода плательщика (например, налоги на имущество юридических и физических лиц);

  • личные прямые налоги, взимаемые с реально полученного дохода, они учитывают фактическую платежеспособность налогоплательщика (например, налог на прибыль организаций);

  • косвенные налоги, которые включаются в цену товаров, работ, услуг. Окончательным плательщиком косвенных налогов высту­пает потребитель товара, работы, услуги.

В зависимости от объек­тов взимания косвенные налоги подразделяются на:

  • косвенные индивидуальные налоги, которыми облагаются строго определенные группы товаров (например, акцизы);

  • косвенные универсальные налоги, которыми облагаются в основном все товары, работы и услуги (например, налог на добавленную стоимость);

  • фискальные монополии, распространяемые на все товары, производство и реализация которых сосредоточены в государственных структурах;

  • таможенные пошлины, которыми облагаются товары и услуги при пересечении государственной границы (экспортно-импортные операции).

2. В зависимости от органа, который устанавливает и имеет право изменять и конкретизировать налоги:

  • федеральные (общегосударственные) налоги, элементы которых определяются законодательством страны и являются едиными на всей ее территории. Их устанавливает и вводит в действие высший представительный орган власти. К ним относятся следующие налоги:

  1. Н Д С

  2. Акцизы

  3. НДФЛ

  4. ЕСН

  5. Налог на прибыль предприятий

  6. Налог на добычу полезных ископаемых

  7. Водный налог

  8. Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов

  9. Государственная пошлина

  • региональные налоги, элементы которых устанавливаются в соответствии с законодательством страны законодательными органами ее субъектов (например, налог на имущество организаций);

  1. Налог на имущество организаций

  2. Налог на игорный бизнес

  3. Транспортный налог

  • местные налоги, которые вводятся в соответствии с законода­тельством страны местными органами власти. Они вступают в силу только по принятии решения на местном уровне, и всегда являются источником дохода местных бюджетов

  1. Земельный налог

  2. Налог на имущество ФЛ

3. По целевой направленности введения налогов:

  • абстрактные (общие) налоги, предназначенные для формирования доходов государственного бюджета в целом (например, налог на добавленную стоимость);

  • целевые (специальные) налоги, которые вводятся для финанси­рования конкретного направления государственных расходов (на­пример, дорожный налог). Для такого рода платежей часто созда­ется специальный внебюджетный фонд.

4. В зависимости от субъекта-налогоплательщика:

  • налоги, взимаемые с физических лиц;

  • налоги, взимаемые с юридических лиц (например, налог на прибыль организаций);

  • смежные налоги, которые уплачивают как физические, так и юридические лица (например, земельный налог).

5. По уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж:

  • закрепленные налоги, которые непосредственно и целиком поступают в тот или иной бюджет (например, таможенные пошлины);

  • регулирующие налоги, которые поступают одновременно в различные бюджеты в пропорции, определенной законодательством (например, налог на прибыль организаций, налог с продаж).

6. По порядку введения:

  • общеобязательные налоги, взимаемые на всей территории страны независимо от бюджета, в который они поступают (например, налог на доходы физических лиц, акцизы);

  • факультативные налоги, которые предусмотрены основами налоговой системы, но их введение и взимание — компетенция региональных и местных органов власти (например, налог с про­даж, местные лицензионные сборы).

7. По срокам уплаты:

  • срочные налоги, которые уплачиваются к сроку, определенному нормативными актами (например, государственная пошлина);

  • периодично-календарные налоги, которые в свою очередь подраз­деляются на следующие разновидности: декадные, ежемесячные, ежеквартальные, полугодовые, годовые (например, налог на до­ходы физических лиц уплачивается ежемесячно, налог на прибыль организаций уплачивается ежемесячно или ежеквартально).

8. По характеру отражения в бухгалтерском учете различают налоги:

  • включаемые в себестоимость (земельный налог, транспортный налог, единый социальный налог);

  • уменьшающие финансовый результат до уплаты налога на прибыль;

  • уплачиваемые за счет налогооблагаемой прибыли (налог на прибыль);

  • включаемые в цену продукции (акцизы, НДС, таможенные пошлины);

  • удерживаемые из доходов работника (налог на доходы физических лиц).

4 налог на прибыль 8 ?

  • School State University — Higher School of Economics
  • Course Title
  • Type Notes
  • Uploaded By EVERTON1367
  • Pages 9

This preview shows pages 2–5. Sign up to view the full content.

4) налог на прибыль 8. С увеличением дохода ставка налога возрастает. Это 1) прогрессивный налог 2) косвенный налог 3) акцизный налог 4) пропорциональный налог 9. Какова одна из целей налоговой политики государства? 1) принуждение предпринимателей к повышению зарплаты работников 2) защита экономических интересов предприятий 3) обеспечение постоянного роста производства в стране 4) перераспределение доходов в пользу малообеспеченных слоев населения 10. Субъектом налогообложения является 1) доход фирмы 2) юридическое лицо 3) имущество предприятия 4) гектар земли

This preview has intentionally blurred sections. Sign up to view the full version.

11. Объектом налогообложения является 1) физическое лицо 2) юридическое лицо 3) имущество 4) граждане 12. Какие расходы государства являются трансфертами? 1) выплата заработной платы государственным служащим 2) выплата пособий по инвалидности 3) заказ оборонному заводу 4) выплата процентов по ГКО 13. Государство выполняет ряд функций в экономической жизни общества. Что является примером стимулирования предпринимательской активности субъектов экономики? 1) проведение антиинфляционной политики 2) создание открытых экономических зон 3) выдача лицензий финансовым организациям 4) выплата пенсий и пособий различным категориям граждан 14. В стране Z процент налога на доходы физических лиц изменялся в зависимости от ве- личины самого дохода физического лица. Какой способ начисления налога использовался в этом случае? 1) пропорциональный 2) прогрессивный 3) твёрдые ставки 4) твердый 15. В РФ взимается налог на доходы физических лиц. Что из перечисленного относится к объекту данного налога? 1) имущество работника 2) фирма, в которой трудится работник 3) жильё, в котором проживает семья работника

This preview has intentionally blurred sections. Sign up to view the full version.

This is the end of the preview. Sign up to access the rest of the document.

  • TERMSummer ’13
  • PROFESSORPoletaev
  • TAGS Economics, суждения неверны, следующие суждения, Б. Назначением

{}

2/3 PREVIEWS LEFT Sign up to access 24/7 study resources for your classes

What students are saying

  • As a current student on this bumpy collegiate pathway, I stumbled upon Course Hero, where I can find study resources for nearly all my courses, get online help from tutors 24/7, and even share my old projects, papers, and lecture notes with other students.

    Kiran Temple University Fox School of Business ‘17, Course Hero Intern

  • I cannot even describe how much Course Hero helped me this summer. It’s truly become something I can always rely on and help me. In the end, I was not only able to survive summer classes, but I was able to thrive thanks to Course Hero.

    Dana University of Pennsylvania ‘17, Course Hero Intern

  • The ability to access any university’s resources through Course Hero proved invaluable in my case. I was behind on Tulane coursework and actually used UCLA’s materials to help me move forward and get everything together on time.

    Jill Tulane University ‘16, Course Hero Intern

Налоговая система РФ: понятие, элементы и структура

Налог-налог 13 декабря 2018 81807 Налоговая система РФ — это основа для выполнения государством своих функций и главный источник доходов федерального, региональных и местных бюджетов. В статье мы рассмотрим структуру и основные элементы налоговой системы РФ.

Кратко об истории системы налогообложения в России

Налоговая система — это… (понятие и структура)

Элементы налоговой системы Российской Федерации

Какие бывают налоги в РФ

Виды систем налогообложения в РФ: основная, УСНО, ЕНВД и т. д.

Как лучше выбрать систему налогообложения

Итоги

Кратко об истории системы налогообложения в России

Налоговая система РФ начала формироваться после распада СССР, а именно в декабре 1991 года. Тогда был принят закон «Об основах налоговой системы РФ». Он вводил в действие новые налоги и сборы, к примеру, НДС, подоходный налог, акцизы на алкогольную и табачную продукцию и другие. В 1998 году была утверждена 1-я часть Налогового кодекса РФ, в 2000-м — 2-я часть. Этот кодекс стал главным законодательным актом в российской налоговой системе. НК РФ определил взаимоотношения государства и налогоплательщиков, структуру и элементы российской налоговой системы.

Отдельно стоит выделить образование государственных органов по надзору за налогообложением в Российской Федерации. В 1990 году была создана Государственная налоговая инспекция, которая затем была преобразована в Государственную налоговую службу. В 1998 году появилось Министерство по налогам и сборам. В 2004 году оно было реорганизовано, и его функции перешли к Минфину РФ. С этого же года начала функционировать хорошо знакомая нам Федеральная налоговая служба, которая осуществляет свою деятельность до сих пор.

Налоговая система — это… (понятие и структура)

Налоговую систему РФ можно определить как совокупность всех налогов и сборов, принятых в России, а также администраторов налогов и сборов (государственных органов) и их плательщиков.

Структура российской системы налогов подразумевает комплексное взаимодействие всех ее составляющих элементов: налогов (а с 2017 года также страхзносов) и сборов, их плательщиков, правовой основы и государственных органов.

Структура налоговой системы РФ имеет 3 уровня:

  • федеральный;
  • региональный;
  • местный.

Уровень налога определяет соответствующий уровень бюджета, зачислению в который он подлежит.

Поскольку налоговая система РФ имеет 3-уровневую структуру, законодательная база о налогах и сборах также делится на 3 уровня:

  • Федеральное законодательство — это высший уровень законодательной базы. Он действует на всей территории РФ. Подзаконные и другие нормативно-правовые акты не должны противоречить ему. К этой категории относятся обе части Налогового кодекса РФ, федеральные законы, которые согласованы с положениями НК РФ, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и, конечно, Конституция РФ.
  • Региональное законодательство включает в себя законы субъектов РФ по налогообложению в конкретном регионе нашей страны.
  • Местное законодательство состоит из нормативно-правовых актов, которые принимаются представительными органами местного самоуправления (советами депутатов, законодательными собраниями).

Кроме того, на основании НК РФ Минфин РФ и ФНС РФ разрабатывают приказы, разъяснения, пояснения, письма и другие подобные документы. Они необходимы для конкретизации положений и статей НК РФ и других федеральных законов РФ в области налогообложения. Такие документы разъясняют непонятные с точки зрения налогоплательщиков ситуации и могут составляться на основании их обращений.

Подробнее о федеральных, региональных и местных налогах читайте в этой статье.

Элементы налоговой системы Российской Федерации

Как уже отмечалось ранее, налоговая система РФ, предполагает взаимодействие всех ее элементов и комплексный подход к решению налоговых задач. Все составляющие элементы образуют налоговую структуру РФ.

В структуру налоговой системы России включены:

  • все налоги, страхвзносы и сборы, принятые на территории нашей страны согласно НК РФ;
  • субъекты обложения налогами и сборами;
  • нормативно-правовая основа;
  • государственные органы власти в области налогообложения и финансов.

Теперь рассмотрим каждый элемент российской налоговой системы более подробно.

Налоги и сборы, установленные в России, обязательны к уплате для тех категорий налогоплательщиков, на которых возложена обязанность по их уплате в соответствии с положениями НК РФ.

Субъектами налогообложения являются налогоплательщики (юридические и физические лица) и налоговые агенты, то есть те, кто, согласно НК РФ, уплачивает налоги и сборы. В качестве примера налоговых агентов можно привести предприятия и организации, которые рассчитывают и перечисляют НДФЛ с начисленных доходов своего персонала, а также подают соответствующую налоговую отчетность (2-НДФЛ, 6-НДФЛ) после окончания налогового периода (года).

К системе налоговых органов РФ относятся:

  • Министерство финансов РФ.
  • Федеральная налоговая служба РФ.

Минфин РФ определяет главные направления налоговой политики нашего государства, прогнозирует налоговые поступления и вносит предложения по улучшению налоговой системы РФ в целом. В его ведомстве находится ФНС РФ как исполнительный орган государственной власти.

Главными функциями ФНС РФ являются:

  • учет плательщиков налогов и сборов;
  • контроль за выполнением требований налогового законодательства;
  • надзор и проверка начислений налогов, их уплаты в соответствующий бюджет и налоговой отчетности.

О налоговых проверках читайте в нашей одноименной рубрике «Налоговые проверки».

ФНС РФ — это объединенная система всех налоговых органов. В ее состав входят:

  • Управление в каждом субъекте РФ. Ему подчиняются территориальные налоговые органы и инспекции ФНС РФ.
  • Межрегиональные инспекции ФНС по каждому федеральному округу. У них в подчинении находятся межрегиональные инспекции по крупнейшим налогоплательщикам, по централизованной обработке данных (ЦОД), а также межрайонные инспекции.

Какие бывают налоги в РФ

Всего в нашей стране насчитывается 14 налогов: 8 федеральных, в том числе государственная пошлина, 3 региональных и 3 местных. Немного обособленно стоят 5 специальных систем налогообложения. Также обособленно выделим страхвзносы и новый экспериментальный режим налогообложения самозанятых лиц, введенный с 2019 года.

Подробнее об эксперименте по налогообложению самозанятых читайте .

Федеральные налоги на всей территории нашего государства имеют одинаковые налоговые ставки, правила расчета и перечисления в соответствии с НК РФ. К ним относятся:

  • НДФЛ;
  • налог на прибыль организаций;
  • НДС;
  • акцизы;
  • водный налог;
  • налог на добычу полезных ископаемых;
  • госпошлина.

В эту категорию попадают и специальные налоговые системы: УСН, ЕНВД, раздел продукции, ЕСХН и ПСН (патент).

Региональные налоги также утверждаются НК РФ на федеральном уровне. Власти регионов имеют возможность изменять условия налогообложения по своему усмотрению и в пределах, принятых Налоговым кодексом. Например, регионы могут устанавливать налоговую ставку, но не более размера, прописанного в НК РФ. Все изменения закрепляются законами субъектов РФ. Сюда относится транспортный налог, налог на игорный бизнес, на имущество организаций. Органы регионального управления также могут вводить в действие специальные налоговые режимы и вносить в них собственные изменения, но согласно положениям НК РФ.

Местные налоги, впрочем, как и остальные налоги и сборы в России, также утверждаются НК РФ. Местные органы самоуправления могут вносить в них изменения и дополнения в рамках Кодекса. К местному налогообложению относятся:

  • земельный налог;
  • налог на имущество физических лиц;
  • торговый сбор.

В зависимости от порядка взимания налоги можно разделить на 2 основные категории: прямые и косвенные. Прямые налоги начисляются непосредственного на доход либо стоимость имущества налогоплательщика. Косвенные налоги включаются в стоимость товаров, услуг и работ. Фактически их уплачивает покупатель продукции, а продавец выступает в роли посредника между косвенным налогом и государством. В Российской Федерации косвенных налога всего 2: НДС и акцизы. Все остальные являются прямыми.

Более подробно о прямых и косвенных налогах читайте в статье «Какие налоги относятся к прямым и косвенным (таблица)?».

Виды систем налогообложения в РФ: основная, УСНО, ЕНВД и т. д.

Выбор системы налогообложения в России для хозсубъектов – важное мероприятие, позволяющее определить налоговое бремя для бизнеса. Рассмотрим основные виды налогообложения в России.

Налоговая система РФ включает в себя 5 режимов налогообложения плюс еще один экспериментальный (с 2019 года):

  1. Основная система налогообложения (ОСНО).

Данный режим присваивается хозсубъекту автоматически сразу после регистрации в ИФНС. Его могут использовать как ООО, так и ИП. Налогоплательщик вправе перейти на спецрежим при соблюдении установленных налоговым законодательством условий.

  1. Упрощенная система налогообложения (УСНО).

УСНО вправе применять налогоплательщики, у которых:

  • среднесписочная численность работников не превышает 100 человек;
  • остаточная стоимость амортизируемых основных средств не более 150 млн руб.;
  • доходы за 9 мес. не превышают 112,5 млн руб.
  1. Единый налог на вмененный доход (ЕНВД).

Данный спецрежим могут применять только те хозсубъекты, деятельность которых поименована в п. 2 ст. 346.2 НК РФ, а среднесписочная численность персонала не превышает 100 человек.

Кто вправе применять ЕНВД см. .

  1. Единый сельхозналог (ЕСХН).

Данный режим вправе использовать только сельхозпроизводители.

О подробностях применения ЕСХН читайте в рубрике «ЕСХН».

  1. Патент (ПСН).

ПСН вправе применять исключительно индивидуальные предприниматели. Смысл данного режима заключается в том, что коммерсант покупает патент на определенный срок, не превышающий 12 месяцев.

Подробности см. .

Как лучше выбрать систему налогообложения

  1. ОСНО.

Данный режим имеет самую высокую налоговую нагрузку:

Налог

ООО

ИП

Налог на прибыль

20%

НДФЛ

13%

НДС

10 или 18% (с 01.01.2019 — 20%) от суммы наценки в зависимости от вида товаров

Акцизы

Ставка зависит от вида продукции

Налог на имущество

Ставка устанавливается региональными властями

НДПИ

Ставка зависит от вида ископаемых

Транспортный налог

Ставка устанавливается региональными властями и зависит от мощности ТС

Водный налог

Ставка зависит от вида водного объекта

Если ваш бизнес только начинает развиваться, советуем обратить внимание на спецрежимы. Рассмотрим основные УСНО и ЕНВД:

  1. УСНО

Налогоплательщику прежде всего следует определиться с видом объекта налогообложения. При УСНО их 2:

  • Доходы, с которых в бюджет уплачивается 6%.
  • Разница между доходами и расходами, с которой следует перечислить государству 15%.

Плюсы

Минусы

Доходы (6%)

Доходы минус расходы (15%)

Доходы (6%)

Доходы минус расходы (15%)

Единый налог заменяет налог на прибыль (НДФЛ для ИП), НДС, налог на имущество (за исключением налога, исчисляемого с кадастровой стоимости недвижимости)

Закрытый перечень расходов, на которые можно уменьшить полученные за год доходы

В ФНС подается одна декларация по итогам года

При убытке уплачивается минимальный налог в размере 1% от величины доходов

Бухучет ведется в упрощенном варианте

Сумму налога можно уменьшить на сумму перечисленных страхвзносов

Недоступно открытие филиалов

Чтобы решить какой вид УСН выбрать, нужно изучить величину документально подтвержденных расходов. Если она составляет не менее 60% от суммы доходов, то выгоднее УСН 15%, если менее, то лучше выбрать УСН 6%.

Нюансы применения УСН см. в разделе «УСН».

  1. ЕНВД.

Для применения ЕНВД величину предполагаемого дохода устанавливает государство. При ЕНВД не платится налог на прибыль, НДС, налог на имущество, за исключением установленных законом случаев.

О плюсах и минусах применения ЕНВД читайте .

Итоги

Налоговая система России предполагает комплексное взаимодействие всех элементов, образующих ее структуру. К элементам налоговой системы РФ относятся: налоги и сборы, их плательщики, нормативно-правовая база и органы государственной власти в налоговой сфере. Структура системы РФ в области налогообложения имеет 3 уровня: федеральный, региональный и местный. На каждом из этих уровней принимаются соответствующие законодательные акты, которые не должны противоречить положениям Налогового кодекса и Конституции РФ.