Налог на такси

Расходы на проезд в такси командированного работника

Сотрудник, направленный в командировку, может воспользоваться службой такси для проезда к вокзалу, аэропорту, месту проживания, а также к месту его постоянной работы в период выполнения командировочного задания. П. 12 ст. 264 НК РФ позволяет отнести к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, расходы на командировки, в т. ч. проезд работника к месту работы и обратно. Вид транспорта, который при этом может быть использован, не оговорен.

В этой связи встает вопрос: можно ли учитывать в составе прочих расходов проезд на такси работника, находящегося в командировке? Разъяснения по нему дает Минфин (см. письма от 02.03.2017 № 03-03-07/11901, от 10.06.2016 № 03-03-06/1/34183, от 14.06.2013 № 03-03-06/1/22223). И вывод из них следует, что можно — при условии документального подтверждения и экономической обоснованности затрат.

Какие документы могут подтвердить оплату за проезд в такси? Это может быть чек ККТ или квитанция на оплату пользования услугами такси. В постановлении правительства от 14.02.2009 № 112 можно найти обязательные реквизиты, утвержденные для подобных квитанций.

В случае отсутствия хотя бы одного из выше перечисленных реквизитов документ считается непригодным для подтверждения расходов работника организации на проезд в такси.

Для экономического обоснования поездок на такси во время нахождения в командировке стоит получить от работника служебку с пояснениями выбора именно этого вида транспорта: график работы, при котором сложно добираться на общественном транспорте, удаленность места работы или временного проживания от остановок общественного транспорта. В противном случае от поездок в такси или от признания платы за них в расходах для прибыли лучше отказаться.

Ознакомиться с тем, какие расходы возмещаются командированному работнику, облагаются ли они НДФЛ, можно в этой статье.

Расходы на такси до работы и обратно

Можно ли учесть расходы на такси для доставки работника на работу и возврата его домой? Этот вопрос вызывает много споров у бухгалтеров. И к таким расходам трепетно относятся проверяющие. По учету расходов на доставку сотрудников до места работы и обратно, в том числе с применением такси, Министерство финансов РФ дало разъяснение в письмах от 16.03.2017 № 03-04-06/15198, от 27.11.2015 № 03-03-06/1/69181. Исходя из писем, делаем выводы: расходы на такси для доставки работника на работу и обратно можно учесть в качестве уменьшающих налог затрат при соблюдении одного из двух условий:

  1. Использование такси оправдано неудобным территориальным расположением места работы по отношению к остановкам общественного транспорта либо производственным графиком работы, при котором возникают трудности с проездом на общественном транспорте. Данные основания должны быть обоснованы в приказе руководителя, который закрепляет порядок использования такси в служебных целях.
  2. Доставка работника на работу и (или) с нее с использованием такси предусмотрена трудовым договором и (или) коллективным договором как система оплата труда и при этом возможно определить сумму дохода каждого работника.

Для принятия расходов они должны быть обязательно документально подтверждены. Об обязательных реквизитах на документах, подтверждающих пользование службой такси, уже говорилось.

Подробнее об удержании НДФЛ с компенсации проезда в статье «Проезд до работы и обратно — налоговый аспект».

Расходы на такси для работников в служебных целях

Для расширения клиентской базы, с целью улучшения качества услуг, увеличения продаж организации направляют работников к своим клиентам (заказчикам). Производственной необходимостью может быть вызвана не признаваемая командировкой поездка работника на такси до контрагента, с которым фирма сотрудничает. Можно ли учесть эти расходы при налогообложении прибыли?

Можно, в случае если поездки на такси работник применял именно для служебных целей, эти поездки документально подтверждены и их служебное предназначение письменно обосновано. Руководителю следует издать приказ с указанием работников, которые для выполнения своих должностных обязанностей могут пользоваться услугами такси. А работники должны предоставлять служебные записки с обоснованием необходимости поездки на такси.

См. также: «: Когда разрешено списать расходы на такси?».

Если должностные обязанности работника в принципе предусматривают регулярные поездки, организации необходимо в трудовом договоре или локальном нормативном акте указать разъездной характер его работы. И документально подтвержденные расходы на такси принимать к налоговому учету.

Если работники организации в ходе своей работы вынуждены часто прибегать к услугам такси, для безболезненного принятия к налоговому учету таких расходов организации желательно заключить договор на оказание услуг такси с соответствующей фирмой. Расчеты с такси производить по банку на основании выставленных счетов или согласно условиям договора. В этом случае для подтверждения расходов у организации будет банковская выписка со списанными на оплату услуг суммами, а также подтверждающие осуществление данных поездок первичные документы, предоставленные службой такси.

Расходы на такси как представительские расходы

Редко какая организация в процессе своей деятельности может обойтись без организации официальных приемов, переговоров. Расходы на доставку официальных лиц организации-налогоплательщика к месту проведения представительского мероприятия и обратно прямо упомянуты в качестве представительских расходов в п. 2 ст. 264 НК РФ. Для принятия их к учету необходимо, чтобы они были документально подтверждены. Для этого в организации должны быть сформированы:

  • приказ руководителя о проведении данного мероприятия и осуществления соответствующих расходов;
  • смета представительских расходов;
  • отчет о представительских расходах, который должен включать: цель и результаты мероприятия, дату и место проведения, программу мероприятия, список участников и величину расходов, подтвержденных первичными документами.

Подробнее о представительских расходах, особенностях их оформления читайте в статье «Представительские расходы — это какие расходы?».

Если расходы на доставку с использованием такси упомянуты в отчете, имеются подтверждающие документы, то такие расходы учитываются в прочих расходах, связанных с реализацией и производством.

ВАЖНО! Представительские расходы в течение отчетного (налогового) периода включаются в состав прочих расходов в размере, не превышающем 4% от расходов налогоплательщика на оплату труда за этот отчетный (налоговый) период.

Подробнее о нормировании представительских расходов читайте в этой статье.

Расходы на такси в бухгалтерском учете

Порядок использования такси работниками организации в служебных целях определяет ее руководитель. Его решением с изданием соответствующего приказа или разработкой локального нормативного акта, регламентирующего использование службы такси в служебных поездках, проезд сотрудников в такси может подлежать оплате.

Такие расходы, подтвержденные соответствующими документами, в бухгалтерском учете учитываются, согласно пп. 5, 7 ПБУ 10/99 «Расходы организации» (приказ Минфина от 06.05.1999 № 33н), как расходы по обычным видам деятельности.

Отражение в учете данных расходов, произведенных за наличный расчет, происходит на основании авансового отчета работника с приложением подтверждающих документов.

В бухучете проводки следующие:

Дт 26 Кт 71 — отражены представительские расходы на такси;

Дт 20 (26, 44) Кт 71 — отражены расходы работника на такси во время командировки.

Точно также проводятся расходы работников на такси в связи с выполнением служебных обязанностей:

Дт 71 Кт 50 — компенсированы расходы сотруднику.

Для отражения затрат на такси в бухгалтерском учете, как и в налоговом, сотрудник должен представить подтверждающие документы, а также служебку с пояснением маршрута следования.

Если организацией заключен договор со службой такси, расходы, связанные с передвижением сотрудников на такси, отражаются проводкой:

Дт 20 (26, 44) Кт 60 — отражены расходы, связанные с рабочими поездками сотрудников на такси.

Как платит налоги ИП-таксист

Предпринимательская деятельность в сфере пассажирских перевозок доступна практически каждому человеку, обладающему автомобилем и небольшим количеством средств. Для того чтобы иметь возможность перевозить людей, необходимо, прежде всего, открыть индивидуальное предприятие. Действовать нужно исключительно в рамках закона.

Иметь лицензию или нет — индивидуальное решение каждого будущего таксиста. Конечно, предприниматель может совершать деятельность без лицензии, но ее отсутствие не дает возможности совершать работу на постоянной основе. Обычно лицензия на совершение пассажирских и грузовых перевозок выдается на 5 лет.

Разрешение данного типа открывает массу возможностей будущему бизнесмену. Сразу отпадает проблема с легальностью деятельности, таксист имеет право расширить организацию и совершать перевозки в междугородном и международном сообщении.

Для того чтобы получить лицензию, необходимо иметь собственный автомобиль или несколько с подтверждающими документами. Средства передвижения должны соответствовать всем необходимым требованиям и быть оборудованы таксометром. Если соблюдены все правила, то в течение одного календарного месяца с момента подачи заявки предприниматель получит документ, разрешающий совершать грузовые и пассажирские перевозки.

В любом случае, с лицензией или без, предприниматель, занимающийся перевозками, обязан платить налоговые выплаты.

Процент уплаты зависит от системы налогообложения, которую выбрал для себя бизнесмен.

Какую систему налогообложения может выбрать ИП-таксист

При основной системе налогообложения таксист, совершающий предпринимательскую деятельность, обязан вести декларацию и описывать там все финансовые манипуляции. Сумма подоходного налогового платежа составляет 13% от общего дохода. Такое налогообложение имеет один большой недостаток — сложное ведение документов. Это не подходит для предпринимателя, который работает на себя и нуждается в дополнительных сотрудниках, таких как, к примеру, бухгалтер.

При ЕНВД налоги для ИП с такси составляют до 15% от общего дохода. Сумма учитывается исходя из процентной ставки, количества пассажирских мест и стоимости услуг. Данная система налогообложения подходит для частных извозчиков и небольших фирм, где зарегистрировано не больше 20 машин. ЕНВД удобен тем, что вместо уплаты нескольких остается единый вмененный налог. Недостаток заключается в том, что фирма, работающая по ЕНВД, не может сотрудничать с предприятиями, которые платят НДС.

Если предприниматель-водитель выбрал для себя упрощенную систему налогообложения, сумма налога составит 6% от общего дохода или 15% от дохода, уменьшенного на расход. Вариант расчета бизнесмен выбирает сам. Второй вариант подходит для тех, у кого очень высокий расход.

Упрощенное налогообложение очень удобно для таксистов, которые совершают деятельность самостоятельно или имеют очень маленькую фирму. Облегченная система бухгалтерского учета и единый налог — главные преимущества «упрощенки». К сожалению, предприниматель, работающий по УСН, не может открывать дополнительные филиалы и сотрудничать с фирмами, уплачивающими НДС.

Патентная система налогообложения считается специальным налоговым режимом.

  1. Направлена на определенную категорию индивидуальных предпринимателей. Подразумевает более простые условия налогообложения для бизнесменов-таксистов.
  2. Главное преимущество — возможность перехода на ПСН в любое удобное время для предпринимателя и наоборот. Бизнесмен сам указывает необходимые сроки. Авансовая система оплаты патента считается главным недостатком ПСН.
  3. Данная система налогообложения не подходит для больших фирм и предприятий.
  4. Сумма налоговых выплат по ПСН зависит от количества зарегистрированных машин и установленного дохода. Ставка налога составляет 6% от общей прибыли.

Независимо от выбора налоговой системы налогоплательщик обязан платить фиксированный взнос. Доход определяет процент взноса. Предприниматель, желающий заниматься частным извозом, должен решить, каким образом будет совершаться деятельность. Исходя из этого можно будет определить, какая налоговая система будет наиболее применима.

Такси в командировке

  • 12.03.19 Если сотрудник вернулся из командировки в два часа ночи и этот день является его нерабочим днем, то необходимо оплатить этот день полностью или только фактически отработанное время? Как подтвердить время (для оплаты), затраченное на получение багажа, и путь от аэропорта до дома? 1 086
  • 13.02.18 На основании положения о служебных командировках работникам компании возмещались расходы на такси: до места командировки и обратно к месту постоянной работы, до места отправления в командировку, а также по служебным делам во время командировки. По результатам выездной проверки управление ПФ указало на занижение базы по взносам на компенсации расходов на такси. По мнению фонда, такси не относится к общественному транспорту, и такие расходы не… 4 790
  • 07.06.17 Согласно локального нормативного акта компания компенсировала генеральному директору расходы на оплату проезда на такси во время нахождения в командировке. В подтверждение несения расходов были представлены авансовые отчеты, квитанции на оплату заказа такси, служебные записки, приказы о направлении в командировку. По результатам выездной проверки ФСС доначислил страховые взносы, пени и штраф, полагая, что расходы на оплату проезда на такси во … 7 147
  • 27.03.17 К такому выводу пришел Минфин. Кроме того, ведомство рассказало об учете в расходах компенсации стоимости проезда командированного на такси, а также об отдельном возмещении расходов на питание при проезде к месту командирования и обратно. 2 147
  • 27.03.17 Письмо Минфина России от 02.03.2017 N 03-03-07/11901 6 583
  • 20.10.16 Сотрудник организации (г. Москва) направлен в командировку по территории РФ. Во время командировки он пользовался услугами такси, чтобы добраться из аэропорта до гостиницы и обратно. За пользование услугами такси выдана квитанция, в которой указаны номер, серия, дата выполнения заказа, маршрут следования, сумма, стоят подпись кассира и печать, кассовый чек отсутствует. В организации есть положение о командировках, согласно которому работнику возмещаются расходы на проезд в аэропорт (из аэропорта) или на вокзал (с вокзала) в местах отправления, назначения или пересадок, в том числе на такси, на провоз багажа. Может ли организация принять квитанции за услуги такси во время командировки в качестве первичных документов? Может ли организация уменьшить расходы по налогу на прибыль на услуги такси согласно квитанции, если кассовый чек отсутствует? 11 393
  • 03.08.16 В письме от 28.06.16 № 03-04-06/37671 Минфин напомнил, что согласно статье 168 Трудового кодекса в случае направления в служебную командировку работодатель обязан возмещать работнику расходы по проезду. Порядок и размеры возмещения определяются колдоговором или локальным нормативным актом организации. В соответствии с пунктом 3 статьи 217 НК не подлежат обложению НДФЛ компенсационные выплаты (в пределах норм), связанных, в частности, с… 3 840
  • 03.08.16 Письмо Минфина от 28.06.2016 № 03-04-06/37671 2 650
  • 15.07.16 В письме от 10.06.16 № 03-03-06/1/34183 Минфин напомнил, что расходы на командировки учитываются на основании утвержденного в установленном порядке авансового отчета и иных документов, свидетельствующих о фактически понесенных затратах и подтверждающих фактический срок пребывания работника в служебной командировке. В постановлении правительства РФ от 06.05.2008 № 359 о порядке проведения расчетов без ККТ указано, что документы, используемые… 4 057
  • 15.07.16 Письмо Минфина от 10.06.2016 № 03-03-06/1/34183 2 903
  • 01.07.13 Компания вправе учитывать в расходах стоимость проезда на такси, которым работник воспользовался в командировке. Но при следующих условиях. Во-первых, затраты должны быть экономически оправданы. И, во-вторых, в наличии у организации должны быть документы, подтверждающие оплату поездки. Об этом сообщили специалисты Минфина России в письме от 14.06.2013 г. № 03-03-06/1/22223. … 3 459
  • 03.12.12 Если работник воспользовался в командировке такси, расходы на такой проезд чиновники позволяют учесть в целях налогообложения. Однако здесь нужно учесть некоторые нюансы. 5 42 524
  • 12.11.12 Одним из наиболее сложных аспектов, с которым сталкивается бухгалтер при направлении работника в командировку, является налогообложение. Фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы на проезд до места назначения и обратно не подлежат обложению НДФЛ. Однако на практике зачастую возникают сложные ситуации, в которых применение приведенной нормы становится затруднительным. 3 601
  • 25.07.12 Письмо Минфина России от 11.07.2012 N 03-03-07/33 3 014
  • 11.07.12 Письмо Минфина России от 27.06.2012 N 03-11-04/2/80 5 336
  • 05.05.12 …квитанция, выданная водителем, не содержит обязательных реквизитов? Минфин России в письме от 25.04.2012 № 03-04-05/9-549 ответил, что суммы оплаты организацией проезда работника на такси при направлении его в командировку относятся к числу компенсационных выплат, связанных с исполнением налогоплательщиками трудовых обязанностей. На этом основании данные выплаты не облагаются НДФЛ (ст. 168 ТК РФ, абз. 11 п. 3 ст. 217 НК РФ). При… 1 521
  • 15.03.12 Организация оплачивает командированному проезд на такси из гостиницы в офис клиента и в аэропорт. Фирма хотела бы учесть эти расходы при налогообложении прибыли. Налоговики разъяснили, что для этого нужно. Из налогооблагаемой прибыли можно вычесть сумму расходов на проезд командированного работника в такси. Правда, при этом должны соблюдаться некоторые условия. Подробнее об этом рассказало Управление ФНС России по Москве. Туда обратилась… 1 294
  • 02.11.11 По мнению финансистов, в целях налогообложения прибыли можно учесть затраты на оплату проезда работника к месту командировки и обратно вне зависимости от времени, проведенного в месте назначения (письмо Минфина России от 20 сентября 2011 г. № 03-03-06/1/558). 5 007
  • 06.05.11 Менеджер турфирмы может задержаться в командировке по собственной инициативе, скажем, решив провести там отпуск. Или если во время служебной поездки утерян проездной документ. Такие ситуации налоговое законодательство не регулирует. Чтобы определиться, можно ли учесть командировочные расходы в целях налогообложения и не удерживать с их суммы НДФЛ, воспользуемся разъяснениями чиновников… 12 368
  • 01.12.09 Приказ на командировку и служебное задание в целях налога на прибыль оформлять не обязательно…Расходы на покупку электронного билета можно подтвердить и без посадочного талона…Расходы на такси до аэропорта (вокзала) и обратно обоснованны, даже если сотрудник выехал не с работы, а из дома…Доплату до фактического заработка за время командировки признают, если она предусмотрена в локальных актах… 1 890
  • 27.06.08 Какими документами можно подтвердить расходы командированного работника на проезд до аэропорта на такси? Как учесть расходы на проезд до места командировки, если билет приобретен в бездокументарной форме? Можно ли в целях исчисления налога на прибыль признать расходы на приобретение билета по безналичному расчету? 26 447
  • 27.03.08 Компания может учесть в расходах плату за проезд командированного работника в такси, если он добирался до аэропорта. В недавно обнародованном письме от 19.12.07 № 28-11/121388 УФНС России по г. Москве (опубликовано на стр. 6 московской вкладки) согласилось с аналогичным мнением Минфина (письмо от 22.05.07 № 03-03-06/2/82). 2 215
  • 28.04.07 Вы можете вычесть из налогооблагаемой прибыли расходы на такси, которым воспользовался командированный. Однако на случай проверки нужно запастись документами, доказывающими обоснованность подобных затрат. Например, в приказе директора о направлении в командировку можно написать, что сотрудник берет такси для сокращения потерь рабочего времени. 4 592