Налог на воду

Водный налог (2 часа)

Вопросы для обсуждения:

1.Кто не признается плательщиком водного налога?

2.Перечислите объекты налогообложения водным налогом.

3.От каких факторов зависят ставки водного налога?

4.Какие операции не облагаются водным налогом (3-4 примера)?

5.В каких случаях ставки водного налога могу увеличиваться? На сколько?

6.Какая функция водного налога на ваш взгляд превалирует: фискальная или регулирующая?

Примеры решения задач

Пример 1.

Сельскохозяйственная организация осуществляет забор воды из реки Енисей в Восточно-Сибирском экономическом районе.

Фактический объем забора воды за налоговый период составил 3755000 куб. м, в том числе для полива плантаций овощей – 2500000 куб. м. Остальной объем воды использовался в производстве овощных консервов и для хозяйственных нужд.

Сброс сточных вод в водный объект составил 320000 куб. м. Установлен лимит водопользования для промышленных целей – 1200000 куб. м.

Рассчитайте водный налог за пользование водными объектами и укажите срок его уплаты.

Решение

Не является объектом налога:

— забор воды для орошения земель сельскохозяйственного назначения;

— сброс сточных вод в водный объект.

Водный налог исчисляется по формуле:

НО=НБ(по лимиту)*НС+НБ(сверх лимита)*НС*5,

где

НО – сумма налога, подлежащая уплате в бюджет;

НБ – налоговая база;

НС – налоговая ставка.

НБ=3755000-2500000=1255000 куб. м.

НБ(по лимиту)=1200000 куб. м.

НБ(сверх лимита)=1255000-1200000=55000 куб. м.

НС=246 руб. за 1000 куб. м

НО=1200000:1000*246+55000:1000*246*5=362850 руб.

Пример 2.

Организация заготавливает и сплавляет лес по реке Енисей. Объем лесосплава составил 300000 куб. м, расстояние 400 км.

Рассчитайте водный налог за пользование водными объектами и укажите срок его уплаты.

Решение

Водный налог исчисляется по формуле:

НО=НБ*НС,

Где

НО – сумма налога, подлежащая уплате в бюджет;

НБ – налоговая база;

НС – налоговая ставка.

НБ=(V*S):100, где

V – объем сплавляемой древесины, тыс. куб. м;

S – расстояние сплава, км

НС=1 585,2 руб. за 1000 куб. м

НБ=300*400:100=1200 тыс. куб.м

НО=1200*1585,2=1902240 руб.

Пример 3

Гидроэлектростанция, расположенная на реке Енисей, выработала 600000 кВт/ч электроэнергии, а также использовала для собственных нужд 130000 куб. м воды (в пределах установленного лимита).

Рассчитайте водный налог за пользование водными объектами и укажите срок его уплаты.

Решение

Водный налог исчисляется по формуле:

НО=НБ*НС,

Где

НО – сумма налога, подлежащая уплате в бюджет;

НБ – налоговая база;

НС – налоговая ставка.

НБ- количество электроэнергии

НС=13,70 руб. за 1000 кВт/ч электроэнергии

Статья: Водный налог и плата за пользование водными объектами в 2007 году (Кошкин Р.Л., Петрунин В.В.) («Российский налоговый курьер», 2007, n 12)

«Российский налоговый курьер», 2007, N 12
ВОДНЫЙ НАЛОГ И ПЛАТА ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ
ВОДНЫМИ ОБЪЕКТАМИ В 2007 ГОДУ
С 1 января 2007 г. вступил в силу новый Водный кодекс РФ. Серьезные изменения произошли и в системе платежей за водопользование: водный налог будет постепенно заменяться неналоговой платой за пользование водными объектами. Подробности об этих новшествах — в статье.
Новый Водный кодекс упразднил действовавшее с 1995 г. лицензирование водопользования. С 1 января 2007 г. водные объекты предоставляются в пользование по договору водопользования, заключаемому согласно нормам ст. ст. 12 — 16 Водного кодекса (то есть в рамках договорных гражданских правоотношений), или на основании решения о предоставлении такого объекта в пользование, принимаемого Правительством РФ, исполнительными органами государственной власти или органом местного управления. При этом договором водопользования должна предусматриваться неналоговая плата за пользование водными объектами (ст. 20 Водного кодекса). Администрирование платы по водным объектам, находящимся в федеральной собственности, возложено на Федеральное агентство водных ресурсов (Росводресурсы).
Кроме того, с 1 января этого года вступил в силу Федеральный закон от 03.06.2006 N 73-ФЗ «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации». Закон внес дополнение в ст. 333.8 гл. 25.2 «Водный налог» НК РФ. Теперь плательщиками водного налога не являются организации и физические лица, осуществляющие водопользование на основании договоров или решений о предоставлении указанных объектов в пользование, заключенных и принятых после введения в действие Водного кодекса.
В остальном порядок исчисления и уплаты водного налога, а также представления налоговых деклараций по нему остался прежним. Таким образом, с 2007 г. в России одновременно взимаются два вида платежей за пользование водными объектами — водный налог и неналоговая плата. Причем при определенных условиях один и тот же водопользователь может уплачивать и водный налог, и неналоговую плату — только по разным водным объектам.
Например, организация в текущем году пользуется двумя водными объектами. По первому объекту у нее есть действующая лицензия, выданная до 1 января 2007 г. До истечения срока действия или аннулирования лицензии организация уплачивает в отношении этого объекта водный налог. По второму объекту срок лицензии закончился. Организация в установленном порядке заключила договор водопользования. В отношении данного объекта в 2007 г. перечисляется неналоговая плата.
Можно сделать вывод, что водный налог постепенно (пока не истекут сроки действия ранее выданных лицензий на водопользование) будет вытеснен неналоговой платой. Речь идет исключительно о той части налога, которая взимается за пользование поверхностными водными объектами. Что касается подземных водных объектов, то нормативная база взимания налога в отношении такого водопользования не изменилась. В 2007 г. налог за пользование подземными водными объектами исчисляется и уплачивается в прежнем порядке .
———————————
Забор воды из подземных водных объектов как вид пользования недрами регулируется законодательством о недрах (Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах»).
Договор водопользования
Введенная с 2007 г. неналоговая плата за пользование водными объектами взимается с водопользователей, которые заключили соответствующие договоры. Договор водопользования заключается между водопользователем и исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления. Это зависит от того, в чьей собственности находится водный объект. Договор признается заключенным с момента его регистрации в государственном водном реестре (ст. 12 Водного кодекса). Постановлением Правительства РФ от 16.06.2004 N 282 установлено, что государственный реестр договоров пользования водными объектами и государственный водный кадастр ведет Федеральное агентство водных ресурсов.
В соответствии со ст. 13 Водного кодекса договор водопользования должен содержать:
— сведения о водном объекте, в том числе описание его границ, в пределах которых предполагается осуществлять водопользование;
— цель, виды и условия использования водного объекта (в том числе объем допустимого забора (изъятия) водных ресурсов);
— срок действия договора водопользования;
— размер платы за пользование водным объектом, условия и сроки внесения данной платы;
— порядок прекращения пользования водным объектом;
— ответственность сторон договора водопользования за нарушение его условий.
Перечень этих позиций не является исчерпывающим. Согласно ст. 13 Водного кодекса договор может содержать и иные условия по соглашению сторон.
Предельный срок действия договора — не более 20 лет. Это касается и тех договоров, которые по каким-либо причинам заключаются на более длительный период. Их действие после истечения 20 лет автоматически прекращается (ст. 14 Водного кодекса).
Принципы взимания платы за водопользование
Ставки платы за пользование водными объектами, порядок ее расчета и взимания устанавливаются Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления (в зависимости от того, в чьей собственности находятся водные объекты). Основание — ст. 20 Водного кодекса.
Правительство РФ приняло два Постановления:
— от 14.12.2006 N 764 «Об утверждении Правил расчета и взимания платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности» (далее — Постановление N 764);
— от 30.12.2006 N 876 «О ставках платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности» (далее — Постановление N 876).
Правила, утвержденные Постановлением N 764, устанавливают порядок расчета и взимания платы за пользование поверхностными водными объектами для таких видов водопользования (на основании соответствующих договоров):
— забор (изъятие) водных ресурсов из водных объектов или их частей;
— использование водных объектов или их частей без забора (изъятия) водных ресурсов для производства электрической энергии;
— использование акватории водных объектов или их частей, в том числе для рекреационных целей.
Для других целей водные объекты предоставляются в пользование либо на основании решений, либо вообще не требуют заключения договора водопользования или принятия соответствующего решения (ч. 2 и 3 ст. 11 Водного кодекса). Плата за водопользование в таких случаях не взимается.
Согласно Постановлению N 764 плата за пользование водными объектами устанавливается на основе следующих принципов:
— стимулирование экономного использования водных ресурсов, а также охрана водных объектов. Это означает, что уровень платы должен быть достаточно высоким. Кроме того, Водный кодекс предусматривает штраф в пятикратном размере ставки платы за пользование водным объектом, который водопользователь обязан уплатить за забор (изъятие) водных ресурсов в объеме, превышающем установленный договором водопользования;
— дифференциация ставок платы в зависимости от речного бассейна. То есть ставки платы должны учитывать климатические и природно-географические особенности территорий, где располагаются водные объекты;
— равномерность поступления платы в течение календарного года.
Проанализировав Постановление N 876, нетрудно заметить, что его структура отличается от схем налоговых ставок, установленных гл. 25.2 НК РФ. Ставки водного налога предусмотрены за забор воды из поверхностных и подземных водных объектов по экономическим районам страны (ст. 333.12 НК РФ). Внутри каждого района налоговые ставки дифференцированы по бассейнам рек и озер. Например, в Северный экономический район входят бассейны рек Волги, Невы, Печоры, Северной Двины и бассейны прочих рек и озер. То есть по данному экономическому району установлены четыре налоговые ставки за забор воды из поверхностных водных объектов и четыре ставки за забор воды из подземных водных объектов, относящихся к бассейнам указанных рек.
В отличие от этого в разд. I Постановления N 876 указаны ставки платы за забор водных ресурсов только из поверхностных водных объектов сразу по речным бассейнам конкретных рек или рек бассейнов соответствующих морей. Внутри каждого такого бассейна ставки дифференцированы по субъектам Российской Федерации. Например, по бассейну реки Северная Двина установлены ставки при заборе воды с указанием субъектов РФ: Республика Коми, Архангельская, Вологодская и Кировская области. Иными словами, группировка по экономическим районам здесь не применяется.
В разд. II Постановления N 876 ставки платы установлены по водным объектам в пределах территориального моря России. А в разд. III указаны ставки платы за использование водных объектов без забора (изъятия) водных ресурсов для целей производства электрической энергии. Эти ставки установлены в рублях за 1 тыс. кВт.ч электроэнергии по речным бассейнам основных рек, а также рекам бассейнов морей и Тихого океана. Аналогичным образом установлены и ставки водного налога.
Наконец, в разд. IV Постановления N 876 указаны ставки платы (в тысячах рублей) в год за использование 1 кв. км акватории поверхностных водных объектов. Эти ставки, как и в разд. III Постановления, установлены по речным бассейнам основных рек, а также по рекам бассейнов морей и Тихого океана. Такой порядок определения ставок отличается от предусмотренного гл. 25.2 НК РФ. В этой главе за пользование акваторией налоговые ставки установлены только по экономическим районам (без указания бассейнов каких-либо водных объектов).
Принцип равномерности поступления платы в течение календарного года обеспечивается в первую очередь за счет того, что установлен единый платежный период. Так, согласно Постановлению N 764 платежным периодом для всех категорий водопользователей признан квартал. При этом плата должна вноситься за фактическое водопользование не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим платежным периодом. Вместе с тем у конкретных водопользователей суммы платы, подлежащие внесению в бюджет, могут различаться по периодам в силу цикличного характера деятельности. У промышленных предприятий в течение года ассортимент и объемы выпускаемой продукции могут изменяться, что отражается на уровне затрат по электроэнергии, расходу воды и т.п. С учетом этих обстоятельств размер платы может существенно колебаться.
Расчет суммы неналоговой платы
Исходя из Правил, утвержденных Постановлением N 764, размер платы определяется как произведение платежной базы и соответствующей ей ставки. Платежная база устанавливается в договоре по каждому виду водопользования. Она рассчитывается отдельно по каждому водному объекту или его части. Платежной базой является:
— для плательщиков, осуществляющих забор (изъятие) водных ресурсов из водных объектов, — объем допустимого забора (изъятия) водных ресурсов (в том числе для передачи абонентам) за платежный период;
— для плательщиков, использующих водные объекты без забора (изъятия) водных ресурсов для целей гидроэнергетики, — количество производимой за платежный период электроэнергии;
— для плательщиков, использующих акватории водных объектов, — площадь предоставленной акватории водного объекта (его части).
Обратите внимание: в платежную базу по неналоговой плате, так же как и по водному налогу, не включен сброс сточных вод в водные объекты . Говоря об объекте обложения, напомним, что между платой и водным налогом есть отличие. Водный налог уплачивается при пользовании как поверхностными, так и подземными водными объектами, а плата взимается только за пользование поверхностными водными объектами.
———————————
Предоставление поверхностных водных объектов в пользование для сброса сточных или дренажных вод осуществляется на основании решений, принимаемых исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со ст. ст. 24 — 27 Водного кодекса. Плата при этом не взимается.
При уменьшении объема забора (изъятия) водных ресурсов, уменьшении (увеличении) количества произведенной электроэнергии по сравнению со значениями, установленными договором, плательщики делают перерасчет размера платы. Он производится по мере необходимости после окончания соответствующего платежного периода. Такой перерасчет возможен, только если это прямо отражено в договоре водопользования.
В Постановлении N 764 предусмотрено, что при перерасчете размера платы фактическая платежная база рассчитывается как:
— фактический объем забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта, который определяется по показаниям водоизмерительных приборов, отражаемым в журнале первичного учета использования воды. Если водоизмерительные приборы отсутствуют, объем забранной воды рассчитывается исходя из времени работы и производительности технических средств. Если же определить таким образом объем забранной воды невозможно, то он рассчитывается исходя из норм водопотребления или с помощью других методов на условиях и в порядке, которые прописаны в договоре водопользования;
— фактическое количество произведенной электроэнергии, исчисленное на основании данных контрольно-измерительной аппаратуры или с помощью других методов на условиях и в порядке согласно договору водопользования.
К первичным документам по определению объемов забора воды из водных объектов (и дальнейшему ее использованию, включая отпуск воды другим потребителям) относятся:
— журналы первичного учета использования воды, то есть форма ПОД-11 «Журнал учета водопотребления (водоотведения) средствами измерений» и форма ПОД-12 «Журнал учета водопотребления (водоотведения) другими методами»;
— журнал учета работы технологического оборудования и др.
Таким образом, фактический объем забранной воды рассчитывается по данным журнала по учету забора воды. Этот журнал водопользователь заполняет ежедневно на основании показателей водоизмерительных приборов. Если учет забора воды не ведется, объем забранной воды рассчитывается исходя из времени работы и производительности технологического оборудования, а при отсутствии такой возможности — исходя из норм водопотребления или с помощью других методов на условиях и в порядке, которые прописаны в договоре водопользования.
Проблемы, связанные с применением нового порядка
взимания неналоговой платы
В отличие от налоговых органов, которым Налоговый кодекс предоставляет право истребовать у плательщиков водного налога документы, необходимые для проверки правильности исчисления суммы налога к уплате, Федеральное агентство водных ресурсов аналогичными полномочиями не наделено. Сегодня отсутствуют нормативные правовые акты и методические документы, определяющие формы и методы контроля за исчислением, полнотой и своевременностью внесения в бюджет неналоговой платы.
Помимо этого в утвержденных Постановлением N 764 Правилах не указан конкретный порядок определения такой платежной базы, как площадь предоставленной акватории водного объекта или его части. По нашему мнению, данный вопрос требует отдельного разъяснения Росводресурсами.
И, наконец, ни Водным кодексом, ни Постановлением N 764 не предусмотрена подача плательщиками в Росводресурсы каких-либо расчетов или отчетных документов для перерасчета платы. В Положении о Федеральном агентстве водных ресурсов право утверждать форму отчетности по неналоговой плате Росводресурсам не предоставлено. В то же время в договор водопользования нельзя включить все показатели для расчета платы. Ведь расчет производится по итогам каждого отчетного периода за фактический объем водопользования, а договор заключается на более длительные сроки.
———————————
Утверждено Постановлением Правительства РФ от 16.06.2004 N 282.
Р.Л.Кошкин
Эксперт журнала
«Российский налоговый курьер»
В.В.Петрунин
Эксперт журнала
«Российский налоговый курьер»
Подписано в печать
29.05.2007

>Водный налог и плата за пользование водными объектами 2019

Основание и правовые основы

Водный налог — это федеральный прямой налог, правовые основы которого заложены в главе 25.2 Налогового кодекса РФ. Эта глава, а вместе с ней и сам водный налог, была введена в действие с 2005 года. До этого времени был другой налог — плата за пользование водными объектами, которая уплачивалась на основании Федерального закона от 6 мая 1998 г. N 71-ФЗ «О плате за пользование водными объектами» (сейчас этот закон утратил силу). С 2007 года вступил в действие новый Водный кодекс, который сузил круг плательщиков водного налога, отменив систему лицензирования пользования поверхностными водными объектами.

Право пользования такими объектами теперь приобретается на основании договора водопользования или решения о предоставлении водных объектов в пользование, то есть в рамках договорных гражданских правоотношений. А за пользование водным объектом или его частью взимается плата неналогового характера — она так и называется — плата за пользование водными объектами. Статья 333.8 Налогового кодекса также претерпела изменения в связи с этими новшествами — она дополнена пунктом, согласно которому не признаются плательщиками водного налога организации, осуществляющие водопользование на основании договоров или решений о предоставлении водных объектов в пользование, заключенных и принятых после введения в действие Водного кодекса РФ.

Можно сказать, что водный налог постепенно заменяется неналоговой платой за пользование водными объектами.

Объекты налогообложения

Водный налог

Объектами налогообложения водным налогом признаются следующие виды пользования водными объектами:

  1. забор воды из водных объектов;
  2. использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях;
  3. использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики;
  4. использование водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях.

Не являются объектами налогообложения:

  1. забор из подземных водных объектов воды, содержащей полезные ископаемые и (или) природные лечебные ресурсы, а также термальных вод;
  2. забор воды из водных объектов для обеспечения пожарной безопасности, а также для ликвидации стихийных бедствий и последствий аварий;
  3. забор воды из водных объектов для санитарных, экологических и судоходных попусков;
  4. забор морскими судами, судами внутреннего и смешанного (река — море) плавания воды из водных объектов для обеспечения работы технологического оборудования;
  5. забор воды из водных объектов и использование акватории водных объектов для рыбоводства и воспроизводства водных биологических ресурсов;
  6. использование акватории водных объектов для плавания на судах, в том числе на маломерных плавательных средствах, а также для разовых посадок (взлетов) воздушных судов;
  7. использование акватории водных объектов для размещения и стоянки плавательных средств, размещения коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования для осуществления деятельности, связанной с охраной вод и водных биологических ресурсов, защитой окружающей среды от вредного воздействия вод, а также осуществление такой деятельности на водных объектах;
  8. использование акватории водных объектов для проведения государственного мониторинга водных объектов и других природных ресурсов, а также геодезических, топографических, гидрографических и поисково-съемочных работ;
  9. использование акватории водных объектов для размещения и строительства гидротехнических сооружений гидроэнергетического, мелиоративного, рыбохозяйственного, воднотранспортного, водопроводного назначения и для целей водоотведения;
  10. использование акватории водных объектов для организованного отдыха организациями, предназначенными исключительно для содержания и обслуживания инвалидов, ветеранов и детей;
  11. использование водных объектов для проведения дноуглубительных и других работ, связанных с эксплуатацией судоходных водных путей и гидротехнических сооружений;
  12. пользование водными объектами для обеспечения нужд обороны страны и безопасности государства;
  13. забор воды из водных объектов для орошения земель сельскохозяйственного назначения (включая луга и пастбища), полива садоводческих, огороднических, дачных земельных участков, земельных участков личных подсобных хозяйств граждан, для водопоя и обслуживания скота и птицы, которые находятся в собственности сельскохозяйственных организаций и граждан;
  14. забор из подземных водных объектов шахтно-рудничных и коллекторно-дренажных вод;
  15. использование акватории водных объектов для рыболовства и охоты.

Плата за пользование водными объектами

Перечень оснований для предоставления водных объектов в пользование на основании договора (за который взимается плата за пользование водными объектами) установлен в ст. 11 Водного кодекса:

  • забор (изъятие) водных ресурсов из поверхностных водных объектов;
  • использование акватории водных объектов, в том числе для рекреационных целей;
  • использование водных объектов без забора (изъятия) водных ресурсов для целей производства электрической энергии.

Другие виды водопользования предоставляются в пользование либо на основании решений, либо вообще не требуют ни заключения договора, ни принятия решения.

Налоговая база по водному налогу

Налоговая база по водному налогу определяется в зависимости от вида водопользования и по каждому водному объекту отдельно:

  • при заборе воды налоговая база определяется как объем воды, забранный из водного объекта за налоговый период на основании показаний водоизмерительных приборов, а в случае их отсутствия — по нормам водопотребления;
  • при использовании акватории налоговая база определяется как площадь предоставленного водного пространства по данным лицензии, а в случае ее отсутствия — по материалам технической и проектной документации;
  • при использовании водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики налоговая база определяется как количество произведенной за налоговый период электроэнергии;
  • при лесосплаве в плотах и кошелях налоговая база определяется как произведение объема древесины, сплавляемой за налоговый период, в тысячах куб. метров и расстояния сплава в км, деленного на 100.

Обратим внимание еще раз — налоговая база рассчитывается по каждому водному объекту отдельно! Это значит, что, например, при заборе воды из нескольких рек налоговая база рассчитывается по каждой реке. И неважно, что налоговые ставки по бассейнам этих рек могут быть одинаковыми. Если в отношении водного объекта установлены различные ставки, налоговая база определяется применительно к каждой налоговой ставке.

Платежная база по плате за пользование водными объектами

Ставки, порядок расчета и взимания платы за пользование водными объектами устанавливается в зависимости от собственника водного объекта: Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления.

Для водных объектов, находящихся в федеральной собственности, эти вопросы регулирует Постановление Правительства РФ от 14.12.2006 N 764. Согласно ему, платежная база устанавливается в договоре водопользования по каждому виду пользования водными объектами и определяется отдельно в отношении каждого водного объекта или его части.

Платежной базой является:

  • для плательщиков, осуществляющих забор водных ресурсов из водных объектов или их частей, — объем допустимого забора водных ресурсов, включая объем для передачи абонентам, за платежный период;
  • для плательщиков, использующих водные объекты или их части без забора водных ресурсов для целей гидроэнергетики, — количество производимой электроэнергии за платежный период;
  • для плательщиков, использующих акватории водных объектов или их частей, — площадь предоставленной акватории водного объекта или его части.

Если водные объекты находятся в собственности субъекта РФ, то правила по ним должны быть установлены этим самым субъектом.

Ставки водного налога и платы за пользование водными объектами

Ставки по водному налогу установлены по бассейнам рек, озер, морей и экономическим районам в рублях за 1 тыс. куб. воды забранной из поверхностных или подземных водных объектов — ст. 333.12 Налогового Кодекса РФ.

С 2017 года ставки водного налога проиндексированы в размере 1,52. Эти изменения внесены в Налоговый кодекс Федеральным законом от 24.11.2014 N 366-ФЗ, который предусматривает ежегодную индексацию ставок налога до 2025 года. При заборе воды сверх установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования налоговые ставки в части такого превышения устанавливаются в пятикратном размере (также с учетом коэффициента 1,52 в 2017 году).

Ставка налога при заборе воды для водоснабжения населения в 2017 году устанавливается в размере 107 рублей за одну тысячу кубических метров воды, забранной из водного объекта.

Ставки платы за пользование водными объектами, а также порядок ее расчета и уплаты устанавливается в зависимости от собственника водного объекта Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления. Для водных объектов, находящихся в федеральной собственности, ставки платы за пользование водными объектами установлены Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 N 876.

Ставки платы за пользование водными объектами, находящимися в собственности Санкт-Петербурга, утверждены Постановлением Правительства СПб от 17.08.2007 N 1007, и составляют:

  • За забор водных ресурсов из поверхностных водных объектов, расположенных в границах бассейна Невы, в пределах допустимого забора, установленного договором водопользования, — 258 руб. за 1 тыс. куб. м водных ресурсов.
  • За забор водных ресурсов из поверхностных водных объектов, расположенных в границах бассейнов рек бассейна Балтийского моря (за исключением Невы), в пределах допустимого забора, установленного договором водопользования, — 282 руб. за 1 тыс. куб. м водных ресурсов. З
  • За забор водных ресурсов из поверхностных водных объектов для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения в пределах допустимого забора, установленного договором водопользования, — 70 руб. за 1 тыс. куб. м водных ресурсов.
  • За использование акватории поверхностных водных объектов или их частей — 33,96 тыс. руб. за 1 кв. км используемой акватории в год.

Порядок и сроки уплаты, отчетность

Исчислить сумму водного налога налогоплательщик должен самостоятельно.

Общая сумма налога — это результат сложения сумм налога, посчитанных по всем видам водопользования.

Сумма налога по итогам каждого налогового периода уплачивается по местонахождению объекта налогообложения в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом — то есть 20 апреля, 20 июля, 20 октября и 20 января 2017 года. В тот же срок необходимо представить и налоговую декларацию по водному налогу (ее нужно сдать в налоговый орган по местонахождению объекта налогообложения).

Водный налог полностью зачисляется в федеральный бюджет.

Иностранные лица, уплачивающие водный налог, должны представить копию налоговой декларации по местонахождению органа, выдавшего лицензию на водопользование, в срок, установленный для уплаты налога.

Налоговая декларация утверждена приказом Минфина ФНС России от 09.11.2015 N ММВ-7-3/ Она может быть представлена как в бумажном, так и в электронном виде — по выбору налогоплательщика. Что касается платы за пользование водными объектами, то порядок ее уплаты устанавливается в зависимости от собственника водного объекта Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления.

Для водных объектов, находящихся в федеральной собственности установлено, что плата вносится по месту пользования водным объектом не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим платежным периодом (кварталом). Она зачисляется в федеральный бюджет в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

В Санкт-Петербурге плата также должна быть уплачена не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, но зачисляется эта плата уже в бюджет Санкт-Петербурга.

Что касается отчетности по плате за пользование водными объектами, то ни Водным кодексом, ни принятыми Постановлениями Правительства не предусмотрено предоставление плательщиками расчетов или каких-либо отчетных документов.

Обращаем внимание!

Налогоплательщики, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 25 человек, а также вновь созданные организации, численность работников которых превышает указанный предел, представляют налоговые декларации и расчеты только в электронной форме.

С полным списком федеральных операторов электронного документооборота, действующих на территории определенного региона, можно ознакомиться на официальном сайте Управления ФНС России по субъекту РФ.

Водный налог: что нового в 2017 году?

C 2017 года:

  • К ставке водного налога применяется новое значение повышающего коэффициента. При расчете водного налога к общим ставкам применяется повышающий коэффициент. В 2017 году его значение составляет 1,52. В прошлом году этот коэффициент был предусмотрен в размере 1,32.
  • При заборе воды для водоснабжения населения ставка водного налога равна 107 руб. за 1000 куб. м. В 2016 году ставка составляла 93 руб. за 1000 куб. м. забранных (изъятых) водных ресурсов. Повышение было запланировано.

При уплате недоимок по всем налогам с 1 октября 2017 года изменяются правила начисления пеней. При длительной просрочке предстоит уплачивать большие суммы пеней — это касается недоимок, возникших после 1 октября 2017 года. Изменения внесены в правила расчета пеней, которые установлены для организаций п. 4 ст. 75 НК РФ.

Если, начиная с указанной даты, просрочить платеж более чем на 30 дней, пени предстоит рассчитывать так:

  • исходя из 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей в период с 1-го по 30-й календарные дни (включительно) такой просрочки;
  • исходя из 1/150 ставки рефинансирования ЦБ РФ, актуальной в период начиная с 31-го календарного дня просрочки.

При просрочке в 30 календарных дней и меньше юрлицо заплатит пени исходя из 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ.

Изменения предусмотрены Федеральным законом от 01.05.2016 N 130-ФЗ.

При уплате недоимок до 1 октября 2017 года количество дней просрочки не имеет значения, ставка в любом случае составит 1/300 ставки рефинансирования ЦБ. Напомним, что с 2016 года ставка рефинансирования равна ключевой ставке.

Что такое налог на скважину

В настоящее время Налоговый кодекс вместе с законом «О недрах» разрешают дачникам и владельцам собственных домов и коттеджей использовать колодец или скважину для полива огорода и теплиц, водопоя домашних животных и птицы. О потребностях человека в использовании воды в этих документах нет никакой информации.

Не взимается налог с домашней скважины в следующих случаях:

  • водозабор оборудован на личном участке;
  • вода используется только для полива и водопоя живнотных;
  • забор осуществляется с первого горизонта (с глубины 30-40 м);
  • центральное водоснабжение производится с других глубин;
  • вода не используется при осуществлении предпринимательской деятельности.

Эти данные свидетельствуют о том, что скважина на вашем участке обычно не подлежит налогообложению. Но для этого нужно иметь лицензию. Она поможет избежать штрафов. Ведь законы могут поменяться в любой момент. Для получения разрешения на пользование водой нужно узнать, на какой глубине находится водоносный первый горизонт в вашей местности. Чаще всего он распложен гораздо ниже скважины. Тогда можно обращаться к помощи Территориального фонда геологической информации. Для обращения нужно:

  • заполнить бланк заявки;
  • оплатить пошлинный сбор;
  • приложить карту участка в масштабе 1:10000.

После получения будут не страшны никакие новые законы, если бурение скважины происходило в соответствии с законом «О недрах».

Бурение артезианских скважин

Некоторые люди бурят скважины с целью получения артезианской воды. Она значительно чище и ценнее, чем с верхнего слоя. Глубина артезианского колодца обычно составляет более 100 м. На такой глубине она полностью защищена от атмосферных осадков, в нее не проникают сточные воды. Эта ценнейшая влага является ресурсом человечества. Такой воды довольно мало в мире. Ее источники обязательно обкладываются налогами. Для бурения необходимо выполнить несколько требований;

  • ближе 300 м не должно быть химических источников заражения;
  • объекты, несущие биологическую угрозу, должны быть удалены от скважины на расстояние не менее 200 м;
  • объекты человеческой деятельности располагаются на расстоянии до 30 м;
  • поблизости от скважины запрещено пользоваться химическими удобрениями;
  • место бурения нужно обнести забором.

Источниками химического заражения могут быть нефтебазы, заправочные станции, некоторые промышленные объекты. Биологическую угрозу несут скотомогильники, свалки, объекты канализационной системы. К объектам жизнедеятельности человека относятся сады, огороды, дома, бани. Теперь нужно собрать некоторые документы:

  • Генеральный план участка;
  • ситуационный план;
  • документы на право собственности;
  • план, выданный кадастровыми органами.

Теперь можно идти получать разрешение на буровые работы. Делается это в Департаменте по недропользованию. Сами буровые работы вместе с документами на их разрешение могут обойтись в сумму 2 млн рублей. Это во многом зависит от глубины скважины. После окончания буровых работ сотрудники Роспотребнадзора приходят на место и проводят анализ воды. С окончательным заключением о пригодности ее к питью необходимо оборудовать скважину элементами учета и начать ею пользоваться и платить обязательные налоги на воду.

Заключение по теме

Некоторые владельцы дачных участков хотели бы иметь в своем распоряжении колодец или скважину, но не платить за них налоги. В большинстве случаев это удается сделать, так как законом не предусмотрено налогообложение на источники воды из поверхностных слоев, расположенных на глубине до 30-40 м. Этому требованию отвечают практически все источники воды на частных участках. Облагаются налогами только артезианские скважины, добывающие воду с глубины 100 м и более. При обнаружении подобной скважины на участке владелец несет большие финансовые потери. Самое малое — это штраф. После этого часто выносится решение о ликвидации водоисточника. Хозяева участка могут остаться совершенно без воды.

Чтобы этого не произошло, нужно иметь лицензию. Это разрешение на право пользования источником воды. Для ее получения нужно собрать внушительный пакет документов. В него входят следующие бумаги:

  • паспорт, выданный на пробуренную скважину;
  • заключение санэпидемстанции;
  • документы кадастровой палаты;
  • анализы воды;
  • лимиты расходования воды.

Расход воды определяется по счетчикам, установленным на оборудовании водоисточника. Если счетчик вышел из строя, его нужно срочно поменять на новый.

На основании Водного кодекса, действующего в России, налогоплательщиками не признаются физические лица, которые пользуются водой на основании договора о водопользовании.

В других случаях налог устанавливается в зависимости от региона размещения водоисточника и ставок, действующих там. На величине налога сказываются и цели использования воды. Обычно эта цифра составляет около или чуть более 100 рублей за 1000 м³. Налог выплачивается ежеквартально до 20 числа нужного месяца.

Чтобы пробурить и обустроить артезианскую скважину на собственном участке, лучше посоветоваться на эту тему с опытным юристом. Он даст необходимую консультацию и убережет вас от штрафов и бесконечной ходьбы по казенным кабинетам.